Содержание
Урок 19.а. Классификация листьев
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока — комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: познакомить с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различать простые и сложные листья.
Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы (на каждую парту).
Ключевые слова и понятия: лист, строение листа, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники; способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влагалищный лист; простые и сложные листья; рассеченные листья: пальчато-лопастный, пальчато-рассеченный, пальчато-раздельный, перисто-лопастный, тройчатолопастный; формы края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выямчатый, извилистый; формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисто-рассеченная, парноперистосложная, непарноперистосложная, линейная, тройчатосложная, пальчато сложная; жилкование листьев: параллельное, дуговое, сетчатое, пальчатое, перистое; гетерофилия.
Ход урока
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Лист — один из основных органов зеленого растения. Он занимает боковое положение на стебле. Вспомните, какими разнообразными бывают листья растений! А как они отличаются по размерам! Например, лист водной ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, а лист виктории амазонской — до 1 м. Листья некоторых тропических пальм достигают 20—22 м в длину.
По каким признакам мы определяем то или иное растение?
(Ответы учащихся.)
Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или размерам его листьев. Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты.
Практическая работа
Найдите изображение растения и литературных справочнике и зарисуйте в соответствующей графе таблицы
Формы простых листьев с цельной листовой пластинкой
Название | Примеры растений | Изображение формы листа |
Округлый | Манжетка, осина | |
Яйцевидный | Мята перечная, бук, крапива двудомная | |
Обратнояйце видный | Ольха клейкая, волчник, дуб | |
Овальный (эллиптический) | Черемуха, фикус, вишня, жимолость | |
Копьевидный | Щавель, лебеда копьелистная | |
Стреловидный | Вьюнок полевой, стрелолист | |
Сердцевидный | Липа, частуха подорожниковая | |
Продолговатый | Настоящий каштан, лавровишня | |
Ланцетный | Ива ломкая, лох серебристый, подорожник ланцетолистный, чина луговая | |
Лопатчатый | Мыльнянка клейкая (прикорневые листья) | |
Почковидный | Копытень европейский, печеночница, камнеломка точечная | |
Ромбический | Марь, береза бородавчатая | |
Линейный | Тис, злаки, осоки, кукуруза | |
Игольчатый | Ель, сосна, лиственница |
Формы простых листьев с расчлененной листовой пластинкой
Название | Примеры растений | Изображение формы листа |
Тройчатолопастный | Смородина, хмель, плющ | |
Тройчатораздельный | Сныть (молодые листья) | |
Тройчаторассеченный | Воронец колосистый | |
Пальчато-лопастный | Клен, платан | |
Пальчато-раздельный | Хмель, герань | |
Пальчато-рассеченный | Купальница европейская, морозник кавказский | |
Перисто-лопастный | Дуб | |
Перисто-раздельный | Одуванчик, цикорий | |
Перисто-рассеченный | Лапчатка многонадрезанная, тысячелистник, полынь |
Формы сложных листьев
Название | Примеры растений | Изображение формы листа |
Тройчатосложный | Земляника, клевер, люцерна, соя, ежевика, ракитник, аквилегия (водосбор) | |
Пальчато-сложный | Каштан конский, люпин, конопля | |
Парноперистосложный | Арахис, желтая акация, кара- гана | |
Непарноперистосложный | Рябина, вика, шиповник, роза | |
Дваждыперистосложный | Гледичия, щитовник мужской | |
Триждыперистосложный | Папоротник кочедыжник женский | |
Прерывистопери-стосложный | Картофель | |
Лировидный | Гравилат |
Формы края листа
Название | Примеры растений | Изображение формы листа |
Цельнокрайный | Подорожник, сирень, крушина | |
Пильчатый | Крапива, липа, вяз | |
Двоякопильчатый | Мать-и-мачеха | |
Зубчатый | Манжетка, лещина, сабельник, крапива | |
Городчатый | Живучка ползучая, береза карликовая, калужница |
Жилкование листьев
Тип жилкования | Примеры растений | Изображение | |||
Параллельное | Злаки, осоки | ||||
Дуговое | Ландыш, тюльпан, лилия | ||||
Дихотомическое | Гинкго билоба | ||||
Сетчатое | Пальчатое | Клен, платан, хмель | |||
Перистое | Ива, осина, липа, береза |
Простые и сложные листья
youtube.com/embed/O7VFo2GOFVU»>
Биология. Строение листа.avi
Лист (6 класс) — биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2017
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н. В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
Опубликовано в группе «Учебный фильм — окружающий мир, естествознание, краеведение»
ботаника 1 курс_1 / Занятие 20
Занятие
20.
МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ
СТРОЕНИЕ ЛИСТА
Цель:
установить морфологическое разнообразие
листьев, связанное с развитием в
онтогенезе и влиянием внешних условий.
Литература для самоподготовки
с. 98 – 104.
с. 110 – 115.
—
с. 130 – 134.
Оборудование: листья комнатных
растений; демонстрационный и раздаточный
гербарий по теме «Лист»; таблицы «Лист
и его части», «Простые листья», «Сложные
листья», «Лист и его метаморфозы»,
«Стрелолист», «Ландыш майский»,
«Морфологические особенности листьев»,
«Жилкование листьев».
Предварительное
домашнее задание
1. Определите
понятия:
Листовая пластинка
– _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Основание листа
–
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Черешок –
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Филлодий –
________________________________________________________________________
Простой лист –
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Сложный лист –
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Формации листьев
– ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Гетерофиллия –
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Нарисуйте лист
по описанию, предположите название
растения, которому принадлежит лист:
лист
длинночерешковый, тройчатосложный,
листочки обратнояйцевидные, тупые, с
клиновидными основаниями, пильчатые.
Контрольные
вопросы и задания
По каким признакам
можно классифицировать простые листья?Чем отличаются
простые и сложные листья?Что такое жилка?
Какие типы жилкования вам известны?В чем различие
понятий «лист» и «листочек», «черешок»
и «черешочек»?По какому признаку
листа растение с известной долей
вероятности можно отнести к классу
Двудольные или Однодольные?
Справка:
Лист
– плоский боковой орган побега, который
характеризуется, как правило,
дорзо-вентральным строением, ограниченным
ростом, нарастающий основанием. Основные
функции листа – фотосинтез, транспирация,
газообмен. Типичный лист состоит из
листовой пластинки, черешка, основания.
При описании морфологии листа главное
внимание уделяется установлению формы
и изрезанности листовой пластинки.
Работа 52. Морфология
листа
ХОД РАБОТЫ
Рассмотрите
гербарий «Лист и его части», найдите у
листьев различных морфологических
типов основные структуры: листовую
пластинку, черешок, основание листа.Зарисуйте
морфологические типы листьев, указав
их основные структуры.
Простой | |
Простой | |
Простой | |
Сложный | |
Сложный | |
Сложный | |
Сложный |
Рис. 53. Лист и его
части:
1 – листовая
пластинка, 2 – основание листа, 3 –
черешок,
4 – прилистники –
парные выросты основания листа,
5 – влагалище листа
– разросшееся основание листа,
6 – филлодий –
листовидный черешок, 7 – стебель.
Выводы:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Работа 53. Жилкование
листьев
ХОД РАБОТЫ.
Используя гербарные
образцы листьев, изучите типы жилкования.Зарисуйте листья
с различными типами жилкования, приведите
примеры, указав основные
систематические группы
растений с данным типом жилкования.
Тип жилкования, | Рисунок |
Дихотомическое | |
Параллельное | |
Дуговое | |
Перисто-сетчатое | |
Пальчато-сетчатое |
Рис. 54. Типы
жилкования листьев
Выводы:
_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 54. Формации
листьев и гетерофиллия
ХОД РАБОТЫ
Рассмотрите
гербарные экземпляры цветущего ландыша
майского. Отметьте наличие листьев
трех формаций: 1) низовые – чешуевидные
листья у основания побега близ корневища,
2) срединные – фотосинтезирующие зеленые
листья, 3) верховые – чешуевидные листья
(прицветники) в области соцветия.Рассмотрите
гербарные экземпляры стрелолиста
обыкновенного и поручейника широколистного.
Отметьте разнообразие листьев в пределах
срединной формации, т.е., явление
гетерофиллии, указав подводные, плавающие
и надводные листья различной формы.
Отметьте, что причиной гетерофиллии в
данном случае являются экологические
условия их произрастания (экологическая
гетерофиллия).На предложенном
рисунке обозначьте цифрами листья
разных формаций на побеге ландыша
майского и листья стрелолиста
обыкновенного, обитающие в разных
средах.
Описание
препарата: На
побеге ландыша майского присутствуют
листья разных формаций: у основания
вегетативного побега – чешуевидные
листья низовой формации, фотосинтезирующие
зеленые листья срединной формации; в
области соцветия – мелкие чешуевидные
листья верховой формации (прицветники).
Листья разных формаций возникают на
апексе побега как бугорки меристематической
ткани в разное время и выполняют различные
функции.
На
побеге стрелолиста среди листьев
срединной формации наблюдается
гетерофиллия (от греч. heteros
– другой;
phyllon
– лист).
Гетерофиллия часто связана с разновременным
появлением листьев на побеге и с
неодинаковыми условиями их развития.
Это явление характерно для многих водных
растений. Так, у стрелолиста обыкновенного
–
растения
мелководий пресных водоемов – подводные
листья линейные, длинные плавающие
листья – длинночерешковые с округлой
листовой пластинкой; надводные –
стреловидные, длинночерешковые.
Рис. 55. Три формации
листьев ландыша майского (Convallaria
majalis
L.)
и гетерофиллия у стрелолиста обыкновенного
(Sagittaria
sagittifolia
L.):
1 – листья
низовой формации, 2 – листья срединной
формации (2а – подводные, 2б – плавающие,
2в – надводные), 3 – листья верховой
формации.
Выводы:
_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Q6 Определение жилкования Какие существуют типы жилкования листьев…
Перейти к
- Обзорные вопросы
- Листок
- Цветок
- Клетка — структура и функции
- Пищеварительная система
- Дыхательная система
- Кровеносная система
- Здоровье и гигиена
- Среда обитания и адаптация
Главная >
Селина Солюшнс
Класс 6
Биология
>
Глава 1 — Лист
>
Упражнение:
Обзорные вопросы
>
Вопрос 6
Вопрос 6 Контрольные вопросы
Q6) Дайте определение жилкования. Какие типы жилкования встречаются на листьях?
Ответ:
Решение:
Расположение жилок и жилок на пластинке листа называется жилкованием. Различают два типа жилкования: сетчатое и параллельное жилкование.
Сетчатое жилкование: у некоторых листьев жилки и прожилки неравномерно распределены по всей пластинке, образуя сеть. Говорят, что такие листья имеют сетчатое жилкование.
Параллельное жилкование: у некоторых листьев жилки и прожилки идут параллельно друг другу. О таких листьях говорят, что они имеют параллельное жилкование.
Стенограмма видео
привет друзья
Добро пожаловать на решение домашних заданий Лидо
сессия сегодня
мы собираемся изучить этот вопрос на
определять
венецианцы какие бывают
Венецианка найдена в листве
давайте сначала перейдем к определению того, что имеется в виду
по
исчезновение венецианца означает, что это на самом деле
в
расположение ветров и
деревня я повторяю
расположение вен ну и давайте
на пластинке листа
так это называется венецианский финикийский
является
определяется как расположение жилок и
жилки на ламинаре листа
есть два типа жилкования
так что давайте сначала посмотрим на эти типы
называется
как параллельный венецианский
а второй называется сетчатым
Венецианская параллельная отделка
в некоторых листьях, как вы можете видеть из
незрелые ветры и вены губы
идущие параллельно друг другу
Я повторяю параллельные исчезающие средства, когда
твои вены
ну и пойдем параллельно друг другу
они называются параллельными венецианскими
примеры из них
банановый лист
бамбук
травы это пример
параллельного исчезновения
давайте посмотрим на сетчатую венецианку
красная цанга венецианская в некоторых листьях
может видеть
вены и
когда светодиоды расположены неравномерно
то есть раздача вот
очень нерегулярный
по всей пластинке, образуя
сеть, как структура, когда я
посмотрите на изображение
Ориентация здесь очень неправильная
или веб-структура, которая называется
в качестве
сетчатые примеры отделки
из них может быть манго
листья гибискуса
так что это примеры параллельных
и сетчатый венецианский
Итак, здесь, в этом вопросе, мы определили
Венецианский это расположение
вены и прожилки
на пластинке листа и
делятся на два типа, которые параллельны
и сетчатый
параллельные исчезающие банановые травы
Примерами были вены, а затем
пойдем параллельно
сетчатый, когда вены и
здоровье распределено неравномерно
спасибо
Связанные вопросы
Q1) Отметьте соответствующий ответ: (i) Укажите растение со сложными листьями (a) Банан (b) Банан. ..
Q2) Назовите следующее 1. Часть растения, которая растет под землей.2. Часть плана…
Q3) Различают следующее: (i) стержневой корень и мочковатый корень (ii) простой лист и сложный L…
Q4) Каковы четыре функции корней?
Q5) Укажите функции следующих элементов: (i) Колючки (ii) Усики (iii) Листья чешуи
Q7) Опишите модификацию листа у любого насекомоядного растения.
Фейсбук
Копировать ссылку
Было ли это полезно?
Exercises
Review Questions
Chapters
The Leaf
The Flower
Cell — The Structure and Function
Digestive system
Respiratory system
The circulatory system
Health and hygiene
Habitat and adaptation
Курсы
Быстрые ссылки
Условия и политика
Условия и политика
2022 © Quality Tutorials Pvt Ltd Все права защищены
Что вы подразумеваете под жилкованием листьев.
Расскажите о различных типах жилкования листьев на примерах.
Ответить
Проверено
202,2 тыс.+ просмотров
Подсказка: Лист состоит из жилок. Вены состоят из сосудистых тканей, которые помогают транспортировать питательные вещества, пищу и воду. Расположение жилок различается у однодольных и двудольных растений.
Полный ответ:
Чтобы решить этот вопрос, мы должны знать о жилковании и его видах.
Расположение жилок и прожилок на листовой пластинке или листовой пластинке известно как жилкование. Жилки — это сосудистые ткани, представляющие собой ксилему и флоэму, которые снабжают листья пищей, водой и питательными веществами. Жилки соединены с черешком, а черешок прикреплен к основному стеблю. Расположение жилок помогает определить, является ли растение однодольным или двудольным.
Типы жилкования:
Жилкование в основном бывает двух типов:
1) Сетчатое жилкование: Этот тип жилкования наблюдается у двудольных покрытосеменных растений. В этом типе расположения вены образуют сеть или сетчатую структуру. Вены соединены между собой наподобие паутины по обе стороны от среднего ребра. Пример- Листья дуба, роза.
2) Параллельное жилкование: Этот тип жилкования в основном встречается у однодольных, таких как злаки, пшеница и т. д. Жилки меньше и параллельны друг другу. Средняя жилка у этого типа листьев отсутствует.
У голосеменных растений, таких как Ginkgo biloba, наблюдается редкая схема расположения жилок. При этом вены разветвляются, как ветви дерева. Этот тип жилкования известен как дихотомическое жилкование.
Примечание: Жилкование листьев играет важную роль в обеспечении механической устойчивости листьев. Они также помогают в газообмене. Более толстые вены помогают транспортировать больше воды и глюкозы. Жилкование листьев помогает в идентификации и классификации растений. Жилки также помогают координировать листья с различными частями растения.
Недавно обновленные страницы
Большинство эубактериальных антибиотиков получены из биологии ризобия класса 12 NEET_UG
Биоинсектициды саламина были извлечены из биологии класса 12 NEET_UG
Какое из следующих утверждений, касающихся Baculovirusses, Neet_ug
.