Содержание
Заполните таблицу Способы вегетативного размножения
Орган | Способ | Примеры | Описание способа размножения |
растения | размножения | растений | |
Корень | 1. Корневыми отпрысками | Малина | На корнях образуются придаточные почки, из которых развиваются корневые отпрыски. |
2. Корневыми черенками | Хрен | Корень разрезают на части, каждый корневой черенок дает новое растение. | |
3. Корнеклубнями | Георгины | Осенью выкапывают корнеклубни и разделяют, высаживают весной. | |
Лист | 1. Листьями | Сенполия | В воде отрезанные листья образуют придаточные корни и почки, которые хорошо приживаются. |
2. Листовыми черенками | Бегония | Нарезают листовые черенки и ставят в воду. Из них образуются новые растения. | |
3. Листовыми детками | Бриофиллюм | Детки, образующиеся по краю листа легко приживаются на новом месте. | |
Надземные побеги | 1. Усами (столонами) | Земляника | После образования корней у дочернего растения столон отрезают, растение пересаживают на постоянное место. |
2. Ползучими побегами | Клевер ползучий | После образования корней достаточно разделить растение на несколько самостоятельных. | |
3. Отводками | Смородина | Весной пригибают и прикапывают среднюю часть ветки. Осенью растение можно отделить от материнского. | |
4. Черенками | Традесканция | Отрезанный побег традесканции в воде или влажной почве дает придаточные корни и становится самостоятельным растением. | |
Подземные побеги | 1. Корневищем | Ирисы | Разрезая корневище комнатных растений на черенки можно увеличить число растений. |
2. Клубнем | Картофель | Целыми клубнями или частями клубней с почками размножают картофель. | |
3. Луковицами | Лук | На луковицах часто образуются детки, которые используют для выращивания новых растений. | |
Прививки | 1. Сближением | Яблоня | Срезают часть коры с древесиной с привоя и подвоя, совмещают их и забинтовывают. |
2. Прививка черенком (копулировка, в расщеп, под кору) | Вишня | Если диаметр привоя и подвоя совпадает, косо срезают, совмещают кору и древесину и забинтовывают. Или прививают в расщеп или под кору, если диаметр привоя больше. | |
5. Окулировка | Яблоня | Срезают с привоя почку с корой и древесиной и вставляют ее в Т-образный надрез подвоя. Забинтовывают. | |
Культура тканей | Клетками образовательной ткани | Жень-шень | Из растения берут клетки конуса нарастания, стерилизуют и помещают их в питательную среду, где клетки размножаются. Затем в пробирках, создавая определенные условия, можно добиться превращения их в миниатюрные растения |
тканей |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений
Класс: 6.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование представлений о способах вегетативного размножения покрытосеменных растений.
Задачи:
- показать особенности вегетативного размножения и его значение в природе жизни человека;
- научить применять полученные знания по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений на практике;
- содействовать формированию навыков работы в группах, развитие коммуникативных качеств; формированию бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
- предметные: знание основных способов вегетативного размножения; понимание и осознанное применение терминов: черенок, отпрыск, отводок, прививка, привой, подвой, культура тканей.
- метапредметные: умение работать в группах, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов; работать с разными источниками информации; контролировать и оценивать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.
- личностные: наличие любознательности, познавательной активности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.
Оборудование: раздаточный материал для групп, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, комнатные растения, горшочки с землей, ножницы, сосуд с водой.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами занимаемся изучением биологических явлений и сегодняшний урок – не исключение. Каждую секунду гибнет от старости, болезней и хищников большое количество живых существ: растений, животных и микроорганизмов. И только благодаря этому свойству жизнь на Земле не прекращается.
Учитель: Ребята, о каком процессе пойдет речь? (Ответ: размножение)
–Что такое размножение?
– Какие способы размножения вы знаете?
– Что характерно для полового размножения?
– На прошлом уроке вы с вами узнали, что растения могут размножаться с помощью семян. — Как называется такой способ размножения? (ответы детей)
Могут ли растения производить потомство без помощи семян?
– Как мы в основном размножаем цветковые растения, например, комнатные?
– Как называется этот способ размножения? (вегетативное размножение)
Значит, получается, растения размножаются не только семенами. Исходя из всего вышесказанного, мы попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Итак, тема нашего урока… (варианты детей и окончательное озвучивание темы учителем) «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»
II. Изучение нового материала
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
– Какие растения являются Покрытосеменными? Как ещё их называют и почему? (покрытосеменные, семя защищено плодом)
– Давайте вспомним строение растения и подумаем, какие части растения участвуют в половом размножении, а какие – в бесполом (ответы детей).
– На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? (вегетативные и генеративные)
– Что относят к вегетативным (стебель, корень, лист), а что к генеративным органам (цветок)?
Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из вегетативных частей тела: корня и побега. (Запись в тетрадь)
Как вы думаете, какова цель нашего урока, что мы должны сегодня узнать?
Формулировка цели урока
– Изучить способы вегетативного размножения.
Девиз нашей дальнейшей работы – помогая другим, учимся сами.
Поэтому нашу работу мы будем проводить в группах. Каждая группа получает вопросы. В течение 10 мин вы готовите ответы, обмениваетесь ответами внутри группы. После этого каждая группа представляет отчет. Учащиеся сами выбирают того ученика, кто
будет выступать от группы, а остальные ученики с других групп, могут вопросы задавать
по этой теме. В каждой группе есть консультант, который оценивает работу, выставляет баллы за каждый вид работы.
Задание для 1 группы
1. Прочитать § 25
2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу
Органы растения | Способы вегетативного размножения | Примеры растений |
Корень | Корневые черенки | Одуванчик, малина |
Корневые отпрыски | Тополь вишня | |
Видоизмененные подземные побеги | Корневище | Пырей одуванчик |
Клубень | Картофель | |
Луковица | Лук, тюльпан |
3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.
Задание для 2 группы.
1. Прочитать § 25
2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу.
Органы растения | Способы вегетативного размножения | Примеры растений |
Надземные побеги | Стеблевые черенки | Смородина, ива |
Отводки | Крыжовник | |
Усы | Земляника, хлорофитум |
3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.
Задание для 3 группы.
1. Прочитать § 25
2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу.
Органы растения | Способы вегетативного размножения | Примеры растений |
Лист | Листовые черенки | Узамбарская фиалка, |
Часть листа | Сансевьера |
3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.
Обсуждение результатов работы с использованием презентации. По ходу обсуждения каждая группа дополняет свою таблицу новыми способами вегетативного размножения.
Отчет первой группы.
Размножение корнями.
Если корни толстые, то их необходимо разрезать на кусочки от 5 до 7 см в длину. Верх отрезать горизонтально ровно, а низ наискосок. Воткнуть в землю черенки таким образом, чтобы субстрат их плотно охватил. Затем накрыть корешок субстратом примерно на 1 см и полить. Как только покажутся первые листочки, растение можно пересаживать в сад.
Если же корни тонкие, то поступают следующим образом. От материнского растения отрезают корни и нарезают их кусочками по 7-10 см. Посуду для рассады наполняют субстратом и укладывают черенки с шагом 3-5 см. Черенки прикрывают субстратом слоем в 1см и поливают”.
Корневые отпрыски-побеги, выросшие из почек, образующихся на корнях.
Видоизмененные подземные побеги – это корневище, луковица, клубень.
Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды. Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность, переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения.
Корневище – внешне напоминает корень, но у него имеются верхушечная и пазушная почки, а также пленчатые чешуйки – видоизмененные листья. Если кусочек корневища с почкой и придаточными корнями посадить в почву, разовьется новое самостоятельное растение. Размножаются крапива, пырей, ирис, мята.
Клубень – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Когда клубней недостаточно, ценные сорта можно размножить частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней.
Луковица – это специализированный подземный укороченный побег. Одна луковица может образовывать несколько луковичек-деток. Попадая в почву, каждая дает начало новому растению.
Отчет второй группы
Стеблевыми черенками размножают смородину, тополь, вербу и некоторые другие деревья, и кустарники. Однолетние одревесневшие черенки длиной 25–30 см весной, до распускания почек, сажают в хорошо подготовленную почву. На черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45. К осени на черенках образуются придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние флоксы, георгины и комнатные растения (фикус, бегонию, традесканцию).
Отводками растения размножают по-разному. Проще всего наклонить весной к земле молодой побег, чтобы он своей серединой касался земли. На нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей. Конец подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от куста и посадить на постоянное место.
Отводками размножают смородину, крыжовник и другие растения.
Лесная земляника размножается усами.От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов –усов. В узлах таких стеблей образуются корни и придаточные почки, из которых развиваются молодые растения. Они быстро укореняются и весной после сгнивания уса-побега начинают самостоятельную жизнь.
Отчет третьей группы
Размножение листом
Существует три способа размножения листьями: размножение целым листом с черешком, размножение частью листа и размножение целым листом.
Размножение частью листа проводят таких растений, как бегония королевская, бегония Мэсона, сансевьера. Нужно разрезать листья сансевьеры на кусочки примерно по 5 см длиной, листья бегонии – 4 см. Сажают нарезанные листья в рыхлый субстрат из смеси торфа и листовой земли или же в теплый и влажный песок. Лист не должен падать плашмя на почву, поэтому под него подкладывают опору. Через некоторое время листья дают корни и образуется молодое растение. Для этого необходимо создать нужные условия – высокую температуру воздуха (+30–35°С) и очень аккуратный полив.
Размножение целым листом и черешкомхарактерно для таких растений, как сенполии, глоксинии и для некоторых видов бегонии. Для размножения целым листом с черешком необходимо взять целый, здоровый лист у самого основания растения. В зависимости от того, в чем Вы будете укоренять лист, оставляйте нужную длину черешка.
Например, при укоренении сенполии в воде, нужно оставить черешок длинной 3-4 см.
Если же укоренять в земле, то оставить нужно лишь 1см черешка и не более. Срезать нужно строго поперек острым ножом. После чего поместите черешок в заранее подготовленное углубление в почве, таким образом, чтобы к стенке горшка была обращена нижняя часть листа. Сам лист должен возвышаться над почвой и не касаться её.
Рассказ учителя
Размножение прививкой. По ходу рассказа учителя учащиеся работают со словарём (записывают термины: прививка, привой, подвой, дичок)
Прививка – приживление части одного растения на другое.
Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).
Прививка:
а) почкой прививка проводится летом;
б) черенком прививка проводится весной.
Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают.
Подвой – растение, к которому прививают.
Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.
Прививка черенком – производят весной, пока не тронулись в рост почки. Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя. Чтобы прививка была удачной, нужно прижать камбий привоя к камбию подвоя. Место прививки туго обвязывают мочалом или лентой из полиэтиленовой пленки, а срез пенька замазывают варом. Если прививка сделана правильно, произойдет срастание подвоя с привоем и почки привоя начнут распускаться.
Прививка почкой – во второй половине лета с культурного плодового дерева срезают однолетний побег. С него удаляют листовые пластинки, оставляя только черешки. У основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Поворачивая лезвие ножа в надрезе, отделяют кору дичка от древесины. Затем с побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной 2–2,5 см и вставляют ее под кору дичка в надрез. Место прививки туго обвязывают, так, чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки.
Если прививка сделана правильно, через 2–3 недели подвой срастется с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьется побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через 2–3 года побег превратится в деревце культурного сорта, которое можно посадить в саду.
Значение вегетативного размножения. (записать в тетрадь)
- Растения быстро расселяются на новые территории.
- Некоторые растения не образуют семян
- Сохраняются все признаки материнского растения.
- Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, могут раньше перейти к плодоношению
III. Закрепление знаний
1. Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений»
Ребята! Мы сегодня узнали много нового о бесполом размножении растений. Я хочу предложить вам опытным путём решить следующую задачу.
Представим себе, что мы получили задание озеленить рекреации школы, но нам было выделено только по одному виду комнатных растений. Как нам успешно выполнить это задание и получить большое количество новых растений?
- хлорофитум (усы)
- фиалка (листовой черенок)
- герань (стеблевой черенок)
Инструктаж по технике безопасности перед выполнением практической работы.
Каждая команда получает одно растение. Используя необходимое оборудование, инструктивные карточки ребята выполняют работу и называют способ размножения, который они использовали. (Приложение)
Выводы: Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике. Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве. Это позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку
IV. Подведение итогов урока
– Подсчитаем количество баллов (проверка проводится по эталонам в презентации, консультанты выставляют баллы). Поставить оценки.
– Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие растения вам хотелось бы размножить вегетативным способом?
Вы сегодня замечательно поработали на уроке! Спасибо всем.
V. Домашнее задание: §25
Домашнее размножение садовых и ландшафтных растений
Мишель Р. Вармунд
Специалист штата по фруктам
Отделение наук о растениях
Части растений, отделенные от родительского растения и укорененные для образования новых растений, называются черенками. Новые растения, полученные из черенков, имеют те же характеристики, что и родительское растение. Процесс укоренения черенков прост и недорог и требует небольшого количества труда и оборудования.
Виды черенков
Черенки ландшафтных растений обычно делаются из побегов или стеблей, но некоторые могут быть сделаны из корней. Типы стеблевых черенков, обычно используемые для размножения древесных растений, включают хвойные, полутвердые и лиственные породы.
Мягкая древесина
Черенки хвойных пород используются для размножения лиственных кустарников, таких как форзиция и сирень. Черенки хвойных пород, как правило, легче всего укореняются и не требуют специальной обработки. Их берут из нового прироста текущего сезона, при этом стебли сочные и еще не одревесневшие, но достаточно зрелые, чтобы ломаться при резком сгибании. Избегайте молодых, нежных побегов. Лучшими месяцами для черенкования хвойных пород кустарников являются июнь и июль, хотя некоторые из них можно собирать и в августе.
Полутвердая древесина
Черенки полутвердых пород используются для размножения широколиственных вечнозеленых растений, таких как падуб, бересклет и азалия. Термин полутвердая древесина также иногда применяется к частично созревшим черенкам лиственных растений. Эти черенки берут в конце лета, но делают из побегов текущего сезона, которые частично созрели и одревесневают.
Лиственная древесина
Черенки твердой древесины могут быть взяты с листопадных растений и узколистных вечнозеленых растений. Черенки с этих растений берут поздней осенью или в начале зимы после сильного мороза, когда растения находятся в состоянии покоя.
Лиственные растения
Бирючина, ива, тополь, жимолость, виноград и спирея являются примерами подходящих растений для черенкования твердой древесины. Длина этих черенков может варьироваться от 4 до 24 дюймов, хотя большинство из них имеют длину от 8 до 10 дюймов. Диаметр варьируется от ¼ до 1 дюйма, в зависимости от типа разводимого материала.
Вечнозеленые растения с узкими листьями
Большинство вечнозеленых растений с узкими листьями размножают черенками лиственных пород. К таким растениям относятся можжевельник и тис. Черенки следует брать с верхушечных побегов прошлого сезона, и они должны содержать небольшую часть годовой древесины у основания.
Растения, пригодные для размножения черенками
Многие виды растений можно размножать черенками. В таблице 1 перечислены некоторые из этих растений и указаны типы черенков, обычно используемые для каждого из них.
Как брать черенки
Черенки выбирайте из здоровой здоровой древесины, желательно из верхней части растения. Избегайте чрезмерно сильных побегов и слабых, веретенообразных побегов.
Собирайте черенки хвойных и полутвердых пород в прохладное время дня. Черенки должны быть длиной от 4 до 6 дюймов. Для достижения наилучших результатов сделайте косой срез чуть ниже узла, используя острый, чистый нож. Сразу же поместите черенки в полиэтиленовый пакет, чтобы избежать чрезмерного увядания.
Удалите листья с нижней половины черенков мягкой и полутвердой древесины (рис. 1). Окуните основание черенка в гормон укоренения для более быстрого и лучшего укоренения. Стимуляторы корнеобразования обычно продаются в садовых магазинах. Следуйте инструкциям на этикетке при использовании этих продуктов.
Среда для укоренения
Среда, используемая для укоренения черенков, должна быть чистой и стерильной. Болезни являются частой причиной плохого укоренения и могут передаваться из контейнеров, инструментов, рабочих мест или среды для укоренения, которые не были стерилизованы.
Среда для укоренения не должна содержать удобрений. Начните вносить удобрения после того, как черенки укоренятся и будут пересажены в среду для выращивания.
Чистый крупнозернистый строительный песок можно использовать для укоренения черенков. Избегайте очень мелкого песка, потому что он плохо аэрируется, что препятствует образованию корней. Смесь наполовину песка и наполовину торфяного мха является лучшей средой для укоренения.
Вермикулит, легкий продукт из вспененной слюды, подходит для укоренения черенков. Садовый сорт, сорт 2, является лучшим размером для использования и может использоваться отдельно или в смеси с равным объемом песка.
Перлит — еще один превосходный материал для размножения. Он легкий и обеспечивает хорошую аэрацию черенка. Перлит дает наилучшие результаты, если его смешать с равным объемом торфяного мха или вермикулита.
Спрессованные торфяные гранулы, расширяющиеся при добавлении воды, представляют собой удобную среду для размножения и контейнер.
Тяжелые почвы не следует использовать для укоренения. Они имеют тенденцию к плотной укладке, что приводит к плохой аэрации и слабому образованию корней или их отсутствию. Они также должны быть тщательно стерилизованы, чтобы предотвратить развитие болезней.
Вставка черенков
Обеспечьте как можно меньше времени между взятием черенков и их введением в среду.
Каждый подготовленный черенок воткните в среду до оставшихся листьев. Тщательно полейте, чтобы среда вокруг основания черенка осела.
Уход за черенками
Не допускайте высыхания среды для размножения во время укоренения, но избегайте чрезмерного полива, который приводит к плохой аэрации и гибели новых корней.
Высокая влажность необходима, потому что черенки не имеют корневой системы. Низкая влажность допускает увядание, ожог, опадение листьев или гибель.
Корпуса помогают поддерживать высокую влажность. Если необходимо укоренить только несколько черенков, используйте миниатюрную теплицу или поместите отдельные горшки в большие полиэтиленовые пакеты (рис. 2). Следите за полиэтиленовыми пакетами на наличие конденсата и поливайте среду, когда конденсат исчезнет. Никогда не размещайте пластиковые контейнеры под прямыми солнечными лучами, так как это приведет к чрезмерному нагреванию. Для укоренения большого количества черенков используйте парники, парники или теплицы.
Уход за укоренившимися черенками
Время, необходимое для образования корней, сильно различается у разных растений. Большинство одревесневших черенков, таких как форзиция, укореняются через несколько недель, но трудно укореняемым черенкам, таким как рододендрон, может потребоваться от трех до четырех месяцев. Время от времени проверяйте черенки, осторожно удаляя несколько из среды. После того, как черенки дали несколько корней длиной не менее 1 дюйма, они готовы к пересадке в питательную среду.
Переход от высокой влажности и влажной среды для укоренения к низкой влажности и более сухой почве имеет решающее значение. Делайте это осторожно. Внимательно следите за этими новыми растениями в течение первых недель после переезда.
Если укоренилось лишь несколько черенков, посадите их в отдельные контейнеры. Большие количества следует поместить на хорошо подготовленную, но защищенную грядку или в холодильную камеру на открытом воздухе, где им можно будет уделять особое внимание в течение двух вегетационных сезонов.
Некоторым растениям, таким как азалии и рододендроны, требуется специальная кислая почва, но для большинства растений хорошей средой для выращивания является смесь равных частей плодородного верхнего слоя почвы, песка и торфяного мха. Добавьте примерно 1 стакан универсального садового удобрения, такого как 12-12-12, и два стакана молотого известняка на каждый бушель смеси. Тщательно смешайте их со средой перед наполнением контейнеров. Когда нет другой почвы, для посадки черенков можно использовать почву для комнатных растений.
Если вы используете детскую грядку, тщательно измельчите почву и добавьте 3-4 дюйма компоста, торфяного мха или листовой плесени. Добавьте удобрение и известь, как указано в тесте почвы.
Затеняйте черенки в течение первого вегетационного периода. Затеняющий экран можно сделать из мешковины, снежного ограждения или реек (рис. 3).
Обеспечивают защиту молодых укоренившихся черенков в первый зимний сезон. Либо мульчируйте их соломой, либо соорудите вокруг них теплицу. Холодильные рамы могут быть сделаны из бетонных блоков или деревянных отходов, покрытых прозрачным пластиком, мешковиной или марлей. Если вы используете пластик, снимайте его в теплые дни или накрывайте соломой, чтобы предотвратить накопление тепла.
После двух вегетационных сезонов на рассаднике или в контейнере молодые растения должны быть готовы к перемещению на постоянное место жительства.
Table 1
Propagation techniques for common garden plants
Plant | Cutting | Layering | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Softwood | Semi-hardwood | Hardwood | Simple | Air | Compound | |||||||||||||||||
Abelia | X | X | X | |||||||||||||||||||
Althea (Rose of Sharon) | X | X | ||||||||||||||||||||
Arborvitae | X | X | ||||||||||||||||||||
Azalea | X | X | X | |||||||||||||||||||
Barberry | X | X | X | |||||||||||||||||||
Birch | X | |||||||||||||||||||||
Bittersweet | X | X | x | |||||||||||||||||||
Boxwood | x | |||||||||||||||||||||
Butterfly bush | X | X | X | |||||||||||||||||||
Clematis | X | X | X | |||||||||||||||||||
Cotoneaster | X | x | x | |||||||||||||||||||
Крап Миртл | x | |||||||||||||||||||||
Deutzia | X | X | X | |||||||||||||||||||
Dogwood | X | |||||||||||||||||||||
Euonymus | X | X | x | x | x | |||||||||||||||||
FORSYTHIA | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |||||||||||
Hawthorn | X | X | ||||||||||||||||||||
Holly | X | X | X | |||||||||||||||||||
Honeysuckle (bush) | X | X | X | |||||||||||||||||||
Honeysuckle (vining) | X | X | X | X | ||||||||||||||||||
Hydrangea | X | |||||||||||||||||||||
Juniper | X | X | ||||||||||||||||||||
Kerria | X | x | ||||||||||||||||||||
LILAC | x | x | . 0130 | |||||||||||||||||||
Magnolia | X | X | X | X | ||||||||||||||||||
Mahonia (grape holly) | X | |||||||||||||||||||||
Mock orange | X | X | ||||||||||||||||||||
Poplars | X | |||||||||||||||||||||
Privet | X | X | X | |||||||||||||||||||
Pyracantha | X | X | ||||||||||||||||||||
Rhododendron | X | X | X | |||||||||||||||||||
Роза | X | 0 | X | |||||||||||||||||||
Spirea | X | X | ||||||||||||||||||||
Sweetshrub | X | X | X | X | ||||||||||||||||||
Viburnum | X | X | X | |||||||||||||||||||
Weigela | X | X | ||||||||||||||||||||
Willows | X | |||||||||||||||||||||
Wisteria | X | X | X | |||||||||||||||||||
Yew | x |
Рисунок 1
Импания и удаляют листья с нижней части каждых пополам.
Рисунок 2
Миниатюрная теплица над большим цветочным горшком для укоренения нескольких черенков.
Рисунок 3
Поместите затеняющую сетку над только что укоренившимися черенками на открытом воздухе.
Отводками
Отводками
Отводками называется метод размножения новых растений, когда посев, черенкование, прививка и другие методы нецелесообразны или неэффективны. Это укоренение нового растения, когда стебель еще прикреплен к родительскому растению.
Поскольку для образования одного нового растения часто требуется целая ветвь родительского растения, этот метод полезен для размножения только нескольких растений от каждого родителя. По этой причине расслоение не поддается крупномасштабному коммерческому производству. Однако для домашнего размножения это полезный и желательный метод. №
Укладка несушек проста и может выполняться дома или в саду без какого-либо специального оборудования или конструкций.
Методы наслоения
В этом разделе описываются четыре метода наслоения: простой, воздушный, наконечник и составной. В таблице 1 перечислены растения, подходящие для отводков.
Простая
Простая отводка является самой простой для домашнего садовода и может быть сделана всякий раз, когда растение имеет достаточно низкую ветку, чтобы ее можно было спустить на землю. Закопайте ветку на несколько дюймов глубже в почву, убедившись, что кончик побега выступает из почвы (рис. 4А).
Многие растения укореняются, когда ветка резко изгибается вверх. Тем не менее, сделать рану или надрезать стебель в том месте, где он изгибается вверх, обычно полезно. Для этого сделайте косой надрез длиной около 2 дюймов выше или ниже изгиба и примерно в 12 дюймах от кончика (рис. 4В). Присыпьте рану стимулятором корнеобразования.
Поместите подготовленную ветку или стебель в яму или траншею глубиной от 3 до 4 дюймов и закрепите их рядом с местом ранения деревянным колышком или проволочной калиткой. После того, как ветка была приколота, отогните кончик вверх. Если разрез был сделан на верхней стороне, поверните ветку наполовину, чтобы открыть рану. Второй колышек может понадобиться, чтобы удерживать искривленную ветку на месте.
Если ветка жесткая, вставьте кол рядом с побегом, чтобы удерживать верхушку в вертикальном положении (рис. 4C). Засыпьте яму или траншею землей. Слегка присыпьте почву так, чтобы поврежденная часть стебля находилась на 4-6 дюймов ниже поверхности почвы, затем уплотните почву.
Этот тип отводок следует проводить ранней весной на спящих однолетних побегах. Выбирайте гибкие ветки, которые можно легко согнуть. Для некоторых широколиственных вечнозеленых растений, таких как рододендрон, падуб или южная магнолия, укладку можно проводить позже в этом сезоне, после того, как рост текущего сезона затвердеет.
Поддерживайте почву вокруг слоя постоянно влажной и мульчируйте ее соломой, листьями или опилками. Отводок может образовывать корни в течение первого сезона, но его нельзя срезать с материнского растения до следующей весны. Некоторым трудно укореняющимся сортам может потребоваться два года, чтобы укорениться.
Весной, после того, как отводок хорошо укоренится, срежьте ветку в том месте, где она входит в почву. Не тревожьте корни отводка в течение двух-трех недель после отделения ветки, чтобы дать новому растению время на восстановление. Затем пересадите его в удобное защищенное место или контейнер, где за ним можно будет тщательно ухаживать в течение одного года, прежде чем переместить его на постоянное место.
Воздух
Воздушные отводки — один из наиболее полезных методов размножения многих комнатных, а также некоторых садовых растений. Воздушные отводки применяют в ситуациях, когда стебель растения нельзя пригнуть к почве.
Комнатные растения, такие как каучуковое дерево, обычно имеют воздушные отводки. Воздушные отводки также полезны для многих видов деревьев и кустарников. Этот метод включает удаление цилиндра коры, обработку поверхности среза корневым порошком и покрытие поврежденного участка влажным мхом сфагнумом, заключенным в пластик или фольгу (рис. 5). Мох следует регулярно проверять на влажность и удалять слой с материнского растения, когда видны корни.
Вместо того, чтобы покрывать мхом, другой подход состоит в том, чтобы разрезать горшок пополам и снова соединить две половинки вокруг поврежденного сегмента стебля перед заполнением смесью для укоренения.
Посаженные весной воздушные отводки, у которых за лето образовались корни, нельзя удалять до тех пор, пока они не перейдут в состояние покоя. Эти отводки следует поместить в контейнер или холодный парник, где они получат хорошую зимнюю защиту.
Наконечник
Наслаивание на кончик обычно ограничивается малиной и ежевикой. Он состоит из укореняющихся кончиков побегов текущего сезона.
Чтобы стимулировать большее количество кончиков, отщипните верхние 3–4 дюйма трости, когда она достигнет высоты около 2 футов. К концу августа или началу сентября новый рост выгибается дугой вниз, касается почвы и поднимается вверх. Эти ветки часто укореняются без посторонней помощи в точке изгиба, где они касаются почвы.
Укоренение можно стимулировать в конце лета, так как поникшие побеги приобретают удлиненный вид, а листья становятся меньше. Потяните кончики таких побегов и вставьте их в отверстия глубиной от 3 до 4 дюймов (рис. 6).
Укоренение обычно происходит быстро, и растения можно пересаживать позже в том же сезоне. Однако растения с большей вероятностью выживут, если пересадку отложить до весеннего начала роста.
Компаунд
Слой компаунда подходит для длинных лиан, таких как жимолость, клематис или глициния. Это требует, чтобы побег был попеременно закрыт и обнажен (рис. 7). Техника представляет собой простое наслоение в несколько слоев с ранами, сделанными в нижней части каждой кривой. Разрежьте ветку на сегменты после укоренения.
Уход после укоренения
Корневая система вновь укорененных отводков мала по сравнению с верхушкой. Как только только что укоренившиеся отводки будут удалены с родительского растения и высажены в саду или контейнере, обрежьте их так, чтобы площадь листа уменьшилась примерно на одну треть.
В открытом грунте растения в первый сезон следует слегка затенять. Подходящие затеняющие экраны могут быть изготовлены из мешковины, рейки или снежного ограждения. После первой зимы экраны можно снять. Должно быть развито достаточно корней, чтобы растения можно было переместить на постоянное место.
Рисунок 4
(A) Потяните ветку вниз для простого слоя.
(B) Намотайте или разрежьте на изгибе.
(C) Наконечник стержня для удержания в вертикальном положении.
Рисунок 5
Этапы воздушной отводки растения.
Рисунок 6
Верхушечные слои легко сделать на малине и ежевике.
Рисунок 7
Сложные отводки подходят для растений с длинными стеблями или лианами.
Деление
Одним из важнейших способов размножения растений в домашних условиях является деление кроны. Таким методом можно разделить такие травянистые растения, как хризантемы, лилейники, пионы и ирисы. В таблице 2 перечислены обычные растения, пригодные для деления. Некоторые древесные кустарники, которые ветвятся или отрастают от основания, также могут быть воспроизведены с помощью этого простого и надежного метода.
Растения, которые цветут весной и в начале лета, следует делить в конце лета или осенью. Те, что цветут летом и осенью, следует разделить ранней весной до начала нового роста.
Для разделения кроны осторожно поднимите комки растений и удалите немного земли с корней. Затем разрежьте ножом крону на секции (рис. 8). Отдельные побеги с корнями можно использовать для формирования новых растений, а для более крупного растения можно оставить несколько побегов вместе. Чтобы получить наилучшие шансы на деление больших старых крон, откажитесь от старых центральных частей и пересадите молодые сильные побеги, которые развились по краям куста.
Кусты можно делить таким же образом, но только когда растения находятся в состоянии покоя. Поскольку кустарники часто бывают древесными, их, возможно, придется отделить лопатой или топором. Перед посадкой обрежьте побеги и обрежьте поврежденные корни. Кустарники, которые можно разделить, включают красный ивовый кизил, летнюю клетру, дейцию, бересклет, гортензию, керрию, спирею и снежную ягоду.
Автор оригинала: Рэй Р. Ротенбергер, Департамент садоводства
Рис.
Перейти к основному содержанию
Перейти к основному содержанию
Управление влажностью при размножении вегетативными черенками
У. Гаррет Оуэн, Расширение Мичиганского государственного университета —
Управление и контроль влажности во время черенкования имеет решающее значение для отделки высококачественных, хорошо укореняющихся вкладышей.
Рисунок 1. Обеспечение слишком большого количества влаги во время размножения неукорененными вегетативными черенками часто приводит к заболачиванию субстрата для размножения. Все фотографии В. Гаррета Оуэна, MSU Extension.
Во время размножения черенкам без корней требуется вода для предотвращения высыхания (отмирания) и для таких процессов, как фотосинтез, которые влияют на развитие и рост корней. Саженцы должны свести к минимуму транспирацию (потерю воды листьями) до тех пор, пока не произойдет формирование и развитие корней, а черенки не смогут заменить потерянную воду.
От палочки до развития корней (этапы 1-3), черенки иногда используют слишком мало воды или влаги, но чаще всего дают слишком много воды, что приводит к вымыванию и заболачиванию субстрата для размножения (рис. 1), неравномерному укоренению и потере черенки из-за гнили (рис. 2) или серой гнили. Чтобы получить высококачественные укоренившиеся черенки, селекционеры должны управлять влажностью в среде для размножения, а также светом, температурой и питанием.
Рисунок 2. Обеспечение слишком большого количества влаги во время размножения может привести к гниению и потере урожая.
Практика, часто наблюдаемая при размножении неукорененных черенков, – это частое сильное опрыскивание, которое обеспечивает слишком много влаги и которого следует избегать. Цель опрыскивания — обеспечить достаточное количество влаги на листе, чтобы предотвратить увядание и высыхание. Перед приклеиванием черенков субстрат для размножения следует орошать до уровня, при котором вода стекает с вкладыша, или уровня влажности 5. Имеющаяся вода в субстрате для размножения обеспечит влажность, необходимую черенку, чтобы он оставался набухшим после появления корней.
Обеспечение надлежащего управления влажностью после помещения черенков в среду для размножения может быть сложной задачей из-за разнообразия сельскохозяйственных культур и различных требований к влажности у разных видов и скорости развития корней. Некоторым культурам требуется больше тумана, чтобы оставаться набухшим, особенно в первые несколько дней после размножения. Другие культуры должны быть более сухими. Сгруппируйте эти культуры вместе, чтобы облегчить жизнь во время размножения. В Таблице 1 представлен список видов, которым требуется высокая и низкая потребность в тумане во время размножения.
Таблица 1. Список видов, требующих сильного и слабого опрыскивания при черенковании без укоренения. | |
---|---|
Группа HIGH туман | Группа LOW тумана |
Ангелония | Эвольвулус |
Аргирантемум | Герани |
Брактеанта | Бессмертник |
Целозия | Портулак |
Остеоспермум | Очиток |
Сцевола | Стрептокарпелла |
Оптимизация влажности во время размножения — это баланс между поглощением воды и транспирацией. Влажность в среде распространения сильно влияет на скорость потери воды; по мере снижения влажности в среде для размножения увеличивается транспирация, в результате чего черенки увядают быстрее (рис. 3).
Рисунок 3. Увядшие черенки являются результатом повышенной транспирации из-за пониженной влажности в среде размножения.
Влажность трудно контролировать. Чаще всего мы называем влажность относительной влажностью или долей водяного пара в воздухе, приравниваемой к тому, сколько воздух может удерживать при данной температуре. Более полезным и абсолютным измерением влажности является давление пара , которое является мерой водяного пара (газообразной формы) в воздухе, и Дефицит давления пара (VPD) , который представляет собой разницу между фактическим давлением пара (влажность в воздухе) и давлением насыщенного пара (максимальным давлением водяного пара или количеством влаги, которое воздух может удерживать при насыщении). По сути, дефицит давления пара количественно определяет, насколько воздух распространения близок к насыщению при любой заданной температуре. Чтобы свести к минимуму транспирацию, размножители должны поддерживать низкий дефицит давления пара (воздух близок к насыщению) около 0,3 кПа.
Для обеспечения влажности, необходимой для поддержания влажности среды распространения, можно использовать туманообразование (рис. 4), распыление над головой (рис. 5) или системы штанг. Наиболее распространенной из них среди производителей Мичигана является система туманообразования. Типичная частота опрыскивания во время прилипания (этап 1) и мозолей (этап 2) вегетативного размножения черенков заключается в первоначальном опрыскивании в течение 5–8 секунд каждые 5–10 минут в течение 24-часового периода. Через три-четыре дня уменьшите туман до 3–5 секунд каждые 10–20 минут днем и реже ночью. Не ограничивайте опрыскивание во время наклеивания, потому что это сохраняет черенки набухшими. Частота опрыскивания должна зависеть от вида, текущих погодных условий и условий распространения. Как правило, опрыскивание следует проводить чаще, когда солнечно, и реже, когда пасмурно.
Рисунок 4. Влажность при размножении неукорененных вегетативных черенков может быть обеспечена системой распыления верхнего слоя.
Рис. 5. Влажность при размножении неукорененных вегетативных черенков может быть обеспечена системой распыления сверху.
Когда становятся видны корни, частоту опрыскивания можно уменьшить, так как черенки перешли в фазу развития корней (Стадия 3). В это время черенки можно поливать и обеспечивать низкой нормой питания (от 50 до 70 промилле азота). При тонировании (Этап 4) следует наносить очень мало или совсем не распылять спрей. Относительная влажность в среде размножения во время тонирования может быть аналогична производственной среде, чтобы помочь укоренившимся черенкам подготовиться к пересадке или выдержать суровые условия транспортировки.
Управление влажностью в среде размножения является неотъемлемой культурной практикой, которая в сочетании с оптимальными условиями окружающей среды приводит к получению высококачественных и хорошо укореняющихся вкладышей.