Среды обитания растений 6 класс: Урок по биологии для 6-го класса по теме «Среда обитания. Экологические факторы»

6 класс. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания

«Среда обитания» — что скрывается за этими словами? Давай разберёмся. Мы знаем, что заяц-беляк живёт в лесу, антилопа-сайгак — в степи, крот — в почве, а серебристый карась — в озере. Животные приспособились жить только в определённых условиях.

Рассмотри рисунок 102. Назови изображённых на нём животных и условия, в которых они обитают. Подумай, какие особенности строения тела позволяют им жить именно в этих условиях.

Рис. 102. Животные в разных условиях жизни

На жизнь любого живого организма влияет всё, что его окружает: другие живые организмы, неживая природа, деятельность человека.

Рассмотри рисунок 103 и попробуй самостоятельно назвать те объекты живой и неживой природы, которые могут влиять на жизнь: А — растений, Б — животных, В — человека.

Рис. 103. Среда обитания: А — растений; Б — животных; В — человека

Всё, что окружает живой организм и оказывает на него влияние, называют его средой обитания.

Подумай, что является средой обитания для животных и человека. Заполни пропущенные строки.

  • Для растения это: неживая природа, другие растения, животные, человек, микроорганизмы.
  • Для животного это: неживая природа, другие животные, … , … , … .
  • Для человека это: неживая природа (вода, воздух, полезные ископаемые), другие люди, … , … .

Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и неживой природой, на них влияют условия, в которых они обитают. Всё, что воздействует на живой организм, называют факторами среды. Различают три группы факторов.

1. Факторы неживой природы — это воздействие на организм температуры, света, влажности воздуха, радиоактивности, состава воды.

2. Факторы живой природы — это влияние на организм других живых организмов.

3. Антропогенный фактор (от греческого антропос — «человек») — влияние на природу хозяйственной деятельности человека. Воздействие человека очень разнообразно. Это охота, осушение и распашка болот, переселение растений и животных. Строя промышленные предприятия, сжигая топливо, человек загрязняет окружающую среду. А это приводит к изменению природы как среды обитания, к гибели или сокращению видов многих живых организмов.

Факторами среды являются воздействия на организм неживой природы, других живых организмов и деятельности человека.

Факторы среды называют также экологическими факторами. Их изучает наука экология (от греческого ойкос — «дом» и логос — «учение»). Следовательно, экология изучает взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.

1.Назови организмы, живущие, на твой взгляд, в одной среде обитания. Примеры запиши в таблицу.

Название организма

Среда обитания

 

2. Приведи примеры влияния факторов живой природы на организмы.

Конспект урока «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ» (5 класс)

16

Тема: «Среды обитания организмов».

Цель урока:

  1. Образовательная: узнать, что такое среда обитания организмов. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов. Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них. Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

  2. Воспитательная: воспитать аккуратность, внимательность при заполнении таблички.

  3. Развивающая: познакомить учащихся с новым материалом. Развить представление о средах обитания. Развитие представлений и логически вывод по данной теме.

Тип урока: комбинированный.

Основные методы.

Практические: поиск информации, работа с учебником, рисунками, таблицами, презентацией.

Словесные: беседа с учениками, диалог учащихся между собой по вопросам заполнения таблички, рассказ учителя новой темы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

На доске написано: число и тема урока, план урока. Основные термины (среда, вода, наземно-воздушная среда, почва, тела живых организмов).

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие учителя. Проверка отсутствующих в классе.

  1. Опрос домашнего задания.

  1. Перечислите царства живых организмов.

Ответ: грибы, растения, животные и бактерии.

  1. Перечислите признаки характерные для живых организмов.

Ответ: Живые организмы растут, питаются, дышат, размножаются, воспринимают воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагируют. В тоже время есть живые организмы, которые длительное время могут находиться в состоянии покоя (например, семена растений). В этот период проявления их жизнедеятельности незаметны, что делает их похожими на неживые объекты. Каждый живой организм состоит из клеток (кроме вирусов). Все живые организмы состоят из одних и тех же химических соединений. Для жизни всех организмов необходима солнечная энергия. Совокупность вех этих свойств характерна только для живых организмов.

. Изучение нового материала.

  1. Постановка задач урока. Ребята, вы уже знаете, что средой обитания называют всё то, что окружает живое существо в природе. И сегодня мы рассмотрим наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную среду обитания (их особенностями). Узнаем, какие живые организмы обитают в каждой среде обитания, особенности их приспособления. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока: §4. «Среды обитания живых организмов».

  2. Наземно-воздушная среда обитания.

Сначала самостоятельно читаем пункт 1 «Наземно-воздушная среда» § 4 (стр.20). Затем смотрим слайд презентации.

Найдите в тексте учебника особенности характерные для наземно-воздушной среды обитания?

!

Р

Т

?

Ответ: Наземно-воздушная среда наиболее сложна и разнообразна по сравнению с другими средами. Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры. Важное значение имеет хитиновый состав воздуха, поэтому загрязнение воздуха оказывает негативное воздействие на организмы. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности сред обитания» в предметной тетради по биологии.

Какие особенности приспособлений организмов к данной среде обитания?

Наибольшее значение для живущих в ней организмов имеет свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани – внутренний и наружный скелет. У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности приспособления организмов к данной среде обитания» в предметной тетради по биологии.

Как вы думаете, какие живые организмы обитают в данной среде? (смотрите рисунок 10. «Среды обитания организмов»)

В данной среде обитают зайцы, волки, медведи, ежи, пчёлы, осы, ласточки, стрижи и д.т. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания»

У!

Т

?

У!

Т

?

!

Т

графу «название живых организмов обитающих в данной среде» в предметной тетради по биологии.

  1. Водная среда обитания.

Сначала самостоятельно прочитайте пункт 2 § 4 «Вода» (стр. 20-22). Затем смотрим слайд презентации.

Найдите в тексте учебника, особенности характерные для водной среды обитания?

Ответ: Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше. Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды. Правильно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности сред обитания» в предметной тетради по биологии.

Давайте найдём в тексте, каким образом живые организмы приспособились к водной среде?

Ответ: Водные организмы разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяется физическими и химическими свойствами воды. У активных пловцов, как правило, обтекаемая форма тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности приспособления организмов к данной среде обитания» в предметной тетради по биологии.

Какие живые организмы обитают в данной среде?

(Смотрите рисунок 11. «Обитатели водной среды»)

?

У!

Т

?

У!

Т

?

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубин океанских впадин. Растения растут только в верхних слоях воды куда проникает солнечный свет. Водную среду населяют множество мелких растений и животных, так и

достаточно крупные организмы, например медузы, активные пловцы — рыбы, дельфины, киты и др.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «название живых организмов обитающих в данной среде» в предметной тетради по биологии.

  1. Почвенная среда обитания.

Сначала самостоятельно прочитайте пункт 3 § 4 (стр.22). Затем смотрим слайд презентации.

Что такое почва?

Ответ: Почва — это верхний рыхлый плодородный слой суши.

Найдите в тексте учебника, особенности характерные для почвенной среды обитания?

Ответ: Это рыхлый плодородный слой суши, состоящий из неорганических веществ – минеральных веществ, а также

содержит много органического вещества – остатки растений и

животных, продукты их разложения (перегной). Огромную роль грает почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством – плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур. Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ.

У!

Т

?

У!

?

У!

Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности сред обитания» в предметной тетради по биологии.

Как вы думаете, каким образом организмы приспособились к данной среде обитания?

Ответ: У живых организмов, обитающих в почве, обтекаемая форма тела, грызущий ротовой аппарат, копательные конечности, отсутствуют либо слабо развиты органы зрения, хорошо развиты сенсорные способности.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности приспособления организмов к данной среде обитания» в предметной тетради по биологии.

Какие живые организмы обитают в данной среде? (смотрите рисунок 12 на странице 23 учебника)

В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «название живых организмов обитающих в данной среде» в предметной тетради по биологии.

  1. Организменная среда обитания.

Сначала самостоятельно прочитайте пункт 3 § 4 «Тела живых организмов» (стр.22 — 23). Просмотр слайдов презентации.

Найдите в тексте учебника, особенности характерны для организменной среды обитания? (смотрите рисунок 13. «Организм как среда обитания» на странице 24 учебника)

Т

?

!

Т

?

У!

Т

?

Ответ: Условия жизни внутри другого организма характеризуется большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. В данной среде недостаточно кислорода, свет отсутствует, присутствует влага и постоянная температура. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности сред обитания» в предметной тетради по биологии.

Какие особенности приспособлений организмов к данной среде обитания?

Организмы находящие себе место в теле растений или других животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам. Живые организмы имеют органы прикрепления (присоски), обладают хорошей плодовитостью.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности приспособления организмов к данной среде обитания» в предметной тетради по биологии.

Как вы думаете, какие живые организмы обитают в данной среде?

Ответ: Глисты, бычий и свиной цепень, аскарида – это организмы живут внутри (паразитируют) и питаются внутри других организмов. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «название живых организмов обитающих в данной среде» в предметной тетради по биологии.

У!

Т

?

У!

Т

?

Р!

Т

  1. Характеристика сред обитания.

По ходу объяснения учителем новой темы, учащиеся заполнили таблицу в тетрадях.

Название среды обитания

Особенности приспособлений организмов к данной среде обитания

Название живых организмов, обитающих в данной среде

Особенности среды обитания (температура, влага, свет, кислород)

Наземно-воздушная

Развиты опорные ткани (внутренний или наружный скелет, например у насекомых), имеются приспособления позволяющие переносить высокие перепады температур

Медведь, чайка, ежик, ящерица и т.д

Много кислорода, достаточное количество света, недостаток влаги, значительные колебания температуры

Водная

Обтекаемая форма тела, конечности в виде плавников и ласт

Дельфины, кораллы, медузы, караси, черепахи т. д.

Температура меняется постепенно, сильная плотность, мало кислорода, очень много влаги

Почвенная

Обтекаемая форма тела, грызущий ротовой аппарат, копательные конечности, отсутствуют либо слабо развиты органы зрения, хорошо развиты сенсорные способности

Другой организм

Большая плодовитость, упрощённое строение органов и органов прикрепления (присоски).

Аскарида, бычий цепень, свиной цепень.

Недостаточно кислорода, свет отсутствует, достаточное количество влаги, температура постоянная.

  1. Заключение.

А теперь ответе на вопросы:

  1. Что такое среда обитания?

  2. Какие основные среды обитания существуют?

  3. Какие особенности обитания существуют в наземно-воздушной среде обитания?

  4. Какие живые организмы обитают в наземно-воздушной среде и как они к этому приспособились.

  5. Какие особенности обитания существуют в водной среде обитания?

  6. Какие живые организмы обитают в водной среде и как они к этому приспособились.

  7. Что такое почва?

  8. Какие особенности обитания существуют в почвенной среде обитания?

  9. Какие живые организмы обитают в почвенной среде и как они к этому приспособились.

  10. Какие особенности обитания существуют в организменной среде обитания?

  11. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов?

  12. Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?

  1. Итоги урока.

Итак, мы сегодня выяснили, что такое среда обитания, какие животные и живые организмы обитают в почвенной, водной, наземно-воздушной и организменной сред обитания. Особенности строения внутренних органов, скелета, конечностей животных обитающих наземно-воздушной,

водной, почвенной, организменной среде обитания.

  1. Домашнее задание: параграф 4 , придумать фантастическое животное которое обитает во всех средах обитания, нарисовать его и рассказать.

Для меня наиболее предпочтительно поурочное тематическое планирование, которое оформляется в виде таблицы. Каждая строка таблицы тематического планирования соответствует конкретному уроку в изучаемой теме. В каждой строке отмечается номер урока по каждой теме и его номер в сквозной нумерации уроков в данном классе. Это позволяет отслеживать как динамику прохождения темы, так и динамику реализации программы данного года обучения. Далее записывается тема урока, которая часто (но не всегда) совпадает с названием изучаемого параграфа учебника. Обычно в этой строке записывается домашнее задание для учащихся. Табличная форма планирования – это минимальная информация для учителя.

Средства обучения:

  1. Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс / Пасечник В. В. – 5-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2016. – 141с. (стр.19-24)

  2. Рабочая тетрадь к учебнику.

  3. Презентация к параграфу §4.

Примечание: Т – записи в тетради; У – работа по учебнику; ? – вопрос к учащимся; ! – ответ учащихся; Р – рассказ учителя; Р! – ответ учащихся с помощью учителя.

МОУ «Болоньская СОШ»

Учитель биологии Виноградова О.В.

Класс 6, Живые организмы и их окружение

Вопрос 1 Что такое среда обитания? Приведите примеры среды обитания?

Вопрос 2 Как верблюд приспособлен к выживанию в пустыне?

Вопрос 3 Как приспособился кактус к жизни в пустыне?

Вопрос 4 Как рыба приспособлена к выживанию в воде?

Вопрос 5 Назовите адаптацию животных, которая помогает им выжить в водной среде обитания, такой как океан?

Вопрос 6 Как пустынные растения приспособились к жаркой и сухой среде?

Вопрос 7 Что понимается под адаптацией?

Вопрос 8 Что понимается под акклиматизацией. Приведите пример?

Вопрос 9 Назовите биотические и абиотические компоненты среды обитания?

Вопрос 10 Что понимается под наземной средой обитания? Приведите два примера наземной среды обитания?

Вопрос 11 Что понимается под водной средой обитания? Приведите два примера водной среды обитания?

Вопрос 12 Почему скорость важна для выживания таких животных, как олени, обитающие в пастбищах?

Вопрос 13 Как лягушка приспособлена к жизни в воде и на суше?

Вопрос 14 Опишите процесс дыхания морских животных, таких как дельфины и киты?

Вопрос 15 Опишите различные приспособления пустынных животных?

Вопрос 16 Опишите различные способы приспособления горных растений к жизни в горах?

Вопрос 17 Как снежный барс приспособился к жизни в холодных горных районах, где вокруг снег?

Вопрос 18 Как горный козел приспособлен к выживанию в горном районе?

Вопрос 19 Назовите три вида водных растений?

Вопрос 20 Почему горные деревья имеют конусообразную форму с наклонными ветвями?

также читайте решения NCERT для главы 9 «Живые организмы» и их окружение

Содержание

  • 1 Среда обитания
  • 2 Биотические компоненты
  • 3 Абиотические компоненты
  • 4. Apdatation
    • 4.14.15.15.15.15.15.15.15.1.14.15.14.14.14.14.1.14.1.14.14.1. Рыба
  • 5 Наземные места обитания
    • 5.1 1. Пустыни
      • 5.1.1 Адаптация у пустынных животных
      • 5.1.2 Адаптация в пустынных растениях
      • 5.1.3 Адаптация в Какте
    • 5.2 2. Горные области
      • 5.2.1
    • 5.2 2. Горные области
      • 5.2.1. Адаптация растений к горной среде обитания
      • 5.2.2 Адаптация животных к горной среде обитания
      • 5.2.3 (1) Адаптация яка
      • 5.2.4 (2) Адаптация горного козла
    • 5.3 3. ЛЕСА (ИЛИ ЛУГА)
      • 5.3.1 Адаптация в Lion
      • 5.3.2 Адаптация у олени
  • 6 Водные места обитания
    • 6.1 1. Океаны
    • 6.2 2. Пруды, озера и реки
  • 7 Адаптации в водных растениях (или водных растениях)
  • 89050
  • 7 Адаптации в водных растениях (или водных заводах)
  • 7. Животные, приспособленные к жизни в воде и на суше
  • 9 Акклиматизация

Среда обитания

Место (или окружающая среда), где обитает растение или животное, называется его среда обитания.

Среда обитания обеспечивает пищей, водой, воздухом, светом, убежищем (защитой) и местом для размножения живущих в ней растений и животных. Среда обитания обеспечивает организмы всем, что им нужно для жизни. Разные виды растений и животных обитают в разных средах обитания.

Некоторые из примеров  мест обитания : Леса, Луга, Сад, Пустыни, Холмы, Поля, Почва, Дома, Дерево, Река, Море, Пруд, Озеро и Берег моря. Растение или животное приспособлено к выживанию в своей среде обитания.

Все среды обитания можно разделить на две основные группы:

(1) наземные среды обитания и
(2) водные среды обитания.

Наземная среда обитания называется наземной средой обитания. Говорят, что растения и животные, обитающие на
земле, живут в наземной среде обитания. Examp Леса наземных местообитаний — пустыни, горы, леса, пастбища, сады, поля, почвы и дома. Кактус и верблюд живут на суше, называемой пустыней. Так что можно сказать, что кактус и верблюд живут в наземной среде обитания (называемой пустыней).

Водная среда обитания называется водной средой обитания . Говорят, что растения и животные, живущие в воде, живут в водной среде обитания. Примеры : пруд, озеро, река, болота и океаны.

Типы среды обитания варьируются от организма к организму. Растения лучше растут и дольше выживают в определенной среде обитания, к которой они адаптированы.

Некоторые растения предпочитают жить в жарких и сухих участках земли. например кактус растет и хорошо выживает в жарких и сухих районах пустыни. Это связано с тем, что кактус приспособлен жить в очень небольшом количестве воды в течение длительного периода времени. Ареал обитания кактусового растения – пустыня.

Некоторые растения предпочитают жить в воде, напр. Лотос растет и живет в воде пруда. Он не может выжить без достаточного количества воды. Итак, местом обитания лотоса является пруд. Некоторые из распространенных растений и места их обитания приведены ниже:

Растение Среда обитания
1. Гидрилла Пруд
2. Водоросли Пруд
3. Подсолнечник Поля
4. Лотос Пруд
5. Кактус Пустыня
6. Роза Сад
7. Дуб Горы
8. Кокосовая пальма Берег моря
9. Морские водоросли Море

рыба — это животное, которое живет в воде. Он не может жить без достаточного вода . Так, местом обитания рыбы может быть пруд, озеро, река или море. С другой стороны, верблюд  – это животное, приспособленное к выживанию в очень небольшом количестве воды в течение длительных периодов времени. Итак, среда обитания верблюда — пустыня . Место обитания птицы – дерево. Некоторые из распространенных животных и места их обитания приведены ниже:

Животное Среда обитания
1. Дождевой червь Почва
2. Крыса Дома, Поля
3 Змея Леса, Филс
4. Рыба Река, пруды, озеро, море
5. Верблюд Пустыня
6. Тигр Лес
7. Лягушка Пруд
8. Осьминог Море
9. Кит Море

Растения и животные могут иметь одну и ту же среду обитания, например, в прудовой среде обитания много видов растений, таких как водоросли, гидриллы, кувшинки, водяные гиацинты и некоторые сорняки. В среде обитания пруда также обитает множество видов животных, таких как: стрекозы, зимородки, цапли, рыбы, лягушки, черепахи, водяные пауки, водные коньки, улитки, утки в нем и вокруг него.

Несмотря на то, что большое количество живых организмов живут в одной и той же среде обитания (скажем, в пруду), но их пищевые привычки различаются, благодаря этому организмы сталкиваются с меньшей конкуренцией за пищу. Это помогает выжить всем организмам в среде обитания.

В среде обитания, почве, воде, воздухе также присутствуют многие другие компоненты физической среды. Таким образом, среда обитания включает как биотические, так и абиотические компоненты среды . Среда обитания также включает взаимодействие между биотическими и абиотическими компонентами окружающей среды.

Биотические компоненты

Термин «биотический» означает «живой». Итак, живые существа в среде обитания являются ее биотическими компонентами. В среде обитания живут растения, животные и микроорганизмы.

Биотическими компонентами среды обитания являются: растения, животные и микроорганизмы. Живые существа, такие как растения, животные и микроорганизмы в среде обитания, известны как ее биотических компонента.

Абиотические компоненты

Термин «абиотический» означает «неживой». Различными неживыми вещами в среде обитания являются почва, камни, воздух, вода, солнечный свет и температура.

К абиотическим компонентам среды обитания относятся: почва, камни, воздух, вода, солнечный свет и температура. Различные неживые объекты, такие как почва, камни, воздух, вода, солнечный свет, температура и т. д., называются абиотические компоненты или абиотические факторы среды обитания .

(1) Почва обеспечивает различные питательные вещества, такие как азот, для роста растений.

(2) Воздух обеспечивает растения двуокисью углерода для приготовления пищи.

(3) Вода также необходима растениям для приготовления пищи.

(4) Солнечный свет дает растениям энергию для производства пищи в процессе фотосинтеза.

(5) Температура (или тепло) необходима для прорастания семян, чтобы вырасти в новые растения.

Абиотические факторы, такие как воздух, вода, солнечный свет и температура (или тепло), очень важны для роста растений.

Адаптации

Существует много разных мест обитания с совершенно разными условиями окружающей среды. Разные виды растений и животных живут в разных средах обитания.

Например:  В пустынной среде обитания очень мало воды. Растения и животные, обитающие в пустыне, выработали в своем организме некоторые особенности, благодаря которым они могут выживать в существующих там жарких и сухих условиях. Только растения, такие как кактус, и животные, такие как верблюд, могут легко выжить в пустыне, потому что в течение длительного периода времени в структуре их тела произошли изменения в жаркой пустыне, где мало воды.

В океанской среде обитания растения и животные окружены соленой водой (соленой водой). Большинство растений и животных, обитающих в океане, используют для дыхания кислород, растворенный в воде. Только животные, такие как морские рыбы (морские рыбы) и другие подобные существа, могут выжить в среде обитания океана, потому что в структуре их тела произошли изменения в течение длительных периодов времени, которые помогают им выжить в соленой воде среды обитания океана.

Пустыня и океан — очень разные среды обитания, имеющие очень разные условия, и мы обнаруживаем, что в этих двух средах обитания живут разные виды растений и животных.

Живое существо может выжить в определенной среде обитания, если его тело подходит или адаптировано к окружающей среде или условиям этой среды обитания. Растения и животные развивают в своем теле особые характеристики или особенности, чтобы выжить в своей среде обитания (или в окружающей среде).

Наличие специфического признака, позволяющего растению или животному жить в определенной среде обитания, называется адаптацией .

Адаптация верблюда

Строение тела верблюда помогает ему выживать в условиях пустыни. Верблюд приспособлен к жизни в пустыне из-за его следующих особенностей:

(1) У верблюда длинные ноги, которые помогают ему держаться подальше от горячего песка пустыни.

(2) Верблюд может пить большое количество воды (когда она доступна) и хранить ее в теле.

(3) Тело верблюда приспособлено для экономии воды в сухой пустыне следующим образом: Верблюд выделяет небольшое количество мочи; его помет сухой, и он не потеет. Так как верблюд теряет из своего тела очень мало воды, он может прожить много дней без воды.

(4) В горбе верблюда хранится «жир». В случае чрезвычайной ситуации верблюд может расщепить накопленный жир, чтобы получить воду.

(5) У верблюда большие и плоские лапы, которые помогают ему легко ходить по мягкому песку (предотвращая его погружение в мягкий песок).

Адаптация у рыб

Строение тела рыбы помогает ей выживать в воде. Рыба приспособлена к жизни в воде благодаря следующим своим особенностям:

(1) Голова, туловище и хвост рыбы сливаются, образуя обтекаемую форму. Обтекаемая форма тела помогает рыбе легко передвигаться по воде (поскольку такая форма оказывает наименьшее сопротивление движению).

(2) У рыбы есть специальные органы, называемые « жабры », которые помогают ей поглощать кислород, растворенный в воде, для дыхания. Рыба может жить в воде только потому, что она приспособлена дышать в воде. Рыба не может жить на суше, потому что форма ее тела не приспособлена для дыхания на суше.

(3) Рыба покрыта скользкой чешуей, которая защищает тело от воды, а также облегчает передвижение по воде.

(4) У рыбы крепкий хвост для плавания.

(5) У рыбы есть плоские плавники, чтобы менять направление и сохранять равновесие тела в воде.

Верблюд адаптирован к среде пустыни, тогда как рыба приспособлена к жизни в воде. Адаптация к среде обитания не происходит в короткие сроки. На протяжении тысячелетий абиотические факторы региона меняются. Те животные (и растения), которые не могут приспособиться к этим изменениям, вымирают, и выживают только те, которые приспосабливаются к изменившейся среде.

Наземные среды обитания

Некоторые важные наземные среды обитания:
(1) Пустыни
(2) Горные районы и
(3) Леса (или луга).

1. ПУСТЫНИ

Безводная область земли, покрытая песком и имеющая мало или совсем не имеющая растительности (растений и т. д.), называется пустыней.
Доминирующими факторами пустынной среды обитания являются дефицит (дефицит) воды и высокая температура. Растения и животные должны защищать себя от чрезмерной потери воды и слишком большого количества тепла.

Адаптация у пустынных животных

В пустыне есть такие животные, как пустынные крысы и пустынные змеи, у которых нет длинных ног, как у верблюда, чтобы держать свое тело подальше от горячего песка пустыни. Такие животные, как пустынные крысы и
пустынная змея, выживают в жаркой пустыне при недостатке воды благодаря следующим приспособлениям:

(1) Пустынные животные выживают, живя в норах в жаркое дневное время. Пустынные крысы и
змея роют глубокие норы в песке и остаются в них в дневное время, когда очень жарко. Норы остаются прохладными в течение дня и, следовательно, защищают этих животных от солнечного тепла, а также от потери воды их телом. Пустынные крысы и пустынные змеи выходят из нор только в прохладную ночь в поисках пищи.

(2) Пустынные животные, такие как пустынные крысы и пустынные змеи, выделяют очень небольшое количество
мочи и, следовательно, сохраняют воду в своем теле.

Адаптация к растениям пустыни

В условиях жаркой пустыни вода недоступна для растений в достаточном количестве круглый год из-за очень малого количества осадков. Кроме того, высокая температура в жаркой пустыне увеличивает испарение воды с листьев. Растения пустынной среды обитания хорошо приспособлены к нехватке воды и высокой температуре за счет накопления воды (при ее наличии) и сокращения потерь воды.

Некоторые приспособления, которые помогают пустынным растениям выживать в жаркой и сухой среде пустыни, следующие:

(1) Листья у пустынных растений либо отсутствуют, либо очень маленькие, либо присутствуют в виде шипов или шипов. Это помогает уменьшить потерю воды листьями в результате транспирации. Поскольку пустынные растения теряют очень мало воды в результате транспирации, они могут долгое время выживать за счет накопленной воды.

(2) Поскольку листья пустынных растений либо отсутствуют, либо очень маленькие, либо образуют колючки, стебли пустынных растений видоизменены для выполнения функций листьев. У пустынных растений фотосинтез обычно осуществляется их зеленым стеблем.
 
(3) Стебли пустынных растений также приспособлены для хранения воды. Стебли пустынных растений также покрыты толстым восковым слоем (называемым кутикулой), который предотвращает потерю воды из него.

(4) Большинство пустынных растений имеют длинные корни, которые уходят глубоко в почву для поглощения воды.

Адаптация кактуса

Кактус — наиболее распространенное растение, встречающееся в пустынях. Адаптация, которая помогает растениям кактуса выжить в жаркой и сухой среде пустыни, приведена ниже:

(1) Кактусы изменили свои листья в виде тонких шипов (или шипов), чтобы уменьшить потерю воды через транспирацию.

(2) Фотосинтез у кактусов осуществляется зеленым стеблем. Зеленые листообразные структуры, которые мы видим у кактуса, на самом деле являются его стеблем.

(3) Кактусы хранят воду в своих стеблях. Стебли кактуса покрыты толстым восковым слоем (называемым кутикулой), который предотвращает потерю из него воды в результате испарения.

(4) Кактусы имеют длинные и глубокие корни, чтобы поглощать воду с большей площади.

2. ГОРНЫЕ РАЙОНЫ

Очень высокий холм называется горой. Горные места обитания обычно очень холодные и ветреные.

Адаптация растений к горным местообитаниям

(1) В горных районах много дождей.

(2) В горной среде зимой очень холодно, возможны также снегопады.

(3) Зимой при очень низких температурах почвенная вода замерзает и становится недоступной для корней деревьев и растений. В высоких горах также более ветрено.

(4) Вода быстрее испаряется в ветреных местах, из-за чего деревья в горах могут легко терять слишком много воды через листья.

Чтобы выжить в горной среде обитания, деревья должны иметь приспособления для защиты от дождевой воды, снегопада и потери слишком большого количества воды. Деревья могут выжить в чрезвычайно холодных и ветреных горных местообитаниях благодаря следующим приспособлениям:

(1) Деревья в горных местообитаниях обычно имеют конусообразную форму с наклонными ветвями. Такая форма горных деревьев позволяет дождевой воде и снегу легко соскальзывать, не повреждая веток и листьев.

(2) Многие горные деревья имеют мелкие, игольчатые листья, из-за которых в ветреную погоду эти листья теряют очень мало воды. Это помогает горным деревьям выживать зимой, когда вся почвенная вода 90 131 замерзает в виде льда и недоступна для их корней.

(3) Игольчатые листья имеют толстый восковой слой (или кутикулу), чтобы уменьшить потерю воды в результате транспирации и защитить их от повреждения дождем и снегом.

(4) Широколиственные деревья, произрастающие в горах, сбрасывают листву перед наступлением зимы. Это предотвращает потерю такими деревьями воды из листьев и помогает им выжить зимой, когда вся вода в почве замерзает и, следовательно, недоступна для корней.

Адаптация животных к горным местам обитания

Адаптация некоторых животных, таких как як, горный козел и снежный барс, обитающих в горных районах:

(1) Адаптация у яка длинные шелковистые волосы, чтобы защитить их от холода, согревая.

(2) Адаптация горного козла

Горному козлу приходится жить в холодном климате гор, а также взбираться по скалистым склонам гор для выпаса скота. Горный козел адаптирован к холодной и каменистой среде горной среды обитания следующим образом:

(a) Длинная шерсть горного козла защищает его от холода и согревает.

(b) У горного козла сильные копыта для бега по каменистым склонам гор для выпаса скота ( твердые и грубые ноги животного называются копытами )

(3) Адаптация у снежного барса

снежный барс живет в горах, где есть снег. Снежный барс приспособлен к жизни в экстремально холодных местах со снегом следующим образом:

(a) Снежный барс имеет густой мех на теле. Этот мех защищает их от холода и согревает. У снежного барса также есть мех на лапах и пальцах ног. Это защищает его ноги от холода, когда он ходит по снегу.

(b) Снежный барс имеет толстый слой жира под кожей для «изоляции», чтобы защитить его от холода.

(c) Снежный барс имеет округлое тело и маленькие уши, чтобы свести площадь поверхности тела к минимуму. Это снижает потери тепла телом снежного барса.

(d) У снежного барса большие ноги, чтобы распределить вес по снегу и не дать ему утонуть в мягком снегу.

3. ЛЕСА (ИЛИ ЛУГА)

Большая площадь земли, покрытая в основном деревьями и растениями, называется лес . А большая площадь покрытых травой земель, используемых для выпаса скота, называется пастбища .

В пастбищах есть несколько деревьев или мест, где животные могли бы спрятаться. Из-за этого скорость важна для животных, которые живут в пастбищах (чтобы они могли убегать от своих врагов).

Адаптация льва

Лев — хищное животное, которое питается только мясом (или плотью) других животных. Лев живет в лесной среде обитания. Лев адаптирован к лесной среде следующим образом:

(1) Лев — сильное, быстрое и ловкое животное, которое может охотиться и убивать свою добычу, как олень.

(2) У льва длинные, сильные и острые когти на передних лапах, которыми он ловит добычу. Лев может втягивать (втягивать) когти внутрь пальцев, чтобы они не стачивались и не тупились.

(3) У льва есть глаза перед головой, которые позволяют ему правильно определять местонахождение своей добычи. Это помогает ему поймать добычу.

(4) Лев светло-коричневого цвета. Светло-коричневый цвет помогает льву прятаться в сухих лугах (не будучи замеченным), когда он охотится за добычей.

Адаптация оленя

Олень — травоядное животное, которое питается только растительным материалом. Олень — еще одно животное, обитающее в лесной среде обитания. Олень адаптирован к лесной среде следующим образом:
(1) У оленя есть глаза по бокам головы, которые позволяют ему видеть во всех направлениях одновременно. Круговое зрение оленя помогает ему видеть животных, таких как лев (которые убивают его), во всей области вокруг себя.

(2) У оленя большие уши для хорошего слуха. Большие уши помогают оленям очень легко слышать движения хищников (например, львов).

(3)Олень — быстрое и ловкое животное. Скорость оленя помогает ему убегать от хищников, которые пытаются его поймать.

(4) Олень бурого цвета. Коричневый цвет оленя помогает ему прятаться в сухих лугах, чтобы его не заметили львы и т. д.

(5) У оленя крепкие зубы, чтобы пережевывать твердые стебли лесных растений.

Водные среды обитания

Места обитания, окруженные водой, называются водными средами обитания. Важными водными средами обитания являются: океаны, пруды, озера и реки.

Океанская вода содержит много растворенных в ней солей, поэтому океанская вода очень соленая. Океан не является пресноводной средой обитания. С другой стороны, пруды, озера и реки называют пресноводными средами обитания.

1. ОКЕАНЫ

Очень большая часть моря называется океаном.

Адаптации у животных, живущих в воде , связаны с их движением в воде для дыхания.
Некоторые из адаптаций у животных, живущих в водной среде обитания, такой как океан (или море), следующие:

(1) Многие морские животные имеют обтекаемые тела, которые помогают им легко передвигаться в морской воде. Для примера
: рыбы, живущие в морской среде обитания, имеют обтекаемые формы тела.
Некоторые морские животные, такие как кальмары и осьминоги, не имеют обтекаемой формы тела. Но когда кальмары и осьминоги передвигаются в морской воде, они делают форму своего тела обтекаемой. Такие животные остаются глубже в океане у морского дна и ловят любую добычу, которая приближается к ним. Обтекаемая форма морских животных — приспособление для плавания в воде.

(2) У большинства морских животных есть жабры, которые позволяют им использовать для дыхания кислород, растворенный в воде. Итак, наличие жабр у морских животных является приспособлением для дыхания в воде. Дельфины и киты дышат воздухом через ноздри (так называемые дыхала), которые расположены в верхней части их головы. Дельфины и киты дышат воздухом через дыхательные отверстия, когда плавают у поверхности воды. Вдохнув воздух, они закрывают дыхала закрылками и ныряют в море. Дельфины и киты могут долгое время находиться в воде без дыхания. Наличие ноздрей у дельфинов и китов является приспособлением для дыхания.

2. ПРУДЫ, ОЗЕРА И РЕКИ

Растения, которые растут в воде, называются водными растениями.

Три типа водных растений:

(1) Некоторые водные растения, плавающие на поверхности воды

Например: водяной салат и водяной гиацинт.

(2) Некоторые водные растения частично погружены в воду

(a) Корни частично погруженных растений закреплены в почве под водой на дне пруда, озера или реки.

(b) Стебли таких растений растут к поверхности воды, а листья и цветы плавают на поверхности воды.

Двумя примерами водных растений, частично погруженных в воду, являются водяная лилия и лотос.

(3) Некоторые водные растения полностью погружены в воду  

Корни погруженных растений также закреплены в почве под водой на дне пруда, озера или реки. Все части таких растений (включая стебель, ветви и листья) растут под водой.

Двумя примерами полностью погруженных водных растений являются гидрилла и валлиснерия.

Адаптации водных растений (или водных растений)

Ниже приведены некоторые адаптации водных растений:

1. У водных растений очень короткие и маленькие корни, основной функцией которых является удержание растения на месте. Все части водного растения окружены водой, поэтому водное растение может поглощать воду и растворенные минералы непосредственно с поверхности своих стеблей, ветвей и листьев. Поскольку водным растениям не нужно полагаться на свои корни для получения воды и растворенных минералов, их корни очень короткие и маленькие.

2. Стебли водных растений мягкие, полые и легкие, с большими пространствами, заполненными воздухом. Водным растениям не нужны крепкие стебли, потому что окружающая вода пруда, озер, рек поддерживает их .

3. У подводных водных растений узкие и тонкие лентовидные листья, которые изгибаются в текущей воде рек и ручьев и, следовательно, не препятствуют течению воды. У некоторых
растений листья сильно разделены, так что вода может легко проходить через них, не повреждая их. Тонкие листья подводных растений также позволяют легко проникать в них минералам. Плавающие листья частично погруженных растений довольно широкие, но гибкие. Однако листья плавающих растений похожи
к наземным растениям.

Животные, приспособленные к жизни в воде и на суше

Лягушка

Животные, такие как лягушки, живут в прудах в качестве среды обитания. Лягушки водятся в тенистых, влажных условиях возле прудов. Лягушки могут жить как в воде, так и на суше, возле пруда. Лягушки проводят большую часть своего времени на суше, но возвращаются в воду, чтобы отложить яйца. Лягушки приспособлены к
жизни в воде, а также на суше следующими способами:

(1) У лягушек есть перепончатые задние лапы, которые помогают им плавать в воде (перепончатые лапы образуются из тонкой кожи между пальцами и работают как весла). для плавания). Это приспособление помогает лягушкам жить в воде.

(2) У лягушек сильные задние ноги для прыжков (прыжков) и ловли добычи. Эта адаптация помогает лягушкам жить на суше.

Акклиматизация

Адаптации — это очень, очень медленные изменения, происходящие в телах организмов на протяжении тысячелетий. некоторые внезапные изменения в их окружении.

Например: Если мы живем на равнине и внезапно оказываемся в высокогорном районе, у нас может возникнуть затрудненное дыхание в течение нескольких дней. Это связано с тем, что на «большой высоте» в горах воздух очень разрежен, из-за чего мы должны дышать быстрее, чтобы получить достаточное количество кислорода. Однако через несколько дней в нашем организме происходят небольшие изменения, благодаря которым наше тело приспосабливается к новой среде разреженного воздуха в горах. Мы говорим, что наше тело акклиматизировалось (или привыкло) к горной среде.

Процесс привыкания к другой среде (например, к большой высоте гор) в течение коротких периодов называется  акклиматизацией. Изменения, происходящие в организме организма при акклиматизации, носят временный характер и могут быть обратимы. С другой стороны, изменения, происходящие во время адаптации, являются постоянными и необратимыми.

Примечания к главе 9 «Живые организмы – характеристики и среда обитания»

  • Живые существа
  • Среда обитания

Q1 Что такое среда обитания…

Перейти к

  • Упражнение
  • Еда: откуда она берется?
  • Компоненты еды
  • Волокно к ткани
  • Сортировка материалов по группам
  • Разделение веществ
  • Изменения вокруг нас
  • Знакомство с растениями
  • Движения тела
  • Живые организмы — характеристики и среда обитания
  • Движение и измерение расстояний
  • Свет, тени и отражения
  • Электричество и схемы
  • Веселье с магнитами
  • Вода
  • Воздух вокруг нас
  • Мусор на входе, мусор на выходе

Главная >

Образцовые решения NCERT
Класс 6
Наука
>

Глава 9- Живые организмы — характеристики и среда обитания
>

Упражнение
>
Вопрос 1

Вопрос 1 Упражнение

В1) Что такое среда обитания?

Ответ:

Решение:

Среда обитания растений и животных называется их средой обитания. Например, среда обитания лягушки — пресная вода, а среда обитания верблюда — пустыня.

Стенограмма видео

Здравствуйте, студенты. Давайте обсудим этот вопрос. Что такое лифт? Итак, вы узнаете, как видите на картинке, окружающую среду, в которой живут растения и животные? Это все их тяжелые темные, как например, рисуют среду обитания блога пресной воды. И поэтому верблюд ослабляет ответ на окружающую среду, где растения напоминают животным их среду обитания. Так например, повадка лягушки пресная вода и вуаля среда обитания семьи и пустыня. Спасибо.

Связанные вопросы

Q2) Как кактус приспособился к выживанию в пустыне?

Q3) Заполните пропуски: (a) Наличие специфических признаков, которые позволяют растению или животному. ..

Q4) Какие из вещей в следующем списке неживые? Плуг, Гриб, Швейная Машинка, Радиатор…

Q5) Приведите пример неживого существа, которое демонстрирует любые две характеристики живых существ.

Q6) Какие из неживых существ, перечисленных ниже, когда-то были частью живых существ? Масло,…

Q7) Перечислите общие характеристики живых существ.

Фейсбук

WhatsApp

Копировать ссылку

Было ли это полезно?

Упражнения

Упражнения

Главы

Еда: откуда она берется?

Компоненты пищевых продуктов

Волокно к ткани

Сортировка материалов по группам

Разделение веществ

Изменения около

Знакомство с растениями

Движения тела

Живые организмы — характеристики и среда обитания

Движение и измерение расстояний

Свет, тени и размышления

Электрические и циркуиты

.