Системы органов растений и животных: Презентация по биологии на тему «Системы органов живых организмов: растений и животных»

2.3. Ткани, органы, системы органов (Панина)

Рассмотренные в разделе 2.2 виды изменчивости (мутационная и комбинативная) являются наследственными. Они обусловлены изменением информации в ДНК, находящейся в клетке. Однако в течение жизни любого организма его внешний вид и строение изменяются, хотя ДНК клеток может оставаться неизменной.

Приобретённая ненаследственная изменчивость характерна и для одноклеточных, и для многоклеточных организмов.

Одноклеточными являются все бактерии, а также низшие представители растений (одноклеточные водоросли), животных (различные типы простейших) и грибов (например, дрожжевые грибы). Классификация одноклеточных эукариот очень трудна. Например, эвглена зелёная имеет признаки и растений, и животных. Иногда всех одноклеточных эукариот объединяют в особую систематическую категорию — протисты. После деления клетки одноклеточного организма обычно происходит разрушение части структур, принадлежавших материнской клетке, затем каждая дочерняя клетка достраивает нужные части и растёт.

Многоклеточные организмы имеются только среди эукариот. Переход к многоклеточности явился крупным эволюционным шагом. Клетки объединились, чтобы улучшить приспособленность организмов и более эффективно использовать ресурсы окружающей среды. Это достигается специализацией и взаимопомощью клеток. Чем более высокоорганизованными являются организмы, тем большей специализацией отличаются его ткани. Ткань — группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, вместе с межклеточным веществом.

Уже у колоний, таких, как вольвокс, наблюдается некоторая специализация (наружных клеток на контактах с внешней средой, внутренних — на размножении). У нитчатых водорослей появляется разделение на базальную бесцветную клетку, обеспечивающую прикрепление на хорошо освещённом месте, и фотосинтезирующие клетки, обеспечивающие её питание.

Формирование истинных тканей у растений связано с выходом на сушу. Выброшенные на берег водоросли быстро высыхают, поэтому первой задачей, с которой они столкнулись в новой среде, было сохранение воды. Покровные клетки, став прозрачными, специализировались выделять на поверхность клетки воскоподобное вещество, препятствующее испарению воды; контролируемое испарение и газообмен осуществляются через специальные устьица. Водоросли на суше не могут стоять, поскольку в них нет твёрдых опорных элементов. Такие элементы — механическая ткань, состоящая из прочных волокон, — сформировались из клеток с утолщёнными стенками, расположенными одна над другой. У первых ископаемых наземных растений — риниофитов — отмечено начало формирования проводящих тканей, служащих для перемещения воды и растворённых веществ по растению. Клетки проводящих тканей расположены друг над другом и имеют утолщённые боковые стенки. Риниофиты, как и современные мхи, всасывают воду и минеральные соли всей поверхностью тела, их ризоиды служат только для прикрепления к субстрату.

Всасывающая ткань и соответственно настоящие корни формируются у папоротникообразных. Клетки всасывающей ткани имеют выросты — корневые волоски, которые увеличивают их всасывающую поверхность. Каждая такая клетка, располагаясь вблизи кончика корня, живёт недолго.

У современных цветковых растений ткани хорошо развиты. Проводящие ткани представлены ксилемой — совокупностью сосудов, состоящих из мёртвых клеток, поперечные перегородки между которыми разрушены, и флоэмой — совокупностью ситовидных трубок, состоящих из живых клеток, поперечные перегородки между которыми имеют многочисленные отверстия и похожи на сито. По сосудам вверх движутся вода и соли, по трубкам движутся из листьев растворы органических веществ, образованных в процессе фотосинтеза. Жилки листьев представляют собой сосудисто-проводящие пучки, у древесных растений древесина состоит из сосудов и механических волокон, а ситовидные трубки и волокна образуют особый слой в коре — луб.

1 Особенности тканей животных и человека см. в блоке IV.

Образовательные ткани у цветковых растений располагаются в кончике корня, почках и семенах, у древесных растений образуют кольцо камбия под корой. Эти ткани состоят из мелких неспециализированных клеток, которые делятся и обеспечивают рост растения, регенерацию повреждённых частей и размножение.

Основные ткани заполняют органы и могут выполнять функции фотосинтеза, опоры, перемещения и запасания веществ. Фотосинтезирующая ткань имеется во всех зелёных частях растений, прежде всего в листьях, где она заполняет внутреннее пространство листовой пластинки. Её содержащие хлоропласты клетки расположены компактно под верхней кожицей (столбчатая ткань) и рыхло с нижней стороны (фотосинтез, см. табл. 5, разд. 2.1). Запасающая ткань располагается в плодах и семенах, сердцевине древесных стеблей, корневищах, луковицах и клубнях (табл. 1, разд. 3.4). В их клетках содержатся запасы углеводов, белков и жиров, клетки клубней картофеля, например, запасают крахмал в бесцветных пластидах.

Благодаря специализации клеток у высших растений и большинства животных можно наблюдать следующие уровни организации: молекулярный, клеточный, тканевый, органный (органом называют часть тела определённой формы, состоящую из разных тканей и выполняющую определённые функции в организме). Органы взаимосвязаны и образуют целостный организм или особь.

Так, корень растения — орган, в котором имеется образовательная ткань, обеспечивающая его рост, всасывающая ткань, поглощающая на основе осмоса воду и минеральные соли, и основная ткань, которая запасает питательные вещества и помогает перемещению воды от корневых волосков к центральному цилиндру корня. В центре располагаются сосуды и ситовидные трубки проводящей ткани и механические волокна. Корень благодаря механической ткани укрепляет растение в почве, по сосудам из корня в растение под давлением поступают вода и соли из почвы.

Листья покрыты прозрачной защитной кожицей с устьицами для газообмена и транспирации. В основной ткани листьев происходит фотосинтез: образование органических веществ из воды, полученной от корня, и углекислого газа, проникающего через устьица. Образующиеся в листьях органические вещества по ситовидным трубкам перемещаются во все органы растения, в том числе в корни. Клетки корня в процессе дыхания окисляют присланные из листьев органические вещества и за счёт полученной при этом энергии могут осуществлять различную работу: всасывать воду для всего растения, обеспечивать собственные процессы жизнедеятельности.

Стебель в основном включает ткани, обеспечивающие опору и связь между органами прежде всего за счёт транспорта веществ по проводящим тканям. Главная ткань почек растений — образовательная, так же, как в генеративных органах.

У животных также выделяют системы органов — т. е. объединения органов для выполнения каких-либо функций. Например, пищеварительную систему, дыхательную, выделительную, нервную, эндокринную, опорно-двигательную, репродуктивную (см. блок IV).

Эволюционные изменения, благодаря которым сформировались ткани и органы, возникали путём мутаций и естественного отбора в течение миллиардов лет.

В ходе онтогенеза — индивидуального развития организма — у многоклеточных можно наблюдать, как возникают отличия между делящимися клетками. Известно, что благодаря митозу в генетическом отношении все клетки тела одинаковы и отличаются только от гамет, образующихся путём мейоза (см. «Гены и хромосомы», разд. 2.1). В каждой клетке есть гены, ответственные за все признаки целого организма, однако в разных клетках идёт считывание информации с разных генов, а остальные гены не действуют. Специализация клеток определяется цитоплазмой и межклеточными взаимодействиями, т. е. тем, в какой части зародыша оказывается клетка, с какими частями взаимодействует.

Урок-зачёт в 6-м классе. «Органы и системы органов растений и животных»

Цель: сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний по теме; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

Тип урока: обобщение, путешествие по станциям.

Методы и приемы обучения: самостоятельная работа в группах; эвристический, проблемный.

Оборудование: задания для обучающихся – конверты разного цвета в зависимости от сложности заданий.

Структура урока:

Данный урок – зачет проводится в 6 классе после изучения темы «Органы и системы органов растений и животных» по учебнику Н.И.Сонина. Для проведения зачета класс делится на 4 команды. Каждая команда получает маршрутный лист, в котором указан порядок прохождения станций, фамилии членов группы, баллы, полученные при выполнении заданий.

Станции – это 4 стола, на которых разложено по 3 конверта разного цвета с заданиями: красный – задания на оценку «5», синий – задания на оценку «4», зеленый – задания на оценку «3». Для того, чтобы получить оценку за то или иное задание необходимо выполнить все задания данного конверта. Прибыв на станцию группа показывает учителю конверт того цвета, на какую оценку она готова отвечать. На каждой станции группа работает 7 – 8 минут, потом переходит на другую станцию, указанную в маршрутном листе. Все задания команды выполняют на отдельном листе бумаги. После окончания зачета учитель проверяет ответы, выставляет общую оценку команде, исходя из выполненных заданий и оценок, выставленных в самой группе друг другу (участие каждого в работе).

В конце урока учитель обобщает пройденный материал, делает выводы, объявляет баллы и оценки.

Маршрутный лист.






Порядок прохождения станций

Ф.И. участников

Баллы

Оценка

1. «Отвечай-ка»

 

 

 

2. «Проверяй-ка»

 

 

 

3. «Любознайка»

 

 

 

4. «На досуге»

 

 

 

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Мы с вами закончили изучать раздел «Органы и системы органов растений и животных». Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал, закрепим основные понятия темы. А чтобы интересней прошел урок мы с вами поиграем – совершим небольшое путешествие на поезде «Знания» по станциям, а поможет вам маршрутный лист, в котором указана очередность прохождения станций. Итак, начинаем наше путешествие. Желаю вам успехов!

2. Путешествие по станциям.

3. Проверка учителем работ обучающихся, выставление оценок.

4. Обобщение пройденного материала, выводы, итоговые оценки за урок.

5. Домашнее задание.

Станция «Отвечай-ка»

Вопросы на оценку «5»

  1. Назовите главные части цветка и поясните, какие гаметы они несут.
  2. Назовите признаки двудольных растений.
  3. Зарисуйте и подпишите части листа.
  4. Какую роль играют устьица и где они расположены?
  5. Почему организм называют «единым целым»?
  6. Как связаны между собой кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы?

Вопросы на оценку «4»

  1. Из каких органов состоит растение?
  2. Как можно узнать возраст дерева?
  3. Назовите органы дыхания животных.
  4. Перечислите органы пищеварительной системы млекопитающих. Ее значение.
  5. Какие виды корневых систем встречаются у растений? Их признаки.
  6. Какое значение для растений имеет цветок?

Вопросы на оценку «3»

  1. Назовите главные части цветка.
  2. Перечислите системы органов животных.
  3. Назовите, из каких органов состоит кровеносная система млекопитающих.
  4. Почему насекомоопыляемые растения имеют яркую окраску цветка? Приведите пример.
  5. Предложите, какими способами можно размножить картофель, лук, ландыш.
  6. Назовите органы дыхания лягушки. Почему она живет в сырых местах?

Станция «Проверяй-ка»

На оценку «5» нужно правильно ответить 9-11 вопросов. На оценку «4» — на 7-8 вопросов. На оценку «3» — 6-7 вопросов.

  1. Как называется корневая система, в которой развиты боковые и придаточные корни?
  2. Какая система органов животных выполняет функцию воспроизведения себе подобных?
  3. Какую функцию в растительном организме выполняет покровная ткань?
  4. Что такое листопад?
  5. Что такое побег?
  6. Какие функции выполняет опорно – двигательная система?
  7. Какую роль в растительном организме играет цветок?
  8. Какое строение имеет соцветие кисть? Какие растения имеют данное соцветие?
  9. Где образуются семена в растительном организме?
  10. Назовите типы нервных систем у гидры, насекомых, млекопитающих.
  11. Какую роль в семени растений играет эндосперм?

Станция «Любознайка»

Вопросы на оценку «5»

  1. Чем простые листья отличаются от сложных? Найдите их в гербарии.
  2. Зарисуйте цветок и подпишите его части.
  3. Дайте определение терминам «орган», «система органов».
  4. Все ли растения имеют корень?
  5. Чем дышат все живые организмы?

Вопросы на оценку «4»

Вычеркни лишнее.

  1. Корень, лист, цветок, пестик.
  2. Пищевод, желудок, сосуды, кишечник.
  3. Сетчатая, узловая, брюшная, центральная и периферическая.
  4. Ландыш, смородина, береза, клен.
  5. Пшеница, ландыш, астра, рожь.

Вопросы на оценку «3»

Вставьте пропущенные слова.

  1. Главные части цветка____________и___________.
  2. Корень, стебель, лист, цветок – это______________________.
  3. Транспорт кислорода осуществляет___________________система.
  4. Рыбы дышат________________________.
  5. Выделительную систему млекопитающих составляют______________.

Станция «На досуге»

Задание на оценку «5»

Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Часть семени, содержащая питательные вещества.

3. Орган дыхания лягушки.

5. Орган полового размножения растений.

7. Орган пищеварительной системы млекопитающих.

По вертикали:

2. Часть зародыша семени.

4. Крупные сосуды кровеносной системы.

6. Орган растения, удерживающий его в почве.

8. Главная часть цветка.

Задания на оценку «4»

Составьте кроссворд, используя следующие органы растений и животных: лист, цветок, сердце, почка, трахея, мозг, корень.

Задание на оценку «3»

Отгадай загадки.

  1. Оно много меньше нас, а работает всяк час.
  2. Осенью пришла беда:

    Треснул домик гладкий.

    Поскакали кто куда круглые ребятки.
  3. Встречается у растений и у человека (орган).
  4. Мы на них стоим и пляшем,

    Ну, а если мы прикажем

    Нас они бегом несут

    Подскажи, как их зовут?
  5. Из почек появляются,

    Весною распускаются,

    Летом шелестят,

    Осенью – летят.

Система органов – определение и примеры

Определение системы органов

Система органов – это группа органов, которые работают вместе для выполнения определенной функции в организме организма. У большинства животных и растений есть органы, которые представляют собой автономные группы тканей, такие как сердце, которые работают вместе для выполнения одной функции. У человека и других млекопитающих множество систем органов. Примером системы органов является кровеносная система, включающая сердце, артерии, вены и капилляры. Организм человека состоит из 11 различных систем органов.

На этом рисунке изображена дыхательная система.

Examples of Organ Systems

The human organ systems are:

  • Integumentary
  • Skeletal
  • Muscular
  • Circulatory
  • Respiratory
  • Digestive
  • Urinary
  • Immune
  • Нервная
  • Эндокринная
  • Репродуктивная

Покровная система

Покровная система состоит из внешних органов, защищающих тело от повреждений, включая кожу, ногти и волосы. Кожа – самый большой орган человеческого тела. Он состоит из трех слоев: эпидермиса, дермы и гиподермы, которая содержит жировые отложения. Ногти и волосы состоят из белка кератина. У других животных покровная система может включать перья, чешую или копыта.

Помимо защиты внутренних органов от физического повреждения, покровная система выполняет множество других функций, таких как защита от проникновения вирусов, обезвоживания, солнечных ожогов и изменений температуры, выработка витамина D под воздействием солнца и выделение отходов через потоотделение.

Скелетная система

Скелетная система состоит из всех костей человеческого тела, то есть скелета. Скелет образует несущую конструкцию тела. Оно происходит от греческого σκελετός (скелетос) , что означает «высушенный», имея в виду сухую природу костей. Человеческий младенец имеет 270 костей, некоторые из которых сливаются вместе, образуя 206 костей в теле взрослого человека. Хрящ является предшественником кости при развитии эмбриона, и он находится в некоторых структурах человеческого тела, таких как нос, уши и суставы.
Внутренняя опорная структура животного называется эндоскелетом. Некоторые животные, такие как насекомые, имеют твердые оболочки, называемые экзоскелетами, снаружи, а не внутри тела.

Мышечная система

Мышечная система включает различные типы мышц тела: сердечные, гладкие и скелетные мышцы. Сердечные мышцы находятся только в сердце и сокращаются, чтобы перекачивать кровь. Гладкие мышцы находятся в таких органах, как желудок, кишечник и мочевой пузырь, и двигаются без сознательного усилия организма. Скелетные мышцы прикреплены к костям и работают вместе с костями, чтобы двигать тело.

Система кровообращения

Система кровообращения, также известная как сердечно-сосудистая система, состоит из сердца, вен, артерий и капилляров. Кровеносная система обеспечивает циркуляцию крови по всему телу для доставки питательных веществ и кислорода к клеткам. Лимфатическая система, включающая лимфу и лимфатические узлы, также является частью системы кровообращения; лимфа переносит жиры, уничтожает бактерии и возвращает белки и интерстициальную жидкость из кровотока.

У людей и других позвоночных замкнутая система кровообращения, в которой кровь заключена в кровеносных сосудах, таких как вены и артерии. Некоторые животные, например насекомые, имеют открытую систему кровообращения, в которой кровь перекачивается в полости тела без использования сосудов.

Дыхательная система

Дыхательная система состоит из органов, используемых для дыхания, включая легкие, диафрагму, трахею, бронхи и бронхиолы. В легких происходит обмен кислорода и углекислого газа между наружным воздухом и кровью. Другие животные дышат через жабры или даже через кожу.

Пищеварительная система

Пищеварительная система переваривает пищу и всасывает ее в организм. Он состоит из желудочно-кишечного тракта (который включает пищевод, желудок, печень и кишечник) вместе с дополнительными органами пищеварения. К ним относятся язык, печень, поджелудочная железа и желчный пузырь.

Мочевая система

Мочевыделительная система избавляется от отходов организма в виде мочи. Почки, мочеточники, мочевой пузырь и уретра являются частью мочевыделительной системы. Иногда органы мочевыделительной системы группируются вместе с органами, удаляющими отходы, такими как кожа, легкие и толстая кишка, и это называется выделительной системой.

Иммунная система

Иммунная система — это защитная система организма; он защищает от болезней. Важные части иммунной системы включают лейкоциты (лейкоциты), костный мозг и тимус. Существует множество различных типов лейкоцитов, таких как Т-хелперы, Т-киллеры и В-клетки. Лимфатическая система также связана с иммунной системой.

Нервная система

Нервная система посылает и интерпретирует сигналы от различных частей тела и организует действия тела. Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, а периферическая нервная система состоит из нервов, которые позволяют центральной нервной системе соединяться с остальной частью тела.

Эндокринная система

Эндокринная система состоит из всех желез в организме, которые вырабатывают гормоны, переносимые кровотоком и воздействующие на другие органы. Некоторыми важными железами являются гипофиз, который вырабатывает репродуктивные и многие другие гормоны, регулирующие работу организма; щитовидная железа, которая играет роль в обмене веществ и синтезе белка; и надпочечники, которые вырабатывают адреналин и стимулируют реакцию «бей или беги».

Репродуктивная система

Репродуктивная система включает половые органы организма. У самок некоторые из половых органов — это влагалище, матка и яичники. У самцов к некоторым половым органам относятся половой член, яички, простаты и семявыводящие протоки. Все эти органы участвуют в половом размножении.

  • Орган – самостоятельная группа тканей, выполняющая определенную функцию.
  • Биологическая система – сеть биологически связанных объектов; это может быть в масштабе тканей или органов, но также может использоваться в более крупном масштабе для представления популяций живых существ.
  • Организм – отдельное живое существо, такое как одно животное, растение, грибок или бактерия.

Тест

1. Какой орган НЕ является частью нервной системы?
A. Головной мозг
B. Нервы
C. Сердце
D. Спинной мозг

Ответ на вопрос #1 90 C

90 правильный Головной мозг, спинной мозг и нервы составляют нервную систему. Эти органы функционируют вместе, чтобы контролировать движения тела, а также посылать и получать сигналы к другим частям тела и от них. Сердце не является частью нервной системы; это часть кровеносной системы.

2. Какая система органов состоит из всех желез, вырабатывающих гормоны?
A. Иммунная система
B. Мышечная система
C. Эндокринная система
D. Интуированная система

Ответ на Вопрос № 2

C — Правильно. Эндокринная система состоит из желез, вырабатывающих гормоны, таких как надпочечники, гипофиз и щитовидная железа. Иммунная система состоит из органов, которые борются с болезнями, мышечная система представляет собой все мышцы тела, а покровная система состоит из внешних органов, защищающих тело, таких как кожа, волосы и ногти.

3. Какова функция дыхательной системы?
A. Для переваривания пищи и всасывания питательных веществ в организм
B. Для формирования поддерживающей структуры для других органов тела
C. Для циркуляции крови по всему телу и транспортировки кислорода и питательных веществ к клеткам
D. Поглощать кислород и выделять углекислый газ при дыхании организма

Ответ на вопрос №3

D верно. Дыхательная система состоит из органов, используемых для дыхания (дыхания), таких как легкие, трахея, бронхи и бронхиолы. Когда организм дышит, органы дыхательной системы поглощают кислород и удаляют из организма углекислый газ.

Biology4Kids.com: Системы для животных

Структура клетки и
Функция |
Системы |
микробио |
Растения |
Научный метод |
Все темы

Обзор |
Регулирование |
Скелет |
Мускулистый |
кровообращения |
респираторный |
Пищеварительный
Экскреторный |
Нервный |
Эндокринный |
Покровный |
Иммунный |
Лимфатическая


Система – это группа органов, которые работают вместе и обеспечивают организму преимущество для выживания. Это самая сложная организация в вашем теле и конечный уровень прогрессии от клеток к тканям к органам и затем к системам . Системы работают отдельно и вместе с другими системами, позволяя вашему телу поддерживать гомеостаз. Гомеостаз — это стабильная внутренняя среда, которая позволяет вам (и вашим клеткам) выживать.

Хотя каждая из ваших систем необходима для выживания, ваша нервная система является самой важной, поскольку вы продолжаете читать эту страницу. Ваши глаза и мозг читают эти слова и запоминают всю информацию о системах. Если подумать, вы также используете свою мышечную систему, чтобы двигать глазами, зрачками и держать голову прямо.

Органы являются частью любой системы. Ваше сердце классифицируется как орган и является частью системы кровообращения. Органы могут работать в рамках нескольких систем вашего тела. Многие органы также имеют специфические клетки или ткани, которые имеют разные функциональность . Ваши почки являются не только частью вашей выделительной системы; у них также есть определенные части, которые обслуживают эндокринную систему.

У вас и у многих продвинутых млекопитающих схожие органы и системы. Тем не менее, существует большое разнообразие типов органов, встречающихся в царстве животных . У некоторых водных животных есть органы, которые удаляют соли из соленой воды, а у таких животных, как корова, в пищеварительной системе может быть несколько желудков.

Мы только что объяснили, как органы могут быть частью нескольких систем. Точно так же системы редко работают в одиночку. Всех систем в организме взаимосвязанный . Простой пример — связь между кровеносной и дыхательной системами. Поскольку кровь циркулирует по вашему телу, ему в конечном итоге требуется свежий кислород (O 2 ) из воздуха. Когда кровь достигает легких , части дыхательной системы, кровь насыщается кислородом. Ваш желудок, часть пищеварительной системы, постоянно взаимодействует с эндокринной системой и распространяет гормоны по всему телу.

Легко указать несколько в вашем теле. Два из них, о которых вы думаете больше всего, — это, вероятно, ваша дыхательная и пищеварительная системы. Пару раз в день можно проголодаться, сесть и вкусно поесть. Вся эта пища расщепляется в вашей пищеварительной системе, чтобы у вашего тела была энергия для выживания. Вещи, которые не нужны вашему телу, вываливаются на другом конце.

Поскольку вы все время дышите, дыхательная система работает постоянно. Вы вдыхаете и выдыхаете носом и ртом, в то время как ваши легкие являются основными органами, которые позволяют вашему телу поглощать необходимый вам кислород из воздуха. В вашем организме есть много других систем и специализированных систем других животных по всему миру.

► СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА О СИСТЕМАХ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ
► СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА НА ОБСЛУЖИВАНИИ
► ВЕРНУТЬСЯ НА НАЧАЛО СТРАНИЦЫ

► Или выполните поиск на сайтах.