Содержание
Урок по теме «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам»
Цели урока: Познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле.
Оборудование: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы (на каждую парту).
Ключевые слова и понятия: лист, строение листа, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники. Способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влагалищный лист. Простые и сложные листья. Рассеченные листья: пальчатолопастной, пальчаторассеченый, пальчатораздельный, перистолопастной, тройчатолопастной. Формы края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выямчатый, извилистый. Формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисторассеченая, парноперистосложная, непарноперистая-ложная, линейная, тройчатосложная, пальчатосложная. Жилкование листьев: параллельное, дуговое, сетчатое, пальчатое, перистое. Гетерофилия. Расположение на стебле: супротивное, поочередное, мутовчатое.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Тест 4. Побег. Его строение и функции. Разнообразие побегов (по темам уроков 16, 17, 18, см. приложение).
II. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Лист – один из основных органов зеленого растения. Он занимает боковое положение на стебле. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3-х миллиметров, а лист виктории амазонской может достигать одного метра в диаметре. Листья некоторых тропических пальм достигают 20 — 22 метров в длину.
По каким признакам мы определяем то или иное растение? (Дети отвечают). Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или размерам его листьев. Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты.
Давайте познакомимся с внешним строением листа.
Лабораторная работа. Внешнее строение простого листа
Цели: познакомиться с особенностями строения простого листа растения на примере листа ивы козьей, выявить его основные части.
Оборудование: гербарии листа ивы (на каждую парту).
Ход работы.
Рассмотрите внешнее строение листа. Найдите его основные части.
Рассказ учителя с элементами беседы
Но не все листья имеют черешки. Вспомните, листья, каких растений не имеют черешков? (Дети отвечают. ) А листья, каких растений, находящихся в кабинете биологии, не имеют черешков? (Дети отвечают.)
Существуют три способа прикрепления листьев к стеблю. (Учитель дополняет свой рассказ демонстрацией соответствующих растений, находящихся в кабинете биологии, гербариев, таблиц, а также изображений на страницах учебника.) Если лист имеет черешок (как лист, рассмотренный нами), такой лист называют черешковым. Если лист не имеет черешка, такой лист называют сидячим. У некоторых растений основание листа разрастается и охватывает стебель над узлом. Такой лист называют влагалищным (стебель как бы вложен в лист).
Листовые пластинки могут быть очень разнообразны по величине, по форме, структуре и многим другим признакам. Для того чтобы разобраться в таком многообразии листьев, их необходимо как-то классифицировать. Вспомните, что такое классификация? (Дети отвечают.) Но внешнее (морфологическое) разнообразие листьев так велико, что невозможно создать единую систему классификации листьев по одному или нескольким признакам, поэтому существует несколько разнообразных классификаций листьев, основанных на различных признаках.
(Разобраться в многообразии листовых пластинок «на слух» крайне сложно, поэтому для объяснения данной темы учитель заранее раздаёт дидактический материал изображения различных форм листа, после чего дополняет свой рассказ демонстрацией схематических рисунков, живых комнатных растений, гербариев.)
Листья могут состоять из одной или нескольких листовых пластинок. Если лист состоит из одной листовой пластинки, такой лист называют простым. Если на одном черешке расположено несколько листовых пластинок, такой лист называют сложным. Как можно догадаться, расположение листовых пластинок на одном черешке может быть различным. Среди сложных листьев встречаются: тройчатосложный, пальчатосложный, парноперистосложный, непарноперистосложный, дваждыперистосложный, триждыперистосложный, прерывистоперистосложный.
Но и простые листья не настолько просты. Посмотрите, например, на лист монстеры. Как вы считаете, это простой лист или сложный? (Дети отвечают). Он состоит из одной листовой пластинки, соответственно является простым. Но обратите внимание на его причудливую форму. Листья такого типа называют расчлененными (но они являются простыми, так как состоят из одной листовой пластинки). Если листовая пластинка рассечена не более чем на 1/4 ширины, такой лист называют лопастным. Если листовая пластинка рассечена на 1/3, такой лист называют раздельным. Если же рассечение достигает главной жилки листа, такой лист называют рассеченным. Но и количество рассечений на одном листе может быть различным. Если лист рассечен на три части, такой лист называют тройчато-, если на пять частей – пальчато-, если на большое количество частей – перисто- (лопастным, раздельным, рассеченным).
Самостоятельная работа учащихся
Заполните таблицу полными названиями листьев и изобразите их схематически (Таблица заранее вычерчивается на доске или раздается детям в напечатанном виде. )
Название листа | Лопастной (рассечен не более чем на 1/4 ширины) | Раздельный (рассечен на 1/3 ширины) | Рассеченный (рассечен до главной жилки) |
Тройчато — | |||
Пальчато- | |||
Перисто- |
Рассказ учителя с элементами беседы
Листовые пластинки можно классифицировать по форме. Существует огромное количество форм листовых пластинок: округлые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловдные, сердцевидные, продолговатые и др. Можно классифицировать по форме края. Кроме листьев с цельным краем (они так и называются цельнокрайные), выделяют несколько основных видов формы края: зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выямчатый, извилистый.
Необходимо заметить, что на одном побеге могут встречаться листья различной формы, величины, окраски. Это явление называется гетерофилией. Гетерофилия характерна для лютика, стрелолиста и многих других растений.
Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки – пучки проводящих сосудов. Вы видели их на листе ивы. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ расположения жилок называют жилкованием. Выделяют несколько типов жилкования: параллельное, дуговое, дихотомическое, сетчатое (пальчатое и перистое).
Параллельное или дуговое жилкование характерно для однодольных растений, а сетчатое – для двудольных. Вспомните, какие растения являются двудольными? (Дети отвечают). Какие еще признаки двудольных растений вы знаете? (Дети отвечают). Приведите примеры однодольных и двудольных растений. (Дети отвечают).
III. Закрепление знаний и умений
Лабораторная работа. Определение простых и сложных листьев
Цели: научиться различать простые и сложные листья, давать полную характеристику листьев.
Оборудование: гербарии простых листьев с цельной листовой пластинкой и рассеченных листьев; различных сложных листьев (на каждый стол). Определительные таблицы-памятки.
Ход работы:
1. Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану:
- Каков способ прикрепления этого листа к стеблю?
- Каково жилкование листа?
- Простой это лист или сложный?
- Какова форма листовой пластинки этого листа?
- Какова форма края листа?
2. Какому растению — однодольному или двудольному — принадлежит это лист?
3. Зарисуйте внешнее строение листа в тетрадь и подпишите рисунок. Укажите основные части листа.
Домашнее задание
Учебник В.В. Пасечника § 23.
Читать параграф, знать основные термины. Закончить выполнение практических работ.
Самостоятельно опишите по плану листья двух любых комнатных растений.
Творческое задание. Сделайте оттиск листа. Для этого вам понадобятся: засушенный лист (листья сушат в нескольких слоях газеты под прессом), гуашевые или акварельные краски, бумага для акварели, небольшой малярный валик. Лист густо намазывается акварельной или гуашевой краской и кладется на бумагу для акварели. Сверху накрывается промокательной бумагой и прокатывается валиком.
Составьте композицию из оттисков различных листьев.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Используя дополнительную литературу, а также собственный опыт, подберите примеры растений с различными типами листовых пластин.
Оценки за урок: 2 — 3 оценки за домашнее задание, у 10 — 15 человек проверка тетрадей.
Приложение
Внешнее строение листа
Автор: edu1
Методическая копилка —
Биология
Урок биологии в 6 классе
Учитель биологии МКОУ
«Косоржанская СОШ» Щигровского района
Косова И. В.
Тема урока: «Внешнее строение листа»
Цель урока: обеспечить осмысление и усвоение блока информации об особенностях внешнего строения листьев, их функциях ,формах листовых пластинок, типах листьев их жилковании, листорасположении. Создать условия для овладения практическими умениями, применения полученных знаний в знакомой и новой учебной ситуации.
Задачи урока:
Предметные: содействовать формированию знаний о листе , как важной части побега , многообразии листьев, особенностях их внешнего строения, типах жилкования, листорасположении. Сформировать умение распознавать простые и сложные лисья.
Метапредметные: способствовать развитию у обучающихся умений обобщать, сравнивать ,классифицировать, делать выводы ,проводить сравнения, выражать свои мысли ,углублять понятия о двудольных и однодольных.
Личностные : вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оборудованию, аккуратность.
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с наглядным материалом ,оборудованием.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: рассказ, беседа, словесно-наглядные, практические, проблемно-поисковые , методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы контроля .
Образовательные технологии: ИКТ-технология, проблемного обучения
Оборудование: раздаточный материал: гербарные экземпляры растений, пакеты с листьями; комнатные растения – фуксия, пеларгония, колеус, алоэ и др., компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Этап урока
|
Содержание учебного материала
|
Функции и виды деятельности преподавателя
|
Формы и виды деятельности учащихся
|
Планируемые результаты УУД
|
1. Организационный
|
Здравствуйте. Ребята!
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
|
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу
|
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей
|
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя
|
2.Актуализация, мотивация знаний, сообщение темы и целей урока
|
Мы продолжаем изучать побег. Ответьте на вопросы:
-Какую часть побега вы изучили на прошлом уроке?
-Что такое почка растения?
-Какую функцию выполняет почка побега?
-Чем вегетативная почка отличается от генеративной?
-Докажите, что почка- зачаточный побег.
Сегодня на уроке вы будете изучать другую часть побега. Давайте, вы сами определите , какую?
Для этого я загадаю вам загадку:
Первый на ветке, глянь, зеленеет,
Осенью желтый цвет он имеет
,В книжке , в тетрадке второй
Ты найдешь,
Эту загадку на нем ты найдешь. Третий же крышу собой покрывает. А вот четвертый в Венгрии жил и пианистом известным он был.
Что мы уже знаем о строении и значении листьев?
(Высказывания уч-ся, а затем рассказ учителя с использованием слайдов 3-5)
Вспомните нежные, почти кружевные листья моркови и крупные листья капусты, завивающиеся в кочан. Даже листья самых обыкновенных деревьев и кустарников настолько разные, что трудно спутать листья березы и тополя, клена и дуба.
Встречаются листья очень крупные (лилия, бегония) и совсем маленькие.
У некоторых растений листья превратились в колючки, как, например, у кактусов и многих других растений
сухих мест
|
Проводит фронтальный опрос.
Выдвигает проблему,
загадывает загадку.
«Но не все одинаковы листья :различия много можешь ты в них отыскать, если рассмотришь ты их…»
И. В.Гете.
Предлагает ученикам ,используя карточку с вопросами для самоконтроля(прил. №1) поставить карандашом знак»+» рядом с теми вопросами ,на которые они уже сейчас знают ответ.
По результатам проделанной работы сформулируйте тему и цели урока.
|
Обучающиеся отвечают на вопросы по прошедшей теме урока.
Дети отгадывают загадку и определяют,что сегодня они будут изучать ЛИСТ.
Записывают тему себе в тетрадь
Ученики формулируют цели урока.
|
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные: умение структурировать учебный материал ,выделять в нем главное.
Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам ,ставить цель.
|
3. Физкультминутка
|
«Листопад»
Листья осенние тихо кружатся, листья нам под ноги ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, будто опять закружиться хотят.
|
Дети выполняют упражнения ,придуманные ими.
| ||
4.Изучение нового материала.
а) Самостоятельная работа с текстом учебника)
|
1.Пользуясь текстом учебника и рисунками, определите из каких частей состоит лист.
2.В чем сходства этих листьев, чем они отличаются?
Лист состоит из черешка и листовой пластики (слайд)
Листья, которые имеют черешок, называются черешковыми , листья которые не имеют черешка и прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки, называются сидячими (слайд)
|
Учитель показывает строение листовой пластинки используя презентацию
|
Работа с таблицами: «Строение листа»
|
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Познавательные УУД: умение структурировать учебные материал, выделять в нем главное
|
б) работа в группах
|
1. Рассмотрите гербарные листья различных деревьев и кустарников и ответьте на вопросы:
а) сколько частей можно выделить в листе
б) как они называются
в) какой частью лист прикрепляется к стеблю
г) как называются такие листья
Задание:
1.Рассмотрите листья комнатных растений алоэ, агавы и ответьте на вопросы:
а) какие части имеют листья этих растений
б) какой частью лист прикрепляется к стеблю
в) как называются такие листья
Зарисуйте в тетради черешковый и сидячий лист. Подпишите их основные части
|
Учитель показывает по таблице способы прикрепления листьев к стеблю
Фронтально обсуждается и корректируется выполнение каждого задания.
|
Работа с рабочими тетрадями, уч-ся подписывают основные части листа
|
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное
|
в) листья простые и сложные. Работа в парах
|
— У вас на столах листья. Разделите их на 2 группы. (Анализируя высказывания уч-ся, приходим к выводу: листья бывают простые и сложные). Слайд
| |||
г) жилкование листьев
|
— Приходилось ли вам весной среди прошлогодней, пожелтевшей под снегом листвы находить необычные, состоящие только из одних жилок листья? Сочная мягкая зелень листовой пластинки сгнила за зиму, более прочные жилки сохранились и хорошо заметны.
Расположение жилок на листе называется жилкованием. Жилки у различных растений располагаются на листе по-разному
Задание: рассмотрите и рисунки учебника. Как располагаются жилки у листьев данных растений?
По характеру жилкования листьев можно определить принадлежность растения к классу однодольных и двудольных (слайд)
— У мака листья с сетчатым жилкованием. Какая корневая система у него должна быть, почему?
— У подсолнечника стержневая корневая система. С каким жилкованием должны быть листья. Почему? Таким образом, зная строение корневой системы и тип жилкования листьев можно определить принадлежность растения к классу двудольных и однодольных
|
Учитель корректирует правильность определения жилкования листьев по гербарным экземплярам
|
Дети работают с гербарием, в рабочих тетрадях зарисовывают жилкование листьев
|
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами
|
е)листорасположение
|
Демонстрация комнатных растений
|
Учитель показывает презентацию листорасположения на примере различных растений
|
Уч-ся сравнивают расположение листьев у комнатных растений и делают выводы
| |
5. Первичная проверка и закрепление новых знаний.
|
А сейчас давайте, снова вернемся к вопросам самоконтроля (прил.№1) и поставим ручкой знак «+», рядом с теми вопросами, на которые вы теперь можете ответить. Больше стало плюсиков?
Проверь себя (слайд)
— Докажите, что поговорка верна: «Не вырастут листья на дереве – от самого дерева пользы не будет»
|
Работают с вопросами самоконтроля.
|
Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя, обсуждать результаты.
| |
6. Домашнее задание
|
§6 вопросы на стр.36
Составить синквейн «Лист»
Подобрать стихи , пословицы, поговорки о листьях.
|
Записывает задание на доске.
|
Записывают задание в дневник.
| |
7.Рефлексия
|
— Вы справились с задачей урока?
— Что понравилось? Что оказалось интересным?
Возьмите карточки на столах и поднимите ту , которую считаете нужным:
!— Я понял все по теме урока
?— У меня остались вопросы
SOS— Мне нужна помощь учителя.
|
Познавательные: выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.
Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа.
|
Приложение №1
Вопросы для самоконтроля:
$11. Лист- часть побега?
2.Правда ли , что лист состоит из листовой пластинки, черешка, прилистников, основания?
3.Листья бывают простые и сложные?
4. Есть ли в листе жилки?
5. Верно ли , что листья бывают с параллельным, дуговым и сетчатым жилкованием?
6.Как по внешнему виду листьев отличить однодольные растения от двудольных?
7.Зачем нужны листья растению?
Определение
в кембриджском словаре английского языка
Согласно обзору, в настоящее время считается, что они встречаются в телах животных и человека в виде плавающих или планктонных клеток или в виде сидячих клеток микроколоний.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Листочки овальные и длиннозаостренные, сидячие на опушенном черешке листа, кроме концевого.
Из проекта Гутенберг
Листья сидячие , 4-гранные или уплощенные и устьичные сверху.
Из проекта Гутенберг
Когда растение сидит (без стебля) прямо на земле или дереве, оно сидячее .
Из проекта Гутенберг
Растение иногда сидячее , но обычно снизу сужено в стеблевидное основание.
Из проекта Гутенберг
Это довольно крупное, массивное растение, растущее в сидячие и черепитчатые.
Из проекта Гутенберг
Это растение блюдцевидной формы, иногда шириной в несколько дюймов; сидячие , несколько скрученные, темно-бурые, снизу белые, морщинистые с ребристыми жилками.
Из проекта Гутенберг
Перидий шаровидный, сидячий , без стеблевидного основания.
Из проекта Гутенберг
Этот мельчайший вид напоминает плохо развитую или сидячие , фаза меланоспермума.
Из проекта Гутенберг
Стеблевые листья сидячие или на черешках, не сцепленные, или их нет —49.
Из проекта Гутенберг
Одиночные цветки сидячие или на очень коротких цветоножках —36.
Из проекта Гутенберг
Листья широкоокруглые, почти сидячие у основания (цветки пурпурные) —11.
Из проекта Гутенберг
Его можно узнать по очень коротким пятнистым листьям и почти сидячим шишкам.
Из проекта Гутенберг
Его можно узнать по пепельной светло-серой коре, очень толстым ветвям и сидячим , остроконечным остропильчатым листочкам.
Из проекта Гутенберг
Верхняя часть стебля несет сидячих ланцетных листа, уменьшающихся в размерах от основания к вершине.
Из проекта Гутенберг
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Глоссарий растений
Семянка – небольшой плод с одним семенем, который не расщепляется
Совокупный плод – плод, образованный скоплением завязей одного цветка, например ежевика.
Альтернативный – один лист в листовом узле.
Годовой – завершение жизненного цикла за один год.
Пыльник — мешочек на тычинке, в котором образуется пыльца.
Антоцианин – пурпурный или красноватый водорастворимый гликозидный пигмент
Баннер – верхний лепесток цветка семейства гороховых
Базал – на базе завода
Ягода – плод с мясистой стенкой завязи и более чем одним семенем, как помидор.
Биеннале – завершение жизненного цикла за два года.
Двусторонний – имеющий две стороны.
Двуперистое – дважды перистое с первичным и вторичным делением.
Прицветник – сильно уменьшенный или видоизмененный лист, стягивающий цветок или соцветие.
Чашечка – первые наружные части околоцветника цветка; коллекция чашелистиков.
Капсула – сухой плод сложной завязи, которая при высыхании растрескивается.
Сережки – однополые колосовидные висячие соцветия без лепестков.
Обхватывающий – сидячий лист, который частично окружает стебель.
Составной – состоит из отдельных частей.
Сложное соцветие – разветвленное соцветие.
Сложный лист – лист, разделенный на листочки.
Сложный зонтик – зонтик, разветвленный на последовательные зонтики, как у моркови.
Шишка – компактный стробил из прицветников с семяпочками или пыльцой, встречающийся на голосеменных растениях.
Cordate – в форме сердца.
Венчик – вторая наружная часть околоцветника цветка; коллекция лепестков.
Коримбы – соцветие плосковершинное за счет цветоножек разной длины; внешние цветки созревают первыми.
Заостренный конец – с коротким, острым, резким, жестким концом.
Cyme – соцветие, в котором центральный или верхушечный цветок распускается первым.
Лиственные – опадающие, такие как листья, падающие с дерева в конце вегетационного периода.
Нисходящий ток – простирается вниз, обычно вдоль стебля.
Двудольные – цветущее растение с двумя семенными листьями.
Диморфный – в двух формах.
Двудомные – мужских (тычиночных) и женских (пестичных) цветков на отдельных растениях.
Дисковые цветки – трубчатых цветков, образующих центральный диск сложных цветков сложноцветных.
Дистихус — в два вертикальных ряда, обычно применяется для отпуска.
Костянка – мясистый плод с каменистой внутренней частью, окружающей семя, как у персика.
Костянка – минутная костянка часть плода.
Цветочек – маленький цветок в соцветии; травяной цветок.
Плод – созревшая завязь и связанные с ней структуры.
Галл – опухоль растительной ткани, вызванная паразитом.
Голые – без волосков.
Сизый – , покрытый беловатым или голубоватым восковым налетом.
Колосковые чешуи – один из пустых прицветников под травяным колоском (травяным соцветием).
Голосеменные – сосудистые растения с семенами, не заключенными в завязь (групповое название «Gymnospermae» в переводе с греческого означает «голые семена»).
Галофит — растение, произрастающее в соленой почве.
Хастате – в форме наконечника стрелы, но с базальными лопастями, направленными вбок, а не назад.
Гаусторий (мн. haustoria) – поглощающая структура паразита, проникающая в клетки хозяина для добычи пищи.
Головка – плотное собрание сидячих или почти сидячих цветков, образующих соцветие.
Трава – растение с недревесными частями, которые находятся над землей.
Гетеротроп – организм, получающий питание из внешних источников.
Волосатый – Волосатый.
Hispid – волосатые с жесткими остроконечными щетинками.
Нижняя завязь – завязь ниже лепестков, чашелистиков и тычинок.
Соцветие – расположение цветов на растении.
Инвазивный – неместное растение, ставшее вредителем.
Обертка – мутовка прицветников, стягивающая цветок или соцветие.
Цветок неправильной формы – цветок, не имеющий радиальной симметрии; синоним «зигоморфного цветка».
Киль – гребень, подобный килю лодки; два частично сросшихся нижних лепестка цветка семейства гороховых.
Ланцетные – ланцетовидные, длина намного больше ширины.
Пазуха листа – угол между листом и стеблем; некоторые цветы происходят из пазух листьев.
Листочек – листовидная часть сложного листа.
Бобовые – член семейства гороховых, Fabaceae, ранее называвшихся Leguminosae.
Лемма – нижний и больший из двух прицветников, окружающих цветок травы.
Губы – верхний или нижний лепесток или чашелистик цветка неправильной формы; его часто расширяют.
Лопасть – отдельная, часто закругленная часть части растения, например, листа или лепестка.
Локула – отделение яичника.
Средняя жилка – центральная жилка листа.
Однодольное – цветущее растение с одним семенным листом.
Однодомные – мужских (тычиночных) и женских (пестичных) цветков на одном растении.
Mycorrhizae – симбиотическая комбинация гиф грибов (отдельных грибковых клеток) и корней семенных растений.
Узел – место на стебле, где прикрепляется лист.
Выемка – v-образная выемка; сравните с зазубренными, у которых зубцы выемок направлены вперед.
Продолговато-ланцетные – ланцетовидные, но с широкой частью над серединой и сужением к основанию; обратноланцетный лист будет иметь более длинную конусность к черешку.
Обратнояйцевидная – обратнояйцевидная с более длинным сужением к основанию.
Окреа (pl. ocreae) – оболочка вокруг стебля, образованная листовыми прилистниками; встречается в семействе гречишных Polygonaceae.
Напротив — парных структур, расположенных прямо напротив друг друга, как и листья в одном узле.
Завязь – базальная семенная часть пестика.
Яйцевидная – яйцевидная с более длинным сужением к вершине и более широким размером у основания.
Семяпочка – незрелое семя.
Palea – внутренний и меньший из двух прицветников, окружающих травяной цветок (цветок).
Пальчатовидный – расходящийся из общей точки, как пальцы на ладони.
Метелка – сложное соцветие, расположенное вдоль центральной оси, на котором первыми раскрываются нижние цветки.
Хохолок – коронка щетинок на семянке дискового цветка сложноцветных, используемая для распространения семян; «пух чертополоха».
Паразитические – получающие питание из живых тканей другого организма; в ботанике — растение, не способное производить пищу для себя и жить за счет другого организма.
Паразитоид — оса, личиночное развитие которой завершается внутри тела другого насекомого, в данном случае личинки Diplolepis .
Паренхима – ткань, состоящая из живых тонкостенных клеток, расположенных случайным образом.
Цветоножка – стебель одного цветка (см. цветонос).
Цветонос – стебель соцветия (соцветия) или стебель одиночного цветка (см. цветоножку).
Висячие – висячие или свисающие.
Многолетник – постоянных годовых циклов, растение, год за годом завершающее годовые жизненные циклы.
Совершенный цветок – цветок с тычинками и пестиками; мужские и женские части в одном цветке.
Околоцветник – в совокупности, лепестки и чашелистики; комплекс венчик-чашечка.
Лепесток – единица венчика.
Черешок – стебель листа или сложного листа.
Филлярий – один из прицветников, лежащих в основе составного цветка сложноцветных.
Перистые – расположены по разные стороны от оси; сложный лист с листочками, расположенными таким образом.
Пестик – семяпроизводящий (женский) орган цветка, состоящий из рыльца, столбика и завязи.
Пестичный – цветок только с пестиками, без тычинок.
Стручок – сухой плод, который высвобождает семена, раскрываясь при созревании; бобовые.
Распростёртый – относится к стеблю, плоско лежащему на земле.
Опушенные – покрыты мягкими короткими волосками.
Куколка – стадия метаморфоза насекомого между личинкой и взрослой особью.
Кисть – соцветие, в котором цветки на цветоножке прикреплены к удлиненной оси; более молодые цветы находятся ближе к вершине.
Рахис — отросток черешка сложного листа, несущий листочки. Основная ось сложного листа.
Лучевой цветок – внешний лентовидный цветок сложносоставной головки сложноцветных.
Цветоложе — часть цветка, несущая органы цветка; конец цветоножки или цветоноса, к которому прикреплен цветок (син. тор).
Цветок обычный – цветок радиально-симметричный; синоним «актиноморфного цветка».
Reniform – в форме почки.
Retuse – закругленная вершина с неглубокой выемкой в центре; лист с неглубокой выемкой на закругленном конце.
Корневищные — имеющие корневища.
Корневище – многолетний распростертый подземный стебель, обычно укореняющийся в узлах и дающий вверх побеги.
Прибрежный – живет у озера, ручья или реки.
Розетка – расположены по кругу; обычно это круглая группа листьев у основания растения.
Ползун – тонкий, горизонтальный, похожий на столон стебель, который укореняется от своей вершины, как у растения клубники.
Склеренхима – длинных, толстостенных (лигнифицированных), поддерживающих клеток, связанных с сосудистыми пучками; они образуют волокна склеренхимы.
Чашелистник – одна из частей чашечки.
Перегородка – перегородка между полостями.
Зубчатый – с острыми зубьями, направленными вперед; пила зубчатая.
Пильчатая – пильчатая с мелкими зубьями.
Сидячие – без черешка или стебля.
Оболочка – трубчатая оболочка вокруг стержня.
Кустарник – многолетнее древесное растение без отчетливого ствола, считающееся короче дерева.
Стручок – плод, разделяющийся в длину, длина половинок ненамного превышает ширину; в Brassicaceae (см. стручок).
Silique – плод, который разделяется в длину, причем половинки намного длиннее, чем в ширину; у Brassicaceae (см. стручок).
Простой – неразделенный или неразветвленный.
Волнистый – волнистый.
Spadix – колос с мясистой осью.
Покрывало – большой прицветник, охватывающий соцветие.
Шпатель – шпательчатый; широкие и закругленные на вершине и сужающиеся к основанию.
Колос – соцветие с сидячими цветками на длинном осевом стебле, нижние цветки распускаются первыми.
Колосок – совокупность цветков трав; вторичный шип.
Спорангий (мн. sporangia) – структура , образующая бесполые споры.
Спорангиофор – структура, несущая спорангии.
Шпорца – полый выступ лепестка или чашелистика, выделяющий нектар.
Тычинки — пыльцевой (мужской) орган цветка, состоящий из тычиночной нити и пыльника.
Тычинка – цветок только с тычинками, без пестиков.
Стерильный – бесплодный или бесплодный.
Рыльце — липкий кончик пестика, женский орган цветка, улавливающий пыльцу.
Прилистник – один из пары выступов в основании черешка; он может быть достаточно большим, чтобы выглядеть как лист.
Столон – тонкий, горизонтальный, надземный стебель, укореняющийся в узлах.
Стробил – конус или конусовидное скопление спорофиллов (видоизмененные спороносные листья).
Стиль – часть пестика между рыльцем и завязью.
Подвид. Подвид — таксономическое подразделение видов, обычно основанное на географическом распространении (см. Разновидность Var.; также см. Введение).
Subtend – лежать внизу и рядом.
Суккулент – относится к мясистым, толстым и сочным листьям.
Завязь верхняя — завязь выше лепестков, чашелистиков и тычинок.
Усик – тонкий, скрученный, видоизмененный лист, являющийся органом вьющихся растений.
Околоцветник – чашелистик или лепесток, который невозможно отличить от другого.
Терминал – в конце.
Зуб – маленькая краевая лопасть, часто заостренная.
Тор – то же, что и розетка.
Тройчатая – сложный лист с тремя листочками.
Трехперистое – трижды перистое с первичным, вторичным и третичным делением.
Клубень — сильно увеличенная часть подземного стебля с почками, называемыми глазками, как у картофеля.
Зонтик – соцветие с плоской верхушкой и цветоносами (цветоножками или цветоносами), растущими из одной точки.