Сидячий лист у каких растений: Лист. Внешнее строение. Типы листорасположения и жилкования листа — урок. Биология, 6 класс.

Урок по теме «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам»

Цели урока: Познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле.

Оборудование: комнатные растения, гербарии растений с различными типами листовых пластинок, гербарии листа ивы (на каждую парту).

Ключевые слова и понятия: лист, строение листа, листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники. Способы прикрепления листьев: черешковый лист, сидячий лист, влагалищный лист. Простые и сложные листья. Рассеченные листья: пальчатолопастной, пальчаторассеченый, пальчатораздельный, перистолопастной, тройчатолопастной. Формы края листа: цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выямчатый, извилистый. Формы листовых пластинок: овальная, яйцевидная, копьевидная, стреловидная, перистолопастная, перисторассеченая, парноперистосложная, непарноперистая-ложная, линейная, тройчатосложная, пальчатосложная. Жилкование листьев: параллельное, дуговое, сетчатое, пальчатое, перистое. Гетерофилия. Расположение на стебле: супротивное, поочередное, мутовчатое.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Тест 4. Побег. Его строение и функции. Разнообразие побегов (по темам уроков 16, 17, 18, см. приложение).

II. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Лист – один из основных органов зеленого растения. Он занимает боковое положение на стебле. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3-х миллиметров, а лист виктории амазонской может достигать одного метра в диаметре. Листья некоторых тропических пальм достигают 20 — 22 метров в длину.

По каким признакам мы определяем то или иное растение? (Дети отвечают). Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или размерам его листьев. Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты.

Давайте познакомимся с внешним строением листа.

Лабораторная работа. Внешнее строение простого листа

Цели: познакомиться с особенностями строения простого листа растения на примере листа ивы козьей, выявить его основные части.

Оборудование: гербарии листа ивы (на каждую парту).

Ход работы.

Рассмотрите внешнее строение листа. Найдите его основные части.

  • Найдите листовую пластинку — расширенную часть листа. Найдите черешок — узкую стеблевидную часть листа, которой листовая пластинка соединяется со стеблем. Найдите основание листа — часть, которой черешок прикрепляется к стеблю. У основания листа найдите прилистники. На листовой пластинке найдите жилки — проводящие сосуды листа.
  • Зарисуйте внешнее строение листа и подпишите его основные части.
  • Сделайте вывод о наличии характерных черт строения у листьев различных растений.
  • Рассказ учителя с элементами беседы

    Но не все листья имеют черешки. Вспомните, листья, каких растений не имеют черешков? (Дети отвечают. ) А листья, каких растений, находящихся в кабинете биологии, не имеют черешков? (Дети отвечают.)

    Существуют три способа прикрепления листьев к стеблю. (Учитель дополняет свой рассказ демонстрацией соответствующих растений, находящихся в кабинете биологии, гербариев, таблиц, а также изображений на страницах учебника.) Если лист имеет черешок (как лист, рассмотренный нами), такой лист называют черешковым. Если лист не имеет черешка, такой лист называют сидячим. У некоторых растений основание листа разрастается и охватывает стебель над узлом. Такой лист называют влагалищным (стебель как бы вложен в лист).

    Листовые пластинки могут быть очень разнообразны по величине, по форме, структуре и многим другим признакам. Для того чтобы разобраться в таком многообразии листьев, их необходимо как-то классифицировать. Вспомните, что такое классификация? (Дети отвечают.) Но внешнее (морфологическое) разнообразие листьев так велико, что невозможно создать единую систему классификации листьев по одному или нескольким признакам, поэтому существует несколько разнообразных классификаций листьев, основанных на различных признаках.

    (Разобраться в многообразии листовых пластинок «на слух» крайне сложно, поэтому для объяснения данной темы учитель заранее раздаёт дидактический материал изображения различных форм листа, после чего дополняет свой рассказ демонстрацией схематических рисунков, живых комнатных растений, гербариев.)

    Листья могут состоять из одной или нескольких листовых пластинок. Если лист состоит из одной листовой пластинки, такой лист называют простым. Если на одном черешке расположено несколько листовых пластинок, такой лист называют сложным. Как можно догадаться, расположение листовых пластинок на одном черешке может быть различным. Среди сложных листьев встречаются: тройчатосложный, пальчатосложный, парноперистосложный, непарноперистосложный, дваждыперистосложный, триждыперистосложный, прерывистоперистосложный.

    Но и простые листья не настолько просты. Посмотрите, например, на лист монстеры. Как вы считаете, это простой лист или сложный? (Дети отвечают). Он состоит из одной листовой пластинки, соответственно является простым. Но обратите внимание на его причудливую форму. Листья такого типа называют расчлененными (но они являются простыми, так как состоят из одной листовой пластинки). Если листовая пластинка рассечена не более чем на 1/4 ширины, такой лист называют лопастным. Если листовая пластинка рассечена на 1/3, такой лист называют раздельным. Если же рассечение достигает главной жилки листа, такой лист называют рассеченным. Но и количество рассечений на одном листе может быть различным. Если лист рассечен на три части, такой лист называют тройчато-, если на пять частей – пальчато-, если на большое количество частей – перисто- (лопастным, раздельным, рассеченным).

    Самостоятельная работа учащихся

    Заполните таблицу полными названиями листьев и изобразите их схематически (Таблица заранее вычерчивается на доске или раздается детям в напечатанном виде. )

    Название листа

    Лопастной (рассечен не более чем на 1/4 ширины)

    Раздельный (рассечен на 1/3 ширины)

    Рассеченный (рассечен до главной жилки)

    Тройчато —

       

    Пальчато-

       

    Перисто-

       

    Рассказ учителя с элементами беседы

    Листовые пластинки можно классифицировать по форме. Существует огромное количество форм листовых пластинок: округлые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловдные, сердцевидные, продолговатые и др. Можно классифицировать по форме края. Кроме листьев с цельным краем (они так и называются цельнокрайные), выделяют несколько основных видов формы края: зубчатый, пильчатый, шиповатый (колючезубчатый), городчатый, выямчатый, извилистый.

    Необходимо заметить, что на одном побеге могут встречаться листья различной формы, величины, окраски. Это явление называется гетерофилией. Гетерофилия характерна для лютика, стрелолиста и многих других растений.

    Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки – пучки проводящих сосудов. Вы видели их на листе ивы. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ расположения жилок называют жилкованием. Выделяют несколько типов жилкования: параллельное, дуговое, дихотомическое, сетчатое (пальчатое и перистое).

    Параллельное или дуговое жилкование характерно для однодольных растений, а сетчатое – для двудольных. Вспомните, какие растения являются двудольными? (Дети отвечают). Какие еще признаки двудольных растений вы знаете? (Дети отвечают). Приведите примеры однодольных и двудольных растений. (Дети отвечают).

    III. Закрепление знаний и умений

    Лабораторная работа. Определение простых и сложных листьев

    Цели: научиться различать простые и сложные листья, давать полную характеристику листьев.

    Оборудование: гербарии простых листьев с цельной листовой пластинкой и рассеченных листьев; различных сложных листьев (на каждый стол). Определительные таблицы-памятки.

    Ход работы:

    1. Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану:

    1. Каков способ прикрепления этого листа к стеблю?
    2. Каково жилкование листа?
    3. Простой это лист или сложный?
    4. Какова форма листовой пластинки этого листа?
    5. Какова форма края листа?

    2. Какому растению — однодольному или двудольному — принадлежит это лист?

    3. Зарисуйте внешнее строение листа в тетрадь и подпишите рисунок. Укажите основные части листа.

    Домашнее задание

    Учебник В.В. Пасечника § 23.

    Читать параграф, знать основные термины. Закончить выполнение практических работ.

    Самостоятельно опишите по плану листья двух любых комнатных растений.

    Творческое задание. Сделайте оттиск листа. Для этого вам понадобятся: засушенный лист (листья сушат в нескольких слоях газеты под прессом), гуашевые или акварельные краски, бумага для акварели, небольшой малярный валик. Лист густо намазывается акварельной или гуашевой краской и кладется на бумагу для акварели. Сверху накрывается промокательной бумагой и прокатывается валиком.

    Составьте композицию из оттисков различных листьев.

    Задание для учеников, интересующихся биологией. Используя дополнительную литературу, а также собственный опыт, подберите примеры растений с различными типами листовых пластин.

    Оценки за урок: 2 — 3 оценки за домашнее задание, у 10 — 15 человек проверка тетрадей.

    Приложение

    Внешнее строение листа

    Автор: edu1

    Методическая копилка —

    Биология

    Урок биологии в 6 классе

    Учитель биологии МКОУ

    «Косоржанская  СОШ» Щигровского  района

    Косова И. В.

    Тема урока: «Внешнее строение листа»

     

    Цель урока: обеспечить  осмысление и усвоение блока информации об особенностях внешнего строения листьев, их функциях ,формах листовых пластинок, типах листьев их  жилковании, листорасположении. Создать условия для овладения практическими умениями, применения полученных  знаний в знакомой и новой учебной ситуации.

    Задачи урока:

    Предметные: содействовать  формированию знаний о листе , как важной части побега ,  многообразии  листьев, особенностях их внешнего строения, типах жилкования, листорасположении. Сформировать умение распознавать простые  и сложные лисья.

    Метапредметные: способствовать  развитию у обучающихся  умений обобщать, сравнивать ,классифицировать, делать выводы ,проводить сравнения, выражать свои мысли ,углублять понятия о двудольных и однодольных.

    Личностные : вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оборудованию, аккуратность.

     

    Познавательные  УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с наглядным материалом ,оборудованием.

    Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

    Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки  самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы обучения: рассказ, беседа, словесно-наглядные, практические, проблемно-поисковые , методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы контроля .

    Образовательные технологии: ИКТ-технология, проблемного обучения

    Оборудование: раздаточный материал: гербарные экземпляры растений, пакеты с листьями; комнатные растения – фуксия, пеларгония, колеус, алоэ и др., компьютер, проектор, мультимедийная презентация.













      Этап урока

     Содержание учебного материала

     Функции и виды деятельности преподавателя

     Формы и виды деятельности учащихся

    Планируемые результаты УУД

    1. Организационный

    Здравствуйте. Ребята!

    Вот звонок нам дал сигнал

    Поработать час настал.

    Так что время не теряем

    И работать начинаем!

    Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу

    Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

    Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Уважительно относиться к учителю и одноклассникам

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

    2.Актуализация, мотивация знаний, сообщение темы и целей урока

    Мы продолжаем изучать побег. Ответьте на вопросы:

    -Какую часть побега вы изучили на прошлом уроке?

    -Что такое почка растения?

    -Какую функцию выполняет почка побега?

    -Чем вегетативная почка отличается от генеративной?

    -Докажите, что почка- зачаточный побег.

    Сегодня на уроке вы будете изучать другую часть побега. Давайте, вы сами определите , какую?

    Для этого я загадаю вам загадку:

    Первый на ветке, глянь, зеленеет,

    Осенью желтый цвет он имеет

    ,В книжке , в тетрадке второй 

    Ты найдешь,

    Эту загадку на нем ты найдешь. Третий же крышу собой  покрывает. А вот четвертый в Венгрии жил и пианистом известным он был.

     Что мы уже знаем о строении и значении листьев?

    (Высказывания уч-ся, а затем рассказ учителя с использованием слайдов 3-5)

    Вспомните нежные, почти кружевные листья моркови и крупные листья капусты, завивающиеся в кочан. Даже листья самых обыкновенных деревьев и кустарников настолько  разные, что трудно спутать листья березы и тополя, клена и дуба.

    Встречаются листья очень крупные (лилия, бегония) и совсем маленькие.

    У некоторых растений листья превратились в колючки, как, например, у кактусов и многих других растений

    сухих мест

    Проводит фронтальный опрос.

    Выдвигает проблему,

    загадывает загадку.

    «Но не все одинаковы листья  :различия много можешь ты в них отыскать, если рассмотришь ты их…»

    И. В.Гете.

    Предлагает ученикам ,используя карточку с вопросами для самоконтроля(прил. №1) поставить карандашом знак»+» рядом с теми вопросами ,на которые они уже сейчас знают ответ.

    По результатам проделанной работы сформулируйте тему и цели урока.

    Обучающиеся отвечают на вопросы по прошедшей теме урока.

    Дети отгадывают загадку и определяют,что сегодня они будут изучать ЛИСТ.

    Записывают тему себе в тетрадь

    Ученики  формулируют цели урока.

    Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

    Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух.

    Познавательные: умение структурировать учебный материал ,выделять в нем главное.

    Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам ,ставить цель.

    3. Физкультминутка

    «Листопад»

    Листья осенние тихо кружатся, листья нам под ноги ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, будто опять закружиться хотят.

     

    Дети выполняют упражнения ,придуманные ими.

     

    4.Изучение нового материала.

    а) Самостоятельная работа с текстом учебника)

    1.Пользуясь текстом учебника и рисунками, определите из каких частей состоит лист.

    2.В чем сходства этих листьев, чем они отличаются?

    Лист состоит из черешка и листовой пластики (слайд)

    Листья, которые имеют черешок, называются черешковыми , листья которые не имеют черешка и прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки, называются сидячими (слайд)

    Учитель показывает строение листовой пластинки  используя презентацию

    Работа с таблицами:  «Строение листа»

    Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

    Познавательные УУД: умение структурировать учебные материал, выделять в нем главное

    б) работа в группах

    1. Рассмотрите гербарные листья различных деревьев и кустарников и ответьте на вопросы:

    а) сколько частей можно выделить в листе

    б) как они называются

    в) какой частью лист прикрепляется к стеблю

    г) как называются такие листья

    Задание:

    1.Рассмотрите листья комнатных растений алоэ, агавы и ответьте на вопросы:

    а) какие части имеют листья этих растений

    б) какой частью лист прикрепляется к стеблю

    в) как называются такие листья

    Зарисуйте в тетради черешковый и сидячий лист. Подпишите их основные части

    Учитель показывает по таблице способы прикрепления листьев к стеблю

    Фронтально обсуждается и корректируется выполнение каждого задания.

    Работа с рабочими тетрадями, уч-ся подписывают основные части листа

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

    Познавательные УУД: умение структурировать  учебный материал, выделять в нем главное

    в) листья простые и сложные. Работа в парах

    — У вас на столах листья. Разделите их на 2 группы. (Анализируя высказывания уч-ся, приходим к выводу: листья бывают простые и сложные). Слайд

       

    г) жилкование листьев

    — Приходилось ли  вам весной среди прошлогодней, пожелтевшей под снегом листвы находить необычные, состоящие только из одних жилок листья? Сочная мягкая зелень листовой пластинки сгнила за зиму, более прочные жилки сохранились и хорошо заметны.

    Расположение жилок на листе называется жилкованием. Жилки у различных растений располагаются на листе по-разному

    Задание: рассмотрите и рисунки учебника. Как располагаются жилки у листьев данных растений?

    По характеру жилкования листьев можно определить принадлежность растения к классу однодольных и двудольных (слайд)

    — У мака листья с сетчатым жилкованием. Какая корневая система у него должна быть, почему?

    — У подсолнечника стержневая корневая система. С каким жилкованием должны быть листья. Почему? Таким образом, зная строение корневой системы и тип жилкования листьев можно определить принадлежность растения к классу двудольных и однодольных

    Учитель корректирует правильность  определения жилкования листьев по гербарным экземплярам

    Дети работают с гербарием, в рабочих тетрадях зарисовывают жилкование листьев

    Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

    Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

    Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами

    е)листорасположение

    Демонстрация комнатных растений

    Учитель  показывает презентацию листорасположения на примере различных растений

    Уч-ся сравнивают расположение листьев у комнатных растений и делают выводы

     

    5. Первичная проверка и закрепление новых знаний.

    А сейчас давайте, снова вернемся к вопросам самоконтроля (прил.№1) и поставим ручкой знак «+», рядом с теми вопросами, на которые вы теперь можете ответить. Больше стало плюсиков?

    Проверь себя (слайд)

    — Докажите, что поговорка верна: «Не вырастут листья на дереве – от самого дерева пользы не будет»

     

    Работают с вопросами самоконтроля.

    Регулятивные: Умение организовать  выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

    Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

    Коммуникативные: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя, обсуждать результаты.

    6. Домашнее задание

    §6  вопросы на стр.36

    Составить  синквейн «Лист»

    Подобрать стихи , пословицы, поговорки о листьях.

    Записывает задание на доске.

    Записывают задание в дневник.

     

    7.Рефлексия

    — Вы справились с задачей урока?

    — Что понравилось? Что оказалось интересным?

    Возьмите карточки на столах и поднимите ту , которую считаете нужным:

    !— Я понял все по теме урока

    ?— У меня остались вопросы

    SOS— Мне нужна помощь учителя.

      

    Познавательные: выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

    Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа.

    Приложение №1

     

    Вопросы для самоконтроля:

    $11.     Лист-  часть побега?

    2.Правда ли , что лист состоит из листовой пластинки, черешка, прилистников, основания?

    3.Листья бывают простые и сложные?

    4. Есть ли в листе жилки?

    5. Верно ли , что листья бывают с параллельным, дуговым и сетчатым жилкованием?

    6.Как по внешнему виду листьев отличить однодольные растения от двудольных?

    7.Зачем нужны листья растению?

    Определение

    в кембриджском словаре английского языка

    Согласно обзору, в настоящее время считается, что они встречаются в телах животных и человека в виде плавающих или планктонных клеток или в виде сидячих клеток микроколоний.

    Из Кембриджского корпуса английского языка