Сидячие листья у каких растений: Лист. Внешнее строение. Типы листорасположения и жилкования листа — урок. Биология, 6 класс.

Разработка урока «Внешнее строение листа» | План-конспект урока по биологии (6 класс):

План-конспект урока

Дата:

Класс: 6

Тема: «Внешнее строение листа»

Цель:.

Задачи учебного занятия – достижение образовательных результатов:

 — личностный результат –  формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями

 — метапредметный результат – развивается навык выполнения лабораторной работы по  инструктивной карточке, оформления ее результатов и умение на их основании делать вывод о взаимосвязи строения органа с выполняемыми ими функциями

 — предметный результат –  учащиеся знают, могут называть особенности строения листьев и выполняемые ими функции.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Вид учебного занятия: урок, практикум

УМК:

  1. Пасечник, В.В Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: дрофа, 2016. – 207, с
  2. Пасечник, В.В Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 93 с

Оборудование учебного занятия: мультимедийная установка, персональный компьютер, учебник,

Основные термины и понятия: листовая пластинка, черешок, листья черешковые и сидячие, листья простые и сложные, жилкование сетчатое, параллельное, дуговое.

Этапы учебного занятия

Название этапа

Ведущая деятельность

учителя

учащихся

1. Организационный этап

Здравствуйте!

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Садитесь.

2. Этап фронтальной проверки домашнего задания

 Давайте вспомним тему нашего прошлого урока,  о чем мы говорили на предыдущем занятии  

Что же такое побег? Из каких частей он состоит?

Какие виды листорасположения вы знаете?

Что такое почка?

Чем отличаются вегетативные почки от генеративных?

Дети отвечают (Побег и почки)

Дети отвечают (Побег – стебель с расположенными на нем листьями и почками. Стебель – осевая часть побега, листья – боковые.)

Очередное, например береза, ива (листья в узлах располагаются по одному и растут на стебле поочередно),

Ответ детей (на каждые 10,5 м – на 1 мм) Супротивное, например клен, сирень (листья по два в узле – один лист против другого), Мутовчатое, например элодея (листья по три и более в узлах)

Почка – зачаточный побег

Если на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья, то такие почки – вегетативные, а генеративные почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму

3. Этап всесторонней проверки УУД

1.  Побег развивается из…: 

  • а) Корня;
  • б) Стебля;
  • в) Почки.

2. Места прикрепления листьев к побегу называют… 

  • а) Узлами;
  • б) междоузлиями.

3. После опадания листа на его месте на побеге остается… 

  • а) почка;
  • б) новый побег;
  • в) листовой рубец.

4. Почки, из которых образуются побеги с листьями, называют… 

  • а) вегетативными;
  • б) генеративными.

5. Почки растений умеренной зоны, как правило, … 

  • а) не имеют почечных чешуй;
  • б) имеют почечные чешуи.

6. Из почки на побеге появляются… 

  • а) корень;
  • б) лист;
  • в) новый побег.

7. Промежутки между листьями на побеге называются… 

  • а) узлами;
  • б) междоузлиями.

Дети выполняют тест, после меняются листочками и выполняют взаимопроверку.

Ответы:

  • 1)-в;
  • 2)-а;
  • 3)-в;
  • 4)-а;
  • 5)-б;
  • 6)-б;
  • 7)-б.

Критерии оценок:

          «5» – нет ошибок;

        «4» – 1-2 ошибки;

        «3» – 3-4 ошибки;

        «2» – более 4 ошибок.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

 

Первый на ветке, глянь, зеленеет,

Осенью желтый цвет он имеет.

В книжке, в тетрадке второй ты найдешь,

Эту загадку на нем ты прочтешь.

Третий же крышу собой покрывает,

Крыша такая уж течи не знает.

А вот четвертый в Венгрии жил,

И пианистом известным он был.

                                            (Лист)

Учитель пишет тему на доске, учащиеся в тетрадях.

Жизнь на земле без зеленых растений невозможна, так как в них из неорганических веществ образуются органические, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород, необходимый для дыхания. С какой частью побега это связано? Нужно знать строение листа и процессы происходящие в нем.

Дети отвечают

Записывают тему в тетрадь

5. Этап усвоения новых знаний

Лист – один из основных органов зеленого растения.

Какое он занимает положение на стебле?

— боковое, располагаясь в узлах стебля.

Ребята, вспомните, какими  разнообразными бывают листья различных растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у некоторых тропических пальм достигают 20-22 метров в длину. Под такой лист можно спрятаться от дождя не одному человеку. В Индии такие листья жители используют для покрытия жилищ. А лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3 мм, меньше ногтя.

Функции листа:

Лист – это плоский зеленый орган побега.

В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа (рис. 23). Работа с учебником.

Какое строение имеет лист?

— лист может состоять из пластинки (это расширенная часть листа, пластинчатая, отсюда и ее название, черешка, представляющего собой суженную стеблевидную часть листа).

Учитель обращает внимание на края листовых пластинок.

Следующая часть листа – это черешок.

Какова роль черешка?

— черешок может менять свое положение в пространстве, а вместе с ним меняет положение и листовая пластинка, которая оказывается в условиях наиболее благоприятного освещения (свет необходимое условие для фотосинтеза). Черешок изгибается при ударах, при дожде, граде, что предохраняет лист от повреждений. Нижний конец черешка переходит в основание листа. Это нижняя часть черешка, которая связана со стеблем и его узлами.

На основании нередко образуются выросты – это прилистники. У дуба, березы пленчатые прилистники опадают рано, и у взрослых листьев мы их не видим, а вот у гороха сохраняются в течение всей жизни листа.

Однако не у всех листьев можно выделить все четыре части.

Листья отличаются по способу прикрепления к стеблю.

Работа с учебником, заполнение схемы. Подводим к выводу о типах листьев.

Листья

Черешковые                                                              Сидячие

(есть черешок)                                                          (нет черешка)

Береза, дуб, пеларгония                                             Рожь, алоэ

Сидячие листья прикрепляются основанием листовой пластинки.

Листья каких растений, находящихся в кабинете, не имеют черешков?

— алоэ (в народе называют столетник или колючий лекарь).

Но листья различаются не только по наличию частей, но и по количеству

листовых пластинок.

По числу листовых пластинок на черешке листья делятся:

Листья

         Простые                                                                                      Сложные

(на одном черешке –                                                                   (на одном черешке —

одна листовая пластинка)                                                          несколько листовых пластинок)

            Клен                                                                                   Каштан, шиповник

У сложных листьев каждый листочек обычно опадает независимо от других.

Работа с листьями комнатных растений.

Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите?

(Четко выраженные жилки.)

Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность, прочность, предохраняя от разрывов. Нередко в лесной подстилке можно обнаружить «листья-сеточки». Это прошлогодние листья, у которых сгнили мягкие ткани, но чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности.

Расположение жилок на листе называется жилкованием.

Учитель рисует схему на доске, а учащиеся в тетрадях.

Жилкование

            Сетчатое                                        Параллельное                                       Дуговое

(жилки многократно                                (жилки расположены                  (жилки расположены

ветвятся, образуя сеть)                         параллельно друг другу)                           по дуге)

   Дуб, пеларгония                                       Пшеница, лук                                        Ландыш                

Класс двудольные                                                        Класс однодольные

(исключение подорожник —                             (исключение вороний глаз – сетчатое)

           дуговое)  

Закрепление понятия о типах жилкования листьев с помощью натуральных объектов.

Учитель рисует схему листа на доске, а учащиеся в тетрадях.

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Какую цель вы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?

Вы достигли этой цели?

Что нового вы узнали на уроке?

Какие источники вы использовали для получения информации?

7. Этап закрепления нового материала

Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся)

Можем ли мы сегодня дать ответ, каково же внешнее строение листа? Что мы с вами использовали для изучения этого вопроса? А на какие вопросы мы не можем пока дать ответ? (внутреннее строение листа). Это тема следующего урока.

Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

Домашнее задание § 6, ответы на ?, задания рабочей тетради

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

9.  Подведение итогов урока: домашнее задание, формы оценивания учащихся

Итак, мы изучили тему.

Какую тему на уроке мы с вами изучили?

Что нового узнали на  уроке?

Чему научились?

Какие были трудности?

Что хотели бы узнать дополнительно?

Ответы учащихся

Гравилат городской

Geum
urbanum
L.

Жерушник болотный Клевер луговой

Rorippa
palustris

(L.) Bess. Trifolium
pratense

L.

Люпин многолистный Ромашка пахучая

  Lupinus
polyphyllus

Lindl.
Matricaria discoidea
DC.)

Осот полевой 

Пастушья сумка

Sonchus
arvensis
L.
Capsella
bursa-pastoris

(L.) Medik.

Задание 3.
Рассмотреть гербарные образцы растений
и выделить 3 категории листьев в
зависимости от положения на стебле
(низовые, срединные и верховые). Выяснить,
что такое гетерофиллия листьев. Зарисовать
несколько растений, для которых характерна
разнолистность. Объяснить, если возможно,
ее причину в каждом конкретном случае.
Результаты занести в таблицу 3.

Таблица
3. Гетерофиллия.

Растение

Листья

Причина появления
разнолистности

Категория

Краткая
морфологическая характеристика

Схематичный
рисунок

Лютик кашубский Синеголовник плосколистный

Ranunculus
cassubicus

L.
Eryngium planum
L.

Задание 5. Изучить
метаморфозы листьев на гербарных
образцах растений. Рассмотреть гербарные
экземпляры растений с метаморфизированными
органами. Отобрать видоизмененные
(метаморфизированные) листья. Доказать,
что это видоизмененные листья, а не
другие органы. Заполнить таблицу 4.

Росянка круглолистная Горошек мышиный

Drosera
rotundifolia
L.
Vicia
cracca

L.

Акация кару
Падуб
остролистный Девичий
виноград пятилисточковый

Acacia
karroo

Parthenocissus
quinquefolia
(L.) Planch.

Молодило побегоносное Прострел раскрытый

Jovibarba sobolifera
(J. Sims) Opiz.
Pulsatilla patens (L.) Mill.

Таблица
4. Характеристика метаморфозов листа

Название
видоизменения

Признаки,
происхождение

Растение

Функция

Рисунок

Ловчие аппараты
насекомоядных растений

Усик

Колючки

Филлодии

Суккулентность

Другие метаморфозы

Задание 7.
Ответить на
контрольные вопросы, используя
рекомендуемую литературу. Заполнить
рабочие листы в тетради по теме «Морфология
и анатомия корня. Типы корневых систем».

Вопросы для
самоконтроля
.

  1. Из каких частей
    состоит лист? Какова его роль?

  2. Как подразделяются
    сидячие листья?

  3. Что называется
    влагалищем? Какова его роль? У каких
    растений имеется влагалище?

  4. Как устроен лист
    злаков?

  5. Как подразделяются
    листья по форме листовой пластинки?

  6. Какое жилкование
    встречается в листьях растений?

  7. Как различаются
    листья по краю листовой пластинки?

  8. Какой характер
    жилкования преобладает у однодольных
    и двудольных растений?

  9. Почему у многих
    травянистых растений нижние листья
    длинночерешковые, а верхние
    короткочерешковые и даже сидячие?

  10. Какие морфологические
    особенности листьев обусловливают
    мозаику?

  11. Какое двоякое
    значение для растений имеет вертикальное
    расположение листьев «компасных
    растений», направление их краев
    приблизительно на север и на юг?

  12. Как подразделяются
    листья по местоположению на растении?
    Чем они характеризуются?

  13. Какие видоизменения
    листьев встречаются у растений?

Литература
основная
.

1. Вехов В.П.,
Лотова Л.И., Филин В.Р. Практикум по
анатомии и морфологии высших растений.
МГУ, 1980. – 112-126.

2. Воронин Н.С.
Руководство к лабораторным занятиям
по анатомии и морфологии растений. М.:
Просвещение, 1981. – С.110-115

Литература
дополнительная
.

  1. Васильев А.Е. и
    др. Ботаника. Морфология и анатомия
    растений. М.: Просвещение, 1988. – С.199-208.

  2. Определитель
    растений Бурятии / Под ред. к.б.н., с.н.с.
    Аненхонова О.А. Улан-Удэ, 2001. – С. 17-24.

Биология, структура и функции растений, форма и физиология растений, листья

Виды хвойных растений, которые хорошо растут в холодных условиях, такие как ель, пихта и сосна, имеют листья уменьшенного размера и игольчатого вида. Эти игольчатые листья имеют затонувшие устьица и меньшую площадь поверхности: два свойства, которые помогают уменьшить потерю воды. В жарком климате у растений, таких как кактусы, листья редуцированы до колючек, что в сочетании с их сочными стеблями помогает экономить воду. Многие водные растения имеют листья с широкой листовой пластинкой, которая может плавать на поверхности воды, и толстую восковую кутикулу на поверхности листа, отталкивающую воду.

Ссылка на обучение

Посмотрите эпизод «Растение бледного кувшина» из серии видеороликов Растения тоже классные, видеоролик Ботанического общества Америки о хищных растениях, обитающих в Луизиане.

Evolution Connection

Адаптация растений в среде с дефицитом ресурсов Корни, стебли и листья устроены таким образом, чтобы растение могло получать необходимый солнечный свет, воду, питательные вещества почвы и ресурсы кислорода. Развились некоторые замечательные приспособления, позволяющие видам растений процветать в далеко не идеальных средах обитания, где не хватает одного или нескольких из этих ресурсов.

В тропических лесах часто бывает мало света, так как многие деревья и растения растут близко друг к другу и блокируют попадание большей части солнечного света на лесную подстилку. Многие виды тропических растений имеют исключительно широкие листья, чтобы максимально улавливать солнечный свет. Другие виды являются эпифитами: растениями, которые растут на других растениях и служат физической опорой. Такие растения могут расти высоко в кронах деревьев на ветвях других деревьев, где больше солнечного света. Эпифиты питаются дождем и минеральными веществами, собранными в ветвях и листьях опорного растения. Бромелии (представители семейства ананасовых), папоротники и орхидеи являются примерами тропических эпифитов (рисунок). У многих эпифитов есть специализированные ткани, которые позволяют им эффективно улавливать и хранить воду.

Одной из самых известных бромелиевых является испанский мох ( Tillandsia usneoides ), который можно увидеть здесь на дубе. (кредит: Кристин Паулюс)

Некоторые растения обладают особыми приспособлениями, помогающими им выживать в бедных питательными веществами средах. Плотоядные растения, такие как венериная мухоловка и кувшинка (рисунок), растут на болотах с низким содержанием азота в почве. У этих растений листья приспособлены для захвата насекомых. Листья, захватывающие насекомых, могли эволюционировать, чтобы обеспечить эти растения дополнительным источником столь необходимого азота.

(a) Венерина мухоловка имеет видоизмененные листья, которые могут ловить насекомых. Когда незадачливое насекомое касается триггерных волосков внутри листа, ловушка внезапно закрывается. Отверстие кувшина (б) покрыто скользким воском. Насекомые, ползающие по губе, соскальзывают и падают в лужицу с водой на дне кувшина, где их переваривают бактерии. Затем растение поглощает более мелкие молекулы. (кредит a: модификация работы Питера Шенкса; кредит b: модификация работы Тима Мэнсфилда)

Многие болотные растения имеют приспособления, которые позволяют им процветать во влажных местах, где их корни растут под водой. В этих акваториях почва нестабильна, и к корням поступает мало кислорода. Такие деревья, как мангровые деревья ( Rhizophora sp.), растущие в прибрежных водах, образуют надземные корни, которые помогают поддерживать дерево (рис. ). У некоторых видов мангровых зарослей, а также у кипарисов есть пневматофоры: растущие вверх корни, содержащие поры и карманы ткани, предназначенные для газообмена. Дикий рис — это водное растение с большими воздушными пространствами в коре корня. Наполненная воздухом ткань, называемая аэренхимой, обеспечивает путь для диффузии кислорода к кончикам корней, которые погружены в бедные кислородом донные отложения.

Ветви (а) мангровых деревьев развивают воздушные корни, которые спускаются к земле и помогают закрепить деревья. (b) Кипарисы и некоторые виды мангровых зарослей имеют растущие вверх корни, называемые пневматофорами, которые участвуют в газообмене. Водные растения, такие как (c) дикий рис, имеют большие пространства в коре корня, называемые аэренхимой, визуализированные здесь с помощью сканирующей электронной микроскопии. (кредит a: модификация работы Роберто Верцо; кредит b: модификация работы Дуэйна Бёрдика; кредит c: модификация работы Роберта Р. Уайза)

Ссылка на обучение

Смотреть Венерина мухоловка: Челюсти смерти , экстраординарный крупный план Венериной мухоловки в действии от BBC.

Toadshade

Триллиум сидячий Карта ареала. База данных РАСТЕНИЙ USDA.

В этой группе триллиумов Toadshade обратите внимание на различия в окраске чашелистиков, степени и интенсивности пятнистости. Изображение с разрешения Томаса Барнса.

В этой группе триллиумов Toadshade trillium чашелистики и лепестки очень темно-бордовые, а листья сильно крапчатые с серебристым блеском до более светло-зеленых сегментов. Изображение Р. А. Ховарда, © Smithsonian Institution.

В этой паре триллиумов Toadshade отсутствуют акантоцианиновые бордовые пигменты, что приводит к полностью зеленым чашелистикам, очень редкой пятнистости листьев и трем желтовато-бронзовым лепесткам. Изображение с разрешения Ларри Стрича.

Триллиумы Toadshade, триллиумы без цветоножки (цветоноса), являются эндемиками Северной Америки. Все триллиумы в Азии относятся к группе цветоножек. Изображение с разрешения Чарльза Пирса.

Жаба (

Триллиум сидячий )

Ларри Стритч

Toadshade — травянистый, долгоживущий, лесной многолетний дикий цветок с широким распространением в центральной части Соединенных Штатов, от восточного Канзаса и Оклахомы через верхний юг и нижний Средний Запад до Нью-Йорка и юга до Северной Каролины. .

« Trillium» происходит от латинского « tri », относящегося к частям цветка, расположенным по три, а « llium » происходит от латинского « liliaceous».0008 ”относится к воронкообразному цветку. «S essile» происходит от латинского « sessil» , что означает сидячий, бесстебельный, что относится к цветку без цветоножки.

Trillium sessile имеет короткое, толстое корневище, из которого из земли вырастает заключенный в ножны (катафилл) черешок (стебель соцветия) высотой от 10 до 30 см с одним сидячим верхушечным цветком. Листья (собственно прицветники) тройчатые, зеленые, часто пестрые, сидячие, овальные, округлые, верхушечные, в основании округлые и сидячие, длиной от 4 до 10 см, шириной от 2 до 8 см. Цветки прямостоячие, сидячие; лепестков три, темно-бордовые, коричневато-бордовые, зеленые, желтые, бронзовые, прямостоячие или загнутые внутрь, от обратноланцетных до продолговатых, 1,5-4 см длиной. Чашелистики три, зеленые, иногда с прожилками от темно-бордовых до темных, зеленовато-бордовых, раскидистые, 1,5-4 см длиной. Плод — темно-зеленовато-фиолетовая шестигранная ягода.

Триллиум сидячий цветет с ранней до поздней весны, в зависимости от широты. Этот вид встречается в различных местообитаниях в богатых лиственных лесах, часто известняковых, поймах и берегах рек; иногда встречается на возвышенностях в сухих известняковых лесах.

Для получения дополнительной информации

  • РАСТЕНИЯ Профиль — Trillium sessile , toadshade
  • Кейс, Ф. В. и Р. Б. Кейс. 1997. Триллиумов . 284 стр. Timber Press. Портланд, штат Орегон.
  • Джейкобс Д.Л. и Джейкобс Р.Л. 1997. Триллиумы в лесах и садах: американские сокровища . 152 стр. Эко-сады. Декейтер, Джорджия.
  • Патрик, Т. 2007. Триллиумы Джорджии . Типулярия 22: 3-22. Ботаническое общество Джорджии.
  • Фретт, Дж.