Презентация: Двойное оплодотворение цветковых растений. Схема двойное оплодотворение у цветковых растений
«Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений»
МБОУ «СОШ № 92 г.ВЕЛЬСКА»
Конспект урока биологии в 10 классе
по теме:
«Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений»
Кичева Наталья Гурьевна, учитель биологии, высшей квалификационная категория
2014 год
ТЕМА УРОКА: Оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений.
ЦЕЛИ УРОКА:
Раскрыть сущность оплодотворения и биологический смысл двойного оплодотворения у цветковых растений.
Углубить знания о половом размножении на основе изучения двойного оплодотворения у цветковых растений.
Сформировать интерес к российской науке через знакомство с выдающимся русским ученым С.Г.Навашиным
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Овогенез. Сперматогенез».
С использованием мультимедийной установки «Создание опорных схем «Оплодотворение и двойное оплодотворение у цветковых растений».
ПЛАН УРОКА: I. Вводная беседа с элементами проверки домашнего задания.
II. Новый материал:1. а) оплодотворение;
б) виды оплодотворения;
в) этапы оплодотворения.
2. Двойное оплодотворение у цветковых растений:
а) открытие;
б) спорогенез, гаметогенез;
в) сущность двойного оплодотворения;
г) вывод.
Закрепление.
Домашнее задание. ХОД УРОКА
I. Вводная беседа с элементами проверки домашнего задания.
Учитель: на прошлом уроке мы с вами изучали формы размножения (далее фронтальный опрос по материалам § 22.( уч. Беляев Д.К.)
Вопросы:
Вспомните основные формы размножения?
Что лежит в основе размножения?
В чем суть бесполого размножения?
В чем суть полового размножения?
Докажите, что размножение - одно из важнейших свойств живой природы.
Какая из форм размножения является наиболее эффектной с биологической точки зрения?
Где образуются половые клетки?
Далее индивидуальный опрос 1-го учащегося (у доски по таблице «Овогонез, Сперматогенез».
Вопрос: рассказать, как происходит образование гамет, то есть, как происходит овогенез и Спермотогнез". ( Монологический ответ обучающегося).
II. а) Оплодотворение
Учитель: для того, чтобы осуществлялось половое размножение организму недостаточно просто сформировать половые клетки - гаметы в ходе овогенеза и спермататогенеза, надо обеспечить возможность их встречи, т.е. должно произойти оплодотворение.
Так вот тема сегодняшнего урока «Оплодотворение. Двойное оплодотворение у
цветковых растений» (слайд № 1) дети записывают тему в тетради.
Цель урока: «Раскрыть сущность оплодотворения и биологический смысл двойного оплодотворения у цветковых растений (слайд № 2)
Итак, что же такое оплодотворение? (слайд № 3 ) «Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающееся объединением их генетического материала» (обучающиеся записывают в тетрадь)
б) виды оплодотворения (слайд № 4)Учитель: ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
ПЕРКРЕСТНОЕ САМООПЛОДОТВОРЕНИЕ
( обучающиеся записывают в тетрадь) гермафродитизм
Существует 2 типа ОПЛОДОТВОРЕНИЯ (слайд № 5 )
НАРУЖНОЕ ВНУТРЕННЕЕ
вне организма самки в половых органах самки
Вопрос учителя: - вспомните для каких организмов характерно наружное оплодотворение, а для каких внутреннее? (работа со слайдом № 5) (Ребята отвечают наружное: рыбы, земноводные
внутреннее: пресмыкающие, птицы, млекопитающие)
в) Этапы оплодотворения (дети записывают в тетради)Учитель: процесс оплодотворения состоит из нескольких этапов.
1 этап проникновение сперматозоидов в яйцеклетку [ слайд № 6}
Прочтем: как это происходит на примере лягушки. Откроем учебник ( Д.К.Беляев изд.
«Просвещение» на стр. 85 (дети читают)
2 этап. Слияние гаплоидных ядер обеих гамет в результате чего образуется зигота (слайд № 7)
3 этап. Активизация зиготы к дроблению и дальнейшему развитию [ слайд № 8 ) Вопрос учителя: Какой вывод можно сделать?
Какова биологическая сущность оплодотворения?
Предполагаемый ответ обучающегося: Возникает уникальная комбинация генетического материала отцовского и материнского организмов ( слайд № 9 ) Ребята вывод записывают в тетрадь.
2.Двойное оплодотворение у цветковых растений
Учитель: Особый вид оплодотворения характерен для цветковых растений.
а) он был открыт в 1898 году русским ботаников, академиком Сергеем ГавриловичемНавашиным и получил название двойного оплодотворения. (слайд № 10, 11). На немболее подробно остановимся. Для этого нам необходимо вспомнить строение цветка,тычинок, пестика, семени однодольного растения.
(Далее беседа с обучающимися по слайдам № 12, 13, 14).
б) спорогенез и гаметогенез процесс формирования половых клеток растенийрассмотрим на примере цветковых ( покровносеменных) растений. В нем
РАЗЛИЧАЮТ
СПОРОГЕНЕЗ ГАМЕТОГЕНЕЗ
в основе лежит мейоз в основе лежит митоз
Далее учитель: развитие мужских гамет ( слайд № 15, 16 ) - рассказ учителя Как происходит развитие семяпочки в завязи (рассказ учителя по слайду №17)
в) как происходит двойное оплодотворение (рассказ учителя по слайду № 18)
г) Вывод: Вопрос учителя к обучающимся
- попробуйте сделать вывод о биологическом смысле двойного оплодотворения у цветковых растений. ( ребята высказывают свое мнение)
Общий вывод (слайд № 19) (обучающиеся записывают в тетрадь) «Биологический смысл двойного оплодотворения заключается в образовании эндосперма пищи для зародыша, это обеспечило цветковым растениям преимущества перед другими группами растений» Далее идут слайды с цветковыми растениями.
III .Закрепление
Что такое оплодотворение?
Какие типы оплодотворения вы знаете?
Кем и когда было открыто двойное оплодотворение и цветковых растений?
В чем заключается процесс двойного оплодотворения?
IV. Домашнее задание. § 23, стр. 84 - 87. проработать вопросы на странице 87.
www.metod-kopilka.ru
Двойное оплодотворение цветковых растений - Презентации по биологии
Описание:
В презентации рассказывается как и кем был открыт метод двойного оплодотворения цветков.Категория:
- Биология
Слайды:
Информация:
- Дата создания материала: 05 Февраля 2014 г.
- Слайды: 16 слайдов
- Дата создания файла презентации: 05 Февраля 2014 г.
- Размер презентации: 1304 Кб
- Тип файла презентации: .rar
- Скачана: 698 раз
- Последний раз скачана: 25 Февраля 2018 г., в 09:46
- Просмотров: 3165 просмотров
Рекомендуем:
- Для учеников 6 класса
- Для учеников 7 класса
- Для учеников 8 класса
Скачать:
Скачать презентациюpwpt.ru
СХЕМА ДВОЙНОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ У РАСТЕНИЙ - Половое размножение цветковых растений
Оплодотворение. Весь этот процесс получил название двойного оплодотворения (рис. 8.7). Его открыл в 1898 г. русский ботаник С. Г. Навашин. Таким образом, у цветковых растений при оплодотворении происходит двойное оплодотворение: первый спермий сливается с яйцеклеткой, второй — с крупной центральной клеткой.
Что общего у увиденных нами на экране цветущих растений? Рассказ учителя о судьбе пыльцы, попавшей на рыльце пестика при опылении, о её прорастании, о двойном оплодотворении у цветковых (или покрытосеменных) растений. Учащимся предлагается посмотреть кинофрагмент и ответить на вопрос: Что общего у увиденных на экране цветущих растений? По ходу демонстрации фильма учитель называет неизвестные тропические растения. Вывод: У растений яркие венчики.
Гаметогенез и оплодотворение
Что же происходит потом? Как не трудно догадаться должно произойти оплодотворение. Ни у каких организмов, кроме цветковых растений ничего подобного не происходит. Учитель демонстрирует, как происходит оплодотворение и дает по ходу программы необходимые комментарии. После просмотра компьютерной программы учащиеся делают вывод. Что такое двойное оплодотворение? Каждая из возникших при этом клеток снова делится и т. д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения.
После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи. У некоторых растений в образовании плода принимают участие и другие части цветка. Правильным представлением об оплодотворении у покрытосеменных мы обязаны выдающемуся русскому цитологу-эмбриологу С. Г. Навашину, открывшему в 1898 г. двойное оплодотворение у лилейных и астровых.
Ею установлена также промежуточнаяформа двойного оплодотворения, характеризующаяся образованием собственной оболочки вокруг ядра спермия при медленном его погружении в ядро яйцеклетки. Каротиноиды играют важную роль и в физиологических процессах, которые осуществляются в семенном зачатке при двойном оплодотворении.
Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и прикрепляется к нему благодаря особенностям строения оболочки, а также липким сахаристым выделениям рыльца, к которым пыльца прилипает. Оплодотворением принято называть побуждение яйца к развитию в результате кариогамии. Оплодотворение представляет собой процесс необратимый — оплодотворенное однажды яйцо не может быть оплодотворено вновь. Сингамия и кариогамия составляют сущность процесса оплодотворения.
Для обеспечения оплодотворения необходимо одновременное созревание гамет материнского и отцовского организма. У перекрестноопыляющихся растений созревание мужских и женских половых клеток может не совпадать во времени, и это несоответствие служит приспособительным механизмом, препятствующим самоопылению. Такое явление называют псевдогамным оплодотворением. Вторая фаза процесса оплодотворения начинается после проникновения в яйцо, одного, а у некоторых животных и нескольких сперматозоидов.
Собственно оплодотворение, т. е. слияние отцовского и материнского пронуклеусов, возможно лишь после окончания мейоза. Этот тип оплодотворения называют типом аскариды. В акте оплодотворения два гаплоидных пронуклеуса сливаются в одно ядро. Кариогамия дает начало новому качественному процессу — развитию зиготы. Оплодотворение у растений в принципе сходно с таковым у животных, однако существование у растений гаметофита привело к появлению у них и некоторых особенностей.
Так, например, у свеклы прорастание пыльцевых зерен начинается через 2 ч, у кок-сагыза — через 5 мин, а у кукурузы, сорго и других растений происходит почти немедленно. Из двух проникших в зародышевый мешок спермиев один спермий внедряется яйцеклетку и сливается с гаплоидным ядром последней.
У растений так же, как и у животных, готовность к слиянию мужского и женского ядер может быть различной. Условно можно считать, что у растений имеются два типа оплодотворения: тип сложноцветных, аналогичный типу морского ежа у животных, и тип лилейных, аналогичный типу аскариды. В первом случае (тип сложноцветных) ядро спермия проникает в зрелую яйцеклетку в состоянии незавершенной телофазы, растворяет оболочку ядра яйцеклетки и переходит в интерфазное состояние.
После оплодотворения у покрытосеменных растений развивается дополнительный эмбриональный орган — эндосперм, который представляет собой питательное депо зародыша. Начало развития эндосперма вторым оплодотворением. Образование ткани, питающей зародыш, является особенностью растений.
Одна из особенностей оплодотворения у растений, вытекающая из наличия у них двойного оплодотворения, представляет собой явление, называемое ксениями. Однако он подвержен приспособительным изменениям в зависимости от особенностей строения половых клеток и биологии размножения, свойственных каждому виду животных и растений.
Двойное оплодотворение — половой процесс у покрытосеменных растений, при котором оплодотворяются как яйцеклетка, так и центральная клетка зародышевого мешка (См. Зародышевый мешок). ОПЛОДОТВОРЕНИЕ — сингамия, слияние мужской половой клетки (сперматозоид, спермий) с женской (яйцо, яйцеклетка), приводящее к образованию зиготы, края даёт начало новому организму.
Цветковые растения, Джесси Рассел. Вывод: У растений как и у животных образуется зародыш, значит у растений тоже происходит половое размножение. Какой орган растения участвует в половом размножении ? знания из 6 класса: б). Какие части являются половыми главными? Взрослое растение, как и все живые организмы, способно воспроизводить новые организмы того же вида, что и само растение.
Смотреть что такое «ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ» в других словарях:
Растения способны к половому и бесполому размножению. В бесполом размножении участвует только одна особь, и оно происходит без участия половых клеток. Они способны длительное время переносить неблагоприятные условия среды. Когда они попадают в благоприятные условия, то прорастают и образуют растения.
Процесс слияния половых клеток называется оплодотворением. В результате оплодотворения появляется особая клетка — зигота — которая содержит наследственные свойства яйцеклетки и спермия.
Его называют двойным оплодотворением, так как оплодотворяется не только яйцеклетка, но и еще одна клетка. Чтобы оплодотворение произошло, растение должно быть опылено, то есть пыльца должна попасть на рыльце пестика. В семязачатке одна клетка делится и удлиняется, образуя зародышевый мешок. В нем находится яйцеклетка и еще одна особая клетка с двойным набором наследственной информации.
Зародыш растения развивается только из зиготы. Какое биологическое значение имеет оплодотворение? Процесс образования мужских половых клеток называют сперматогенезом (от греч. sperma – семя). У животных он происходит в три этапа: размножение, рост, созревание (рис. 24).Рис.
В 1875 г. немецкий зоолог О. Гертвиг открыл очень важный процесс: слияние ядра яйца с ядром сперматозоида – оплодотворение. Половое размножение связано с оплодотворением и передачей наследственной информации от родителей потомкам. Биологический смысл оплодотворения состоит в образовании нового организма, несущего признаки обеих родительских особей.
У цветковых растений оплодотворение достаточно сложное. Открыто в 1898 С. Г. Навашиным. Делается вывод о значении оплодотворения для цветковых растений. Таков в самых общих чертах процесс оплодотворения у животных и растений. У покрытосеменных растений спермии развиваются в пыльцевых зернах, а яйцеклетки формируются в семязачатках завязи пестика.
Предлагаю также ознакомиться:
kakbypridaser.ru