Содержание
Роль зеленых растений в природе и жизни человека в природе:
Эстетическое
значение — они украшают нашу жизнь,
приносят радость. 6. Защищают человека
от индустриальных шумов.
Выводы:
1. Значение растений определяется их
ролью в жизни других организмов и в
природе в целом. 2. Земля, лишенная
растений, превратится в бесплодную,
безжизненную пустыню.
58.
Какова роль животного мира в биосфере
и жизни человека?
Животные
играют важную и разнообразную роль в
природе.
В
частности, они участвуют в круговороте
веществ. Как вы уже знаете, одни из них
питаются растениями, другие — животными,
третьи — остатками организмов. При этом
животные — потребители мертвой органики
(жуки-навозники, гробарикы, личинки
некоторых мух и т.д.) выполняют роль
санитаров окружающей среды. Они
перерабатывают остатки растений, трупы
и помет животных, очищают водоемы и
предотвращают их зарастанию.
Трудно
переоценить роль хищных животных как
регуляторов численности популяций
других видов животных (в том числе
вредителей сельского и лесного хозяйства,
кровососущих видов). А растительноядные
животные регулируют плотность популяций
растений (среди которых есть и сорняки).
Например, в первой половине XIX ст .. в
Австралию из Америки был завезен
кактус-опунцию как декоративное растение.
Условия нового оказались благоприятными
для этого растения и она начала массово
размножаться и распространяться по
Австралии. При этом она занимала
значительные площади пастбищ, которые
становились непригодными для выпаса
скота, так кактус хорошо защищен своими
длинными колючками. Поэтому пришлось
завозить из Америки естественного врага
опунции — кактусовую огневку, которая
и решила все проблемы, потому гусеницы
этой бабочки быстро снизила численность
кактуса.
Вам также известно, что
различные группы животных обеспечивающие
опыление цветковых растений (насекомые,
птицы, млекопитающие), распространяют
плоды и семена.
Животные, которые имеют
твердый скелет (фораминиферы, радиолярии,
коралловые полипы, моллюски и др.)
участвуют в образовании осадочных пород
(мела, известняка, кремнезема и др. ) и
почвы.
Животные играют огромную роль
и в жизни человека, поскольку является
для человека источником пищи, а также
сырья для промышленности (например,
воск, кожа, пух, шелк). Издавна человек
приручил диких предков этих животных,
как собака, кошка, лошадь, крупный рогатый
скот, овцы, козы, утки, гуси и другие. При
этом человек вывела значительное
количество пород домашних пород.
А
некоторые виды хищных и паразитических
животных (например, всадников, божьих
коровок, хищных клещей) человек использует
в биологическом методе борьбы с
вредителями и кровососущих видами.
Такие методы имеют определенные
преимущества перед применением
ядохимикатов, поскольку не загрязняют
окружающую среду.
Животные своим ярким
окрасом (например, аквариумные рыбки,
бабочки), видовым разнообразием,
напевностью (птицы) удовлетворяют самые
изысканные эстетические вкусы человека.
Но
животные могут наносить вред хозяйству
человека и его здоровью. Среди них есть
много паразитов человека и домашних
животных (например, сосальщики, цепни,
аскарида, чесоточный свербун), а также
кровососущих видов (например иксодовые
клещи, малярийные комары, слепни), которые
могут переносить возбудителей различных
заболеваний. Так, иксодовые клещи
переносят возбудителей клещевого
энцефалита, малярийные комары — малярии,
вши — сыпного и возвратного тифов, блохи
— чумы. Ядовитые животные (пауки — каракурт,
тарантул; насекомые — шмели, шершень;
змеи — гадюки, кобра) могут угрожать
здоровью и даже жизни человека и домашних
животных.
Достаточно большое количество
грызунов, насекомых, клещей, круглых
червей питается культурными растениями,
снижая их урожайность. И запасам пищевых
продуктов могут вредить амбарные клещи,
мышевидные грызуны и другие
животные.
Неоднократно упоминалось
о том, что деятельность человека зачастую
негативно влияет на естественные
группировки живых организмов. Это
влияние становится ощутимым от роста
населения Земли и от развития промышленности
и сельского хозяйства. Люди вырубают
леса, осушают водоемы и болота, распахивают
под пашню целинные степи, загрязняющих
окружающую среду химическими веществами,
разрушая природные среды, где живут и
размножаются животные и растения.
Вследствие этого большое количество
животных и растений вообще исчезла с
нашей планеты, а тысячи видов находятся
под угрозой исчезновения.
Сохранение
разнообразия животных и растений нашей
планеты является необходимым условием
сохранения жизни на ней. Поэтому нужно
не преобразовывать природу, а жить в
гармонии с ней. Это возможно лишь в
условиях развитого экологического
мышления, когда все хозяйственные
решения принимаются с учетом сохранения
и улучшения состояния окружающей
среды.
Человек вынужден постоянно
вести борьбу с вредителями сельского
и лесного хозяйства. Конечно, эти виды
наносят большой ущерб, повреждая
древесину, уничтожая урожай или запасы
пищевых продуктов. Но следует понять,
что в природе нет «вредных» или «полезных»
видов. Эти понятия лишь определяют место
того или иного вида только относительно
человека и его хозяйственной деятельности.
В естественных группировках все виды
— необходимые компоненты, и удаление
любого вида из экосистемы приводит к
нарушению взаимосвязей между видами,
а следовательно, и к возможному ее
разрушения. Поэтому, перед человеком
должна стоять задача: не уничтожать тот
или иной вид, «вредный» с ее точки зрения,
а ограничить его численность до того
уровня, когда он не сможет нанести
ощутимый вред ощутимый вред. Таким
образом, необходимо рациональное
природопользование, т.е. такое использование
видов, при котором они смогли бы сохранить
численность популяций на благоприятном
уровне.
Перед
человечеством сегодня остро стоят
вопросы: как можно предотвратить
исчезновение видов растений и животных,
сохранить разнообразие органического
мира? Прежде ученые создают списки
видов, нуждающихся в охране, как на
определенной территории, так и на всей
нашей планете. Для этого созданы
Международная Красная книга и региональные
Красные книги. До последнего издания
Красной книги Украины (1994 год) занесен
382 вида животных из почти 45 тысяч известных
на территории нашей страны. Отлов или
уничтожение этих животных, а также
разрушение мест их обитания наказывается
законами Украины.
59.
Факторы окружающей природной среды и
их влияние на растительный и животный
мир.
Защита проектов «Значение зеленых растений в природе»
- org/Person»>
Самсонова Наталья Алексеевна
Разделы:
Биология
Цель: формирование знаний о роли живых организмов (на примере зеленых растений) в биосфере.
Задачи:
- Обучающая: раскрыть « космическую роль зеленых растений на Земле», показать взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности (таких как фотосинтез, дыхание, испарение воды), обратить внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды, на необходимость ее охраны, научить пользоваться Microsoft Power Point для оформления результата.
- Развивающая: развивать умения применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; проводить наблюдения за биологическими объектами; оценивать результат своей деятельности в природе. Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, умения кратко излагать свои мысли, работать с различными источниками информации.
- Воспитывающая: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Тип урока:
- По дидактической цели: изучение нового материала.
- По способу организации: защита проектов.
Методы:
- основной — проблемно-поисковый;
- частные — иллюстративно-сообщающий, обсуждение, поисковая беседа, моделирование.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Литература:
- Intel* «Обучение для будущего» М. 2006
- Варшавер О. «Стратегия и тактика учителя» М. 2005
- Лизинский В.М. «Приемы и формы в учебной деятельности»
Ход урока
I. Восстановление опорных знаний.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Сегодня у нас заключительный урок по теме « Значение зеленых растений». Он будет не обычный. Я приглашаю вас в путешествие по нашей удивительной планете. Вы немало потрудились, чтобы оно стало удачным. Итак, друзья, в путь!
Наша планета Земля — уникальна, ничего подобного нет в ближайшем обозримом космосе. Хрупкая оболочка Земли отделяет планету от мира космоса, где все пространство пронизывает космическое излучение, где вакуум сменяется чудовищным давлением, а невесомость -колоссальными силами гравитации, спасает от космического холода и жара.
А на нашей планете — свежий воздух и чистая вода, плодородные почвы и сень лесов. |
|
Что делает нашу планету такой особенной?
.Живые организмы с момента возникновения стали могущественной силой, действующей на Земле. По словам В.И. Вернадского, создателя учения о биосфере «на земной поверхности нет силы более могущественной по своему действию на биосферу, чем живые организмы, взятые в целом». Мы с вами в этом году изучаем растения, поэтому нас прежде всего интересует как влияют на биосферу растения. Какую функцию выполняют растения в биосфере? Итак, Тема урока: «Значение зеленых растений в природе».
Цель урока: выяснить роль зеленых растений в биосфере. | Живые организмы. |
Сегодня мы подводим итоги разработки ваших проектов, все, вы представляете результаты ваших исследований, это не совсем обычно, поэтому эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова. Какой же продукт мы с вами создали к уроку? Да, слово « проект» и происходит от английского «проджект»-продукт. У каждого лежат контрольные вопросы к зачету. Вы будете отвечать на них на следующем уроке, а сегодня мы вместе найдем правильные ответы на них.
Вы работали тремя группами, каждая над своей проблемой. И каждая группа приготовила слайдовую презентацию своего проекта. Пока одна группа защищает проект, остальные работают в парах и оценивают презентацию по критериям бланка, проставляют свои баллы.
Итак, мы начинаем … | Это наши проекты. |
II. Формирование знаний, умений, навыков.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Один из крупнейших русских ученых, К. А. Тимирязев писал, что растения выполняют «космическую роль на Земле». Что полезного делают растения? На эти вопросы вы отвечали самостоятельно, работая над проблемными вопросами. | Растения выделяют кислород.
(Приложение 1) | ||||
Многие ученые занимались этой проблемой. Одним из первых был английский химик Пристли. Давайте познакомимся с его экспериментом и попытаемся сделать вывод, который позволил Пристли остаться в мировой истории. Демонстрация модели опыта. Этот опыт позволил великому химику открыть хороший газ, который в дальнейшем он назвал — кислород. Действительно ли растения выделяют кислород? Давайте выясним это с помощью опыта, почувствуем себя исследователями, понаблюдаем, проанализируем, сделаем выводы. | Защита проекта «Легкие планеты».
(Приложение 2) | ||||
Опыт№1. Выделение кислорода в процессе фотосинтеза.
Что вы наблюдаете?
Как это объяснить?
Какой вывод можно сделать? | Тлеющая лучинка вспыхнула.
В пробирке кислород, газ поддерживающий горение.
Растения выделяют кислород в процессе фотосинтеза. | ||||
Что еще создают растения?
Эта проблема была темой второго проекта «Зеленая лаборатория».
Итак, растения образуют органические вещества. Проверим это опытом. | Растения сами создают органические вещества в процессе фотосинтеза.
Защита второго проекта.
(Приложение 3) | ||||
Опыт №2. Образование крахмала в листьях.
Что вы наблюдаете?
Как это объяснить?
Какой вывод можно сделать? | Лист посинел от йода.
Известно, что крахмал синеет от йода.
В листьях зеленых растений на свету образуются углеводы, которые затем превращаются в крахмал.
| ||||
Итак, давайте подведем итог. Какие два важных продукта создают растения для биосферы? | Углеводы, из которых образуется крахмал и кислород. | ||||
А из каких веществ образуются эти продукты?
Составьте на магнитной доске уравнение фотосинтеза, используя карточки с формулами веществ. | Вода и углекислый газ.
6СО2+6Н2О= С6Н12О6+6О2 | ||||
А почему фотосинтез не происходит в организме животных или человека? | Нужны специальные органоиды- хлоропласты и пигмент хлорофилл. | ||||
А какое еще условие необходимо для фотосинтеза? | Солнечный свет | ||||
Дайте определение процесса фотосинтеза. | Фотосинтез — это процесс образования органических веществ из неорганических углекислого газа и воды под действием солнечного света в хлоропластах. | ||||
Вновь хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку. Можно ли его отнести к растениям? | Можно, т.к. растения также сами создают продукты (органические вещества и кислород), которые используют все остальные организмы. | ||||
И, пожалуй, благодаря такому образу жизни мы можем считать растения главными организмами на Земле, т. К. только они создают на Земле пищу и кислород, в этом их главное отличие от всех других организмов.
Но в настоящее время растения безжалостно уничтожаются человеком. Например, за последние 10 тыс. лет на Земле уничтожено 2\3 лесов. Да что далеко ходить, посмотрите как интенсивно вырубаются и обрезаются деревья в нашем городе (демонстрация фотографий). Да и многие из вас, я думаю, ломали деревья, срывали редкие растения. А может наше отношение к растениям оправдано и мы можем прожить и без них? | Защита третьего проекта «Зеленый щит городов».
(Приложение 4) | ||||
Прислушайтесь к следующим фактам: в настоящее время в зоне смешанных и широколиственных лесов вырублено ½ их первоначальной площади. В средиземноморских субтропиках 80%, в зоне муссонных дождей — 90%. В Китае и Индии леса сохранились только на 5 % их былого распространения. Какая перспектива ожидает леса в недалеком будущем?
Да, это вполне реально. Попытайтесь предсказать, что в этом случае произойдет дальше и обоснуйте, почему вы думаете так, а не иначе. Для этого заполните таблицу предсказаний. | Растения могут исчезнуть. | ||||
Анализ таблицы.
Давайте сделаем вывод о роли зеленых растений в природе. | На планете Земля исчезли леса
| ||||
Прав ли был К.А. Тимирязев, когда писал о космической роли зеленых растений в биосфере? |
| ||||
Растения создали в биосфере определенные условия, от которых зависит жизнь других организмов, в том числе и человека. Поэтому человечество должно жить в соответствии с законами живой природы, а не против них. В данном случае бережно относиться к растениям, а не уничтожать их. | Да |
Ш. Формирование способов умственных и практических действий с новыми знаниями.
Творческое задание, которым заканчивается урок.
А теперь давайте обобщим информацию об этих удивительных организмах и составим синквейн — пятистрочное стихотворение (2 прилагательных, 3 глагола, свое отношение к предмету, резюме). Темой которого будут Зеленые растения.
Растения
IV. Д/З
Подготовиться к зачету по вопросам.
Оценки за урок я выставлю, посмотрев ваши критерии оценки презентации.
Рефлексия
Каждый ученик сдает учителю карточку того цвета, который соответствует его оценке урока( фамилия на карточке не указываются). Ученики трех групп оценивают вклад каждого члена группы в создании проекта.
Вопросы к зачету (приложение 6).
Приложение 5 (видеозапись урока) вы можете получить у автора статьи.
Рабочий лист «Важность зеленых растений»
Умный способ улучшить оценки
Всеобъемлющий и согласованный с учебным планом
Попробуйте задание или начните бесплатно
В этом рабочем листе учащиеся увидят важность зеленые растения в нашей среде и влияние, которое может иметь потеря зеленых растений.
Обзор рабочего листа
Многие люди могут посмотреть на картинку выше и увидеть дерево, но это еще не все. Это зеленое растение играет огромную роль в нашей жизни, даже если мы этого не осознаем.
Зеленые растения обеспечивают нас едой . Они находятся в начале всех пищевых цепочек (см. ниже) и называются продуцентами, поскольку могут производить собственную энергию. Зеленые растения обеспечивают нас фруктами и овощами, а также кормят других животных, которых мы затем можем съесть.
Фотосинтез
Зеленые растения играют большую роль в нашей жизни, но еще большую роль они играют в окружающей среде. Уравнение ниже представляет собой процесс фотосинтеза:
Из этого уравнения видно, что зеленые растения обеспечивают нашу атмосферу кислородом и расходуют углекислый газ. Реальная важность этого проявляется, когда мы смотрим на уравнение аэробного дыхания.
аэробного дыхания
Приведенное ниже уравнение представляет собой процесс аэробного дыхания:
дыхание — это обратная реакция фотосинтеза, которая допускает оксиген/углеродичный диоксид в атмосфере в атмосфере в атмосфере в атмосфере в атмосфере в атмосфере в атмосферу в атмосферу в атмосферу в атмосфере в атмосферу в атмосферу в атмосфере в атмосфере в атмосфере в атмосфере в атмосфере в атмосфере в атмосфере. поддерживается постоянным.
Большой CO 2 Выпуск
Баланс кислорода и углекислого газа чрезвычайно важен, поскольку углекислый газ является парниковым газом. Постоянно увеличивающееся население мира привело к нарушению этого баланса.
Рост населения означает увеличение потребности в жилье, школах, больницах, фабриках и, конечно же, в сельскохозяйственных угодьях. Чтобы их построить, необходимо расчистить участки зелени, что приведет к увеличению количества CO 9 .0073 2 в атмосфере. Увеличение любого парникового газа вызывает явление, известное как Парниковый эффект , и может привести к глобальному потеплению.
Рост населения также означает увеличение спроса на продукты питания и энергию, что приводит к вырубке лесов для расчистки земель, необходимых для ведения сельского хозяйства.
Помните об этих идеях, пока мы будем изучать это задание.
Что такое EdPlace?
Мы являемся вашим поставщиком онлайн-образовательного контента, ориентированным на национальную учебную программу, помогая каждому ребенку добиться успеха в английском языке, математике и естественных науках с 1 года до GCSE. С помощью учетной записи EdPlace вы сможете отслеживать и измерять прогресс, помогая каждому ребенку достичь наилучших результатов. Мы укрепляем уверенность и достижения, персонализируя обучение каждого ребенка на уровне, который им подходит.
Начало работы
Похожие занятия, которые могут вам понравиться
Научно-популярные темы
Попробуйте занятие или начните бесплатно
Почему растения зеленые? Ответ может сработать на любой планете
От больших деревьев в джунглях Амазонки до комнатных растений и морских водорослей в океане — зеленый — это цвет, который царит в царстве растений. Почему зеленый, а не синий, пурпурный или серый? Простой ответ заключается в том, что, хотя растения поглощают почти все фотоны в красной и синей областях светового спектра, они поглощают только около 9 фотонов. 0 процентов зеленых фотонов. Если бы они поглощали больше, они выглядели бы черными для наших глаз. Растения зеленые, потому что небольшое количество света, которое они отражают, имеет этот цвет.
Но это кажется неудовлетворительно расточительным, потому что большая часть энергии, излучаемой солнцем, находится в зеленой части спектра. Когда биологи настаивали на дальнейших объяснениях, они иногда предполагали, что зеленый свет может быть слишком мощным, чтобы растения могли использовать его без вреда, но причина этого не была ясна. Даже после десятилетий молекулярных исследований механизма сбора света в растениях ученые не смогли найти подробное объяснение окраски растений.
Однако недавно на страницах Science ученые наконец дали более полный ответ. Они построили модель, чтобы объяснить, почему фотосинтетический механизм растений тратит впустую зеленый свет. Чего они не ожидали, так это того, что их модель также объяснит цвета других фотосинтезирующих форм жизни. Их результаты указывают на эволюционный принцип, управляющий собирающими свет организмами, который может применяться во всей Вселенной. Они также преподносят урок: по крайней мере иногда, эволюция заботится не столько о том, чтобы сделать биологические системы эффективными, сколько о том, чтобы сохранить их стабильность.
Тайна цвета растений — это та тайна, с которой Натаниэль Габор, физик из Калифорнийского университета в Риверсайде, столкнулся много лет назад, работая над докторской диссертацией. Экстраполируя результаты своей работы по поглощению света углеродными нанотрубками, он начал думать о том, как должен выглядеть идеальный солнечный коллектор, который поглощал бы пиковую энергию солнечного спектра. «У вас должно быть, чтобы это узкое устройство получало максимальную мощность на зеленый свет», — сказал он. «И тут мне сразу же пришло в голову, что растения поступают наоборот: они излучают зеленый свет».
Натаниэль Габор, физик из Калифорнийского университета в Риверсайде, и его коллеги разработали модель сбора света в фотосинтезирующих организмах, которая оптимизирует снижение «шума» по сравнению с эффективностью. его коллеги смоделировали наилучшие условия для фотоэлемента, регулирующего поток энергии. Но чтобы узнать, почему растения отражают зеленый свет, Габор и его команда, в которую входил Ричард Когделл, ботаник из Университета Глазго, более внимательно изучили то, что происходит во время фотосинтеза, как проблему теории сетей.
Первый этап фотосинтеза происходит в светособирающем комплексе, сетке белков, в которую встроены пигменты, образующие антенну. Пигменты — хлорофиллы в зеленых растениях — поглощают свет и передают энергию в реакционный центр, где инициируется производство химической энергии для использования клеткой. Эффективность этой квантово-механической первой стадии фотосинтеза почти идеальна — почти весь поглощенный свет преобразуется в электроны, которые система может использовать.
Но этот антенный комплекс внутри ячеек постоянно движется. «Это похоже на желе», — сказал Габор. «Эти движения влияют на то, как энергия течет через пигменты», и вносят шум и неэффективность в систему. Быстрые колебания интенсивности света, падающего на растения, например, из-за изменения количества тени, также делают ввод шумным. Для клетки оптимальным является постоянный ввод электрической энергии в сочетании с постоянным выходом химической энергии: слишком малое количество электронов, достигающих реакционного центра, может вызвать энергетический сбой, в то время как «слишком много энергии вызовет свободные радикалы и всевозможные эффекты перезарядки». которые повреждают ткани, сказал Габор.
Габор и его команда разработали модель светособирающих систем растений и применили ее к солнечному спектру, измеренному под пологом листьев. Их работа прояснила, почему то, что работает для солнечных батарей с нанотрубками, не работает для растений: может быть очень эффективно специализироваться на сборе только пиковой энергии зеленого света, но это было бы вредно для растений, потому что, когда солнечный свет мерцает, шум входного сигнала будет слишком сильно колебаться, чтобы комплекс мог регулировать поток энергии.