Роль насекомых в экологическом равновесииЖданова Т. Д. В связи с тем, что насекомые очень быстро растут и невероятно плодовиты, влияние их на окружающую среду трудно преувеличить. У них больше всего форм жизни, которые участвуют в круговороте веществ в природе. О значении насекомых для поддержания экологического равновесия на Земле достаточно подробно говориться в различных учебниках, учебных пособиях и научно-популярной литературе. Мы здесь рассмотрим лишь некоторые его стороны. Об относительности понятий «польза» и «вред» Понятие полезности все меньше используется для оценки роли в природе тех или иных видов живых существ. Во взаимосвязанном мире живого нет ни «полезных», ни «вредных» видов животных, а значит, и насекомых. Каждый вид занимает свою экологическую нишу в естественном биоценозе, свое положение в круговороте веществ и является носителем уникальной генетической информации. Например, казалось бы, какая польза может быть от гнуса – комаров, мошек и других подобных им насекомых. Однако в природе все предусмотрено. Эти двукрылые насекомые чрезвычайно плодовиты и размножаются в лужах, болотах, на заливных лугах. На 1 м2 залитой водой площади может приходиться свыше 20 тыс. их личинок. Эти личинки служат кормом для рыб, кроме того, что они способны накапливать в организме множество ценных микроэлементов, которые со стоками воды попадают в водную среду из почвы. Это – кобальт, марганец, йод, железо и даже золото. Появившиеся из личинок имаго разлетаются и разносят повсюду накопленные микроэлементы, удобряя собой сушу. И таким образом досаждающий нам гнус способствует круговороту многих микроэлементов, столь необходимых для почвообразования и всего живого. Подсчитано, что на 1 км2 примыкающих к водоему лугов и лесов, приходится до полутонны этого удобрения. А поскольку общая биомасса таких двукрылых насекомых, живущих на Земле, огромна, то это является очень важным экологическим фактором. Какова роль фитофагов? Экологическая система представляет собой взаимосвязанное целое, и насекомые выполняют в ней важную роль. Они несомненно наделены собственной полезностью для биоценоза, возможно, не всегда понимаемой нами. Например, распространено мнение, что насекомые, повреждающие деревья в лесу или культурные растения, наносят им вред. Но ведь одно из предназначений растений – потребление их в пищу, то есть участие в пищевой цепи. Поэтому деревья образуют больше листьев, чем необходимо. Примерно каждый четвертый лист на дереве является запасным, чтобы существовала возможность питания фитофагов. Во многих случаях незначительные повреждения не только не вредят растению, но и стимулируют его рост, повышая продуктивность. Поэтому фитофаги способны увеличивать урожай, естественно, при оптимальной их численности. Это говорит о том, что в наследственной программе развития растения заложены потери некоторой его части. А генетическая программа фитофагов обеспечивает их таким организмом и поведением, которое позволяет употреблять растения в пищу. Все предусмотрено и целесообразно. Каждый гектар широколиственного леса обычно заселяют гусеницы, масса которых 200 – 300 кг. В тех лесах, где гусениц, сочтя вредителями, полностью уничтожали ядохимикатами, листва оставалась невредимой. Но осенью покрываемый ею слой почвы был настолько толстым, что его не успевали перерабатывать ни дождевые черви, ни другие почвенные организмы. Эта лесная подстилка из года в год становилась все более мощной, в результате чего между почвой и воздухом произошло изменение газового и водного обмена. Корни стали понемногу отмирать, и у деревьев появились сухие вершины. Упавшие семена не добирались до земли, чтобы прорасти, поэтому прекратилось возобновление леса – он «умирал стоя». В тех лесах, где гусениц не трогали, к началу лета они съедали часть листвы. Появившаяся к середине лета не очень густая листва осенью давала умеренную массу опада. К весне он отлично успевал перегнить, увеличивая количество органических веществ в почве под деревьями. К этому еще добавилась солидная порция удобрений от жизнедеятельности гусениц – более 200 кг их экскрементов на гектар леса! И это все не парадокс природы, а «мудрость» механизма экологического равновесия. Насколько опасно массовое размножение насекомых? При «взрывном» размножении насекомых может происходить нарушение экологического равновесия. Например, количество пищи, съедаемое за день саранчой массой 2 г, равно ее весу. Казалось бы это не так много. Но при массовом размножении рой саранчи может покрыть территорию в 1000 км2 . Причем в поисках зеленых зон пустынная саранча способна пролететь без остановок до 2600 км. Плотность полчищ может достигать от 40 до 80 млн. насекомых на 1 км2. Такой многомиллионный рой способен съедать в день до 80 тыс. тонн пищи. Ее хватило бы на пропитание 40 тыс. человек в течение целого года. И все-таки, даже при массовом размножении «вредителей» растений результат не всегда бывает отрицательным. Так, в период одновременного появления огромного количества гусениц дубовой листовертки дубы к концу мая могут оказаться практически без листьев. Но эти деревья не погибают и через некоторое время дают новую листву. Снижается лишь годовой прирост древесины. Зато поросль, чахнущая в тени мощных деревьев, при их оголении получает к началу лета намного больше света и начинает активно развиваться. Ведь молоди дуба вырасти в тени больших дубрав практически невозможно. Кроме того, почва под дубами обильно удобряется экскрементами насекомых, весьма полезными для самих деревьев и окружающей растительности. Один гектар леса при массовом размножении гусениц получает до 400 кг таких равномерно рассеянных удобрений. Экологическая цепь насекомых и растений Деревья обмениваются информацией При массовом нашествии гусениц на рощу, казалось бы, шансов у деревьев сохранить листву почти нет. Однако во многих случаях деревьям дана возможность успешно обороняться. Так, при активном размножении тутового шелкопряда в роще, пораженной гусеницами, сильно страдают лишь некоторые деревья. Остальные же остаются невредимы. Оказывается, деревья обмениваются информацией, выделяя в воздух феромоны особого химического состава. Они помогают общаться между собой не только деревьям одного вида, но и различным видов – тополю, клену, дубу, буку. Деревья, оказавшиеся под угрозой, посылают своим собратьям сигнальную информацию. При нападении насекомых в организме первых на их пути деревьев автоматически включается сигнал опасности. Под руководством генетической программы повреждаемые листья начинают синтезировать и активно выделять в воздух вещества тревоги. Установлено, что прежде чем насекомые успевают перебраться с пораженных деревьев на соседние, те уже готовы к обороне. Большинство деревьев начинает активно вырабатывать целую серию ядов, одни из которых обеспечивают листьям несъедобность, а другие – убивают насекомых. Некоторые деревья обеспечены технологиями синтеза до восьми различных ядов одновременно, причем состав этих ядов из года в год меняется. Значит, в уникальнейшей врожденной программе защиты растений учтена и целесообразная особенность привыкания насекомых к ядам. «Химическая тревога» у растений Не менее удивительной программой собственной защиты и помощи сородичам наделены и другие виды растений, например помидоры и хлопчатник. Во-первых, при нападении на них насекомых листья начинают активно вырабатывать смесь ядовитых химических веществ. Жуки получают отравление системы пищеварения и часто погибают. Во-вторых, организм подвергшихся нападению растений, как и деревьев, выделяет специальные соединения – феромоны, с помощью которых осуществляется «химическая тревога» и передача сообщения об опасности другим растениям. Получив и распознав химическую информацию, они начинают срочно производить отравляющие вещества. Благодаря наследственной защитной программе растений в основном нападение насекомых на эти культуры не нанесет заметного урона. Некоторые растения при нападении гусениц выделяют так называемые «ароматы зеленых листьев». Эти вещества привлекаются самок некоторых видов одиночных ос, которые специально обустраиваются рядом со «своими» растениями. Получив химический сигнал, осы прилетают и жалят гусениц. Парализовав, самки уносят их в свои норки, где откладывают яички. Это немалая помощь растениям. В дальнейшем, по мере того, как вылупившиеся личинки съедают «законсервированный корм», осы спешат пополнить норки новыми порциями гусениц. Это пример удивительной взаимосвязи интересов различных представителей живого мира. Механизмы поддержания экологического равновесия и вся целесообразная цепочка его участников (в данном случае растений, гусениц, ос и их потомства) учтены в их генетической программе. Так, у растений она руководит синтезом специальных химических веществ, призывающих «друзей». А ос программа обеспечивает «знанием» запаха этих веществ, которые сообщают осам о том, что в месте появления «аромата зеленых листьев» нужно искать гусениц. Ведь без этой добычи у ос не появится потомство. Таким образом, и эти деревья защищены «друзьями», и гусеницы не размножились в катастрофических количествах, и осы накормили свое потомство. Жизнь продолжается благодаря мудрости наследственной программы и четко управляемым действиям каждого из участников экологической цепи. Изменение экологического равновесия Иногда в природных условиях равновесие между насекомыми и растениями может временно сдвигаться в ту или иную сторону. Например, если растения какого-то вида из-за погодных или иных факторов среды появляются на неделю раньше или позже обычного срока, то это может драматическим образом ограничить развитие тех насекомых, которые зависят от этого растения. Зачастую на такое равновесие может влиять и деятельность человека. Активно выращивая определенные сельскохозяйственные культуры, он на свою беду резко увеличивает и количество их насекомых-потребителей. Так, постоянное искусственное поддержание концентрации посевов картофеля и других пасленовых вызывает чрезмерное распространение колорадского жука. В естественных условиях при отсутствии человека концентрация растений меньше, и экологическое равновесие не нарушается. Неутомимые почвообразователи Многие насекомые благодаря способности перерабатывать мертвую растительность являются замечательными почвообразователями. Экспериментами установлено, что листья, которые подвергались разложению микроорганизмами, сохраняли свою структуру в течение трех лет. Но стоило грибному комарику отложить на них свои яйца, как листья за три дня превращались в перегной. А там, где нет разрушителей опада, как, например, в зоне хвойных лесов, происходит накопление волокнистых торфообразных неплодородных слоев. Некоторые группы насекомых быстро уничтожают мертвые стволы деревьев, поддерживая круговорот веществ в природе. В тропиках практически единственными насекомыми-почвообразователями являются влаголюбивые термиты, перерабатывающие в лесах всю отмирающую древесину и растительные остатки. Кроме того, термиты принизывают почву своими многочисленными ходами и перемещают ее в различных направлениях, перемешивая слои. Пропуская растительную пищу и почву через кишечник, они активно влияют на происходящие в почве процессы. Сами же термиты представляют собой достаточно калорийный источник питания для многих животных. Несмотря на то что с деятельностью термитов сталкиваются интересы человека (насекомые разрушают деревянные постройки людей), роль термитов в жизни тропической природы, несомненно, огромна. Трудолюбивые санитары Личинки мух и многие жуки питаются навозом. Так, жуки-навозники быстро разрушают помет скота, благодаря чему они способны за месяц полностью очистить сильно загрязненный сельский загон. При этом на одну «лепешку» может приходиться до 800 особей. С помощью навозников быстро очищается и пастбище, что создает условия для нормального развития растений. Переработанный навоз служит им к тому же прекрасным удобрением. Жуки-навозники на каждом гектаре пастбища перерабатывают до 200 кг навоза. Эти насекомые оснащены огромной подъемной силой и специальными устройствами, чтобы заделывать навоз в почву и столько же земли выносить на поверхность. Эти устройства — передние ноги для копания, как у крота, и рога, работающие как плуги. Кроме того, жукам разных видов даны превосходные наследственные технологии переработки навоза. Некоторые жуки под его кучами роют норы глубиной 30–50 см, делают там ячейки и плотно утрамбовывают их навозом, где самки откладывают яйца, будут жить и питаться вылупившиеся личинки. Насекомые предназначены и для быстрого уничтожения трупов животных. Трудно переоценить огромную работу по очистке почвы от скоплений остатков организмов, которую выполняют, например жуки-могильщики. Наследственная программа обеспечивает им ряд целенаправленных действий. Жуки определенным способом подрывают грунт под падалью, предавая тела погибших животных земле, и неподалеку в почве откладывают яйца. В результате получается двойной эффект: вышедшие из яиц личинки получают необходимое им питание, а Земля постоянно очищается от трупов животных. Не менее важная экологическая роль принадлежит личинкам мух. Они тоже должны выполнять на Земле специальные санитарные функции, вызывая ускоренный распад животных останков. Карл Линней подсчитал, что в тропиках потомство всего лишь трех мух способно уничтожить труп лошади быстрее, чем это сделает лев. Кроме того, личинки мух несут санитарную службу по уничтожению различных нечистот. Без их полезной работы органические остатки долго бы отравляли воздух и служили источником опасных заразных болезней. Великая роль насекомых-опылителей Огромное количество зоофильных растений (опыляемых животными) не может быть оплодотворено без их помощи. Около 80% диких и культурных растений нуждается в насекомых-опылителях – бабочках, пчелах, шмелях, жуках, мухах, комарах. А потому цветки растений обладают целым рядом способов привлечь опылителей и специальных устройств для автоматического захвата пыльцы насекомыми. Они влекут к себе опылителей своими красками, рисунком, формой строения цветка, запахами, обилием пыльцы и нектара. Даже пыльцу зоофильные растения производят особую – обычно она крупная с неровной и часто липкой поверхностью. Это помогает пыльце удерживаться на теле животного. А насекомые, в свою очередь, нуждаются в нектаре и пыльце. Перелетая при их сборе с цветка на цветок, они осуществляют перекрестное опыление растений. Для этого насекомые обеспечены не только определенным строением организма, взаимосвязанным с процессами опыления, но и целесообразным пищевым, репродуктивным и другими видами поведения. И все это существует с целью создания просто уникальнейшего содружества насекомых-опылителей и растений. Им не жить друг без друга Обычно насекомые ради нектара и пыльцы посещают множество самых различных растений. Но представители отдельных видов насекомых опыляют согласно своей врожденной программе только растения определенных видов. Поэтому циклы жизнедеятельности этих насекомых тесно связаны с ритмом роста посещаемых ими растений. Например, осы бластофаги опыляют исключительно инжир. При этом периоды развития этой крошечной осы идеально рассчитаны и совпадают с цветением и плодоношением инжира. Кроме того, организм осы специально создает целый ряд устройств для сбора пыльцы – различные карманы, корзиночки, щеточки. Это содружество настолько крепкое, что растение инжира не может завершить свой жизненный цикл без осы, а жизнедеятельность осы полностью зависит от инжира. Гибель растения неминуемо влечет за собой гибель насекомого, и наоборот. Не менее поразительные взаимоотношения демонстрируют моль пронуба и дикорастущее растение Мексики и юга Америки юкка из семейства лилейных. Цветок юкки устроен таким образом, что его может опылить только этот вид мотыльков. А личинки моли пронуба питаются исключительно семенами юкки. Привлеченная распространяемыми ночью запахами цветков юкки, моль направляется к тычинкам для сбора пыльцы. Верхняя ее челюсть обеспечена шиповатыми хватательными отростками. С их помощью моль лепит из пыльцы твердый и тяжелый комочек. Затем она аккуратно переносит этот шарик на рыльце цветка того же вида. После этого моль протыкает дырочку в семенной коробочке и откладывает между незрелыми семенами два-три яичка. Таким удивительным способом она осуществляет опыление цветков юкки и обеспечивает кормом свое будущее потомство. А поскольку личинки съедают совсем немного семян, то выигрывают обе стороны. Благодаря такому сотрудничеству и растение и моль будут жить «бок о бок» и успешно плодиться. Связь между ними настолько тесная, что в Европе, где пронубы не водятся, юкка не способна приносить плоды. Мимикрия для привлечения опылителей Мимикрия – это удивительный эффект подражательного сходства представителей животного и растительного мира или их органов по форме и окраске тела, специфическим запахам и т. п. Одни растения обладают внешним сходством с другими растениями, более полезными для насекомых. Например, путем «обмана», подготовленного генетической программой организма, растение белозор способно привлечь к себе необходимых опылителей. Его лишенные нектара цветки внешне похожи на медоносы. Поэтому к ним и слетаются зрительно ориентирующиеся насекомые. Опыление, подготовленное таким целесообразным способом, дает жизнь потомству белозора. Механизмом мимикрии наделены и многие виды орхидей, не выделяющих нектара и излишков пыльцы. Для привлечения опылителей они обеспечены уникальными по своей сути устройствами. Лепестки цветков орхидей сходны по форме, цвету и рисунку с самками некоторых видов перепончатокрылых, например длиннорогих пчел. Самец, движимый инстинктивным репродуктивным поведением, пытается спариться с цветком, внешне напоминающим самку, касаясь при этом головой липких мешочков с пыльцой. Приклеившись к голове насекомого, пыльца попадает на пестик другого цветка, также заманивающего самца видом самки. Каким же непостижимым образом генетическая программа растений все учитывает и целенаправленно управляет сложнейшими процессами воссоздания в цветке образа самки будущего опылителя? Здесь учтено все до малейших деталей: и расширение нижних лепестков, что характерно для тела пчелы этого вида, и даже наличие на имитации ее головы «усиков» и «глаз»! И это лишь один из множества случаев подготовленности самого немыслимого сотрудничества между разными представителями животного и растительного царства.
|
Роль насекомых в природе и их пpaктическое значение > Лаборатория фитоинвазий
Роль насекомых исключительно большая как в жизни человека, так и в природных процессах. В связи с тем, что насекомые составляют значительную долю наземной фауны, они сильно влияют на растительный и животный мир Земли. Насекомые встречаются во всех районах суши, в том числе в пустынях, высоко в горах и в полярных районах.
Существование многих насекомых тесно связано с жизнью растений, так как они потрeбляют живые растения: корни, стeбли, листья, плоды, семена. При массовом размножении насекомые уничтожают или повреждают растения на огромных территориях.
Роль насекомых в природе и жизни человека огромна
Однако кроме вреда насекомые приносят большую пользу растениеводству как опылители цветковых растений. В ходе эволюции выработалась замечательная взаимная приспособленность между многими видами насекомых и цветковыми растениями (например, у растений имеются различные приспособления для опыления их определенными видами насекомых, а у насекомых длина и форма хоботка строго соответствуют строению цветков тех растений, которые они опыляют).
Насекомые являются разрушителями отмерших частей растений. Многие виды насекомых и их личинки, обитая в земле, роя ходы и разрыхляя землю, ускоряют образование перегноя. Многие позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие) питаются насекомыми, находящимися на различных стадиях развития.
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых. Применение инсектицидов для борьбы с вредителями сельскохозяйственных и древесных культур, распашка земель, в силу чего резко сокращается численность некоторых видов дикорастущих растений, оказалось под угрозой существование некоторых видов насекомых.
Для охраны исчезающих насекомых создаются у нас в стране специальные заказники и уже многие (около 20 видов) занесены в Красную книгу. В их числе два вида богомолов — хищных насекомых, питающихся другими насекомыми, жужелица-моллюскоед, усач альпийский, ктырь гигантский и несколько видов бабочек: парусник-поликсена, аполлон, бражник-мертвая голова, бражник-прозерпина, бражник дубовый, сатурния-аглия, сатурния-малая и др.
Для борьбы с вредными насекомыми наряду с механическими, химическими и агротехническими методами все шире начинают использовать биологические методы борьбы, т.е. уничтожение насекомых на всех стадиях развития с помощью их естественных врагов. Такими врагами насекомых являются лягушки, жабы, ящерицы, дикие птицы, землеройки, ежи, кроты, летучие мыши и т.д. Поэтому всех этих животных надо охранять и по возможности привлекать на поля, огороды, в сады. Домашних птиц за последние годы также все чаще используют для уничтожения вредителей.
Много естественных врагов есть у вредителей и среди насекомых. Большое значение в уничтожении вредителей принадлежит наездникам и другим насекомым. Божьи коровки, например, уничтожают тлей и других вредителей. Хищные жуки (жужелицы) охотятся за гусеницами непарного шелкопряда.
Раньше проводилась большая плановая работа по разведению и использованию различных видов насекомых для борьбы с вредителями растений.
В специальных лабораториях в большом количестве разводят некоторые виды божьих коровок, наездников, трихограмм и других насекомых. Их выпускают в тех районах, в которых отмечается массовое появление вредителей. Биологическим методам борьбы с вредителями растений принадлежит большое будущее.
Экологический слет «Юных друзей природы»
Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением.
…
31 12 2022 12:49:25
Разработка урока по теме «Спинной мозг»
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях….
30 12 2022 20:59:34
Митохондрии: строение, функции, расположение в клетке
Митохондрии — это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток….
29 12 2022 8:40:55
Технологическая карта урока биологии на тему «Лишайники»
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений….
28 12 2022 0:35:23
Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое «Детектив-шоу»»
В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща….
27 12 2022 15:22:24
Пресс-конференция в 8-м классе по теме «Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний»
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний. …
26 12 2022 3:15:16
Урок биологии в 8-м классе по теме «Гигиена питания»
Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов.
…
25 12 2022 7:32:28
Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему….
24 12 2022 13:18:13
Интегрированный урок (биология + литература) по теме «Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков»
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край….
23 12 2022 3:47:18
Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. «Образовательная система-2100»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы «Программа по биологии. 6–9-й класс» А.А. Вахрушева и А. С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)….
22 12 2022 5:31:42
Краснокнижные растения Бийского района
Урок знакомит с понятием «краснокнижные растения». Учитель создает условие для знакомства с историей появления «Красных книг» в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему «Жизнь под угрозой» через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений….
21 12 2022 4:43:18
Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая
Растительные ткани — это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций….
20 12 2022 13:25:30
Устный журнал «Удивительный мир амфибий»
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы.
…
19 12 2022 20:11:45
Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) «Строение цветка»
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина….
18 12 2022 13:50:22
Урок по теме «Органы цветкового растения». 6-й класс
Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия….
17 12 2022 18:44:30
Урок биологии по теме «Многообразие живых организмов». 5-й класс
Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных. …
16 12 2022 21:11:43
Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами….
15 12 2022 2:17:30
Урок по теме «Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания»
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа «Оценка микроклимата классной комнаты».
…
14 12 2022 0:23:28
Урок-презентация «Трудимся во благо Отечества»
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
…
13 12 2022 16:54:33
Ролевая игра «Однажды в одном организме…»
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру….
12 12 2022 14:37:54
Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме «Многообразие растительного мира»
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем «Мхи», «Папоротники», «Голосеменные растения».
…
11 12 2022 19:48:38
Генетическое определение пола
Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека.
…
10 12 2022 7:48:15
Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды «Жизнь без мусорных свалок возможна»
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒
рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение
логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную,
коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию….
09 12 2022 0:45:57
Урок биологии по теме «Семейство Розоцветные»
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека….
08 12 2022 18:24:13
Урок по теме «Отдел моховидные». 6-й класс
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека….
07 12 2022 19:50:44
Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме «Клетка»
Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией.
…
06 12 2022 6:41:51
Программа элективного курса для профильного класса «Решение генетических задач»
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ.
Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике.
…
05 12 2022 15:14:41
Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока «Соцветие»
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру….
04 12 2022 12:23:12
Урок лабораторного пpaктикума «Внешнее строение листа». 6-й класс
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся….
03 12 2022 7:42:28
План-конспект урока по биологии «Антинаучная сущность расизма»
Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»….
02 12 2022 15:21:52
Обобщающий урок-игра по теме «Биология +»
Цель урока — расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
…
01 12 2022 22:22:38
Урок биологии в 8-м классе «Энергозатраты человека и пищевой рацион»
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций….
30 11 2022 5:15:29
Урок биологии «Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле»
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения. …
29 11 2022 23:35:26
Интегрированный вечер (химия + биология + география) «Семь грецких орехов»
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
…
28 11 2022 9:32:47
Урок «Многообразие живых организмов и их роль в биосфере»
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов….
27 11 2022 7:48:21
Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»
Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах….
26 11 2022 15:44:33
Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям….
25 11 2022 11:40:46
Урок на тему «Общая хаpaктеристика и экология лишайников». 6-й класс
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться….
24 11 2022 13:50:33
Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека
Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм….
23 11 2022 10:56:51
Признаки семейств растений класса двудольные
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств….
22 11 2022 15:48:50
Методические рекомендации по применению разноуровневых тестовых заданий по биологии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: «Опopно-двигательная система». Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание….
21 11 2022 12:52:45
Урок природоведения в 5-м классе по теме «Путешествие в растительную клетку»
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр….
20 11 2022 22:49:14
Прощание с ботаникой
Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу.
…
19 11 2022 8:54:38
Урок биологии в 8-м классе по теме «Орган зрения — глаз»
Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока.
…
18 11 2022 20:23:35
Программа по биологии. 10-й класс
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии. …
17 11 2022 12:54:15
Интегрированный урок на тему «Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения»
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
…
16 11 2022 16:10:39
Урок по теме «Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков.
…
15 11 2022 17:40:16
Урок-конференция «Генетика и медицина»
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. …
14 11 2022 11:22:30
Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»….
13 11 2022 3:12:24
Итоговый урок спецкурса «Человек и человечество» на тему «Мера человеческого в человеке»
Спецкурс «Человек и человечество» занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. …
12 11 2022 1:39:11
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::
Почему опылители важны в вашем саду
Если у вас проблемы с овощными и фруктовыми растениями, которые не дают урожая, велика вероятность, что вашим растениям не хватает опылителей. Без опыления насекомыми многие пищевые растения, которые мы выращиваем в наших садах, не могут завершить процесс опыления и, следовательно, не будут давать плоды или овощи.
Все растения требуют опыления, чтобы получить семена и плоды, но иногда Мать-природа или даже мы, садовники, можем помешать растениям, нуждающимся в опылителях, получить необходимое опыление.
Что такое опыление насекомыми?
Многие виды животных участвуют в процессе опыления. Некоторые из них включают летучих мышей, птиц и даже наземных млекопитающих, но наиболее распространенными опылителями являются насекомые. Опыление насекомыми имеет решающее значение для большинства садов и так же просто, как насекомые, такие как пчелы, бабочки и осы, летающие с цветка на цветок, чтобы собрать нектар. При этом пыльца собирается на их телах и стирается с других цветов, которые они посещают. Это оплодотворяет цветок, и растение затем выращивает семена и плоды вокруг семян.
К сожалению, многие факторы могут прервать процесс опыления насекомыми. Слишком сильный дождь или слишком сильный ветер могут помешать опылителям добраться до растения и его цветов. Садовник также может обрабатывать свои растения пестицидами, чтобы отпугнуть вредоносных жуков, но эти пестициды также убивают полезных насекомых и не пускают их в сад.
Для городских садоводов, которые могут заниматься садоводством на высоких балконах или в помещении, насекомые-опылители просто не могут добраться до растений и цветов, где они расположены.
Пищевые растения, зависящие от опылителей
Только 10 процентов всех цветковых растений не зависят от опылителей для опыления, а это означает, что остальным требуется опыление с помощью внешних сил. Некоторые примеры обычных пищевых растений, которым нужны опылители:
- Помидоры
- Баклажан
- Фасоль
- Горох
- Летний сквош
- Жесткий сквош
- Перцы
- Дыни
- Яблоки
- Огурцы
- Персики
- Груши
Без опыления эти пищевые растения, зависящие от опылителей, не могут производить плоды, которые мы едим.
Советы по улучшению процесса опыления в вашем саду
Если вы обнаружите, что ваши пищевые растения не дают плодов, и вы подозреваете, что это вызвано отсутствием опыления, вы можете сделать несколько вещей, чтобы улучшить опыление насекомыми в вашем саду .
Прекращение использования инсектицидов
Некачественные фрукты и овощи лучше, чем их отсутствие. Многие инсектициды убивают всех насекомых, как плохих, так и хороших. Не используйте инсектициды на пищевых растениях, зависящих от опылителей. Вместо этого попробуйте использовать средства борьбы с насекомыми, такие как хищные насекомые или бактерии, специфичные для плохих насекомых, наносящих ущерб вашему саду. Или просто смиритесь с тем, что небольшая часть вашего урожая будет потеряна из-за повреждения насекомыми, что является небольшой ценой в обмен на получение каких-либо фруктов.
Не используйте верхний полив
Верхний полив — это когда вы используете разбрызгиватель для полива сада. Если вы поливаете свой сад таким образом, особенно если вы поливаете утром и вечером, когда насекомые-опылители наиболее активны, это может создать такие же условия, как слишком сильный дождь, который будет отпугивать опылителей. Не используйте верхний полив для пищевых растений, зависящих от опылителей. Вместо этого используйте капельный полив у основания растения. Вы не только получите больше опылителей в саду, но и ваши растения будут поглощать больше воды.
Посадить сад опылителей
Посадка сада опылителей привлечет опылителей в ваш двор, и пока они находятся в саду опылителей, они также будут посещать растения в вашем огороде. Вы можете найти инструкции по посадке сада опылителей здесь.
Ручное опыление
Если Мать-природа саботирует ваше опыление насекомыми из-за слишком сильного дождя или сильного ветра, или если вы занимаетесь садоводством в месте, куда опылители не могут добраться, например, на высотном здании, в теплице или в помещении, вы можете ручное опыление растений, которым нужны опылители. Просто возьмите маленькую кисть и водите ею по цветку, а затем, как обычное насекомое-опылитель, двигайтесь от цветка к цветку, осторожно вращая кисть внутри цветка. Этот процесс немного утомителен, но стоит потратить время, если естественные опылители недоступны.
Какую пользу насекомые приносят цветковым растениям?
Обновлено 22 ноября 2019 г.
By Rose Guastella
Цветущие растения и насекомые часто существуют во взаимовыгодных отношениях. Мы знакомы с идеей, что насекомые, такие как медоносные пчелы, необходимы для репродуктивных процессов растений, но есть и другие способы, которыми растения могут извлечь выгоду из их связи с насекомыми. Растения могут получать пищу, защиту от хищников или помощь в условиях своего роста.
История
Связь между цветковыми растениями и насекомыми восходит к 130 миллионам лет назад, когда ископаемые остатки указывают на появление первых цветущих растений. Первые крылатые насекомые появились за 200 миллионов лет до этого. Согласно статье 2002 года в журнале National Geographic, написанной Майклом Клезиусом, ученые постулируют, что раннецветущие растения и насекомые начали развиваться вместе в процессе, называемом коэволюцией. Насекомые помогали растениям более эффективно размножаться, получая пищу и убежище. Растения, которые с большей вероятностью размножались, были теми, которые лучше всего могли привлекать насекомых для оказания услуг по опылению.
Некоторые определенные растения и насекомые эволюционировали так тесно, что одно полностью зависит от другого. Эта крайняя коэволюция называется мутуализмом. Дж. Стейн Картер из Университета Цинциннати иллюстрирует мутуализм на примере растения юкки и мотылька юкки. Растение юкка превратилось в цветок, форма которого позволяет опылять его только крошечной молью юкки.
Репродукция растения
••• пчела на фиолетовом цветке с пыльцой на ножке.0003
Опыление — это механизм размножения цветковых растений. В своих цветках растения производят семяпочки и пыльцу, которые содержат генетический материал, который необходимо объединить для создания семян. Семена могут вырасти в зрелые растения. Пчелы, осы, бабочки, мотыльки, мухи и даже некоторые жуки могут переносить пыльцу с одного цветка на другой. Для самоопыляющихся цветов насекомые перемещают пыльцу в те части цветка, которые в ней нуждаются. Некоторые насекомые могут переносить пыльцу на большие расстояния, что может способствовать распространению генетического разнообразия в популяции растений.
Защита
••• красная лиана или зеленая акация изображение Марии Бжостовской с сайта Fotolia. com
Некоторые насекомые защищают цветущие растения, на которых они живут и питаются. В статье Мариеттского колледжа описываются отношения между муравьями-акациями и деревьями акации. Муравьи получают пищу и убежище от дерева; взамен они убивают других насекомых, которые могли съесть акацию, и даже удерживают некоторых травоядных животных от поедания листьев. В некоторых средах муравьи-акации уничтожают другие растения, растущие поблизости, чтобы дать своей акации больше места для роста.
Фермеры иногда покупают божьих коровок, чтобы помочь в уходе за посевами. Хотя божьи коровки служат отличными опылителями, они также поедают тлей. Тля — это очень крошечные насекомые, которые наносят вред продовольственным культурам, высасывая жидкости из растений, которые могут ослабить или убить их.
Еда
••• удивительные растения-кувшины изображение Ширли Херст с сайта Fotolia.com
Некоторые растения получают пользу от насекомых, поедая их. Эти необычные цветущие растения обитают в районах, где не хватает питания.