Роль дыхания в жизни растений: Дыхание у растений — урок. Биология, 6 класс.

Содержание

Исследовательская работа «Дыхание растений» • Наука и образование ONLINE

Главная Работы на конкурс Предметное образование Естественно-научные дисциплины Исследовательская работа «Дыхание растений»

Автор: Петренко Дарья Сергеевна

Место работы/учебы (аффилиация): СОШ №11 г. Миасса Челябинской области, 6 класс

Научный руководитель: Веденьева Юлия Викторовна

Практическая ценность растений в жизни человека огромна. Растения обеспечивают нас кислородом для дыхания,  хлебом, растительными жирами, крахмалом, сахаром, белками, витаминами и фитонцидами, кислотами, смолами, и дубильными веществами, лекарствами, медом и воском. Растения – это постоянные спутники человека, без растений  немыслимо само существование человека на Земле. Когда я узнала, что растения дышат и это важнейший для них процесс, я решила исследовать дыхание растений.

Актуальность: я считаю эту тему актуальной, так как дыхание – это жизненно необходимый для растений процесс. Основное количество энергии, высвобождаемой в результате дыхания, используется растением на поддержку жизненно важных процессов, которые протекают в их клетках. Без дыхания растение погибнет.

Гипотеза: Дышат  растения и их части (листья, корни, плоды, семена). Дыхание  растений – это процесс обратный фотосинтезу.

Цель: исследование дыхания как одного из составляющих процесса обмена веществ.

Задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.
  • Изучить Интернет-ресурсы по данной теме.
  • Описать процесс дыхания растений.
  • Сравнить дыхание растений с горением и фотосинтезом.
  • Провести и описать опыты для подтверждения гипотезы дыхания растений и их частей ( листьев, корней, плодов и семян).
  • Сделать заключение о роли дыхания в жизни растений .

Предмет: дыхание растений.

Объект: растение и его части.

Методы: теоретический анализ, опыт, описание, сравнение, анализ по итогам проведённых опытов.

Исследовательская работа «Виноград – символ жизни, здоровья и вкусного питания»

Много знаний, умений и терпения требует выращивание любое растение. Особенно интересно разводить растения в зимнее время. А если это растение съедобное, то тем более. Я, как будущий повар, часто зимой выращиваю дома на подоконниках лук, укроп и другу…

Посмотреть работу

Проектная работа «Полезные и вредные свойства чая»

Глaвная тема проекта – чай. Чaй – один из самых древнейших нaпитков, который связaн с нaциональной культурой, историческими событиями и трaдициями многих нaродов. Зa 5000 лет существовaния чaя о нем нaписaли много книг, исследовaний, стaтей. Казaлось…

Посмотреть работу

Исследовательская работа «Влияние возрастных, климатических и факторов освещённости на содержание аскорбиновой кислоты в хвое сосны обыкновенной»

Нами была выдвинута гипотеза о том, что хвоя разного возраста, собранная в различное время года и в условиях различной освещённости содержит разное количество аскорбиновой кислоты, и, как следствие, неодинаково полезна. Цель нашей работы: установить…

Посмотреть работу

Проект «Вкусная и полезная микрозелень»

Зимой и в межсезонье люди часто болеют простудными заболеваниями. Нам приходится часто слышать: «Ешьте больше витаминов!». А где же их можно взять в зимнее время года и межсезонье? Цель моего исследования – это выращивание микрозелени в домашних усло…

Посмотреть работу

Мероприятие завершено

Дыхание растений — презентация онлайн

Похожие презентации:

Эндокринная система

Анатомо — физиологические особенности сердечно — сосудистой системы детей

Хронический панкреатит

Топографическая анатомия верхних конечностей

Анатомия и физиология сердца

Мышцы головы и шеи

Эхинококкоз человека

Черепно-мозговые нервы

Анатомия и физиология печени

Топографическая анатомия и оперативная хирургия таза и промежности

1.

Дыхание растений

Биология 6 класс

2. Уравнение процесса дыхания

C6h20O5 (крахмал) +6O2 (кислород) = 6CO2
(углекислота) + 5h3O (вода)

3. Схема процессов дыхания и фотосинтеза

Газообмен между растением и
окружающей средой называется
внешним дыханием.
Клеточное дыхание — это процесс с участием
кислорода, распад органических питательных
веществ, сопровождающийся освобождением
энергии, которые используются клетками для
процессов жизнедеятельности.

5. Задание: Объясни результаты опыта

Ответь на вопрос: Почему не рекомендуется ставить
много горшков с цветами в спальне?
Убедиться в том, что растения при дыхании выделяют углекислый газ,
можно на опыте.
Поместим одно из комнатных растений на стекло и поставим рядом с
ним стакан с известковой водой. Теперь закроем растение стеклянным
колпаком и поместим его в темный шкаф. Через сутки известковая вода в
стакане помутнеет. Следовательно, под колпаком образовалось большое
количество углекислого газа.
Убедиться в том, что дышат все органы растения, можно на следующем опыте .
Положим в одну из стеклянных банок свежесрезанные побеги растения, в другую —
корнеплоды моркови, а в третью — 30–40 набухших семян гороха или фасоли (в сухих
семенах процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, протекают очень
медленно). Закроем все банки пластмассовыми крышками и поставим их в темное
место. Проверим через сутки, как изменился в них состав воздуха. Для этого опустим в
каждую из банок зажженную свечу. Во всех банках свечи гаснут. Следовательно,
побеги, корнеплоды и прорастающие семена при дыхании израсходовали имевшийся в
воздухе банки кислород и увеличили в нем содержание углекислого газа.
При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

8. Значение дыхания в жизни растений. 

Значение дыхания в жизни
растений.
Дыхание — жизненно важный процесс. Основная
часть энергии, освобождаемая при дыхании,
используется растением на поддержание всех
жизненных процессов, протекающих в клетках.
Часть освобождаемой энергии превращается в
тепловую. Например, около крупных цветков
лотоса температура воздуха может повышаться на
12°С.
Наиболее интенсивно дыхание растений
происходит в теплую погоду.

9. Газообмен с внешней средой осуществляется через устьица и чечевички, трещины в коре (у деревьев).

10. Устьице

Ответь на вопрос: Почему устьица расположены на нижней
стороне листовой пластинки?

11. Чечевички на стебле

12. Дыхательные корни

Ответь на вопрос: В каких условиях произрастания
у растений появляется необходимость в дыхательных
корнях?

13. Приствольные круги

Ответь на вопрос: Почему нельзя закрывать всю землю вокруг стволов
деревьев?

14. Применение знаний о дыхании растений.

При выращивании культурных растений почва уплотняется и содержит мало
воздуха. Поэтому для улучшения дыхания корней ее рыхлят специальными
культиваторами. Особенно от недостатка кислорода страдают растения,
выращиваемые на сильно увлажненных (заболоченных) почвах. Для
улучшения снабжения воздухом корней растений такие почвы обычно
осушают.
При хранении семян в зернохранилищах следят за влажностью семян. Сырые
семена дышат интенсивнее и сильно разогреваются выделяющимся теплом —
тогда зародыши в них погибают. Чтобы этого не происходило, закладываемые
на хранение семена должны быть сухими, а зернохранилище — хорошо
проветриваемым.
Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Ее твердые
мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья
затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси,
появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на
промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов (рис. 122)
обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху (тополь,
черемуху, липу, конский каштан).

English    
Русский
Правила

Дыхание: энергия для метаболизма растений

Дыхание — это процесс, посредством которого энергия, запасенная в органических молекулах, высвобождается для выполнения метаболической работы. Поэтапный процесс, происходящий во всех живых клетках, контролируется ферментами и высвобождает углекислый газ и воду.

Дыхание, вдыхание и выдыхание воздуха животными — это не то же самое, что дыхание. И животные, и растения дышат, но растения не дышат и не имеют специализированной дыхательной системы, как у животных. В растениях газы пассивно диффундируют в растение (через устьица или непосредственно в клетки эпидермиса), где вступают в контакт с влажными клеточными мембранами, а затем перемещаются в воде по градиентам диффузии между клетками и внутри них. Никакие специальные носители (такие как гемоглобин крови человека) или органы (такие как легкие или жабры) не способствуют диффузии.

Глюкоза является исходной молекулой для дыхания; другие резервные продукты либо следуют другим путям утилизации, либо, в случае сложных углеводов, расщепляются до глюкозы до того, как подвергаются дыхательному окислению.

Дыхание можно разделить на следующие этапы (см. рисунок):

  • Гликолиз — это распад 6-углеродной молекулы глюкозы на две молекулы 3-углеродного пирувата; это происходит в цитоплазме всех живых клеток.
  • Если присутствует кислород ( аэробное дыхание ), пируват используется в следующих реакциях, протекающих в митохондриях:
    • В матрице протекает цикл Кребса (цикл лимонной кислоты).
    • Цепь переноса электронов и окислительное фосфорилирование происходят глубоко в кристах.
  • При отсутствии кислорода ( анаэробное дыхание ), пируват используется в ферментации .
    • Образование лактата происходит в клетках животных, бактерий, грибов и простейших.
    • Спиртовое брожение происходит в дрожжевых и растительных клетках.

Термодинамическая эффективность — процент потенциальной энергии молекулы глюкозы, которая восстанавливается для выполнения работы в клетках — колеблется в пределах 22–38 процентов при аэробном дыхании и значительно меньше при анаэробном дыхании. (КПД бензиновых двигателей в среднем составляет менее 25 процентов.) Теряемая энергия высвобождается в виде тепла, часть которого используется растениями интересными способами.

Первые этапы выделения энергии (гликолиз) у всех организмов следуют одной и той же общей схеме. Этот паттерн, предположительно, возник на ранней стадии развития одноклеточных прокариот на Земле до того, как в атмосфере стало много молекулярного кислорода и до появления клеточных органелл. Только после того, как фотосинтез изменил газообразный состав атмосферы, могла развиться вторая цепь дыхательных реакций, в которых кислород используется как акцептор электронов. Некоторые из мелких облигатных анаэробов сегодня по-прежнему дышат исключительно гликолитическим путем, но большинство более крупных организмов прибегают к гликолизу только в течение коротких периодов времени, когда кислород временно отсутствует (например, корни растений в затопленных почвах) или кислород не может попасть в клетки. достаточно быстро (например, когда мышцы человека усердно работают во время упражнений).

                                                  Рисунок 1

Фотосинтез и клеточное дыхание — УЧЕНЫЙ СИНДИ

ФОТОСИНТЕЗ И КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ

Поток энергии через экосистему

ПОТОК ЭНЕРГИИ ЧЕРЕЗ ЭКОСИСТЕМУ

Все живые существа нуждаются в энергии для поддержания жизненных процессов. Например, для роста требуется энергия. Также требуется энергия для производства потомства. На самом деле, требуется энергия только для того, чтобы остаться в живых.

 

 

Производители  для основы всех  пищевых цепей (или пищевых пирамид, или пищевых сетей). Энергия течет в экосистеме ОДНИМ НАПРАВЛЕНИЕМ. Схемы потока энергии   Пищевые цепи – ряд стадий, в которых организмы передают энергию, поедая и будучи съеденными.   Энергия течет через экосистему в одностороннем порядке, от первичных производителей к первичным потребителям, к вторичным потребителям и к третичным потребителям.

       Пищевые цепи, пищевые пирамиды и пищевые сети являются графическим представлением того, как энергия перемещается по экосистеме. Каждый уровень этих представлений называется «трофическим уровнем».

Пищевые пирамиды — ряд ступеней, изображенных в виде пирамиды, в которой организмы передают энергию, поедая и будучи съеденными.   Вы можете видеть потерю энергии на каждой трофической ступени пирамиды, поскольку площадь трофических ступеней уменьшается по мере удаления от продуцентов внизу.   Диаграммы пирамид показывают относительное количество энергии, доступной на каждом трофическом уровне.  

ПИЩЕВАЯ ПИРАМИДА
Создано ScientistCindy

    Это пищевая пирамида или энергетическая пирамида. Он показывает поток энергии через экосистему и показывает, как энергия теряется на каждом трофическом уровне. Чем больше уровней в энергетической пирамиде между производителем и данным потребителем, тем меньший процент исходной энергии доступен.

Производители – сами производят энергию (еду)

​ ​ Потребители – должны потреблять другие организмы для получения энергии
Производители являются автотрофными и производят себе пищу посредством фотосинтеза.
потребителей , которые едят производителей, называются первичными потребителями .
 Основными потребителями являются вегетарианцы (травоядные) или всеядные.
потребители , которые питаются первичными потребителями, являются вторичными потребителями .
 Вторичные, третичные и четвертичные потребители  являются мясоедами (плотоядными) или всеядными.
  потребители , которые питаются вторичными потребителями, являются третичными потребителями .

Энергия Солнца
Фотосинтез использует световую энергию для преобразования углекислого газа и воды в кислород и сахар (глюкозу). Фотосинтез поглощает CO2 из воздуха и добавляет в воздух O2.

  • Экосистемы получают энергию от  Солнца .
  • Большая часть используемой энергии в экосистеме поступает от солнца (немного поступает от хемотрофов).
  • Только производители могут использовать солнечный свет для получения полезной энергии.
  • Производители  преобразуют солнечный свет в глюкозу.
  • Например: Растения создают химическую энергию из абиотических факторов, включая солнечную энергию.
  • Пищевая энергия, созданная производителями , проходит через пищевую цепь.
  • Таким образом энергия перетекает от одного живого существа к другому.

Хемосинтез – Энергия неорганических молекул В процессе, называемом хемосинтезом, бактерии используют химическую энергию неорганических молекул (например, сероводорода) для производства углеводов. Хемосинтезаторы часто живут в экстремальных условиях = глубокие океанские жерла, горячие источники и т. д.

Это химическое уравнение фотосинтеза

[РЕАКТИВЫ]

[ПРОДУКЦИЯ]

Энергия света поступает в виде пакетов, называемых ФОТОНАМИ.

Фотосинтез, когда фотоны поглощаются светочувствительным пигментом хлорофиллом.

ХЛОРОФИЛЛ существует внутри специализированных структур, называемых ХЛОРОПЛАСТАМИ, которые находятся в листьях растений.

Хлорофилл отражает зеленый свет и придает растениям зеленый цвет.


Хлоропласты, скорее всего, возникли в результате поглощения фотосинтезирующей бактерии более крупной прокариотической клеткой.

Это эндосимбиотическая теория. Некоторые из доказательств, подтверждающих эту теорию, таковы…
1) Хлоропласты имеют собственную бактериальную ДНК в форме кольцевой плазмиды.
2) Хлоропласты имеют двойную мембрану.
3) Хлоропласты размножаются независимо с растительной клеткой.

КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ

  • — АТФ — это молекула, несущая энергию, которую клетки используют для обеспечения своих метаболических процессов энергия

Аэробное клеточное дыхание состоит из 3 частей.

1) Гликолиз
2) Цикл Кребса / Цикл лимонной кислоты
​3) Электронотранспортная цепь / Окислительное фосфорилирование

1) Гликолиз

  • Гликолиз буквально означает «разрезать что-нибудь сладкое». Гликолиз происходит от латинских слов «Glyco-» = «сладкий» и «Lysis» = «резать» 9.0015
  • Гликолиз – это процесс расщепления 1 молекулы глюкозы до пирувата.
  • ЧИСТЫЙ ВЫХОД АТФ при гликолизе составляет 2 АТФ
  • Процесс гликолиза происходит в цитоплазме клетки.

2) Цикл Кребса / Цикл лимонной кислоты

  • Цикл Креба — 2 -й этап в клеточном дыхании
  • Цикл Креба происходит внутри митохондрий
  • Митохондрию существует в клетках животных
  • . продукт гликолиза переносится из цитоплазмы клетки в митохондрии.

  • Затем пируват расщепляется (пируват — это оставшаяся часть молекулы глюкозы, с которой мы начали).
  • Цикл Кребса создает 2 дополнительных АТФ.

Цепь переноса электронов собирает энергию всех переносчиков электронов, образующихся в процессе гликолиза и цикла лимонной кислоты, и использует ее для производства АТФ!

Сколько образуется АТФ?

Растения подвергаются как фотосинтезу, так и клеточному дыханию

Растения поглощают CO2 во время фотосинтеза и производят глюкозу. Затем глюкоза используется растениями или организмами, которые потребляют растения, в процессе клеточного дыхания для производства АТФ. Фотосинтез высвобождает кислород в атмосферу. Клеточное дыхание производит углекислый газ (CO2), который высвобождается обратно в атмосферу.

    Обратите внимание, что реагенты клеточного дыхания являются продуктами фотосинтеза, а реагенты фотосинтеза  являются продуктами клеточного дыхания.