ЗАДАНИЕ 1. Выберите все правильные ответы из пяти предложенных. Обведите буквы, расположенные рядом с правильными ответами. Исправления не допускаются. 1. В старину рыбаки обнаруживали косяк сельдей по многочисленным мелким пузырькам газа на поверхности воды. Чем можно объяснить это явление?
2. Раскапывая слой породы, содержащий остатки мамонтов, Вы обнаружили разные части растений. Какие из них принадлежат представителям голосеменных?
3. В теле многоклеточных животных и растений могут быть ткани, в состав которых входят мертвые клетки, т. е. клетки, утратившие живое содержимое, но при этом успешно выполняющие свои функции. К числу таких клеток относятся:
4. Полное окисление трёх молекул глюкозы в ходе аэробного дыхания приводит к выработке:
5. Какие виды памяти различают у человека?
6. Недавно учёные показали, что китообразные и парнокопытные формируют единую группу плацентарных млекопитающих. Как Вы думаете, на основании чего мог быть сделан этот вывод?
ЗАДАНИЕ 2. Обозначьте стрелками ( → ) причинно-следственные связи событий, происходящих во время дыхательных движений грудной клетки человека. ЗАДАНИЕ 3. Работа с рисунком. Впишите в таблицу, рядом с соответствующими номерами, названия элементов тела личинки оболочника, обозначенных стрелками и цифрами.
ЗАДАНИЕ 4. Работа с рисунком. Дорисуйте и подпишите недостающие элементы на рисунке семезачатка цветкового растения. ЗАДАНИЕ 5.Биологическая комбинаторика. Заполните пустые ячейки таблицы словами «Да» или «Нет». Исправления не допускаются. Экологическая характеристика двух видов животных.
ЗАДАНИЕ 6. Работа с текстом. Перед Вами текст, содержащий биологические ошибки. Внимательно прочтите его, найдите ошибки, переформулируйте предложения, в которых они содержатся, и впишите новые формулировки в свободные поля таблицы, рядом с соответствующими номерами. На одном из Интернет-ресурсов, посвященных биологии, был обнаружен текст следующего содержания: «Современные представления о строении биологической мембраны описываются жидкостно-мозаичной моделью. В соответствии с этой моделью биологическая мембрана представляет собой бислой из липидов, в который погружены белки. Толщина этого бислоя составляет 4-5 нм в зависимости от типа нуклеотидов, входящих в состав липидов. Хвосты липидных молекул обращены друг к другу, формируя гидрофильную плёнку в толще мембраны, а гидрофобные головки остаются снаружи бислоя. Существует два типа мембранных белков: интегральные, пронизывающие мембрану насквозь, и периферические, связанные с мембраной менее прочными связями с наружной или внутренней стороны. И белки, и липиды выполняют структурную функцию. Кроме того, липиды отвечают за транспорт веществ, а белки создают прочный барьер, не позволяющий веществам свободно проникать через мембрану».
ЗАДАНИЕ 7. Работа с информацией. Внимательно прочитайте предложенные фрагменты текста и рассмотрите рисунки, затем переходите к выполнению заданий. Фрагмент 1. Процесс формирования костной ткани (остеогенез) у холоднокровных (пойкилотермных) наземных позвоночных идет неравномерно. Обычно раз в год, с наступлением неблагоприятных условий или под влиянием эндогенных процессов остеогенез замедляется или прекращается совсем. На поперечных срезах длинных костей конечностей таких животных прекращение остеогенеза маркируется так называемыми линиями прекращения роста (см. рисунок 1). По количеству этих линий можно приблизительно (а иногда и точно) определить возраст животного. Кроме этого, большое расстояние между линиями прекращения роста свидетельствует о быстром росте, а резкое сокращение дистанции между линиями прекращения роста обычно соответствует достижению животным половозрелости (рисунок1). Рисунок 1. Поперечный срез кости конечности хвостатой амфибии Euproctus asper (из de Ricqlès et al., 2004, с изменениями). Фрагмент 2. Рост в течение онтогенеза у различных наземных позвоночных происходит по-разному и зависит, в том числе, от уровня метаболизма. Теплокровные (птицы, млекопитающие) достигают максимальных размеров очень быстро и в дальнейшем не увеличиваются в размерах (рисунок 2). Современные рептилии, например, крокодилы, растут практически в течение всей жизни. Для ископаемых гигантских динозавров завропод, по данным, полученным при изучении гистологических срезов костей, был характерен достаточно быстрый рост молодых особей и постепенное его замедление после достижения половозрелости (рисунок 2). Для хвостатых амфибий характерен рост, сходный с таковым у современных рептилий.
Рисунок 2. Схематическая диаграмма кривых роста различных амниот (из Sheyer et al. , 2010, с изменениями). Выберите все правильные ответы из предложенных. Обведите буквы, расположенные рядом с правильными ответами. Исправления не допускаются. 1. Прочитайте фрагмент 1 и рассмотрите рисунок 1. Выберите правильный вариант ответа на вопрос: как Вы думаете, когда хвостатая амфибия, поперечный срез кости конечности которой изображен на рисунке 1, достигла половозрелости? a) На 1-2 году жизни b) На 3-6 году жизни c) На 7-8 году жизни d) На 9-11 году жизни 2. Прочитайте фрагмент 2 и рассмотрите рисунок 2. Выберите правильные утверждения, учитывая представленную в них информацию. a) Среди наземных позвоночных наиболее быстрый рост на ранних этапах онтогенеза характерен для форм с высоким уровнем метаболизма b) Кривые роста завропод и крокодилов не различаются между собой c) Для плацентарных млекопитающих не характерен рост после достижения половозрелости d) Информацию об особенностях роста ископаемых наземных позвоночных можно получить при исследовании гистологических срезов костей 3. Основываясь на информации, представленной во фрагментах текста и на рисунках, выберите правильные утверждения. a) После достижения половозрелости для хвостатой амфибии Euproctus asper характерно резкое замедление роста b) Максимальные размеры тела достигаются хвостатой амфибией Euproctus asper в момент достижения половозрелости c) Для современных рептилий характерно замедление роста после достижения половозрелости d) Для половозрелых птиц характерно отсутствие роста 4. Учитывая информацию, представленную во фрагментах текста и на рисунках, укажите, для каких из перечисленных ниже позвоночных будет характерен медленный рост? a) Слоновая черепаха b) Черный коршун c) Исполинская саламандра d) Гаттерия 5. Кривая роста хвостатой амфибии Euproctus asper (согласно информации, содержащейся во фрагментах текста и рисунках) должна быть сходной по форме с таковой у a) завропод b) лошади c) крокодила d) страуса ЗАДАНИЕ 8. Решите задачу по генетике и поясните ход ее решения. Используйте для ответа специально отведенное поле. У домашней кошки окраска шерсти зависит от наличия клеток-меланоцитов, способных вырабатывать черный пигмент меланин. У обладателей доминантного аллеля W меланоциты в волосяных сумках отсутствуют, поэтому их шерсть оказывается совершенно белой, у гомозигот ww меланоциты имеются, и черный пигмент может вырабатываться. Другой ген, наследуемый независимо от первого, определяет распределение пигментов по длине волоса. У носителей доминантного аллеля этого гена (А-) волос имеет чередующиеся кольца черного и оранжевого пигмента, что придает им серую окраску. У гомозигот аа волос заполнен только черным пигментом, такие кошки, соответственно, черные. Какое расщепление по фенотипу следует ожидать у потомства, полученного при многократном скрещивании двух дигетерозиготных особей? Изменится ли окраска особей и расщепление по фенотипу, если обе особи будут еще и гомозиготны по рецессивному аллелю b, который вызывает нарушение формы гранул черного пигмента меланина, что приводит к появлению коричневой окраски? Данный ген наследуется независимо от первых двух. Все гены – аутосомные. Ответ. 1. Согласно условию, гены наследуются независимо, т.е. локализованы в разных парах гомологичных хромосом. Поэтому дигетерозиготы WwAa образуют 4 типа гамет. При их слиянии в F1 появляются те же генотипы, что и в классических опытах Менделя по дигибридному скрещиванию. А вот расщепление по фенотипу будет иным. Обратите внимание: у носителей аллеля W меланин вообще не вырабатывается, так как в волосяных сумках отсутствуют специальные клетки-меланоциты. Следовательно такие кошки будут белого цвета, независимо от того, какие из аллелей второго гена им достанутся. Наличие окраски (серой или черной) возможно только у гомозигот по рецессивному аллелю ww. Соответственно, ожидаемое расщепление по фенотипу: 12 белых (W—) : 3 серых (wwA-)1 черная (wwaa). В данном случае наблюдается один из вариантов взаимодействия генов — доминантный эпистаз.
Решетка Пеннета:
2. Теперь представим, что обе скрещивающиеся особи являются гомозиготными по аллелю b. Очевидно, что все их потомство также гомозиготно по данному аллелю. Согласно условию, кошки bb могут обладать измененными гранулами черного пигмента и поэтому иметь коричневую окраску, но это возможно только при наличии самого этого пигмента. Нетрудно заметить, что носители аллеля W по прежнему будут белыми (они не вырабатывают меланин), а тригомозиготы wwaabb – коричневыми (их волос целиком заполнен измененными пигментными гранулами. Кошки wwA-bb будут иметь волос с чередующимися кольцами пигментов, и их окраска будет несколько светлее, чем в предыдущем случае. Соотношение фенотипических классов не изменится. ЗАДАНИЕ 9. Дайте развернутый ответ на вопрос. Используйте для ответа специально отведенное поле. В молекулах ДНК имеются последовательности нуклеотидов, не несущие информацию о строении белков. Какие функции могут выполнять такие участки ДНК? Ответ: В составе молекул ДНК имеется много таких последовательностей, причем их функции различны. Ниже приведем основные случаи, упомянутые в ответах участников. 1. Генетический код включает несколько триплетов, играющих роль стоп-сигнала (УАА, УАГ, УГА – генетический код чаще всего представляют на «языке» РНК). Этим триплетам не соответствует ни одна аминокислота, поэтому они, строго говоря, не несут информации о строении белков, а являются своего рода «знаками препинания». Их иногда называют нонсенс-кодонами или бессмысленными кодонами. Существует и стартовый кодон (АУГ), с которого начинается синтез аминокислотной цепочки, но он кодирует аминокислоту метионин. 2. Некоторые гены несут информацию не о иРНК (которая содержит информацию о белках), а о т.н. «некодирующих РНК», т.е. РНК, не транслируемых в белки (рРНК, тРНК, малые РНК и др.). Эти РНК играют важную роль в трансляции (функции рРНК и тРНК широко известны) и других клеточных процессах. Например, малые ядерные РНК обеспечивают сплайсинг иРНК, созревание рРНК. Некоторые РНК входят в состав ферментов или сами обладают каталитической активностью (рибозимы). 3. Внутри генов эукариот и некоторых прокариот имеются экзоны и интроны. Экзоны – кодирующие участки ДНК, информация с которых при транскрипции переписывается на зрелую молекулу РНК. Они, как правило, несут информацию о структуре белков или о структуре некодирующих РНК. Интроны – некодирующие участки генов, не содержащие информации об аминокислотной последовательности. Эти участки транскрибируются, но затем удаляются из иРНК при ее созревании в процессе сплайсинга. Иногда длина интронов даже больше, чем экзонов. В изучении функций интронов остается много неясного. Иногда они считаются даже чем-то вроде «генетического мусора», хотя в некоторых случаях это явно не соответствует истине. Например, известно явление альтернативного сплайсинга – процесса, при котором экзоны комбинируются при созревании иРНК различным образом, что приводит к появлению различных вариантов транскриптов (и, соответственно, белков). Иногда при этом экзоны рассматриваются метаболическим аппаратом клетки как интроны и наоборот, что также может приводить к появлению других форм белка. Также показано, что интроны могут выполнять регуляторную функцию, влияя на экспрессию гена, в котором находятся. В эволюционном плане интроны могут быть источником своего рода эволюционной пластичности, обеспечивая возможность (при участии рекомбинации) появления новых белковых молекул. 4. Некоторые участки ДНК выполняют регуляторную функцию. Многим известны промоторы, операторы и терминаторы – специальные регуляторные последовательности нуклеотидов в составе оперона. Промотор – последовательность нуклеотидов ДНК, которую «узнает» фермент РНК-полимераза, использующий ее в качестве стартовой площадки в начале транскрипции. Оператор – участок ДНК, с которым связывается специальный регуляторный белок, способный активировать или, напротив, подавлять процесс транскрипции. Терминатор – участок, который распознается РНК-полимеразой как сигнал о прекращении процесса транскрипции. Данные регуляторные последовательности располагаются в непосредственной близости от генов и регулируют их транскрипцию. 5. Другие регуляторные последовательности нуклеотидов — энхансеры и сайленсеры – могут находиться на значительном удалении от регулируемых генов, даже входить в состав другой хромосомы. С ними, как и с оператором, связываются специальные регуляторные белки. Энхансер – усилитель активности гена, сайленсер же подавляет транскрипцию при связывании с ним белка-репрессора. 6. Между генами могут располагаться спейсеры – последовательности нуклеотидов, разделяющие гены. Они не несут значимой информации и обычно не транскрибируются. 7. Теломеры (концевые участки линейных хромосом) несут особые последовательности нуклеотидов (т.н. теломерные последовательности), для которых характерно повторение однотипных участков. При репликации ДНК теломерные последовательности укорачиваются, т.к. ДНК-полимераза (фермент, играющий центральную роль в репликации) не способна синтезировать концевые участки. Поэтому в ряду клеточных делений молекулы ДНК укорачиваются, что часто считают одной из причин старения организмов. Впрочем, некоторые клетки синтезируют специальный фермент – теломеразу, функция которого состоит в удлинении теломерных участков. 8. В составе генома обнаруживаются т.н. «молчащие гены», которые по каким-то причинам не функционируют у данного организма или у представителей всего таксона. Строго говоря, их последовательности содержат информацию о белках, но она не используется клеткой. Отметим, что не один из представленных участниками олимпиады ответов не содержал одновременно все перечисленные выше положения. Однако все они были так или иначе упомянуты разными участниками. ЗАДАНИЕ 10. Дайте развернутый ответ на вопрос. Прочитайте задание. Составьте схему исследования, укажите последовательность необходимых действий. Яснотка белая и крапива двудомная — очень похожие растения, которые нередко путают даже люди. Крапива имеет стрекательные волоски и, в отличие от безобидной яснотки, может серьезно постоять за себя перед травоядными млекопитающими. Этот пример нередко рассматривают как мимикрию в мире растений. А как это можно проверить? Предложите схему эксперимента. Укажите материалы и оборудование, необходимые для его проведения. Ответ: Примеров мимикрии в животном мире описано очень много, а среди растений их почти нет. Однако при всей кажущейся очевидности преимуществ подражания одного вида (имитаторов) другому (модели), экспериментальные доказательства практически отсутствуют. Для нашего конкретного случая, кажется разумным, предложить следующее: 1. Установить наблюдение за поведением травоядных млекопитающих в природе в местах совместного произрастания крапивы и яснотки с использованием фото и видеотехники. Если удастся столкнуться с примерами массового их поедания, провести количественные подсчеты. 2. Провести лабораторные исследования на разных группах подопытных животных с целью выяснения: — способности животных различать указанные виды растений — возможности выработки у них условного рефлекса на крапиву, и оценить длительность его сохранения 3. Проанализировать палеоботанические данные о времени появления крапивы и яснотки (возможно также проведение специальных молекулярно-генетических исследований для достижения этой цели). 4. Провести статистическую обработку результатов лабораторных исследований, сопоставить и проанализировать все полученные данные. Материалы и оборудование: фото и видеотехника, осветительное оборудование, клетки, садки для животных, лабораторные животные и живые растения крапивы и яснотки.
|
ЕГЭ по биологии — 2023: какие будут изменения и какие задания самые сложные
Что появилось нового, а что осталось прежним в контрольных измерительных материалах (КИМ) по биологии 2023 года? Как лучше готовиться и с чего начать выполнение экзаменационной работы? Рассказывает председатель региональной предметной комиссии ГИА-11 по биологии, учитель биологии московской школы № 777 Ирина Бобряшова.
Биология как наука и как учебная дисциплина традиционно вызывает высокий интерес у обучающихся и средней, и старшей школы: факты из этой сферы лежат в основе многих прикладных областей знания. Именно поэтому биология ежегодно входит в топ-5 предметов по выбору на ЕГЭ.
Содержание биологического образования максимально актуально и практико-ориентированно из всех учебных предметов. Но даже при полном понимании биологических явлений и процессов обязательно нужно учить и повторять, тренироваться в выполнении заданий разного уровня. Экзамен по биологии не зря считается одним из самых сложных: для его успешной сдачи требуется запомнить и понять очень большой объем информации.
Особенности заданий по биологии
Контрольные измерительные материалы (КИМ) по биологии содержат задания разного уровня сложности. На экзамене проверяются знания как по разделам «Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека», которые изучаются в 5–9-х классах, так и по разделу «Общая биология», который изучается в 10–11-х классах. Кроме того, КИМ включает задания, направленные на проверку сформированности универсальных учебных умений, таких как работа с графиками, таблицами, схемами (например, задания 20 и 21 в первой части экзаменационной работы).
В последние годы в КИМ усиливается акцент на методологический блок заданий, которые проверяют знания методов биологических исследований: умение проводить эксперимент, объяснять результаты эксперимента, формулировать выводы. Такое задание базового уровня сложности есть в первой части экзаменационной работы — задание 1, в котором необходимо определить метод исследования по его описанию или области его применения. Во второй части работы методологическую основу имеют задания 23 и 24.
Изменения в ЕГЭ по биологии
В 2023 году в структуре КИМ по биологии нас ожидают некоторые изменения. Количество заданий первой части увеличилось с 21 до 22, но при этом снизился уровень сложности всей первой части.
Задания содержательного блока «Система и многообразие органического мира» теперь собраны в вариативный модуль из четырех заданий — с 9-го по 12-й. Вариативность заключается в том, что если задания 9 и 10 — по теме «Растения, грибы, лишайники», то задания 11 и 12 — по теме «Животные», и наоборот: если задания 9 и 10 — по теме «Животные», то задания 11 и 12 — по теме «Растения, грибы, лишайники».
В этом модуле также прослеживается закономерность: дан один рисунок, который используется и при выполнении задания 9 (базового уровня) с кратким ответом, и при выполнении задания 10 (повышенного уровня) на установление соответствия элементов двух информационных рядов. Выпускники должны знать не только общие признаки, характерные для организмов разных царств живой природы, но и уметь сравнивать между собой представителей разных систематических групп, процессы, явления, закономерности.
Задание 11 (базового уровня), предполагающее в качестве ответа множественный выбор, может иметь рисунок (растительной или животной ткани, органа или целого организма), который является частью задания, или не иметь его. Задание 12 (повышенного уровня) на установление последовательности систематических групп хорошо знакомо обучающимся. Оно проверяет знания классификации растений и животных, соподчинения таксономических единиц. Уделите внимание знакомству с биологическим разнообразием, так как большинство заданий основывается на признаках конкретных организмов, являющихся типичными представителями той или иной группы.
Задания содержательного блока «Человек и его здоровье» в 2023 году также собраны в модуль из четырех заданий — с 13-го по 16-е. Для выполнения заданий 13 (базового уровня) и 14 (повышенного уровня) в КИМ предложен один анатомический рисунок, а сами задания требуют от выпускника определить органы и установить соответствие между указанными органами и предложенными характеристиками. Задание 15 (базового уровня), которое имеет множественный выбор, может быть с рисунком или без рисунка. Оно проверяет знания строения и функционирования тканей, органов и систем органов организма человека. Задание 16 (повышенного уровня) проверяет знания такой предметной области, как «Физиология человека», а в качестве ответа необходимо установить последовательность биологических элементов, процессов, явлений, связанных с физиологией человека.
Без изменений остались задания первой части по темам «Эволюция органического мира» и «Основы экологии» — задания 17–20
Из второй части КИМ в 2023 году исключено задание высокого уровня сложности на анализ биологической информации — поиск и исправление ошибок в тексте биологического содержания. При этом методологическое задание, которое появилось в КИМ в 2022 году, в текущем разделилось на два. Таким образом получился мини-модуль из заданий 23 и 24, где приводится описание реального биологического эксперимента. В задании 23 повышенного уровня сложности проверяются знания по методологии эксперимента, а в задании 24 высокого уровня сложности проверяются биологические знания, связанные с процессами и явлениями, наблюдаемыми в описанном эксперименте. При подготовке к выполнению этих заданий рекомендуется изучить алгоритм проведения биологического исследования, начиная с формулировки гипотезы и заканчивая выводами на основе полученных результатов.
Важно понимать, чем отличаются экспериментальные и контрольные образцы; какие параметры задаются экспериментатором, а какие будут меняться в ходе эксперимента и как их можно измерить; в каком виде могут быть представлены результаты; какие факторы могут повлиять на ход эксперимента и снизить достоверность полученных данных.
При выполнении задания 25 (№ 23 в КИМ 2022 года) высокого уровня сложности с рисунком следует внимательно рассмотреть изображенный объект (процесс). Согласно критериям оценивания данного задания, при неверном определении объекта (процесса) за ответ выставляется 0 баллов, даже если приведены объяснения и указаны признаки, поэтому стоит быть внимательными.
О сложностях ЕГЭ по биологии в 2023 году
Наибольшее затруднение у выпускников традиционно вызывают задания 26 и 27 (№ 25, 26 в КИМ 2022 года) высокого уровня сложности, так как они требуют не простого воспроизведения информации, а применения знаний в новой ситуации. Например, закон гомологических рядов Н. И. Вавилова был сформулирован на примере растений семейства злаковых. В задании описана похожая закономерность на примере растений семейства крестоцветных. Если вы знаете данную закономерность, то сможете применить эти знания для объяснения ситуации, приведенной в задании. Или, например, знания основных движущих сил эволюции позволяют объяснить возникновение приспособлений на примере любого организма. При выполнении таких заданий внимательно читайте вопрос, делите его на элементы и старайтесь дать подробный ответ на каждый из них, не допускайте биологических ошибок.
Задание 28 (№ 27 в КИМ 2022 года) традиционно посвящено проверке умений применять знания по цитологии в новой ситуации при решении задач с использованием таблицы генетического кода, а также определять хромосомный набор клеток гаметофита и спорофита растений, число хромосом и ДНК в разных фазах деления клетки. Ежегодно в данной линии появляются новые модели заданий, выполнение которых вызывает затруднения. При подготовке к выполнению таких заданий обратите внимание на следующие умения: определять хромосомный набор соматических и половых клеток, число аутосом и половых хромосом в кариотипе; устанавливать последовательность процессов обмена веществ, матричных реакций в клетке; определять старт-кодон и стоп-кодон с открытой рамкой считывания.
В задании 29 высокого уровня предлагается сложная генетическая задача. При подготовке к решению генетических задач уделяйте внимание не только алгоритму решения, но и форме записи элементов задачи, использованию генетической символики и терминологии.
Материалы для подготовки к экзамену
Посмотреть на содержание и структуру КИМ, формулировки заданий, подробно ознакомиться с тем, какие умения проверяют эти задания, а также узнать критерии, по которым они оцениваются, можно на сайте ФИПИ. Там же размещен открытый банк заданий ЕГЭ и Навигатор самостоятельной подготовки по каждому учебному предмету, которые можно использовать при подготовке к ЕГЭ.
В ходе самостоятельной подготовки полезно будет воспользоваться материалами с анализом и разбором структуры КИМ-2023 года и рекомендациями по подготовке к экзаменам по каждому учебному предмету, которые подготовлены ведущими экспертами предметных комиссий города Москвы. Материалы представлены в виде вебинаров и кратких информационных роликов и размещены на официальных сайтах Московского центра качества образования, Регионального центра обработки информации, а также в социальной сети «ВКонтакте» на страничке Московского центра качества образования и на онлайн-сервисе Rutube.
Еще один полезный ресурс для выпускников — независимые диагностики в формате ЕГЭ, которые проводятся в Центре независимой диагностики (ЦНД). Уже в январе 2023 года независимые диагностики в формате ЕГЭ пройдут по заданиям, полностью соответствующим спецификации и содержанию КИМ 2023 года.
Принимая участие в диагностиках, выпускники смогут проверить свою готовность к экзаменам, оценить уровень своих знаний и на основе полученных результатов построить личный план подготовки к ЕГЭ. Независимые диагностики проводятся полностью в соответствии с процедурой реального ЕГЭ, и, помимо возможности увидеть примерные задания, вы получите шанс ознакомиться с правилами поведения на экзамене, потренироваться в заполнении бланков, узнать, что можно брать с собой на экзамен из дополнительных материалов.
Опыт участия в независимых диагностиках в формате ЕГЭ также поможет научиться справляться со стрессом и волнением, правильно распределить время, отведенное на выполнение экзаменационной работы, разрушить мифы, связанные с ЕГЭ.
Независимые диагностики можно пройти как очно, так и дистанционно, а записаться на них можно онлайн на сайте Московского центра качества образования в разделе «ЦНД».
В этом учебном году выпускники могут принять участие в единых городских контрольных работах. Они проводятся в пунктах проведения экзаменов (ППЭ) и в образовательных организациях. Процедура проведения городских контрольных работ соответствует процедуре проведения реальных экзаменов в формате ЕГЭ.
Эти мероприятия позволят выпускникам проверить свои знания, а образовательным организациям — определить уровень подготовки обучающихся и скорректировать образовательные траектории для каждого выпускника, принявшего участие в контрольных работах по соответствующему учебному предмету.
Непосредственно на экзамене я рекомендую выполнять сначала задания первой части, затем все внимательно перепроверить и перенести ответы в бланк № 1. После выполнения заданий с кратким ответом приступать к выполнению заданий второй части. Несмотря на то что время экзамена составляет 3 часа 55 минут, помните, что задачи по цитологии и генетике самые сложные и могут потребовать для решения около одного часа. Поэтому следует решать их в последнюю очередь. Обязательно пользуйтесь черновиками! При перенесении записей из черновика на бланк будьте внимательны и старайтесь соблюдать логику ответа.
Тренируйтесь в выполнении заданий — тогда и ожидания оправдаются!
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Отличается ли характер роста растений от такового у животных? Все ли части растения растут бесконечно? Если нет, назовите регионы растений, которые могут расти бесконечно
Получение изображения
Пожалуйста, подождите. ..
Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы получить специальные предложения
+91
Домашняя страница
>
9
099
99
99
9
99
Класс 11
>
Биология
>
Глава
>
Рост и развитие растений
>
Отличается ли характер роста растений от что у животных? Все ли части растения растут бесконечно? Если нет, назовите области растения, которые могут расти бесконечно
РЕКЛАМА
Текст Решение
Решение : Рост растений неопределенного типа, т.е. растения растут на протяжении всей своей жизни из-за наличия меристематических тканей, присутствующих в определенных частях растения, т. е. апикальная интеркалия и боковая. Эти ткани способны непрерывно делиться и способствовать локальному росту растения.
Рост у животных. Имеют ограниченный период роста, после которого дальнейший рост их тела прекращается.
Все части растения. не растут бесконечно. Верхушка корня и верхушка побега, имеющие апикальные меристематические ткани, продолжают гребнеобразовать. таким образом способствуя удлинению оси растения (высоты)
Подробности вопроса до 23.12.2022
Вопрос | Отличается ли характер роста растений от такового у животных? Все ли части растения растут бесконечно? Если нет, назовите области растений, которые могут расти неограниченно долго | |
Название главы | Рост и развитие растений | |
Предмет | 11th | |
Тип ответа | Видео и изображение | |
Язык Вопросов | В видео -Видео -Видео -Видео -Видео -Видео -Видео -Видео -Видео -Видео -Видео -Видео -Видео -Английский. | 7.5 K + |
Понравилось студентам | 5 + | |
Продолжительность видео с вопросами | 4m59s 29 |
РЕКЛАМА
Ученые направляют рост гидрогеля для имитации структуры тканей растений и животных
Ученые из NTU и CMU создали структуру гидрогеля, похожую на лист, с помощью процесса, аналогичного тому, как растут настоящие ткани листьев. CMU и NTU
Ученые из Наньянского технологического университета Сингапура (NTU Singapore) и Университета Карнеги-Меллона (CMU) нашли способ направлять рост гидрогеля, желеобразного вещества, для имитации структуры и формы тканей растений или животных.
Выводы группы, опубликованные сегодня в Proceedings of the National Academy of Sciences, предполагают новые применения в таких областях, как тканевая инженерия и мягкая робототехника, где обычно используется гидрогель. Команда также подала патент в CMU и NTU.
В природе растительные или животные ткани образуются по мере добавления новой биомассы к существующим структурам. Их форма является результатом того, что разные части этих тканей растут с разной скоростью.
Имитируя такое поведение биологических тканей в природе, исследовательская группа, состоящая из ученых CMU Чанджина Хуанга, Дэвида Куинна, К. Джимми Хсиа и назначенного президента NTU профессора Субра Суреша, показала, что путем манипулирования концентрацией кислорода можно моделировать и контролировать скорость роста гидрогелей для создания желаемых сложных трехмерных форм.
Команда обнаружила, что более высокие концентрации кислорода замедляют сшивание химических веществ в гидрогеле, препятствуя росту в этой конкретной области.
Механические ограничения, такие как мягкая проволока или стеклянная подложка, которая химически связывается с гелем, также могут использоваться для манипулирования самосборкой и формированием гидрогелей в сложные структуры.
Самосборная чаша из гидрогеля с волнистым краем. Раствор синего пищевого красителя выдерживают в миске, чтобы продемонстрировать его структурную целостность. КМУ и НТУ
Такие сложные структуры органов необходимы для выполнения специализированных функций организма. Например, тонкий кишечник человека покрыт микроскопическими складками, известными как ворсинки, которые увеличивают площадь поверхности кишечника для более эффективного всасывания пищевых питательных веществ.
Новый метод отличается от предыдущих методов, которые создают трехмерные структуры путем добавления/печати или удаления слоев материалов. Однако этот метод основан на непрерывной полимеризации мономеров внутри пористого гидрогеля, подобно процессу увеличения и пролиферации живых клеток в органических тканях. Большинство живых систем используют модель непрерывного роста, поэтому новая техника, имитирующая этот подход, потенциально может стать мощным инструментом для исследователей в изучении явлений роста в живых системах.