Размножение растений семенами конспект урока: План-конспект урока «Размножение растений семенами».

Размножение и развитие растений | План-конспект урока по окружающему миру (3 класс):

МБОУ «Мылинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока

по окружающему миру в 3 классе

на тему: «Размножение и развитие растений»

Выполнила: Доржиева Энгельсина Санжиевна,

учитель начальных классов

2021 г.

Тема: «Размножение и развитие растений»

Цели: расширить знания детей о жизни растений, познакомить учащихся со способами размножения и распространения растений, формировать УУД (универсальных учебных действий):

1. Развитие личностных УУД смыслообразования в процессе анализа ошибок на этапе постановки учебной проблемы.

2. Развитие познавательных УУД в процессе изучения животного мира саванны и тропического леса.

3. Развитие коммуникативных УУД в процессе формулирования понятия «размножение», «опыление», объяснения собственных и чужих ошибок при выполнении тестовых заданий.

4. Развитие психических процессов: логической памяти, произвольного внимания.

5. Развитие интереса к учебной деятельности в рамках урока окружающего мира.

Цели воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, тактичность при ведении коллективного диалога, воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе.

Оборудование для учителя: карточки с заданиями, гербарий.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник (Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.)

Ход урока.

I. Организация класса.

II. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются.

1) Закончим предложения.

Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются … (сахар и крахмал)

Растения дышит и … (питается)

Вода в листья поступает из …(корня)

Для дыхания живых существ растения выделяют …(кислород)

III. Сообщение темы и цели урока.

Растения живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться. Итак, тема нашего урока «Размножение и развитие растений».

IV. Работа по теме урока.

1) Опыление.

Однажды ученые поставили такой опыт: на яблоне выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной! (слайд 2) 

Почему это произошло? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. (слайд 3)

Эта работа – опыление цветов. Что такое опыление? Давайте разберемся, поможет нам в этом модель цветка. У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зернышки, маленькие желтые крупинки — пыльца. (слайд 4) В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу — опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет. (слайд 5)

Запомните: Опыление — это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение. (слайд 6)

Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться. (слайд 7)

2) Образование плодов.

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод. (слайд 8)

Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

3) Способы размножения растений 

Растения размножаются семенами, спорами (размножение спорами присуще грибам, мхам, папоротникам), клубнями (картофель, крокус, гладиолус, аронник), черенками. (слайд 9-12)

4) Распространение семян.

А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Отправляются семена – путешественники искать новые, необжитые места. У каждого семечка, семени или плода свой «транспорт». Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветром. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа выращивать новое растение.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.  (одуванчик) (слайд13)

Похожи на него осот, козлобородник, кульбаба. Их семена распространяются ветром.

Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики).

Рассматривание растений из книги с. 79.

Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клена опадают с дерева очень своеобразно – они быстро – быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. А мелкие орешки березы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. (слайд 14)

Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати — поле» (джузгун).

Только легкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжелые и нет «крылышек», «парашютиков». Давайте посмотрим, как другие растения приспособились распространять свои семена.

Есть растения – зайцы, которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое. (слайд 15)

Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем.

Плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.

На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков — приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше. (слайд 16)

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Птицы, наземные животные могут быть «носильщиками» семян и плодов, например, сочных ягод рябины, брусники, черемухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповрежденные семена съедобных плодов.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.

Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их семена называют «артиллеристами». В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

У кислицы, растущей в тенистых хвойных лесах, под давлением набухающей ткани резко загибаются назад створки коробочки. Семена получают толчок и разлетаются в разные стороны.

— Как распространяются семена? Сделайте вывод, ребята. (слайд 17)

4) Развитие растений

Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, то есть когда оно попадает в почву.

Как же растение развивается из семени? Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами. (слайд 18)

Опыт

На уроке окружающего мира мы говорили о растениях. Растения являются частью живой природы. А значит, они дышат, питаются, развиваются и размножаются. Мне стало интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое, большое растение. (слайд 19)

Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух. Сначала семечко кладут в теплую воду, замачивают его. Семя набухает, и у него появляется корешок. Пророщенное семя высаживают в землю. И вот появляется маленький зеленый росточек, который потом, я думаю, вырастет и станет взрослым растением.

VI. Итог урока

— Над какой темой работали сегодня?

— Каковы же основные способы распространения семян?

1) по воздуху

2) по воде

3) с помощью животных

4) с помощью человека

VI. Рефлексия.

  • Что дал каждому из вас урок?
  • Была ли от него польза?
  • Какие знания, опыт каждый из вас сегодня получил?

VII. Домашнее задание: с.80 – 83 прочитать, ответить на вопросы раздела «Проверь себя».

Конспект занятия: «Размножение семенных растений» | План-конспект урока по биологии (6 класс):

Тема: Размножение семенных растений

Цели: 

познакомиться с размножением голосеменных, покрытосеменных растений;

установить преимущество семенного размножения перед размножением спорами.

I. Определение темы урока.

– Какое жизненно важное свойство всех живых организмов мы с вами изучали на предыдущих уроках?

– Размножение

– Что такое размножение?

– Размножение – это увеличение числа особей.

– Какие виды размножения вам известны?

Ответ:

– Размножение каких отделов растений мы рассмотрели?

– Водорослей, мхов, папоротников.

– Сейчас мы определим объект нашего изучения.

Задание: Вашему вниманию предоставляются загадки. Вам необходимо выяснить о каком растении идет речь. (На магнитной доске появляются иллюстрации отгаданных растений. ) Слайд 2, 3, 4

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)

Елочка отличная
Только необычная —
К холодам у этой елки
Осыпаются иголки. (Лиственница)

В жару слезою желтой плачет,
А в холод слезы прячет.
Не лиственница и не елка,
Хоть есть и шишки, и иголки. (Cосна)

Шишки словно у сосны,
Но орешки в них вкусны. (Кедр)

Зеленеет кустик стройный,
Как сосна и елка хвойный,
Но не колки, как у елки
И у сосны, его иголки. (Можжевельник)

– К какому отделу относятся все эти растения?

– Отдел Голосеменные растения.

–  Вспомните основные признаки , характерные для голосеменного растения.

– Голосеменные – это очень древняя группа высших семенных растений.

Голосеменные имеют стебель, корень, листья – хвоинки, чешуйки.

Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.

Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.

Семена лежат открыто на поверхности чешуек шишек.

– Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

– Размножение голосеменных растений.

II. Постановка цели.

– Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке. Проведем биологический блиц-опрос. Я называю термин, а вы должны дать его определение: Итак, начнем

Гаплоидный набор хромосом, гаметы, яйцеклетка, спермии, оплодотворение, опыление, вегетативное размножение,

диплоидный набор хромосом.

III. Объяснение нового материала.

– Сейчас приступим к рассмотрению основного нашего вопроса. Выскажите свое предположение о способах размножения голосеменных растений, исходя из их названия.
Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень редко.

Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.

Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.
Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.
Голосеменные производят огромное количество пыльцы. Объясните почему?

– Перенос пыльцы ветром зависит от случая, малоэффективен, поэтому у хвойных образуется очень много пыльцы.

После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка

– Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.
Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.

Задание: В ядре клеток листьев сосны находится 24 хромосомы. Какой набор хромосом содержат половые гаметы данного растения: яйцеклетки и спермии?

– Появление семени – важный этап в эволюции растений. В чем заключается преимущество семенного размножения перед размножением спорами?

– В семени зародыш в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. У всех семян имеется запас питательных веществ, который увеличивает шансы молодого растения на выживание. Семенное размножение не зависит от наличия воды.

V. Итоги урока.

1. Голосеменные относят к особой группе высших растений – семенным растениям.
2. Образование семян – прогрессивный шаг эволюции.
3. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях шишек. Образуются из семязачатков в результате опыления и оплодотворения.

VI. Домашнее задание. Слайд 13

Подготовить сообщение  о любом хвойном растении.

Объясните русскую поговорку: «Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине».

Пестик является женской частью цветка. Тычинка является мужской частью цветка.

В пыльниках тычинки образуются пыльцевые зёрна, или пыльца.

Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке пестика формируется зародышевый мешок. Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал — пыльцевход. Он ведёт к ткани, занимающей центральную часть семязачатка. В этой ткани в результате деления клеток образуется зародышевый мешок, состоящий из восьми клеток: по три клетки на полюсах, и две клетки в центре, сливаясь, образуют центральную клетку. На одном из полюсов находится крупная яйцеклетка.

Как вы думаете, какова основная функция цветка?

Таким образом, мы выяснили, что цветок — орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами.

Как вы считаете, какова тема нашего урока? Итак, тема нашего урока – «Половое размножение покрытосеменных растений». Подумайте и попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока — выяснить взаимосвязь строения цветка и его главной функцией — половым размножением.

Изучение новой темы.

Но что должно произойти, чтобы образовались должно произойти плоды с семенами?

Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами.

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения у одних растений может быть очень короткой, у других длинный. Например: у некоторых кувшинковых цветение длится 20-25 минут, бамбука всего 1 ночь, виктории регии – 4 дня.

Чтобы образовались семена должно произойти опыление. Итак, опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Если пыльца попадает с  тычинки на рыльце пестика в пределах одного цветка, то  такой процесс называется самоопылением. Так опыляются пшеница, рис,  горох, фасоль.  При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследственные признаки. Вот почему потомство, образовав%D

Размножение растений для детей — Идеи для планов уроков по размножению растений

Главная › Специальные сады › Детские сады

Детские сады

Автор: Джеки Кэрролл

Изображение от lisafx

Маленькие дети любят сажать семена и наблюдать, как они растут. Дети старшего возраста могут изучать и более сложные методы размножения. Узнайте больше о составлении планов уроков по размножению растений в этой статье.

Обучение детей размножению растений начинается с простой посадки семян. Вы можете пойти еще дальше с детьми старшего возраста, включив один или несколько методов бесполого размножения, таких как черенкование, деление или отводки. Количество информации, которую необходимо включить, зависит от возраста ребенка и времени, которое вы должны потратить на распространение информации.

Знакомство с семенами вместе с детьми

Ниже описана простая процедура обучения детей размножению семян. Сначала вам нужно собрать припасы, в том числе следующие предметы:

  • Маленькие цветочные горшки с отверстиями на дне. Из стаканчиков для йогурта получаются прекрасные горшочки.
  • Стартовая смесь для семян. Купите упакованную смесь или сделайте ее самостоятельно из 1 части перлита, 1 части вермикулита и 1 части кокосового волокна (кокосового волокна) или торфяного мха.
  • Линейка
  • Блюдца для размещения под кастрюлями
  • Вода
  • Семена: горох, фасоль, настурция и подсолнечник — хороший выбор.
  • Сумки на молнии. Убедитесь, что они достаточно велики, чтобы вместить цветочные горшки.

Заполните горшки исходной смесью для семян примерно на 1 ½ дюйма (4 см) от верха исходной смесью для семян. Установите горшок на блюдце и смочите смесь водой.

Поместите два или три семечка в центр каждого горшка и засыпьте семена слоем почвы примерно 1–1 1/2 дюйма (2,5–4 см). ПРИМЕЧАНИЕ : если вы выбираете более мелкие семена, чем предложенные здесь, отрегулируйте глубину соответственно.

Поместите горшок в пакет на молнии и запечатайте его. Наблюдайте ежедневно и вынимайте горшок из пакета, как только растение появится.

Вырежьте самые маленькие или самые слабые растения, когда они достигают 8 см в высоту, оставив только один крепкий саженец.

Размножение растений с детками через черенки, деление или отводки

Черенки – Черенки, возможно, являются наиболее распространенной формой бесполого размножения. Потос и филодендрон — хорошие растения для использования, потому что у них много стеблей, и они легко укореняются в стакане воды. Сделайте черенки длиной от 4 до 6 дюймов (10-15 см) и удалите достаточное количество нижних листьев, чтобы под водой были только стебли. Когда корни достигнут длины около 8 см, пересадите их в горшок, наполненный почвой.

Деление — Вы можете продемонстрировать деление клубней с семенным картофелем. Убедитесь, что вы покупаете картофель в магазине семян. Картофель из продуктового магазина часто обрабатывают ингибиторами роста, чтобы предотвратить прорастание глазков. Разрежьте семенной картофель на части так, чтобы в каждом глазке было по крайней мере 2,5 см кубика картофеля. Посадите кусочки под 2 дюйма (5 см) влажной почвы.

Отростки – Растения-пауки и клубника развивают множество отростков, и нет ничего проще для размножения. Просто отрежьте молодые растения и посадите их в центр горшка, наполненного почвой. Будьте осторожны, чтобы не заглубить верхние части молодого растения в почву.

Последнее обновление статьи

Подробнее о Детском саду

Вы нашли это полезным? Поделитесь этим с вашими друзьями!

Вам также может понравиться…

Выращивайте новые растения и сохраняйте старые (бесполое размножение)

Что может быть интереснее, чем превратить одно растение в 30 новых, чтобы каждый из ваших учеников мог забрать их домой? Изучение техники размножения растений черенкованием позволяет вам делать именно это и знакомит учащихся с ростом растений, особенно с факторами, влияющими на развитие корней.

Материалы:

  • Подсобные растения, такие как колеусы, потос, бегонии, герани или иудеи странствующие. Вам понадобится достаточное количество растительного материала, чтобы позволить каждому учащемуся сделать по два черенка.
  • Чистые ножницы
  • Чистые пластиковые бутылки из-под воды или газировки с отрезанными верхушками
    (Примечание: резка пластика может быть сложной задачей, и ее должны делать взрослые заранее.)
  • Вода
  • Увлажненная беспочвенная почвенная смесь
  • Плотная бумага темного цвета (дополнительно)

Справочная информация:

Получение растений из черенков — это форма бесполого размножения, также называемая вегетативным размножением, которая не зависит от опыления и семян. Он производит клоны — новые растения, генетически идентичные родительскому растению, от которого были взяты черенки. И растения, и люди могут размножаться половым путем, но, очевидно, это не относится к бесполому размножению: из отрубленного пальца ноги человека не вырастает новый человек, и человек не вырастает новый палец ноги! Самыми распространенными способами бесполого размножения являются черенкование и деление:

Черенки
При черенковании удаляют часть листа, стебля или корня и помещают их в среду для выращивания, где затем развиваются другие оставшиеся части (т. е. стебель пускает корни, корень тогда вырастет стебель).

Вероятность успеха черенков обычно ниже, чем скорость прорастания семян. Для наилучших шансов на успех:

  • Отбор черенков чистыми инструментами
  • Поместите их во влажную, стерильную, незагрязненную горшечную смесь
  • Выбирайте легко укореняющиеся растения (см. таблицу ниже)

Черенки некоторых растений легко укореняются в вазе с водой, но другие сгниют до того, как дадут корни, если вы поместите их прямо в воду. Посадите эти стеблевые черенки, а также любые корневые и листовые черенки во влажную, беспочвенную горшечную смесь. В приведенной ниже таблице перечислены растения, которые хорошо растут из черенков и обеспечат вам хорошие показатели успеха даже в тяжелых условиях в классе.

Получение черенков
Подготовьте среду для укоренения перед черенкованием. Используйте чистые ножницы и убедитесь, что каждый черенок имеет длину от 4 до 6 дюймов и имеет не менее 4 листьев. У черенка удалите нижние листья и сразу же поместите его в воду или почву.

Уход за черенками
Черенкам нужна высокая влажность и теплая температура, чтобы помочь им расти. Профессионалы в питомниках используют туманные грядки, которые периодически опрыскивают черенки в течение дня, чтобы поддерживать высокую влажность. Вы можете создать аналогичный эффект, соорудив палатку из полиэтиленового пакета (поддержите палатку карандашами или палочками для рукоделия, чтобы листья не касались стенок), а затем опрыскивайте черенки в течение дня из пульверизатора, чтобы сохранить почву и воздух вокруг резки влажный, но не мокрый насквозь. Вам нужно будет поэкспериментировать, чтобы найти идеальный баланс уровня влажности в вашем классе.

Большинство растений, перечисленных в таблице ниже, укореняются в течение нескольких недель, но черенки некоторых растений могут занять недели или даже месяцы, чтобы развить недостающие части. Регулярно наблюдайте за растениями, чтобы следить за прогрессом. Появляются новые листья? Если черенок находится в воде, вы видите, как растут корни?

Завод Часть завода Среда для размножения
Колеус Стержень Вода или почва
Плющ потос Стержень Вода или почва
Герань Стержень Вода или почва
Африканская фиалка Лист или стебель Почва
Нефритовый завод Стебель или лист Почва
Английский плющ Стержень Вода или почва
Серебряный дюймовый завод Стержень Вода или почва

Подразделение
Некоторые растения растут комками, выпуская корни и/или стебли (над землей или под землей), которые затем дают новые стебли и листья. Как следует из термина «деление», как только кусты превышают свой первоначальный размер, вы можете выкопать их, разделить растение на более мелкие группы корней, стеблей и листьев и пересадить более мелкие части.

Комкующиеся растения отлично подходят для детских садов, поскольку их нужно часто делить, что дает большему количеству учащихся возможность получить опыт посадки. (Кроме того, вы можете продавать дивизии на распродажах растений, чтобы собрать деньги на поддержку сада!)

Вот несколько примеров растений, которые легко размножить делением:

Комкующиеся растения: баранье ухо, мондо-трава, лилейник, зеленый лук

Некоторые растения выращивают новые растения на надземных стеблях. Хотя у новых растений могут развиться корни, а могут и не развиться, находясь на родительском растении, вы можете легко удалить молодые растения, посадить их в почву, и новые корни появятся быстро.

Растения, дающие «детки» на надземных стеблях: паутинное или летательное растение, герань земляничная, мать-тысячник.

Какой метод использовать?
Реакция растений на разные типы бесполого размножения различна. Вы можете взять лист африканской фиалки и посадить его в почву, чтобы получить новую африканскую фиалку, но если вы посадите лист клена, вы получите сморщенный лист. Для бесполого размножения клена нужно срезать и посадить часть стебля, на которой есть 2 или 3 листовые почки.

Так как же узнать, какой метод бесполого размножения использовать для определенного растения? Вы можете обнаружить это путем проб и ошибок или поискать советы в опубликованных ресурсах. Отличным источником информации об обычных ландшафтных растениях является  Справочное руководство по размножению древесных растений: от семян к культуре тканей: практическое руководство по размножению более 1100 видов Майкла Дирра и Чарльза Хойзера. Дополнительные ресурсы доступны через поиск в Интернете.

Другие методы
Существует множество других форм бесполого размножения. Два из них, которые вы можете использовать, чтобы бросить вызов учащимся старшего возраста, — это наслаивание и культура тканей .

Размножение отводками включает в себя уговоры стебля отрастить корни, пока он еще прикреплен к материнскому растению. Это происходит естественным образом для некоторых растений, таких как черная малина, когда их стебли касаются земли и дают новые корни.

Культура тканей предполагает выращивание целого растения всего из нескольких клеток! Клетки растут на питательной среде до тех пор, пока они не дифференцироваются в лист, стебель и корневую ткань, после чего их можно будет пересадить в горшочную почву. Наборы для культивирования тканей для школьных классов доступны во многих каталогах товаров для естественно-научного образования.

Закладка фундамента:

Попросите студента подумать над следующими вопросами:

  1. Что произойдет, если отрезать человеку палец на ноге? Будет ли он расти снова? Вырастет ли он в нового человека?
  2. Что будет, если отрезать стебель от растения? Будет ли он расти снова? Что будет с обрезкой?

Исследование:

  1. Объясните учащимся концепцию вегетативного размножения и способы получения черенка.
  2. Дайте каждому учащемуся по 2 пластиковые бутылки со снятыми крышками. Попросите студентов наполнить одну из своих бутылок водой (назовите ее «ваза»). Заполните второй увлажненной беспочвенной смесью (назовем его «горшок»).
  3. Покажите учащимся, как отрезать стеблевые черенки от подвоя, а затем пусть каждый возьмет по два черенка. Используйте чистые ножницы и убедитесь, что каждый черенок имеет длину от 4 до 6 дюймов и имеет не менее 4 листьев. (Для объективного сравнения каждый учащийся должен использовать два черенка одного и того же растения.) Попросите учащихся удалить нижние листья, чтобы вы могли видеть стебель. Затем попросите их поместить один черенок в вазу и один в горшок. Примечание. Место, в котором листья прикрепляются к стеблю, называется узлом. Для многих растений узел — это место, где впервые появляются корни, поэтому убедитесь, что хотя бы один узел находится ниже поверхности воды или почвы.
  4. В вазе в воду должен быть погружен только стебель. Студентам, возможно, потребуется отрегулировать уровень воды, чтобы листья были над поверхностью. В горшке учащиеся должны вставить черенок вплотную к стенке горшка, чтобы они могли легко наблюдать за ростом корней.
  5. Ежедневно осматривайте растения, проверяйте рост корней и записывайте любые изменения. Попросите учеников добавить больше воды в свои вазы, если она опустится ниже первоначального уровня. Они также должны следить за тем, чтобы беспочвенная смесь в горшках оставалась влажной.
  6. Помогите учащимся использовать статистику или создавать графики для документирования и сравнения различных данных, таких как:
  • Количество дней между черенкованием и появлением первых корней
  • Данные о корнях — после 2-3 недель роста они могут извлечь растения из почвы и воды и использовать другие измерения для сравнения роста корней с использованием двух методов:
    — Подсчитать и сравнить количество корней на каждом черенке
    — Измерьте длину корней растений на двух черенках
    — Удалите корни и взвесьте корни, чтобы увидеть, есть ли разница между двумя черенками (для этого потребуются довольно чувствительные весы, и имейте в виду, что это, очевидно, приведет к тому, что новое растение не останется)
  1. Завершите задание, предоставив учащимся время подготовить резюме своих выводов, включая их обсуждение.
  2. После того, как укоренятся, учащиеся могут высаживать свои черенки (для тех, что выращены в воде), чтобы оставить в классе, забрать домой или подарить семье и друзьям.

Установление соединений:

Расширьте исследование, проверив влияние света на рост корней. Разделите класс пополам. Одна команда может накрыть свои горшки съемными рукавами из плотной бумаги темного цвета, в то время как другая команда накроет свои вазы. Влияет ли свет на рост корней?  

Ответвление:

Английский:  Чтобы закрепить процесс вырезания и отработать навыки общения, попросите учащихся записать инструкции о том, как брать вырезки. Инструкции могут быть написаны в форме абзаца или в виде подробного списка.

История, социальные науки или география:  Исследователи и коллекционеры растений прошлого и настоящего используют технику сбора черенков для документирования и перемещения растений по всему миру. Проведите с учащимися мозговой штурм, почему черенки являются полезным инструментом для транспортировки растений. Ознакомьтесь со статьей Министерства сельского хозяйства США об охотниках за растениями (https://www.ars.usda.gov/oc/kids/plants/story4/hunters/), чтобы начать обсуждение. Также предложите им подумать о некоторых опасностях, связанных с выведением растений в новую среду. Используйте примеры инвазивных экзотических растений в вашем районе (например, кудзу, эвкалипты, пурпурный вербейник).

Связи с местными сообществами —  Совершите экскурсию, чтобы посетить местный питомник, чтобы лично увидеть методы размножения и оборудование. Если экскурсия невозможна, свяжитесь с детским садом, чтобы узнать, может ли выступающий посетить класс для практической демонстрации.

Хотите заняться садом с детьми?

Исследуйте дополнительные ресурсы, узнавайте о возможностях финансирования, задавайте вопросы и учитесь вместе с другими садоводами в сообществе Kids Garden.