Содержание
Химический состав растений 6 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Общие сведения
Для понимания работы растительного организма необходимо знание его строения.
Все живые существа состоят из органических и минеральных веществ.
Органические вещества – сложные соединения углерода.
Неорганические (минеральные) вещества – все остальные химические соединения (вода, соли).
Вода – главное минеральное соединение, входящее в состав живых организмов.
Органические соединения растений
Важнейшие классы органических соединений:
- Белки
- Жиры
- Углеводы
- Нуклеиновые кислоты
Они используются для запасания энергии, построения тела растения, передачи наследственной информации.
Отличия в содержании веществ
Различные органы различных растений содержат неодинаковое количество минеральных и органических соединений. Так, в листьях капусты воды до 90%, а в плодах огурца – до 96%. А созревшие семена растений содержат 5-15% воды. Больше всего минеральных солей в листьях (10-15%) и стеблях (4%).
Ткани растений богаты углеводами: целлюлоза, крахмал, сахароза, фруктоза и др.
Одни и те же части растений разных видов могут иметь разный химический состав. Так, зерновки пшеницы содержат в 2 раза больше воды, чем семянки подсолнуха (см. Рис. 1). А органических веществ в семянках подсолнуха больше.
Рис. 1. Семянка подсолнуха
Во всех семенах растений органических веществ больше, чем неорганических. Это связано с тем, что для развития зародыша необходимо много энергии, которая содержится в органических веществах. А воду и минеральные вещества зародыш получает из почвы.
В плодах пшеницы (см. Рис. 2) белков 13%, углеводов 69%, жиров 2%. В семенах подсолнуха белков 26%, углеводов 16%, жиров 44% и более.
Рис. 2. Плоды пшеницы
Витамины
Витамины – органические вещества, которые вырабатываются организмами. Наш организм не способен к их выработке, а растительный способен. Поэтому для их получения нам необходимо потреблять растительную пищу.
В случае недостаточного потребления витаминов у человека развиваются авитаминозы, приводящие к различным заболеваниям.
Недостаток какого-либо вещества в растительной клетке приводит к замедлению роста растения, нарушению нормального развития, гибели.
Значение веществ растений для человека
Человек использует вещества, содержащиеся в организмах растений.
Для получения круп и муки, богатых углеводами, выращивают пшеницу, кукурузу (см. Рис. 3), гречиху.
Рис. 3. Кукуруза
Семена бобов, сои, чечевицы и др. богаты белками.
Подсолнечник, соя, рапс, оливы (см. Рис. 4) используются для получения пищевых растительных жиров. Это масличные растения.
Рис. 4. Плод оливы
Лен, хлопчатник (см. Рис. 5), конопля используются для получения технических масел.
Рис. 5. Хлопчатник
Также растения используют для получения натурального каучука, спирта, скипидара и др. Растения служат сырьем для медицинской и косметической промышленности. Их используют для изготовления кремов, мазей, сиропов, настоек и других лекарственных препаратов.
Химический состав растений
Положите в пробирку кусочки корня, листьев, стеблей или несколько семян растения. Нагрейте на медленном огне. Посмотрите, что появилось на стенках пробирки.
Возьмите кусочек теста. Оно приготовлено из муки, приготовленной из семян растений. Таким образом, оно имеет сходный с семенами растений химический состав. Положите кусочек теста в плотный мешочек, свернутый из нескольких слоев марли. Налейте в стакан воды и промойте в ней мешочек с тестом. В марлевом мешочке останется богатая белками клейковина. В стакан с оставшейся после промывания теста мутной водой добавьте 2-3 капли йода. Капните йодом на срез клубня картофеля. Опишите наблюдения в обоих случаях.
Положите на белую бумагу семена льна, подсолнечника или других масличных культур. Раздавите их. Что появилось на бумаге? К какому классу органических веществ оно относится?
Сделайте вывод об основных классах органических веществ, входящих в состав растений.
Нагрейте высушенные части растений на металлической пластинке. Постепенно органические вещества начнут сгорать – части обуглятся, появится дым. В итоге останется зола – несгорающие минеральные вещества.
Сделайте общий вывод о веществах-компонентах растения. Запишите его.
Растительные яды
2 важных класса органических веществ растений: алкалоиды и гликозиды. Названия происходят от латинских названий растений, из которых те впервые были получены. Человек употреблял растения, содержащие алкалоиды и гликозиды задолго до открытия этих веществ. Так, эфедра двуколосковая (см. Рис. 6) и опийный мак использовались в медицине.
Рис. 6. Эфедра двуколосковая
Растения, содержащие алкалоид стрихнин, использовались индейцами для отравления стрел.
Экстракты многих растений, содержащих гликозиды, сильно действуют на сердце, и использовались еще в античной медицине для возбуждения сердечной деятельности.
Многие растительные яды до сих пор используются в медицине, например атропин, который используется в офтальмологии.
Знаете ли вы, что…
Из камбия сосны получают заменитель ванили – ванилин. Из смолы хвойных деревьев получают канифоль, скипидар и сургуч. Кора дуба или ивы используется при дублении кожи.
Из чернильных орешков (см. Рис. 7) – паразитов листьев дуба получали чернила в XIX веке.
Рис. 7. Чернильные орешки
Список литературы
- Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
- Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
- Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Biolicey2vrn.ucoz.ru (Источник).
- Lechebnik.info (Источник).
- Riums.ru (Источник).
Домашнее задание
- Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 156, задания и вопросы 4, 5 (Источник).
- Из каких веществ состоят растения?
- Назовите основные классы органических веществ. Какова их функция?
- * Подготовьте небольшое сообщение о химическом составе лекарственных растений. Поделитесь этой информацией со своими друзьями, родственниками.
Диктанты 3 класс по Русскому Языку
Категория «Диктанты»
Диктант «Осенний лес»
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 1 четверть / Предложение
Задание
- 221 196
Категория «Диктанты»
Диктант «Любители мастерить»
Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка-сестричка! Какие чудные ежиха и козлёнок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 1 четверть / Слово в языке и речи
Задание
- 87 842
Категория «Диктанты»
Диктант «Пернатые друзья»
Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 1 четверть / Безударные гласные в корне слова
Задание
- 102 495
Категория «Диктанты»
Диктант «Весной»
Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли.
Диктанты 3 класс / Итоговые диктанты за 3 класс
Задание
- 107 112
Категория «Диктанты»
Диктант «Лакомства для зверей»
Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.
Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград. Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 4 четверть / Глагол
Задание
- 78 932
Категория «Диктанты»
Диктант «Весенняя вода»
Над водой пронеслась стая перелётных птиц. Они радостно встречали весну.
Но много бед жителям леса несёт вода. Солнце растопило снег. Вода хлынула в жилища. Жить там стало опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Вот низкий куст. Он широко раскинул ветки. Мышь прыгнула на куст и замерла. Трудно и зайцу. Он жил на островке. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 4 четверть / Глагол
Задание
- 66 941
Категория «Диктанты»
Контрольный диктант «Луковица с радостью»
Папа привёз мне с юга большую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость. Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький желтый торчок. Мы поставили горшочек на окно. И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней. И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок – живой по-настоящему.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 4 четверть / Местоимение
Задание
- 46 263
Категория «Диктанты»
Контрольный диктант «Май»
Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Горячее солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя появилась зелёная травка4. Синие, жёлтые, красные цветы подняли головки. С каждым днём земля надевает новый пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе и на сирени.
Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего вечера на разные голоса поют свои песни птицы. Среди них ты легко узнаешь голос1 соловья. Как красиво он поёт! Пришла3 настоящая весна3.
Диктанты 3 класс / Итоговые диктанты за 3 класс
Задание
- 110 027
Категория «Диктанты»
Диктант «Весна»
Наступила ранняя весна. Яркое весеннее солнце освещает землю. Воздух теплый. Затрещал на реке синий лед. Зажурчал в овраге говорливый ручеек. Выглянула нежная травка. Появились клейкие листочки на березках. Уже прилетели шумные грачи. Они поправляют гнезда на деревьях. Детвора радостно встречает пернатых друзей. Ребята мастерят птичьи домики. Скоро в них запоют весёлые скворцы.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 4 четверть
Задание
- 43 560
Категория «Диктанты»
Контрольный диктант «Весеннее утро»
Как хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 3 четверть
Задание
- 126 609
Категория «Диктанты»
Диктант «Друзья»
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом. Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 2 четверть / Имя существительное
Задание
- 103 902
Категория «Диктанты»
Диктант «Ранняя весна»
Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 3 четверть / Имя прилагательное
Задание
- 101 306
Категория «Диктанты»
Диктант «На речке»
Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 2 четверть / Имя существительное
Задание
- 58 437
Категория «Диктанты»
Диктант «Вокзал»
Вокзал — это большой вход в город. Собрался человек уехать из города. На вокзале ему всё расскажут. Там в справочном бюро дают справки. Когда поезд? Какой это поезд – местный или дальнего следования? Где купить билет? Куда сдать багаж? Где находится багажный вагон? Где можно укрыться от яростного ветра и ненастной погоды? Здесь объявляют приезд и отъезд поездов. Здесь много радостных встреч!
Диктанты 3 класс / Итоговые диктанты за 3 класс
Задание
- 22 862
Категория «Диктанты»
Диктант «Цветочные часы»
По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия. Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма. Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 4 четверть / Глагол
Задание
- 45 499
Категория «Диктанты»
Диктант «Подъём в гору»
Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов. Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъём становится всё круче. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке.
Взгляду открылся интересный вид. На утёсе орёл съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 2 четверть / Состав слова
Задание
- 34 982
Категория «Диктанты»
Диктант «Весна»
Весна долго не открывалась. В апреле стояла ясная морозная погода. Днем под лучами солнца тихо таял снег. Вдруг резко потянуло теплым ветром. Окрестности окутались густым молочным туманом. Мутным потоком полились воды. С яростным треском ломались на реке гигантские льдины. Поздно вечером туман ушел. Небо прояснилось. Утром солнце съело тонкий лед. В теплом весеннем воздухе залились чудным хором жаворонки. Высоко в небе пролетели с радостным криком журавли и гуси. Пришла настоящая весна.
Слово в языке и речи / Состав слова
Задание
- 46 635
Категория «Диктанты»
Контрольный диктант «Зимний день»
Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят красивые птички. Смотрю на птиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка, словно галстучек повязала. Будто жилет синица надела. Хороша птица! Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 2 четверть
Задание
- 67 002
Категория «Диктанты»
Диктант «Поздняя весна»
Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца светят над полями, ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка, первые цветочки. На березах и тополях набухли почки. В лесу запахло березовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зеленые язычки. Хорошо весной!
Птицы поют свои веселые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают пушистые синички. Все рады весне!
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 3 четверть
Задание
- 39 843
Категория «Диктанты»
Диктант «Осенью»
Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Диктанты 3 класс / Входной диктант 3 класс
Задание
- 67 015
Категория «Диктанты»
Диктант «Хлеб»
Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.
Диктанты 3 класс / Входной диктант 3 класс
Задание
- 43 341
Категория «Диктанты»
Диктант «Осень в лесу»
Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 1 четверть / Предложение
Задание
- 91 648
Категория «Диктанты»
Контрольный диктант «Осенью»
Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 1 четверть
Задание
- 56 791
Категория «Диктанты»
Диктант «Ноябрь»
В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 2 четверть / Состав слова
Задание
- 52 274
Категория «Диктанты»
Диктант «Прощание с осенью»
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Диктанты 3 класс / Диктанты 3 класс 1 четверть
Задание
- 53 120
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
- 57″>
Парс, член монотеистической секты зороастрийского происхождения
давить, оказывать давление на что-либо
соединяет слой, который окружает структуру
Парис (греческая мифология) князь Трои, похитивший Елену у ее мужа Менелая и спровоцировавший Троянскую войну
Парс, член монотеистической секты зороастрийского происхождения
Род типа Parus семейства Paridae
парадокс утверждение, которое противоречит самому себе
91″>рожавшие, родившие одного или нескольких жизнеспособных детей
редкие негустые или обильные
Parousia новое явление Иисуса как судьи для Страшного Суда
голая задница (используется неформально) полностью раздетая
пареве, не содержащие мяса или молока (или их производных), которые можно есть как с мясными, так и с молочными блюдами в соответствии с диетическими законами иудаизма
парез легкий или частичный паралич
26″>Варезе Композитор США (родившийся во Франции), чья музыка сочетает диссонанс со сложными ритмами и использованием электронных приемов (1883-1965)
паразит животное или растение, обитающее в хозяине или на нем
предположить, что это так или быть правдой
пародировать композицию, имитирующую или искажающую стиль
разобрать проанализировать структуру предложения
пэресс женщина из британского звания пэра
Parazoa Многоклеточные организмы, имеющие менее специализированные клетки, чем у Metazoa; включает единственный тип Porifera
Rootcast: последнее слово | Член
Латинское корневое слово fin означает «конец», как «граница» или «предел».
Все студенты знают, что экзамен fin al сдается в «конце» курса. Точно так же все те, кто идет на музыкальный концерт, знают, что fin эль знаменует собой «конец» композиции. Когда вы вступаете в гонку, линия fin ish отмечает ее «конец».
То, что имеет размер fin ite, вообще не имеет «конца». Идея fin заключается в том, что для него нет никакого «конца» или «предела»! В то время как в fin ity указывает на непостижимо безграничный размер, что-то, что не имеет «конца» того, насколько малым оно может быть, в fin itesimal. Однако когда что-то имеет размер con fin ed, оно имеет основательный «конец», поскольку вокруг него установлена «граница».
Итак, что такое fin ition? Словарь de fin ition отмечает «конец» или «предел» значений, которые имеет данное слово! Если описание чего-либо является неопределенным fin ite, с другой стороны, у него нет видимого «конца» или «границы», и поэтому он неясен.