Растения животные человек грибы это: Особь и вид. Царства организмов — урок. Биология, 5 класс.

Тесты к урокам по окружающему миру (2 класс)

Подготовила

учитель
начальных классов

Мироненко
Лариса Викторовна

 

Тесты

Окружающий мир

2 класс

 

1. Что тебя окружает?

1.Природа бывает

живая и неживая

живая и мертвая

живая ,неживая и сделанная руками человека

 

2.  Закончи высказывания:

Птицы — это животные, а травы — ………

Деревья – это растения, а рыбы — ………..

 

3. Отметь верное высказывание:

Солнце, камни, песок, грибы, дождь, ветер –
неживая природа

Растения, животные , грибы, люди, машины –
живая природа.

Птицы, земноводные, рыбы, звери, пресмыкающиеся,
насекомые – это животные.

 

4. Отметь  слова, обозначающие то, что
относится к неживой природе.

    Цветок       луна            
дождь          лед

    камень       машина       
глина           песок

    птица          рыба            снег            
солнце

 

5. Отметь  те предметы, которые созданы руками
человека.

Гриб                                   дом

Дерево                               комар 

Заяц                                 
самолет

 

6.Раскрась зеленым цветом , если это объект
природы, красным – если это изделие.

Телевизор            радуга                
стул                           дождь

Мухомор              книга                 
ананас                        камень

 

7. Соедини  → части предложения

Машины, здания, посуда, вода, лед

 

Окружающий мир

 

Семья, класс, компания друзей,

компания друзей

 

 

 

Сделано руками человека

 

Все, что находится вокруг нас на планете 
Земля

 

Общество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


8. Найди и исправь ошибки:

  • Солнце восходит рано, заходит поздно. День
    длинный, ночь  короткая. Это – зима.
  • Солнце восходит поздно, заходит рано. День
    короткий, ночь длинная. Это – лето.
  • День заметно прибывает. Это — осень.
  • День заметно убывает. Это- весна.

 

9.Отметь правильный ответ.  Сколько дней в
неделе?

    6 дней

     31 или 30 дней

    7 дней

 

10.Отметь правильный ответ. Сколько недель в
месяце?

  12 недель

  4 недели

  4 или 5 недель

 

11. Отметь правильный ответ. Сколько месяцев в
году?

Много месяцев

4 или 5 месяцев

12 месяцев

 

12. Отметь правильный ответ. Сколько времен
года?

3 времени года

12 времен года

4 времени года

 

13. Отметь ошибочный ответ.

Дни недели: понедельник , вторник, среда,
суббота, четверг, пятница, воскресенье

Дни недели: понедельник , вторник, среда,
четверг, пятница, суббота, воскресенье

 

14. Отметь верные   ответы

Воздух, вода, растения, животные, человек –
это природа

Воздух, вода, камни, песок – это не природа.

Самое разумное существо на Земле – это
дельфин.

Самое  разумное существо на Земле – это
человек.

 

15* Закончи предложения:

  • Воздух, вода, растения, животные и человек
    –это ……………………………..
  • Воздух, вода, камни, песок –
    это…………………………………………………
  • Растения, животные, человек – это
    ……………………………………………..
  • Человек  живет не только среди природы, но и
    ………………………………..
  • Самое разумное существо на Земле – это
    ………………………………………

 

16. Что такое природа?

 человек, растения, животные, солнце в небе,
моря  и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы.

солнце, Земля, воздух, вода, человек,
растения, животные, грибы и микробы

 карандаши, тетради, парты, здание школы.

 

17. Что относится к живой природе?

земля, воздух, вода, человек и всё то, что
сделано его руками.

Солнце, небо, облако, Земля, камни, вода, дождь,
снег.

человек, животные, растения, грибы, микробы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Кто ты такой?

1. Отметь правильный ответ.  У человека

2 органа чувств

6 органов чувств

5 органов чувств

 

2.Проведи линии правильно

глаз                         холод, тепло,
боль

нос                          вкус 

ухо                          зрение

кожа                        слух

язык                         запах

 

3. Отметь правильные ответы:

Обоняние-это различение запахов

Орган обоняния – кожа

Кожа позволяет нам осязать предметы,
чувствовать их свойства

 

4. Отметь правильный ответ:

Осязание-это  различение запахов

Орган осязания- кожа

Холод, тепло, боль мы ощущаем с помощью глаз

 

5. Отметь правильные ответы:

Здоровье – это правильная, нормальная работа
всего организма.

Чтобы меньше болеть, нужно очень тепло
одеваться.

Чистить зубы нужно утром и вечером

 

6. Отметь  ошибочные ответы:

Если болит живот, нужно поставить грелку

Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по
телефону «03»

Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по
телефону «02»

Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по
телефону «01»

 

7. Отметь верные утверждения:

Если несильно обожжена рука или нога – нужно
помазать мазью.

Если обморожены руки, ноги, нос или уши –
потри их снегом.

Если обморожены руки, ноги, нос или уши-
зайди в ближайшее теплое помещение и    наложить согревающую повязку..

 

8. Отметь верные утверждения:

Из носа идет кровь – прижми ноздрю пальцем с
ватой

Из носа идет кровь – положи на переносицу
мокрый холодный носовой платок

Из носа идет кровь – запрокинь голову назад.

 

9. Отметь верные высказывания:

Телевизионные передачи нужно смотреть 3 часа
в день

Телевизионные передачи модно  смотреть не
более 1 часа в день

Можно одновременно смотреть телевизор и
читать книгу.

 

 

 

10.Отметь верное высказывание:

Культурный человек тот, который занимается
физической культурой

Культурный человек много знает, умеет,
выполняет правила приличного поведения, ведет себя вежливо.

 

11.Перед тем как приступить к выполнению
домашнего задания, надо

включить телевизор и радио

проверить, хорошо ли освещено рабочее место

проветрить комнату

собрать на рабочем столе все учебники,
тетради, игрушки.

 

12.Для чего организму нужно питание? Отметь
правильные ответы

для хорошего самочувствия

для роста и развития организма

для борьбы с болезнями

чтобы не пропадали продукты питания

для повышения выносливости и активности

 

13. Отметь верные ответы:

организму для роста и развития нужны белки,
жиры и углеводы

чтобы не болеть, нужно соблюдать режим дня

без витаминов человек может прожить

для здоровья полезно есть жареную пищу

 

14. Отметь верные ответы:

Шиповник, облепиха, мясо, чёрная смородина
богаты витамином С

Шиповник, облепиха, чёрная смородина богаты
витамином С

Слово «витамин» происходит от латинского
слова «вита», что озачает «жизнь»

 

15.Что полезно для здоровья?

Полезно есть много жирной, солёной и острой
пищи.

Есть овощи и фрукты

Полезно есть много сладостей

Есть отварную, а не жареную пищу

 

16. Умеешь ли ты есть? Отметь верное
высказывание:

столовой ложкой едят жидкую пищу: суп,
кисель, кашу, варенье

вилкой едят все, что хочется

ножом режут ту пищу, которую нельзя отделить
с помощью вилки

 

17.Умеешь ли ты есть? Отметь верные
высказывания:

мой руки перед едой

ешь быстро

губы и руки вытирай рукавом

не размахивай руками во время еды

во время еды расскажи соседу последние
новости

 

18.   Отметь верные ответы:

предусмотрительный человек тот, кто смотрит
телевизор

предусмотрительный человек – осторожный
человек, всегда представляет то, что может случиться, если поступить именно так

человека, который проявляет интерес к
чему-либо называют любознательным

осторожный человек, значит трусливый, он
всего боится

осторожный человек знает, как избежать
неприятностей

 

19. Каких знаков дорожного движения не бывает?

Предупреждающие

Запрещающие

Предписывающие

разрешающие

 

20. Отметь правила безопасного поведения

не играй со спичками

расскажи всем ребятам во дворе о том, где 
хранятся ценности в вашей квартире

играй на крыше подъезда, на деревьях,
чердаках

приглашай домой малознакомых детей и взрослых

соблюдай правила дорожного движения

не садись в машину и не заходи в лифт с
незнакомыми людьми

 

21*  Напиши полное имя и отчество

Вовы, если его папу зовут Иван

_____________________________________________________

Лены, если ее папу зовут Пётр

_____________________________________________________

 

22* Соедини стрелкой начало и конец пословицы

Не красна изба углами,
а                             добрых хозяев слушай.

Хлеб-соль
кушай,                                         крестьянская еда.

Хлеб да
вода                                                 красна пирогами.

Лук семь недуг лечит,
а                               пироги на стол.

Гости в дом                                                   чеснок
семь недуг изводит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Кто живёт рядом с тобой?

1.Какое условие не является признаком семьи?

Живёт в одной квартире

Занимается домашним хозяйством

Имеет животных

Распределяет деньги на покупки

Вместе отдыхает, проводит свободное время.

 

2.*У  Саши большая семья. У него есть старший
брат и младшая сестра, бабушка и дедушка. С ними живёт бабушка его мамы     и
тётя его папы. Сколько поколений в семье Саши?

Подчеркни правильный ответ:    4, 7, 5.

 

3.Закончи предложения:

Папин папа – это  ……………………………………

Внучка – это дочка сына или -………………………

Бабушка–   это  мама мамы или — …………………..

Тётя – это сестра мамы или — ………………………..

Дядя – это брат мамы или –…………………………

 

4.Соедини части пословиц:

Не красна изба углами                        
поживут и люди для тебя

Семья                                                    
а красна пирогами

Поживи для людей                              
крепка ладом

 

5. Соедини части пословиц

    Друг за дружку держатся         себя не
щадить

    Дружбу водить                          да
лежать не велит

    Долг невелик                            
ничего не бояться

 

6.*  Все женщины в семье Смирновых умеют
вязать. Бабушка Люся из семьи Смирновых. Значит,…

 

7.*  Напротив Олега сидят Петя и Ира. Напротив
Пети – 2 человека, и напротив Иры – 2 человека. Сколько всего сидит людей?

 

8.*  Угадай шифр и разгадай поговорку (буквы
менять местами не нужно).

       Акперк  яьмес   модал.   
____________________________________________________ 

 

9.*Запиши как можно больше названий
родственников: мама, папа………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………..

 

10.Зачем люди придумали правила культурного
человека?

  чтобы всем было приятно разговаривать друг
с другом

  чтобы у всех ладились дела

  чтобы не болеть

  было всегда хорошее настроение.

 

 

 

 

11.Каких  правил бывают?

     Отношения к …………………… 

     Отношения к ……………………

     Отношения к…………………….

 

12. Каких  правил не бывает?

      Отношение к …………………

      Отношение к …………………

      Поведение на ………………..

 

12. Отметь правила культурного человека в
театре

Верхнюю одежду сдают в гардероб

В зрительный зал входят до начала
представления

Проходят на своё место лицом к сидящим.
Проходить к ним спиной некультурно.

 Во время представления можно есть чипсы и
пить напитки.

 

13. Отметь правила культурного человека в
театре

 Проходят на своё место спиной к сидящим

Есть в зрительном зале во время спектакля
неприлично

Во время спектакля можно разговаривать, чтобы
обсудить увиденное

После спектакля принято аплодировать. Так
благодарят актёров за их работу.

 

14.Отметь правила дружбы:

 храни секреты друга

 радуйся успехам друга, поддерживай друга,
когда у него неприятность

  завидуй   другу

 

14.Отметь правила дружбы:

Извинись, если обидел друга, предложи
помириться

Расскажи всем о том, что не получается у
твоего друга

Старайся замечать только хорошее в людях.

 

15.Допиши предложения, пользуйся словами для
справок

Движения мышц лица- это ___________________

Движения рук, ног, тела — ____________________

Слова для справок
:    мимика,   жесты

 

16. Соедини части пословиц

Поживи для людей                          себя
не щадить.

Друг за дружку держаться              поживут
и люди для тебя.

Дружбу водить                                
ничего не бояться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мы
жители Земли.

1.Соедини правильные ответы:

голубые и белые                         тёплые

жёлтые                                        
самые горячие

оранжевые и красные                холодные

 

2.Укажи правильный ответ. Метеоролог, это:

 тот, кто изучает планеты и звёзды

 тот, кто предсказывает погоду

 старый мудрый человек, которого все уважают

 

3. Укажи правильный ответ. Астроном, это:

 тот, кто изучает
планеты и звёзды

 тот, кто предсказывает
погоду

 старый мудрый человек, которого все уважают.

 

4.Отметь правильный ответ. В Солнечную систему
входит:

 3  планеты

 9  планет

  12 планет

 

5.Отметь правильный ответ. В Солнечную систему
входит:

  3  планеты

  9 планет

 12  планет

 

 

6.Отметь правильный ответ:

 Земля-пятая из десяти планет, вращающихся
вокруг Солнца.

 Земля-третья из девяти планет, вращающихся
вокруг Луны.

 Земля-третья из девяти планет, вращающихся
вокруг Солнца.

 

7.Отметь ошибочные ответы:

 Земля-пятая из десяти планет, вращающихся
вокруг Солнца.

 Земля-третья из девяти планет, вращающихся
вокруг Луны.

 Земля-третья из девяти планет, вращающихся
вокруг Солнца.

 

8.Без чего невозможна жизнь на Земле?

 Воды

 Растений

 Воздуха

 Света

 Тепла

 

9. Без чего невозможна жизнь на Земле?

 животных  

  Воды

 Воздуха

 Света

 Тепла

 

 

10.Соедини части пословиц:

Солнце встаёт.                                      всем
принесло радость

Солнце встало
—                                    никогда не обидит.

Солнце, как родная матушка,              так и
день настаёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Животные

 

1.Докажи, что  животное- живое существо.
Дополни недостающие признаки

 

  • Рождается
  • Дышит
  • …………….
  • …………….
  • …………….

2. Заполни схему. Перечисли царства живой
природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Приведи примеры животных каждого царства

  • ………………………………………………………………………………
  • ………………………………………………………………………………
  • ………………………………………………………………………………
  • ………………………………………………………………………………

4.  Соедини название животного и подходящее по
смыслу слово.

Волк                                       
всеядные

Медведь                                 
зерноядный

Хомяк                                     травоядный

Заяц                                         хищный.

 

5. Напиши название группы животных:

Шесть ног, летают или ползают — …………………………………

Тело покрыто чешуёй, живут в воде, плавают —
…………………….

Тело покрыто перьями, две ноги, большинство
летают — ………………………….

Тело покрыто шерстью, четыре ноги —
……………………………………………….

 

5. Напиши название группы животных по названию
пищи, которую они употребляют.

Питаются только растениями — …………………………………………

Питаются только другими животными —
………………………………

Питаются животной и растительной пищей —
…………………………….

В питании преобладают семена растений —
……………………………….

Слова для справок:
всеядные, зерноядный , травоядный, хищный.

                                     

  6.  Перечисли названия частей гриба:

………………………………

………………………………

………………………………

7. Отметь правильный ответ:

       Все бактерии вредные

       Бактерии бывают полезные и вредные для
человека.

       Грибы —  это растения, потому что они
не похожи на животных

       Грибы – особое царство природы/

 

8. Подчеркни «лишнее» слово. Объясни свой
выбор.

Заяц,  ёж, лиса, шмель.

Трясогузка, паук, скворец, сорока.

Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

Пчела, стрекоза, пеликан, оса.

Кузнечик, божья коровка, синица, комар.

Таракан, муха, пчела, майский жук.

Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

 

9. Выдели «лишнее» слово. Объясни свой выбор.

Лиса, медведь, заяц, дятел.

Сорока, белка, клёст, синица.

Волк, ёж, конь, лиса.

Заяц, кот, кролик, собака.

Бельчонок, лисёнок, медведица, волчонок.

Лиса, волк, заяц, белка.

Медведь, заяц, лиса, волк.

 

10.  Подчеркни слова, которые показывают, для
чего белке нужен хвост.

Для красоты,  для тепла,  отпугивать
насекомых,  заметать следы,  вместо парашюта.

 

11. Кроссворд «Звери». Подбери на каждую букву
слова «звери» названия диких и домашних зверей, состоящих из  четырёх букв.

 

З

 

 

 

В

 

 

 

Е

 

 

 

Р

 

 

 

И

 

 

 

 

12. Соедини части пословиц.

 

Сколько волка ни корми,           по – волчьи
выть.

С волками жить –                       а он
все равно в лес смотрит.

Лиса живёт хитростью,             ножки
отбить.

Белку ловить —                            а
заяц прыткостью.

 

13*. Угадай животное по его корму.

Они очень любят обгрызать кору деревьев и
кустарников. Просто жить без этого не могут.

 

 И они тоже грызут всё, что им по зубам, —
грибы, шишки, корешки разные. Поэтому они и называются грызунами.

                         

 

Это хищник. Но охотится он не так уж часто.
Его меню – орехи, ягоды, рыба, мелкие зверьки. Может отыскать грибы, выкопать
из земли корешки растений. Встретив в  лесу заросли малины,  будет есть ягоды.
А найдёт гнездо диких пчёл – с большой охотой примется за мёд.

 

14. Распредели животных по группам в таблице:

Стрекоза, муха, журавль, крот, заяц, рысь,
орёл, муравей, бабочка, лось, сойка, муравьед, осетр, сом, щука, медведь, бобр,
страус, карась.

 

Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Запиши названия животных в два столбика.

Лиса, ёж, овца, мышь, волк, лошадь, собака, паук,
корова, курица, кабан.

______________________                  
________________________

______________________                  
________________________

______________________                  
________________________

______________________                   ________________________

______________________                  
________________________

 

16. Напиши, кто как готовится к зиме.

Медведь — …………………………………

Ласточка — …………………………………

Заяц — ……………………………………..

Белка — ……………………………………

Ёж — ………………………………………

Лягушка — ………………………………..

 

17. Как называется наука о животных?

 

 ботаника

 зоология

 астрономия

 

18. Допиши названия детёнышей животных

Овца, баран — …………………………….

Корова, бык — …………………………….

Лошадь, конь — …………………………..

Кабан, свинья — ………………………….

Коза, козёл — …………………………….

Курица, петух — …………………………

Кролик, крольчиха — ……………………

Собака, пёс — ……………………………

Утка, селезень — ………………………..

Гусь, гусыня — …………………………..

Индюк, индюшка — ……………………..

19. Животные  — это …

 и птицы, и звери, и
насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и черви.

 и птицы, и звери, и
насекомые, и рыбы, и ящерицы, и змеи, и черепахи, и лягушки, и растения, и
грибы, и микробы

 и человек, и птицы, и
звери, и насекомые, и рыбы, и растения, и грибы, и микробы

 

20. Подчеркни животное , которое относится к
рыбам

Дельфин,  бегемот,  карп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Растения.

1. Перечисли органы растения:

  • …………………..
  • ……………………
  • …………………..
  • ………………….
  • ………………….

2. Соедини стрелочкой, к каким группам
относятся растения

                                          
одуванчик

Водоросли                         роза

Мхи                                   
лиственница

Папоротники                     морская
капуста

Хвойные                            клён

Цветковые                         кедр

                                          
Сосна

 

3. Что растения получают из почвы?

 перегной, песок, глину

остатки растений и животных

воздух, воду, соли.

 

4. Подчеркни названия хвойных растений одной
линией, цветковых растений – двумя линиями.

Сосна,  одуванчик, роза, смородина, ель,
яблоня, можжевельник.

 

5. Какое важное вещество образуется в листе
вместе с питательными веществами?

 азот

углекислый газ

 кислород

 

6. Запиши ответ одним словом:

Из какого органа растения образуются плоды?
………………………………………………………….

Назови орган растения, который растет вверх
………………………………………………..

Какой орган растения растет вниз , находится в
почве……………………………………….

Части растения, которые находятся в плодах. Ими
растение размножается…………………

Какой орган образуется из цветка
………………………………………………………………

Части растения, которые  растут на побегах. С
их помощью растение питается и дышит……………………………

 

7. Напиши признаки жизни растений:

Растение

 

 

 

 

 

 

 

 


8. Укажи группу растений, к которой относятся
только хвойные деревья.

 кедр, дуб, тополь

ель, сосна, лиственница

можжевельник, береза, ольха

 

9. Укажи группу растений, к которой относятся
только лиственные деревья.

клён, липа, осина

можжевельник, лиственница, тополь

ель, дуб, яблоня.

 

10. Как называется наука о растениях?

ботаника

зоология

астрономия

 

11.Какие растения относятся только к
дикорастущим растениям?

груша, яблоня, слива

можжевельник, папоротник, дуб

мох, вишня, рябина

 

12. Какие растения относятся только к
культурным растениям?

 вишня, крыжовник, смородина

ель, сосна, тополь

пихта, папоротник, жимолость

 

13. Вспомни текст из учебника и допиши
предложения.

Дуб живёт до …………..лет , а берёза ……..лет.

Липа живёт дольше, а рябина живёт столько же,
сколько  ………………..  .

 

14. Отметь правильный и полный ответ. Объясни
свой выбор.

Для  роста растению нужны:

 тепло, воздух,
вода………………………………………………………………………….

тепло, воздух, свет, вода,
почва…………………………………………………………….

 

  

Как животные и растения переживают зиму. Отрывок из бестселлера The New York Times — Сноб

«Подростком я жил на западе штата Мэн и читал книги Джека Лондона о суровых людях и выносливых животных в морозных северных лесах. Грезя об их мире, я совершал вылазки в лес на снегоступах и только радовался, если кругом бушевала буря», — так начинает свою книгу профессор биологии Вермонтского университета Бернд Хайнрих. Автор рассказывает о том, как эволюционные механизмы и необычные стратегии помогают животному миру переживать холода. В августе книга «Зима. Секреты выживания растений и животных в самое суровое время года» впервые выйдет на русском. С разрешения издательства «КоЛибри» «Сноб» публикует первую главу 

Фото: Matt Nelson /Unsplash

Микроскопические живые организмы возникли около 3,5 млрд лет назад, в докембрийский период, — в истории жизни это была первая и самая длинная глава, охватывающая около 90% всего геологического времени. Какой была Земля, когда появились микроорганизмы, неизвестно, но мы знаем, что в какой-то момент здесь было жарко, как в аду, а в атмосфере не было кислорода. Древние микроорганизмы, вероятно, синезеленые водоросли или организмы, подобные бактериям, изобрели фотосинтез, чтобы получать энергию из солнечного света. В качестве пищи они извлекали из воздуха углекислый газ, а в качестве отходов выделяли кислород, который в дальнейшем изменил атмосферу и, как следствие, климат. Они разработали ДНК для хранения информации, придумали половое размножение, обеспечившее изменчивость для естественного отбора, — и вот стартовала эволюция, ход которой нескончаем и часто непредсказуем.

Молекулярная дактилоскопия предполагает, что сегодня все живое на Земле происходит от одного и того же предка, сходного с бактериями. Этот предок в конце концов породил три основные существующие сегодня ветви живого — архей, бактерий и эукариот (эукариоты — это организмы, клетки которых содержат ядро, в том числе простейшие, водоросли и другие растения, грибы и животные).

Остатки первых бескислородных живых организмов древности, вероятно, дошли до нас слабо изменившимися. Считается, что это потребляющие серу бактерии, которые сегодня живут лишь в немногочисленных оставшихся местах с древними условиями обитания, для человека невыносимыми. В число таких сред обитания входят горячие источники и глубоководные термальные выходы, где с океанского дна поднимается вода температуры 300°C (она остается жидкой и не превращается в пар, потому что на глубине около 3600 метров находится под большим давлением). Один из видов, проживающих на краю таких горячих водяных скважин, — это Pyrolobus fumarii, этот представитель архей активен при температуре от 90°C и выдерживает температуру 113°C. По мере того как Земля остывала, появились новые среды обитания, и от этих или похожих видов произошли новые одноклеточные, а затем и многоклеточные организмы, которые стали заселять появляющиеся более прохладные места.

Много позже некоторые клетки покинули среду обитания своих предков другим способом: они проникли в другие клетки, обнаружили, что условия здесь благоприятны для выживания, и приспособились к ним. В конце концов у таких исходно паразитических организмов с хозяевами установились отношения сотрудничества, или симбиоза. В итоге эти связи оказались взаимовыгодными, а судьбоносной среди них, пожалуй, оказалась та, в рамках которой некоторые докембрийские зеленые водоросли стали успешно расти внутри других клеток и в результате превратились в хлоропласты, а их хозяева — в зеленые растения.

Способность захватывать солнечную энергию породила многоклеточные организмы и то поразительное разнообразие, которое мы наблюдаем сегодня в живой природе. Вслед за тем, как развилась эта способность, а может быть, одновременно на клеточном уровне произошло еще одно вторжение, из паразитического ставшее взаимовыгодным симбиотическим. Благодаря растениям появился кислород, затем образовались бактерии, поглощающие кислород и энергию, и некоторые из них, поселившись внутри других клеток, превратились в митохондрии, а их хозяева стали животными. Митохондрия в клетке — это источник сил и аппарат энергоснабжения, который при наличии доступа к кислороду позволяет клетке расходовать гораздо больше энергии. В результате стала возможна эволюция многоклеточных животных. Одно из ярчайших проявлений высокого энергетического уровня, на котором существуют живые организмы за счет работы митохондрий, — это конечно же такие животные, как корольки, способные на протяжении всей северной зимы постоянно функционировать на оборотах, для нас практически невообразимых.

Митохондриальный очаг метаболизма можно раздуть, если доступно много кислорода, а можно приглушить. Жизнь — это процесс, который использует порожденную метаболизмом энергию, а главное, контролирует ее поток. Метаболизм, подобно огню, дает тепло, а тепло часто равнозначно жизни.

Для нас температура — это ощущение, измеряемое по шкале от горячего до холодного. В физическом смысле температура — это молекулярное движение, которое можно измерить термометром, поскольку чем больше движутся молекулы вещества, например ртути, тем сильнее увеличивается расстояние между ними. Мы измеряем это молекулярное расширение, когда ртуть (или какая-нибудь жидкость) в столбике перемещается вдоль откалиброванной шкалы. Само по себе движение молекул — это еще не жизнь, но ее необходимое условие.

Впрочем, тепло — это энергия, которая должна поступить в систему или покинуть ее, чтобы изменилась температура. Некоторым веществам нужно поглотить больше энергии (например, солнечной), прежде чем их молекулы начнут двигаться, повышая температуру. Одна калория — это количество энергии, которое нужно, чтобы повысить температуру одного грамма воды на 1°C. Чтобы разогреть такое вещество, как камень, нужно гораздо меньше энергии, чем для воды. Опять же, энергия не есть жизнь, но она необходима для жизни, и все живое ненасытно ее потребляет. Поэтому то, что жизнь сохраняется и даже процветает зимой, когда солнца мало, — настоящее чудо.

Верхнего предела температуры не существует. В нашей Солнечной системе температура поверхности Солнца составляет около 6000°C, а центр звезды примерно в 3000 раз горячее, то есть его температура около 18 000 000°C. А вот нижний предел температуры во Вселенной конечен. Это точка, где всякое молекулярное движение останавливается и количество тепловой энергии равно нулю. Жизнь при такой температуре невозможна, но приспособления к зимнему миру, о которых я расскажу, говорят о том, что эта температура не обязательно уничтожает живое. По крайней мере, в теории при самой низкой температуре во Вселенной жизнь может приостановиться, но сохраниться.

Издательство: «КоЛибри»

Чтобы задать шкалу Цельсия, содержание тепловой энергии в воде поделили на 100 условных единиц между точкой, когда молекулы воды покидают кристаллическую структуру, чтобы стать жидкостью (0°C), и точкой 100°C, где жидкая вода закипает, если находится на уровне моря. Нижний предел температуры во Вселенной, или самое низкое содержание энергии в веществе, определяют как 0° по шкале Кельвина, и он соответствует –273,15°C (или –459,7° по шкале Фаренгейта). Поскольку вода лежит в основе всех известных нам живых организмов, активная клеточная жизнь, знакомая большинству, возможна лишь в очень узком диапазоне температур между точками замерзания и кипения воды (которые немного меняются в зависимости от давления и наличия в воде растворенных веществ), где можно использовать энергию в контролируемых количествах. Мы в основном состоим из воды, и, замерзая, то есть превращаясь в лед, вода в наших клетках рвет клеточные мембраны, а это смертельно.

Вода воздействует на живое и на уровне экосистем, причем не менее существенно, чем на клеточном уровне. Каждую осень в северных умеренных широтах можно наблюдать, как влияют на экосистему различные физические свойства воды. Согласно опыту большинства существ на Земле, вода — это прозрачная жидкость, текущая вниз по наклонной плоскости, удержать которую можно только с помощью препятствия. Часть года некоторые из нас также наблюдают воду в виде белого рассыпчатого вещества, которое налипает на деревья и склоны холмов и придает лесу сказочный вид. Это вещество можно сгребать в кучи, можно рыть в нем тоннели и делать из него жилища для человека и зверя. Скапливаясь, оно способно стать таким плотным и глубоким, что через него не пройдешь. Оно порой закрывает растения от света и ломает их. При определенном наклоне земной оси это вещество подолгу накапливается в северных областях и образует ледники, которые изменяют окружающий пейзаж, стирая в порошок горы и выглаживая долины. При изменении температуры всего на 1°C или меньше вода также может стать прозрачным веществом, похожим на стекло, и запереть поверхность озера, так что по ней можно будет спокойно ходить.

В зимнем мире практически все решает кристаллизация воды. Всего за несколько часов это явление может изменить физическую поверхность земли, а за миллионы лет оно в корне изменило физиологические, морфологические и поведенческие свойства всех организмов, которым приходится противостоять магическому превращению жидкости в кристаллы.

Каждую осень зимний мир постепенно и неумолимо наступает на обитателей Северного полушария. Ночи становятся все длиннее и холоднее. На землю попадает меньше солнечной энергии. Сначала замерзает и образует твердое покрытие вода в плодородном слое почвы (если та еще не покрылась снегом). Последними замерзают самые быстрые речки и ручьи, потому что здесь вода постоянно смешивается с холодным воздухом в месте соприкосновения этих сред. Холод, замораживающий воду, поступает от воздуха прямо над водой. Вода хотя бы немного теплее воздуха. Если она перемешивается (как в быстрых потоках), ее поверхность не так стремительно остывает до 0°C.

Затем в одну прекрасную ночь происходит неизбежное: водоемы замерзают. Температура падает настолько, что движение молекул воды на стеблях прибрежных трав, веточках и листьях, плавающих по краю водоема, замедляется достаточно, чтобы эти молекулы заняли устойчивое положение и образовали кристаллическую структуру. Теперь стебли, веточки и листья служат ядрами кристаллизации для формирования льда. Молекулы воды, как закатывающиеся в лузу бильярдные шары, занимают свои места, сначала без разбора на любом предмете, который им встретится, а затем на других молекулах, которые уже пришли в состояние покоя, и образуется ледяная кристаллическая решетка. То небольшое количество энергии, которое еще оставалось у этих молекул, теперь выделяется в виде тепла — теплоты кристаллизации в размере 76,7 калории на каждый грамм жидкой воды, превратившейся в лед (этого тепла недостаточно, чтобы температура в пруду или озере хоть сколько-то заметно повысилась, потому что масса воды гораздо больше и очень быстро поглощает теплоту; однако, если резко заморозить отдельную капельку, часто возникает ощутимый «экзотермический эффект» — повышение температуры на несколько градусов Цельсия).

Кристаллы льда образуются и вытягиваются по поверхности воды, как острые пальцы. Они встречаются, смыкаются, и к утру весь пруд может покрыться прозрачной пленкой, которой водные обитатели теперь физически отделены от тех, что на суше. Всего одна ночь, и уже можно буквально ходить по воде — очевидно, не в силу сверхъестественных способностей, а благодаря физическим свойствам этой жидкости при температуре ниже нуля.

Когда вода в водоеме превращается в лед, происходит одна примечательная, простая, но очень существенная вещь. Вспомните, что бывает, то же самое случается в облаке. Здесь ледяные кристаллы начинают падать, потому что вода и лед тяжелее воздуха и воды в газообразной фазе. Но, когда вода переходит из жидкого состояния в твердое, она становится легче. Иначе кристаллы льда, образовавшись на поверхности водоема, сразу тонули бы. Сначала тепло у дна постоянно растапливало бы поступающие сверху кристаллы, но в какой-то момент температура здесь опустилась бы до 0 °C или ниже. Тогда вода замерзала бы снизу вверх, а не сверху вниз. В экологическом плане это явление привело бы к тому, что на севере не было бы водоемов. Летом на солнце таяли бы только верхние слои льда, и любой дерзнувший появиться здесь водоем вскоре превращался бы в огромную вечную ледяную линзу.

Также в экологическом аспекте большое значение в поведении воды имеет то, что при изменении температуры меняется ее плотность. Холодная вода более плотная, чем горячая, так что первая опускается, а вторая поднимается. То же верно и для воздуха. Но плотность воды меняется не так равномерно. Она достигает наибольших значений при 4°C. Поэтому, когда весной озера прогреваются от 0 до 4°C и лед тает, поверхностные воды опускаются. Более плотные, они вытесняют со дна холодную воду с ее питательными веществами — те поднимаются к поверхности и питают живые организмы наверху.

В геологической истории Земли случаются регулярно повторяющиеся ледниковые периоды, связанные с астрономическим циклом наклона земной оси (Imbrie, Imbrie, 1979) — циклом Миланковича (по имени Милутина Миланковича, который его открыл). В данный момент Земля находится в фазе похолодания, начавшейся 7000 лет назад. Но сейчас вместо похолодания мы испытываем глобальное потепление, потому что климатические изменения, вызванные деятельностью человека, перевешивают похолодание вследствие астрономического цикла. Углекислый газ, выделяющийся при сжигании ископаемого топлива, накапливается в атмосфере быстрее, чем его поглощают лесные деревья и другие растения. Он работает как термальное покрывало и удерживает солнечное тепло. В отличие от астрономического цикла, который протекает постепенно и к которому можно приспособиться в процессе эволюции, это новое явление в истории планеты возникло внезапно. Оно еще повлияет и на корольков, и на человека.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь ‎

Почему пришло время включить грибы в глобальные цели охраны • The Revelator

Без грибов жизнь на Земле была бы неузнаваема. Тем не менее, эти ценные организмы остаются незамеченными.

Ни для кого не секрет, что биоразнообразие Земли находится под угрозой. По данным Международного союза охраны природы, 26% всех млекопитающих, 14% птиц и 41% земноводных в настоящее время во всем мире находятся под угрозой, в основном из-за антропогенного воздействия, такого как изменение климата и развитие.

Другие формы жизни также находятся под давлением, но их труднее подсчитать и оценить. Некоторые ученые предупреждают о массовой гибели насекомых, хотя другие говорят, что это не доказано. А еще есть грибы — микробы, которые часто остаются незамеченными, их насчитывается от 2 до 4 миллионов видов. Менее 150 000 грибов получили официальные научные описания и классификации.

Если вам нравится хлеб, вино или соевый соус, или вы принимаете пенициллин или иммунодепрессанты, благодарите грибы, которые делают все эти продукты возможными. За исключением пекарских дрожжей и шампиньонов, большинство грибов остаются незамеченными и процветают в темноте и сырости. Но ученые согласны с тем, что это ценные организмы, которые стоит защищать.

Как микологи, чья работа в области биоразнообразия включает изучение грибов, которые взаимодействуют с многоножками, растениями, комарами и настоящими жуками, мы посвятили свою карьеру пониманию важной роли, которую играют грибы. Эти отношения могут быть полезными, вредными или нейтральными для организма-партнера гриба. Но не будет преувеличением сказать, что без грибков, разрушающих мертвую материю и перерабатывающих питательные вещества, жизнь на Земле была бы неузнаваема.

Удивительное биологическое царство грибов включает в себя все: от трутовиков, плесени и дрожжей до грибов и многого другого. Грибы — это не растения, хотя обычно они хранятся рядом со свежими продуктами в продуктовых магазинах. На самом деле, они более тесно связаны с животными.

Но у грибов есть несколько уникальных особенностей, которые отличают их от других. Они растут почкованием или в виде длинных, часто ветвящихся, нитевидных трубочек. Для размножения грибы обычно образуют споры, стадию распространения и покоя. Вместо того, чтобы принимать пищу в свой организм, чтобы поесть, грибы выделяют ферменты на пищу, чтобы расщепить ее, а затем поглощать выделяющиеся сахара. Грибковое царство очень разнообразно, поэтому многие грибы разрушают плесень.

Грибы играют важную экологическую роль во всем мире. Некоторые из них формируют важные партнерские отношения с корнями растений на протяжении сотен миллионов лет. Другие разрушают мертвые растения и животных и возвращают основные питательные вещества в почву, чтобы другие формы жизни могли их использовать.

Грибы являются одними из немногих организмов, способных разлагать лигнин, основной компонент древесины, придающий растениям жесткость. Без грибов наши леса были бы завалены огромными кучами древесного мусора.

Грибы, растущие на древесных остатках. Фото: рамендан (CC BY-ND 2.0)

Другие грибы образуют уникальные мутуалистические партнерские отношения с насекомыми. Flavodon ambrosius , грибок, вызывающий гниение белой гнили, не только служит основным источником питания для некоторых жуков-амброзиев, выращивающих грибы, но также быстро вытесняет другие грибы, колонизирующие древесину, что позволяет этим жукам строить большие, размножающиеся поколениями грибы. сообщества. Точно так же муравьи-листорезы выращивают Leucoagaricus gongylophorus в качестве пищи, собирая мертвые растения в своих гнездах, чтобы прокормить своего грибного партнера.

Мы можем лишь частично оценить пользу, которую приносят грибы, поскольку ученые имеют узкий и очень неполный взгляд на царство грибов. Представьте, что вы пытаетесь собрать пазл из 4 миллионов деталей, используя всего 3–5 % деталей. Микологи изо всех сил пытаются формально описать грибковое биоразнообразие Земли, одновременно оценивая статус сохранения различных видов и отслеживая потери.

Красный список видов, находящихся под угрозой исчезновения Международного союза охраны природы, в настоящее время включает 551 гриб, по сравнению с 58 343 растениями и 12 100 насекомыми. Около 60% перечисленных видов грибов представляют собой жаберные грибы или лихенизированные грибы, которые представляют собой очень узкую выборку царства грибов.

На вопрос, как выглядит гриб, обычный человек, вероятно, представит себе гриб, что отчасти правильно. Грибы — это «плодовые тела» или репродуктивные структуры, которые производят только определенные грибы. Но большинство грибов не производят видимых глазу плодовых тел или вообще не производят их, поэтому на эти «микрогрибы» в значительной степени не обращают внимания.

Многие люди считают грибы пугающими или отвратительными. Сегодня, хотя положительный интерес к грибам растет, виды, вызывающие заболевания, такие как хитридиозный грибок у амфибий и синдром белого носа у летучих мышей, по-прежнему получают больше внимания, чем грибы, играющие важную и полезную роль в окружающей среде.

Даже при ограниченных знаниях о состоянии грибов появляется все больше свидетельств того, что изменение климата угрожает им так же, как угрожает растениям, животным и другим микробам. Загрязнение, засуха, пожары и другие беспорядки способствуют гибели драгоценных грибов.

Грибок кедрово-яблоневой ржавчины на восточном красном кедре. Фото: Мэтью Безиат (CC BY-NC 2.0)

Это верно не только на суше. Недавние исследования водных грибов, играющих всевозможную важную роль в реках, озерах и океанах, вызвали опасения, что мало что делается для их сохранения.

Трудно заставить людей заботиться о том, чего они не знают или не понимают. И трудно установить эффективные программы сохранения загадочных даже для ученых организмов. Но люди, которые заботятся о грибах, стараются. В дополнение к Комитету МСОП по сохранению грибов, который координирует глобальные инициативы по сохранению грибов, различные неправительственные организации и некоммерческие организации выступают за грибы.

За последние два года мы стали свидетелями всплеска общественного интереса ко всему, что связано с грибками, от наборов для домашнего выращивания и курсов выращивания до увеличения числа участников местных микологических обществ. Мы надеемся, что это новообретенное признание принесет пользу грибам, местам их обитания и людям, которые их изучают и заботятся о них. Одним из показателей успеха будет вопрос не только о том, ядовитый или съедобный гриб, но и о том, нуждается ли он в защите.

Делегации большинства стран мира соберутся этой осенью в Китае на крупную конференцию по защите биоразнообразия. Их цель — установить международные стандарты сохранения жизни на Земле на долгие годы. Микологи хотят, чтобы план включал грибы, дрожжи и плесень.

Любой, кто проявляет любопытство к природе, может использовать общественные научные платформы, такие как iNaturalist, чтобы сообщить о своих наблюдениях за грибами и узнать больше. Вступление в микологический клуб — отличный способ научиться ответственно находить и собирать грибы, не перебирая и не нанося вред среде их обитания.

Грибы формируют важные сети и партнерства вокруг нас в окружающей среде, перемещая ресурсы и информацию во всех направлениях между почвой, водой и другими живыми существами. Для нас они олицетворяют силу связи и сотрудничества — ценные качества на этом опасном этапе жизни на Земле.

Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons. Прочитайте оригинальную статью.

Полезны ли приложения для идентификации дикой природы для сохранения?

 

Теги: Биоразнообразие | Сохранение | Исчезающие виды | Наука

http://twitter.com/kasson_wvu

http://twitter. com/lovettbr

http://twitter.com/queendom_fungi

Нет, койоты не накуриваются, но эти животные накуриваются

Недавние сообщения новостей о том, что койоты (на фото животное в Долине Смерти) накуриваются недалеко от Сан-Франциско, Калифорния, вероятно, неверны, говорит эксперт.

Фотография Пита Райана, Коллекция изображений Nat Geo

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

В феврале люди начали звонить Лизе Блох, директору по связям с общественностью Общества защиты животных округа Марин, с некоторыми странными наблюдениями: койоты нападали на автомобили в пригороде к северу от Сан-Франциско.

Сначала Блох подумала, что животные могут страдать от бешенства, но по мере того, как звонки продолжали поступать, она поняла, что это не может быть неврологическое заболевание, которого боятся. Если бы это было так, койоты давно бы умерли. (По теме: «Напиваются ли животные?») 

Затем кто-то предположил, что, возможно, койоты съели какие-то галлюциногенные дикие грибы. Учитывая, что округ Марин известен тем, что Блох называет «либеральным отношением к психоделическим веществам», эта гипотеза казалась правдоподобной.

Хотя эта теория быстро привлекла внимание публики, она почти наверняка не соответствует действительности.

«Вероятно, кто-то покормил животных из машины, а когда другие автомобилисты их не покормили, койоты разозлились и напали», — сказала она.

Хотя калифорнийские койоты не выделяют кислоту, известно, что другие дикие животные получают кайф.

Северный олень

В Сибири распространены северные олени (животное, которое жители Северной Америки называют карибу), а также галлюциногенный гриб Мухомор красный .

Биологи зафиксировали, что северные олени поднимаются достаточно высоко, чтобы управлять санями Санты, заставляя их вести себя почти как пьяные, бесцельно бегать, издавать странные звуки и дергать головой.

На самом деле, несколько исследователей утверждают, что сочетание северного оленя и галлюциногенных грибов является источником истории Санта-Клауса.    

Валлаби

Фермеры, выращивающие мак на австралийском острове Тасмания, сообщают, что валлаби     заходят на их поля, чтобы поедать растения, которые выращиваются в качестве сырья для отпускаемых по рецепту обезболивающих. В отчетах не указывалось, какой вид валлаби балуется своим зеленым пальцем. (См. также «Почему птицы на заднем дворе напиваются ферментированных ягод».)

Согласно сообщению BBC, после поедания мака маленькие, похожие на кенгуру животные бегали кругами, прежде чем, наконец, потеряли сознание.

Однако ученые не подтвердили это поведение.

Зубастый дельфин

 

В 1995 году морской биолог Лиза Штайнер наблюдала за стаей зубастых дельфинов у Азорских островов (карта), когда заметила, как несколько из них толкают надутую рыбу-фугу.

Странное поведение, учитывая, что иглобрюх производит тетродотоксин, одно из самых токсичных и смертоносных веществ, известных на Земле.

Штайнер в исследовательской работе 1995 года выдвинул гипотезу , что дельфины потребляли небольшое количество тетродотоксина , чтобы получить кайф.

Домашняя кошка

У Гарфилда была лазанья, но большинство домашних кошек предпочитают действие кошачьей мяты ( Nepeta cataria ).

Представитель семейства мятных, кошачья мята производит опьяняющее химическое вещество   под названием непеталактон, которое при вдыхании или проглатывании вызывает такие реакции, как беспокойство, гиперактивность, сонливость и слюнотечение.

И не только Пушистик чувствует действие кошачьей мяты: львы, тигры, леопарды, пумы и рыси также реагируют на кошачью мяту, которая растет в дикой природе по всему миру. Эффект безвреден и обычно проходит примерно через 15 минут.

Домашняя собака 

Ветеринар скорой помощи Университета штата Колорадо Тим Хакетт видит много собак, которые случайно употребили запрещенные наркотики (или, в случае с марихуаной, ранее запрещенные наркотики).

Большую часть времени, говорит он, собаки не пытаются накуриться — они просто поглощают пищу или другие предметы, которые их люди упустили. (См. «Пьяные летучие мыши летают правильно — исследование удивляет ученых».)

«Если они увидят блюдо с пирожными, они не остановятся на одном. Они будут есть, пока все не кончится», — говорит Хакетт.

Шоколад, масло и растительное масло в пирожных, которые вызывают рвоту, более опасны для собаки, чем лекарство. Но добавка марихуаны может ослабить мышцы головы собак и заставить их захлебнуться рвотой.

Хакетт интересуется потенциальными терапевтическими свойствами марихуаны для собак, но, поскольку они, похоже, метаболизируют наркотик гораздо медленнее, чем люди, давать Фидо тупой явно не очень хорошая идея.

Подписывайтесь на Кэрри Арнольд в Твиттере .

Читать дальше

Почему этот человек создает доспехи для кошек и мышей?

  • История и культура

Почему этот человек создает доспехи для кошек и мышей?

Художник Джефф де Бур десятилетиями проектировал и изготавливал крошечные доспехи музейного качества.