Содержание
Урок13.1. Практическая работа 9. Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока — комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цель: познакомить со строением и развитием стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли (гороха, огурца и т. д.), зерновок пшеницы (ржи, кукурузы и т. д.) в возрасте 5—7 и 10—12 дней; гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.
Ход работы
Рассмотрите проросшие семена фасоли 5—7-дневного возраста. Какой корень вы видите?
Рассмотрите проросшие семена фасоли 10—12-дневного возраста. Появились ли какие-нибудь изменения в корневой системе?
Рассмотрите корневую систему взрослого растения фасоли. Найдите главный и боковые корни. Как называется такой тип корневой системы?
Зарисуйте корневую систему проростка фасоли в возрасте 5—7 и 10—12 дней, а также корневую систему взрослого растения фасоли. Подпишите тип корневой системы и все виды корней.
Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы 5—7-дневного возраста. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы?
Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы 10—12-дневного возраста. Как происходит формирование корневой системы пшеницы? Какие типы корней вы видите? В чем отличие развития корневых систем пшеницы и фасоли?
Рассмотрите корневую систему взрослого растения пшеницы. Можете ли вы отличить главный корень? Найдите придаточные и боковые корни.
Зарисуйте корневую систему проростка пшеницы в возрасте 5—7 и 10—12 дней, а также корневую систему взрослого растения пшеницы. Подпишите тип корневой системы и все виды корней.
Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.
Рассказ учителя с элементами беседы
Размер и форма корневой системы растений зависят и от условий их произрастания. Например, корневая система сосны, растущей на песчаной почве, будет отличаться от корневой системы сосны, растущей на болоте.
Подумайте, как будет выглядеть корневая система дерева в том и другом случае. (Ответы учащихся.)
У сосны, растущей на песчаной почве, корневая система будет стержневой, как и положено двудольному растению. Кроме того, корни его будут проникать глубоко в почву в поисках влаги. Сосна, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напоминающую мочковатую. А ее корни будут занимать большую площадь, но не проникнут глубоко в землю.
Как вы думаете, почему? (Это необходимо растению, чтобы удержаться на неплотной болотистой почве.)
Стержневую корневую систему растения можно изменить, превратив ее в мочковатую. Корень растет верхушкой.
Но что будет с корнем, если мы удалим верхушку? (Ответы учащихся.)
Если удалить верхушку главного корня, то его рост прекратится, зато боковые корни начнут отрастать быстрее. Это свойство корней используют в растениеводстве. При пересадке рассады в открытый грунт прищипывают кончик главного корня. Этот метод называется прищипывание, или пикировка.
Как вы думаете, для чего прищипывают корни сельскохозяйственных растений? (Ответы учащихся.)
В результате прищипывания развивается сильно разветвленная корневая система, которая располагается в верхних, самых плодородных слоях почвы. Соответственно, проросток будет развиваться быстрее, а в результате растение даст больший урожай.
Какие функции выполняют корни растений? (Ответы учащихся.)
Кроме основных — водно-солевого питания и укрепления в почве, — у корней есть и другое назначение. Например, у некоторых растений в корнях могут откладываться запасные питательные вещества. Эти корни сильно разрастаются в толщину и приобретают иногда очень диковинную форму.
У каких растений питательные вещества запасаются в корнях? (Ответы учащихся.)
Такие видоизменения корней называют корнеплодами, они образуются из главного корня и нижних участков стебля. В корнеплодах может запасаться сахар, тогда они имеют сладкий вкус.
Корнеплоды каких растений сладкие? (Моркови, сахарной свеклы.)
Растения, образующие корнеплоды, чаще всего являются двулетниками.
Вспомните, как развиваются двулетники в первый и во второй год. (В первый год они не цветут, а накапливают питательные вещества. Во второй — используют запасенные питательные вещества, цветут и плодоносят.)
Некоторые растения образуют не один корнеплод, а множество корневых клубней, возникающих на боковых или придаточных корнях. Корневые клубни образуют георгин, чистяк, батат. (Батат — растение, возделываемое в тропических и субтропических странах и заменяющее местным жителям картофель.)
У многих растений семейства бобовых на боковых корнях образуются особые бактериальные клубеньки.
В молодых корнях этих растений поселяются особые бактерии, которые способствуют усвоению азота из воздуха, тем самым давая возможность растениям благополучно обитать на бедных азотом почвах. Кроме того, азот накапливается в самих корнях этих растений, обогащая почву.
У некоторых луковичных растений (гусиный лук, крокусы, гладиолусы) корни выполняют еще одну очень специфическую функцию. Отдельные корешки устроены таким образом, что, сокращаясь, подобно растянутой резинке, способны втягивать луковицу и увлекать ее за собой глубже под землю.
У некоторых тропических растений, как, например, у тропических орхидей, имеются особые придаточные корни. Они приспособились получать влагу из влажного воздуха, поэтому их называют воздушными корнями.
(В кабинетах биологии часто встречается растение монстера, на примере которого можно продемонстрировать детям воздушные корни.)
Как мы уже говорили раньше, все органы растения нуждаются в кислороде для дыхания. Но в заболоченных почвах воздуха крайне мало, так как все свободное пространство между частичками почвы заполнено водой. Такие условия характерны для мангровых зарослей, поэтому корни многих из обитающих здесь растений поднимаются над поверхностью почвы и поглощают кислород из воздуха, т. е. дышат. Эти корни так и называются — дыхательные.
Растения мангровых зарослей используют придаточные корни не только для питания или дыхания, но и для опоры. Мангровые заросли — очень топкое место, к тому же на этих территориях часто случаются приливы, отливы или разливы рек. Придаточные корни растут от ствола под углом вниз и дополнительно укрепляют растение на субстрате. Это так называемые ходульные корни, удерживающие огромные стволы с листьями высоко над водой. Такие корни имеет, например, филодендрон.
У некоторых фикусов, например у фикуса бенгальского или баньяна, развиваются столбовидные корни. Они формируются на крупных ветвях, растут вертикально вниз, достигают почвы и укореняются в ней. Постепенно они утолщаются, приобретая вид столбов. Эти корни подпирают огромные ветви фикуса, не давая им сломаться под собственной тяжестью. В Индии растет священная баньяновая роща из одного дерева, занимающая площадь около 5000 м2.
Корни могут также прикреплять стебель к опоре. Придаточные корни на стебле плюща помогают ему держаться за кору дерева или цепляться за мельчайшие неровности на стенах, позволяя стеблю подниматься высоко вверх. Это так называемые корни- прицепки.
Корни некоторых тропических деревьев имеют досковидную форму. Они растут от основания ствола вдоль поверхности земли, имеют уплощенную по вертикали форму. Эти корни также укрепляют растение в почве, увеличивая площадь опоры ствола.
Закрепление знаний и умений
Ответьте на вопросы.
Каковы основные функции корня?
Какие виды корней вы знаете?
Какие типы корневых систем вы знаете?
Какая корневая система чаще всего встречается у двудольных растений?
Какая корневая система чаще всего встречается у однодольных растений?
Можно ли управлять развитием корневой системы растения?
Для чего это нужно?
Какие растения образуют корнеплоды?
Какова функция клубеньков на корнях бобовых растений?
Какие еще видоизменения корней вы можете назвать?
Творческое задание. Зарисовать различные видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, бактериальные клубеньки, воздушные корни, дыхательные корни, столбовидные корни, корни-прицепки, досковидные корни. Их изображение можно найти в дополнительной литературе.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Вырастить несколько растений фасоли. У трех из них удалить кончик корня (провести пикировку), а три оставить без изменения. Посадить растения в ящик для рассады, поставить его на подоконник и не забывать поливать. Через 2 недели аккуратно выкопать все растения, промыть корни и сравнить между собой. Какие изменения произошли с корневой системой пикированной рассады? Как вы это объясните? Загербаризировать результат вашего опыта, подписать и отдать учителю для кабинета биологии.
Провести опыт с проростками фасоли или бобов. Взять проросток и при помощи туши нанести на главный корень метки на равном расстоянии друг от друга. Посмотреть на проросток на следующий день. Что произошло с метками? О чем говорит такое изменение? Подготовить доклад о проделанном опыте.
Корни стержневые и мочковатые. Учебный фильм
Виды корней и типы корневых систем | Биология 6 класс #21 | Инфоурок
Корень (6 класс) — биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2017
Ресурсы:
И. Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
— http://ppt4web. ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
Опубликовано в группе «Учебный фильм — окружающий мир, естествознание, краеведение»
Подрезка корней растений
Правильная подкормка и режим полива в сочетании с правильным рыхлением почвы и условиями хранения обеспечат образование развитой, массивной корневой системы с положительным потенциалом роста на текущий сезон.
На протяжении последних 2 лет я исследовал культивирование тенистых деревьев в объемной таре. Предметом исследования было установить за и против использования тканевой тары вместо пластиковой. Результаты не заставили себя долго ждать, но прежде я хочу отметить наиболее значимые стороны проделанных наблюдений. Мы выяснили, что, когда деревья рассаживаются в садовую тару, в независимости от материала тары, существенным образом влияет на формирование корневой системы. В данной статье будет рассматриваться ряд вопросов касающихся роста и формирования корневой системы, а также — описаны некоторые наши исследования с рекомендациями по уходу за деревьями с поверхностной корневой системой в закрытом грунте.
Значимость корневой системы.
Вопрос физической структуры корневой системы растений за последние 5 лет привлекает особое внимание представителей сельскохозяйственной промышленности. Пусть это наше субъективное мнение, но большинство представителей данной отрасли заинтересованы в наличии в своем парке деревьев с хорошо развитой и разветвленной корневой системой. Существует мнение, что мочковатая корневая система, обладающая идеальным симметричным ветвлением обладает повышенной приспособляемостью и способностью роста, нежели стержневая корневая система. В действительности, физиологический потенциал роста и развития корневой системы гораздо важнее ее физической структуры. Главным образом это справедливо для деревьев, которые подверглись выкапыванию и пересадке. Потенциал роста корневой системы зависит от количества накопленных в корневище углеводов, азота и должного количества преступаемой к корням влаги, что в общей слаженности даст прирост новых корневых отростков весной. Эти химические и физиологические свойства корневой системы определяются способом разведения и хранения — уходом, который получало растение на протяжении всего предыдущего года. Правильная подкормка и режим полива в сочетании с правильным рыхлением почвы и условиями хранения обеспечат образование развитой, массивной корневой системы с положительным потенциалом роста на текущий сезон. Не смотря на мое утверждение, что наиболее важным фактором является потенциал роста корневой системы, все же существует ряд физических нарушений способных привести к гибели корневой системы. Садоводы, занимающиеся разведением теневых деревьев с поверхностной корневой системой регулярно купируют неровные корни. Одно из главных преимуществ разведения деревьев с поверхностной корневой системой – то, что она на виду, перед глазами, покупателя в том числе, так качество растения – с точки зрения физиологического строения высоко и наглядно. Слабую корневую систему очень трудно обнаружить у растений, высаженных в закрытый грунт, в садовой таре.
Существует ряд физических отклонений в строении растений в закрытом грунте, о которых стоит упомянуть.
Три главных проблемы – это тесное расположение корневых отростков относительно друг друга, спутывание корней и деформация, нарушение направления роста корней.
Первая проблема возникает тогда, когда корневые отростки начинают расти поперек стула (кома земли, окружающего корни), причем в очень тесной близости от основания стебля растения или корневища. По ходу роста такие корневые отростки могут сдавливать, удушать ствол растения или корневище, что приведет к нарушению правильной циркуляции воды и питательных веществ в системе в целом. В случае открытой корневой системы такое явление будет иметь меньший негативный для корневой системы эффект в силу того, располагающиеся на поверхности корневые отростки имеют больший доступ к питательным веществам и влаге, получаемой из атмосферы. В противном случае, как правило, результатом таких отклонений является гибель растения целиком. Однако, в случае таких отклонений и наличии корневых отростков, неспособных к нормальному функционированию, растение способно стимулировать рост новых корней для поддержания жизнедеятельности всей системы. Другое отклонение развития корневой системы – разрастание корневых отростков по-кругу, как результат формы садовой тары. Итогом такого отклонения может быть, как и в первом случае, гибель всего растения из-за нарушения циркуляции воды и питательных веществ в системе. И последнее, нарушения направления роста корней – рост корневых отростков в направлении противоположном естественному. Это происходит по причине ограниченного пространства внутри садовой тары, ограничение объемов провоцирует разрастание сети корневых отростков в неправильном направлении. Итог такого аномального развития — аналогичный двум предыдущим случаям. И пожалуй, данный вид отклонений является наиболее серьезным и тяжелым в плане последствий и способов решения проблемы. В случаях, когда растению удается выжить при наличии описанных выше отклонениях в развитии корневой системы это, все же, негативно сказывается на развитие и рост в дальнейшем.
Рональд Зиммер, декан технического колледжа, установил, что деревья часто погибают из-за того, что корневая система растения, аномально сформировавшаяся в период хранения растения в таре малого объема, не способна продолжать развиваться с ростом верхней части дерева – ствола и кроны. Поскольку правильное формирование корневой системы растения – решающий фактор его дальнейшего роста, мы, в качестве эксперимента, поместили тенистые деревья с открытой корневой системой в емкости большого объема.
Эксперимент 1.
С целью большей эффективности и большего получения практических данных, садоводы местного ботанического питомника принимали участие в эксперименте, поскольку были заинтересованы в результатах использования тканевой садовой тары в отличие от стандартной пластиковой. С этой целью было высажено 10 видов, с открытой корневой системой в два типа емкостей – тканевые и пластиковые, с тем, чтобы произвести замер скорости роста ветвистой части, развития корневой системы и оценить объемы потери влаги при использовании тары разных типов. После года исследований исследователи отобрали половину образцов в емкостях обоих типов и оголили корневую систему. Они обнаружили очень необычный рост и нарушение направления роста корневых отростков, зачастую корневые отростки значительным образом упирались в стенки емкостей обоих видов. Перед тем как поместить образцы обратно в свои емкости корни были слегка подрезаны. Минимальное купирование корней способствовало большей приживаемости растений и большему потенциалу роста, чем у образцов растений, корневая система который была купирована значительным образом, и в большей степени эти качества проявились у образцов растений, находившихся в тканевой таре.
Эксперимент 2.
Наблюдение было инициировано для того, чтобы оценить эффект, оказываемый типом садовой тары — тканевой и пластиковой, а также эффект купирования корневых отростков, как незначительного, так и основательного. При незначительном, легком купировании корни были слегка подрезаны лишь для того, чтобы они не упирались в стенки емкостей и не перегибались. При основательном купировании, корни были подрезаны таким образом, чтобы расстояние между корневым отростком и стенкой емкости составляло не менее 2дюймов. В качестве образцов были выбраны: красный клен «Франксред» (Acer rubrum), дуб, рода Quercus palustris и ясень «Осенний огонь» (Fraxinus americana). Молодые саженцы с однолетней кроной были взяты из местного ботанического питомника и рассажены в 15и галонные пластиковые и тканевые емкости. Для справки: посадочный грунт состоял на 65% из коры пихты, 15% торфа и 20% пемзы.
Обновление корневой системы.
После выкапывания, хранения и подрезания, корневая система тенистых деревьев, как правило, имеет несколько основных корней с относительно небольшим количеством более тонких ответвлений. Основные корни, как правило, толще и, как правило, также подвергаются обрезке либо в процессе выкапывания, либо после, для хранения. У большинства видов деревьев, как и у наших образцов, новые корневые отростки появились в местах (или рядом с местом) купирования корня. Если бы такие деревья были бы высажены в открытый грунт, то новые корневые отростки также бы появились в местах купирования и образовали бы очень длинные ответвления, далеко за пределы роста самого дерева. Среди наших образцов, в ходе эксперимента удалось отметить, что у растений, высаженных в тканевую тару спутывание и нарушение направления роста корней значительно меньше, чем у деревьев, находящихся в пластиковых емкостях. Также, корни деревьев, высаженных в тканевую тару, при разрастании до стенок емкостей совсем в незначительной степени подвергались переплетению и в меньшей степени было характерно нарушение направления роста корней. Вместо этого происходило более существенное ветвление корневой системы с появлением гораздо более мелких отростков, чем происходит обычно, тем самым строение корневой системы в данном случае соответствовало мочковатой корневой системе. Формирование корневой системы образцов, находившихся в пластиковой таре, было прямо противоположным, что являло собой негативную сторону использования данного типа емкостей. Что касается образцов растений, корневая система которых подверглась основательному купированию, то результаты с точностью повторились, не смотря на подрезанные существенным образом корневые отростки деревьев. Хотя стоит отметить, что у последних образцов такие отклонения как спутывание корневых отростков наблюдалось в значительно меньшей степени, чем у первой группы деревьев, корни которых почти не подверглись купированию. В общем, можно констатировать тот факт, что корневая система растений, высаженных в тканевую тару превосходила корневую систему образцов другой группы.
Заключение.
Оптимальное развитие корневой системы тенистых деревьев напрямую зависит от многих факторов. Один из наиболее значимых – близость подрезанных корневых окончаний к стенкам садовой тары, потому что формирование новых корневых отростков происходит в непосредственной близости от места среза, таким образом, при купировании корней необходимо оставлять не менее 5 сантиметров свободного пространства от стенок садовой тары. Скорее всего, это будет справедливо для емкостей обоих типов, в большей степени справедливо для тканевой садовой тары.
Автор: Джеймс Этланд
Данная статься перепечатана из издания Диггер, публикация Ассоциации ботанических питомников Орегона. Май 2008. стр. 28.
Напишите два примера растений с мочковатыми корнями.
Ответить
Проверено
248,4 тыс.+ просмотров
Подсказка: Мочковатая корневая система образует густую сеть корней, расположенных ближе к поверхности почвы.
Полный ответ:
Мочковатый корень – это настоящий корень, обычно образованный тонкой сетью ветвящихся корней одинакового диаметра.
— Эта сеть корней состоит из множества ветвящихся корней, которые выходят из основания стебля и не возникают как ответвления главного корня.
— Мочковатый корень короткий, и сеть мочковатых корней растет близко к поверхности земли горизонтально в почве.
— Растения с мочковатыми корнями не имеют очень глубоких корней, и одно растение может иметь сотни мочковатых корней.
— Этот тип корневой системы распространен у однодольных растений и папоротников, а также у растений, имеющих листья с параллельным жилкованием.
Двумя примерами растений с мочковатыми корнями являются рис и сахарный тростник.
— Основной функцией мочковатых корней является поглощение воды и питательных веществ из почвы, они также служат опорой для растений, прочно удерживая растение в почве. Волокнистый корень удерживает вместе многие частицы почвы на поверхности почвы, тем самым предотвращая эрозию почвы.
— В мочковатой корневой системе корни врастают вниз в почву, а ее ответвления также расширяются в стороны по всей почве.
— Поскольку зародышевый корень умирает, пока растение еще молодо и растет, оно образует массу тонких корней без отчетливого стержневого корня.
Примечание: Мочковатые корни обычно встречаются у однодольных растений. И волокнистые корни имеют короткую продолжительность жизни по сравнению со стержневыми корнями.
Недавно обновленные страницы
Открытая труба находится в резонансе во 2-й гармонике с классом частоты 11 по физике CBSE
Кратко объясните разделение и выделение ДНК 12 класса биологии NEET_UG
Обсудите роль микробов как биоудобрений 12 класса биологии NEET_UG
Модифицированный надземный стебель с неограниченным разветвлением биологического класса 11 NEET_UG
Боковая ветвь с короткими междоузлиями и каждый узел класса 11 биологии NEET_UG
Когда верхушка побега превращается в цветок, это всегда биология класса 11 NEET_UG
Открытая труба находится в резонансе во 2-й гармонике с частотой класса 11 физики CBSE
Кратко объясните разделение и выделение ДНК 12 класса биологии NEET_UG
Обсудите роль микробов как биоудобрений 12 класса биологии NEET_UG
Модифицированный надземный стебель с неограниченным разветвлением биологического класса 11 NEET_UG
Боковая ветвь с короткими междоузлиями и каждый узел биологии класса 11 NEET_UG
Когда верхушка побега превращается в цветок, это всегда биология класса 11 NEET_UG
Студенты также читают
Волокнистые соединения
Разница между глобулярным и волокнистым белком
Волокнистые материалы
Что мы воспринимаем с помощью кубического корня из 4?
Квадратный корень из 4
Как записать число 4?
Использование растений.
Классификация растений. У корней есть несколько целей. Они удерживают растение в земле и поддерживают его в вертикальном положении. Поступление пищи и воды из почвы. Они дополнительно запасают питание для растения.
Несколько растений могут укорениться над землей. Кукуруза, например, может развивать корни из нижнего стебля, называемые воздушными корнями, они помогают растению укореняться.
Корни в основном бывают двух видов: стержневые и мочковатые.
Стержневой корень и мочковатый корень
Стержневой корень представляет собой одну длинную толстую ветвь, направленную к земле, тогда как мочковатый корень разбросан по земле с множеством тонких ответвлений.
Давайте рассмотрим их подробнее.
Что такое стержневой и мочковатый корни?
Стержневой корень
Основной корень первичной корневой системы, растущий вертикально вниз. Большинство растений, таких как одуванчик, красноватый и трава, дают стержневые корни, а некоторые, потребляемые корни моркови и свеклы, особенно подходят для хранения пищевых продуктов.
При прорастании первой структурой, которая поднимается из большинства семян, является корень из неразвитого корешка. Этот первичный корень является стержневым. У растений, у которых сохраняется стержневой корень, более мелкие боковые корни (вторичные корни) обычно выходят из стержневого корня и могут, в свою очередь, образовывать значительно меньшие параллельные корни (третичные корни).
Эффективно увеличивает площадь поверхности для поглощения воды и минералов. У различных растений нижележащий стержневой корень сразу превращается в мочковатую, или диффузную, систему, в которой первоначальные вторичные корни вскоре сравняются или превысят размеры первичного корня, а четко выраженного одиночного стержневого корня нет. Примерами стержневого корня являются свекла, морковь, лук, красноватый и многие другие.
Стержневой корень
Характеристики стержневого корня
Это первичный корень, который выходит из корешка семян.
Стержневой корень дает начало вторичным параллельным корням, которые дополнительно структурируют третичные горизонтальные корни.
Он прямой и толстой формы, обычно стягивается у основания.
Мочковатый корень
Мочковатый корень — полная противоположность стержневой корневой системе. В норме образован тонкими, умеренно ветвящимися корнями, отходящими от стебля. Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений и зелени. Мочковатая корневая система выглядит как коврик из корней, когда дерево достигло полного развития.
Большинство деревьев в начале жизни имеют стержневой корень, но через один или несколько лет они меняются на широко раскинувшуюся мочковатую корневую систему с принципиально ровными поверхностными корнями и несколькими направленными вверх глубокими корнями.
Типичное взрослое дерево высотой 30–50 м имеет корневую систему, которая расширяется горизонтально во всех направлениях по мере роста дерева или выше, но значительно более 95% корней находятся в верхних слоях почвы на глубине 50 см. Волокнистые корни действительно растут у внешнего слоя земли. Листья с параллельным жилкованием имеют мочковатые корни. Примеры волокнистых корневых систем включают кокосовую пальму, банан, пшеницу, рис и травы.
Мочковатый корень
Характеристики мочковатого корня
Мочковатые корни действительно растут вблизи внешнего слоя земли.
Листья с параллельным жилкованием имеют мочковатые корни.
Мочковатые корни помогают бороться с эрозией почвы, так как крепятся к верхнему слою почвы.
Тонкие корни имеют одинаковый диаметр.
Мочковатый корень
Разница между стержневым и мочковатым корнем
Стержневой корень | Волокнистый корень |
Помогает в усвоении минералов. Глубоко проникает в почву. Состоит из одного большого длинного корня. |
|
Резюме
Следующие пункты обобщают содержание этой главы:
Стержневой корень проникает глубоко в почву, в то время как мочковатый корень неглубокий и не проникает так глубоко.