Растения и их строение и: § 52. Растения, их строение. Вегетативные органы

Общее строение растений

Содержание

Строение растений очень разнообразно и отличаются даже в пределах одного вида. Древнейшие представители флоры, многие из которых вымерли, не имели чётко дифференцированного на специализированные органы тела, у них отсутствовали корни, листья, стебли и др. Среди современных сосудистых растений наличие тех или иных органов отражает степень их приспособления, особенно в отношении к требованиям наземно-воздушной среды. Главная проблема здесь – получение воды, для её решения у наземных растений появились корни. Листья, корни, стебли, цветы и плоды демонстрируют значительную изменчивость в размерах и количестве от таксона к таксону. Форма и структура этих частей контролируется генами, но некоторые их характеристики (размер, окраска) достаточно гибки в своём изменении.

Сосудистые растения состоят из корневой системы и системы побега

Строение растений не так уж и сложно, первое, что надо запомнить, что они делятся на корень и побег, а уже эти части подразделяются на более мелкие органы. Корни и побеги растут своими окончаниями, на которых развиваются верхушечные меристемы – апексы. Корневая система закрепляет растение, проникая в почву, из которой она поглощает воду и ионы, имеющие решающее значение для жизни всего организма. Корни эволюционировали позже побегов, как адаптация к  жизни на суше.

Система побегов состоит из стеблей и листьев. Стебли служат местом размещения листьев – основных участников фотосинтеза. Расположение, размер и другие особенности листьев имеют критически-важное значение для продуктивного производства органических веществ. Цветы, плоды и семена – репродуктивные органы растения, они тоже образуются на побеге.

Повторяющийся узел вегетативного побега состоит из междоузлия, узла, листа и пазушной почки. Пазушная почка – это боковая вершина побега, которая позволяет растению ветвиться или заменять главный побег, если он был съеден травоядным животным. Когда растение переходит на цветочную фазу, пазушные почки могут производить цветы.

Строение цветкового растения 1. Побег 2. Корень

 

Корни и побеги состоят из трёх основных типов тканей

Покровные, проводящие и механические. Кроме них, в теле содержатся основные, секреторные и образовательные ткани. Типы их клеток можно отличить по размеру, расположению относительно друг друга, по тому, живые они или мёртвые, в зрелом возрасте по толщине их целлюлозной клеточной стенки. Некоторые клетки содержат только одну основную клеточную стенку, синтезированную протопластом возле плазмалеммы. Микротрубочки выравниваются внутри цитоплазмы и определяют направление волокон целлюлозы. Клетки механической ткани, которые поддерживают растение, имеют более прочные клеточные стенки с множеством слоёв целлюлозы и другими усиливающими молекулами, включая лигнин и пектин. Слои целлюлозы укладываются в них друг на друга под углом.
Покровные и сосудистые ткани проходит через корень и стебель, поэтому они называются тканевыми системами. Главная покровная ткань – это эпидермис, у большинства растений она толщиной в один клеточный слой. Она создаёт внешнюю защиту. Клетки основной ткани главным образом осуществляют фотосинтез, механические придают растению прочность, сосудистые проводят растворы, а образовательные клетки делятся и пополняют другие ткани организма.

 

Новый рост происходит за счёт меристем

Когда семя прорастает, в нём существует только крошечное зачаточное растение. Хотя эмбриональные клетки могут подвергаться делению и дифференцировке, судьба большинства будущих взрослых клеток уже предопределена.

Дальнейшее развитие растения зависит от деятельности меристем, находящихся в верхушках побегов и корней, а также в других частях растений. Изначально клетки меристемы недифференцированы, её клетки могут делиться бесконечно и давать начало многим типам тканей.

 

Строение апекса побега

 

Строение растений: обзор меристем

Меристемы представляют собой скопление мелких клеток с плотной цитоплазмой и крупным ядром, которые действуют как стволовые клетки животных. То есть одна клетка делится, чтобы дать начало двум клеткам, из которых одна остаётся меристематической, а другая подвергается изменению и становится частью какой-либо ткани растения. Таким образом, популяция клеток меристемы постоянно обновляется. Меристемы в растении находятся в апексах побега и корня, под корой (камбий). Первые два позволяют ему расти в высоту и углубляться в почву, подкорковый камбий способствует утолщению стебля.

Ткани, полученные из апикальных меристем, называются первичными растительными тканями, а образованное ими тело известно как первичное строение корня или стебля. Как корневые, так и апикальные меристемы состоят из нежных легкоранимых клеток, которые нуждаются в защите. Меристему корня защищает корневой чехлик, который сам появляется из корневой меристемы. Апекс побега прикрыт примордием (нерасчленённый зачаток листа), который прикрывает растущий побег, особенно подверженный высыханию потому что на него воздействует солнце и воздух.

Верхушечные меристемы дают начало трём системам тканей: протодерме, которая позже образует эпидермис, прокамбию, который производит первичные сосудистые ткани (первичную ксилему и первичную флоэму) и основной меристеме, которая дальше дифференцируется в механические и основные ткани.

Апекс корня

 

Строение растений: боковые меристемы

Многие травянистые растения, с мясистым недревесным стеблем проявляют только первичный рост, но другие также приобретают и вторичное утолщение, которое может привести к существенному увеличению диаметра стебля и корня голосеменных и покрытосеменных растений.

Это осуществляет камбий – образовательная ткань корня и стебля, расположенная под их корой. Она образует вторичную ксилему, являющуюся основным компонентом древесины и вторичную флоэму, находящуюся близко к поверхности корня и стебля. Поэтому удаление коры может привести к гибели дерева. Ткани, образованные из боковых меристем, из которых состоит большая часть ствола, ветвей и старых корней деревьев и кустарников, известны как вторичные ткани и в совокупности образуют вторичное строение растения.

 

Верхушечные и боковые меристемы

 

Урок окружающего мира «Строение растений» | План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме:

Рыбакова Лариса Робертовна

учитель начальных классов

 МОУ «ССОШ №3»

г. Сланцы

высшая категория

педагогический стаж  — 22 г.

Урок

окружающего мира в 1 классе

Тема урока:

Строение растений

(на примере цветковых растений)

(УМК «Гармония». Окружающий мир. 1 класс. 1 часть. Авторы О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация  XXI век, 2011 г.)

2012г.

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония»  Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели: 

  1. дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;
  2. развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;
  3. способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства,  развивать навыки общения; 
  4. прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;
  5. воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование  универсальных  учебных  действий.

 Личностные  УУД:

  1. Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;
  2. Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
  3. Формировать бережное отношение к природе.

 Регулятивные  УУД:

  1. развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней;
  2. в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  творческие  и  учебные  задачи.

  Познавательные  УУД:

  1. осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;
  2. использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

 Коммуникативные  УУД:

  1. учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  2. строить речевое высказывание в устной форме.

  Оборудование  и  материалы:

 Для  учителя:

  1. компьютер
  2. проектор
  3. ноутбук
  4. Таблицы «Части  растений»
  5. гербарии
  6. корнеплоды
  7. плоды
  8. ветка бальзамина для исследования
  9. электронное пособие «Мир природы»

Для  учеников:

  1.  учебник  
  2. рабочая  тетрадь  
  3. гербарии растений

Ход урока:

Организационный момент.

— Ребята, для чего мы при встречи говорим друг другу «Здравствуй!»?

-Давайте сейчас пожелаем здоровья и нашим гостям, которые пришли сегодня к нам на урок.

 Актуализация знаний.

  1. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта.  Отгадайте одно из слов:
  1. Это живая природа.
  2. Их более 350 000 видов на планете.
  3. Это «лёгкие земли».
  4. Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока   РАСТЕНИЯ.

Игра «Назови растение»  

— Не может растение жить без солнца, воды, воздуха и почвы. Я дам каждому ряду изображение:

  1. 1 ряд —  солнце
  2. 1 ряд —  вода
  3. 3 ряд – воздух и почва

— Назови растение и передай знак другому.  Кто быстрее возвратит мне изображение, тот и выиграл.

  1. Рассмотрите гербарии (образцы засушенных растений).   Что общего?  

Открываем 2  слово темы урока — СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

 — Назовите тему.  

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

— Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

Слайд из электронного пособия «Мир природы». (Цветковые растения)

  1. Проблемный вопрос.

—  А вот и сами части растений.  Посмотрите сценку, которую для вас приготовили ребята и постарайтесь поставить задачи урока.

Сценка «Спор частей растений».

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

 СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
ЛИСТЬЯ.  Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».

ЦВЕТОК– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…

ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

— Кто главный?

— Какую задачу будем решать?  

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

 Изучение нового материала. 

– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы,плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень.

.
– Кто первый начал спор? (Корень)
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)
– Давайте проверим правильно вы ответили.

  1. ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
  2. БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
  3. УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ
  4. ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

— Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

— Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)  

Использование ресурса ЦОР. Дыхание корня.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f932047-fdf6-4fe9-a639-12d14e05693f/ResFile.SWF

— Нужен корень растению?

— Для чего?

(На доске обозначить корень).

  1. Стебель.

–Какое следующее растение вступило в спор?

— А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

 Эксперимент с веткой растения. (Заранее в подкрашенный раствор дети поставили ветку бальзамина , на стебле и листьях можно проследить движение жидкости).

— Что увидели? Какой вывод можно сделать?

—  Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

— Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

— Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

3.Листья

Физкультминутка.

 Ветер дует нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

 Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

 то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

 на «выше, выше» — выпрямляются.)

 Ветер веет над полями

 И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

 Облако плывет над нами,

 Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

 Ветер пыль над полем носит.

 Наклоняются колосья —

 Вправо-влево, взад-вперёд,

 А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

 Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

 Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

 Ветер тихо клен качает,

 Вправо, влево наклоняет:

 Раз — наклон и два — наклон,

 Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

    — Какая у растений листва?  Покажите?

-Почему вверх  тянутся листочки?

 — В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара — глюкозу, поглащать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

— Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

4. Цветок.

—  Для чего создан цветок?

— Почему красивый? Так ароматен? (Рассматривание плаката «Цветы»)

— Проверим ваши предположения.

(Диск «Мир природы» Сказка про цветок — недотрогу.)

— Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это.  Учитель разрезает и проверяет, если там семена.  Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

  1. — Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

— Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

— Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

— Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

— Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

  1. Работа в тетрадях.

—  Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

— Какое растение изображено? (Ландыш)

— На что похожи цветки?

 — Плоды  — мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

— Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

  1. Работа в группах.

1 группа

Все части растения человек использует в своей жизни.

Укажи стрелочкой, какую часть растения использует человек.

Корень                                          подсолнух

Стебель                                       яблоня

Листья                                          чай

Цветок                                         морковь

Плод                                               роза

Семена                                           берёза

2 группа. Обозначь корнеплоды коричневым цветом, а плоды – жёлтым.

Свёкла                      ○

огурец                       ○

помидор                ○

морковь                    ○                    

яблоко                  ○

редис                        ○

                       

3 группа. Составь пословицу из слов (украшение  растение   земли). Объясни смысл.   Растение – земли украшение

  Рефлексия.    Итог.      

 Продолжите предложения, выбрав начало словами:    

            —   «Я узнал …»

—  «Я удивился …»

— «Я хочу узнать..»

Список использованной литературы

  1. Г.Е. Болдырева Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2011 .
  2. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир. Ч.1. – Смоленск: Ассоциация XXI вел, 2011.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Электронное пособие «Мир  природы», 2010 г.
  2.   ФЦИОР www.fcior.edu.ru
  3. ЕК ЦОР school-collection.edu.ru

Структура и функции растений

Типы растений

Растения обеспечивают людей многими необходимыми материалами для жилья, еды и одежды. Растения также привносят красоту в нашу жизнь, от обширных садов до цветочных ящиков на наших окнах. Разнообразие используемых нами растений противоречит большому разнообразию существующих растений. Растения могут быть простыми или сложными, маленькими или гигантскими, цветущими или нецветущими.

Несосудистые растения

У самых примитивных видов растений отсутствует сосудистая ткань, трубчатые структуры, по которым вода и другие материалы перемещаются внутри растения. Несосудистые растения считаются одними из наименее сложных живых растений. Обычно это небольшие растения, что позволяет большинству материалов легко проходить через них. Несосудистые растения, такие как печеночники и мхи, поглощают воду за счет осмоса, процесса, который позволяет воде диффундировать через клеточную мембрану. Из-за этого их жизненные циклы зависят от влажных мест.

Печеночники и их родственники маленькие и растут на поверхности влажной почвы. Мхи — это небольшие растения, которые образуют зеленый ковер на полу многих лесов. Мхи также растут на деревьях и каменных поверхностях. Печеночники и мхи, как и все несосудистые растения, не имеют настоящих корней, стеблей и листьев.

Сосудистые растения

Сосудистые растения, известные как трахеофиты, являются настоящими наземными растениями, поскольку они научились выживать независимо от влажной среды. Они способны перемещать воду из окружающей среды через свое тело в сосудистых тканях. Сосудистая ткань позволяет растениям достигать большой высоты, например гигантским секвойям Северной Калифорнии. К сосудистым растениям относятся бессемянные растения, такие как плауны (которые, несмотря на свое название, не являются настоящими мхами), хвощи и папоротники, а также семенные растения, например фиалки, картофель и сосны.

Существует относительно немного видов бессемянных сосудистых растений по сравнению с сосудистыми растениями с семенами. Репродуктивные структуры бессемянных сосудистых растений представляют собой пылевидные споры. Клубневые мхи представляют собой небольшие вечнозеленые растения с игольчатыми или чешуйчатыми листьями. Листья хвощей обвивают побеги. Хвощи могут быть вечнозелеными растениями, а могут и не быть, и могут вырасти довольно высокими. Fem листья очень похожи на зеленые перья. Эти бессемянные сосудистые растения размножаются в жизненном цикле из двух поколений: одно производит споры, а другое нет.

Семенные растения

Семенные растения — это сосудистые растения, которые размножаются, как следует из их названия, с помощью семян. Их можно разделить на две группы: голосеменные и покрытосеменные, в зависимости от того, как образуются их семена. Большинство растений, с которыми люди знакомы, включая деревья, цветы, овощи и злаки, являются семенными растениями.

Голосеменные

Голосеменные – это сосудистые растения, дающие семена, не заключенные в плод. Голосеменные растения, такие как сосны, пихты, секвойи и секвойи, не образуют цветков, а образуют семена в шишках. Листья большинства голосеменных растений чешуйчатые или игольчатые. Многие голосеменные называются вечнозелеными, потому что на их ветвях всегда есть зеленые листья.

Покрытосеменные

Покрытосеменные – наиболее легко узнаваемые семенные растения. К покрытосеменным или цветковым растениям относятся знакомые растения, такие как розы, кукуруза, бамбук, орхидеи, маргаритки и фруктовые деревья. У покрытосеменных семена заключены в плоды. Плод защищает семена по мере их развития. Поскольку большинство фруктов съедобны, а семена не легко перевариваются, животные часто распространяют семена далеко от родительских растений.

Хотя голосеменные появились задолго до цветковых растений, сегодня существует гораздо больше видов покрытосеменных, чем голосеменных.

Части растений

У растений есть различные части, которые помогают им выполнять важные жизненные функции. У всех сосудистых растений есть корни, стебли и листья, но только у голосеменных и покрытосеменных есть семена, и только у покрытосеменных есть цветки. Растения состоят из клеток, тканей и органов, которые работают вместе, чтобы выполнять определенные функции, поддерживающие жизнь растений. Четыре основных органа покрытосеменных – это корни, стебли, листья и цветки.

Корни

Корни бывают разных форм и размеров. Корни дают растению площадь поверхности, необходимую ему для поглощения воды и минералов, необходимых для его выживания. Самые наружные клетки корней поглощают воду и минеральные вещества. Чем больше площадь поверхности, или внешней части, у корней, тем больше клеток могут поглотить эти необходимые вещества. Различают два основных типа корневых систем: стержневые и мочковатые.

Стержневой корень представляет собой единую толстую структуру, которая растет прямо в землю. По бокам от него отходят более мелкие ветвящиеся корни. Стержневой корень надежно закрепляет растение в почве и служит в первую очередь органом хранения крахмала и сахара, вырабатываемых растением. Стержневые корни обычно растут глубоко в почве и могут поглощать там воду и питательные вещества. Стержневые корни полезны в районах, где вода находится глубоко в почве.

Мочковатые корни состоят из множества тонких ветвящихся корней, растущих из центральной точки. Они выглядят как пучки спутанных волос. Мочковатые корни служат в первую очередь для удержания растения в земле и обеспечивают большую площадь поверхности для поглощения воды и минералов. Неглубокое разветвление мочковатых корней помогает им быстро впитывать воду. Мочковатые корни могут помочь растениям получить воду в песчаной почве, которая плохо удерживает воду.

Стебли

Стебли поддерживают листья, шишки, плоды, цветы и даже семена растений. Они держат листья растений навстречу солнечному свету. Стебли содержат два типа сосудистой ткани. Ксилема представляет собой сосудистую ткань, состоящую из трубчатых клеток, которые переносят воду и растворенные минералы через корни к остальной части растения. Лигнин, твердое вещество в ксилеме, помогает придать растению структуру. Флоэма представляет собой трубчатую сосудистую ткань, которая переносит органические молекулы из листьев по всему растению.

Существует две классификации стеблей: травянистые стебли и древесные стебли. Травянистые стебли зеленые, мягкие и гибкие. Клетки травянистых стеблей содержат хлоропласты, которые используют свет для производства пищи для растения. Деревянистые стебли твердые, прочные и жесткие. Деревья, кустарники и розы имеют одревесневшие стебли.

Листья

Листья — это органы растений, основными функциями которых являются улавливание энергии солнечного света, образование органических молекул и газообмен с окружающей средой. Большинство листьев плоские и имеют относительно большую площадь поверхности, которая получает солнечный свет.

Листья имеют внешний слой клеток, называемый эпидермисом. Эпидермис состоит из различных частей, двумя из которых являются верхний эпидермис и нижний эпидермис. Верхний эпидермис имеет восковое водонепроницаемое покрытие, называемое кутикулой, которое предотвращает потерю растениями слишком большого количества воды. Нижний эпидермис имеет крошечные поры или отверстия, называемые устьицами, которые позволяют молекулам проникать в растение и выходить из него. Между этими слоями находится ткань листа, где световая энергия используется для производства пищи для растения в процессе, называемом фотосинтезом.

Процесс, при котором большая часть воды выходит из листьев в виде водяного пара через устьица в нижнем эпидермисе, называется транспирацией. Поскольку молекулы воды притягивают другие молекулы воды, вода, которая выходит из устьиц в результате транспирации, фактически «вытягивает» воду из корней.

Цветы

Цветы являются основными репродуктивными органами цветковых растений. Большинство цветков состоит из четырех основных частей: лепестков, чашелистиков, тычинок и пестика. Каждая часть цветка играет важную роль в способности растения производить больше своего вида.

Опыление – перенос пыльцевых зерен с тычинки на пестик. За некоторыми исключениями, опыление должно произойти до образования семян. Пыльцевые зерна могут переноситься ветром, водой, силой тяжести, насекомыми или другими животными. Как только пыльцевое зерно попадает на женскую часть растения, развивается пыльцевая трубка. Сперматозоиды перемещаются из пыльцы вниз по трубке в яичник. Затем может произойти оплодотворение между сперматозоидом и яйцеклеткой. В результате оплодотворенная яйцеклетка развивается в семя, потомство растения. Завязь, окружающая семя, набухает и становится плодом у многих видов цветковых растений.

Семена

Семена сильно различаются по внешнему виду, но все они имеют одинаковую базовую структуру: защитная семенная оболочка, зародыш и запасенная пища. Семя развивается из оплодотворенной яйцеклетки и содержит зародыш.

Семенам, которые падают рядом с родительским растением, часто приходится конкурировать за доступные питательные вещества и другие ресурсы, такие как свет и вода. Растения выработали множество способов обеспечить перенос семян оттуда, где они формируются. Этот процесс называется рассеиванием семян.

Семена кокоса заключены в прочную оболочку из прочных волокон с воздушными промежутками между ними. Семена могут плавать в воде и переноситься из одного места в другое океанскими течениями. К семенам одуванчика прикреплены маленькие пушистые нити. Нити помогают ветру уносить семена вверх.

Процесс, при котором зародыш в семени начинает развиваться в новое растение, называется прорастанием. Прорастание начинается при благоприятных условиях выращивания. Вода, кислород и благоприятная температура — общие требования для прорастания. Семена часто проходят период бездействия, называемый покоем, пока условия не станут подходящими для прорастания.

Жизненный цикл покрытосеменных

Жизненный цикл представляет собой непрерывный процесс и не имеет истинного начала или конца. Одним из мест, с которого можно начать описание процесса, является прорастание. Семя прорастает, и сеянец начинает отращивать корни, стебли и листья. Взрослое покрытосеменное растение отращивает цветки, которые затем проходят процесс опыления. После опыления цветка вместе с плодами растения начинает формироваться семя. Ветер, вода или животные могут переносить семя на новое место, и жизненный цикл продолжается.

Biology4Kids.com: Растения: основная структура

Структура клетки и
Функция |
Системы |
микробио |
Растения |
Научный метод |
Все темы

Обзор |
Фотосинтез |
Структура |
Ксилема-Флоэма |
Репродукция |
Специализация
Мхи/печеночники |
Папоротники/хвощи |
Голосеменные растения |
Покрытосеменные растения |
Люди/Растения


В этом разделе мы рассмотрим структуру растений. Обсуждаемые нами растения будут сосудистыми растениями, у которых есть системы трубок (ксилема и флоэма) для транспортировки питательных веществ и воды. Помните, что на Земле есть большое разнообразие растений и даже целая группа растений, у которых нет сосудистых систем . У мхов и печеночников все еще может быть фотосинтез, но у них нет той «классической» растительной структуры. Тогда вы найдете такие виды, как кактусы, у которых нет листьев. Они проводят фотосинтез в их стеблях. В любом случае, просто помните, что в царстве растений есть много других возможностей.

Мы только что рассказали вам о множестве исключений из базовой структуры растений, так что давайте посмотрим на некоторые сходства. Легкое сходство на клеточном уровне. Растения осуществляют фотосинтез. Этот процесс преобразования солнечной энергии в молекулярную энергию происходит в хлоропластах с помощью молекул хлорофилла и множества ферментов. Сосудистые растения имеют схожий набор структур, называемых корнями, стеблями и листьями. У многих заводов есть специализированные версии, но основы есть. Одной из специализаций могут быть лепестки цветка. Эти цветочные лепестки представляют собой специализированные листья, которые окружают репродуктивные структуры растения.

Мы начнем снизу с корней . Эти структуры предназначены для извлечения воды и минералов из любого материала, на котором сидит растение. У водных растений корни могут находиться в воде. У традиционных деревьев корни уходят глубоко в почву. Есть даже растения, называемые эпифитами, которые живут на деревьях и их корневая система цепляется за ветки. Люди часто извлекают выгоду из корней растений в пищу. Морковь — это всего лишь один большой оранжевый корень.

Корневая система также обеспечивает поддержку растений в виде якоря в почве. Если дует сильный ветер, эти корни не дадут растению упасть. У некоторых видов растений есть корни над землей, которые обеспечивают поддержку всему растению. Корни далее разбиваются на первичный корень и боковые корни, каждый из которых имеет апикальная меристема на их кончиках. Корневые волоски также часто встречаются на корнях. Они делают корни пушистыми и помогают поглощать воду и питательные вещества.

Конечно, мы сказали, что над поверхностью есть несколько корней, но большая часть растения, которое вы видите, состоит из стеблей и листьев . Подумайте о дереве. Стебли – это стволы и ветви. Листья говорят сами за себя. Стебли предназначены для транспортировки пищи и воды и служат опорными конструкциями. Листья — это все о фотосинтезе, создании молекул пищи и поглощении углекислого газа для растения. Эти части связаны сосудистой системой ксилемы и флоэмы, которая распространяется по всему растению.

Верхушка ( конечная почка ) основного стебля имеет особую структуру, которая является источником нового роста растений.