Растение целостный организм 6 класс: Урок «Растение целостный организм»

Урок «Растение целостный организм»

КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа –
интернат»

 

 

 

 

 

Урок по теме

«
Растение – целостный организм.

Взаимосвязь
частей растения. 

Связь
растения со средой обитания». 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель биологии

Арсентьева В.И.

 

 

 

7 класс. 01.12.2021 года.

 

 

 

 

 

Цель урока:

   обобщение  и
систематизация  знаний обучающихся  об органах  растений  и их взаимосвязи;

                       формирование 
представлений о целостности растительного организма.

 

Задачи урока:

 

Образовательные:

 обобщить и систематизировать знания о
строении органов цветковых растений и их  взаимосвязи,  создать условия для
осознанного применения знаний.  

 

Коррекционно – развивающие

продолжить формирование умений сравнивать,
обобщать, делать выводы;

                                 развивать
умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать
знания;

                                 коррекция
памяти на основе упражнений  в припоминании изученного;

                                 развивать
умения применять предложенный  учителем способ получения  и воспроизведения
информации из учебника , дополнительного материала .

 

Воспитательные:

 воспитывать культуру
общения, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержке;

                               воспитывать
бережное, гуманное отношение к природе.

Тип урока: Обобщающий урок по биологии в 7
классе по теме «Цветковые растения»

 

Оборудование:     картинка
дерева, листья разноцветные, карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

     I.           
 Организационный
момент. Психологический настрой.

Здравствуйте 
ребята, садитесь. У нас на уроке присутствует Т.Б.. поздоровайтесь с ней. А теперь
все внимание на меня.

 
А
сейчас представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит
солнышко. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки,
пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Вам хорошо и радостно. С хорошим и радостным
настроением мы начинаем наш урок биологии.

Обратите
внимание, на доске есть  одинокое дерево. На столе  есть листочки определенного
цвета. Я попрошу вас взять любой листочек и прикрепить его на дерево, помочь
ему  покрыться разноцветной листвой. (ребята укрепляют по одному листику ).

Тех, кто выбрал
зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал
красный, — желают общаться.

Желтый — проявят
активность.

Коричневый — будут
настойчивы.

Помните, что
красота дерева зависит от вас, ваших стремлений, стараний и успехов.

           

Актуализация
знаний.  Мотивация.

 Ребята, кто
скажет мне, что относится к растениям? (травы, кустарники, деревья). Правильно.

            Но у
всех этих растений имеются общие одинаковые органы. Вспомнить, какие органы
есть у растений.

Молодцы ребята. Вы
все очень хорошо знаете органы растений.

 

Теперь отгадайте
загадку:  Один в земле копается,

                                  
             Другой в свету купается,

                                               
И хотя они друзья –

                                               
Поменяться им нельзя.

 О каких друзьях
идет речь? (об органах растений: корне и листе).

 Почему они друзья?
(потому что они связаны друг с другом).

 Какой орган
помогает им дружить, поддерживать  их взаимосвязь? (стебель).

 Можно  сказать,
что эти органы взаимосвязаны друг  с другом? (да ).

 Да, корень,
стебель, листья, цветки и плоды  образуют единый организм
. Значит организм
растения – единое целое.

 

  II.           
 Изучение
нового материала.

 

Итак, тема
нашего урока, кто назовет?

Правильно 
« Растение – целостный организм. Взаимосвязь частей растения. Связь растения со
средой обитания».
 

Исходя
из темы попробуйте определить цели урока. Правильно

обобщим и
систематизируем знания   об органах  растений  и их взаимосвязи ;

                       докажем, что
растение целостный организм.

 

            А так 
ли  это?   Мы сейчас попробуем выяснить. Чтобы  в этом убедиться, что мы   должны 
вспомнить об этих органах? ( их строение и работу).

 Для этого наш
класс  превращается на несколько минут в научное учреждение, где работают 4 лаборатории,
изучающие органы растения.

 Произвольно
разделились на группы.

1 .Организация деятельности  по группам.

1 группа: обучающимся
предлагается загадка.

                      
Не рыли, не бурили,

                    
А воду добыли.     ( корни )

Следовательно, 
ваша лаборатория получит название  « Лаборатория изучения кор-ня » и вы будете
обобщать информацию о корне. 

 2 группа:
обучающимся предлагается загадка.

                         Вверх
по стене крутой,

                         По
бетонке литой,

                        
Многоножка ползет,

                         С
собой листья везет. (стебель ).

Следовательно,
ваша лаборатория получит название «Лаборатория изучения стебля»  и вы будете
обобщать информацию о стебле.

  3 группа:
обучающимся предлагается загадка.

                        Из
почек появляются,

                        Весною
распускаются,

                        Летом
шелестят,

                         Осенью
летят. ( листья ).

Следовательно,
ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения листьев» и вы будете
обобщать информацию о листьях.

       4
лаборатория  изучает цветы и плоды
: предлагается  загадка.

                         
Он в саду моем расцвел,

                          
В удивленье всех привел-

                          
Лепестки атласные,  

                           Пестики
овальные.

                       
   А внутри на ниточках –

                         
 Туфельки хрустальные.                             (цветок).

Следовательно,
ваша лаборатория  получит название « Лаборатория изучения цветка».

Группы получают
листы с заданиями и различные источники информации.

2. Осуществление
деятельности.

Задание
для 1 – ой группы. Лаборатория изучения корня «Корень».

1 . Используя
учебник  стр.44- 53 и дополнительный материал, изучите строение  и  функцию 
корня. Ответьте на вопрос: Что такое корень?                 

2.   По таблице 
составьте рассказы  по  вопросам:

— строение корня;

— типы корневых
систем;

— значение корня.

Орган
растения

Строение
корня

Типы
корневых систем

Значение
корня

Корень

Главный
корень

Боковые
корни

Придаточные
корни

Корневые
 волоски

Стержневая  
корневая система

Мочковатая   
корневая система

1.Удерживает
растение .

2
.Всасывает воду  и минеральные соли   из почвы  для всех органов.

3
.Запасает  питательные вещества (корнеплод).

Участвует
в размножении.

 

Задание
для 2 –ой группы
.  Лаборатория изучения стебля « Стебель»

1.      Используя
учебник стр. 71-79  и дополнительный материал, изучите строение стебля и его 
значение для растения. Ответьте на вопрос : Что такое стебель?

2.       Используя
таблицу составьте рассказы   по вопросам:


строение древесного стебля;

-разнообразие
стеблей;

 —
значение стебля.

Орган
растения

 

Строение
древесного стебля

 

 

Разнообразие
стеблей

 

 

Значение
стебля

 

 

Стебель

Кора

Камбий

Древесина

Сердцевина

 

Укороченные

Прямостоячие

Вьющиеся.

Ползучие.

Цепляющиеся.

 

Опорная

Проводящая

Запасающая

Молодые
зеленые стебли на свету  образуют органические вещества

 

Задание
для 3-ей группы.  Лаборатория изучения листа «Лист»

   1.Используя
учебник  стр.54-70  и дополнительный материал, изучите  строение и значение листьев
для организма растения. Ответьте на вопрос: Что такое лист?

 

2. Используя 
таблицу, составьте рассказы по вопросам :

                    
— строение листьев;

                     —
типы жилкования листьев;

                    
— значение листьев для растения.

Орган
растения

 

Строение
листьев

 

Типы
жилкования

 

 

Значение
листьев

 

 

Лист

Простые

Сложные

 

Дуговое

Сетчатое

Параллельное

 

Опорная

Проводящая

Запасающая

Молодые
зеленые стебли на свету  образуют органические вещества

 

4 . Задание для 4 группы.
Лаборатория изучения цветка « Цветок»

 1.Используя
учебник на стр. 16-18   и  дополнительный материал, изучите строение цветка и
его значение в жизни растения. Ответьте на вопрос: Что такое  цветок?

Орган
растения

Строение
цветка

Виды
соцветий

Значение
цветка

Цветок

Цветоножка

Цветоложе

 Чашечка
из чашелистиков

Венчик
из лепестков

Пестик
и тычинки –главные части цветка

Кисть

 
 Зонтик

Колос

Корзинка

 

Цветок
– орган размножения

Из
пестика образуется плод с  семенами

 Проблемные
вопросы задаются классу:

         
 Почему растение погибнет, если у него поврежден корень ?

         
Почему растение погибнет, если у него поврежден стебель ?

         
Что произойдет с растением, если на нем погибнут зеленые листья ?

         
Что произойдет, если погибнет цветок ?

  
Мы заслушали отчеты.   А какой из органов важнее?

Я предлагаю  совместно
разыграют   сценку « Спор органов растения», а я вам помогу в роли автора. Оказывается, не только мы с вами не можем
решить, какой же орган важнее, среди них тоже давно идет спор, кто же из них
главнее. Не хотите ли вы послушать их спор? Послушайте его внимательно.

Сценка «Спор
органов  растения»

Заспорили
как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

– Я здесь самый
главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными
солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда.
Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки
попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! 
Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным,
чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни.
В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Возмутились листья: «Подумаешь! Ты,
корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению
питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем
людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего
царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами
легко».

    
– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы?
плоды? Кто   поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения 
и наоборот от  листьев к корню?

– 
Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок.
Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

А
кроме того я самый красивый из Вас…

А
какой чудесный аромат исходит от меня…

– Интересно…
вступил в спор плод
. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли
размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому
что я один из главных источников питания.

Начавшийся спор
между частями растения неразрешимый.  Он бы продолжался  до сегодняшнего дня,
если бы вовремя не вмешался  в разговор человек .

И все-таки,
давайте поможем разрешить их спор. Какой же орган для растения самый главный?
(Воспитанники называют органы, пытаются доказать). – А может ли растение расти
без КОРНЯ? СТЕБЛЯ? ЛИСТЬЕВ? ЦВЕТОВ? Почему?


И что же получается? Все-таки, конечно же, все органы растения главные, и нет
таких органов, которые были бы главнее и важнее, ведь если убрать хоть один
орган растения, то растение просто погибнет.

Как вы
думаете, что сказал человек корням, стеблям, листьям и цветку?

« Все вы  важны
и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь
все  вы  части одного организма
».

4.Подведение
итогов групповой работы.

III.           
Обобщение.
Выводы
.
Рассказ с демонстрацией  схемы « Взаимосвязь частей растения», рис 49  учебника,
стр. 80.

   Живет растение
как единый целостный организм. Ведь все части  растения связаны между собой.
Корень переходит в стебель. К стеблю прикреплены листья. От стебля растут
цветки.

    Каждая часть
растения выполняет свою  работу. Корни берут из почвы воду и минеральные соли,
которые используют другие части растения. Листья образуют органические
вещества, необходимые для питания корням, цветкам, стеблям. Стебли проводят эти
вещества во все части растения. В разных частях растения – накапливаются питательные
вещества , которые расходует на дыхание, рост, питание. Связь всех частей
растения друг с другом показана на схеме на доске.

( демонстрация
схемы « Взаимосвязь частей растения».

 Зарисуйте в тетрадь
схему, подписать название органов,  стрелками обозначить движение веществ по
растению.

IV.           
Задание
на дом: стр. 79-80, рисунок 49 нарисовать.

  V.           
Рефлексия:


Тема урока?

-Что нового узнали на уроке?

-Какие части есть у растений?

 -Что понравилось?


Мы доказали, что растение целостный организм?

 

VI.           
Объявление
оценок.

Спасибо за работу.
Вы, молодцы!

 

Урок биология 6 класс по теме «Растительный организм как единое целое».

Главная → Публикации → Биология → Конспект занятия → 6 класс → Урок биология 6 класс по теме «Растительный организм как единое целое».

Урок биология 6 класс по теме «Растительный организм как единое целое».


Задачи: (слайд 2)
• обобщить уже приобретенные учащимися знания о клеточном строении растений;
• систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов растительном организме, подвести их к пониманию того, что растения – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: электронные таблицы, компьютер, комнатные растения с засыхающими листьями, гербарий органов цветковых растений, таблицы, начерченные на карточках, тестовые задания.

Содержимое публикации

Урок биология 6 класс по теме «Растительный организм как единое целое».

Задачи: (слайд 2)

обобщить уже приобретенные учащимися знания о клеточном строении растений;

систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов растительном организме, подвести их к пониманию того, что растения – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: электронные таблицы, компьютер, комнатные растения с засыхающими листьями, гербарий органов цветковых растений, таблицы, начерченные на карточках, тестовые задания.

Ход урока.

Изучение нового материала.

Органы цветкового растения. (слайд 3 -17)

Актуализация знаний о строении и функциях органов цветкового растения. Беседа с использованием электронных таблиц.

А) Какие органы имеют цветковые растения?

Б) Каково значение листа в жизни растения?

В) Какое значение имеет корень? Какое значение имеют для культурных растений копка, вспашка и рыхление почвы. Почему культивацию называют сухим поливом?

Г) Каково значение стебля?

Д) Какое значение имеет цветок?

Прокомментировав и оценив ответы учащихся, предлагаю заполнить таблицу, на примере корня показываю, как её надо заполнять. Такие же таблицы, начерченные на карточках, раздаются учащимся и по заполнению возвращаются учителю для проверки. Для заполнения таблицы учащимся дается 5 минут.

Роль вегетативных органов и взаимосвязь их в организме растения.

Орган

Значение

Пример взаимосвязи с другими органами

Корень

Укрепляет растение в почве, поглощает из почвы воду и минеральные соли

Без воды, которую поглощает корень, не может образоваться крахмал в листьях.

Стебель

Лист

Знаете ли вы, что …

Сырые листья капусты, приложенные к больным местам, снимают боли при артритах и подагре.

Кусочки сырой свеклы, заложенные в ноздри, вылечивают от насморка.

У тех народов, которые употребляют в пищу много чеснока, заболеваемость раком ниже, чем у народов, его не употребляющих.

Из ячменя получают антибиотик гордецин.

Широко известную ацетилсалициловую кислоту – аспирин – вырабатывают из коры ивы.

«Репейное масло» — настой корней лопуха на миндальном масле – считается отличным средством для укрепления волос.

Корни подорожника в виде экстракта применяются при укусах насекомых и ядовитых змей.

В Англии и США чай из ромашки пьют на ночь – считается, что он вызывает спокойный и крепкий сон.

«Богородской травой» чабрец называют за сходство его цветка с иконописными изображениями богородицы.

Плоды черники усиливают остроту зрения, уменьшают усталость глаз от продолжительной работы. Во время второй мировой войны английским летчикам давали черничное варенье с целью повысить их зрение. С этой же целью чернику включают в обязательное меню космонавтов.

Связь между органами, проявляющиеся в процессах питания и дыхания растений. (Беседа на основании актуализации знаний о минеральном питании, фотосинтезе и дыхании.) (слайд 18 — 19)

А) Какие химические вещества входят в состав растений?

Б) Какое значение имеют вода и минеральные соли для растения?

В) Какое значение органических веществ?

Г) Какие процессы жизнедеятельности протекают в растении?

Д) Расскажите о минеральном питании растений.

Е) Что такое фотосинтез? Как он происходит?

Ж) Как доказать, что растения дышат?

З) Сравните дыхание и фотосинтез.

И) Какие вещества выделяет растение в процессе жизнедеятельности?

К) Отличие процесса дыхания от процесса образования органических веществ (фотосинтеза)?

Л) Какие вещества выделяет растение в процессе жизнедеятельности?

Викторина «Знаешь ли ты?» (слайд 20 — 21)

Корни подорожника в виде экстракта применяются при укусах насекомых и ядовитых змей.

В Англии и США чай из ромашки пьют на ночь – считается, что он вызывает спокойный и крепкий сон.

«Богородской травой» чабрец называют за сходство его цветка с иконописными изображениями богородицы.

Плоды черники усиливают остроту зрения, уменьшают усталость глаз от продолжительной работы. Во время второй мировой войны английским летчикам давали черничное варенье с целью повысить их зрение. С этой же целью чернику включают в обязательное меню космонавтов.

Назовите самое высокое дерево наших широт.

Назовите дерево с самыми тонкими ветвями.

Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою?

Почему мать-и-мачеха получила такое название?

Назовите самое маленькое цветковое растение.

У какого дикого растения самые крупные цветы?

Какое растение послужило первым материалом для изготовления бумаги?

Соком какого растения можно вывести бородавки?

Какое растение заменяет вату и йод?

Как с помощью мхов и лишайников в лесу определить стороны горизонта?

Почему листья осоки режутся?

Что такое живица и какое значение она имеет?

Какая самая большая ягода?

Из какого дерева делают красивую фанеру?

3. Рост растения. (слайд 22)

А) За счет какой ткани происходит рост растения?

Б) Какие формы рост характерны для стебля?

В) Как регулировать рост корней и побегов?

«Узнай меня» (слайд 23 — 31)

4. Развитие растения.

Растение не только растет, увеличивая массу корней, стеблей и листьев, но и развивается. У него появляются новые органы и признаки. Выделяют 4 периода развития покрытосеменных растений:

Зародышевый – от образования зародыша до его прорастания.

Период молодости – от прорастания семени до первого цветения.

Период зрелости – растение цветет и плодоносит.

Период старости – растение перестает цвести, плодоносить и отмирает.

«Помоги растениям» (слайд 29 – 32)

5. Растение – целостный организм.

Вывод. (слайд 33)

Все органы растения имеют клеточное строение и связаны между собой. Нарушение строения и жизнедеятельности одного органа отражается на других. Повреждение корневой системы приведет к нарушению минерального питания растений. Повреждение листьев приведет к нарушению органического питания растений. Растение – это целостный организм с разделением функции между органами. Если все органы растения функционируют нормально, а процессы жизнедеятельности протекают активно, то растение растет.

II.Закрепление и обобщение знаний о растении как едином целостном организме. (Выполнение тестов. (слайд 34 — 37))

Тесты.

Репродуктивными называются:

А. все органы растения

Б. органы, отвечающие за размножение

В. органы, отвечающие за питание растения

Г. органы, отвечающие за дыхание растения

2. Вегетативными органами являются:

А. цветок и корень

Б. плод и лист

В. почка и семя

Г. побег и корень

3. К низшим растениям относятся:

А. водоросли

Б. папоротники

В. мхи

Г. только одноклеточные растения

4. Низшими являются растения…

А. не имеющие вегетативных органов

Б. не имеющие генеративных органов

В. вообще не имеющие дифференцированных органов

Г. имеющие четко выраженные вегетативные и генеративные органы

5. Жизненную форму кустарник имеют:

А. сирень и орешник

Б. смородина и осина

В. клен и бузина

Г. ландыш и калина

6. Почка это …

А. зачаток цветка

Б. зачаток побега

В. зачаток корня

Г. зачаток листа

7. Основная функция листьев состоит в …

А. переносе питательных веществ

Б. водно-минеральном питании растений

В. размножении растений

Г. фотосинтезе (создании органических веществ)

8. Основная функция корня состоит в …

А. переносе питательных веществ

Б. водно-минеральном питании растений

В. размножении растений

Г. фотосинтезе (создании органических веществ)

9. Первым при прорастании семени появляется

А. главный корень

Б. боковые корни

В. придаточные корни

Г. у однодольных растений – придаточные, а у двудольных – главный корень

10. Боковые корни развиваются:

А. только на главном корне

Б. только на придаточных корнях

В. на стебле растения

Г. на главном и придаточных корнях

11. Корень растения растет в ширину за счет особой образовательной ткани:

А. древесины

Б. луба

В. пробки

Г. камбия

12. Вода с растворенными в ней минеральными веществами поднимается от корня растения вверх по сосудам:

А. древесины

Б. луба

В. пробки

Г. камбия

13. Органические вещества перемещаются от стебля и листьев растения к клеткам корня по сосудам:

А. древесины

Б. луба

В. пробки

Г. камбия

14. Побег состоит из:

А. стебля с расположенными на нем цветами

Б. стебля с расположенными на нем листьями и почками

В. корня и стебля

Г. узлов и междоузлий

15. Участок стебля, на котором развивается лист, называют:

А. междоузлием

Б. пазухой листа

В. листовыми рубцом

Г. узлом

III. Задание на дом. Изучить § 39.

Подведение итогов урока.

  Вам также может понравиться:

Конкурсы
31 работа

Международный конкурс художественного слова к Дню Матери «ГОВОРИТЕ МАМАМ НЕЖНЫЕ СЛОВА
»

15 Октября – 20 Декабря

-192

Литературная викторина «СТРАНА ЧУДЕС Г.

Х. АНДЕРСЕНА
»

30 Ноября – 30 Ноября

-192

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ
»

30 Ноября – 30 Ноября



Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег

и получите документ БЕСПЛАТНО!




Подробнее

  • Предыдущая работа

  • Следующая работа

Также вас может заинтересовать
  • Оценка знаний по биологии для 6 класса «Тест –тренажёр по биологии. Тема «Вода вещество»–тренажёр по биологии. Тема «Вода вещество»»
    Биология

  • Презентации по биологии для 7 класса «Классы насекомых»
    Биология

  • Уроки по биологии для 6 класса «Фотосинтез — способ питания растений»
    Биология

  • Конспект занятия по биологии для 6 класса «тест по теме «Химический состав клетки»»
    Биология

  • Уроки по биологии для 7 класса «Конспект урока по биологии на тему: «Фотосинтез үдерісі»»
    Биология

Живые организмы и их окружение

1. ВВЕДЕНИЕ
Живые существа существуют в большинстве мест на Земле. Жизнь существует как в экстремально жарких, так и в экстремально холодных регионах. Среда обитания организма – его ближайшее окружение. Среда обитания – это дом организма, где он может найти пищу, убежище и благоприятные условия для размножения. Среда обитания включает в себя как живые, так и неживые компоненты. Растения и животные обладают особыми свойствами, которые помогают им выживать в их собственной среде обитания.
2. СРЕДА И АДАПТАЦИЯ
Среда обитания – ближайшее окружение организма. Это место, естественное для жизни и роста организма. Животные и растения приспосабливаются к различным средам обитания.
Среда обитания может быть наземной или водной.
Наземная среда обитания подразделяется на леса, луга, пустыни, горы и полярные районы.
Водную среду обитания можно разделить на пресноводную, морскую и прибрежную.
I. Наземная среда обитания
Земля, на которой выживают все растения и животные. Животные и растения, обитающие на суше, называются наземными животными и наземными растениями. Животные и растения, обитающие на суше, дышат кислородом из воздуха. В ходе этого процесса они выделяют углекислый газ. Наземная среда обитания включает леса, луга, пустыни, горы и полярные районы.
а) Леса

Это большие площади, покрытые деревьями и растениями. Организмы, живущие в лесу, зависят от абиотических факторов, таких как воздух, наличие воды, температура, солнечный свет и т. д. Дикая природа в лесу включает как растения, так и животных. Все эти организмы взаимозависимы друг от друга. Растения могут синтезировать свою собственную пищу и запасать ее в своем теле. Животные используют эту пищу для выживания. Три типа лесов — это тропические леса, леса умеренного пояса и бореальные леса.

Тропические леса известны как Тропические леса — это леса, расположенные между экватором и двумя тропиками. Температуру поддерживают в пределах от 20°C до 34°C. Они получают осадки в течение всего года. Годовое количество осадков около 200 см. В этих лесах встречаются различные виды флоры и фауны.
Леса умеренного пояса встречаются в Северо-Восточной Азии, Северной Америке и Центральной Европе. Температура колеблется от -30 o C до 30 o C. Годовое количество осадков составляет около 150 см и выпадает в течение всего года. Летний сезон отделен от зимнего. Деревья — лиственные деревья.
Бореальные леса также называют таежными лесами. Эти леса разбросаны по многим местам, включая Китай, Канаду, Россию, Северную Японию и т. Д. Температура колеблется от -50 o C до 30 o C. Годовое количество снегопадов колеблется от 40 до 100 см.
b) Луга

Они в основном покрыты длинной и густой травой. Температура колеблется от -20 o C до 30 o C. Годовое количество осадков, которое они получают, колеблется от 50 см до 90см. Преобладают такие животные, как зебра, жираф, лев и слон. Они сухие с песком, покрывающим весь регион. Пустыни — это в основном жаркие регионы, но некоторые из них — даже слишком холодные регионы. Днем температура слишком высока, а ночью слишком низкая. Годовое количество осадков менее 25 см. В пустынях обитают такие животные, как верблюд, гремучая змея, кенгуровая крыса. Преобладают такие растения, как кактусы и колючие растения.

d) Горы

Эти районы скалистые и сухие. Иногда вода протекает в виде струй. Растения, присутствующие на холмах, являются ксерофитами. Они конические и вечнозеленые. Многие альпинисты покрывают огромные деревья. По мере увеличения высоты горы температура падает, и животные приспосабливаются к жизни в этих холодных условиях. Ветры сухие и холодные. Примерами являются такие животные, как як, медведь, горный козел, летучая лисица.

д) Полярный регион

Эти районы покрыты высокими снежными вершинами. Найденные здесь животные приспособлены тем, что на коже у них густая пушистая шерсть. У них также есть слой жира под кожей. Этот жир используется в качестве резервной пищи во время ледяной зимы. Встречаются такие животные, как белые медведи, тюлени, лисы. Пингвины стоят во льду. Рыбы приспособлены к жизни в ледяной воде.

II. Водная среда обитания
Район, покрытый водой, где выживают растения и животные. Водная среда обитания далее делится на пресноводную среду обитания, морскую среду обитания и прибрежную среду обитания. Вода является средой обитания организмов, обитающих в водной среде.
а) Пресноводная среда обитания:

Это водоемы, наполненные пресной водой. К ним относятся реки, озера, пруды, ручьи и т. д. Присутствующая вода имеет очень низкую концентрацию солей. Растения, растущие в воде, называются гидрофитами.

b) Морская среда обитания:

Океан и моря относятся к морской среде обитания. Они полны жизни. Различные разновидности организмов существуют в морской среде обитания. В этой среде обитают такие организмы, как кораллы, панцирные животные, губки, медузы, акулы и многие другие.

c) Прибрежная среда обитания: 

Это регион, представленный местом, где суша встречается с морем. Эстуарии образуются, когда соленая вода смешивается с пресной водой. Эти места обитания уникальны. В этом регионе растут деревья особого типа, называемые мангровыми зарослями. Животные также хорошо приспособлены к жизни в этих регионах.

Адаптации
Способность живых организмов приспосабливаться к окружающей среде называется адаптацией. Адаптации — это изменения в структуре или поведении организма, которые позволяют ему выжить в этой среде обитания. Растения и животные вносят некоторые естественные приспособления в некоторые черты, чтобы приспособиться к окружающей среде. Разные живые организмы по-разному приспосабливаются к среде обитания. Адаптации могут быть вызваны изменениями в организме, изменениями в поведении и изменениями в местоположении.
Акклиматизация:
Способность организма вносить небольшие приспособления или изменения в организме за короткий промежуток времени, чтобы приспособиться к окружающей атмосфере, называется акклиматизацией. Люди, посещающие горные хребты, страдают высотной болезнью из-за низкого содержания кислорода в атмосфере на таких высотах. Их тело приспосабливается или акклиматизируется к изменениям в окружающей среде.
Компоненты среды обитания
Компоненты среды обитания в целом подразделяются на два типа, а именно биотические и абиотические компоненты. Биотические компоненты взаимодействуют с абиотическими компонентами для получения всех необходимых условий.
Биотические компоненты включают все живые организмы в среде обитания, т. е. растения, животных и микроорганизмы.
Абиотические компоненты включают в себя все неживые объекты среды обитания, то есть воздух, почву, воду, солнечный свет и температуру. Благоприятные условия для выживания живых организмов обеспечивают абиотические компоненты.
а) Воздух: Воздух необходим для всех живых организмов на Земле. Растения и животные поглощают кислород из воздуха при дыхании. Растения поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза. Воздух также обеспечивает азот, который фиксируется растениями для использования. Воздух необходим организмам для охлаждения тела. Ветры помогают в выработке энергии. Ветры также помогают переносить семена в отдаленные места.
b) Почва: Почва — самый верхний слой земли. Почва богата минералами и микроорганизмами, которые по-разному способствуют росту растений. В почве также есть определенные пространства, в которых задерживаются частицы воды. Эта вода, находящаяся в пространствах, используется растениями в процессе поглощения.
c) Вода: Три четверти нашей земли покрыты водой. Вода необходима для жизни. Вода является средой для многих метаболических реакций, происходящих внутри организма. Вода может быть пресной или морской. Животных, живущих в воде, называют водными организмами. Растения, специально обитающие в воде, называются гидрофитами. Влажность и дождь также являются формами воды, которые помогают живым организмам.
d) Солнечный свет: Солнце является основным источником энергии для всех живых организмов на Земле. Растения зависят от солнечного света для синтеза пищи в процессе фотосинтеза. Животные зависят от растений в качестве пищи, т.е. косвенно они зависят от солнечного света.
e) Температура: Температура в месте зависит от солнечного света, доступного в конкретном месте. Температура также влияет на влажность этого конкретного места. Области могут быть слишком жаркими, умеренными или слишком прохладными. Некоторые животные впадают в спячку в прохладную зиму, а некоторые впадают в спячку жарким летом.

3. ТИПЫ МЕСТООБИТАНИЯ

I. Наземная среда обитания
Все пустыни, горы, леса и луга включены в наземную среду обитания.
(a) Пустыня:   Верблюды по-разному приспособлены к жизни в пустынях. Они обладают длинными ногами, длинными ресницами, закрытыми ноздрями, особыми жировыми клетками, модифицированными клетками желудка в качестве приспособлений.
Змеи и крысы живут в норах и выходят наружу только ночью, когда прохладно.
Растения, присутствующие в лесу, являются ксерофитами или пустынными растениями, проявляющими некоторые приспособления к жизни в условиях пустыни. Листья редуцированы до колючек. Стебли зеленые и мясистые, чтобы осуществлять фотосинтез и запасать воду. Корни растут глубоко в почве, чтобы поглощать воду. Уменьшенный лист и толстый восковой слой стебля минимизируют транспирацию.
(b) Горный район:  Большинство деревьев в холодных горах имеют конусообразную форму. Листья очень тонкие и имеют игольчатую форму, чтобы сразу соскальзывать со снега и дождевой воды.
Животные в горных районах имеют длинную толстую кожу, чтобы защитить себя от холодного климата. Они обладают сильными копытами, чтобы легко бегать.
(c) Луга:  Львы, живущие в лесах, имеют цвет кожи, соответствующий окружающей среде. Они прячутся в лугах, чтобы поймать свою добычу. Они обладают сильными когтями и зубами, чтобы рвать пищу. У них острое зрение.
Олени обладают длинными ушами, чтобы иметь острый слух. У оленя есть глаза по бокам головы, что позволяет ему смотреть во все стороны. У них длинные ноги, чтобы быстро бегать.

II. Водная среда обитания
Все пресноводные и морские водоемы включены в водную среду обитания
Рыбы обладают обтекаемыми телами, которые уменьшают трение и позволяют им свободно перемещаться в воде.
Морские животные, такие как осьминоги и кальмары, не обладают обтекаемым телом, так как остаются глубоко внутри океана. У них есть способность делать свое тело обтекаемым, когда они двигаются в воде.
Водные животные обладают жабрами, которые помогают им поглощать растворенный в воде кислород. Дельфины и киты имеют дыхательные отверстия, чтобы дышать воздухом из атмосферы напрямую. Водные растения имеют гораздо меньшие корни, которые в основном свободно плавают. Стебли длинные и легкие. Листья подводных растений имеют лентовидные листья, которые позволяют растениям наклоняться в направлении текущей воды.
Лягушки по своей природе амфибии. то есть лягушка может жить как в воде, так и на суше. У лягушек сильные задние лапы, чтобы прыгать по земле, и перепончатые лапы, чтобы плавать в воде. У лягушек также есть защитная мембрана, называемая мигательной перепонкой на глазах.

4. ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ

I. Жизнь
В окружающем нас мире миллионы разных вещей. Некоторые из них живы, а некоторые нет. Люди, кошки, мыши и цветы живы, а камни, вода, стулья и столы — нет.
Как отличить живое от неживого?
В этой главе мы изучим характеристики живых существ, чтобы ответить на этот вопрос. Кроме того, есть ли какие-то общие черты между живыми и неживыми существами?
Давайте посмотрим на следующий рисунок.

Сравнение активности растения и камня

Что показывает?
Показывает сравнение между растением и камнем. Это сравнение также показывает, что эти два объекта в некоторых отношениях различаются; Камень не может двигаться сам по себе, не ест пищу, не может расти или производить больше своего типа. С другой стороны, растение проявляет все эти черты — оно может двигаться само по себе, оно может само питаться; он растет и производит больше своего типа (воспроизводит).
Что вы обнаружите, если сравните такое животное, как собака, с камнем?

II. Общие черты живых и неживых существ
Все эти предметы обладают массой, формой и занимают пространство.
а. Как живые, так и неживые существа имеют структурную единицу – клетки в живых и молекулы в неживых.
б. Клетки не существуют в неживых вещах.

III. Различия между живыми и неживыми существами
Жизнь — это нечто особенное и уникальное. Все, что мы можем сделать для определения «жизни», — это описать наблюдаемые процессы, явления или особенности, отличающие живую материю от неживой. Неживые объекты могут выполнять один или несколько из этих процессов. Например, кристалл может «расти», а машина может «двигаться», но только живой организм может выполнять и проявлять все приведенные ниже характеристики.

5. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИВОГО

I. Клеточная организация

  • Все живые существа состоят из клеток (рис.).
  • Клетка является основной единицей жизни.
  • Некоторые живые существа состоят только из одной клетки. Например, амебы, дрожжи и бактерии. Такие живые существа называются одноклеточными организмами .
  • Однако большинство живых существ состоят из миллионов клеток. Их называют многоклеточными организмами . Например, манго, роза, горох, человек, комнатная муха, собака и кошка.
  • Клетки помогают в выполнении различных функций, таких как питание, дыхание, выделение и т. д. Их называют структурными и функциональными единицами организмов.

Клетки живых существ.

II. Питание

  • Пища необходима всем живым существам.
  • Еда дает нам энергию, чтобы мы могли заниматься различными делами в течение дня.
  • Еда также помогает в росте тела, а также в его поддержании и восстановлении.
  • Животные получают готовую пищу в виде молока, хлеба, пшеницы, яиц, мяса, бобовых, фруктов и овощей.
  • Зеленые растения могут готовить себе пищу.
  • Они получают воду и минералы из почвы.
  • Корни помогают растениям в этой работе.
  • Корни, кроме того, выполняют еще одну роль фиксации растения к почве.
  • Для приготовления пищи растениям также требуется углекислый газ.
  • Он поглощается из атмосферы (воздуха) листьями через мельчайшие поры (называемые устьиц ) присутствуют на их поверхности (рис.).
  • Зеленые растения используют (i) углекислый газ из воздуха, (ii) воду и минералы из почвы и (iii) солнечный свет для приготовления пищи. Этот процесс приготовления или производства пищи называется фотосинтезом.
  • Поскольку зеленые растения могут готовить себе пищу, их называют автотрофами (само-само; троф = пища), а способ питания называется автотрофным питанием.
  • С другой стороны, животные получают готовую пищу либо из растений (пшеница, бобовые, фрукты, овощи и трава), либо из других животных (молоко, яйца, мясо).
  • Животные поэтому называются гетеротрофами (гетеро = другой; троф = пища), так как они не могут приготовить себе пищу, а способ питания называется гетеротрофным способом питания (рис.)

Наличие мелких пор на поверхности листа.

Животные едят траву.

III. Дыхание

  • Все живые существа дышат. То есть они поглощают или вдыхают кислород из воздуха и выделяют углекислый газ.
  • Кислород используется для производства энергии из пищи, потребляемой организмами.
  • Энергия, полученная таким образом, используется живыми существами для выполнения различных действий.

IV . Рост

  • Рост – постоянный и необратимый процесс.
  • Все живые существа вырастают из одной клетки во взрослый организм, состоящий из миллиардов клеток.
  • Однако характер роста растений и животных различен.
  • Все живое растет, а неживое не растет.
  • Рост, если он присутствует, в неживых вещах является внешним, поскольку он происходит путем добавления материи извне и является обратимым.
  • Рост живых существ происходит за счет добавления нового материала тела, называемого протоплазмой, и поэтому является внутренним.

Превращение ребенка во взрослого человека

Рост – это постоянное и необратимое увеличение массы и объема организма. Короче говоря, рост означает стать больше и сложнее.

V. Экскреция

  • Экскреция – это выведение отходов из организма.
  • Накопление отходов вредно для организма.
  • Отходы выводятся живыми животными в основном в виде мочи, пота и двуокиси углерода.
  • В случае растений углекислый газ и водяной пар выделяются из мелких пор в их листьях.
Выделение – это удаление отходов, образующихся в результате различных действий, происходящих внутри организма.

VI. Размножение

  • Все живые организмы обладают способностью производить детенышей себе подобных (рис.). Например, кошка производит котят, которые вырастают во взрослых кошек.
  • Курица откладывает яйца, из которых вылупляются цыплята, в результате чего появляются курицы или петухи. Манговое дерево приносит плоды, содержащие семена.
  • Семя развивается в молодой саженец и со временем в дерево. Это означает, что живые существа могут производить больше себе подобных.
  • Следует отметить, что неживые объекты, такие как стол, камень и т. д., никогда не размножаются, как живые существа.

Размножение в (а) растении (б) птице

VII. Движение

  • Живые существа демонстрируют движение.
  • Каждый день вы видите, как животные, птицы и насекомые перемещаются с одного места на другое. Такое движение называется локомоцией .
  • Большинство растений прикреплены к почве. Они не могут осуществлять передвижение, но демонстрируют движение.
  • У растений стебель движется к свету (рис.), корни прорастают вниз в почве в поисках воды, а у подсолнечника цветки меняют свое положение по направлению к солнцу.
  • У мелких микроскопических растений, таких как водоросль Chlamydomonas, , все растение движется в воде.

Размножение — это способность производить детенышей себе подобных. Организмы должны выживать из поколения в поколение.

Движение частей растений (побегов) к солнечному свету (фототропное)

  • Некоторые животные, такие как губки, кораллы и морские анемоны, не перемещаются с места на место (рис.).
  • Для добычи пищи гидра и актиния имеют длинные структуры, называемые щупальцами вокруг рта.

гидра                    актинии

Передвижение животных из одной точки в другую называется локомоцией. Растения не проявляют движения.

VIII. Реакция на раздражители (чувствительность)

  • Живые существа реагируют на раздражители или изменения в их окружении.
  • В холодную погоду мы носим шерстяную одежду. Если наша рука касается горячего предмета, мы быстро отдергиваем ее.
  • Растение склоняется к солнечному свету ( фототропное ).
  • Корни растут вниз в почве ( геотропический ).
  • У чувствительного растения листья скручиваются при прикосновении рукой (рис.). Такие животные, как таракан и дождевой червь, уходят от света. Во всех этих примерах имеют место реакции.
  • Реакция – это действие, которое происходит в ответ на определенный раздражитель.
  • Например, холодная погода, горячий предмет, солнечный свет и гравитация являются раздражителями, в результате которых возникают соответствующие реакции, такие как ношение шерстяной одежды, отдергивание руки, сгибание растений, рост корней вниз и удаление животных

Когда вы дотронетесь до листьев этого растения, они внезапно свернутся.
Известно как чувствительное растение.

Живые организмы способны реагировать на изменения в окружающей их среде. Организм обнаруживает раздражитель из окружающей среды и производит ответ на этот раздражитель.
Все, что вызывает реакцию в организме, называется стимулом. ·  Реакция – это активность живого организма, возникающая в результате раздражителя.

IX. Жизненный цикл

  • Живые существа проходят жизненный цикл. Они начинают свою жизнь с одной клетки.
  • Жизненный цикл животных состоит из рождения, роста, размножения и смерти.
  • У растений жизненный цикл начинается через семена или споры.
  • Жизненный цикл организма может длиться несколько часов, несколько дней или сотни лет.
  • Период, в течение которого организм завершает свой жизненный цикл, называется его продолжительностью жизни . Например, у бактерий продолжительность жизни очень короткая.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ НЕКОТОРЫХ ОРГАНИЗМОВ
Организм Срок службы
1. Бактерии
2. Горох
3. Сосна
4. Комнатная муха
5. Мышь
6. Собака
7. Лев
8. Слон
9. Человек
10. Черепаха
20 минут
4 месяца
Несколько лет
1-4 месяца
2-3 года
16-18 лет
20-25 лет
70-90 лет
60-80 лет
120-150 лет
ПОДУМАЙТЕ | Есть ли нечто среднее между живым и неживым
Да, вирусы — это такие сущности, существующие во Вселенной. Вирусы растут и размножаются только тогда, когда они находятся внутри живых существ, таких как человек. Вне живых тел они безжизненны и подобны хрусталю.
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЖИВЫМИ И НЕЖИВЫМИ ВЕЩАМИ
Живые существа Неживые предметы
1. Сотовая организация Состоят из ячеек. Отсутствие сотовой организации.
2. Питание Требуется пища для роста и развития. Не требуется.
3. Дыхание Показать дыхание. Нет дыхания.
4. Рост Является постоянным и необратимым. Отсутствие роста; даже если он присутствует, он обратим.
5. Выделение Происходит удаление отходов. Нет экскреции.
6. Репродукция Имеет место. Нет воспроизведения.
7. Реакция на раздражители (реактивность) Подарок. Отсутствует.
8. Жизненный цикл Состоит из рождения, роста, размножения и смерти. Отсутствие жизненного цикла.

6. ИЗУЧЕНИЕ ЖИВЫХ ВЕЩЕСТВ-БИОЛОГИЯ
I. Биология

  • Изучение живых существ или жизни называется биология

    .

  • Слово происходит от двух греческих слов: биос, означает «жизнь» и logos, означает «исследование».
  • Сегодня биологи, люди, изучающие биологию, заинтересованы в понимании взаимоотношений, существующих между человеком и миллионами живых существ, которые его окружают.
  • Они хотят знать, какое влияние эти живые существа оказывают на собственное развитие человека и окружающую среду вокруг.
  • Они погружаются в ледяные глубины океанов и взбираются на вершины самых высоких гор. Они пробираются через густые джунгли и часами вглядываются в сложные инструменты, чтобы добраться до тайны жизни.
  • Биология состоит из двух основных разделов: (i) ботаника , которая занимается растениями; и (ii) зоология , связанная с животными.

II. Микроорганизмы

Некоторые живые организмы очень малы по размеру, и большинство из них слишком малы, чтобы их можно было увидеть невооруженным глазом. Их можно увидеть с помощью прибора, называемого микроскопом. Такие крошечные организмы называются микроорганизмами или микробами. Микроорганизмы встречаются как в растениях, так и в животных.
Примеры: бактерии, некоторые грибы (например, дрожжи, Aspergillus, Penicillium), некоторые водоросли (например, Chlamydomonas, Oscillatoria, диатомовые водоросли) и некоторые простейшие (например, Amoeba, Plasmodium).
В то время как бактерии, водоросли и грибы относятся к растениям, простейшие относятся к животным.

III. Различия между растениями и животными
1. Питание

  • Большинство растений имеют зеленый цвет, поскольку они содержат пигмент под названием 9.0003 хлорофилл , в них.
  • Они могут производить себе еду, используя углекислый газ, воду и солнечный свет.
  • Этот процесс производства пищи известен как фотосинтез, а способ питания называется автотрофным. Растения, будучи автотрофами, также называют продуцентами.
  • У животных нет хлорофилла, поэтому они не могут готовить себе пищу.
  • Их пища зависит от растений или других животных.
  • По этой причине животных называют консументами, а способ питания — гетеротрофным.

2. Передвижение

  • Растения, закрепленные на почве, не передвигаются с места на место.
  • У них нет органов для передвижения.
  • Животные, наоборот, переходят с места на место в поисках пищи и убежища.
  • У них также есть органы для передвижения, такие как ноги, крылья и т. д.
  • Некоторые растения тоже могут двигаться, но очень медленно.
  • Ромашки и другие цветы двигают лепестками, закрывая их ночью и открывая утром.
  • Листья некоторых растений, таких как недотрога , внезапно скручиваются при прикосновении.
  • Некоторые растения, такие как utrlicularia , nepenthes , ловят насекомых.

3. Рост

  • Растения имеют неограниченный рост. Проще говоря, это означает, что они могут расти на протяжении всей жизни.
  • Кроме того, рост ограничен или локализован в определенных фиксированных областях тела растения, таких как кончик корня и кончик побега.
  • Однако животные растут только до определенного возраста и после этого перестают расти.
  • При этом у них нет фиксированных точек роста, и рост распространяется по всему телу.

4. Структура клетки

  • Растительные клетки окружены жесткой клеточной стенкой.
  • В клетках животных отсутствует клеточная стенка.
  • Кроме того, внутри растительной клетки есть структуры, называемые хлоропластами. содержат зеленый пигмент хлорофилл, обеспечивающий зеленую окраску. Но в животной клетке отсутствуют хлоропласты (рис.).

Структура клетки

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ
Растения Животные
Питание : Большинство растений могут производить себе пищу (они содержат зеленый пигмент, называемый хлорофиллом) — автотрофы в питании. Животные не могут производить себе пищу (отсутствуют хлорофиллы) — гетеротрофы в питании.
Передвижение: Обычно прикрепляются к почве; не хватает
органов для передвижения.
Показать передвижение; обладают органами передвижения.
Рост: Рост не ограничен и локализован. Рост ограничен и рассеян.
Структура клетки: Имеют клеточную стенку; присутствуют хлоропласты. Отсутствие клеточной стенки; хлоропласты отсутствуют.

Организм – определение и примеры

Организм
сущ., множественное число: организмы , воспроизводить, расти, адаптироваться и поддерживать гомеостаз

Содержание

Организм относится к живому существу, которое имеет организованную структуру, может реагировать на раздражители, воспроизводиться, расти, адаптироваться и поддерживать гомеостаз. Таким образом, организмом может быть любое животное, растение, грибок, протист, бактерия или архея на Земле. Эти организмы можно классифицировать по-разному. Один из способов заключается в том, чтобы основываться на количестве клеток, из которых он состоит. Двумя основными группами являются одноклеточные (например, бактерии, археи и протисты) и многоклеточные (животные и растения). Организмы также можно классифицировать по их субклеточным структурам.

Те, у кого есть четко определенное ядро, называются эукариотами, а те, у кого его нет, называются прокариотами. Оба они обладают генетическим материалом, но различаются по местонахождению. У эукариот генетический материал находится внутри ядра, тогда как у прокариот он расположен в особой области, называемой нуклеоидом.

Современная система классификации группирует живые существа в три отдельные области:

  • (1) археи (архебактерии),
  • (2) бактерии (эубактерии)
  • (3) эукариоты (эукариоты).

И археи, и бактерии являются прокариотическими организмами, а эукариоты, как следует из названия, включают в себя всех эукариот. Научное изучение всех организмов называется биология . Биология — это область науки, целью которой является изучение структуры, функций, распространения и эволюции живых существ.

Определение организма

Организм определяется как сущность с жизнью. И живые, и неживые существа в основном состоят из молекул. Однако живое существо можно отличить от неодушевленного предмета по его отличительным признакам. Например, организм состоит из одной или нескольких клеток.

Эта структура состоит из молекул, которые производятся биологически и встречаются в природе. Такие молекулы называются биомолекулами . Примерами являются белки, нуклеиновые кислоты, липиды и углеводы. Эти биомолекулы могут объединяться в сложные частицы, которые, в свою очередь, могут образовывать субклеточные структуры.

Эти субклеточные структуры находятся внутри клетки. Клетка считается фундаментальной биологической единицей, поскольку каждое живое существо состоит как минимум из одной клетки.

Организм (биологическое определение): живое существо, имеющее организованную структуру, способное реагировать на раздражители, размножаться, расти, адаптироваться и поддерживать гомеостаз. Этимология: Термин «организм» происходит от греческого organon, что означает «инструмент». Синонимы: форма жизни; живое существо;   живое существо. См. также: жизнь, прокариот, эукариот

Одним из важнейших субклеточных компонентов клетки является хромосома. Хромосома несет генетический материал. У бактерий и архей хромосома представляет собой кольцевую нить ДНК. У людей и других высших форм организмов это нитевидная линейная цепь ДНК.

Часть ДНК, отвечающая за физические и наследуемые характеристики организма, называется ген . Гены кодируют аминокислоты, белки и молекулы РНК. Белки — одна из самых распространенных групп биомолекул. Многие из них являются ферментами, катализирующими многие биологические процессы.

Изменения, затрагивающие ген, могут привести к мутациям. В результате могут появиться новые черты. В то время как некоторые мутации могут быть смертельными или вызывать вредные последствия, есть также определенные мутации, которые могут привести к положительным результатам. Мутации могут управлять эволюцией и естественным отбором. Приобретение новых признаков в результате этих мутаций может быть полезным для выживания вида. Например, штамм бактерий, изначально чувствительных к антибиотикам, может трансформироваться и стать устойчивым к антибиотикам, когда они приобретут новые гены. В связи с этим организм, таким образом, способен к изменению (путем мутации) и адаптации.

Помимо ферментов, многие биологические реакции требуют энергии. Наиболее распространенной формой энергии, используемой живыми существами, является АТФ, то есть химическая энергия, используемая для подпитки различных биологических реакций. В растениях и других фотосинтезирующих организмах световая энергия преобразуется в химическую в процессе фотосинтеза. Другой способ получения энергии — клеточное дыхание. Клеточное дыхание — это клеточный процесс, при котором углеводы перерабатываются для получения химической энергии.

Организмы метаболизируются. Это означает, что они выполняют процессы, поддерживающие их жизнь. Метаболические процессы включают рост, реакцию на раздражители, размножение, выведение отходов и биосинтез. Двумя формами метаболизма являются анаболизм и катаболизм. Анаболизм включает энергозатратные реакции, которые приводят к образованию биомолекул. И наоборот, катаболизм включает в себя процессы расщепления частиц на более простые молекулы. Живые существа осуществляют эти метаболические процессы организованным, систематизированным образом. У них есть различные регуляторные механизмы, обеспечивающие сохранение и поддержание гомеостатических условий.
Организмы способны обнаруживать раздражители и реагировать на них. Они могут обнаруживать изменения в окружающей их среде. У людей и других животных есть чувства для обнаружения раздражителей. Пять основных чувств — это зрение, обоняние, осязание, вкус и слух. Реакция имеет решающее значение для выживания. Например, отдельный организм может удалиться от источника раздражителей. Другие могут двигаться к этому.

Организмы могут размножаться. Они могут дать начало другому тому же виду (виду). По сути, это можно сделать двумя способами: (1) путем полового размножения, т. е. с участием гамет, или (2) путем бесполого размножения, т. е. размножения без участия гамет. При бесполом размножении потомство является клоном родителя. При половом размножении потомство представляет собой новую особь, образованную соединением половых клеток.

Организмы проходят стадии жизни. Потомство вырастет до зрелого возраста, что означает фазу, на которой оно также способно к воспроизведению. На клеточном уровне рост влечет за собой увеличение размеров или увеличение количества. Увеличение размера клетки — это увеличение размера клетки по мере того, как она синтезирует и накапливает биомолекулы. Увеличение числа влечет за собой увеличение числа клеток за счет клеточного деления.

Рекомендуется: Игральные карты Biochemi Macromolecule от Digitalworldbiology.com. Отличное занятие для изучения четырех основных групп биомолекул: жиров, углеводов, нуклеиновых кислот и белков.

Типы организмов

Существует множество способов классификации организмов. Узнайте ниже.

Прокариоты и эукариоты

Живые существа можно разделить на две основные группы: эукариоты и прокариоты. Выше приведена иллюстрация двух типов клеток. Эукариотическая клетка (слева) имеет ядро ​​и другие связанные с мембраной цитоплазматические структуры, в отличие от прокариотической клетки (справа), в которой они отсутствуют.

Ядро представляет собой органеллу с мембраной (называемой ядерной оболочкой), перфорированной отверстиями (называемыми ядерные поры ). Внутри ядра находится генетический материал и ядерные тела, взвешенные в нуклеоплазме. Нуклеоплазма представляет собой протопласт внутри ядра. Эти ядерные структуры отсутствуют в прокариотической клетке.

В ядре эукариотической клетки происходит репликация ДНК (процесс дублирования сегмента ДНК) и транскрипция (процесс образования транскрипта мРНК). Наоборот, эти процессы происходят в цитоплазме прокариотической клетки. Наличие ядра разделяет генетический материал и эти процессы. Ядерная оболочка предотвращает легкое проникновение молекул и тем самым регулирует прохождение молекул в ядро ​​и из него. Хотя есть пример, когда ядро, по-видимому, исчезает . Во время клеточного деления ядерная оболочка распадается, позволяя хромосомам разделиться и двигаться к противоположным полюсам, а затем восстанавливается, чтобы разделить генетический материал в каждой из двух новых клеток.

Помимо ядра, в эукариотической клетке обнаружены другие связанные с мембраной органеллы, которых нет в прокариотической клетке, — это митохондрии, пластиды, эндоплазматический ретикулум, аппарат Гольджи, лизосомы и эндосомы. Из-за наличия более крупных цитоплазматических структур эукариотическая клетка заметно больше, чем прокариотическая клетка.

Общим между прокариотической клеткой и эукариотической клеткой является наличие генов, хранящих генетическую информацию. Рибосомы (цитоплазматические структуры, служащие местом синтеза белка) также присутствуют в клетках обоих типов. Тем не менее, прокариотические рибосомы представляют собой 70S (состоят из 50S и 30S), тогда как эукариотические рибосомы имеют 80S (состоят из 60S и 40S). И хотя рибосомы прокариот образуются в цитоплазме, в процессе синтеза рибосом участвуют как цитоплазма, так и ядрышко ядра у эукариот.

Примерами прокариот являются бактерии и археи, тогда как к эукариотам относятся протисты, грибы, растения и животные.

Одноклеточные и многоклеточные

Организмы могут быть описаны как одноклеточные (одноклеточные) или многоклеточные. Одноклеточные организмы — это организмы, состоящие только из одной клетки. И наоборот, многоклеточные организмы состоят из множества клеток, которые действуют как единица, выполняющая определенную функцию. Примерами одноклеточных прокариот являются бактерии и археи, а одноклеточных эукариот — протисты и некоторые грибы. К многоклеточным организмам относятся растения и животные.

В многоклеточных организмах группа клеток образует ткань. Клетки в ткани имеют сходную структуру и функцию. Примерами тканей животных являются нервная ткань, мышечная ткань, сосудистая ткань и соединительная ткань. Что касается растений, примерами тканей являются меристематические ткани, постоянные ткани и репродуктивные ткани. Группа тканей, организованных в анатомическую единицу, называется биологическим органом . Примеры органов животных: сердце, легкие, мозг, желудок, кожа, поджелудочная железа, печень, кишечник, почки и половые органы. У растений органами являются корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена.

У животных органы могут быть дополнительно организованы в систему органов . У человека и других позвоночных это следующие системы: покровная система, лимфатическая система, мышечная система, нервная система, репродуктивная система, дыхательная система, скелетная система, эндокринная система, иммунная система и мочевая система. Каждая из этих систем выполняет определенную функцию. Например, пищеварительная система отвечает за переваривание пищи. Сердечно-сосудистая система предназначена для транспортировки биомолекул и веществ по всему телу. В то время как многоклеточное живое существо имеет отдельные системы для выполнения определенных задач, одноклеточный организм будет выполнять эти жизненные процессы как единая независимая единица.

Таксономическая классификация

Живые существа подразделяются на три основные области, предложенные Карлом Вёзе. Этими доменами являются Archaea, Eubacteria (настоящие бактерии) и Eucarya. Ниже домена находятся другие основные таксономические уровни: царство, тип, класс, порядок, семейство, род и вид.

Археи и эубактерии являются прокариотами, тогда как эукариоты включают в себя эукариот. Таким образом, и у архей, и у эубактерий отсутствуют отчетливые мембраносвязанные органеллы. Однако между ними есть тонкие различия, которые привели к их разделению на отдельные домены. У архей есть гены и определенные метаболические пути, которые более тесно связаны с эукариотами, чем с эубактериями. Например, ферменты транскрипции и трансляции больше похожи на ферменты эукариот, чем на ферменты эубактерий. Таким образом, им предоставляется собственный домен, поскольку они имеют черты, отличные от настоящих бактерий.

  • Домен Эукария

Список живых организмов, принадлежащих к Домену Эукария, выглядит следующим образом:

1. Протисты

Протисты — это живые существа, характеризующиеся относительно простой организацией. Одни из них одноклеточные, другие многоклеточные. Другая группа протистов является колониальной, то есть они образуют колонию независимых клеток. Они живут в водной среде обитания и не имеют специализированной тканевой организации. Примерами являются животноподобные простейшие, растительноподобные водоросли, грибовидные протисты, слизевики и водяные плесени.

Рисунок 1: Различные виды протистов. Предоставлено: библиотеки LibreTexts, CC BY-NC-SA 3.0.

2. Грибы

Грибы — это эукариоты, которые известны своим гетеротрофным способом питания, поскольку им не хватает хлорофилла (пигмента, необходимого для фотосинтеза). Многие из них нитевидные. Нити, называемые гифами, представляют собой многоклеточные структуры, образующие мицелий. Они используют свои гифы для поглощения пищи. Они похожи на растения тем, что имеют клеточную стенку. Способ их размножения – спорообразование. Тип спор, которые они производят (например, бесполые или половые ) используются в качестве основы для их дальнейшей классификации на совершенные грибы (продуцируют как бесполые, так и половые споры) или несовершенные грибы (продуцируют только бесполые споры). Примерами грибов являются дрожжи, ржавчина, вонючий щит, плесень, дождевик, плесень и грибы.

Рисунок 2: Грибы включают гетеротрофных эукариот, которые обычно имеют нитевидную форму, лишены хлорофилла, имеют хитиновую клеточную стенку и образуют споры.

3. Растения

Растения представляют собой многоклеточные фотосинтезирующие формы жизни. Одной из основных отличительных особенностей растений является наличие хлоропластов, содержащих системы хлорофилла, которые собирают световую энергию от источника света для преобразования в химическую энергию посредством фотосинтеза. Это автотрофные эукариоты. Они способны производить сахар (в качестве пищи) из углекислого газа, воды и энергии света. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород. Растение выделяет кислород в окружающую среду через устьица. Помимо хлоропластов присутствуют другие пластиды: хромопласты (пластиды, хранящие пигменты) и лейкопласты (непигментированные пластиды, используемые в основном для хранения пищевых продуктов). Как правило, самой крупной цитоплазматической структурой растительной клетки является вакуоль, которая используется для осморегуляции и регуляции тургорного давления. Растения размножаются бесполым и половым путем. Бесполое размножение осуществляется почкованием, спорообразованием, фрагментацией и почкованием. В половом размножении участвуют мужские и женские гаметы. Трахеофиты, в частности, имеют жизненный цикл, состоящий из чередующихся фаз спорофита и гаметофита.

Рисунок 3: Различные виды растений

5. Животные

Животные – это многоклеточные эукариоты. Клетки в ткани соединяются через клеточных контактов (например, плотные контакты, щелевые контакты и десмосомы). Отсутствие у них хлоропластов (и зеленого пигмента хлорофилла) делает их неспособными к фотосинтезу. Таким образом, они полагаются на другие организмы для пропитания. Таким образом, подобно грибам, животные тоже гетеротрофны. У них могут отсутствовать клеточные стенки, но у них есть скелетная система, обеспечивающая структурную поддержку. У них также есть органы чувств, такие как глаза, нос, кожа, уши и язык, для обнаружения раздражителей. Сенсорная информация передается в мозг для обработки. Ответ может быть передан в целевую ячейку, например. другой нерв или мышца для выполнения действия. Большинство животных размножаются половым путем. Гаплоидная мужская гамета соединяется с гаплоидной женской гаметой, образуя диплоидную зиготу. Животные дышат, поглощая кислород при вдохе, а затем выделяя углекислый газ при выдохе.

Рисунок 4: Животные – это многоклеточные эукариотические организмы царства Animalia.

Вирусы и вироиды

Вопрос о том, являются ли вирусы организмами, является предметом споров. Подобно живым существам, вирусы имеют генетический материал. Однако они, по-видимому, живы только тогда, когда находятся внутри хозяина. В противном случае они биологически неактивны. Когда они активны, они используют биологические механизмы хозяина, особенно для репликации. Помимо вирусов, еще одним примером бесклеточного объекта являются вироиды. Они кажутся живыми, поскольку являются патогенными. Они также содержат генетический материал (например, короткую цепь РНК).

Рисунок 5: Иллюстрация структуры вируса. ДНК (красный) содержится внутри капсида (синий). Внешний слой, усеянный белковыми молекулами (желтый), окружает всю структуру.

Структура организма

Одноклеточный или многоклеточный организм состоит из основной единицы жизни — клетки. Как упоминалось ранее, клетка является основной единицей всего живого. Это мембраносвязанная структура, содержащая различные цитоплазматические структуры. Прокариоты и одноклеточные эукариоты могут возникать как функционально независимые единицы жизни. И наоборот, многоклеточные эукариоты имеют несколько клеток, действующих как единое целое, выполняющих определенную функцию.

Живая клетка содержит протопласт, окруженный плазматической мембраной. Протопласт содержит цитозоль и цитоплазматические структуры, такие как органеллы и включения. У эукариот основные органеллы включают ядро, эндоплазматический ретикулум, аппарат Гольджи, митохондрии и хлоропласты. Каждая из этих органелл специализируется на определенной задаче. Например, ядро ​​ является центром управления клетки. Гены внутри ядра несут кодов , которые определяют последовательность аминокислот и белков.

Когда клетке нужен определенный белок, кодирующий его ген открывает , позволяя создать транскрипт (мРНК). Позже транскрипт транслируется на рибосоме, прикрепленной к эндоплазматической сети, так что вновь продуцируемый белок подвергается созреванию внутри эндоплазматической сети. Когда это сделано, белок перемещается в аппарат Гольджи для маркировки . Метка определяет, куда белок пойдет дальше, то есть для транспорта снаружи или внутри клетки.

Митохондрия (множественное число: митохондрии) представляет собой полуавтономную органеллу, ответственную за выработку АТФ (посредством цикла лимонной кислоты и путей окислительного фосфорилирования). Это полуавтономная органелла, поскольку она имеет собственный генетический материал. Точно так же хлоропласт, который в основном предназначен для фотосинтеза, также является полуавтономным, поскольку у него есть собственная ДНК. Эти внеядерные ДНК отличаются от ядерной ДНК. Фактически, он используется в качестве основы в Эндосимбиотической теории . Согласно этой теории, эти полуавтономные органеллы, вероятно, являются ранними прокариотами, которые были поглощены более крупной клеткой. В конце концов, прокариот внутри большой клетки адаптировался и жил в симбиозе со своим хозяином.

Эволюция организмов

Рисунок 6: Филогенетическое древо

Эдиакарский период — один из наиболее заметных геологических периодов. В этот период произошел всплеск жизни, состоящей из одноклеточных и многоклеточных организмов.

До сих пор так и неясно, как зародилась жизнь. Существует несколько теорий, объясняющих, как возникла жизнь на Земле. Например, в Абиогенез предполагает, что жизнь возникла из неживой материи, и процесс, в результате которого это произошло, вероятно, занял несколько миллиардов лет.

Первобытная земля изображена в виде первобытного бульона. Его уподобляли супу, потому что земля могла быть водной средой обитания, содержащей различные соединения, особенно РНК.

Гипотеза мира РНК предполагает, что первобытная жизнь была основана на РНК. Это связано с тем, что РНК — это молекула, которая может действовать как генетический материал и в то же время как катализатор. Недавно НАСА предположило, что метеориты, упавшие на Землю из космоса, могли быть источником строительных блоков РНК (а также ДНК). Это предположение связано с азотистыми основаниями, которые они обнаружили в метеоритах. (Ref. 1) Это может означать, что у самых ранних организмов отсутствовали органеллы, и поэтому они были прокариотами.

Посмотрите это видео о гипотезе мира РНК:

 

Органеллы, вероятно, возникли в результате симбиоза между меньшей и большей клеткой. Меньшая клетка могла трансформироваться в полуавтономные органеллы, такие как митохондрия или хлоропласт. Одним из явных признаков того, что это может быть правдой, является сходство рибосом 70S митохондрий с рибосомами прокариот.

Гипотетический первобытный организм, от которого произошла вся жизнь на Земле, называется Последним универсальным общим предком (LUCA). Этот общий предок мог существовать от 3,5 до 3,8 миллиардов лет назад (палеоархейская эра). (ссылки 2, 3)

Диаграмма, называемая эволюционным деревом (также известная как древо жизни), может быть полезным инструментом в изучении филогенетических отношений. То, как организмы переходили из одной формы в другую, представлено ветвями дерева. И вместе с этим можно отследить и идентифицировать общее происхождение между организмами. Отслеживание эволюционного пути всех живых существ привело бы к LUCA. Однако не все ученые поддерживают эту теорию. Например, Жан-Батист Ламарк опроверг эту теорию. Он верил в то, что жизнь возникает не из одного, а из многих. (Ref. 4)

Многоклеточные организмы могли появиться около 600 миллионов лет назад. В геологической истории случались циклические вспышки жизни и массовые вымирания. Один из заметных взрывов жизни произошел в эдиакарский период. Предполагается, что эдиакарская биота состоит из одноклеточных и многоклеточных живых существ. Еще один всплеск жизни произошел в кембрийский период (около 541 млн лет назад). В 2016 году количество видов, населяющих Землю, оценивается примерно в 1 триллион. (Ref. 5)

 

Попробуйте ответить на приведенный ниже тест и выяснить, что вы уже узнали об организмах.

Викторина

Выберите лучший ответ.

1. Что такое организм?

Любое существо, встречающееся в природе

Живое существо

Неживое существо

2.