Процессы жизнедеятельности растений 6 класс: Основные процессы жизнедеятельности растений

Основные процессы жизнедеятельности растений

  1. Обмен веществ и энергии
  2. Питание и фотосинтез
  3. Дыхание растений
  4. Саморегуляция
    • Испарение воды растением
    • Листопад
  5. Рост растений

Растение является живым организмом. Каково бы не было его строение и на каком бы этапе своего развития оно не находилось, в нем протекают процессы, которые могут быть только у живого организма.

Обмен веществ и энергии

Наличие обмена веществ  у растения давно доказано наукой. Это явление проявляется в виде множества способов взаимодействия растения с окружающей средой. Растение берет из окружающей среды необходимые вещества и энергию, перерабатывает их внутри себя, усваивает, а те продукты переработки, что не идут ему на рост и развитие, выделяет в окружающую среду.

Это взаимодействие с окружающей средой идет в растении постоянно.   Оно имеет два направления:

  • внутри себя растение из простых веществ, взятых из воздуха, земли, образует сложные вещества, которые называются органическими, то есть образованными органами растения;
  • и также внутри себя сложные вещества, из которых состоит растение, распадаются на простые.

Оба направления обмена веществ существуют в растении одновременно, взаимосвязаны между собой. И если одно из направлений этого обмена веществами прекратится, то растение погибнет.

Питание и фотосинтез

Для своего развития растение с помощью корней берет из земли необходимые для его роста вещества – минералы. Это составная и важная часть обмена веществ у растения. Растению нужны почти все простые вещества, существующие на земле. Но особенно ему нужны такие вещества, как азот, калий и фосфор.

Клетки корня растений пропускают через себя не все вещества из земли, а только те, которые ему нужны, и нужны в данный момент времени. Например, весной растению нужно больше азота, а летом необходимость в азоте снижается, и ему нужно больше калия и фосфора.

Всем известно, что люди, работающие руками непосредственно с землей, обязательно руки запачкают. Это происходит потому, что в земле всегда есть вода, и земля влажная. Если земля рук не пачкает, то она сухая. И если в ней посажены растения, то их нужно срочно полить.

На каждом, даже самом маленьком корешке растения есть участок, покрытый корневыми волосками. Это, так называемая, зона всасывания. Кожица корня на этой зоне покрыта слизью, и к ней прилипают частицы земли. Минеральные вещества  в этих частичках, растворенные водой, которая всегда есть в земле, всасываются корнем и по корню поступают в сосуды стебля, которые передают воду и минеральные вещества  листьям, цветкам и плодам.

В доказательство такого перемещения воды с минеральными веществами по растению можно проделать простой опыт: поставить веточку любого дерева в воду, подкрашенную чернилами. Дать ей постоять в этой воде несколько десятков минут, а затем нужно разрезать веточку вдоль ее ствола. Срез будет окрашен чернилами на определенную длину, куда вода успела подняться.

У растений существует такое явление, как корневое давление. Благодаря этому явлению и происходит всасывание воды с веществами, растворенными в ней. В жизни можно часто видеть, как на срезе у растения довольно быстро начинают выступать капельки растительного сока, сок поступает под действием корневого давления. Это же явление дарит сок березы весной почитателям этого напитка.

Но растения обладают одним удивительным свойством, которого нет ни у одного другого живого существа на земле. Они являются настоящими фабриками по производству питательных веществ, которыми, конечно, пользуются сами. В этом производстве они используют энергию солнечного света, воду и углекислый газ из воздуха. И все это превращают внутри себя в крахмал. Правда, крахмал они не употребляют в питании, а сразу превращают его в глюкозу и другие вещества, более сложные и необходимые растению, например белки и жиры.

Процесс этого удивительного превращения носит название фотосинтеза. Слово «фото» означает свет, а слово «синтез» — соединение. Происходит это превращение в клетках, имеющих зеленые пластиды, называемые хлоропластами. В хлоропластах образуется под действием света из углекислого газа крахмал. В подавляющем большинстве клетки с хлоропластами находятся в листьях растений. В изучение этого процесса внес большой вклад  русский ученый К.А.Тимирязев.

Процесс образования крахмала достигает максимума к 10 часам утра и затем плавно снижается, а  к 17 часам вечера он возрастает еще раз. На образование крахмала большое влияние оказывают климатические условия. Все замечали, что от холода и недостатка влаги листья растений желтеют, и, наоборот, когда тепло и влажно – растения выглядят ярко зелеными и сочными. У многих растений этот процесс прекращается при температуре +2°С, а у других и при более высокой температуре.

Опыт, показывающий, что крахмал образовывается в листьях растений на свету, можно провести даже в домашних условиях. Комнатное растение с листьями нужно поставить в темное место на 2 -3 суток. Затем с растения нужно срезать один лист и опустить его в кипящую воду на пару минут. Затем лист нужно поместить в горячий спирт. Там зеленая окраска листа исчезает, так как хлорофилл растворяется в спирте. Затем лист нужно промыть в воде и положить в чашку и залить его слабым раствором йода. Лист лишь слегка пожелтеет, не изменяя окраски. Это значит, что растение, находясь в темноте, крахмала в листьях не образовало. А значит, процесс фотосинтеза возможен только при свете.

Опыт можно продолжить. На этом же растении, на одном из листьев нужно закрепить кусочек бумажной ленточки. Растение требуется поместить на освещенное солнцем место. Через сутки лист можно срезать. Далее нужно повторить с обработку листа кипятком, горячим спиртом и слабым раствором йода. После обработки йодом та часть листа, которая была не закрыта кусочком бумаги, посинеет, а та, что была закрыта, пожелтеет.

Опыт подтвердит, что только на свету в растениях может образовываться крахмал, так как именно крахмал синеет под воздействием раствора йода.

Убедиться в том, что растение для образования крахмала поглощает углекислый газ, поможет следующий опыт. Берется два растения с листьями. Оба помещаются в шкаф, в темноту на несколько суток. Затем оба растения нужно поставить на лист стекла и над ними размесить по стеклянному колпаку. Под колпак с одним из растений помещается небольшая емкость с щелочью. Щелочь имеет способность поглощать углекислый газ из воздуха. Под другой колпак устанавливается такая же емкость, но с раствором соды, которая станет источником образования углекислого газа. Места соприкосновения колпаков с листом стекла нужно промазать вазелином, который перекроет доступ воздуха к растениям. Через сутки с каждого растения нужно срезать по листу и обработать их кипятком, горячим спиртом и раствором йода. Посинеет тот лист, растение, с которого он был срезан, стояло под колпаком вместе с емкостью с содовым раствором. То есть, у растения был в доступе углекислый газ. Углекислый газ попадает в листья вместе с воздухом через устьица.

Следующий опыт докажет, что крахмал образуется только в хлоропластах. Есть растения с пестрыми листьями, например зеленые с белыми участками. Таким растением является хлорофитум. Нужно взять один лист и обработать его, как в предыдущих опытах. В результате неокрашенными останутся светлые участки листа, а те, что были зелеными, окрасятся в синий цвет.

Полученный в листьях крахмал растение преобразует в глюкозу. Глюкоза – простой сахар и хорошо растворяется в воде, и в таком виде она передается для питания всем органам растения. Глюкоза и минеральные вещества участвуют в превращениях в другие, необходимые растению вещества. Они идут на питание тканей растения, способствуют его росту и откладываются про запас.

Во время фотосинтеза вместе с органическими веществами растение образует кислород, который выводится из растения в окружающую среду. Кислород нужен большинству живых организмов планеты. Поэтому количество растений на планете Земля должно быть соответствующим для поддержания количества кислорода в атмосфере на одинаковом уровне. Сейчас в атмосфере чуть меньше 21% кислорода от ее объема. И это количество поддерживается исключительно растительным миром планеты. Других источников кислорода у нее нет.

Дыхание растений

Как и всем живым организмам на земле, растениям для дыхания нужен кислород. Они забирают его из воздуха, а также пользуются и тем кислородом, который вырабатывают сами. Как и все живые существа, растения дышат круглосуточно, только днем они используют кислород из атмосферы, а ночью – тот, который вырабатывают сами. При этом устьица растений ночью закрыты.  Растению для дыхания нужно совсем немного кислорода. Но сами они вырабатывают и выделяют в воздух кислорода гораздо больше, чем потребляют.

Кислород нужен растениям для превращения глюкозы в воду и углекислый газ. Во время этого превращения выделяется энергия, та, что была потрачена растением на образование крахмала из воды и углекислого газа. Углекислый газ, как и кислород, выделяется растением через устьица в атмосферу. Если под стеклянный колпак поставить растение, а рядом с ним расположить емкость с известковой водой, и поместить все это в темное место, то через сутки вода в стакане станет мутной. Это говорит о наличии в воздухе углекислого газа, выделенного растением.  Дышат все части растения, даже семена. Если убрать в стеклянные банки корни, побеги, корнеплоды, семена, закрыть банки полиэтиленовыми крышками и поставить их в темное место, а потом через сутки опустить в каждую банку горящую свечу, то можно увидеть, как гаснет в каждой банке свеча. А гасит ее углекислый газ, который не поддерживает горение. То есть процесс дыхания у растений происходит также, как и у всех других живых существ: поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

При выращивании культурных растений почву под ними рыхлят, особенно после дождей, которые ее уплотняют. Это делают не только для того, чтобы улучшить структуру почвы, но и для того, чтобы воздух, а вместе с ним и кислород , проходил к корням растений.

При хранении семенного зерна в хранилищах очень следят за влажностью воздуха и самих семян. Влажные семена дышат больше, при этом выделяется больше тепла. Зерно разогревается, и зародыши в нем погибают.

Очень мешает дыханию растений пыль и загрязненный городской воздух. Многие декоративные растения просто не выдерживают городской атмосферы, поэтому для города подбирают породы деревьев, которые наиболее неприхотливы к состоянию воздуха. Это тополя, черемуха, липы.

Саморегуляция

Испарение воды растением

Вода играет огромную роль в жизни растений, ведь они состоят из нее почти на 90%. Они постоянно поглощают воду из земли. Лишняя вода тут же удаляется из растения. Кроме того, растение, испаряя воду, охлаждается в жаркий день. Испарение воды выполняется листьями растения. Например, капуста в день забирает из почвы 1л воды и испаряет за это же время почти столько же. Среди растений средней полосы рекордсмен по испарению воды – береза. За день она испарит около 60л воды. Именно по этой причине в березовых лесах невысокая трава.  Дерево просто отнимает воду у всех близлежащих больших и малых растений. Вода выводится через устьица листьев в виде водяного пара. Растение регулирует испарение воды из себя, открывая устьица полностью или прикрывая их.

На скорость испарения воды растением влияют климатические условия местности, в которой растение существует. Скорость зависит от температуры воздуха, освещенности, влажности воздуха и почвы, скорости ветра и яркости солнца.

Чем жарче, ярче солнце, сильнее ветер, суше воздух, тем больше приходится растению испарять своей воды, чтобы поддерживать свою жизнедеятельность. В сухих местностях растения обзаводятся особыми органами и свойствами, защищающими от интенсивного испарения воды. Это и толстая кожица стеблей и листьев, и восковой налет у растений из сухих тропиков, и множество волосков, прикрывающих кожицу от перегрева и задерживающих утреннюю росу, и совсем крохотные листочки, как у пустынных растений.

Листопад

В умеренных широтах люди в осенние месяцы наслаждаются необыкновенно красивым зрелищем. Леса и городские парки одеваются в золотой и багряный наряд. Но проходит несколько недель, и злой предзимний ветер срывает золотые и красные листья с кустов и деревьев и укладывает их ковром на дорожках и лужайках. Так заканчивается листопад у деревьев в умеренном климате.

Сигнал к разрушению зеленой окраски листьев дает уменьшение светового дня. Деревьям и кустам нужно сбросить листья, чтобы зимой не шел процесс испарения воды, так как корни на зиму всасывание воды из почвы прекращают.

Листопад еще и уберегает деревья и кустарники от летних накоплений вредных веществ. Растения расстаются с ними вместе с листьями. В умеренном климате сбрасывают листья почти все растения, кроме брусники. Она является вечнозеленым растением. Если у листопадных растений лист живет 5 месяцев, то у брусники – 1 год.

Существует немало растений, которые из-за климатических условий очень быстро вырастают, цветут и плодоносят, и успевают все это сделать, пока климат благоприятный. В основном это растения пустынь и полупустынь. Среди таких растений очень много однолетников, например однолетние маки-самосейки, но есть и многолетние растения. Как правило, это растения из семейства  Лилейных, имеющие луковицы. Например, гиацинты, тюльпаны, хохлатки, ветреницы. Летом верхняя часть таких растений отмирает.

Рост растений

То, как растут растения, всегда хорошо видно. Подавляющее большинство их делает это очень быстро. Например, очень быстро растут бамбуки. Некоторые виды дают метровые приросты за сутки. У растений увеличивается не только длина, но и толщина. Они увеличивают свои размеры в течение всего времени вегетации, забирая из почвы питательные вещества, воду, а из воздуха углекислый газ при достаточном количестве солнечного света.

Рост в длину обеспечивается делением клеток верхушечных и вставочных тканей. Другие клетки преобразовывают одни виды тканей в другие, например, почки в побеги, листья – в колючки, цветки – в плоды. Развиваясь, растение не просто растет, но и преобразовывается.

Ткани выполняют разную роль, у них появляются серьезные отличия в строении и назначении. Влияет на рост растения скорость деления его клеток. Клетки образовательных тканей растут и делятся и снова растут. Однако, спустя некоторое время часть таких  клеток утрачивает способность делиться. Такие клетки получают другую, более плотную оболочку и выполняют другие функции, то есть образуется ткань другого назначения, а само растение преобразовывается.

Основные процессы жизнедеятельности растений | Методическая разработка по биологии на тему:

1. Технологическая карта урока

2. Призентация на тему «Основные процессы жизнедеятельности растений»

 

Скачать:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел: Жизнь растений Тема: Основные процессы жизнедеятельности растений

Слайд 2

Процесс жизнедеятельности Органы, обеспечивающие этот процесс Значение процесса для растения Питание (минеральное) Фотосинтез Дыхание Испарение Размножение Процессы жизнедеятельности растений.

Слайд 3

Питание (минеральное) корни Обеспечивает растение водой и минеральными веществами.

Слайд 4

Фотосинтез листья Обеспечивает растение органическими веществами

Слайд 5

Дыхание листья Обеспечивает растение кислородом

Слайд 6

Испарение листья Передвижение веществ по растению

Слайд 7

Размножение цветок , вегетативные органы Увеличение числа растений

Слайд 8

Процесс жизнедеятельности Органы, обеспечивающие этот процесс Значение процесса для растения Питание (минеральное) корни Обеспечивает растение водой и минеральными веществами. Фотосинтез листья Обеспечивает растение органическими веществами Дыхание листья Обеспечивает растение кислородом Испарение листья Передвижение веществ по растению Размножение цветок, вегетативные органы Увеличение числа растений Процессы жизнедеятельности растений.

Слайд 9

Биологический диктант Корневая система растения поглощает из почвы _____ и ________с помощью ________. Благодаря корневым волоскам всасывающая поверхность корня _____________ в десятки и даже сотни раз. Корневые волоски работают как крохотные _________, которые всасывают из почвы воду с растворёнными в ней _______________ веществами. Зона всасывания подвижна, она меняет своё место в почве в зависимости от _________ корня. Корневые волоски живут несколько дней и отмирают. Зона всасывания возникает на вновь вырастающем участке корня. Биологический диктант: воду, корневых волосков, минеральные вещества , увеличивается, минеральными, насосы , роста,

Слайд 10

Биологический диктант Корневая система растения поглощает из почвы воду и минеральные вещества с помощью корневых волосков . Благодаря корневым волоскам всасывающая поверхность корня увеличивается в десятки и даже сотни раз. Корневые волоски работают как крохотные насосы , которые всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Зона всасывания подвижна, она меняет своё место в почве в зависимости от роста корня. Корневые волоски живут несколько дней и отмирают. Зона всасывания возникает на вновь вырастающем участке корня. 7-6 — «5» 5 — «4» 4 — «3»

Слайд 11

Какие процессы жизнедеятельности изображены на слайде?

Слайд 12

Найдите ошибку 1.Потянулись птицы на юг, похолодало, приближались первые заморозки. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, все деревья сбрасывают листву. 2. Хорошо хвойным растениям. У них дереву не надо расставаться со своими листочками- иголками. Как появились, так и растут до старости. 3. «Куда подевался зеленый цвет у растений?» — спросила синичка мудрую сову. В землю ушел, чтобы на следующий год все снова окрасить? А куда на самом деле подевался зелёный цвет?

Слайд 13

Выберите верные суждения 1.Размножение заключается в уменьшении числа особей. 2.Размножение может быть половым и бесполым. 3.Спермии-неподвижные половые клетки. 4. При двойном оплодотворении из центральной клетки после слияния со спермием возникает зародыш. 5.При вегетативном размножении новая особь совершенно не похожа на родительскую. 6.При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (гамет).

Слайд 14

ключ 2 3 6

Слайд 15

Эталон для проверки А1) 2 А5) 4 А2) 3 А6) 3 А3) 4 А7) 4 А4) 4 А8) 4 8 — «5» 7-6 — «4» 5 — «3» 4 — «2»

Слайд 16

Рефлексия Урок прошел полезно, плодотворно Иногда на уроке мне было не интересно и не понятно Я не удовлетворен

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет    биология   Тема урока: Основные процессы жизнедеятельности растений

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Виды деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

 Ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация разработанная учителем

Планируемые  результаты: 

Метапредметные:

-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации,

— систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему

-подводить итог работы, формулировать выводы;

владеть коммуникативными умениями, опытом межличностной коммуникации;

— уметь корректно вести диалог и участвовать в дискуссии;

— выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность;

Предметные:

— называть особенности строения и функции многоклеточного организма признаки взаимосвязи органов;

— распознать и описать на таблицах органы и системы органов: Растения  – целостный организм.

-взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма. –

учиться работать по предложенному плану

Личностные

-правильно инфицировать себя с позиции школьника;

— проявлять интеллектуальные способности

— умение не создавать конфликтов и находить выход из трудной ситуации;

— развитие мотивов учебной деятельности.

 

Цели: создание условий для повторения и систематизации знаний по основным процессам жизнедеятельности растений;

Задачи: образовательная — систематизировать знания об органах цветковых растений;

Развивающая – выявлять взаимосвязь между строением и функциями;

Воспитательная – воспитывать  познавательный интерес к предмету в рамках года экологии.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

I

Организационный

этап

Готовят учебные принадлежности

Здравствуйте, рада нашей новой встрече!

Вы настроились на урок, все школьные принадлежности  к уроку у вас есть.

Личностные

II

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Смотрят видео

Отвечают на вопрос

У нас сегодня не совсем обычный урок на нем присутствуют гости, и начнем мы его тоже необычно с видеофильма.

Ребята будьте внимательны, нужна ваша помощь (кто прав?)

— так какой вопрос был задан?

Мы постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

О чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

Мы будем говорить об основных процессах жизнедеятельности растений.

Регулятивные (определяют цель)

Познавательные

Коммуникативные (участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения)

III

Актуализация знаний.

Слабый ученик перечисляет органы цветкового растения

Выполняют карточку №1

2. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке.

1. корень 2. Стебель 3. Лист 4. Цветок 5.Орган

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения.

Б – осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки.

В – осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве.

Г – орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами.

Д – часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение в организме.

Так кто принимал участие в споре? (слабый ученик)

Перечислите органы цветкового растения снизу вверх.

Карточка №1

Процесс жизнедеятель

ности

Органы, обеспечив этот процесс

Значение процесса для растения

Питание (почвенное)

Фотосинтез

Дыхание

Испарение

Размножение

Фронтальная проверка

Затем эталон (по очереди слайды)

Общий слайд

Познавательные (логически)

Причинно-следственные связи (дети устанавливают)

IV

Обобщение и систематизация знаний. Подготовка уч-ся к обобщенной деятельности.

Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …

устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. У большинства растений устьичные клетки располагаются на нижней стороне листа. А как вы считаете: где находятся устьица у кувшинки и кубышки?

2. Анечка очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они смотрелись, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему?

3.Людмила Сергеевна узнала, что листья березы можно использовать как лекарственное средство при воспалительных процессах.
Была уже осень и Л.С. заготовила опавшие листья. «Какая беда. Ведь в них такие же вещества, как и в зеленых» — рассуждала женщина.
(Вместе с опавшей листвой удаляются вредные продукты обмена)

Вставьте пропущенные слова в тексте

(…) – это процесс воспроизведения себе подобных. Существует два способа (…) растений – (……) и (…)

 Основной частью полового размножения является (…), т.е. слияние женской и мужской (…) клеток и образование из них (….).Последняя дает начало (…)–  будущему  организму.

Расположите последовательно  события, происходящие во время листопада        (6 класс):

А) образование отделительного слоя на черешке

Б) изменение окраски листьев

В) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света

Д) опадение листьев.

  1. Биологический диктант

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Благодаря корневым волоскам всасывающая поверхность корня _____________ в десятки и даже сотни раз. Корневые волоски работают как крохотные _________, которые всасывают из почвы воду с растворёнными в ней _______________ веществами. Зона всасывания подвижна, она меняет своё место в почве в зависимости от _________ корня. Корневые волоски живут несколько дней и отмирают. Зона всасывания возникает на вновь вырастающем участке корня.

Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков,   увеличивается, насосы. минеральными, роста,

2. и 3. Схемы

Какие процессы жизнедеятельности растений изображены на слайде?

Как вы определили?

Найдите сходства и отличия этих процессов.

4. Игра «Найди ошибку»  ИСПАРЕНИЕ

1.Потянулись птицы на юг, похолодало, приближались первые заморозки. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, все деревья сбрасывают листву.
(Хвойные деревья не сбрасывают листья — иголки. Мелкие листья этих растений слабо испаряют воду) .

2. Хорошо хвойным растениям. У них дереву не надо расставаться со своими листочками- иголками. Как появились, так и растут до старости. (Они живут несколько лет и опадают, но неравномерно)

3. «Куда подевался зеленый цвет у растений?» — спросила синичка мудрую сову. В землю ушел, чтобы на следующий год все снова окрасить? А куда на самом деле подевался зелёный цвет?

5. Размножение

Выберите те предложения которые верны:

1.Размножение заключается в уменьшении числа особей.

2.Размножение может быть половым и бесполым.

3.Спермии-неподвижные половые клетки.

4. При двойном оплодотворении из центральной клетки после  слияния со спермием возникает зародыш.

5.При вегетативном размножении новая особь совершенно не похожа на родительскую.

6.При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (гамет).

V

Применение знаний и умений в новой ситуации.

VI

Контроль усвоения, обсуждение допущенных

ошибок и их коррекция.

Выполняют тестовую работу в печатных тетрадях

Выполняют тестовую работу в печатных тетрадях

Критерии

8 –«5»

7-6- «4»

5- «3»

4- «2»

VII

Рефлексия (подведение итогов).

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Ребята наш урок начинался со спора

Какой орган главный??? И…

Сегодня на уроке мы доказали, что растительный  организм состоит из взаимосвязанных частей и является единым целым.

Молодцы вы сегодня очень хорошо потрудились.

Вика как бы ты оценила работу своих одноклассников. И кому какую оценку поставила и почему?

Рефлексия

Яблоко –урок прошел полезно, плодотворно

Цветок –иногда на уроке мне было не интересно и не  понятно

Желтый листик – я не удовлетворен

KS2 Жизненные процессы — Викторина по характеристикам организмов

KS1 (5-7 лет)KS2 (7-11 лет)11+ (7-11 лет)KS3 (11-14 лет)GCSE (14-17 лет)ИспанскийESLGamesCup ЧайПШЭ

  1. Дом
  2. КС2
  3. КС2 Наука
  4. Жизненные процессы

Подсолнухи получили свое название, потому что они поворачиваются лицом к Солнцу. Это пример движения.

Викторина по характеристикам организмов

Есть семь жизненных процессов, общих для всех живых существ: движение, размножение, чувствительность, питание, выделение, дыхание и рост. В этом первом из двух викторин KS2 Science по этой теме рассматриваются некоторые примеры этих жизненных процессов.

Вы знакомы с MRS. ЭНЕРГИЯ? Многие используют эти буквы как напоминание о семи научных терминах: M движение, R производство, S чувствительность, N питание, E выделение, R дыхание и G ряд. Все живое должно демонстрировать все семь этих процессов. Хотите верьте, хотите нет, но все живое имеет какие-то чувства, даже растения. Они могут сказать, в каком направлении находится Солнце, и они также знают разницу между верхом и низом!

Все ли живые существа способны двигаться, даже растения? Как насчет роста? Проверьте, насколько хорошо вы понимаете живые организмы и общие для них жизненные процессы, пройдя этот научный тест.

1.

Пища обеспечивает энергию для движения и других жизненных процессов. Что еще дает еда живому организму?

Отдых

Расти

Маскировка себя

Стать хищником

2.

Растениям нужно избавляться от кислорода, а животным нужно избавляться от углекислого газа. Как называется этот процесс?

Дыхание

Рост

Выделение

Размножение

3.

Какой не пример размножения?

Одуванчик производит и рассеивает свои семена

У кошки есть котята

Большой камень разбивается на тысячи маленьких кусочков гравия

Побег клубники выращивает новое растение

4.

Подсолнухи получили свое имя потому что они поворачиваются лицом к Солнцу. Это пример какого жизненного процесса?

Дыхание

Рост

Выделение

Движение

5.

Что из следующего верно?

Только у животных есть семь общих жизненных процессов

Только у растений есть семь общих жизненных процессов

У растений и животных есть все семь жизненных процессов

У растений и животных есть только четыре общих жизненных процесса

6.

Что из следующего демонстрирует чувствительность в растениях?

Растение, производящее пищу посредством фотосинтеза

Семя платана, упавшее далеко от материнского дерева

Веретенообразная деревца в темном лесу, быстро растущее к свету

Плакучая ива, плачущая над грустными фильмами

7.

Многие одноклеточные организмы растут, а затем делятся на две клетки. Что это за пример?

Выделение

Размножение

Дыхание

Питание

8.

Если вы случайно коснетесь очень горячего радиатора и быстро отдернете руку, то какой жизненный процесс вы демонстрируете?

Чувствительность

Рост

Питание

Дыхание

9.

Пища, которую едят животные, не может использоваться непосредственно клетками. Как называется процесс превращения пищи в энергию?

Выделения

Питание

Дыхание

Рост

10.

Киты питаются планктоном, а растения производят себе пищу из солнечного света. Это примеры какого жизненного процесса?

Репродукция

Питание

Движение

Чувствительность

Отлично! Вам нравится учиться, отвечая на вопросы

На сегодня у вас есть 15 бесплатных вопросов. Чтобы получить неограниченный доступ ко всем викторинам, играм и многому другому, вам необходимо подписаться.

Если вы хотите подписаться прямо сейчас, посетите нашу страницу Присоединяйтесь к нам.

Или осмотрите веб-сайт и начните с нашей домашней страницы.

Научные примеры задач — решения класса 10 для главы 6 «Жизненные процессы»

Упражнения по главе 6 жизненные процессы 10 класс

Жизненные процессы — Упражнение

Вопросы по Жизненным процессам — Упражнение

Два зеленых растения А и В содержались отдельно в бескислородных контейнерах. Растение А содержали в темной комнате, а растение Б – при постоянном освещении. Какое растение проживет дольше?

Выберите правильный вариант с правильной причиной.

При дыхании газообмен происходит в ………………………………

Кислород, высвобождаемый при фотосинтезе, поступает из ………………….

Кровь, выходящая из тканей, обогащается ………………………………..

Внутренний (клеточный) запас энергии у автотрофов составляет ………………….

Какое из следующих утверждений неверно?

Опознать!

Во время дыхания воздух поступает в тело человека через орган, имеющий два отверстия, называемых A . Затем воздух проходит через общий проход для пищи и воздуха и попадает в трахею, называемую B . Дыхательное горло далее делится на более мелкие трубки, называемые C. . Эти C прикреплены к двум органам дыхания, называемым D . Каждая меньшая трубка далее делится и образует наименьшую ветвь, которая называется 9.0193 Е . В кончике Е, есть небольшие структуры, называемые альвеолами.

Какой из следующих вариантов правильно идентифицирует A, B, C, D и E ?

Выберите событие, которое не происходит при фотосинтезе.

Выберите формы, в которых большинство растений усваивают азот

(i) Белки

(ii) Нитраты и нитриты

(iii) Мочевина

(iv) Атмосферный азот

Утверждение (А): Недостаток кислорода в мышцах приводит к мышечным судорогам.

Причина (R): Накопление молочной кислоты в результате анаэробного дыхания вызывает судороги в мышцах.

При вдувании воздуха изо рта в пробирку с известковой водой известковая вода мутнела из-за присутствия ………………………….. ……………

Что из следующего препятствует обратному току крови внутри сердца во время сокращения?

В рисовую воду добавили несколько капель раствора йода. Раствор окрасился в сине-черный цвет. Это указывает на то, что рисовая вода содержит ………………………………..

В каком из следующих отделов пищеварительного тракта пища окончательно переваривается?

Помимо эмульгирования жиров, какую из следующих функций выполняет/выполняет желчь?

Как повлияет на скорость фотосинтеза закупорка устьиц растения?

Состояние ИСТИНА или ЛОЖЬ:

Cuscuta является примером паразитического растения.

У какой из следующих групп/групп позвоночных сердце не перекачивает обогащенную кислородом кровь к различным частям тела?

Какое из следующих уравнений является обобщением фотосинтеза?

Какие из следующих организмов изображают единую кровеносную систему?

Какое из следующих утверждений о сердце верно?

(i) Левое предсердие получает насыщенную кислородом кровь из разных частей тела, тогда как правое предсердие получает деоксигенированную кровь из легких.

(ii) Левый желудочек перекачивает обогащенную кислородом кровь к различным частям тела, а правый желудочек перекачивает деоксигенированную кровь в легкие.

(iii) Левое предсердие переносит обогащенную кислородом кровь в правый желудочек, который направляет ее к различным частям тела.

(iv) Правое предсердие получает деоксигенированную кровь из разных частей тела, в то время как левый желудочек перекачивает обогащенную кислородом кровь к различным частям тела.

Какое из следующих слов является правильной реакцией для аэробного дыхания?

Какова правильная последовательность прохождения воздуха при вдохе?

Открытие и закрытие устьичной поры зависит от

Фильтрационные агрегаты почек называются . ……………………………….

Какое из следующих утверждений верно?

(i) Пируват может быть преобразован в этанол и диоксид углерода с помощью дрожжей

(ii) Ферментация происходит в аэробных бактериях

(iii) Ферментация происходит в митохондриях

(iv) Ферментация является формой анаэробного дыхания

Прочтите приведенные ниже утверждения и выберите ПРАВИЛЬНЫЙ вариант:

ЗАЯВЛЕНИЕ A: Листья растений следует смазывать вазелином, чтобы они оставались свежими в течение более длительного периода времени.

ЗАЯВЛЕНИЕ B: Нанесение вазелина на листья здоровых растений забивает устьичные поры.

Как листья растений помогают в выделении?

Что из нижеперечисленного защищает внутреннюю оболочку желудка от действия концентрированной соляной кислоты?

Какой фермент первым смешивается с пищей в пищеварительном тракте?

Укажите, является ли следующее утверждение ИСТИННЫМ или ЛОЖНЫМ:

Все растения днем ​​выделяют кислород, а ночью углекислый газ.

Какой из следующих вариантов дает правильный путь мочи в организме человека?

При недостатке кислорода в тканях человека пировиноградная кислота превращается в молочную кислоту в …………………

Укажите, является ли следующее утверждение ИСТИННЫМ или ЛОЖНЫМ:

Открытие и закрытие устьиц регулируется притоком и оттоком воды из замыкающих клеток.

Выберите правильное утверждение, описывающее артерии.

Состояние ИСТИНА или ЛОЖЬ:

Способ питания, при котором пища попадает внутрь организма, называется голозойным питанием.

Йод реагирует с крахмалом с образованием соединения сине-черного цвета. Этот тест показывает, что листья состоят из ……………………

Утверждение (A): Частота дыхания рыб ниже, чем у людей.

Причина (R): Количество растворенного кислорода в воде очень мало.

Внимательно прочитайте приведенную ниже реакцию:

Определите X.

Состояние ИСТИНА или ЛОЖЬ:

Отсутствие тромбоцитов не способствует образованию тромбов.

Какую из следующих ролей играет рот в переваривании пищи?

Желудочная железа в желудке выделяет желудочный сок. Что из нижеперечисленного содержится в желудочном соке?

Какое из следующих питательных веществ расщепляется трипсином?

Что из следующего является субстратом для амилазы?

Утверждение (A): Артерии имеют толстые стенки по сравнению с венами.

Причина (R): Кровь, текущая по артериям, оказывает высокое давление на стенки артерий.

Какое из следующих питательных веществ является субстратом для пепсина?

Какое из следующих питательных веществ расщепляется липазой?

Состояние ИСТИНА или ЛОЖЬ:

У растений низкая потребность в энергии по сравнению с животными.

Утверждение (A): более высокая концентрация воды в ксилемной колонке создает осмотическое давление в клетках корня.

Причина (R): Осмотическое давление, создаваемое в клетках корня, выталкивает воду и минеральные вещества (сок) вверх через ксилему.

Определите данное утверждение как ИСТИНА или ЛОЖЬ:

Стенки тонкой кишки выделяют кишечный сок, осуществляющий окончательное расщепление мальтозы до глюкозы.

Внимательно изучите приведенные ниже реакции и выберите вариант, который состоит из правильной сбалансированной реакции фотосинтеза.

Если в слюне отсутствует слюнная амилаза, какое из следующих явлений в полости рта будет затронуто?

Какое из следующих утверждений об автотрофных растениях неверно?

В какой из следующих отделов пищеварительного тракта поступает желчь из печени?

Ниже приведены группы организмов, которые демонстрируют различные способы питания. Какие из следующих групп демонстрируют способ питания, при котором пищевой материал расщепляется вне организма, а затем всасывается?

Утверждение (A): В дневное время вода поступает в ксилему за счет транспирации.

Причина (R): Давление, возникающее из-за потери воды, вытягивает воду из ксилемы.

Какова правильная последовательность частей пищеварительного тракта человека?

Организмы, способные готовить себе пищу, называются ………………………..

Прочтите приведенную ниже таблицу и выберите неверный пункт, в котором различают автотрофов и гетеротрофов:

Автотрофы Гетеротрофы
1 Они не могут готовить себе еду Они могут приготовить себе еду
2 Например: Растения Например: Грибы и бактерии.

Состояние ИСТИНА или ЛОЖЬ:

Получение пищи — важный жизненный процесс, необходимый для выживания.

Обратите внимание на схему поперечного сечения створки, показанную ниже:

Какая из следующих этикеток указывает на восковую кутикулу?

Обратите внимание на схему поперечного сечения створки, показанную ниже:

Какая из следующих меток указывает на защитную клетку?

Состояние ИСТИНА или ЛОЖЬ:

Такие организмы, как пиявка, имеют автотрофный способ питания.

Способ питания, при котором организм получает питание от других живых организмов (называемых хозяином), называется . ….. питанием.

Состояние ИСТИНА или ЛОЖЬ:

Лимфа помогает транспортировать насыщенную кислородом кровь к различным частям тела.

………………………….. переносит переваренный и всосавшийся жир из кишечника и транспортирует его по всему телу.

………………………………………… это процесс непрерывного сокращения и расслабления, вызывающий движение пищи внутри пищеварительного тракта. канал.

По какой из следующих причин всасывание питательных веществ из переваренной пищи происходит главным образом в тонком кишечнике?

Утверждение (A): Скорость дыхания водных организмов намного выше, чем у наземных организмов.

Причина (R): Доступность кислорода в воде меньше, чем на суше.

Состояние ИСТИНА или ЛОЖЬ:

Лимфа состоит из красных и белых кровяных телец.

Что из следующего является преимуществом четырехкамерного сердца?

Утверждения, приведенные ниже, представляют собой этапы фотосинтеза.

А . Преобразование световой энергии в химическую энергию.

В . Восстановление CO 2 с образованием углеводов.

С . Поглощение световой энергии хлорофиллом.

Д . Расщепление молекул воды на водород и кислород.

Какой из следующих вариантов показывает правильный порядок стадий, в которых происходит фотосинтез?

Как повлияет на скорость фотосинтеза выращивание растения на хорошо удобренной почве?

Сопоставьте ферменты в колонке (A) с их секреторными железами в колонке (B).

А Б
(а) Трипсин (i) Слюна
(б) Амилаза (ii) Печень
(в) Желчь (iii) Желудочные железы
(г) Пепсин (iv) Поджелудочная железа

Состояние ИСТИНА или ЛОЖЬ:

Амеба демонстрирует голозойный способ питания.