Приспособления к опылению растений ветром: Приспособления растений к опылению и распространению ветром

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

Оборудование и ресурсы:

Компьютер, проектор, компакт-диски, гербарий самоопыляемых и перекрестноопыляемых растений, схемы механизма опыления.

Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке:

  • http://portfolio.1sept.ru/?p=work&id=559148 опыление растений
  • https://urok.1sept.ru/articles/501737/ цветок – орган семенногоразмножения
  • https://urok.1sept.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=212205 способы опыления у покрытосеменных растений
  • https://urok.1sept.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310257 соцветия
  • https://urok.1sept.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=311450 рождение цветка
  • http://www.studik.ru/138953131799586/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F тесты к уроку
  • http://www.skazka.com.ru/people/brazil/0000027brazil.html легенды о цветках.

для проведения урока используется также

  • материалы компакт- дисков «Биология» 6-11 класс» лабораторная работа,
  • Растения. Бактерии. Грибы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2005 г.
  • Биология. Весь школьный курс. 1С: Репетитор. 200] г.

Программные средства: Microsoft Power Point, Word, Excel, Office, Front Page, используются учителем для подготовки материалов к уроку; используются учащимися при самостоятельной работе и при подготовке презентаций, сайтов, рефератов.

Отличительная особенность данного урока:

Подготовка материалов, анимированных средствами: Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проверка знаний учащихся с помощью компьютера. Приложние № 1, Приложение № 2

Работа учителя на уроке:

  • объяснение определения цветения, основных типов опыления
  • организация самостоятельной работы учащихся с использованием учебника, компьютера, раздаточного материала. Работа включает просмотр слайдов и материалов компакт- дисков.

Описание деятельности учащихся:

  • Изучение процессов цветения и опыления с помощью подготовленных учителем материалов.
  • Изучение выбранных учителем материалов компакт- дисков.
  • Лабораторная работа с использованием гербарий.
  • Участие в обсуждении пройденной темы.

Вид классной доски:

  • Дата.
  • Название темы
  • Названия новых слов.
  • Схема «Образование плода»
  • Схема «Типы опыления»
  • Домашнее задание.

Что должно появиться в тетрадях учащихся:

  • типы опыления, краткая характеристика каждого типа опыления
  • признаки ветроопыляемых, насекомоопыляемых растений.
  • 2-3 примера названий растений из каждой группы. Названия растений из каждой группы.
  • лабораторная работа «Строение цветков ветроопыляемых, насекомоопыляемых растений»

Межпредметные связи на уроке:

  • География – распространение растений на разных материках
  • Математика – подсчет количества нектара и количества полетов пчелы
  • Экология – охрана цветущих растений
  • Музыка – прослушивание музыки
  • Литература – стихотворения о цветах.

Домашнее задание, в том числе те, при подготовке которых должен быть использован компьютер:

Прочесть параграф учебника 24.

Знать материалы, данные учителем на уроке и записанные в тетради.

Подготовить средствами Microsoft Power Point презентацию, как по общей теме урока, так и более мелким темам.

Цели и задачи урока

  • Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления уцветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.
  • Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.
  • Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе

План урока:

Что нужно изучать?

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения разных растений.

Опыление – необходимое условие для процесса оплодотворения, происходящего в цветке. Типы опыления. Факторы, обеспечивающие опыление растений.

Насекемоопыляемые и ветроопыляемые растения. Особенности строения цветков в связи со способом опыления. (Лабораторная работа).

Искусственное опыление.

Операционально-исполнительский этап

Урок начинается с музыки с компакт- диска «Растения. Бактерии. Грибы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2005 г.»

Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов — этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы — сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,

И щедро нежность, людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

Всю жизнь цветы не оставляют нас

Прекрасные наследники природы.

Они приходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо уходят.

Вопросы к учащимся:

Какие растения называются цветковыми?

Что такое цветок?

Какого строение цветка?

Какие части цветка являются главными и почему?

Какова основная функция цветка?

(работа с материалами компакт- дисков «Биология» 6-11 класс» лабораторная работа)

Таким образом мы выяснили, что цветок — орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно произойти опыление, а затем оплодотворение.

Наша задача сегодня познакомиться с процессом цветения, опыления, рассмотреть типы опыления, выяснить особенности самоопыляемых, перекрестноопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.

Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами. Слайд 5

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения разных растений.

Слово “опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что же такое опыление?

Опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись определения в тетрадь)

Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления: Слайды 6, 7

Вопросы для беседы:

Что такое самоопыление?

Для каких растений оно характерно?

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.)

Самоопыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.

Самоопыление растений

Характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата.

Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко.

Как вы думаете, для чего растениям необходимо самоопыления?

Предполагаемый ответ: самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.

Как вы думаете, какие приспособления к самоопылению могут встречаться у самоопыляемых растений? Слайд 8

Перекрестное опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.

Перекрестное опыление

Характерно для клевера, березы, яблони и т.д.

В чем сущность перекрестного опыления?

Какое опыление встречается чаще?

Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?

Предполагаемый ответ: при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.

А какие приспособления могут быть у растений к перекрестному опылению? Слайд 9

При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие.

Кто или что чаще принимает участие в переносе пыльцы растений при перекрестном опылении?

Предполагаемый ответ : чаще всего принимают участие ветер и насекомые.

В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.

Вопрос:Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

Приспособления растений к опылению насекомыми: Слайд 10

Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например:

Львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель их доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка;

Цветок душистого табака имеет сростнолистный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек- бражников, имеющий длинный хоботок

Но кто бы это ни был, шмели или пчелы, они совершают огромную работу.

Пчела Майя принесла нам задание: слайд 11

Ответ: слайд 12

Физкультминутка. Слайд 13

Растения опыляемые ветром называются ветроопыляемые. Как вы думаете, какими могут быть приспособления растений к опылению ветром?

Приспособления растений к опылению ветром: Слайд 14

Какие ветроопыляемые растения вы знаете?

Ответ: Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей и другие.

Но в опылении растений могут принимать участие не только насекомые и ветер. Кто может быть опылителем?

Ответ: Птицы, млекопитающие.

В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые птицами, например колибри, нектарницами, кускусами. Эти цветки обычно не пахнут, но имеют яркие околоцветники. Нектар у этих растений водянистый, зато выделяется очень много, что и привлекает птиц- опылителей. Слайд 15

Кроме птиц и насекомых в опылении растений могут участвовать млекопитающие, например, летучие мыши. Слайд 16

У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи, роголистника перенос пыльцы осуществляется водой. Слайд 17.

Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление— опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в тетрадь) Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.

Каким образом осуществляется искусственное опыление?

Рассказ учителя о способах искусственного опыления растений. Слайд 18

Растениям растущим в теплицах и парниках также необходимо искусственное опыление.

Почему?

Предполагаемый ответ: так как в закрытых помещениях нет насекомых, способствующих опылению.

Среди растений есть много таких, у которых развиваются и перекрестно- и самоопыляемые цветки. Слайд 19

Например: цветки кислицы, яснотки, сердечника, Иван – чая, седмичника, майника. Давайте прочитаем про них в учебнике.

Первичная проверка усвоения материала

  1. Выполнение лабораторной работы в рабочей тетради.
  2. Учащимся предлагается заполнить таблицу на оценку (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.











ПризнакиНасекомоопыляемые растенияВетрооыляемые растения
1. Крупные яркие цветки  
2. Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия  
3. Наличие нектара  
4. Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия  
5. Наличие аромата  
6. Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество  
7. Крупная липкая шероховатая пыльца  
8. Растут большими скоплениями, образуя заросли  
9. Растения цветут весной до распускания листьев  

Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак

«+», если нет, то «-»

Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.

Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и,следовательно, оплодотворению. ( Вывод формулируют учащиеся )

Закрепление

А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. Наша знакомая пчела Майя принесла одно письмо из цветочного города, где Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.

Ваша задача — найти в стихах Незнайки биологические ошибки.

1. Цветок раффлезии душистой

Для радости пчелы пушистой

Зацвел на Солнечной поляне —

Давайте мы туда заглянем !

(Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

2. Одинокий цветок одуванчика

Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка)

3. Во поле береза стояла,

И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

4. Колокольчики мои,

Цветики! Весною

Вместе с ландышем цвели

В поле, за рекою.

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

5. Как на нашей грядке

Расцвел горошек сладкий.

Мушки, пчелки налетят,

Будем урожая ждать.

(Горох — самоопыляемое растение)

Рефлексивно-оценочный этап

-Чем вы занимались на уроке? (Рассмотрели схему образования плода, основные типы опыления)

-Какие типы опыления вы знаете? (Самоопыление и перекрестное опыление)

-Для чего вы изучали различные типы опыления? (В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и,следовательно, оплодотворению)

Затем совместно определяем задание на дом.

Прочитать параграф, поработать словарем, ответить на вопросы в конце параграфа, осмыслить записи в тетради. Подготовить средствами Microsoft Power Point презентацию, как по общей теме урока, так и более мелким темам.

В конце уроке подвожу итоги и мотивирую учащихся на изучение следующей темы:

Что, по вашему мнению, вам предстоит изучать на следующем уроке?

Перекрестное опыление ветром

Задачи: познакомить с особенностями строения и приспособленностью цветков к опылению ветром; научить определять ветроопыляемые растения.

Оборудование: цветущие побеги ольхи, орешника, березы или других растений; гербарий ржи; засушенное растение кукурузы; таблицы; учебный фильм «Опыление и оплодотворение цветковых растений»; лупы; препаровальные иглы.

Методические рекомендации. В беседе выясняется строение цветка, особенности строения цветков насекомоопыляемых растений. Возникает вопрос: все ли растения имеют ярко окрашенный околоцветник? Демонстрируется засушенное растение кукурузы с тычиночными и пестичными цветками, а также живые цветки клена, орешника, березы.

Учитель ставит задачи лёгкие: изучить особенности строения цветков этих растений и выяснить, почему они, как правило, растут зарослями. Чем такие цветки отличаются от цветков насекомоопыляемых растений? Изучение материала урока осуществляется с помощью фильма. Вопросы к фильму: какие способы перекрестного опыления вам известны? В чем выражается приспособленность цветков к опылению ветром? Почему ветроопыляемые растения растут зарослями?

В беседе по фильму учитель подчеркивает, что опыление ветром имеет большое практическое значение и широко используется человеком. Дополнительное опыление ветроопыляемых культурных растений значительно повышает урожайность. Почти 50 % видов цветковых растений опыляется ветром, они имеют самые разнообразные приспособления. На некоторые из них учитель обращает внимание школьников, например цветение до распускания листьев (береза, орешник, ольха, дуб, клен), своеобразное строение цветка (рыльце пестика имеет вид птичьего пера и выдвинуто за пределы цветка, тычинки у этих растений на длинных нитях свисают вниз, при раскачивании ветром ударяются друг о друга, лопаются и пыльцу уносит ветром).

Цветки злаков иногда во время цветения приподнимаются под углом от 40 до 80° по отношению к оси соцветия, что также способствует свободному выходу и перенесению пыльцы. Все ветроопыляемые растения имеют много пыльцы. Для закрепления знаний учащимся предлагается прочитать по учебнику об опылении ржи и подготовить ответ о приспособленности цветка ржи к ветроопылению.

Задание на дом: в тетради заполнить таблицу; продолжать наблюдения за опылением растений ветром.









Название растения

Перекрестное опыление

насекомыми

ветром

Дуб

 

 

Чистяк

 

 

Медуница

 

 

Ландыш

 

 

Береза

 

 

Ромашка

 

 

 

Назовите четыре адаптации цветков, опыляемых ветром.

Ответить

Проверено

236.4k+ views

Подсказка: Пыльца должна быть такой, чтобы она могла легко перемещаться без каких-либо препятствий со стороны ветра, и не должна обладать свойствами, привлекающими насекомых, но должна быть такой, чтобы она могла быть легко взорван.

Полный ответ:
Опыление ветром также известно как анемофилия, когда пыльца переносится и распространяется ветром. У этих растений пыльца должна быть легкой, мелкой и нелипкой, чтобы ее легко разносило ветром.
Четыре приспособления представлены цветками, опыляемыми ветром.
— Цветки должны быть бесцветными и без запаха, чтобы они не привлекали к себе насекомых.
-Цветы не производят нектар, так как это может привлечь насекомых, и они будут сидеть на цветах, чтобы сосать нектар, а тем временем пыльца будет прилипать к их телу.
— Рыльце цветка должно быть перистым или иметь сетчатую форму, чтобы оно могло легко улавливать принесенные ветром пыльцевые зерна.
— Пыльца производится растениями в большом количестве, потому что огромное количество пыльцы теряется, когда ее разносит ветер.
Опыление ветром является наиболее распространенным типом абиотического опыления. Цветы этих видов растений не имеют красочных лепестков, а тычинки будут стоять прямо и открыто, так что их легко разметать ветром.

Примечание: Опыление – это процесс переноса пыльцы (мужской части) на женскую часть (рыльце) цветка, ведущий к оплодотворению и в результате которого образуются семена. Это может происходить различными путями – анемофилией (ветром), гидрофилией (водой), зоофилией (животными), мирмекофилией (муравьями), энтомофилией (насекомыми) и т. д.

Недавно обновленные страницы

Большинство эубактериальных антибиотиков получены из биологии ризобия класса 12 NEET_UG

Биоинсектициды саламин были извлечены из класса 12 Biology NEET_UG

Какое из следующих утверждений, касающихся Baculovirusses, NEET_UG

. Какое из следующих утверждений, касающихся Baculoviruses, NEET_UG

. муниципальные канализационные трубы не должны быть непосредственно 12 класса биологии NEET_UG

Очистка сточных вод выполняется микробами A B Удобрения 12 класса биологии NEET_UG

Иммобилизация фермента – это конверсия активного фермента класса 12 биологии NEET_UG

Большинство эубактериальных антибиотиков получают из биологического класса Rhizobium 12 NEET_UG

Саламиновые биоинсектициды были извлечены из биологического класса А 12 NEET_UG

12 класс биологии NEET_UG

Канализационные или городские канализационные трубы не должны быть напрямую 12 класс биологии NEET_UG

Очистка сточных вод выполняется микробами A B Удобрения 12 класс биологии NEET_UG

Enzyme immobilisation is Aconversion of an active enzyme class 12 biology NEET_UG

Trending doubts

Adaptations and Wind Pollination Lesson

Experiential Learning Depot

589 Followers

Also included in
  1. Pollination Projects: Комплект экспериментального обучения для старших классов

    Этот комплект проектов по опылению для старших классов знакомит учащихся с экологическими концепциями, в частности, в отношении опыления, адаптации и экологических сообществ. Каждый проект носит экспериментальный характер, включая обучение на основе проектов, дизайн-мышление и задачу STEM. **Все опыление pro

    3

    Продукция

    $ 10,80PRICE 10,80 долл. США 13,502 Цена $ 13,50S 2,70 долл. США

    View Bundle

  2. Biology Biology Buldle: Dieldlife и Conservation

    Вы ищете для себя, наинтересованные, реальные, дикие жифты

    . и экспериментальные школьные проекты по биологии, специально ориентированные на темы школьной экологии, охраны природы и дикой природы? Этот набор для вас. Он включает в себя различные экспериментальные учебные мероприятия по теме дикой природы и сохранения

    19

    Продукты

    $ 72,40PRICE $ 72,40 $ 91,00.00GIGINAL ЦЕНА 91,00 долл. США $ 18,60

    View Bundle

Описание

. полезные наследственные черты, с этим веселым уроком по опылению ветром в старшей школе STEM.

Учащиеся разработают, изготовят и испытают модели растений, которые эффективно «перекрестно опыляются» с помощью ветра . Студенты будут устанавливать связи между «чертами» своих собственных моделей и адаптацией растений-опылителей ветром в природе, чтобы лучше понять положительный и отрицательный естественный отбор.

Учащиеся делают все это легко под вашим руководством и с помощью шаблонов, включенных в этот ресурс.

Этот вызов STEM дает учащимся возможность попрактиковаться в критическом мышлении, решении проблем, навыках исследования, творчестве и многом другом. Они также получат знания о содержании в соответствии с научными стандартами следующего поколения.

Этот ресурс включает печатную версию И цифровую версию Google Slides . Этот ресурс недоступен для редактирования в настоящее время.

Ресурс Включает:

  • Учебное руководство с этапами реализации
  • Руководство по исследованию и мозговому штурму
  • Руководство для учащихся с шаблонами для создания идей, создания и тестирования.
  • Вопросы для обсуждения после задания
  • Рефлексия
  • Критерий задания STEM

Аналогичные продукты из опытного обучения депо:

  • PBL Design Hearting Activity: Design A Pollinator Garden
  • Научный запрос: Phototropism

Свободный ресурс:

    1

    . включает в себя экспериментальную викторину по обучению, рабочую тетрадь по созданию деятельности и электронную таблицу реализации.

Полезные сообщения в блоге:

  • Вдохновленные зимой занятия STEM
  • Начало работы с STEM

Вас интересуют уведомления о новых ресурсах, бесплатные подарки, советы, рекомендации и многое другое?

  • Нажмите на зеленую звездочку, чтобы узнать о новых ресурсах!
  • Подпишитесь на мою рассылку.
  • Блог – Experiential Learning Depot
  • Instagram
  • Pinterest
  • Facebook.
  • Группа Facebook — Сообщество экспериментального обучения для учителей K-12

Заработайте кредиты TPT:

Подпишитесь на Experiential Learning Depot и заработайте кредиты TpT, оставив отзыв об этом продукте. Искреннее спасибо за ваше дело. Не стесняйтесь обращаться ко мне по электронной почте в любое время с вопросами об этом продукте — experientiallearningdepot@gmail.