Содержание
4.4. Интродукция видов
Одним из антропогенных факторов, влияющих
на видовой состав экосистем, является
интродукция, т.е. искусственное
внедрение в экосистему новых видов
растений и животных. Интродуцированный
вид не всегда сталкивается на новом
месте с естественными врагами, способными
контролировать его численность, в
результате популяция нового вида
стремительно растет (популяционный
взрыв), что может нанести существенный
урон экосистеме, выражающийся, например,
в исчезновении многих других видов
животных и растений. Экологическое
равновесие может нарушаться и в результате
внедрения слишком эффективного хищника.
Интродуцированные виды могут вызывать
вымирание местных также в результате
успешной конкуренции за их экологические
ниши. Среди причин исчезновения различных
видов птиц и млекопитающих на долю
интродуцированных животных приходится
соответственно 19 % и 23 %. Таким образом,
интродукция, на первый взгляд, приводит
к увеличению видового разнообразия в
экосистеме, но вследствие нарушения
равновесия в системах «хищник –
жертва» или «паразит – хозяин»
видовое разнообразие может, наоборот,
уменьшиться, что, в свою очередь, приведет
к снижению устойчивости (стабильности)
экосистемы.
Интродукция связана в основном с
хозяйственной деятельностью человека.
Осваивая новые территории, человек
приводил с собой в новые края многие
виды домашних животных, разводил знакомые
ему растения. Одновременно шел и обратный
процесс заимствования новых видов и их
акклиматизации на «старых»
территориях. Так, из Америки в Европу
попали кукуруза, картофель, тыква,
фасоль, помидор, перец, подсолнечник,
табак, а в Америке обычными стали
евроазиатские пшеница, рис, рожь, ячмень,
овес, сахарный тростник, лен, конопля,
бобы, яблоня, груша, слива, клевер,
люцерна. Список этот – далеко не полный
и не исчерпывается только лишь
представителями растительного царства.
Достаточно вспомнить об упоминавшейся
уже акклиматизации овец и сопутствующей
ей интродукции красного клевера и шмелей
в Новой Зеландии, а также в Австралии,
где до появления европейцев вообще не
было домашних животных, или о многочисленных
видах домашних животных, завезенных в
Америку, в которой до плавания Х. Колумба
количество одомашненных видов можно
было пересчитать по пальцам: ездовые
собаки Аляски, ламы (для перевозки
грузов), альпака (с них стригли шерсть),
индюки и бесшерстные собаки ксолоитцкуинтли
и инцкуинтепотцотли (их употребляли в
пищу), морские свинки (с ними играли).
Масштабы интродукции весьма значительны.
Всего в мире были сделаны попытки
интродукции 160 видов млекопитающих и
птиц, из них в Европе – 47 видов млекопитающих
и 85 видов птиц, из которых успешно
акклиматизировались 32 вида млекопитающих
(68 %) и 13 видов птиц (15 %).
В России акклиматизировано 32 вида
млекопитающих. Успешно прошла интродукция
американской норки, ондатры, или мускусной
крысы (родина – Северная Америка), нутрии
(Аргентина, Чили), енота (Северная и
Центральная Америка), енотовидной собаки
(Восточная и Юго-Восточная Азия), оленей.
Показательна в этом отношении интродукции
ондатры: она была завезена в СССР в 1928
году на Большой Соловецкий остров в
Белом море, а в настоящее время ее ареал
на территории бывшего СССР превышает
ареал на родине – в Канаде и США. Однако
возникли и проблемы: в ряде мест ондатра
потеснила выхухоль (ценный пушной
зверек, занесенный в «Красную книгу»).
В заповеднике Аскания-Нова ведутся
работы по акклиматизации еще 80 видов и
подвидов млекопитающих и 350 видов птиц.
Интродуцированные виды дают значительный
экономический эффект: на их долю,
например, приходится более 10 % добываемой
пушнины. Расселение по новым водоемам
рыб (сазана, леща, сигов, ряпушки,
змееголовов и других) ежегодно дает
более 10000 т рыбной продукции. Параллельно
идут работы по интродукции корма для
рыб, например, для осетров и севрюг в
Каспийское море был завезен из северных
морей кольчатый червь нереис.
Запланированной, сознательно осуществляемой
интродукции сопутствует, как правило,
интродукция случайная и нежелательная.
Например, из более 1000 видов растений,
завезенных из Европы в Америку, только
около 10 % – полезные растения, остальные
– сорняки. Не менее впечатляющи и
масштабы случайной интродукции насекомых.
Поэтому
успешной можно считать интродукцию при
выполнении двух условий: хорошая
адаптация интродуцированного вида к
новым условиям и сохранение устойчивости
экосистемы, т. е. адаптация экосистемы
к интродуцированному виду.
Несколько красноречивых
примеров.
В 1520 году в Вест-Индию
испанскими колонистами был завезен
сахарный тростник. До 1660 года он рос сам
по себе, затем появились первые плантации,
сначала на Ямайке, потом на других
островах. Но 20 % урожая сахарного тростника
уничтожали крысы, местные и завезенные.
Для борьбы с крысами было решено объявить
о премии в 1 пении за каждую убитую крысу.
Но такой метод борьбы слишком дорого
обходился владельцам плантаций: в год
уничтожалось до 20000 крыс. На Ямайке нет
хищных зверей и мало хищных птиц. Решили
таковых завезти, чтобы создать для крыс
естественных врагов. Первыми были
королевские удавы (констрикторы), но
польза от них оказалась небольшой. К
тому же много удавов убивали из страха
перед змеями чернокожие рабы на
плантациях. Следующими кандидатами
оказались муравьи формики всеядные,
которые на Кубе нападают на гнезда крыс
и пожирают крысят. Муравьи расплодились,
но предпочитали селиться вдали от
плантаций, кроме того, среди них возникла
какая-то болезнь. Была предпринята
попытка акклиматизации домашних хорьков
фреттхенов, которые в Европе активно
охотятся на кроликов. Предполагалось,
что за неимением кроликов хорьки будут
охотиться на крыс. Но ямайские клещи и
другие местные насекомые-паразиты
вскоре погубили всех хорьков. В 1849 году
завезли с севера Южной Америки гигантских
жаб (длина до 20 см), которые охотятся на
молодых некрупных крыс. Но жабы
предпочитали охотиться на насекомых,
а не крыс. Наконец, в 1872 году после
специально созванной конференции из
Калькутты завезли 4 самцов и 5 самок
мангустов. Они оправдали надежды и были
расселены по другим островам. В настоящее
время в Вест-Индии обитают миллионы
мангустов. Правда, не везде акклиматизация
прошла успешно. На Доминике, например,
у мангустов оказался очень сильный враг
– королевский удав, против таких крупных
змей мангусты бессильны. На Мартинике,
Сент-Люсии, Гренаде, Тринидаде и некоторых
других островах численность мангустов
сдерживалась ядовитыми змеями жарараками,
которые оказались более быстрыми, чем
привычные для мангустов кобры (кстати,
по некоторым данным жарараки были
специально завезены на острова
плантаторами, чтобы «выкуривать»
из лесов и болот беглых рабов). Однако
скоро появились и проблемы. Покончив с
крысами, мангусты принялись за других
местных животных: гнездящихся на земле
птиц, ящериц, лягушек, наземных крабов,
поросят, ягнят, водосвинок, а на Кубе и
Таити – на щелезубов (редкое животное,
занесенное в «Красную книгу»). Стали
есть даже сахарный тростник, который
должны были охранять. Во многих деревнях
щенят, кошек, кур, уток, даже поросят и
ягнят крестьяне вынуждены были подвешивать
в клетках высоко над землей. Мангусты
почти уничтожили много видов редких
животных (рисовая крыса, птица крапивник,
пятнистый дрозд, желтая змея ямайка,
редкий кролик Вест-Индии, гигантская
жаба, ящерица-амейва, которая уничтожала
личинок майского жука – вредителя
сахарного тростника). А оставшиеся мыши
и крысы переселились в жилища людей.
Возникла проблема защиты уже от мангустов.
За убитых мангустов начали выдавать
премии, как прежде за убитых крыс.
Еще один классический пример
– интродукция в Австралию кроликов из
Англии в 1859 году для спортивной охоты.
Кролики хорошо акклиматизировались,
т.к. местные хищники – динго – оказались
недостаточно быстрыми, чтобы на них
охотиться. В результате кролики
расплодились настолько, что на обширных
территориях уничтожили растительность
пастбищ. Лисы, завезенные в Австралию
для уничтожения кроликов, предпочли
охотиться на местных сумчатых, что
обострило проблему сохранения уникальной
фауны австралийского континента. И
только в 1950 году было найдено решение
– вирус миксоматоза, смертельно опасный
для кроликов и не опасный для других
представителей австралийской фауны.
Есть примеры и весьма
экзотической интродукции.
Так, начиная с 1887 года, было
предпринято несколько попыток
акклиматизации кенгуру Беннета (родина
– Австралия, Тасмания) в Германии.
Кенгуру прижились, но многие из них
погибли от рук браконьеров. Оставшиеся
оказались в солдатских котлах воюющих
армий в годы Первой мировой войны.
Иногда интродукция вызывается
модой (например, павлинов из Индии в
Европу) или стремлением развести
необычных парковых животных (пример –
интродукция черного лебедя из Австралии
и Тасмании в Англию, а затем во многие
другие страны). Переселенцы из Европы
в Америку привозили с собой не только
домашний скот, но и любимых птиц. Так
появились в Америке скворцы, а также
воробьи, несколько пар которых было
завезено в 1852 году в Нью-Йорк, откуда
они быстро освоили почти весь Новый
Свет.
Интродукция может быть и
следствием традиций и даже суеверий.
На скалах Гибралтара живет более 200
обезьян маготов. Английским правительством
выделено на их содержание 4 пенни в день
и назначен особый офицер, «ответственный
за обезьян». При сокращении численности
маготов из Северной Африки привозят
новых. Даже в разгар Второй мировой
войны, в 1942 году премьер-министр
Великобритании У.Черчилль нашел время
дать следующую телеграмму командующему
британскими войсками в Африке: «Немедленно
поймайте несколько обезьян для
Гибралтара!» Причина в том, что по
преданию с исчезновением последней
обезьяны рухнет владычество англичан
в Гибралтаре.
Пример случайной интродукции.
На восточных склонах Скалистых гор
американского Запада (штат Колорадо)
жил никому не известный жучок, питавшийся
местной травой – колорадским пасленом.
Вместе с первыми переселенцами в штате
Колорадо появился картофель, и неизвестный
жучок превратился в грозного вредителя
– колорадского жука. В 1860 году колорадский
жук вышел за границы штата – был замечен
на полях Омахи и Небраски, в 1865 году
«форсировал» Миссисипи и появился
в штатах Иллинойс, Огайо и Пенсильвания,
в 1871 году вышел на атлантическое побережье
США. В 1876 году колорадский жук был пойман
на полях Германии. Рейхстаг срочно
запретил ввоз картофеля из Америки, то
же самое сделало и правительство Франции,
но было уже поздно. Для уничтожения
жуков зараженные поля обрабатывали
сильнейшими ядохимикатами, жгли
огнеметами, к борьбе были привлечены
армейские подразделения, но эффективность
всех этих и других мер была недостаточной
для полного уничтожения вредителей.
Только к середине 50-х годов XX века
скоординированные усилия многих стран
позволили констатировать на Международной
конференции по колорадскому жуку
(Москва, 1956 год), что урожай картофеля
теперь «полностью защищается от
повреждений жуком».
Приведенные примеры (а их число может
быть многократно умножено) еще раз
иллюстрируют взаимозависимость всех
компонентов экосистем и свидетельствуют
о том, что интродукция – весьма опасное
для устойчивости экосистем событие,
которое может вызвать серьезные
экологические нарушения и даже гибель
экосистем.
Ключевые слова и |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ
интродукция растений
Интродукция насекомых для борьбы с водными растениями. — Интродукция кактусовой огневки для борьбы с опунцией.[ …]
ИНТРОДУКЦИЯ — внедрение какого-то нового вида растений и животных в местных природных биоценозы или агроценозы. [ …]
Интродукция случайный или преднамеренный перенос, переселение особей какого-либо вида растений или животных за пределы их ареала, в новые природно-климатические условия.[ …]
Интродукция — преднамеренный или случайный перенос растений или ввоз животных в новые районы, где они ранее не обитали, за пределы естественной области распространения (часто обозначается термином «акклиматизация»).[ …]
Интродукция — перемещение растений и (или) животных из какого-то региона в местный ландшафт.[ …]
ИНТРОДУКЦИЯ [от лат. Шгойис-/10 — введение] — распространение животных и растений (называемых иитродуцентами) за пределы ареала естественного. См. Акклиматизация. ИНТРУЗИВНЫЕ ПОРОДЫ — см. в ст. Вулканизм.[ …]
Среди растений, испытанных ранее в опыте интродукции, следует отметить такие редкие в культуре виды, как P vialii Delav., P cockbumiana Hemsl., P. komarowii A. Los., P woronoviiA. Los. P vialii Delav. и P. cockbumiana Hemsl., продолжительность жизни которых в наших условиях составила два года, лишь единичные экземпляры существовали три года. P. komarowii A. Los., P. woronovii A. Los. успешно росли и развивались в нашем опыте проходя все стадии онтогенеза, но вымерзли во время осенних заморозков 2002-2003 гг.[ …]
Распространение растений связано не только с климатическими факторами, но с целым рядом еще и других факторов. Например, большое значение имеет геологическое прошлое данной страны. Успешность развития растения определяется комплексом факторов, причем может иметь место некоторая компенсация одних факторов другими, в частности климатических почвенными. Так, сухость воздуха может компенсироваться влажностью почвы. Наконец, под влиянием новых условий растение может изменить свои требования к факторам жизни. Возможность акклиматизации доказана практикой интродукций довольно большого количества древесных пород (см. главу об эк-зотах).[ …]
Соболевская К. А. Интродукция растений как путь сохранения и воспроизводства полезных видов природной флоры.— Бюл.[ …]
Охрана генофонда растений — комплекс мер по сохранению видового разнообразия растений как носителя наследственного достояния продуктивных или потенциально ценных в научном и практическом отношении свойств. Охране генофонда растений, как и животных, способствуют заповедники, биосферные заповедники, ботанические сады, дендрарии, ботанические и комплексные заказники, а также создание генетических банков, усиление работ по интродукции и реинтродукции редких и исчезающих видов растений, особенно включенных в Красные книги МСОП, РФ и др. Первым растением, взятым под охрану, был эдельвейс (1878, Швейцария), позднее в Австрии был введен охранный статус для тисса и бенерина башмачка.[ …]
На своей родине виды растений почти никогда не дают таких вспышек численности, какие случаются при переселении в новые для них области. Интересно отметить, что в случаях успешной биологической борьбы эти растения в экзотической для них среде целиком не вымирают. Плотность их популяций падает до нового низкого уровня, который и сохраняется, поддерживая существование интродуцированных контролирующих ее организмов. Отмечено много случаев, когда потенциальный агент биологической борьбы был завезен, но не прижился, однако успешная его интродукция никогда не приводила к полному истреблению растения-хозяина. Наконец, примеры успешной биологической борьбы со вспышками численности растений почти всегда касаются многолетних сорняков и питающихся ими насекомых. Растения-однолетники слишком легко могут «обмануть» специализированного консумента, сохраняясь не на взрослой стадии, а в виде покоящихся в почве жизнеспособных семян, прорастающих после вымирания насекомых-фитофагов.[ …]
Все вопросы, связанные с интродукцией растений, требуют согласования с Комиссией по исчезающим и редким видам Российского ботанического общества.[ …]
Таким образом, в условиях интродукции Остролодочника. Полученные эмбриологические данные свидетельствуют о хорошей интродукционной способности растений, а значит, принципиальной возможности сохранения этого редкого вида.[ …]
Намеренная или случайная интродукция растений нередко заканчивается натурализацией, т. е. внедрением инорайонных видов в природные фитоценозы. За последнее столетие засорение естественной растительности натурализовавшимися растениями приобрело грандиозный размах. Происходит поистине нивелирование флор различных районов земного шара (Майтулина, 1990). Это относится к травянистым интродуцентам, особенно к однолетним растениям. Совершенно иная картина складывается у древесных интродуцентов. Фитоценотические факторы даже в условиях, сходных по климату с условиями родины растений, могут заметно препятствовать естественному расселению интродуцента (Гурский, 1957).[ …]
Биологические методы защиты растений — это совокупность приемов сокращения численности нежелательных организмов с помощью других живых существ (хищников, паразитов, возбудителей заболеваний) или искусственных ингибиторов. Наиболее распространенные методы: интродукция хищников и паразитов в сообщества вредителей; использование микроорганизмов, способных вызывать заболевания других организмов; стерилизация особей; применение животных для борьбы с сорными растениями и т. п. Иногда они сочетаются с химическими, агротехническими и другими методами. В зарубежной литературе в качестве синонима применяется термин «биологический контроль». Так, в США программы биологического контроля охватили около 40% сельскохозяйственных культур и более 11 млн га посевных площадей (8%). В Китае применение биологических методов защиты растений на хлопковых полях позволило снизить использование пестицидов на 90%, а при этом урожайность хлопчатника значительно возросла.[ …]
Акклиматизация — приспособление растений или животных к новым для них климатическим условиям в результате расселения их человеком (см. Интродукция).[ …]
Нельзя не упомянуть и об успешной интродукции высокопродуктивных культурных растений, а также домашних животных в различных странах, широко осуществлявшейся начиная с эпохи великих географических открытий. Возникшая в XV веке связь между Старым и Новым светом положила начало обмену сельскохозяйственными культурами между разными континентами. Это взаимное обогащение продолжается до сих пор. Обмен способствовал увеличению возможностей для поддержания народонаселения — отчасти потому, что некоторые сельскохозяйственные культуры, перемещенные в другие географические условия, оказались приспособленными к ним лучше, нежели к исконным особенностям обитания. [ …]
Затворницкий Г.Ф. Редкие и исчезающие растения Куйбышевской области // Интродукция, акклиматизация растений, их охрана и использование. — Куйбышев, 1997. — С. 43-45.[ …]
Одним из важных показателей успешной интродукции и перспективности введения нового вида растения в культуру является его способность вступать в генеративную стадию развития, формируя жизнеспособные семена. Отсутствие семян часто является препятствием на пути введения новых видов декоративных растений в промышленную культуру.[ …]
Ч. Элтона «Экология нашествий животных и растений» (1960). Так, в конце прошлого века в городской парк Нью-Йорка были завезены 80 скворцов, а через полвека они распространились по всей территории США и Канады. Североамериканская ондатра в Европе начала свое распространение всего с 5 особей (Чехия, 1905), а сейчас численность ондатры достигает нескольких миллионов особей. В результате интродукции в России североамериканская ондатра стала важным пушным зверем в бассейнах рек Сибири, на севере Русской равнины. [ …]
Особый вид биологического загрязнения — интродукция сорных растений.[ …]
Также имеются многие положительные примеры интродукции животных, особенно насекомых, для биологической борьбы с различными нежелательными растениями. Еще в 30-х гг. нынешнего столетия в Австралии после успешной интродукции бабочки — кактусовой огневки — удалось возвратить огромные площади сельскохозяйственных земель, ранее занятых колючими кактусами (опунцией). Они способны быстро расти и размножаться, нанося значительный социально-экономический ущерб, особенно в странах Африки, Азии и Австралии.[ …]
Исходным материалом для работы селекционера растений служит наследственная изменчивость. Обильный исходный материал для селекционной работы с многими культурными растениями могут предоставить уже возделывающиеся сорта. Необходимо иметь представление о полной коллекции таких широко выращиваемых растений, как яблоня, томаты или роза, во всех частях света. Отдел изучения новых культур Научно-исследовательской службы (Министерство сельского хозяйства США) занимается поиском и интродукцией наследственной изменчивости для улучшения растений и создания новых культур. Были организованы общества любителей различных растений, особенно декоративных, которые часто принимают участие в распространении исходного материала. Например, в США существует общество, посвященное узамбарской фиалке, и кооператив селекционеров по томатам. Селекционеры часто являются поставщиками растительного материала.[ …]
В 2001-2004 гг. на кафедре ботаники и биотехнологии растений Тюменского государственного университета изучены особенности интродукции 13 видов лекарственных растений, имеющих различное эколого-географи-ческое происхождение. При создании коллекции лекарственных растений, проведении учетов и наблюдений использованы методики И.Н. Бей-демана (1974), ВНИИР им. Н.И. Вавилова (Доспехов, 1968).[ …]
На Черноморском побережье Кавказа первые опыты интродукции тунга, а именно тунга сердцевидного (A. cordata, табл. 20), были сделаны еще в прошлом столетии. Сейчас там культивируют оба эти вида. Из семян молуккского дерева, или лумбанга (A. molucca-па), получают очень вкусное съедобное масло. Кроме того, это масло используют как горючее (бездымное) и смазочное, на производство свечей и мыла. Семена растения настолько богаты маслом (60%), что, нанизанные на лучинку, горят как свечи: с этой целью их использует местное население Малайского архипелага.[ …]
Смольский Н. В., Кирильчик Л. А. Перспективные газонные растения для условий Белоруссии. Интродукция растений и охрана природы».[ …]
Сохранение биологического разнообразия редких и исчезающих растений при интродукции невозможно без учета сохранности их генофонда в семенах. Основным объектом наших исследований был Iris sibirica L. По созологической значимости его определяют как вид республиканского значения. Он включен в Красные книги: БССР (1981), Республики Беларусь (1993). В третьем издании (2005) он будет иметь статус потенциально уязвимого вида. В природной обстановке сохранилась лишь незначительная часть его популяций, главным образом в отдаленных районах поозерья.[ …]
Известно много случаев взрывообразного роста популяций водных растений после их интродукции в новые местообитания. Это создает значительные экономические проблемы из-за засорения судоходных каналов, оросительных систем, а также нарушения местного рыболовства. Среди таких растений выделяются элодея канадская (Elodea canadensis), водяной гиацинт (.Eichornia crassipes) и папоротник Salvinia molesta. Вспышки численности их популяций — результат клонального роста, сопровождавшегося вегетативным размножением и расселением.[ …]
АККЛИМАТИЗАЦИЯ — приспособление организмов (человека, животных, растений) к изменившимся географическим (преимущественно климатическим) условиям существования. Процесс А. проходит обычно три фазы (интродукцию, адаптацию к новым условиям и занятие новой экологической ниши, натурализацию). В древние времена люди, кочуя с места на место, переносили с собой семена съедобных или декоративных растений, переселяли домашних животных (собак, коз и др.). Однако этот процесс длительное время проходил стихийно. С накоплением биологических, особенно экологических, знаний появился научный подход к вопросам А. растений и животных.[ …]
Стефанович Г, С. К вопросу о фотонериодических реакциях короткодневных растений//Прикладная ботаника и интродукция растении. М.: Наука, 1973.[ …]
Исследованные виды были отнесены к перспективным и очень перспективным растениям для интродукции и могут быть использованы в ландшафтном озеленении г. Томска. Для широкого использования в озеленении можно рекомендовать 7 видов очитков; S. rubens, S. album, S. steve-nianum, S. spurium, S. ewersii, S. hybrid um, S. reflexum.[ …]
Наиболее эффективна борьба с зарастанием биологическими методами, в частности интродукция в водоемы ценных растительноядных объектов, главным образом рыб. В тропическом рыбоводстве распространенным методом борьбы с зарастанием прудов является культивирование тиляпий. Одним из способов мелиорации рыбоводных прудов в таких странах, как Индия, Израиль, является применение более плотных посадок карпа, поедающего многие растения. Однако лучше с этой проблемой справляются белый амур и белый толстолобик. [ …]
О генетические и экологические последствия преднамеренной и непреднамеренной интродукции животных и растений.[ …]
Азарова Л. В., Слюсаревская Н. С., Петрушенко В. В. О фи-тоцидности некоторых оранжерейных растений//Интродукция и акклиматизация растений на Украине и в Молдавии.[ …]
Как правило, с возрастом (до наступления старости) повышается устойчивость к холоду. При интродукции в определенный район экзотических декоративных кустарников и других растений семена не высевают прямо в поле. Их преимущественно выращивают в питомниках, тщательно укрывая и защищая в течение нескольких лет, пока у них не пройдет ювенильная стадия. После того как они перестанут быть нежными молодыми растениями и в некоторой степени «закалятся», они более жизнеспособны, чем при посеве прямо в поле. Некоторые виды декоративных растений шесть-семь лет выдерживают в таких условиях и только после этого пересаживают на постоянное место.[ …]
Третьей по важности причиной сокращения численности и исчезновения видов животных является интродукция (акклиматизация) чуждых видов. В литературе описаны многочисленные случаи вымирания аборигенных (коренных) видов из-за влияния на них завезенных видов животных или растений.[ …]
Заповедные территории (заповедники, национальные парки, ботанические заказники, ботанические сады), а также интродукци-онные питомники и лесхозы имеют исключительное значение в изучении, сохранении и размножении редких и очень редких видов. Так, например, женьшень надежно охраняется в заповеднике «Кедровая падь» на Дальнем Востоке, а в Астраханском заповеднике — редкое растение лотос. Ряд эндемиков будет надежно охраняться в учрежденном правительством (1996 г.) Государственном заповеднике «Черные земли». В Карелии организовано более 20 заказников, которые являются семенными участками особо охраняемой древесной породы — карельской березы. В России функционирует около 100 ботанических садов. Во вновь созданных университетах открываются новые ботанические сады. В наиболее крупных из них собраны коллекции диких сородичей культурных растений. Этот генофонд позволяет изучать, размножать и сберегать их от уничтожения.[ …]
Большое значение в понимании взаимодействия генетической и гормональной регуляции процессов роста у злаковых растений имело создание серии карликовых сортов пшениц в Мексике в Международном центре содействия увеличению производства кукурузы и пшеницы, где программой селекции пшеницы руководил Норман Борлауг. Скрещивания и отбор па карликовость были начаты в этом центре в 1954 г., в качестве исходных форм был взят японский сорт Нории-10, обладающий тремя рецессивными генами карликовости, итальянский сорт Мептаиа и местные сорта. Интродукция и дальнейшая селекционная работа по улучшению этих пшениц в Индии, Пакистане и других странах начиная с 1963 г. позволили создать индийские и пакистанские пшеницы. Мексиканские, индийские и пакистанские карликовые пшеницы обладают высокой урожайностью, большой устойчивостью к полеганию и заболеваниям. Они явились основой того процесса, который в сельском хозяйстве называют «зеленой революцией». [ …]
Мозаичная гетерогенная среда города в некоторых случаях способствует даже расширению разнообразия видов, например растений, в значительной степени благодаря видам, завезенным и высаженным в городе. Так, число видов папоротникообразных и цветковых растений в городах Европы выше, чем за их пределами, и в больших городах больше, чем в малых (более 1300 видов и 530-560 видов на единицу площади соответственно). В крупных городах Европы за последние 300 лет увеличение числа видов цветковых растений за счет интродукции превосходит уровень их исчезновения [Бикорр, Тгер1, 2000]. К интродукции новых видов, и в особенности животных, следует относиться с осторожностью, так как интродуценты, не имея на новом месте естественных врагов, могут чрезмерно размножиться и вытеснить некоторые местные виды.[ …]
В статье использованы архивные данные Уфимского научного центра УрО РАН: научный отчет Ботанического сада-института «Интродукция и испытание в культуре новых декоративных растений для обогащения и расширения зеленых насаждений городов Башкирии» за 1955-1957 гг. [ …]
Ботанический сад — научно-исследовательское, учебное и культурно-просветительное учреждение, в котором собирают коллекции живых растений и на их основе изучают разнообразие и богатство растительного мира Земли. Практическая значимость ботсадов заключается в поиске новых полезных растений, их комплексном изучении с целью интродукции. Интересна история создания ботанических садов. Так, их предшественниками были монастырские сады Западной Европы, а первые были основаны в Италии (XIV в.), а затем в Германии, Франции, Швеции, Англии (XVI—XVII вв.) главным образом с целью разведения лекарственных растений. В России предшественниками ботсадов были «аптекарские огороды»: в Москве (1706 г., ныне филиал ботсада МГУ), Петербурге (1714 г.) и др. В XIX в. начали создаваться ботанические сады при университетах (Тарту, Харьков, Казань, Одесса, Киев и др.), а в южных районах б. СССР ботсады стали центрами интродукции субтропических растений (Никитский, Сухумский, Батумский). Особенно уникален своей коллекцией растений (свыше 5000 видов, в том числе 3800 видов зарубежной флоры) Батумский ботанический сад, основанный в 1912 г. знаменитым ботаником и географом проф. А. Н. Красновым. Здесь широко представлена флора влажных субтропиков Закавказья (более 300 видов), а также многих регионов земного шара (Австралия, Мексика, Гималаи, Африка и др.).[ …]
С позиции биобезопасности существенно важно также предварительное обоснование и прогнозирование возможных последствий, в частности, интродукции и акклиматизации носых для данной территории видов растений и животных. В этом отношении есть положительные примеры. Например, восстановление популяции соболя в таежной зоне, популяций зубра в центре европейской части России и на Кавказе, и др. Менее предсказуемы экологические и генетические последствия непреднамеренной интродукции. К примеру, по официальным данным Карантинной службы бывшего СССР, в результате экспертизы 1 млн импортных растительных грузов в них было обнаружено около 600 видов потенциальных возбудителей болезней (вирусов, бактерий, грибов) и более 1000 видов различных насекомых (в основном вредителей). [ …]
В настоящее время определяющим фактором развития биоценозов является хозяйственная, а также военная деятельность человека. Пожары, вырубка лесов, прокладка дорог, трубопроводов, запуски ракет, интродукция (сознательная или случайная) новых видов животных (особенно микроорганизмов) или растений — это всего лишь отдельные примеры вторжения человека в природу. Они способны привести к быстрой эволюции биоценозов, а иногда и к исчезновению некоторых видов организмов.[ …]
В современном рыбоводстве применяется комплекс мероприятий, направленных на рациональное использование и увеличение естественных кормовых ресурсов пруда, включающий мелиорацию и удобрение прудов, разведение и интродукцию водных растений и животных.[ …]
Уровень накопления тяжелых металлов является видоспецифическим признаком и может резко отличаться не только внутри семейства, но и внутри рода. Работ, посвященных определению содержания тяжелых металлов в травянистых растениях, не имеющих сельскохозяйственного значения, относительно немного (Махонина, 1976, 1984; Шилова, 1991; Прохорова и др. , 1998; Полежаева и др., 2004). Кроме того, для традиционных растений-мелиорантов (бобовых и злаков) оно намного выше существующих ПДК (Махнев и др., 2002; Трубина и др., 1997). В условиях золоотвала количество калия уменьшается во всех вариантах опыта. При повышении дозы органического удобрения уровень накопления тяжелых металлов увеличивается. Концентрация Си, Со, Ni не превышала ПДК ни в одном из вариантов опыта, несмотря на высокий уровень концентрации этих элементов в золе (400 мг/кг — Си, 500 мг/кг — Ni), зато во много раз была превышена концентрация Cd — токсичного элемента 1-й группы опасности. Существенных годичных колебаний содержания химических элементов не выявлено, исключая хром.[ …]
К роду паслен очень близко стоит и многими ботаниками объединяется с ним томат, или помидор (Lycopersicon esculentum), культивируемый во множество сортов во всех частях света. В роде томат около 7 видов, обитающих па Тихоокеанском побережье Южной Америки (Колумбия, Эквадор, Перу и Чили) и на Галапагосских островах. lía местном языке па-уатль это растение называется томати (lomati), но при его интродукции в XVI в. в Испанию, Португалию его стали называть «золотым яблоком» (pomo cl’oro — отсюда «помидор»).[ …]
Биоресурсная и промысловая экология изучает условия, при которых эксплуатация биологических ресурсов природных экосистем (лесов, континентальных водоемов, морей, океана) не приводит к их истощению и нарушению, утрате видов, уменьшению биологического разнообразия. В задачи этой дисциплины входит также разработка методов восстановления и обогащения биоресурсов, научное обоснование интродукции и акклиматизации растений и животных, создания заповедников.[ …]
Есть еще две программы по выпуску животных в природу. Программа увеличения численности предусматривает выпуск в существующую популяцию для увеличения ее размера и генного пула. Для этого животных либо отлавливают в природе, либо выращивают в неволе. В качестве одного из особых примеров можно привести программу, в соответствии с которой только что вылупившихся морских черепашат передерживают в неволе, пока они не выйдут из самого уязвимого молодого возраста, а затем выпускают обратно в природу. Программа по интродукции включает перенос растений и животных в области, находящиеся вне их исторических ареалов, в надежде, что они создадут новые популяции. Такой подход вполне оправдан, когда окружающая среда в историческом ареале вида разрушена до такой степени, что вид не может там больше жить, или когда еще не устранена причина его угасания, что делает реинтродукцию невозможной. Плановая интродукция вида на новое место требует тщательного исследования, чтобы убедиться, что от него не пострадают новая экосистема и популяции местных исчезающих видов. Кроме того, необходимо быть уверенным, чтобы выпускаемые животные не получили в неволе заболевание, которое может распространиться и поразить дикие популяции.[ …]
Как уже много раз подчеркивалось, организмы не являются рабами физических условий среды; они приспосабливаются сами и изменяют условия среды так, чтобы ослабить лимитирующее влияние температуры, света, воды и других физических факторов. Такая компенсация факторов особенно эффективна на уровне сообщества, но возможна и на уровне вида. Виды с широким географическим распространением почти всегда образуют адаптированные к местным условиям популяции, называемые экотипами. Их оптимумы и пределы толерантности соответствуют местным условиям. Компенсация в отношении разных участков градиента температуры, света и других факторов может сопровождаться появлением генетических рас (с морфологическими проявлениями или без них) или может быть просто физиологической акклимацией. Удобным методом для проверки того, сопровождается ли появление экотипов генетическим закреплением, служит метод реципрокных пересадок. МакМиллан (1956), например, обнаружил, что злаки, принадлежащие к одному виду и идентичные по всем внешним признакам, при пересадке на экспериментальные участки из разных районов географического ареала по-разному реагировали на свет. В каждом случае они сохраняли приспособленную к исходному району сезонную цикличность (время роста и размножения). В прикладной экологии часто оставляли без внимания возможность генетического закрепления особенностей местных линий, в результате чего интродукция животных и растений часто оканчивалась неудачей, так как вместо приспособленных к местным условиям линий использовались особи из отдаленных областей. Компенсация факторов в местном или сезонном градиенте также может сопровождаться появлением генетических рас, но часто осуществляется за счет физиологической адаптации органов или сдвигов взаимоотношений «фермент—субстрат» на клеточном уровне. Сомеро (1969), например, указывает, что кратковременная температурная компенсация основана на обратной зависимости сродства фермента к субстрату от температуры, а длительная эволюционная адаптация скорее изменяет само это сродство. У животных, особенно у крупных, с хорошо развитой локомоторной способностью, компенсация факторов возможна благодаря адаптивному поведению — они избегают крайностей местного градиента условий.[ …]
Интродукция экзотических видов — NatureWorks
Дом
О
Смотреть
Файлы природы
Учителя
Контакт
Добро пожаловать в Новый Мир Когда Другие растения и животные, завезенные в эту страну, были завезены в дикую среду обитания. Такие животные, как серая куропатка и коричневая форель, были завезены для охоты и рыбалки. Животные, такие как голуби, лебеди-шипуны и скворцы, были привезены, потому что они напоминали людям об их родине. Вышел из-под контроляКудзу — растение из Японии. Его привезли в Соединенные Штаты, чтобы остановить эрозию почвы. Кудзу в настоящее время является огромной проблемой в некоторых южных штатах. Растение растет очень быстро и может полностью занять площадь и превзойти местные растения в борьбе за пространство и солнечный свет.
| Красота превращается в чудовищеВербейник фиолетовый был посажен в садах США из-за его прекрасных цветов. Растения адаптировались к своему новому дому и начали расти в дикой природе, вытесняя местные растения водно-болотных угодий и полевые цветы. Одним из растений, которое вытесняет вербейник, является рогоз. Рогозы — один из любимых продуктов питания ондатр. Если пруд заполонили вербейники, рогоз погибнет, а ондатра покинет пруд. Идет |
Поддержка по изменению дизайна NatureWorks предоставляется:
Животное или растение?
Животное или растение?
Этот урок разработан
Reach
Вне!
Рекомендуемые возрастные группы: начальная школа
Что такое живое?
Что такое животное?
Что такое растение?
Концепты:
Живое имеет жизнь!
Это не объект, и оно не мертво.Животные — это живые существа, которые могут передвигаться, есть пищу
на топливо и размножаться.Растения – это живые существа, которые обычно вырабатывают
пищу, размножаются, но не могут передвигаться.
Факты:
Большинство растений производят себе пищу с помощью процесса, называемого
фотосинтез.Все зеленые растения производят себе пищу, потому что у них есть вещество
в них называется хлорофиллом. Хлорофилл является ключевой частью процесса
фотосинтеза.Фотосинтез – это процесс, посредством которого растения используют солнечный свет для
производят пищу, необходимую им для жизни и роста.
Принципов:
Все живые существа должны иметь пищу для топлива и энергии.
Животные и растения отличаются тем, что животные не могут
производить себе еду; растения могут производить себе пищу.Животные и растения отличаются тем, что животные могут двигаться
около; растения не могут перемещаться с одного места на другое.
Навыки
- Наблюдения
- Сравнение
- Сообщение о результатах
- Выводы
- Выводы
Материалы:
- Большие листы бумаги для рисования
- Карандаши, мелки, фломастеры
- Можно взять что-нибудь жесткое, чтобы положить бумагу во время рисования
- Открытая площадка с множеством животных и растений
Подготовка помещения
Нет — выход на улицу!
Меры предосторожности
Одевайтесь по погоде. Может понадобиться средство от насекомых.
Введение
Задайте наводящие вопросы:
Что такое живое?
Поделитесь примерами живых и неживых существ. Помогите детям увидеть
что все живые существа «живы» — они не мертвы, а
когда-нибудь умрет. Все живые существа растут, нуждаются в пище и размножаются.Что такое животное?
Поделись примерами животных. Помогите детям понять, что животные должны
едят, но не могут производить себе пищу. Они едят других животных
и растения. Большинство животных могут перемещаться из одного места в другое.
Животные не все передвигаются одинаково. Одни бегут, а
другие ходят, ползают, летают или прыгают.Что такое растение?
Обсудите примеры растений. Затем подумайте о том, что делает все эти
одинаковые или похожие растения. Например, все растения растут и нуждаются в воздухе,
обычно грязь или почва, вода и солнечный свет. Растения могут производить другие
растения, как они сами.Многие растения зеленые. Поделитесь идеей о растениях, использующих фотосинтез
как способ приготовления пищи, превращая солнечный свет в топливо и энергию. Добавлять
что большинство растений не могут передвигаться и перемещаться с одного места на другое.
еще один.
Деятельность
Продолжайте обсуждение, чтобы выяснить, как устроены растения и животные.
другой. Помогите им прийти к некоторому пониманию, например, что растения
могут приготовить себе еду; животные не могут. Животные могут перемещаться из
место к месту; растения не могут.Сегодня мы идем на прогулку, чтобы быть учеными и исследователями.
Мы будем искать примеры растений и животных. Есть много
и многие из них окружают нас каждый день, но большую часть времени мы не
смотреть на них!Раздайте бумагу для рисования. Попросите их сложить бумагу пополам
а затем разверните бумагу. Проведите линию посередине листа.Справа напишите слово «животные» на
вершина.С левой стороны напишите слово «растения»
Топ.Объясните, что они должны идентифицировать растения и животных
они находят на нашей прогулке. Они могут использовать слова, изображения или и то, и другое.Выйдите на прогулку и позвольте детям наблюдать, определять, классифицировать и
записывать информацию. Напомните им, что эти навыки — то, что ученые
использовать каждый день.
Закрытие — Исходный вопрос
Вернувшись в класс, спросите еще раз:
Что такое живое?
Что такое животное?
Что такое растение?
Послушайте, как дети приводят примеры растений и животных.
Попросите их объяснить, почему они классифицировали разные вещи
как они это сделали. Побуждать их определять характеристики всех живых существ.
а затем растений и животных.
Этот урок является удобным трамплином для детей, которые выбирают конкретные
растения или животные, которые им интересны, чтобы исследовать и узнать больше
о! Помогите им использовать Интернет, книги, фильмы и энциклопедии для
собрать больше информации о растениях или животных. Пусть они поделятся тем, что
они учатся вместе с другими через историю, презентацию, рисунок или
бумага.Некоторые могут захотеть узнать больше о фотосинтезе. Пусть исследуют
широкий ассортимент растений, которые есть. Найдите примеры растений, которые
могут передвигаться или «есть» для питания, как
хищные растения!Посетите Музей зоологии Мичиганского университета.
Разнообразие животных
Интернет, чтобы увидеть фотографии и информацию о многих животных.Исследование потока энергии в
Амазония. Как растения, животные и другие организмы получают
энергия им нужна для жизни? О чем свидетельствует энергетическая пирамида
как энергия используется в экосистеме? Этот проект помогает учащимся,
6-9, поймите эти концепции, поскольку они создают Всемирную паутину.
энергетическая пирамида. Учащиеся также могут исследовать амазонский организм
их выбор.Исследуйте и наслаждайтесь фотографиями, информацией и даже звуками сотен
животных в увлекательном Animal
База данных Bytes из Sea World.Рассмотрим школу
Садовый проект.
Профессии, связанные с темой урока
Занятия, связанные с сельским хозяйством
- Сельскохозяйственный
Ученый - Животное
Смотрители, кроме фермы - Операторы ферм
и менеджеры - Рыбаки,
Охотники и звероловы
- Сельскохозяйственный
Биолог
- Биологические и
Ученые-медики - Карьера
Презентация — Мичиганский университет медицинских наук
Программа обучения
- Биологические и
Ботаник
- Тур
— Дендрарий УМ Николс - УМ Маттеи
Ботанический сад
- Тур
Эколог
- Лесники
и ученые по охране природы - Окружающая среда
Специалист по соблюдению, Женщины НАСА - Карьера
Презентация — Project Grow
- Лесники
Морской
Карьера в науке о млекопитающих — Морской мирЕстествознание
- Тур
— UM Exhibit Museum of Natural History
- Тур
Зоологический парк
Карьера — Морской мирЗоолог
- Тур
— Зоологический музей УМ
- Тур
Ветеринар
- Жив
- Нечто, что имеет жизнь, может двигаться, расти и умирать.