Последовательность двойного оплодотворения цветковых растений: установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений. вариантов ответов: 1. перенос пыльцы на рыльце…

Последовательность двойного оплодотворения — Студопедия

Поделись  

Схема двойного оплодотворения в цветке покрытосеменного растения.

Оплодотворение цветковых растений.

Жизненный цикл сосны: 1-мужские шишки; 2- пыльца; 3-женские шишки; 4-смязачаток; 5-семенная чешуя; 6-шишка 1-го года; 7-созревшая шишка второго года; 8-семя; 9-проросток.

Рис. 165. Строение вегетативных и генеративных частей сосны обыкновенной.

Рис. 159. Строение пыльцы голосеменных.

Корень голосеменных стержневой. В стебле различают тонкую кору, хорошо развитую древесину, состоящую из трахеид, выполняющих двойную функцию: проводящую и механическую. Сердцевина в стволе едва заметна.

Весной у основания молодых побегов образуются рыхло расположенные пучки мужских шишек зеленовато-желтого цвета. На чешуйках стробилов находятся пыльцевые мешки, в которых созревает пыльца. Красноватые мелкие (2-5 мм) женские шишки располагаются поодиночке на концах побегов. Опыление перекрестное, с помощью ветра.

Пыльца, благодаря воздушным мешкам, может подниматься на высоту 3 км. После опыления чешуи женских шишек смыкаются и склеиваются смолой. Из пыльцевого зерна вырастает пыльцевая трубка, но растет она очень медленно, поэтому оплодотворение происходит лишь весной следующего года, а шишка увеличивается до 2-3 см и становится зеленой.

Один из спермиев (без жгутиков) сливается с яйцеклеткой, образуя зародыш, а другой гибнет. Созревание семян происходит к зиме, а шишка (4-6 см) становится коричневой с одревесневшими чешуйками. Высевание семян происходит в конце зимы, когда чешуйки раздвигаются.

Семена сосны невелики по размеру и имеют крылышки (распространяются ветром).

У сосны сибирской (ошибочно называемой кедром) семена крупные, без крылатки, и с большим запасом питательных веществ, поэтому являются ценным пищевым продуктом, лекарственным и техническим сырьем.

Таким образом, от опыления до образования семян у сосны обыкновенной проходит 2 года ( у сосны сибирской – 3 года).

Все представители рода сосна — светолюбивые растения, имеют длинные хвоинки в пучках (от 2 до 5-7).

Значение хвойных. Многие хвойные дают прекрасный строительный материал, из них получают бумагу, из смолы вырабатывают канифоль, скипидар, сургуч. Из хвои получают эфирные масла, концентрат витаминов. Из древесины вырабатывают пластмассы, лаки, дубильные вещества. Еловая древесина идет для изготовления музыкальных инструментов. Семена некоторых видов используются в пищу. Смоляная древесина лиственницыиспользуется для подводных сооружений (в воде не загнивает), шпал, рудничных стоек.

После того как пыльца попала на рыльце пестика, она начинает прорастать. Ее прорастание зависит от жизнеспособности рыльца, которое способно воспринимать пыльцу в течение 2 – 5 дней. Эпидермальные (покровные) клетки рыльца выделяют особые вещества (жиры, сахара), стимулирующие прорастание пыльцы. Пыльцевое зерно набухает, экзинаразрывается, а интинавыпячивается в виде узкой «пыльцевой трубки»,которая быстро растет вниз внутри столбика к завязи и подходит к пыльцевходу семязачатка (рис.233).

Ее рост регулируется ядром пыльцевой трубки (вегетативным), а направление – специальными сигнальными веществами, выделяемыми зародышевым мешком (пример хемотропизма).Пыльцевая трубка проходит либо по специальным проводящим каналам между ослизняющимися клетками, либо по межклетникам рыхлой паренхимной ткани. Обычно одновременно развиваются несколько пыльцевых трубок, но «успех» зависит от индивидуальной скорости роста.

Во время роста пыльцевой трубки ядро вегетативной клетки рассасывается и исчезает, а генеративная клетка делится митозом на 2 мужские гаметы – спермии(неподвижны и могут добраться до яйцеклетки только по пыльцевой трубке). Проникнув через пыльцевход (микропиле) в зародышевый мешок, конец пыльцевой трубки лопается, и спермии попадают внутрь. Один спермий сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу; другой спермий соединяется с диплоидным ядром – центральной клеткой, образуя триплоидное ядро (первичное ядро эндосперма).Этот процесс называется двойным оплодотворением и свойствен только цветковым растениям. Открытие и описание этого процесса в 1898 г. Принадлежит русскому ученому Сергею Гавриловичу Навашину (1857 – 1930).

Из зиготы развивается зародыш семени, а из оплодотворенной центральной клетки – вторичный триплоидный эндосперм (питательная ткань зародыша). Вся семяпочка после оплодотворения превращается в семя. Из ее покровов образуется оболочка семени, а из стенок завязи образуется стенка плода – околоплодник (перикарпий). Микропиле сохраняется в семенной кожуре. Через него поступает вода и кислород при прорастании семян.



Цитологические основы двойного оплодотворения у цветковых растений

Гафарова Наиля Вагизовна

Должность : учитель биологии

МБОУ «ТСОШ № 1 им.Ханжина П.С.»

Тема урока: Цитологические основы двойного оплодотворения у цветковых растений (10 класс) .

Цель: выяснить цитологические основы полового размножения у растений.

Задачи :

что происходит в ходе оплодотворения;

полового размножения животных;

цветковых растений и составить схему;

оплодотворении.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедиа, нетбуки, творческие работы учеников – «Фотографии цветов и бабочек». Презентация.

Учебник: Общая биология. Профильный уровень для 10 кл. общеобразоват. Учрезден.\ В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин.-2-е изд.,стереотип.-М.: Дрофа,2009.-352с.: ил..

Ход урока.

I.Организация урока (1 мин.)

Учитель— Здравствуйте , ребята ! Я рада вас видеть сегодня и прошу вашего внимания для серьёзной и успешной работы. Для работы нам нужны нетбуки, учебники 6 класса ( Н.И.Сонин) и 8 класса (Н.И.Сонин).

Учитель озвучивает тему урока и цель урока. (слайд 1)

Жизнь на Земле существует и продолжается во времени

благодаря уникальному свойству всех живых организмов —

способности к размножению.

Вернадский В. И.(слайд 2)

II.Повторение знаний (10 мин).

1) Работаем с терминами

учительдать определения терминам: (слайд 3)

гаметогенез семенники, яичники, яйцеклетка, сперматозоид,

сперматогенез, овогенез, гаплоидный, диплоидный, гаметы

2) Вспомнить, в чём сущность полового размножения у животных?

учитель— на какой стадии развития особи готовы к размножению? показать на рисунках эти особи (приложение. Рисунок1 : гусеница, бабочка, личинка лягушки, побег вишни , семя гороха) .

ученик— показывают стадии взрослой особи (это бабочка, побег вишни)

учитель — сколько особей участвует?

ученик — две разнополые особи

учитель – какие клетки специализированные образуются

ученик — яйцеклетки и сперматозоиды

3) Работаем со словарём:

учитель – Что называется оплодотворением? Прочитать в Биологическом словаре

ученики — читают определение «Оплодотворение» из ЭОР на экране.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/3233/ОПЛОДОТВОРЕНИЕ (слайд 4)

4) Учитель c целью закрепления выше сказанного восстановим знания из 8 класса

Проблема, вспомнить: Что происходит в ходе оплодотворения ? (слайд 5)

ученик читает вслух текст стр184 «оплодотворение»

учитель— кто прочитает полученную схему:

«Оплодотворение = Гаметы — Зигота – Зародыш» ( слайд 6)

ученик— в оплодотворении участвуют гаметы , образуется зигота с двойным набором хромосом, из неё путём дробления развивается зародыш

учитель — дописать схему, вставив пропущенные слова

5) Механизм полового размножения животных: ( слайд 7)

самка- …… —

Зрелые особи ( мейоз) оплодотворение — …….зародыш — …..

……. — сперматозоид— ( митоз)

учитель— эта схема будет неполной ,если мы не назовём распределение хромосом или цитологический процесс, лежащий в основе полового размножения.

ученик – дописывает в схему цифры на компьютере и проектирует на экран, все остальные дети набирают в нетбуках

Цтологическая схема механизма полового размножения животных: (слайд 8) (Приложение Рисунок -2 )

6) Закрепление информации: ( слайд 9)

Решить задачу в нетбуках: если в одной клетке крольчихи 44 хромосом

сколько хромосом в одной яйцеклетке ?(22)

сколько хромосом в одной клетке сына ? (44)

сколько хромосом в одном сперматозоиде ?(22)

сколько хромосом в одной клетке внука ?(44)

III. Переход к новой теме (15 мин):

1) учитель : Проблема даны головастик, гусеница, семя гороха- у кого можно показать стадию зародыша (приложение.рис-3) ( слайд 10)

Ученик: у всех

учитель: у растений тоже образуется зародыш?

Учитель: делаем вывод: У растений как и у животных образуется зародыш, значит у растений тоже происходит половое размножение

учитель: Напоминаю задачу урока: ( слайд 11)

Выяснить цитологические основы полового размножения у цветковых растений.

2) учитель: восстановим знания из 6 класса:

а) какой орган растения участвует в половом размножении ?

б) Какие части являются главными? Показать на экране.

ученики: цветок. Показывают тычинки и пестик.

(приложение . рис. — 3) http://www.openclass.ru/node/HYPERLINK «http://www.openclass.ru/node/23528″2HYPERLINK «http://www.openclass.ru/node/23528

3) Работаем по фильму.

Учитель :Ищем ответ на вопрос- Где созревают гаметы ? Кто изучал этот вопрос?

http://fcior.edu.ru/card/22561/cvetokobrazovaniesporigametopylenieioplodotvorenieuglublennoeizuchenie.html (5мин)

ученик- после просмотра фильма

Механизм оплодотворения у растений изучал советский академик С. Г. Навашин , 1898 год (Приложение. Рисунок — 4) ( слайд 12)

4) учитель: составим схему-Механизм полового размножения растений

( Приложение. Рисунок — 5)

5) Разминка для глаз: учитель демонстрирует творческие работы учеников — Фотографии цветов и бабочек.

6) учитель— Проблема: как происходит распределение хромосом при оплодотворении у растений? Продолжаем работу по фильму.(3мин)

задание: Будьте внимательны, вам необходимо –

a) Рассказать весь процесс двойного оплодотворения по таблице

б) продолжить составление цитологической схемы .

7) ученики: смотрят продолжение фильма.

IV. Закрепление информации (после просмотра 2 части фильма.10мин.) ( слайд 13)

Задание 1: рассказать по таблице на доске –

Как происходит двойное оплодотворение (с применением терминов)

ученик: рассказывает по таблице как происходит оплодотворение (Приложение. Рис.- 6)

тычинки – андроцей

пыльца – спермии

пестик – гинецей

яйцеклетка

зародышевый мешок (семязачаток)

центральная клетка

зародыш семени

Вывод: цветок – генеративный орган полового размножения

Задание 2 : дописать схему и распределение хромосом при двойном оплодотворении. ( слайд14)

Цитологическая схема механизм двойного оплодотворения у растений:

ученики: дописывают поведение хромосом в нетбуках (Приложение. Рис.- 7)

Задание 3: дать сравнительный анализ двух полученных цитологических схем и сделать вывод, дописав в выводах нужные термины ( слайд 15).

(Приложение. Рис.- 8)

ученики:

Вывод: Механизм передачи наследственной информации при

… размножении у растений как и у… протекает …

(половом) (животных) (одинаково)

V. Контроль знаний (5мин):

Практическое задание : ( слайд 16)

Учитель. 1. Укажите последовательность.

При двойном оплодотворении цветковых растений происходят смена определенных событий (задание из ЦОР)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f8e38f0-79e0-a294-67b4-206fddaa4eb9/00120082937511215.htm

1) Образование спермиев

2) Перенос пыльцы с одного растения на другое

3) Слияние одного из спермиев с яйцеклеткой

4) Развитие зародыша

5) Прорастание пыльцы на рыльце пестика с образованием пыльцевой трубки

6) Слияние одного из спермиев с центральной клеткой зародышевого мешка

2. Тест — Что у цветковых растений развивается из зиготы – оплодотворенной яйцеклетки? ( слайд 17)

1 зародышевый мешок

2 зародыш

3 эндосперм

4 семязачаток

3. Закончи схему: 1 спермий (n) +_____________ (n) = зигота (2n) = ____________ 2n ) __________(n ) + центральная клетка ( 2n ) = __________ (запасающая ткань, 3n)

4.Укажите явление, характерное для двойного оплодотворения у цветковых растений:

1 один спермий оплодотворяет две яйцеклетки.

2 два спермия оплодотворяют одну яйцеклетку

3 один спермий оплодотворяет яйцеклетку, другой – центральную диплоидную клетку

4 один спермий оплодотворяет одну яйцеклетку, а другой — другую

VI. Итоги работы. Учитель — даёт оценку работы всего класса и отдельных

учащихся (2 мин).

VII. Информация о домашнем задании: (2мин.) (слайд 18)

Учитель: 1. Выяснить эволюционные преимущества полового размножения по сравнению с бесполым.стр150-153.

2. Составить синквейн с одним из терминов.

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость развития жизни.

Ч. Дарвин( слайд19)

5

Правильная последовательность событий при двойном оплодотворении у покрытосеменных isA. Тройное слияние, Сингамия, ПорогамияБ. Сингамия, Тройное слияние, ПорогамияC. Порогамия, сингамия, тройное слияниеD. Сингамия, Порогамия, Тройное слияние

Ответить

Проверено

238,5 тыс.+ просмотров

Подсказка: В жизненном цикле покрытосеменных оплодотворение является отличительной чертой.
У них две мужские гаметы. Одна из них оплодотворяет яйцеклетку и образует зиготу (сингамия), а другая мужская гамета сливается с диплоидным вторичным ядром (тройное слияние).

Полный ответ: Покрытосеменные или цветковые растения имеют голые семязачатки. В цветках развиваются пыльцевые зерна и семязачатки.
1. В цветке мужской половой орган известен как тычинка, а женский половой орган известен как пестик или пестик. Тычинка имеет тонкую нить с кончиком, известным как пыльник.
Пестик разделен на три части: рыльце, столбик и завязь.
2. Пыльцевые зерна рассеиваются опылителями от пыльника к рыльцу пестика, что называется опылением. Пыльца прорастает на рыльце, проходит через столбик и, наконец, достигает полости яичника. Здесь пыльцевая трубка входит в семяпочку или зародышевый мешок через микропиле. Это известно как порогамия.
Пыльцевые трубки могут попасть в семязачаток и через халазальную ткань.
3. Женский гаметофит или зародышевый мешок находится внутри семязачатка.
Зародышевый мешок представляет собой гаплоидную ткань. Он состоит из трехклеточного яйцеклеточного аппарата (одна яйцеклетка и две синергиды), трех антиподальных клеток и двух полярных ядер. Полярные ядра сливаются, образуя диплоидное вторичное ядро.
4. Когда пыльцевая трубка попадает в зародышевый мешок, высвобождаются две мужские гаметы.
Одна из гамет оплодотворяет яйцеклетку, в результате чего образуется диплоидная зигота, известная как сингамия. Другая мужская гамета сливается со вторичным диплоидным ядром и образует триплоидное первичное ядро ​​эндосперма (PEN), в котором происходит слияние трех гаплоидных ядер, поэтому это называется тройным слиянием.
5. Из-за возникновения внутри зародышевого мешка двух типов слияния — сингамии и тройного слияния — это событие известно как двойное оплодотворение. Это явление характерно только для цветковых растений.

Итак, правильный ответ «Вариант С. Порогамия, Сингамия, Тройное слияние. ».

Примечание: Продукт тройного слияния — первичное ядро ​​эндосперма (PEN) после деления дает эндосперм. Эндосперм содержит питательные вещества, которые помогают в развитии зародышей.

Недавно обновленные страницы

Если ab и c единичные векторы, то left ab2 right+bc2+ca2 математика класса 12 JEE_Main

Вычислить значение intlimits0pi cos 3xdx A 0 B 1 математика класса 12 JEE_Main

KCN 900s to готово реагировать на дать цианид с A Этиловый спирт 12 класса по химии JEE_Main

ConcHNO3 добавляется перед тем, как приступить к тесту на группу 12 класса по химии JEE_Main

Уравнение трех сторон треугольника равно x 12 класс по математике JEE_Main

Найдите количество нитратов, которое дает газ NO2 при нагревании, класс 12, химия JEE_Main

Если ab и c единичные векторы, то left ab2 right+bc2+ca2 class 12 maths JEE_Main

Оцените значение intlimits0pi cos 3xdx A 0 B 1 класс 12 по математике JEE_Main

KCN легко реагирует с образованием цианида с этиловым спиртом. Химический класс 12 JEE_Main

ConcHNO3 добавляется перед тем, как приступить к тесту для группы 12 класса по химии JEE_Main

Уравнение трех сторон треугольника относится к классу x 12 математических JEE_Main

Найдите количество нитратов, выделяющих NO2 при нагревании класс 12 химия JEE_Main

Тенденции сомнения

Разница между растительной и животной клеткой примеры трав , кустарников , вьющихся растений , лиан

Назовите самую большую и самую маленькую клетку человеческого тела ?

Эпипетальные и сингенные тычинки встречаются в биологии Solanaceae класса 11 CBSE

Разница между прокариотической клеткой и эукариотическим классом 11 биологии CBSE

Что такое полная форма ПВХ, ПЭТ, ПЭВП, ПЭНП, ПП и ПС?

Лизосомы известны как суицидальные клеточные мешки, почему класс 11 биологии CBSE

Альфред Уоллес работал на Галапагосских островах A Австралийский класс биологии 12 CBSE

Двойное оплодотворение у растений: определение и схема

Семена являются важной частью человеческого организма диета. Фасоль, горох, кукуруза, пшеница, рис, миндаль и т. д. — семена очень питательны и содержат различное количество крахмала и других углеводов, а также белков и масел. Почти все семена, которые мы едим, происходят от цветковых растений (покрытосеменных), потому что они производят большую ткань, в которой хранятся все эти питательные вещества для развития зародыша растения. Мы опишем процесс двойного оплодотворения и его преимущества, уникальные для цветковых растений, из которых образуется эта ткань для хранения пищи.

Двойное оплодотворение у растений

Покрытосеменные и голосеменные представляют собой группы растений, дающих семена. Теперь вы знаете, что семена голосеменных «голые» (обнажены на поверхности прицветников или чешуек шишек), а у покрытосеменных семена заключены в плод. Однако их семена совершенно разные, так как процессы, которые их формируют, имеют некоторые различия.

Оба вида семян содержат развивающийся зародыш и питательную ткань. Оба типа эмбрионов возникают в результате типичного оплодотворения, когда один сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку. Питательная ткань голосеменных гаплоидна, происходит от гаплоидной ткани женского гаметофита. С другой стороны, питательная ткань семян покрытосеменных растений триплоидна, образовалась в результате вторичного оплодотворения. Вот почему говорят, что у покрытосеменных оплодотворение двойное, а у голосеменных однократное.

Гаплоидный : организм имеет только один набор хромосом (непарный).

Триплоид : организм имеет три гомологичных копии каждой хромосомы.

Двойное оплодотворение происходит в цветке

У покрытосеменных (цветковых растений) половое размножение происходит в цветке. Цветок производит и несет репродуктивные структуры растения. Оплодотворение происходит при слиянии двух гамет, мужской (сперматозоид) и женской (яйцеклетка). Гаметы производятся гаметофитами, которые развиваются внутри мужских и женских репродуктивных структур. Андроцей — мужская репродуктивная часть, состоящая из тычинок. Мужской гаметофит (пыльцевое зерно) образуется в пыльнике тычинки. Гинецей – женская репродуктивная часть, состоящая из плодолистиков или пестиков. Женский гаметофит (зародышевый мешок) образуется в семязачатке, окруженном яичником.

Гамета : гаплоидная половая репродуктивная клетка, которая сливается с другой гаметой во время оплодотворения, в результате чего образуется диплоидная зигота. Гаметы образуются в результате мейоза или из клеток, возникших в результате мейоза.

Гаметофит : многоклеточная гаплоидная половая фаза, производящая гаметы путем митоза, в чередовании поколений растений и в жизненном цикле некоторых водорослей.

Ранее мы описали развитие гаметофита и производство гамет у цветковых растений. Здесь мы сосредоточимся на процессе оплодотворения, который происходит после того, как мужской гаметофит достигает пестика другого цветка. Пыльца переносится на женскую часть другого цветка путем опыления. У покрытосеменных большинство растений опыляются животными (главным образом насекомыми и птицами), которые переносят пыльцу при переходе с цветка на цветок. Меньшая часть цветковых растений опыляется ветром.

Опыление — это перенос пыльцы с мужских репродуктивных структур на женские репродуктивные структуры семенных растений.

Диаграмма двойного оплодотворения

До оплодотворения женские и мужские гаметы образуются в гаметофитах (хотя мужские гаметы иногда образуются после того, как пыльцевое зерно достигает пестика цветка). Давайте кратко рассмотрим структуру гаметофитов.

Завязь цветка содержит одну или несколько семязачатков, которые, в свою очередь, содержат зародышевый мешок. Помните, что зародышевый мешок (гаплоидный женский гаметофит) состоит из восьми ядер и семи клеток , которые имеют определенное расположение:

  • Три клетки находятся рядом с микропиле, одна из которых является яйцеклеткой (женская гамета). Две другие, называемые синергидными клетками , располагаются по одной с каждой стороны яйца и, как полагают, притягивают пыльцевую трубку.
  • Другие три клетки, называемые антиподными клетками , остаются на противоположной стороне микропиле. Их функция неизвестна, и они распадаются незадолго до оплодотворения.
  • Оставшиеся два ядра, называемые полярными ядрами , остаются в центре большой клетки. Они также участвуют в процессе оплодотворения.

Рисунок 1. Женский гаметофит покрытосеменных, или зародышевый мешок, и его компоненты. Зародышевый мешок заключен в семязачатке, окруженном двумя слоями покровов.

Пыльцевое зерно (гаплоидный мужской гаметофит) имеет внутри две клетки: трубчатую и генеративную. На приведенной ниже диаграмме показан процесс двойного оплодотворения.

Рисунок 2. Прорастание пыльцы (1) и оплодотворение (2).

Описание процесса двойного оплодотворения у цветковых растений

Как только пыльцевое зерно переносится с пыльника на рыльце пестика, пыльцевое зерно прорастает, и трубчатая клетка образует пыльцевую трубку. Чтобы иметь возможность прорастать, пыльцевое зерно поглощает воду из рыльца, и оно должно быть распознано рыльцем посредством молекулярной сигнализации. Это распознавание предотвращает прорастание пыльцы, если она попадает на пестик другого вида, и предотвращает самоопыление двуполых цветков некоторых растений. пыльцевая трубка представляет собой длинную и тонкую трубку, которая проходит через столбик вниз и достигает внутренней части завязи. Генеративная клетка движется по этой трубке, при этом она один раз делится митозом, образуя две гаплоидные клетки (два спермия).

Внутри яичника пыльцевая трубка достигает семязачатка и входит через микропиле (отверстие в покровах или слоях, окружающих зародышевый мешок). Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что синергиды выделяют химические сигналы, направляющие пыльцевую трубку к яйцеклетке. Два спермия выходят в зародышевый мешок. Один сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку, образуя диплоидную зиготу. Другой сперматозоид сливается с двумя полярными ядрами, образуя триплоидную клетку. Следовательно, у покрытосеменных происходит двойное оплодотворение.

Диплоидная зигота вырастает в эмбрион , делясь митозом. Триплоидная клетка образует питательную ткань семени, также делящегося путем митоза, называемого эндоспермом . Таким образом, после двойного оплодотворения семязачаток развивается в семя, содержащее зародыш и эндосперм, окруженный покровами, которые становятся семенной оболочкой. Завязь развивается в плод, который содержит одно или несколько семян.

В зависимости от вида растения эндосперм может быть временным. Покрытосеменные делятся на две большие группы по морфологическим признакам, включая зародыш и семя. Зародыши развивают удлиненные структуры, похожие на листья, называемые семядолями (иногда называемые семенными листьями). Однодольные вида (например, рис, кукуруза и большинство зерновых культур) имеют зародыши только с одной тонкой семядолей, а эндосперм обычно сохраняет свои питательные вещества до тех пор, пока семя не созреет. Таким образом, эндосперм является непосредственным источником питательных веществ для зародышей однодольных растений.

С другой стороны, вида двудольных видов (таких как фасоль, арахис и горох) имеют зародыши с двумя семядолями, которые берут на себя хранение питательных веществ. Питательные вещества переносятся из эндосперма в растущие семядоли, и у зрелого семени больше нет эндосперма. Семядоли питают развивающийся зародыш этих растений. Семена двудольных легко узнать, так как вы можете разделить их на две семядоли (как в бобах), которые полны питательных веществ.

Преимущества двойного оплодотворения

Двойное оплодотворение уникально для полового размножения покрытосеменных растений. Продукт второго оплодотворения, эндосперм, представляет собой очень питательный источник для развивающегося зародыша, повышающий вероятность его выживания. Многоклеточный эндосперм накапливает белки, масла и углеводы в различном составе в зависимости от вида растения.

Помните, что гаметофит голосеменных также представляет собой пыльцевое зерно, которое производит два спермия. Однако один из двух спермиев обычно дегенерирует у голосеменных до оплодотворения. Только некоторые виды голосеменных в типе Gnetophyta представляют другой тип двойного оплодотворения. У этих видов два спермия оплодотворяют два ядра яйцеклетки (яйцеклетки у этих видов двуядерные), только второе оплодотворение приводит к образованию второй диплоидной зиготы, которая позже дегенерирует.

Считается, что помимо образования высокопитательного эндосперма двойное оплодотворение предотвращает образование питательной ткани, если оплодотворение не происходит. Семена голосеменных также имеют питательную ткань (в данном случае гаплоидную), полученную из более крупного и многоклеточного женского гаметофита, и она образуется до оплодотворения яйцеклетки. Таким образом, у голосеменных, если оплодотворение не происходит, ресурсы, используемые для роста женского гаметофита, могут быть потрачены впустую. Двойное оплодотворение у покрытосеменных может избежать этой траты ресурсов, образуя питательную ткань только тогда, когда оплодотворена яйцеклетка.

Двойное оплодотворение – основные выводы

  • Двойное оплодотворение происходит только у цветковых растений, голосеменные имеют простое оплодотворение.
  • Оплодотворение у покрытосеменных растений происходит в цветке, особенно внутри зародышевого мешка (женский гаметофит), содержащего семязачаток, окруженный завязью.
  • Продуктами двойного оплодотворения являются:
    • диплоидная зигота в результате слияния одного гаплоидного спермия с гаплоидной яйцеклеткой и
    • триплоидный эндосперм в результате слияния другого сперматозоида с двумя полярными ядрами женский гаметофит.
  • Диплоидная зигота превращается в зародыш, в то время как эндосперм обеспечивает питательными веществами развивающийся зародыш (у большинства однодольных) или переносит питательные вещества к семядолям зародыша (у большинства двудольных).