Курс называется «История и методология почвоведения». Основной задачей курса является систематизация и обобщение знаний в области почвоведения на основе изучения истории науки о почве в связи с историей смежных с почвоведением наук, на фоне общей истории человеческого общества, с систематическим изложением истории развития почвоведения, характеристикой научного вклада выдающихся ученых и созданных ими научных направлений и школ, методов исследования. Большое внимание в лекциях уделяется общим методологическим проблемам почвоведения, связи почвоведения с другими науками и запросами практики, развитием сельского и лесного хозяйства, с проблемами экологии и здравоохранения. В заключение лекционного курса дается анализ места и роли почвоведения в системе фундаментальных естественных и прикладных наук, в охране природы и рациональном использовании земельных ресурсов. Лекции по истории и методологии почвоведения не случайно читаются на старших курсах в конце обучения в университете, так как они опираются на уже приобретенные знания в области не только общих и специальных дисциплин по почвоведению, но и других наук, которые входят в учебный план факультета почвоведения. Знание истории, в том числе истории специальных наук, позволяет правильно понимать их современное состояние и видеть перспективы дальнейшего развития. Об этом свидетельствуют высказывания авторитетных деятелей науки и культуры. Философ и писатель XYIII в Вольтер, олицетворение ума и свободомыслия, писал: «Каждое событие в настоящем рождается из прошлого и является отцом будущего» . Выдающийся ученый нашего времени, физик и математик М.В.Келдыш писал: «Для правильного понимания процесса развития науки, стимулирования развития ее важнейших направлений громадное значение имеет изучение истории науки, ее генезиса, тенденций ее развития, ее связей со всей историей общества. Вместе с тем история науки воскрешает перед нами захватывающую картину проникновения человеческого гения в глубочайшие тайны мироздания». (Журн. Вопросы истории естествознания и техники, 1980, N 1). Русский революционный демократ А.И.Герцен писал: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого; глядя назад — шагаем вперед». «Чтобы понять современное состояние мысли, вернейший путь — вспомнить, как человечество дошло до него». Как правило, крупнейшие ученые всегда уделяли большое внимание истории наук, в области которых они работали. Примером могут служить научно-исторические исследования Докучаева, Вернадского, Полынова, Ковды и др. Английский ученый-физик и крупный общественный деятель нашего времени Джон Бернал является автором фундаментального труда «Наука в истории общества» (1956, переведена на русский язык).Науку делают люди, поэтому совершенно прав бывший президент Академии наук СССР, выдающийся физик С.И.Вавилов, когда он писал: «История науки не может ограничиваться развитием идей — в равной мере она должна касаться живых людей с их особенностями, талантами, зависимостью от социальных условий, страны и эпохи.» Поэтому в лекциях будет уделяться должное внимание краткой биографии выдающихся ученых, особенностям их методологии. Лекционный курс называется «История и методология почвоведения». Что же такое методология? Методология — это учение о наиболее общих принципах и методах изучения природы и общества. Это понятие не надо путать с понятием методики. Последняя является чаще всего перечнем приемов конкретных частных исследований: методика определения гумуса по Тюрину или др., методика изучения каких-либо свойств почвы и т.п. Методология же — это философское понятие, получающее конкретное содержание в применении к разным наукам. Например, методология актуализма Г. Лайеля, эволюционизма Ч.Дарвина, генетического исследования почв В.В.Докучаева, диалектического материализма К.Маркса и др. Как увидим дальше, генетическая методология Докучаева сыграла важнейшую роль в становлении и развитии почвоведения как самостоятельной естественно-исторической науки. Очень сложным является вопрос о периодизации истории вообще, науки в том числе. Разные историки решают эту проблему по-разному. Некоторые ученые подразделяют историю науки в соответствии с периодами социально-экономического развития (общество первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое), с датами деятельности выдающихся ученых (до Ломоносова, от Ломоносова до Менделеева, до Докучаева, от Докучаева до Гедройца и т. д.) и др. Каждый из этих подходов имеет основания, но наиболее правильной является периодизация по периодам связанным с задачами и методами научных исследований, ознаменовавших переход на новый уровень развития науки. Общепринятого подразделения истории почвоведения нет. В нашем лекционном курсе мы будем придерживаться подразделения на следующие три крупных периода, в пределах которых возможно выделение более мелких этапов:
В этом самом небольшом по времени периоде естественно выделяется два этапа:
Каталог: doc жүктеу/скачать 0.49 Mb. Достарыңызбен бөлісу: |
Структурная и экологическая морфология растений. Часть 1
Похожие презентации:
Эндокринная система
Анатомо — физиологические особенности сердечно — сосудистой системы детей
Хронический панкреатит
Топографическая анатомия верхних конечностей
Анатомия и физиология сердца
Мышцы головы и шеи
Эхинококкоз человека
Черепно-мозговые нервы
Анатомия и физиология печени
Топографическая анатомия и оперативная хирургия таза и промежности
1.
ОСНОВЫ БОТАНИКИ ч. I. Структурная и экологическая морфология растений
• Лекции для студентов 1 курса биологического факультета
специальностей «Микробиология», «Биохимия»
Лекции 30 час., лабораторные занятия 30 час.
Экзамен в зимнюю сессию.
Лектор:
зав. кафедрой ботаники доцент
Поликсенова
Валентина Дмитриевна
В презентациях использованы оригинальные и
полученные через поисковую систему (the image
search in www.google.com) иллюстрации.
2. Литература
• Основная
Сауткина Т.А., Поликсенова В.Д. Морфология растений. 2012.
Сауткина Т.А., Поликсенова В.Д. Морфология растений. Курс
лекций, 2004, Ч. 1; 2005, Ч. 2.
Сауткина Т.А., Поликсенова В.Д. Размножение растений. 2001.
Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений, 2000.
Бавтуто Г.А. Ботаника. Морфология и анатомия растений,
1997.
Васильев А.Е. и др. Ботаника. Анатомия и морфология
растений, 1978, 1988.
Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника, 2001.
3. Дополнительная
• Бавтуто Г.А. и др.Практикум по анатомии
и морфологии растений, 2002.
• Хржановский В.Г. Практикум по курсу
общей ботаники, 1979.
• Бавтуто Г.А. и др. Атлас по анатомии
растений, 2001.
• Рейвн П. Современная ботаника, 1990.
• Жизнь растений. 1978, Т. 4.
4. Краткая история изучения растений. Основные этапы развития ботаники. Предмет. Задачи и методы исследований. Значение ботаники
как
научной дисциплины.
5. План лекции
Знания о растениях — одна из древнейших систем знаний человечества.
— Накопление эмпирических знаний о растениях и их свойствах.
— Зарождение ботаники как науки. Первоначальный период развития.
-Линнеевский период (18 век).
-Гетевский, или сравнительный период . Дифференциация ботаники.
— сравнительно-онтогенетическое направление
— сравнительно-филогенетическое (эволюционное) направление
— экспериментальное направление.
— Экологическая ботаника.
— Задачи ботаники.
6. Древнейшие письменные источники
• Накопление эмпирических
знаний, тайна и сохранение их
в семьях.
• Первые письменные источники
– глиняные клинописные
таблички ассирийцев (7-8 в. до
н.э.). Однако, их сведения
заимствованы у шумеров и
вавилонян (18-19 в. до н.э.).
7. Древнейшие книги
Китай, конец 3 тыс. до н. э.
«Бень Цао цзин» – «Канон
корней и трав»
(предположительно автор
— император Шэн Нун)
230 видов лек. растений
Индия,«Яджур-Веды»,
2 тыс. лет,
600 видов лекарственных
растений и способы их
применения
8. Зарождение ботаники как науки
• Древняя Греция
• Теофраст
3-4 в. до н.э.
«Философия ботаники» различия между растениями и их
природу надо рассматривать,
подвергая исследованию их
части, изучая их свойства,
распространения и жизнь.
Первый теоретик, «отец
ботаники».
9. Греческий философ Диоскорид, I в.н.э. Materia medica – «Лекарственные вещества»: описание с изображениями лекарственных
растений
• Плиний старший
(I в. н.э.) составил
многотомную
энциклопедию по
естественным наукам,
из которых 12 томов
было посвящено
лекарственным
растениям.
11. Средние века Абу Али Ибн Сина, или Авиценна
• Таджик из Бухары,
• 980-1037 г.г., Х-ХIв.
В книге «Канон
врачебной науки»
описал около 900
лекарственных
средств и способов их
употребления
12. Абу Райхан Бируни 973-1048 г.г., Х-ХIв.
Узбек из Хорезма
Автор книги
«Фармакогнозия в
медицине», в которой
описывается около 750
видов ЛР, есть их рисунки
и отличительные
признаки, которые
указывают на его чистоту и
доброкачественность.
13. Возрождение, 15в. Великие географические путешествия и открытия
• 1492 г. – Х. Колумб, Америка
• 1497 г.– Д. Кабот, Сев. Америка
• 1498 г. Васко да Гама, путь в Индию вокруг
Африки
• 1519 – 1522 гг. Магеллан, кругосветное
путешествие
• 1644 г. – Абел Тасман, Австралия
14. 16 век
Лука Гини
Гербариумы
16.
Ботанические сады
Италия
1543 – г. Пиза,
1545 – г. Падуя
Германия – 1560, 1579
Франция – 1568
Россия –
1706 – г. Москва,
1714 – С.-Петербург
Беларусь
1932, профессор С.П. Мельник
17. Ж.Э. Жилибер – французский медик, ботаник и биолог.
• В 1770-х годах XVIII в. приехал
в Гродно для организации
врачебной школы. Основал
ботанический сад, который стал
в то время одним из лучших в
Европе. При академии работала
аптека, рядом с которой
находился аптекарский огород .
Ж. Э. Жилибер изучал природу
Беларуси и Литвы. Результатом
этого явился труд «Flora
lithaunica inchoata», в одном из
разделов которого даётся
описание 95 видов
лекарственных растений.
18. Искусство изображения растений
Альбрехт Дюрер
1503 г.
19. 17 век
• Изобретение
микроскопа
• 1590 – братья Янсон
• 1660 – А. Левенгук
• 1665 – Роберт Гук,
открытие клетки — cell
20. Первые работы по анатомии
Грю Н.
Мальпиги М.
21. 18 век – Линнеевский период
Карл Линней (1707-1778)
Каспар Баугин (1560–1624)
22. Конец 18 -19 век – Гетевский, или сравнительный период
Гете И.В. (1749-1832)
1790г.
• «Опыт объяснения
метаморфоз у растений»
• 1817 – термин
«морфология»
23. Клеточная теория строения живых организмов: растений-1838, животных — 1839
М. Шлейден (1804-1871)
Т. Шванн (1810-1882)
24. Сравнительно-онтогенетическое направление
Железнов (1816-1877), 1840г.
Беляев В.И. (1855-1911)
25. Двойное оплодотворение
Навашин С.Г. (1857-1930)
1897г.
26. Сравнительно-филогентическое направление
Ч. Дарвин (1809-1882)
1859г.
27. 19-20 век Экспериментальное направление
19-20 век
Экспериментальное направление
К.А. Тимирязев (1843-1920)
К. Гебель (1855-1932)
28. Зарождение генетики
Кельрейтер И.Г. 1761г.
Нодэн Ш. (1815-1899)
29. Мендель Г. 1868 (1890)
30.
Экологическая морфология
Раункиер К. (1860-1838)
Варминг Й.Э. (1841-1924)
31. Задачи структурной ботаники
• Изучение закономерностей строения и развития
органов у растений.
• Изучение особенностей формообразовательного
процесса в ходе онтогенеза.
• Изучение особенностей формообразовательного
процесса в ходе эволюции.
• Управление формообразовательными
процессами.
English
Русский
Правила
Семелпарность и Итеропарность | Изучайте науку в Scitable
Arizaga,
С. и Эзкурра, Э. Страхование от
нарушение репродуктивной функции у семецветного растения — образование луковиц на цветоносах Agave macroacantha . Oecologia 101, 329–334 (1995).
Белл Г. О разведении
больше чем единожды. Американский натуралист 110,
57–77 (1976).
Бренчли, Дж. Л.,
Рэйвен, Дж.А. и др. . Сравнение
репродуктивное распределение и репродуктивное усилие между семеннородящими и
итеропарозные фукоиды (Fucales, Phaeophyta). Гидробиология
327, 185–190 (1996).
Балмер М. Теоретическая эволюционная экология. Сандерленд,
MA: Sinauer & Associates, 1994.
Чарнов Э. Л. и
Шаффер, В.М. Последствия естественного отбора для истории жизни: результат Коула
пересмотрено. Американский натуралист 107,
791–793 (1973).
Кристиансен, Дж. С., Пребель, К. и др. . Факультативная семелпарность в
мойва Mallotus villosus (Osmeridae): экспериментальная проверка феномена жизненного цикла субарктической рыбы. Журнал экспериментальной морской биологии и
Экология 36, 47–55 (2008).
Коул,
Л. С. Последствия явлений истории жизни для населения. Ежеквартальный обзор Биология 29, 103–137
(1954).
Креспи, Б.Дж. и Тео, Р.
Сравнительный филогенетический анализ эволюции однородности и жизни
История лососевых рыб. Эволюция
56, 1008–1020 (2002).
Дэвис, Р. В. и
Дратнал, Э. Различия в распределении энергии во время роста и размножения
семелопастные и итеропарозные Нефелопсис
obscura (Erpobdellidae). Архивный мех
Hydrobiologie 138, 45–55 (1996).
Гроссберг, Р.К.
Изменчивость жизненного цикла в популяции асцидий Botryllus schlosseri . I. Генетический и экологический контроль
сезонные колебания . Эволюция 42, 900–920 (1988).
Гамильтон, М. Б. и
Митчелл-Олдс, Т. Система спаривания и относительная производительность самоопыления и
ауткроссированное потомство в Арабис плодовитый
(Брассиковые). Американский журнал ботаники 81,
1252–1256 (1994).
Исбелл,
Л. А., Янг Т. Р. и др. Демография
и история жизни симпатрических обезьян-патас ( Erythrocebus patas ) и верветок ( Cercopithecus aethiops ) в Лайкипии, Кения. Международный журнал приматологии 30, 103–124 (2009).
Янзен, Д. Х. Почему
бамбук так долго ждет, чтобы зацвести. Ежегодный обзор экологии и систематики 7, 347–391 (1976).
Джонс, М.Е., Кокберн, А. и др. Изменения в анамнезе
опустошенные болезнями популяции тасманских дьяволов. Труды Национального
АН , 105, 10023–10027 (2008).
Клинкхамер, П.Г.Л.,
Кубо, Т. и др. Травоядные и
эволюция семецветных многолетних растений. Журнал эволюционной биологии 10, 529–550 (1997).
Кохно, К. Возможно
влияние характеристик местообитаний на эволюцию однородности и
каннибализм в горбатой уховертке Анечура
Харманди . Исследования в области популяционной экологии 39,
11–16 (1997).
Лесица,
П. и Янг, Т.П. Демографическая модель объясняет эволюцию истории жизни Arabis fecunda . Функциональная экология 19, 471–477 (2005).
Оквуд,
M. & Bradley, AJ Semelparity у крупного сумчатого. Труды Лондонского королевского общества B 268, 407–411 (2001).
Ранта, Э., Тесар, Д. и др. . Изменчивость окружающей среды и
семельпарность против итеропарности как истории жизни. Журнал теоретической биологии 217,
391–396 (2002).
Сано, Ю. Х. и
Моришима, Х. Различия в распределении ресурсов и адаптивная стратегия дикой природы.
рис Oryza perennis (Мюнхен). Ботанический
Вестник 143, 518–523 (1982).
Schaffer, W. M. &
Шаффер, М. В. Адаптивное значение вариаций в репродуктивной системе.
привычка у Agavaceae II: кормовое поведение опылителей и отбор для
увеличение репродуктивных расходов. Экология
60, 1051–1069 (1979).
Шнайдер, Дж. М. и
Любин, Ю. Объясняет ли высокая смертность взрослых особей однородность паука Stegodyphus lineatus (Eresidae)? Ойкос 79 , 92–100 (1997).
Сильвертаун, Дж. Аре
субальпийские пихты эволюционируют в сторону семелпарности? Эволюционная экология 10,
77–80 (1996).
Stearns, Южная Каролина
Эволюция историй жизни. Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 1992.
Такада, Т. Эволюция.
семелепестковых и итеропокровных многолетних растений: сравнение
независимая от плотности и зависящая от плотности динамика. Журнал
теоретической биологии 173,
51–60 (1995).
Уилбур,
HM & Rudolf, VHW История жизни
эволюция в условиях неопределенности: хеджирование ставок во времени. американский
Натуралист 168, 398–411 (2006).
Уильямс,
Дж. Л. Цветение Стратегии жизненных историй различаются между туземцами и аборигенами.
введены ареалы монокарпического многолетника.
Американский натуралист 174, 660–672 (2009).
Woolhead, A. S. &
Калоу, П. Стратегии распределения энергии во время производства яиц у семеннородящих.
и итеропарные триклады. Журнал экологии животных 48, 491–499 (1979).
Молодой,
Т. П. Общая модель сравнительной плодовитости семелопастных и итеропородных.
истории жизни. Американский натуралист 118,
27–36 (1981).
Молодой,
Т. П. Эволюция семелпарности в
Лобелия горы Кения. Эволюционная экология 4,
157–171 (1990).
Молодой,
Т. П. и Аугспургер, С. К. Экология
и эволюция долгоживущих семецветных растений.
Тенденции в экологии и эволюции
6, 285–289 (1991).
Зейнеддин,
М. и Янсен, В.А.А. Стареть, умирать: паритет, эволюционное отслеживание и
Парадокс Коула. Эволюция 63,
1498–1507 (2009 г.).
Наука предлагает объяснения, которые можно проверить с помощью эмпирических данных
Страница 4
Делиться
Цитировать
Рекомендуемое цитирование: «Наука дает объяснения, которые можно проверить с помощью эмпирических данных». Национальная академия наук. 2004. Эволюция на Гавайях: Приложение к «Учению об эволюции и природе науки» . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10865.
×
Сохранить
Отменить
может произойти, что будет передано потомству. Со временем члены популяции мух, адаптированные к новой среде, могут претерпевать столько изменений, что они больше не могут или обычно не скрещиваются с мухами из родительской популяции. В этот момент новую популяцию можно считать новым видом.
Формирование новых видов происходит благодаря множеству различных механизмов, и изучение этих механизмов остается одной из самых интересных областей современной эволюции
Рисунок 2
Муха Drosophila substenoptera , откладывающая яйца в гниющей коре, обитает в горных лесах на острове Оаху. (Фотография предоставлена Кевином Канеширо.)
арная биология. Биологи-эволюционисты изучают, почему одни виды остаются в значительной степени неизменными в течение длительных периодов времени, в то время как другие претерпевают быструю диверсификацию, образуя несколько видов. Они исследуют, происходят ли эволюционные изменения постепенно или скачками, разделенными длительными периодами, когда внешние изменения менее драматичны. Они исследуют молекулярные механизмы эволюционных изменений. Во всех этих случаях ученые изучают детали механизмов, посредством которых происходила биологическая эволюция.
Наука требует , чтобы научные объяснения явлений основывались на событиях или механизмах, которые можно наблюдать в естественном мире. Так наука создает базу общих наблюдений и идей, к которым можно добавить новые знания.
Например, ученые, изучающие характеристики растений и животных на Гавайях, ищут естественные объяснения этим характеристикам. Они предлагают гипотезы, объясняющие эволюцию этих характеристик через естественные механизмы. Затем они собирают дополнительную информацию для проверки своих гипотез. Поскольку гипотезы основаны на явлениях, которые можно измерить или наблюдать, другие ученые могут проверять гипотезы, собирая свои собственные данные. На основе собранных данных гипотеза может быть принята или отвергнута, а также могут быть разработаны новые, более точные гипотезы.