Содержание
Растения. Характерные признаки цветковых растений
1. Отметьте знаком « + » верное утверждение.
Растения — одноклеточные организмы.
Растения — многоклеточные организмы, тело которых разделено на органы. « + »
Растения — многоклеточные организмы, тело которых не разделено на органы.
2. Вставьте пропущенные буквы:
Растения, папоротники, плауны.
3. Перечислите признаки, на основании которых организмы относят к царству Растения.
Тело растений, в отличие от организмов предыдущих царств, разделено на органы: корень, стебель и листья. Эти органы построены из большого числа клеток, которые выполняют разные функции.
4. Перечислите характерные признаки цветковых растений.
Кроме листьев, на стеблях цветковых растений формируются цветки, из которых образуются плоды. В плодах созревают семена.
Стр.58
5. Рассмотрите рисунок. Запишите названия основных частей растения:
1 — корень, 2 — листья, 3 — стебель, 4 — цветок.
6. Приведите примеры наиболее известных вам растений:
Растения леса — сосна, ель, лещина, береза и др. Растения луга – различные кустарники, подорожник и др. Растения водоемов – различные водоросли, ряска, лотос.
7. Установите соответствие между рисунками и названиями систематических групп царства Растения.
1 — Г, 2 — Д, 3 — В, 4 — Е, 5 — А, 6 — Б.
Стр.59
8. Ученые утверждают, что растения являются богатством нашей Родины. Как вы думаете почему?
Растения играют очень большую роль как в природе так и для человека. В природе растения являются важнейшим звеном пищевой цепи, так как они автотрофы и синтезируют органические вещества, а также выделяют кислород. Огромное количество растений употребляется человеком в пищу.
Стр.60
А ну — ка, отгадай!
Решите кроссворд «Кустарники и кустарнички». Вспомните названия наиболее распространенных кустарников и кустарничков. Впишите их так, чтобы в выделенных клетках можно было прочесть название еще одного кустарника с горькими ярко — красными плодами.
1.Кустарник с очень кислыми ягодами, образующий на болоте сплошной покров.
(ответ: КЛЮКВА)
2.Кустарник высотой 2—3 м с ярко — красными плодами — костянками.
(ответ: БУЗИНА)
3. Кустарник с нежными сладкими ягодами, плодоносящий в лесу и на садовом участке. Ягоды этого кустарника (особенно варенье) обладают жаропонижающим свойством.
(ответ: МАЛИНА)
4.Колючий кустарник высотой 1,5—5 м с красивыми белыми цветками, собранными в крупные соцветия. В медицине его плоды используют в качестве болеутоляющего и успокаивающего средства.
(ответ: БОЯРЫШНИК)
5. Колючий кустарник высотой до 3 м с кожистыми листьями. Его съедобные красные шаровидные плоды богаты витамином С.
(ответ: ШИПОВНИК)
6. Кустарник высотой 1 — 4 м с мелкими цветками. Слабо — ядовитое растение — отвары и экстракты коры используются как слабительное средство.
(ответ: КРУШИНА)
Слово, которые получается в выделенных клетках: КАЛИНА.
Урок — экскурсия «Разнообразие животных в природе» 7 класс | ||||||||||
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Волкова Наталья Викторовна | |||||||||
Район | Княгининский | |||||||||
Место работы | МБОУ «Возрожденская СШ» | |||||||||
Должность | Учитель биологии | |||||||||
Общая информация | ||||||||||
Образовательная область, учебный предмет | Биология | |||||||||
Класс | 7 | |||||||||
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | И. Н Понамарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5 — 11 класс: программа. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 400 с. | |||||||||
Тема учебного занятия | Экскурсия « Разнообразие животных в природе» | |||||||||
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Тема «Общие сведения о мире животных », урок № 5 | |||||||||
Учебная задача | Создать условия для формирования навыков полевых исследований обучающихся по практическому определению представителей основных систематических групп животных различных мест обитания через организацию наблюдений, решая проблему по предложенному плану | |||||||||
Обобщенные цели учебного занятия — планируемые результаты | ||||||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | |||||||||
Цель – предмет (предметный результат) | Учащиеся научатся применять на практике знания об основных систематических группах животных различных мест обитания . | |||||||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Учащиеся смогут совершенствовать навыки наблюдения, организовать сотрудничество, выполняя задание учителя, отраженное в инструкционных картах, получат возможность формировать экологическое мышление и умение применять его в коммуникативной деятельности. | |||||||||
Цель – ценность (личностный результат) | Осознают необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. | |||||||||
Исходное состояние обучающихся: — | Учащиеся умеют находить сходство и различие животных и растений. Знают значение животных в природе и жизни человека. Имеют представление о классификации животных; могут проектировать свою работу на уроке, используя план; могут выдвигать гипотезы; могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности | |||||||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||||||
Умение определить несколько видов животных по внешним признакам | Организация работы в группе, умение работать с различными источниками информации; | Отношение учащегося к экологическому состоянию природного объекта | ||||||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | Урок – экскурсия проводится на эколого-краеведческой тропе «Возрожденский парк» в 70м от школы. Тропа проходит по парку, тип растительности – широколиственный лес, луг. Экскурсия проводится в 1-2 декаде сентября. | |||||||||
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||||||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет — ресурсы | ЭОРы | ||||||
Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. Редактор: Пономарева И.Н. Издательство: Вентана-Граф, 2019 г. Серия: Основная школа/Биология. Экология | Биологические экскурсии: кН. Для учителя / И.В.Измайлов, В.Е.Михлин, Л.С. Шубкина – М. :Просвещение, 1989. – 224с. Шепелева В.И. Организация экскурсий в природу. /Принципы организации внеклассной работы. – М.: Высшая школа, 2002, -177с. .Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения// Школа 2010 | http://terra-botanika.narod.ru/metodspis.html http://www.soln3.edu.27.ru/files/uploads/2017/mr/Opredelenie_tseley_i_zadach_uroka_s_uchetom_trebovaniy_FGOS_k_rezultatam_obucheniya_2.PDF | LECTA Источник: https://rosuchebnik.ru/material/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-po-biologii/ «Вся биология» Источник: https://rosuchebnik.ru/material/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-po-biologii/ | |||||||
Техническое обеспечение | Блокноты, простые карандаши, фотоаппарат, компас, план местности | |||||||||
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||||||||
Этап урока | Подэтап урока | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся | |||||||
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие, проверка готовности класса к уроку: Распределение на команды; Инструктаж по ТБ Какое правило бы хотели изменить или добавить? | Мотивация учащихся на работу в группах в походных условиях. Учащиеся вспоминают правила безопасного поведения во время проведения экскурсий. Добавляют свои правила. | |||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Организация работы в группах по маршрутным листам , содержащим вопросы по пройденному материалу, касающемуся темы экскурсии Что такое зоология? Какие науки, входят в состав зоологии? (если не названы энтомология, орнитология – заострить внимание) Какова роль животных в природе? Предположите, каких животных мы можем увидеть во время экскурсии? Предположите, каких животных мы можем не увидеть, но услышать? К каким систематическим группам можно отнести насекомых, птиц? | Почти все задания посильны учащимся и могут заинтересовать их в выполнении задания — Наука о животных. — Называют несколько составляющих. — Входят в цепи питания, опыляют и распространяют растения. Возможны варианты ответов. — Насекомых. — Птиц. — Это классы. | ||||||||
1.3. Создание проблемной ситуации | Инструктаж учителя по организации работы: К маршрутному листу прилагается план местности, на котором указаны контрольные точки для каждой группы. Учащиеся должны их найти; В маршрутном листе есть задание исследовать почву и определить видовой состав увиденных животных, отметить их численность в контрольной точке; Необходимо осмотреть растительные насаждения и отметить отсутствие или наличие повреждений растений теми или иными животными в данной контрольной точке. Необходимо выделить голоса птиц, определить, каким птицам принадлежат эти голоса. Обратить внимание на численность встреченных во время экскурсии птиц. Есть задание на составление цепи питания, используя названия растений и животных, увиденных во время экскурсии. | Возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся на выполнение практического задания, опираясь на имеющиеся теоретические знания | ||||||||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | •Исходя из ваших ответов и заданий маршрутного листа, поставьте цель экскурсии. | В соответствии с возникшей проблемой учащиеся ставят цели, планируют свои действия. Ознакомиться с представителями основных систематических групп животных, обитающих территории парка; научиться узнавать распространенных животных, встречающихся на территории парка в осенний период. Составлять цепи питания. | |||||||
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации 2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Анализ готовности учащихся к выполнению задания – наличие теоретических знаний, умения пользоваться планом местности, умения работать в группах Остановка 2. Участок старого липняка с несколькими пнями, пораженными короедами. Остановка 3. Участок у ручья – можно наблюдать моллюсков, водных насекомых и др. Учитель: 1. Пройдите метров 5-6 вдоль ручья, осмотрите его поверхность, есть ли на ней передвигающиеся насекомые. Определите, где преимущественно находятся животные – в солнечной или затененной стороне ручья, как держатся поодиночке или стайками, как реагируют на опасность, т. е. на приближение человека. 2. Отловите сачком насекомых, поместите в банку. Рассмотрите внимательно и отметьте особенности их строения, связанные с приспособленностью к обитанию на границе двух сред. Учитель: 1. Осмотрите участок с помощью бинокля. Укажите, в какой части встречаются птицы. Опишите по внешним признакам их, также определите их вид (род). 2. Проведите учет численности видов. Остановка 5. Участок опушки парка (липа, ясень, вяз) Остановка 6. Участок у родника, окончание экскурсии. Учащиеся наблюдают, слушают рассказ учителя, участвуют в нем, ищут насекомых под корой, на земле, слушают птиц и заполняют маршрутные листы. | Учащиеся анализируют свои знания, обсуждают пути решения проблемы, обращаются к учителю за помощью в определении незнакомых видов растений. Задание №1 Фенологические наблюдения: Дата Температура воздуха Облачность Ясность Ветер Задание №2 Исследуйте почву и поверхность воды на определенных участках экскурсии, определите видовой состав увиденных животных, отметьте их численность. Перечислите названия известных вам животных: Задание № 3 Осмотрите растительные насаждения, отметьте отсутствие или наличие повреждений растений теми или иными животными. Выскажите предположение о животных-вредителях растений. Задание № 4. Прислушайтесь к звукам, которые вы слышите во время экскурсии. Выделите среди них голоса птиц. Постарайтесь определить, каким птицам принадлежат эти голоса. Обратите внимание на численность встреченных вами во время экскурсии птиц. Знаете ли вы названия этих птиц? Почему одни виды птиц летят зимовать в теплые края, а другие остаются зимовать в нашей местности? Запишите свои выводы и предположения: Задание №5. Составьте цепи питания, используя названия растений и животных, увиденных вами во время экскурсии. | ||||||||
3. Рефлексивно – оценочный | 3. 1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Цель экскурсии | Определение правильного порядка действий | |||||||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) | Осмысление процесса решения учебной задачи, осознания необходимости применения полученных теоретических знаний на практике. |
50 популярных растений и их распространенные названия
«Что в имени? То, что мы называем розой — под любым другим именем пахло бы так же сладко». (Шекспир)
Верно! Но иногда имена действительно помогают. Названия обычно многое говорят о форме растения и особенностях его роста, поэтому садоводы и садоводы часто запоминают растения по их общепринятым названиям. Эти названия получены из исторических фактов, формы, цвета или иногда формы растения. Ниже приводится список общих названий 50 популярных растений.
1. Раскаленный кошачий хвост или Шенилл – общее название Acalypha hispida. Свое название растение получило из-за поникших красных шипов красного или фиолетового цвета.
2. Вековое растение – это общее название Агава американская. Растение названо так потому, что считается, что оно зацветает через сто лет; однако на самом деле для цветения требуется около десяти лет.
3. Agave attenuata получила свое общее название Foxtail plant из-за высоких и изогнутых цветущих стеблей.
Agave attenuate или Foxtail Agave, изображение Форест Старр и Ким Старр
4. Allium christophii широко известен как Stars of Persia , потому что он производит звездчатые сиреневые цветы.
5. Слоновье ухо – общее название Alocasia macrorhiza. План выпускает огромные желто-зеленые листья.
6. Любовь-ложь-кровотечение — народное название Amaranthus caudatus; название дано из-за красных шипов, которые он выпускает летом.
7. Кружевное растение — это обычное название Ammi majus. Название дано из-за нежной, перистой листвы растения.
8. Anigozanthos flavidus широко известен как Лапа кенгуру .
9. Aphelandra squarrosa — красивое лиственное растение с яркими декоративными листьями. Темно-зеленые листья плана имеют широкие серебристо-белые жилки, которые и дали растению общее название Zebra plant .
10. Трубка голландца — народное название Aristolochia durior. Это древесный альпинист, который производит коричневато-фиолетовые цветы в форме изогнутых трубок.
11. Спиралевидная трава — это общее название Moraea tortilis. Растение названо в честь его скрученных и вьющихся листьев.
Moraea tortilis, Spiral Grass, изображение с сайта duitang.com
12. Шляпка епископа — это общее название Astrophytum myriostigma.
13. Орхидея — это обычное название Bahuinia variegata.
14. Brachychiton acerifolium — красивое дерево с ярко-красными колокольчатыми цветками, благодаря которым это дерево получило свое общее название, Flame tree .
15. Труба ангела или Лунный цветок (Купить онлайн) — это маленькое дерево, которое производит очень ароматные цветы, которые висят на этом дереве и выглядят как трубы. Научное название растения – бругмансия.
Бругмансия, труба ангела — изображение Аррии Белли0007 Вчера, сегодня, завтра , Brunfelsia pauciflora — интересное растение. Название дано потому, что он производит фиолетово-лиловые цветы, которые в последующие дни становятся бледно-лиловыми, а затем белыми.
17. Женские сумочки – народное название Calceolaria crenatiflora, потому что она производит мясистый цветок в форме маленькой сумочки.
18. Цветы Щетка для бутылок действительно напоминают щетку для бутылок. Садоводческое название Каллистемон.
19. Рыбий хвост пальмы — это обычное название Caryota mitis.
20. Летний снег – общее название Cerastium tomentosum; это низкорослое растение, обычно выращиваемое как почвопокровное. План производит крошечные белые цветы летом.
21. Кордилина терминальная известна как Растение удачи или иногда как Древо королей.
22. Падающие звезды – общее название Corocosmia paniculata.
23. Dicentra spectabilis производит цветы в форме сердца, которые свисают на длинных изогнутых стеблях. Народное название этого растения Кровоточащие сердца (Купить семена онлайн).
Dicentra Spectabilis – изображение с Wikipedia.org
24. Дыхание небес – популярное название Diosma ericoides, потому что его цветы источают очень приятный аромат.
25. Драконья лилия – общее название Dracunculus vulgaris; растение производит действительно большие и необычные цветы.
26. Цветок ананаса – общее название Eucomis Autumnalis; название, данное растению из-за его длинного цветоноса, напоминающего ананас.
27. Индийский каучуконос или Каучуконос – это общее название популярного лиственного растения – Ficus elastica.
28. Ипомея — это общее название растений семейства вьюнковых. К ним относятся многие роды, такие как Ipomoea, Rivea и Lepistemon.
29. Растение-призрак — это обычное название Kalanchoewaldhrimii.
30. Kochia scoparia широко известна как Кипарисовик летний (Купите семена онлайн).
31. «Четыре часа» — это общее название Mirabilis jalapa, потому что он раскрывает свой цветок во второй половине дня.
32. Моховая роза — народное название Portulaca grandiflora (покупайте семена онлайн).
33. Дерево путешественника — это название, данное Равенале, потому что оно хранит дождевую воду в основании своих листьев, что путешественники в старые времена часто находили очень полезным.
34. Общее название Королевская пальма дано Roystonea regia.
35. Тещин язык — народное название Sansevieria trifasciata (Купить онлайн).
36. Матерь-тысячник – общее название Saxifraga stolonifera.
37. Ракитник испанский – это общее название Spartium junceum.
38. Розовое яблоко — народное название Syzygium malaccense.
39. Шоколадный завод — популярное название Pseuderanthemum alatum.
40. Сосна винтовая — народное название Pandanus utilis; название дано растению из-за необычной формы и формирования его крупных листьев.
41. Золотые лебеди – общее название Crocosmia masonorum.
42. Индийские шоты — популярное название Canna indica.
43. Священный инжир или Дерево Бо — это общее название Ficus religiosa.
44. Peltophorum africanum также известен как Плакучий плетень .
45. Бараний хвост — это название, данное Sedum morganianum из-за его висячих стеблей.
46. Цветок-попугай — народное название Heliconia psittacorum.
47. Цветок петарды – народное название кроссандры инфундибулиформной.
48. Toadflax (Купить семена онлайн) — это общее название Linaria maroccana.
Linaria Vulgaris, изображение Дж. Баккера (flickr)
49. Испанский кинжал — это общее название Yucca gloriosa.
50. Научное название Lipstick Palm Tree — Cyrtostachys renda.
Знакомство с растениями по названиям
Примечание редактора. Познакомьтесь со многими растениями по именам и многое другое с помощью нашего бесплатного онлайн-курса Мир растений: знакомство с садоводством. Открыт для регистрации . Этот увлекательный и информативный курс для самостоятельного изучения посвящен эволюции и разнообразию растений, охватывает основы номенклатуры и идентификации растений, знакомит вас с закулисьем Лонгвуда и многое другое.
Когда вы впервые встречаете человека, вы обычно запоминаете его имя. Чем ближе вы к человеку, тем больше частей его имени вы узнаете. Имена, как правило, позволяют нам создавать ассоциации с объектом, живым или нет, и являются основным аспектом нашей повседневной жизни. В мире биологии у живых существ есть научные названия… и растения не исключение. Ботаническая номенклатура присваивает эти названия растениям, а затем использует их. Хотя вы можете чувствовать себя ошеломленным идеей научных названий, поскольку они иногда длинные и трудные для произношения или написания, научные названия могут многое рассказать о рассматриваемом растении. Потратив время на изучение научного названия растения, вы сможете установить более глубокую связь с этим растением, а также лучше понять природу и естественный порядок вещей.
Зачем возиться с научными названиями, когда у большинства растений есть какое-то общее название? Многие распространенные названия происходят от мирян, которые передавали их из поколения в поколение, развивались на родном языке человека и обычно описывали внешний вид растения или его использование. В наши дни мы можем даже не понимать значения некоторых из этих общих названий (например, полынь, общее название Artemisia ), использовавшихся в прошлом, но они все еще существуют сегодня. Некоторые общие названия были разработаны до того, как систематики определили отношения между разными видами. Следовательно, растение может иметь общее название на нескольких языках (но не на вашем языке), а растения, которые выглядят похожими (но не связаны между собой), могут иметь одно и то же общее название.
Эхинацея (фото Уильяма Хилла), Ратибида (фото Хэнка Дэвиса) и рудбекия (фото Кэрол ДеГизеппи) — три разных растения, все они считаются эхинацеей.
Существует порядок научных названий благодаря набору правил, называемому Международным кодексом номенклатуры водорослей, грибов и растений. Но вам не нужно быть Карлом Линнеем, чтобы понять и использовать их. Научные названия, которые являются латинскими «официальными названиями», позволяют людям со всего мира общаться о растениях и помогают нам всем говорить на одном языке при идентификации растений.
Ботаническая таксономия, или изучение систематики и классификации растений, основана на иерархии. В мире садоводства и домашнего садоводства название вида и названные варианты этого вида или гибриды между различными видами будут наиболее важными именами, которые нужно знать при общении о растении, поэтому именно эти названия будут обсуждаться.
Есть части научного названия. Первая часть называется общим названием , пишется с заглавной буквы и курсивом. Это название рода, который в таксономической иерархии стоит ниже семейства. Близкородственные растения относят к одному роду. Есть много общих имен, которые вы уже знаете, например, Магнолия , Импатиенс , Рододендрон , Гибискус , Гортензия . Вы знаете их, потому что они также служат общими названиями, так что вы уже впереди игры, узнавая научные названия растений!
Общие названия могут быть классическими латинскими названиями растений, например, Acer , древнее латинское название клена. Или они могли быть созданы в память об исторической личности, такой как Jeffersonia , названной в честь Томаса Джефферсона, или мифическом боге, такой как Адонис . Общие названия также могут быть комбинациями латинских или греческих слов для описания растения, например, Chlorophytum , что в переводе с греческого означает зеленое растение.
Franklinia alatamaha, названная в честь Бенджамина Франклина. Фото Кэнди Уорд.
Второе слово научного названия растения называется видовым эпитетом . Это слово написано строчными буквами и выделено курсивом и следует за родовым названием. Вместе эти два слова образуют видовое название. Это та же самая биномиальная номенклатура, которую Линней использовал в Species Plantarum в 1753 году. Magnolia grandiflora — это название вида южной магнолии. Вы можете заметить, что окончание видового эпитета соответствует окончанию родового имени. Это связано с тем, что родовое имя представляет собой существительное, имеющее грамматический род, мужской, женский или средний, а видовой эпитет, как правило, представляет собой прилагательное, которое должно соответствовать роду существительного. Таким образом, вы можете увидеть конкретные эпитеты, которые похожи, но с немного разными окончаниями, например, Гибискус крупноцветковый .
Так же, как и родовые имена, конкретные эпитеты также имеют значение. Название Magnolia grandiflora описывает этот вид магнолии как имеющий большие цветы. Конкретными эпитетами могут быть географические топонимы, такие как страны, штаты, реки, горы или регионы, в которых произрастает растение (например, Acer pensylvanicum или Rhododendron atlanticum ). Они могут рассказать вам что-то о растении, например, размер или форму листа или цвет цветка; например, Pellaea rotundifolia с округлыми листьями или Trillium luteum с желтыми цветками. Эти названия также могут описывать внешний вид растения, Amelanchier arborea (древовидный), или характеристики роста, Ajuga reptans (распростертое и стелющееся).
Вы можете сказать, почему Calathea lancifolia имеет название, указывающее на то, что у нее ланцетная, то есть сужающаяся к концу, листва. Фото Джуди Чейнер.
Наконец, многие растения в садоводстве являются гибридами или культивируемыми разновидностями (культурными сортами) видов и имеют третье слово или набор слов, называемый 9.0277 эпитет сорта . Эти имена появляются после определенного эпитета или, в случае некоторых гибридов, после родового имени, в обычном тексте и заключаются в одинарные кавычки. Эпитеты сортов, как правило, легче выучить домашним садоводам, поскольку они были разработаны на современном языке (хотя и не обязательно на английском). Поскольку эти названия указывают на конкретный клон вида, который обладает определенными характеристиками, при покупке растения вам необходимо знать эпитет сорта желаемого растения.
Magnolia grandiflora ‘Bracken’s Brown Beauty’ – южная магнолия с лучшей зимостойкостью и крупными ароматными цветами.
К счастью, существует множество ресурсов, которые помогут вам погрузиться в мир ботанической номенклатуры, включая наш бесплатный онлайн-курс «Мир растений: знакомство с садоводством».