Содержание
Конспект урока по биологии «Органы цветкового растения. Обобщение по теме.»
Предмет: | Биология |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Яснова Лидия Викторовна это Вы? |
Яснова Лидия Викторовна,
учитель биологии
МБОУ «Соболевская СОШ»
Первомайского района
Оренбургской области
Урок по биологии в 6 классе.
Тема: Органы цветкового растения
Цель: Обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений
Оргмомент. Организация рабочего места учащихся, наличие цветных карандашей. Линейки. Каждому ученику раздается оценочный лист (ОЛ- приложение), на котором даны задания.
I.Обобщение материала
1.Фронтальный опрос:( учитывается работа учащихся во время фронтального опроса и оценивается дополнительной отметкой, которую учитель скажет каждому ученику в конце урока. Чтобы учитывать ответы учащихся можно попросить кого-либо из присутствующих ставить + или – против фамилии ученика. Если ученик ответил на 3 ответа правильно-«5», если на два вопроса- «4», если на один вопрос-«3» и, если не было ни одного правильного ответа, то «2»)
Так о чем же сегодня пойдет речь? Чтобы узнать это вместе разгадаем один ребус.
-что такое цветковое растение?
-их другое название?
-какие органы характерны для цветкового растения?
-что такое побег?
-функция корня?
-Зоны корня,
-как определить зону всасывания
-что такое корневой волосок
-какие вещества получает растение из почвы
-по каким клеткам идет передвижение минеральных веществ
-что такое сосуды
-что такое пикировка
-чем снаружи покрыт корень
-главный корень
-придаточный корень
-боковой корень
Итак, вспомним особенности внешнего и внутреннего строения корня. В ОЛ выполните первое задание
2.Фронтальный опрос:
-функции листьев
-какой тканью образован лист
-в результате, какого процесса образуются органические вещества
-строение листьев
-виды листьев
-простой лист
-сложный лист
Второе задание в ОЛ,
А он всю ночь готовит мед-
Пчелу-сластену в гости ждет.
Бери, мол, но, как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу…
Как вы думаете, кто просит об услуге? Какое это чудо цветок!
Третье задание в ОЛ
3.Фронтальный опрос
-функция стебля
-годичные кольца.Что это такое
-Сколько слоев древесины на спиле 7-летнего клена
-что такое чечевички
-а какие образования в кожице листа выполняют аналогичную функцию
-что такое узел
-что такое междоузлие
-что такое пазуха листа
-виды почек по расположению
-виды почек по функциям
-за счет чего растет стебель в длину
-виды роста растений
Четвертое задание – вставьте пропущенные слова
4. Фронтальный опрос
-из чего формируется плод
-виды плодов
—определение
-зерновка-определение
-боб-определение
-стручок-определение
-коробочка-определение
-из чего образуются семена
-эндосперм – определение
-из чего состоит зародыш семени
-на какие группы делятся растения в зависимости от количества семядолей
-примеры двудольных растений
-какая корневая система у однодольных
Пятое задание — загадки.
5.Фронтальный опрос
-что такое ткань
-виды цветов
-виды растений
-примеры однодомных растений
-что такое двудомные растения
-примеры однодомных
-примеры двудомных
Шестое задание — тесты
Итог урока. Дополнительная отметка.
Приложение.
Тема: Органы цветкового растения.
Первое задание:
Какие типы корневых систем изображены на рисунке
А-_________________________________
Б-_______________________________
Какие виды корней изображены на рисунке
1-_______________________________
2-________________________________
3-________________________________
Второе задание: Нарисуйте разные виды жилкования листьев
Третье задание. Вставьте пропущенные слова.
Цветок развивается на______________________. Расширенная часть цветка ____________________, на нем располагаются все остальные части цветка. Самая яркая часть цветка_____________________. Он состоит из ___________________. Зеленые листочки называются ______________________. Вместе они образуют________________.
Внутри цветка находятся его главные части:______________________________________
Пестик состоит из ____________________________________________________________.
Тычинка состоитиз____________________________________________________________
Четвертое задание.
1. Центральная часть стебля, образованная основной тканью.___________
2.Однослойная бесцветная покровная ткань, в которой находятся устьица._____________
3. Слой стебля, входящий в состав коры, где встречаются ситовидные трубки.__________
4.. Образовательная ткань стебля_________
5. Самый большой слой стебля, где расположены сосуды. ___________
Пятое задание: Отгадай загадки (в скобках- названия плодов данных растений).Ответ напишите рядом с загадкой.
1.Стоит дуб, полон круп, крышей покрыт (коробочка).
2.Золотое решето черных домиков полно, сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов. (семянка)
3. Десять мальчиков живут в зеленом чуланчике. (боб)
4. Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный .(ягода)
5.Держась рукой за тросточку,
Тебя давно я жду
Ты съешь меня, а косточку
Зарой в своем саду (костянка)
Шестое задание: Выполните тесты — подчеркните правильный ответ.
1. Отдельным органом можно считать:
а) лепесток цветка лютика б) корень томата в) хлоропласт клеток листа фасоли
г) древесину сосны
2..Листья прикрепляются к стеблю при помощи:
а) черешка б) почек в) стебля г) усиков
3.Происходит процесс дыхания, но не происходит фотосинтез в клетках:
а)побега ползучего лютика б)листа кувшинки в)стебля тростника
г) корня моркови
4. Мы едим корень:
а) у гороха б) у яблони в) у свеклы г) у лука
5..В одном цветке двудомного растения нельзя одновременно найти:
а)завязи, лепестков и тычинок б) чашелистиков, лепестков и тычинок
в)лепестков и чашелистиков г) пестика, семязачатков и чашелистиков
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Урок «Цветок и его строение»
Цель урока:
- развивать понятия о цветке как о видоизмененном
побеге; - изучить особенности строения цветка;
- раскрыть биологическое значение частей цветка,
- воспитывать бережное отношение к природе
- развивать умения логически мыслить, выделять
главное, работать с натуральными объектами,
наблюдать, описывать и делать выводы;
Тип урока: урок изучения нового
материала.
Метод обучения: проблемный.
Оборудование: таблицы: “Цветковое
растение и его органы”; цветущие комнатные
растения; разборные модели “Цветок яблони”,
“Цветок тюльпана”, “Цветок картофеля, “Цветок
редьки”.
Ход урока
I Актуализация знаний
Сегодня мы будем говорить о цветах (на
экране демонстрируется презентация).
“…Давай пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй!” скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо их показать”.
Подумайте, у всех ли растений
образуются цветки? Какие растения называются
цветковыми? Все ли цветковые растения цветут
регулярно? Выслушав ответы учащихся, учитель
ставит проблему: “Что в цветке представляет
стеблевую часть, а что листовую? Где в цветке
находятся генеративные органы?
II Изучение нового материала
Среди всех растений цветковые самые
многочисленные, их насчитывается около 250 тысяч
видов. Это не только травянистые растения, но и
деревья, кустарники. Среди них много культурных
растений, которые используются человеком в пищу,
для получения тканей.
Демонстрация презентации, работа
учащихся с текстом и рисунками учебника.
Учитель. Из чего развивается цветок?
Эти маленькие бочки
Распечатает весна,
А пока в них спят цветочки
И растут во время сна.
Ученик. Почки.
Учитель. Значит цветок – это
видоизмененный побег, служащий для семенного
размножения
Проблема. Что в цветке представляет
стеблевую часть, а что листовую?
Учитель. На чем размещаются основные
части цветка?
Ученик. На цветоножке?
Учитель. Как называется верхний
конец цветоножки?
Ученик. Цветоложе.
Учитель. Какой орган располагается
на самой верхушке?
Ученик. Пестик.
Учитель. Из каких частей состоит
пестик? Каковы их функции?
Ученик. Рыльце улавливает пыльцу;
столбик выносит рыльце вверх; завязь участвует в
образовании плода.
Учитель. Какие части цветка
находятся вокруг пестика?
Ученик. Тычинки
Учитель. Из каких частей состоит
тычинка?
Ученик. Пыльник и тычиночная нить.
Учитель. Что созревает в пыльнике?
Ученик. Пыльца.
Учитель. Что находится вокруг
тычинок?
Ученик. Лепестки.
Учитель. Самая яркая часть цветка –
венчик. Если лепестки венчика срастаются между
собой, такой венчик называют сростнолепестным.
Если лепестки не срастаются, то венчик как бы
состоит из отдельных лепестков. Такой венчик
называют раздельнолепестным. Основной функцией
яркоокрашенного венчика чаще всего является
привлечение насекомых — опылителей.
Учитель. Чем окружен венчик?
Ученик. Чашечкой.
Учитель. Чашечка состоит из
чашелистиков. Чашечка бывает сростнолистная и
раздельнолистная. Основная ее функция защита
внутренних частей цветка. Совокупность чашечки и
венчика называют околоцветником.
Учитель. Какими по строению могут
быть околоцветники? Почему цветки ивы или ясеня
называют голыми?
Ученик. Двойным, простым. У ивы или
ясеня отсутствует околоцветник.
Учитель. Какая часть цветка образована
стеблевой частью, а какая видоизмененными
листьями?
Ученик. Стеблевая часть цветка
представлена цветоножкой и цветоложем, а
чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы
видоизмененными листьями.
Учитель. Одно из доказательств
листового происхождения тычинок и пестиков – их
превращение в лепестки в махровых цветках.
Большинство цветков содержат как
тычинки, так и пестики (их называют обоеполыми),
но у некоторых растений образуются однополые
цветки, содержащие только тычинки (тычиночные
цветки) или только пестики (пестичные цветки).
Учитель: Почему одни цветы огурцов
дают плоды, а другие нет?
Ученик: Тычиночные цветы не дают
плодов.
Учитель: Почему одно дерево при
цветении дает плоды, а другое нет? У тополя,
конопли, ивы, облепихи на одних растениях
находятся тычиночные цветки, а на других –
пестичные. Такие растения называют двудомными.
Плоды будут только на растении с пестичными
цветками.
Учитель: Где в цветке находятся
генеративные органы?
Выслушав ответы учащихся. Учитель
объясняет, хотя тычинки предопределяют мужской
пол, а пестики женский, их ни в коем случае нельзя
считать половыми органами, т.е. органами
вырабатывающими половые клетки, так как в них
образуются не гаметы, а пыльца (в тычинках) или
зародышевые мешки (в пестиках). В пыльниках
тычинок из материнских клеток пыльцы в
результате мейоза образуются гаплоидные
пыльцевые зерна. Затем внутри пыльцевого зерна
образуются вегетативная клетка и две мужские
гаметы без жгутиков (спермии).
В семяпочках, расположенных в завязи
пестика, из материнской клетки путем мейоза
образуются четыре гаплоидные клетки, из которых
три отмирают, а из четвертой после трех митозов
возникает восьмиклеточный зародышевый мешок.
Затем две центральные клетки сливаются в одну
диплоидную клетку. Таким образом, возникает
готовый к оплодотворению семиклеточный
зародышевый мешок, в котором шесть клеток и
яйцеклетка гаплоидны, а центральная клетка
диплоидна.
Практическая работа. Строение цветка
Цели: практическое знакомство
учащихся со строением цветка; укрепление знаний
о строении цветка и его функциях; продолжать
формировать у учащихся навык работы с
натуральными объектами.
Оборудование: живые цветки тюльпана,
лупы, пинцеты, препаровальные иглы.
Ход работы
Перед началом работы необходимо
напомнить учащимся о правилах техники
безопасности.
- Рассмотрите цветок тюльпана. Найдите
околоцветник. Как он называется? Подсчитайте
листочки околоцветника. Как они расположены? - Найдите главные части цветка. Сколько их?
Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки и
пестика, найдите их части. - Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его
основные части. Составьте формулу цветка.
Обсуждение результатов лабораторной
работы.
Какой вред природе причиняет массовый
сбор дикорастущих растений? На этом и
последующих уроках необходимо подчеркивать, что
любое вырванное растение не оставит после себя
потомства.
III. Закрепление знаний и умений
Самостоятельная работа учащихся с
использованием электронной доски
Кроссворд “Цветок”
По горизонтали
1. совокупность чашечки и венчика?
3. предопределяет мужской пол?
6. неподвижные мужские гаметы?
8. женская клетка?
По вертикали
2. стеблевая часть цветка?
4. женский репродуктивный орган?
5. после оплодотворения образуется
семя?
117. половые клетки семенных растений?
*Для создания интерактивных заданий
использовалась программа HotPotatoes 6.
Домашнее задание с 27-32, читать
параграф, знать основные термины, ответить на
вопросы.
Творческое задание. Ученые
установили, что у одного и того же вида растений
рост пыльцевой трубки бывает быстрым, когда
происходит перекрестное опыление, и замедленным
при самоопылении. Дайте объяснение этому
явлению.
Задание для учеников, интересующихся
биологией.
Медуница неясная, удивительное
растение широколиственных и смешенных лесов
России. Цветет ранней весной и цветки у нее
вначале розовые или красные, а затем фиолетовые,
сиреневые или синие. Дайте объяснение этому
явлению.
Большинство растений цветут весной,
летом, а такие растения как первоцветы:
подснежник, голубая перелеска, белая перелеска,
растут и цветут под снегом и появляются в первые
дни весны. Дайте объяснение этому явлению.
Список используемой литературы
- А.А. Калинина. Поурочные разработки по
биологии. “ВИКО”. Москва 2005 г. - Е.Н. Демьянков. Биология мир растений. ГИЦ
“ВЛАДОС”. Москва 2007г. - И.Д. Агеева. Веселая биология на уроках и
праздниках. Творческий центр “СФЕРА”. Москва 2005
г. - Использовалась программа HotPotatoes 6.
Информационный лист 9, Части цветов
Информационный лист 9, Части цветов
Цветы прекрасны для нас, но для растений они выполняют важную функцию. Цветы как растения
производить семена для размножения. Во многих случаях цветок содержит мужские и женские части, примерно
эквивалентны мужскому и женскому полу животных. Мужские части цветка называются
тычинок и состоят из пыльников
вверху и на стебле или нить , который поддерживает
пыльник Женские элементы вместе называются пестик . Верхушка пестика называется рыльцем , которое представляет собой липкую поверхность, восприимчивую к пыльце. В нижней части пестика находится завязь и суженная область между ними.
называется стилем . Мужской вклад или пыльца производится
в пыльнике, а семена развиваются в завязи. Многие из фруктов, которые мы едим, представляют собой утолщенную завязь
стенки, окружающие семена.
Цветок не только содержит половые органы, необходимые для размножения, они также похожи на
броские придорожные рекламные щиты, рекламирующие богатый запас нектара и пыльцы, готовых и ожидающих
насекомых-опылителей и других существ.
Это предложение. Цветы обменивают вознаграждение (в виде сладкого нектара и пыльцы) взамен
за службу, которую выполняют насекомые и другие опылители.
Опыление — это просто перенос пыльцевых зерен с пыльника на рыльце пестика. Оплодотворение происходит намного позже, когда прорастают пыльцевые зерна.
на рыльце и посылают пыльцевую трубку, которая высвобождает половые клетки для оплодотворения семязачатков. После
оплодотворения, семязачатки становятся семенами, а стенка завязи становится плодом.
Сексуальная природа цветов и роль многих форм, цветов и ароматов в привлечении
опылители были открыты в 1759 году Артуром Доббсом.
Покрытосеменные . Цветковые растения с укороченной верхушкой побега, специализирующиеся на размножении.
Пыльники . Ярко-желтые мешочки, которые производят и содержат пыльцевые зерна.
Композиты . Цветы, такие как маргаритки, подсолнухи и их родственники, состоящие из множества
крошечные цветы, но выглядят так же, как один цветок.
Нить. Тонкий стебель, поддерживающий пыльник в мужской части цветка.
Гаметы . Половые клетки цветка, как мужские, так и женские. Гаметы образуются в
пыльники мужской части и завязь женской части цветка.
Голосеменные . Растения, дающие семена без цветов, например хвойные.
Нектар . Сладкая жидкая награда для опылителей, которую производят нектарники.
Нектарники . Ткань у основания цветка (или в другом месте), выделяющая нектар. Некоторые растения, такие
как хлопок, имеют нектарники на листьях или стеблях. Они называются внецветковыми нектарниками и могут
служат для привлечения полезных насекомых. Примером могут служить внецветковые нектарники пионов (цветок), которые
привлекают муравьев, которые, в свою очередь, защищают нераскрывшиеся цветочные бутоны от гусениц.
Яичник . Основание женской части цветка, содержащее семязачатки, которые становятся семенами.
Идеальный цветок . Совершенные цветы содержат как мужские, так и женские части в одном
структура цветка.
Лепестки . Красочные тонкие структуры, окружающие половые части цветка. Не только привлечь
опылителей, но и защищают пестик и тычинку. Также может издавать запах.
Пыльцевые зерна . Порошкообразные частицы, содержащие мужские половые клетки (гаметы). Также
питательный, богатый белком корм для пчел.
Опыление . Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика. пыльца может быть
переносятся ветром или водой, но обычно переносятся насекомыми, птицами или летучими мышами.
Чашелистики . Обычно зеленые листообразные структуры, которые защищают бутон до раскрытия.
Тычинка . Мужская часть цветка состоит из пыльника и нити.
Стигма . Липкая поверхность, на которой пыльца приземляется и прорастает.
Вернуться на главную страницу
DK Природа: Нецветущие растения
- / ПРИРОДА
Cite
- КАК РАСТЕТ ПАПОРОТНИК?
- КАК МХ ЖИВЕТ БЕЗ КОРНЕЙ?
- КЛАССИФИКАЦИЯ НЕЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
- СПОРОВЫЕ
- ХВОЙНЫЕ
- УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Мхи, папоротники и родственные им растения не образуют цветков, а размножаются с помощью СПО. Большинство из них живут в тенистых или влажных местах обитания. ХВОЙНЫЕ – это нецветковые растения, размножающиеся семенами.
КАК РАСТЕТ ПАПОРОТНИК?
Стебель или корневище папоротника прорастает сквозь почву горизонтально. Крошечные скрученные вайи (листья) вырастают из маленьких почек на корневище. Почки раскрываются, а вайя расширяется. Листья некоторых папоротников вырастают до 20 футов (6 м) в длину, но другие достигают всего 1/2 дюйма (13 мм).
КАК МХ ЖИВЕТ БЕЗ КОРНЕЙ?
Большинство мхов растут небольшими группами или подушками. У них нет настоящих корней, а есть короткие тонкие выросты, называемые ризоидами. Корневидные ризоиды прикрепляют мох к почве, камню или коре, но не втягивают воду. Вместо этого листья поглощают влагу из воздуха.
Кончики листьев мхов производят мужские и женские половые клетки. Мужские половые клетки плавают в воде по поверхности растения, чтобы достичь женских клеток и оплодотворить их. В результате оплодотворения образуется спорофит на стебле, или споровая капсула, которая разбрасывает споры в воздух.
CLASSIFICATION OF NON-FLOWERING PLANTS
There are 11 main phyla of non-flowering plants:
Liverworts |
Mosses |
Hornworts |
Whisk ferns |
Club mosses |
Horsetails |
Ferns |
Conifers |
Cycads |
Ginkgo |
Gnetophytes. |
Последние четыре образуют группу, называемую голосеменными – они производят семена вместо спор.
СПОРЫ
Нецветущие растения размножаются, выпуская большое количество крошечных спор. Эти крошечные организмы состоят из одной или нескольких клеток внутри жесткой оболочки.
ПОЧЕМУ ВАЖНО РАССЕЯНИЕ СПОРОВ?
Многие нецветущие растения полагаются на ветер, который уносит свои репродуктивные споры как можно дальше. Это снижает конкуренцию с родительским растением за свет, воду и важные питательные вещества. Если спора попадает во влажное место, она прорастает (прорастает) и превращается в новое растение.
ХВОЙНЫЕ
Деревья и кустарники, семена которых развиваются в одревесневших шишках, называются хвойными. 550 видов включают сосны, ели и кедры. Хвойные образуют густые леса в более холодных северных регионах. Большинство сохраняет свои листья в течение всего года.
КАК ПРОИЗВОДЯТ СЕМЕНА ХВОЙНЫХ?
Хвойные деревья имеют мужские и женские шишки. Мужские шишки выпускают пыльцевые зерна (мужские половые клетки), которые разносятся ветром. Если пыльца попадает на женские шишки, она оплодотворяет женские яйцеклетки. Оплодотворенные яйца развиваются в семена. Через год-два, когда семена созреют, раскрывается женская шишка. Он сбрасывает крылатые семена, которые прорастают везде, где приземляются.
Семена созревают внутри женской шишки, защищенной ее чешуей. В теплых и сухих условиях шишка открывается, чтобы выпустить семена.
ПОЧЕМУ У НЕКОТОРЫХ ХВОЙНЫХ ЛИСТЬЯ ИГОЛЬЧАТЫЕ?
Листья в форме иголок помогают хвойным деревьям выживать в холодном и суровом климате. Листья жесткие и покрыты восковым внешним слоем или кутикулой. Узкая форма, прочность и кутикула помогают листьям выдерживать сильный ветер и экстремальные температуры. Они также уменьшают потерю воды.
ЕСТЬ ЛИ У ДРУГИХ РАСТЕНИЙ ШИШКИ?
Группа растений, называемых саговниками, имеет большие шишки, дающие семена, которые могут достигать более 22 дюймов (55 см) в длину.