Народные приметы связанные с растениями: Народные приметы о цветах — особенности фото описание

Народные приметы связанные с растениями

«Земля — как человек, только вместо волос у нее деревья и травы», так говорится в одной из древнерусских рукописей. С давних пор народ глазами знахарей наблюдал за лечебными свойствами растений. По сей день Иван-чаем, зверобоем, васильками народные лекари излечивают болезни столь эффективно, что этому удивляются дипломированные врачи. Услугами собирателей трав пользовались и цари, и деревенские жители. Царь Алексей Михайлович специально приказал сибирским воеводам разыскивать знахарей, собирать сведения о травах, а сами травы в Москву присылать. Считалось что многие растения предохраняют от порчи.

Без растений — деревьев, кустарников, трав, цветов невозможно представить жизнь человека. А потому с растениями связано множество самых разнообразных примет и поверий. На протяжении долгих веков растения и кормили и врачевали людей. Опытным путем была обнаружена в природе целая аптека и кладовая витаминов. Приметы н поверья, связанные с растениями, условно можно разделить на четыре части: по отношению к природе, к здоровью, к нечистой силе и к привычкам человека. Человечество наделило многие растения магическими функциями давным-давно, еще в доисторические времена. Не существует ни одного народа на планете, который бы не прибегал к помощи растений в борьбе со злыми духами. При этом в качестве оберегов использовались растения с наиболее сильным запахом, или наиболее колючие, или обладающие жгучим вкусом и т.д.

Верба, полынь, репейник, мята, базилик, чеснок, крапива, береза, ольха, осина — десятки растений и деревьев обладают, по мнению народа, качествами оберега. И, надо сказать, нередко под народными наблюдениями есть реальная, научно объяснимая почва. В самом деле, не вчера же открыты все те лечебные травы, которыми мы пользуемся, покупая их в аптеках или самостоятельно собирая летом. В здоровом теле — здоровый дух. Boт травы и помогают нам сохранить здоровый дух, изгоняют «злой дух», болезнь, которая разрушает не только тело, но и психику.

Цветы, в горшках подаренные, расти не будут, если за них не дать символический выкуп.

На мистическом уровне можно принять и такую версию: растение, просто оставленное в чужом доме, считает себя здесь чужим, а если его купили — понимает, что у него новый хозяин появился.

До яблочного Спаса яблоки грешно есть.

Поверье зародилось на мистическом уровне: яблок до Спаса нельзя есть тем, у кого дети умерли, — чтобы им на том свете яблоки достались (имеется в виду духовная субстанция сохраненных на дереве плодов). Но об этом со временем забылось, и остался лишь запрет для всех. Основан он на том, что в деревнях до августа (то есть именно до Спаса) далеко не все яблоки успевают созреть; дети, наевшись зеленых яблок, страдают затем расстройством желудка. Чтобы не было соблазна, им и говорят об этом запрете.

Зацветет зимой комнатный цветок, дотоле летом отцветавший, — к смерти в семье.

Поверье это распространено не только в России, но и во многих других странах. Причем относится оно не только к комнатным растениям, а и к тем, которые не ко времени зацветут во дворе (особенно плодовые деревья). Причину можно искать на символическом уровне: зацвести среди зимы — значит, скоро погибнуть. Есть и более щадящее поверье: не ко времени расцветший цветок — к вестям, которых не ждали.

Не спи возле белены — не проснешься.

Употребление белены или долгое вдыхание запаха ее цветов приводит к галлюцинациям, временному расстройству рассудка и необдуманным поступкам. Говорят: «Дурит, словно белены объелся». Если долго вдыхать ее запах, можно и в самом деле умереть.

Украденные цветы и прочие растения приживаются лучше, чем купленные или подаренные.

Это уж вполне бытовая примета, оставляющая в стороне и этику, и мистику. Украденные приживаются лучше, чем купленные, потому что их быстрее в землю сажают, пока уличить не успели. К тому же у купленного или полученного в подарок растения корни подсохнуть могут, а украденное — только что из земли и снова в землю.

Горох рассыпать — к слезам.

Поверье построено на внешнем сходстве слезы и горошины. Но есть и более легендарное пояснение: когда за прегрешения род людской был наказан голодом, то, чтобы спасти людей, Матерь Божия плакала и слезы ее становились горошинами.

Рябину нельзя рубить, особенно возле дома. Срубил — значит, скоро погибнешь или в доме мертвец будет.

При зубной боли надо взять рябиновый прут, над колоть на четверо и на больной зуб положить. Но ягоды рябины после этого нельзя есть несколько лет.

С рябиной связано много примет и поверий — как из-за красного цвета ягод, похожих на кровь, так и из-за того, что ее плоды используются в домашней медицине. В частности, рябиновый квас — это и слабительное, и противовоспалительное средство, его дают при высокой температуре как жаропонижающее и т.д. Обильный урожай ягод на рябине предвещает долгую холодную зиму. Некоторые исследователи полагают, что таким образом сама природа заботится о пропитании для птиц на зиму. Срубить рябину-кормилицу, особенно возле собственного дома, — значит лишить себя на зиму природного лекарства и оставить без пропитания птиц. Запрет на ягоды после использования рябинового прута — извинение перед деревом за причиненный вред.

Увидишь цветок сирени о пяти лепестках — съешь. Это к счастью, к удаче.

Считается, что счастье так же редко встречается, как и цветок с пятью лепестками. Поэтому, став его полным обладателем (съев), человек закрепляет за собою удачливость. Кстати, можно сравнить это с находкой «курьего божка» — камня с дырочкой посередине — на морском побережье. Нашедший считается удачливым и должен загадать желание, которое обязательно исполнится.

Если снег растаял и на этом месте плесень появилась — к грибам.

Речь идет не просто об урожае на грибы, а об изобилии грибов именно на этом, примеченном месте. Плесень, появившаяся из-под снега, свидетельствует о грибнице (она же — мицелий), — тончайших разветвленных и переплетенных нитях образующих вегетативное тело грибов.

Кто вербу своими руками у дома посадит, тот себе заступ готовит.

Имеется в виду, что этот человек умрет тогда, когда из посаженной им вербы можно будет вытесать лопату. В отличие от молодой вербы, символизирующей здоровье и плодородие, старая верба считалась проклятой, потому что ни плодов, ни тени не дает. Одно из пояснений может крыться в забытой уже легенде о гвоздях, которыми распяли Иисуса: они были не железными, а сделанными из вербы.

Большой урожай рябины — к долгой и морозной зиме.

Рябина в лесу урожайная — к дождливой осени, если нет — к сухой.

Примета проверена временем и фиксирует регулирующие функции природы. Как уже говорилось, перед затяжной морозной зимой рябина плодоносит больше обычного, потому что без ее ягод птицы не смогут дожить до весны. Вопрос в том, как природа выдерживает эту закономерность.

Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.

От молнии оберегает всякое высокое дерево, поскольку оно служит естественным громоотводом (молние улавливателем). Именно поэтому в поле во время грозы нельзя прятаться от дождя под дерево: будучи единственным возвышающимся объектом, оно в первую очередь станет жертвой молнии. Что касается особенности березы отпугивать зло, это связано с ее белым цветом и с преданиями. Некогда березка укрыла от непогоды Богородицу и Иисуса, а в другой раз спрятала в своих ветвях от нечистой силы Святую Пятницу. Одно из объяснений может крыться и в предании, что на Троицу в березовые ветви вселяются души умерших родственников, которые продолжают помогать оставшимся в живых. Вообще береза — самое любимое славянами дерево. Оно включалось и в разнообразные магические обряды дохристианских времен. Кора березы служила «бумагой»: свитки из березовой коры сохранились в новгородских и других землях вплоть до 20 века, свидетельствуя о грамотности древних русичей (еще до принятия христианства).

Если больного на Максима березовым соком напоить, то он выздоровеет.

День Максима и Ясона (Иассона) — 28 апреля старого стиля — И мая нового. В этот день обычно начинают собирать березовый сок. Наиболее целебным считается сок из верхней части ствола. Добывание сока обставлялось магическими обрядами и строго регулировалось, чтобы не повредить дереву. Смысл приметы в том, что именно в этот день — «на Максима» — березовый сок обладает наибольшими целебными свойствами.

Если с бузинным посохом в путь отправиться, то не страшны будут ни злые люди, ни дикие звери.

Такое отношение к бузине зафиксировано исследователями не только в России, но и в Англии, Германии, Шотландии и других странах. Это основано на ее целебных свойствах и благотворном запахе. Настоем из цветков бузины излечивают лихорадку. Ветку бузины с собою носят от сглаза. Естественно, что эти особенности перенесены и на посох, который может к тому же физически защитить путника. Вспомним, что Пушкин отправлялся в далекие одинокие прогулки по окрестности Михайловского, тогда еще богатым лесами, всегда с посохом — возможно, как раз бузинным, ибо хорошо знал народные приметы.

Грибы на стене растут — к богатству.

Речь идет, конечно, о внешней, а не внутренней стене дома. Смысл поверья порядком подзабыт, и теперь уж мало кто может выявить истинное его происхождение. Многие говорят, что в основе — количество: мол, богатства будет — как грибов. Или что оно само появится, как появляются грибы. На самом же деле забытый смысл состоит в том, что гриб был одним из фаллических символов (не случайно до сих пор грибы делят на «мужские» и «женские»). Именно поэтому толкователи снов по сей день трактуют гриб как жениха или как беременность, то есть в любом случае — «прибыль».

Вековую ель рубить нельзя — к неприятностям.

В народе считается, что старая, вековая ель — это жилище лешего. Если ее срубить, то леший начнет мстить всеми ему доступными способами, вплоть до поджога. И уж точно станет сбивать с дороги в лесу, где он хозяин.

Мужчина, пристрастившийся к конопле, может остаться бездетным.

Ранее это было просто приметой, основанной на опыте, на наблюдениях. Теперь же, зная о наркотических свойствах конопли и о ее воздействии на организм, можно убедиться в верности давнего народного наблюдения: действительно, употребление конопли (имеется в виду очень частое) снижает некоторые функции мужского организма.

Если травой колюкой окурить ружье, то оно становится метким.

Конечно, само по себе ружье, без охотника, не может быть метким или не метким. Поэтому резонно предположить, что речь идет о воздействии дыма колюки не на ружье, а на зрение охотника.

Хочешь, чтоб лён хороший уродился сей его обнажённым.

Поверье родилось еще в дохристианские времена, когда природа одухотворялась и обожествлялась; славяне считали, что любое растение так же мыслит и чувствует, как и человек. Обнажаясь, хотели обмануть лен — чтобы он подумал: надо мне уродить, а то человеку и надеть-то на себя нечего! Ведь лен служил основной тканью для одежды: из грубого льняного полотна изготовлялась вся повседневная одежда русских крестьян, из тонко выделанного и украшенного — праздничная.

Засохла липа в саду — к худу.

Объяснение здесь такое же, как и в случае с рябиной и другими растениями, являющимися природной аптекой. Липа излечивает от простуды и других болезней, обеспечивает медосбор, в старину она же и обувала (лапти из липового лыка), и служила сырьем для деревянных поделок. То есть лишиться липы в своем саду — действительно, к худу.

Если во время падежа на шею животному привязать луковицу, оно не заразится.

Вполне логичное и верное наблюдение, поскольку лук (как и чеснок) обладает лечебными свойствами. Это закреплялось в сознании народа такой, например, пословицей: кто ест лук, того Бог избавит от мук. Сохранилась и рекомендация: есть сырой лук с хлебом, солью и квасом — быть здоровым и ликом светлым. Стоит в то же время предостеречь от чрезмерного количества и излишней частоты в употреблении лука и чеснока: во всем нужна мера, и перебор с этими лечебными продуктами тоже вреден.

Кто любит миндаль, тот и жену любит.

Это наблюдение можно отнести к любым орехам (в том числе и к лесным, и к грецким). Все они рекомендуются в пищу мужчинам, поскольку положительно действуют на половую функцию организма. Рецептов, как древних, так и современных, существует великое множество. К тому же орехи хорошо насыщают, и вегетарианцы с успехом заменяют ими (а также фасолью) мясо.

Найти одолень-траву и с собой носить — талант и добро обрести.

Одолень-трава — народное название кувшинки. Особыми свойствами ее наделили за то, что она применялась в медицине, служа противоядием и средством от зубной боли. Со временем ей, уже на основе названия, приписали свойство одолевать не только боль, но и злых людей, колдунов, всяческие несчастья. Для того чтобы уберечь новобрачных от порчи, им в карманы кладут кусочки коры ольхи. Магическим оберегом ольха стала из-за красного цвета коры, который ассоциируется с кровью. Как все яркое, красная кора привлекает взгляд и, соответственно, оберегает от сглаза. Даже если кора спрятана в карман, у человека есть уверенность, что его не сглазят. Считается, что купание в реке, омывающей корни ольхи, предохраняет от болезней, а ветки ее, воткнутые по краям поля, защищают от града.

Кто носит с собою орех-двойчатку, богатым будет.

В основе поверья — количественный принцип и уверенность в том, что пустой орех — к голоду, а полный — к достатку. Тем более — орех-двойчатка.

От вампира можно избавиться, либо проткнув ему грудь осиновым колом, либо путем сожжения его на осиновом костре.

Корни поверья кроются в отношении к осине как к дереву, на котором повесился Иуда. Считается, что коль это дерево справилось с предавшим Иисуса, то с упырём оно уж точно справится. Упыря, вселившегося в человека, винили в самоубийстве этого несчастного. С течением времени варварский обычай расправы с «вампиром» видоизменили — стали класть в гроб погибшего неестественной смертью осиновый крестик или водружать крест из осины на могиле. Из этого же ряда примета, Что убитую змею надо повесить на осине, не то она оживет и укусит. Не исключено, что основа соединения в сознании Осины и змеи такова: кора осины использовалась как противоядие при укусе змей; заговорив кору, ее прикладывали к месту укуса. Костер из осиновых дров считается наиболее действенным средством борьбы с нечистой силой, отсюда и пословица: чтоб он на осиновом дереве сгорел!

Излечить больного от лихорадки можно, спрятав в осиновом пне его волосы и ногти.

Чтобы ребенок перерос свою болезнь, его волосы и ногти надо спрятать в ствол осины на уровне роста ребенка. Когда осина подрастет, она и болезнь унесет.

Если больной человек посидит на свежем осиновом пне, то пень заберет его болезнь.

При бессоннице ребенка надо положить ему в колыбель веточку осины.

В основе этих и многих других поверий лежит отношение к осине как к оберегу. В то же время ее запрещалось сажать возле дома, топить печь ее дровами без нужды (хотя замечено, что дым этих дров уничтожает сажу в печи) и применять в строительстве.

Петунья-трава от хмельного питья бережет.

Действительно, это растение, часто встречающееся в садах, обладает свойством нейтрализовать действие алкоголя. Рецепт прост: перед употреблением спиртного смешать ложку оливкового масла с двумя ложками истолченной петуньи и принять это внутрь. Если положить разрыв-траву к замку, он тут же откроется или на части разлетится.

Разрыв-трава ломает и железо, и сталь, и золото, и серебро. Если бросить ее в кузницу, то кузнец работать не сможет.

Эти и многие другие поверья, связанные с легендарной разрыв-травой, пока не имеют под собою четких оснований. Считается, что листья этой загадочной травы имеют форму крестиков, цветок ее словно огнем полыхает. Как и папоротник, распускается разрыв-трава только в ночь на Ивана Купалу. Цветет очень недолго — за это время возможно лишь прочитать «Отче наш», «Богородицу» и «Верую». Предание гласит, что эту волшебную траву мало кто видел и мало кому известно, где она растет. Более того, и добыча ее сопряжена со смертельной опасностью. Говорят, что обычная трава, брошенная в реку, плывет по течению, а разрыв-трава — против течения. Так ее и узнают. Поверья о разрыв-траве существуют не только у славян, а и у других народов, что может свидетельствовать или о том, что она и в самом деле существует в природе, или о всеобщей мечте о ней. Некоторые качества разрыв-травы находят в цикории.

Если к хвосту курицы пристала соломинка — к покойнику.

Эта примета — скорее следствие, чем предвестник. С мистической точки зрения она может быть основана на том, что курица, несущая яйца, символизирует продолжение жизни, а солома — нечто отжившее, умершее. Но если исходить из обычая выбрасывать в отдаленные места солому, на которой обмывали покойника, и куриной привычки везде шастать и все разгребать, то реальная причина связи между этой соломинкой и покойником станет ясна.

Кто сон-траву съест, тот всю зиму проспит и будущее предсказывать сможет.

Трав, обладающих ярко выраженным снотворным воздействием, немало. К ним относятся: дурман, горицвет, atropa belladonna, Pulsatilla patens, viscaria vulgaris, известные в народе сон-дрёма, пёсьи вишни, синий анемон, сончик, самсончики и пр. Что касается ее особенностей наделять пророческим даром, то речь надо вести о легком наркотическом состоянии, в которое впадает человек. А, как известно, некоторые сны бывают вещими.

Хранить в доме сушеный трилистник — к благополучию.

Думается, что хранить в доме любую сушеную траву, которая используется в народной медицине, будь то зверобой, тысячелистник, мята или ромашка,— к благополучию, если под таковым для начала разуметь здоровье.

Если редьку или редиску резать ножом не сверху, а от корня, то отрыжки не будет.

Действительно, так устроены волокна этого растения. Кстати, на этой особенности построены народные розыгрыши с применением другого растения: если горький перец разрезать поперек, то горечь его очевидна, но если тот же плод разрезать вдоль, то его можно спокойно есть, вместо горечи ощущая сладость.

Если сварить репу, а оставшейся водой омыть чирьи, то они вскоре исчезнут.

Наблюдение, основанное на опыте народной медицины. Это сродство вошло в некоторые травники. Вероятно, в отваре репы содержатся вещества, помогающие заживлению.

Просыпать нечаянно рожь — к удаче.

Поверье основано на том же принципе, что и осыпание зерном молодоженов: зерно — символ плодородия и жизни.

Кто при себе сухой хмель носит, тот от перчи спасается.

Хмель стоит в ряду природных оберегов в силу того, что используется и в медицине, и при изготовлении пищевых продуктов (например, пива). Следовательно, с ним связано представление о веселье и здоровье.

Если в доме ругаются, то цветы гибнут.

Давнее и, безусловно, верное наблюдение. Многие обращали внимание на то, что в иных домах цветы растут пышно, а в иных не приживаются. Дело может быть как в ссорах, так и в характере, в биополе хозяина. Некоторые виды цветов реагируют даже на резкие звуки. Ныне доказано, что цветы реагируют и на неблагоприятные места в квартире. Поэтому рекомендуется хорошо растущий цветок поставить на месяц возле кровати или письменного стола и проследить за его состоянием. Если при том же уходе и количестве света он начинает чахнуть, значит вы большую часть времени проводите в неблагоприятной зоне и есть смысл об этом задуматься.

Завяли цветы в доме — к обнове.

Вполне естественно, поскольку придется покупать или разводить новые. Примета направлена на утешение, что не так уж часто встречается, к сожалению, в поверьях и приметах нашего народа.

Кто ест с пищей чернобыльник, тот может не бояться ни колдунов, ни змеиных укусов.

Если чернобыльник повесить в доме, то нечистая сила там не появится.

Кто перед днем Ивана Купала надевает венок из чернобыльника на голову, того головная и глазная боль минует.

Чернобыльник (он же — чернобыл, он же — будыльник, artemisia vulgaris) — вид крупной полыни. Корень ее дают при падучей болезни. Как и многие растения с острым запахом, трава эта служит оберегом: либо отпугивает, либо вызывает доминирующее внимание, не оставляя у завистника сил на сглаз.

Если взять с собой чертополох в дорогу, он убережет от искушений.

Отваром стеблей чертополоха хорошо растирать бока и спину при простуде.

Чертополох защищает дом от ведьм, а людей — от порчи.

Чертополох, известный также под названиями: мурат, осот, волчец, репец (виды cirsium и carduus),— колючая сорная трава. Отпугивающие свойства приписываются ей из-за колючек. Считается, что все колющее (иголки, булавки), направленное острием на злого человека, лишает его способности наводить порчу, поскольку взгляд натыкается на острое. Значительную роль здесь играет, как и во многих сходных случаях, эффект самовнушения: когда человек знает, что его оберегает какой-либо амулет (например, залитый воском чертополох в ладанке), он более спокоен, и, соответственно, менее подвержен отрицательным эмоциям. Название свое трава получила из-за уверенности людей в том, что именно ею лучше всего чертей гонять. Почтительное отношение к чертополоху как к оберегу зафиксировано не только у славян, а и у других европейских народов.

Кто ест чеснок, того даже нечистая сила боится.

Если толченый вареный чеснок приложить к нарывам, то они вскоре пройдут.

При укусе змеи надо это место мазать чесноком, прожаренным в деревянном масле.

Кто ест хлеб с чесноком, не заболеет.

Ешь натощак печеный чеснок — голос звонким будет.

Если лихорадка настигла, надо водку на чесноке настоять и пить понемногу после приступов.

Примет и поверий, связанных с чесноком, очень много. Одинаково почитаемо это растение и славянами, и египтянами, и англичанами, и немцами, и турками, и греками, и многими другими народами. Причина в том, что чеснок — природная аптека, кладовая витаминов. В наше время столь же часто, как в старину, чеснок применяется в борьбе с простудой. Что касается способности чеснока отпугивать нечистую силу, предохранять от сглаза и порчи, то способность эта приписывается ему благодаря стойкому резкому запаху, который отвлекает «глазливых» людей и саму нечисть. То, что с древних времен к чесноку относились как к драгоценному продукту, закрепило и его мистический культ. Тем не менее: во всём надо знать меру. И лучше использовать чеснок не как повседневную еду, а лишь при необходимости — в качестве профилактического и лечебного средства при эпидемии гриппа, например.

Приметы, связанные с растениями

19.02.2019

Цветы, в горшках подаренные, расти не будут, если за них не дать символический выкуп. – О причине хотя бы символической оплаты подарка, особенно живого (кошка ли это, птица или растение), мы уже говорили: за подарок должен быть отдарок; поскольку об отдарке за недорогую вещь можно и забыть, так лучше сразу её «выкупить». На мистическом уровне можно принять и такую версию: растение, просто оставленное в чужом доме, считает себя здесь чужим, а если его купили – понимает, что у него новый хозяин появился.

До яблочного Спаса яблоки грешно есть. – Поверье зародилось на мистическом уровне: яблок до Спаса нельзя есть тем, у кого дети умерли, – чтобы им на том свете яблоки достались (имеется в виду духовная субстанция сохранённых на дереве плодов). Но об этом со временем забылось, и остался лишь запрет для всех. Основан он на том, что в деревнях до августа (то есть именно до Спаса) далеко не все яблоки успевают созреть; дети, наевшись зелёных яблок, страдают затем расстройством желудка. Чтобы не было соблазна, им и говорят об этом запрете.

Зацветёт зимой комнатный цветок, дотоле летом расцветавший, – к смерти в семье. – Поверье это распространено не только в России, но и во многих других странах. Причём относится оно не только к комнатным растениям, а и к тем, которые не ко времени зацветут во дворе (особенно плодовые деревья). Причину можно искать на символическом уровне: зацвести среди зимы – скоро погибнуть. Есть и более щадящее поверье: не ко времени расцветший цветок – к вестям, которых не ждали.

Не спи возле белены – не проснёшься. – Употребление белены или долгое вдыхание запаха её цветов приводит к галлюцинациям, временному расстройству рассудка и необдуманным поступкам. Говорят: «Дурит, словно белены объелся». Если долго вдыхать её запах, можно и в самом деле умереть.

Украденные цветы и прочие растения приживаются лучше, чем купленные или подаренные. – Это уж вполне бытовая примета, оставляющая в стороне и этику, и мистику. Украденные приживаются лучше, чем купленные, потому что их быстрее в землю сажают, пока уличить не успели. К тому же у купленного или полученного в подарок растения корни подсохнуть могут, а украденное – только что из земли и снова в землю.

Горох рассыпать – к слезам. – Поверье построено на внешнем сходстве слезы и горошины. Но есть и более легендарное пояснение, когда за прегрешения род людской был наказан голодом, то, чтобы спасти людей, Матерь Божия плакала и слезы её становились горошинами.

Горох сей только тогда, когда накануне ночь была звёздная. – Очень простая взаимосвязь: желание, чтобы гороха было столько, сколько звёзд на небе.

Чужую беду на бобах разведу, а к своей ума не приложу. – Имеется в виду распространённое гадание на бобах, которым приписывают мистические, сверхъестественные свойства. На бобах не просто гадают, а стремятся предотвратить беду, развести её «в разные стороны», уничтожить.

Рябину нельзя рубить, особенно возле дома. Срубил – значит, скоро погибнешь или в доме мертвец будет. При зубной боли надо взять рябиновый прут, надколоть начетверо и на больной зуб положить. Но ягоды рябины после этого нельзя есть несколько лет. – С рябиной связано много примет и поверий – как из-за красного цвета ягод, похожих на кровь, так и из-за того, что её плоды используются в домашней медицине. В частности, рябиновый квас – это и слабительное, и противовоспалительное средство, его дают при высокой температуре как жаропонижающее и т.д. Обильный урожай ягод на рябине предвещает долгую холодную зиму. Некоторые исследователи полагают, что таким образом сама природа заботится о пропитании для птиц на зиму. Срубить рябину-кормилицу, особенно возле собственного дома, – лишить себя на зиму природного лекарства и оставить без пропитания птиц. Запрет на ягоды после использования рябинового прута – «извинение» перед деревом за причинённый вред.

Увидишь цветок сирени о пяти лепестках – съешь. Это к счастью, к удаче. – Считается, что счастье так же редко встречается, как и цветок с пятью лепестками. Поэтому, став его полным обладателем (съев), человек закрепляет за собою удачливость. Кстати, можно сравнить это с находкой «курьего божка» – камня с дырочкой посередине – на морском побережье. Нашедший считается удачливым и должен загадать желание, которое обязательно исполнится. Автор этих строк в течение одного дня, на зависть отдыхающим в Коктебеле, случайно обнаружил два десятка таких камней с дырочками. Но загаданное желание – купить билет на московский поезд – исполнилось только через два дня.

Если снег растаял и на этом месте плесень появилась – к грибам. – Речь идёт не просто об урожае на грибы, а об изобилии грибов именно на этом, примеченном месте. Плесень, появившаяся из-под снега, свидетельствует о грибнице (она же – мицелий) – тончайших разветвлённых и переплетённых нитях, образующих вегетативное тело грибов.

Сад поздно зацветает – к смерти хозяина. – Объяснение то же, что и по поводу зимнего или несвоевременного цветения растений: несвоевременный расцвет грозит гибелью – и это символически переносится на хозяина. Явный перебор с подобными приметами в коллективном сознании народа – свидетельство его нелёгкой жизни на протяжении многих веков.

Кто вербу своими руками у дома посадит, тот себе заступ готовит. – Имеется в виду, что этот человек умрёт тогда, когда из посаженной им вербы можно будет вытесать лопату. Поверье относится к числу щадящих: верба растёт долго, и к тому времени действительно можно умереть от старости. В отличие от молодой вербы, символизирующей здоровье и плодородие, старая верба повсеместно считалась «проклятой», потому что ни плодов, ни тени она не даёт. Пословица «влюбился, как черт в старую вербу» подтверждает негативное отношение. Такое дерево, особенно дуплистое, слыло прибежищем нечистой силы. Одно из пояснений может крыться в забытой уже легенде о гвоздях, которыми распяли Иисуса: они были не железными, а сделанными из вербы.

Большой урожай рябины – к долгой и морозной зиме. Рябина в лесу урожайная – к дождливой осени, если нет – к сухой. – Примета проверена временем и фиксирует регулирующие функции природы. Как уже говорилось, перед затяжной морозной зимой рябина плодоносит больше обычного, потому что без её ягод птицы не смогут дожить до весны. Вопрос в том, как природа выдерживает эту закономерность. Но сама по себе примета верна, как и вторая из приведённых здесь.

Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает. – От молнии оберегает всякое высокое дерево, поскольку оно служит естественным громоотводом (молниеулавливателем). Именно поэтому в поле во время грозы нельзя прятаться от дождя под дерево: будучи единственным возвышающимся объектом, оно в первую очередь станет жертвой молнии. Что касается особенности берёзы отпугивать зло, это связано с её белым цветом и с преданиями. Некогда берёзка укрыла от непогоды Богородицу и Иисуса, а в другой раз спрятала в своих ветвях от нечистой силы Святую Пятницу, – потому и пользуется покровительством всех троих. Одно из объяснений может крыться и в предании, что на Троицу в берёзовые ветви вселяются души умерших родственников, которые продолжают помогать оставшимся в живых. Вообще берёза – самое любимое славянами дерево. Оно включалось и в разнообразные магические обряды дохристианских времён. Кора берёзы служила «бумагой»: свитки из берёзовой коры сохранились в новгородских и других землях вплоть до XX века, свидетельствуя о грамотности древних русичей (ещё до принятия христианства).

Если больного на Максима берёзовым соком напоить, то он выздоровеет. – День Максима и Ясона (Иассона) – 28 апреля старого стиля – 11 мая нового. В этот день обычно начинают собирать берёзовый сок. Наиболее целебным считается сок из верхней части ствола. Добывание сока обставлялось магическими обрядами и строго регулировалось, чтобы не повредить дереву. Смысл приметы в том, что именно в этот день – «на Максима» – берёзовый сок обладает наибольшими целебными свойствами.

Если с бузинным посохом в путь отправиться, то не страшны будут ни злые люди, ни дикие звери. – Такое отношение к бузине зафиксировано исследователями не только в России, но и в Англии, Германии, Шотландии и других странах. Это основано на её целебных свойствах и благотворном запахе. Настоем из цветков бузины излечивают лихорадку. Ветку бузины с собою носят от сглаза. Естественно, что эти особенности перенесены и на посох, который может к тому же физически защитить путника. Вспомним, что Пушкин отправлялся в далёкие одинокие прогулки по окрестности Михайловского, тогда ещё богатым лесами, всегда с посохом – возможно, как раз бузинным, ибо хорошо знал народные приметы.

Грибы на стене растут – к богатству. – Речь идёт, конечно, о внешней, а не внутренней стене дома. Смысл поверья порядком подзабыт, и теперь уж мало кто может выявить истинное его происхождение. Многие говорят, что в основе – количество: мол, богатства будет – как грибов. Или что оно само появится, как появляются грибы. На самом же деле забытый смысл состоит в том, что гриб был одним из фаллических символов (не случайно до сих пор грибы делят на «мужские» и «женские»). Именно поэтому толкователи снов по сей день трактуют гриб как жениха или как беременность, т. е. в любом случае – «прибыль». На поверхности лежащее объяснение – в пословице: «Коли грибовно – так и хлебовно». То есть обилие грибов связывается и с урожаем зерновых. Ну а если даже на стене дома грибы появились – точно быть богатству (хлебу).

Вековую ель рубить нельзя – к неприятностям. – В народе считается, что старая, вековая ель – это жилище лешего. Если её срубить, то леший начнёт мстить всеми ему доступными способами, вплоть до поджога. И уж точно станет сбивать с дороги в лесу, где он хозяин.

Мужчина, пристрастившийся к конопле, может остаться бездетным. – Ранее это было просто приметой, основанной на опыте, на наблюдениях. Теперь же, зная о наркотических свойствах конопли и о её воздействии на организм, можно убедиться в верности давнего народного наблюдения: действительно, употребление конопли (имеется в виду очень частое) снижает потенцию.

Если травой колюкой окурить ружье, то оно становится метким. – Конечно, само по себе ружье, без охотника, не может быть метким или неметким. Поэтому резонно предположить, что речь идёт о воздействии дыма колюки не на ружье, а на зрение охотника.

Хочешь, чтоб лен хороший уродился, – сей его обнажённым. – Поверье родилось ещё в дохристианские времена, когда природа одухотворялась и обожествлялась; славяне считали, что любое растение так же мыслит и чувствует, как и человек. Обнажаясь, хотели обмануть лен – чтобы он подумал: надо мне уродить, а то человеку и надеть-то на себя нечего! Ведь лен служил основной тканью для одежды: из грубого льняного полотна изготовлялась вся повседневная одежда русских крестьян, из тонко выделанного и украшенного – праздничная.

Засохла липа в саду – к худу. – Объяснение здесь такое же, как и в случае с рябиной и другими растениями, являющимися природной аптекой. Липа излечивает от простуды и других болезней, обеспечивает медосбор, в старину она же и обувала (лапти из липового лыка), и служила сырьём для деревянных поделок. Лишиться липы в своём саду – действительно, к худу.

Если во время падежа на шею животному привязать луковицу, оно не заразится. – Вполне логичное и верное наблюдение, поскольку лук (как и чеснок) обладает лечебными свойствами. Это закреплялось в сознании народа такой, например, пословицей: кто ест лук, того Бог избавит от мук. Сохранилась и рекомендация: есть сырой лук с хлебом, солью и квасом – быть здоровым и ликом светлым. Стоит в то же время предостеречь от чрезмерного количества и излишней частоты в употреблении лука и чеснока: во всем нужна мера, и перебор с этими лечебными продуктами тоже вреден.

Кто любит миндаль, тот и жену любит. – Это наблюдение можно отнести к любым орехам (в том числе и к лесным, и к грецким). Все они рекомендуются в пищу мужчинам, т. к. положительно действуют на половую функцию организма. Рецептов, как древних, так и современных, существует великое множество. К тому же орехи хорошо насыщают, и вегетарианцы с успехом заменяют ими (а также фасолью) мясо.

Найти одолень-траву и с собой носить – талант и добро обрести. – Одолень-трава – народное название кувшинки. Особыми свойствами её наделили за то, что она применялась в медицине, служа противоядием и средством от зубной боли. Со временем ей, уже на основе названия, приписали свойство одолевать не только боль, но и злых людей, колдунов, всяческие несчастья.

Для того чтобы уберечь новобрачных от порчи, им в карманы кладут кусочки коры ольхи. – Магическим оберегом ольха стала из-за красного цвета коры, который ассоциируется с кровью. Как все яркое, красная кора привлекает взгляд и, соответственно, оберегает от сглаза. Даже если кора спрятана в карман, у человека есть уверенность, что его не сглазят. Считается, что купание в реке, омывающей корни ольхи, предохраняет от болезней, а ветки её, воткнутые по краям поля, защищают от града.

Кто носит с собою орех-двойчатку, богатым будет. – В основе поверья – количественный принцип и уверенность в том, что пустой орех – к голоду, а полный – к достатку. Тем более – орех-двойчатка.

От вампира можно избавиться, либо проткнув ему грудь осиновым колом, либо путём сожжения его на осиновом костре. – Корни поверья кроются в отношении к осине как к дереву, на котором повесился Иуда. Считается, что коль это дерево справилось с предавшим Иисуса, то с упырём оно уж точно справится. Упыря, вселившегося в человека, винили в самоубийстве этого несчастного. С течением времени варварский обычай расправы с «вампиром» видоизменился: стали класть в гроб погибшего неестественной смертью осиновый крестик или водружать крест из осины на могиле. Из этого же ряда – примета, что убитую змею надо повесить на осине, не то она оживёт и укусит. Не исключено, что основа соединения в сознании осины и змеи такова: кора осины использовалась как противоядие при укусе змей; заговорив кору, её прикладывали к месту укуса. Костер из осиновых дров считается наиболее действенным средством борьбы с нечистой силой, отсюда и пословица: чтоб он на осиновом дереве сгорел!

Излечить больного от лихорадки можно, спрятав в осиновом пне его волосы и ногти. Чтобы ребёнок перерос свою болезнь, его волосы и ногти надо спрятать в ствол осины на уровне роста ребёнка. Когда осина подрастёт, она и болезнь унесёт. Если больной человек посидит на свежем осиновом пне, то пень заберёт его болезнь. При бессоннице ребёнка надо положить ему в колыбель веточку осины. – В основе этих и многих других поверий лежит отношение к осине как к оберегу. В то же время её запрещалось сажать возле дома, топить печь её дровами без нужды (хотя замечено, что дым этих дров уничтожает сажу в печи) и применять в строительстве.

Петунья-трава от хмельного питья бережёт. – Действительно, это растение, часто встречающееся в садах, обладает свойством нейтрализовать действие алкоголя. Рецепт прост: перед употреблением спиртного смешать ложку оливкового масла с двумя ложками истолчённой петуньи и принять это внутрь.

Если приложить разрыв-траву к замку, он тут же откроется или на части разлетится. Разрыв-трава ломает и железо, и сталь, и золото, и серебро. Если бросить её в кузницу, то кузнец работать не сможет. – Эти и многие другие поверья, связанные с легендарной разрыв-травой, пока не имеют под собою чётких оснований. Считается, что листья этой загадочной травы имеют форму крестиков, цветок её словно огнём полыхает. Как и папоротник, распускается разрыв-трава только в ночь на Ивана Купалу. Цветёт очень недолго – за это время возможно лишь прочитать «Отче наш», «Богородицу» и «Верую». Предание гласит, что эту волшебную траву мало кто видел и мало кому известно, где она растёт. Более того, и добыча её сопряжена со смертельной опасностью. Говорят, что обычная трава, брошенная в реку, плывёт по течению, а разрыв-трава – против течения. Так её и узнают. Поверья о разрыв-траве существуют не только у славян, а и у других народов, что может свидетельствовать или о том, что она и в самом деле существует в природе, или о всеобщей мечте о ней. Некоторые качества разрыв-травы находят в цикории. В.И. Даль пишет, что близкими к ней являются растения прыгун, розопас, нетронь-меня, saxifraga, impatiens.

Если к хвосту курицы пристала соломинка – к покойнику. – Эта примета – скорее следствие, чем предвестник. С мистической точки зрения она может быть основана на том, что курица, несущая яйца, символизирует продолжение жизни, а солома – нечто отжившее, умершее. Но если исходить из обычая выбрасывать в отдалённые места солому, на которой обмывали покойника, и куриной привычки везде шастать и все разгребать, то реальная причина связи между этой соломинкой и покойником станет ясна.

Кто сон-траву съест, тот всю зиму проспит и будущее предсказывать сможет. – Трав, обладающих ярко выраженным снотворным воздействием, немало. К ним относятся: дурман, горицвет, atropa belladonna, pulsatilla patens, viscaria vulgaris, известные в народе сон-дрёма, пёсьи вишни, синий анемон, сонник, самсончики и пр. Другими словами, сон-трава – собирательное название. Что касается её особенностей наделять пророческим даром, то речь надо вести о лёгком наркотическом состоянии, в которое впадает человек. А, как известно, некоторые сны бывают вещими.

Хранить в доме сушёный трилистник – к благополучию. – Думается, что хранить в доме любую сушёную траву, которая используется в народной медицине, будь то зверобой, тысячелистник, мята или ромашка, – к благополучию, если под таковым для начала разуметь здоровье.

Если редьку или редиску резать ножом не сверху, а от корня, то отрыжки не будет. – Действительно, так устроены волокна этого растения. Кстати, на этой особенности построены народные розыгрыши с применением другого растения: если горький перец разрезать поперёк, то горечь его очевидна, но если тот же плод разрезать вдоль, то его можно спокойно есть, вместо горечи ощущая сладость.

Если сварить репу, а оставшейся водой омыть чирьи, то они вскоре исчезнут. – Наблюдение, основанное на опыте народной медицины. Это средство вошло в некоторые, травники. Вероятно, в отваре репы содержатся вещества, помогающие заживлению.

Просыпать нечаянно рожь – к удаче. – Поверье основано на том же принципе, что и осыпание зерном молодожёнов: зерно – символ плодородия и жизни.

Улика-трава мужа к жене возвращает, а жену – к мужу. – Не исключено, что эта трава и впрямь обладает такой особенностью, но реальных подтверждений автору не довелось встретить. Сохранился заговор, который надо произносить, готовя из улики-травы питье для того, кто разлюбил: «Как ты, трава, приклонила главу свою к земле, так бы и он (она) приклонил главу свою ко мне и был со мною сердцем и душою до гробовой доски!» Травники сообщают, что трава эта – красно-вишнёвого цвета, цветки жёлтые, листья лапками.

Кто при себе сухой хмель носит, тот от порчи спасается. – Хмель стоит в ряду природных оберегов в силу того, что используется и в медицине, и при изготовлении пищевых продуктов (например, пива). Следовательно, с ним связано представление о веселье и здоровье.

Если в доме ругаются, то цветы гибнут. – Давнее и, безусловно, верное наблюдение. Многие обращали внимание на то, что в иных домах цветы растут пышно, а в иных не приживаются. Дело может быть как в ссорах, так и в характере, в биополе хозяина. Некоторые виды цветов реагируют даже на резкие звуки. Ныне доказано, что цветы реагируют и на неблагоприятные места в квартире. Поэтому рекомендуется хорошо растущий цветок поставить на месяц возле кровати или письменного стола и проследить за его состоянием. Если при том же уходе и количестве света он начинает чахнуть, значит вы большую часть времени проводите в неблагоприятной зоне и есть смысл об этом задуматься.

Завяли цветы в доме – к обнове. – Вполне естественно, поскольку придётся покупать или разводить новые. Примета направлена на утешение, что не так уж часто встречается, к сожалению, в поверьях и приметах нашего народа.

Кто ест с пищей чернобыльник, тот может не бояться ни колдунов, ни змеиных укусов. Если чернобыльник повесить в доме, то нечистая сила там не появится. Кто перед днём Ивана Купала надевает венок из чернобыльника на голову, того головная и глазная боль минует. – Чернобыльник (он же – чернобыл, он же – будыльник, artemisia vulgaris) – вид крупной полыни. Корень её дают при падучей болезни. Как и многие растения с острым запахом, трава эта служит оберегом: либо отпугивает, либо вызывает доминирующее внимание, не оставляя у завистника сил на сглаз.

Если взять с собой чертополох в дорогу, он убережёт от искушений. Отваром стеблей чертополоха хорошо растирать бока и спину при простуде. Чертополох защищает дом от ведьм, а людей – от порчи. – Чертополох, известный также под названиями: мурат, осот, волчец, репец (виды cirsium и carduus), – колючая сорная трава. Отпугивающие свойства приписываются ей из-за колючек. Считается, что все колющее (иголки, булавки), направленное остриём на злого человека, лишает его способности наводить порчу, поскольку взгляд натыкается на острое. Значительную роль здесь играет, как и во многих сходных случаях, эффект самовнушения: когда человек знает, что его оберегает какой-либо амулет (например, залитый воском чертополох в ладанке), он более спокоен, и, соответственно, менее подвержен отрицательным эмоциям. Название своё трава получила из-за уверенности людей в том, что именно ею лучше всего чертей гонять. Почтительное отношение к чертополоху как к оберегу зафиксировано не только у славян, а и у других европейских народов.

Кто ест чеснок, того даже нечистая сила боится. Если толчёный варёный чеснок приложить к нарывам, то они вскоре пройдут. При укусе змеи надо это место мазать чесноком, прожаренным в деревянном масле. Кто ест хлеб с чесноком, не заболеет. Ешь натощак печёный чеснок – голос звонким будет. Если лихорадка настигла, надо водку на чесноке настоять и пить понемногу после приступов. – Примет и поверий, связанных с чесноком, очень много. Одинаково почитаемо это растение и славянами, и египтянами, и англичанами, и немцами, и персами, и турками, и греками, и многими другими народами. Причина в том, что чеснок – природная аптека, кладовая витаминов. В наше время столь же часто, как в старину, чеснок применяется в борьбе с простудой. Что касается способности чеснока отпугивать нечистую силу, предохранять от сглаза и порчи, то способность эта приписывается ему благодаря стойкому резкому запаху, который отвлекает «глазливых» людей и саму нечисть. С древних времён к чесноку относились как к драгоценному продукту, это и закрепило его мистический культ.

 

 

 

Приметы о смерти и похоронах

Приметы о человеке

Предсвадебные приметы

Приметы о женихах и невестах

Приметы, связанные с беременностью, детьми

Приметы о жилище

Приметы, связанные с пищей

Приметы, связанные с живностью

Приметы, связанные с растениями

Приметы о вещах

Дорожные приметы

 

растений в мифологии | Encyclopedia.com

Во многих случаях жизнь человека заканчивается смертью и погребением под землей. С растениями все наоборот. Они выходят из земли и черпают из нее пищу. По этой причине многие мифологические традиции связывают растения с рождением или возрождением и с вечным циклом жизни, возникающим из смерти.

Волшебное растение или трава бессмертия , которую искал Гильгамеш, герой древней месопотамской мифологии, представляет собой один из примеров того, как мифы используют растения как символы жизни и целительной силы природы. Однако, поскольку некоторые растения выделяют яды, а некоторые умирают зимой, растения также могут олицетворять смерть и разложение.

Различные деревья, кустарники, травы, злаки, цветы и фрукты появляются в мифах и легендах как общие символы возрождения, разложения и бессмертия. Некоторые растения приобрели в фольклоре гораздо более конкретное значение.

Акант. Акант растет на большей части территории Средиземноморья. Его большие листья появляются во многих древних скульптурах, особенно на вершинах колонн в греческом стиле, называемом коринфским. Легенды гласят, что после смерти молодой девушки ее няня положила ее имущество в корзину возле ее могилы. Акант вырос вокруг корзины и окружил ее. Однажды скульптор Каллимах заметил это расположение и вдохновился на разработку орнамента колонны.

Бамбук. Членистое, похожее на тростник бамбуковое растение играет важную роль в азиатском фольклоре. Поскольку бамбук крепкий и всегда зеленый, китайцы считают его символом долголетия. В истории сотворения жителей Андаманских островов в Индийском океане первый человек рождается внутри большого стебля бамбука. Жители Филиппин традиционно считали, что бамбуковые кресты на их полях принесут хороший урожай.

Фасоль. Фасоль была важным источником пищи для многих культур, за исключением древних египтян, которые считали бобы слишком священными, чтобы их есть. Многие коренные американцы — от ирокезов с северо-востока до хопи с юго-запада — проводят фестивали в честь фасоли. Европейцы традиционно пекли бобовые лепешки на застолье в христианский праздник Богоявления или Двенадцатой ночи. Некоторые древние предания связывали бобы с мертвыми. Греческий философ Пифагор считал, что души умерших обитают в бобах, а римляне боялись лемуров — злых духов мертвых, которые приносили несчастья в дом, забрасывая его бобами ночью.

бессмертие способность жить вечно

божество бог или богиня

Злаки. Зерновые злаковые травы, «хлеб жизни», составляют основу рациона большинства культур. Рис является основным зерном на большей части юга Азии. Во многих азиатских культурах люди проводят ритуалы в честь духа риса или божества риса, обычно женского пола. Некоторые народы, такие как ламет северного Лаоса, верят в особую энергию или жизненную силу, присущую только людям и рису.

Хотя кукуруза, зерно, произрастающее в Америке, теперь называется кукурузой, многие европейцы традиционно использовали слово кукуруза для обозначения таких злаков, как ячмень, пшеница и овес. Европейцы часто говорили о женских духах кукурузы, будь то девы, матери или бабушки. Говорят, например, что зерно, развевающееся на ветру, отмечает путь Матери Зерна. Такие высказывания, возможно, пришли из древних верований в то, что зерновые были посвящены богиням урожая, таким как греческая Деметра и римская Церера.

В Центральной Америке майя верили, что люди созданы из кукурузы. После того, как попытки с другими материалами потерпели неудачу, богам удалось создать людей, используя измельченную кукурузу, смешанную с водой.

Клевер. Друиды* Британских островов считали клевер священным, имеющим как хорошие, так и плохие значения. Однако, согласно легенде, Святой Патрик позже обратил язычников из ирландцев в христианство, используя лист клевера, состоящий из трех частей, как пример Троицы: Бог-Отец, Сын и Святой Дух в одном. Клевер стал символом плодородия и процветания в английском фольклоре, а клевер во сне предвещал счастливый брак.

Кофе. Легенды из разных уголков мира рассказывают, как люди узнали о стимулирующих свойствах кофеина, содержащегося в зернах кофейного куста. В эфиопской легенде говорится, что пастух заметил, что бобы с определенного куста делают его коз необычайно бдительным и резвым. Люди попробовали бобы и решили, что они могут быть полезны для бодрствования во время вечерних религиозных церемоний. Подобные рассказы из Европы и Южной Америки также рассказывают о том, что люди обнаружили эффекты кофеина в кофе, наблюдая за животными.

язычник термин, используемый ранними христианами для описания нехристиан и нехристианских верований

Женьшень. Корень женьшеня издавна ценится в Азии за свои целебные свойства. Также считалось, что он обеспечивает силу и сексуальную энергию. Корейская легенда гласит, что бедный мальчик, ухаживавший за умирающим отцом, помолился горному духу, который явился ему во сне и показал, где найти женьшень. Напиток из корня вылечил отца. Другая легенда рассказывает о человеке, который нашел женьшень и попытался продать его по высокой цене. Когда его жадность привела к его аресту, он съел корень, который сделал его настолько сильным, что он одолел своих охранников и сбежал.

* Дополнительную информацию см. в разделе Names and Places в конце этого тома.

Плющ. Листья и лоза плюща, которые остаются зелеными круглый год, часто символизируют бессмертие Растение ассоциировалось с Дионисом, греческим богом вина (римский Бахус), который носил корону из плюща и нес посох, окруженный лозой .

Лавр Вечнозеленое лавровое дерево или кустарник встречается во многих разновидностях, включая корицу и сассафрас. Греческая мифология говорит, что Дафна, нимфа , отвергшая любовь Аполлона*, была превращена в лавровое дерево. Лавр был посвящен Аполлону, чьи жрицы, как говорили, жевали его листья, чтобы стать оракулами. Греки также увенчали некоторых своих чемпионов лавровыми венками. Согласно английской мифологии, если двое влюбленных возьмут лавровый побег, сломают его пополам и сохранят осколки, они навсегда останутся верными друг другу.

Лук-порей. Лук-порей — овощ со стеблем листьев, слоистых, как шелуха лука, — является национальной эмблемой Уэльса. Согласно легенде, Святой Давид, покровитель святой Уэльский приказал отряду валлийских солдат положить лук-порей в свои шапки, чтобы идентифицировать друг друга во время боя. Когда валлийская сторона победила, солдаты поблагодарили святого и лук-порей за победу.

Мандрагора. Мандрагора обладает свойствами, которые вызывают сон или уменьшают боль. Многие фольклорные традиции связывают растение с сексуальным поведением. Например, в библейской книге Бытие жена Иакова, Лия, получает корень мандрагоры, чтобы забеременеть. Арабы называли растение дьявольскими яблоками, потому что считали возбуждение полового влечения злом. Средневековье Христиане ассоциировали мандрагору с поклонением дьяволу, а ведьмы делали изображения своих жертв из корня мандрагоры. Согласно одной европейской традиции, корень мандрагоры кричит, когда его вытаскивают из земли.

Маниок. Мука из корня маниока является традиционным основным продуктом питания народов амазонок в Южной Америке. История о Мани, старом и всеми любимом деревенском вожде, объясняет происхождение маниока. Перед смертью Мани пообещал вернуться, чтобы позаботиться о своем народе, и велел им копать землю через год после его смерти. То, что они нашли, было корнем маниока, тело Мани превратилось в пищу.

У трио жителей Южной Америки есть миф о Парапараве, который жил до того, как люди стали фермерами. Однажды Парапарава поймал большую рыбу, но как только он собирался ее съесть, рыба превратилась в красивую женщину. Парапарава хотел жениться на этой женщине, поэтому она попросила отца устроить свадебный пир. Он вышел из реки, огромный аллигатор — некоторые говорят, гигантская змея — с ямсом, юккой, сладким картофелем и бананами. Следуя инструкциям своей невесты, Парапарава положил еду в землю. Затем каждое растение превратилось в сотню растений и обеспечило всех достаточным количеством пищи. Позже Парапарава посадил остатки муки, что стало еще одним обильным урожаем. Так люди научились заниматься сельским хозяйством.

нимфа второстепенная богиня природы, обычно представляемая как молодая и красивая

оракул жрец или жрица или другое существо, через которое, как считается, говорит бог; также место (например, святыня), где произносятся такие слова

покровитель особый опекун, защитник или сторонник

средневековье относящееся к средневековью в Европе, период примерно с н.э. от 500 до 1500

сверхъестественное относится к силам за пределами обычного мира; волшебный или чудесный

Омела. Омела, растущая на деревьях, появляется в европейских легендах как символ плодородия и вечной жизни, возможно, потому, что она остается зеленой всю зиму. В отличие от большинства растений, омела процветает, не укореняясь в почве. Это может объяснить, почему многие культуры считали его небесным или сверхъестественным. Говорят, что Омела защищает от колдовства и злых чар. Друиды верили, что омела обладает большими целебными свойствами, особенно если ее собирать без использования ножа и никогда не касаться земли. Некоторые африканцы сравнивают омелу на дереве с душой в теле и считают, что
омела в доме приносит удачу. В скандинавской* мифологии омела была посвящена любимому богу Бальдру, но злой бог Локи хитростью убил Бальдра стеблем омелы, превращенным в дротик.

Мирт. Вечнозеленый кустарник мирт ассоциируется с рождением и возрождением в европейской мифологии. Древние греки брали с собой мирт, когда колонизировали новые земли, как символ начала новой жизни. Греки также связывали мирт с Афродитой, богиней любви.

Петрушка. Греки верили, что трава петрушки выросла из крови героя по имени Ахемор, убитого змеем. На играх, проводимых в его честь, победителей венчали венками из петрушки. И греки, и римляне считали петрушку символом смерти и возрождения. На могилы часто клали петрушку, и кто-то «нуждающийся в петрушке» был на волосок от смерти.

Чертополох. Шотландская легенда рассказывает, как чертополох, растение с пурпурными цветами и колючими стеблями и листьями, стал национальной эмблемой. Около н.э. 950, Норвежские рейдеры вторглись в Шотландию. Когда они ползли к шотландскому лагерю после наступления темноты, один из них наступил на чертополох. Возникший крик боли разбудил шотландцев, которые прогнали захватчиков и спасли Шотландию.

ритуал церемония по заданному образцу

Табак. Табачное растение родом из Америки, и курение сушеных табачных листьев было частью многих ритуалов коренных американцев . Коренные американцы из разных регионов разработали различные

* См. Nantes and Places в конце этого тома для получения дополнительной информации.

мифы о табаке. На Юго-Западе и в Центральной Америке табак ассоциируется с дождями, потому что табачный дым напоминает облака, которые приносят дождь. В истории с юго-востока Северной Америки говорится, что происхождение табака было связано с сексом. Молодой мужчина и женщина, которые путешествовали, сошли с тропы, чтобы заняться любовью. Вскоре они поженились. Позже мужчина снова прошел это место и обнаружил, что там растет благоухающее растение. Его люди решили высушить его, выкурить и назвать «Где мы пришли вместе». Совместная жизнь пары была счастливой и мирной, поэтому цветок их любви — табак — курили на встречах, призванных принести мир.

Ям. В мифе из африканской страны Кении бог-создатель Рува сделал людей бессмертными и дал им рай для жизни, но приказал им не есть одно растущее там растение — съедобный корень, известный как батат. Однажды Смерть велел людям приготовить для него батат. Когда Рува узнал, что сделали люди, он лишил их бессмертия.

См. также Адам и Ева; Бальдр; Кукуруза; Истории создания; Эдем, Сад; Цветы в мифологии; Фрукты в мифологии; Гильгамеш; Инари; Деревья в мифологии; Иггдрасиль.

Фольклор растений | ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТИТАН

← Сотня медовых месяцев

«Меч и тень» А. Л. Совардса – Книжный трейлер →

Фольклор растений  – это сборник из 120 историй, в которых читатель отправляется на прогулку среди дикорастущих растений, произрастающих в холмах Аппалачей. Каждая из этих историй охватывает древние мифы, истины и историю происхождения и названия растения.

В книгу включены три раздела, первым из которых является «Весенние полевые цветы», который включает в себя список, иллюстрации и информацию о различных видах цветов с описанием различных целей, которые они использовали для первых поселенцев в Америке. В дополнение к идентификации каждого растения по его латинскому названию также перечислены общие названия растений, чтобы развеять любую неопределенность. Кроме того, наряду с повышением интереса любителей природы изображения флоры и фауны в книге помогают различать разные виды, а также уточняют описания.

Второй раздел посвящен летним полевым цветам, которые особенно заинтересуют любителей растений. В этом разделе вы можете найти советы о мерах предосторожности при посадке цветов дома. Здесь перечислены 41 цветок, в том числе один родом из Америки и один, привезенный иммигрантами. В нем также упоминаются интересные мифы и медицинские применения, а также предупреждается о токсичности растений, исторически использовавшихся в Америке в первые дни. В заключительном разделе книги, посвященном кустарникам, деревьям и кустарникам, которые встречаются чаще всего, автор рассказывает о шокирующих ядовитых растениях, эндемичных для рациона большинства людей.

На протяжении всей книги знания автора Конни Тейлор о диких видах переплетаются с сказками, предостережениями, происхождением и периодами расцвета флоры и фауны. В то время как Растительный фольклор охватывает удивительные виды диких растений, произрастающих в горах и лесах, он также подчеркивает необходимость их защиты в будущем.

Как написано во введении, автор книги не претендует на то, чтобы эта книга стала руководством по фитотерапии. Вместо этого автор причинно связал свои знания о многочисленных растениях, многие из которых были частью его детских воспоминаний. Значительное внимание в книге уделяется тому, чтобы в увлекательной форме передать роль, которую растения играли в первые дни жизни Америки. В дополнение к объяснению различных полезных медицинских применений местных видов, заменимых современными синтетическими растениями, есть тонкий совет современным людям игнорировать большинство местных видов как бесполезные сорняки.

Фольклор растений — увлекательная книга, охватывающая несколько жанров. Он идеально подходит для любителей природы и всех, кто интересуется различными растениями и историями, связанными с ними.

Страниц: 240 | ASIN: B07H6538QQ

Нравится:

Нравится Загрузка…

Опубликовано 9 февраля 2022 г. в Книжные обзоры, Четыре звезды и отмечены американской историей, автором, Биологическими науками, книгой, книжными рекомендациями, книжным обзором, книжными рецензиями, книжной полкой, книжным блоггером, книгами, книгами для чтения, Конни Л.