Мох высшее или низшее растение: Помогите пожалуйста. мох кукушкин лен относится к высшим споровым растениям потому что … продолжите!

Технологическая карта урока в 5-м классе по теме «Мхи»

Автор, УМК

В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Дрофа. 2014г.

Цели

Познакомить учащихся с особенностями мхов, показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; охарактеризовать среду обитания и распространения мхов; раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.

Задачи

1. Формирование представлений о мхах, как наиболее высокоорганизованных организмах, их значении в природе и жизни человека.
2. Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи,  расширение кругозора обучающихся.
3. Развитие творческих способностей, исследовательских умений.
4. Формировать универсальные учебные действия, отрабатывать навыки работы в паре, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать культуру общения.
5. Воспитывать бережное отношение к оборудованию, аккуратность в работе,  уважительное отношение к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Методы обучения

Исследовательско-поисковый, наглядный, словесный.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Регулятивные (метапредметные): развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Учащиеся имеют представление о мхах, как представителях высших споровых растений и их характерных признаках.

Основные понятия

Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка.

Междисциплинарные связи

ОБЖ, география, экология, чтение.

Ресурсы

Информационный материал:
виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок «Мхи»;
Демонстрационный материал:
Гербарий, мхи;
Интерактивный материал:
компьютер, интерактивная доска.

Технология проведения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.
Организационный момент
(1 мин).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание доброжелательной  атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку.
Работа с карточками- «настроение».

Приветствуют гостей.
Работа с карточками- «настроение»

Проверьте ребята
готовы ли вы начать урок?
Все на месте, все в порядке
книжка, ручка и тетрадки!

На уроке будьте внимательными,
спокойными и старательными.

Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте
Друг другу помогайте!

Настраиваемся на рабочую волну и стремимся к нему по ступеням знаний.

 

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

2.
Актуализация знаний и
постановка проблемы.
(7 мин).
Цели: обобщить пройденный материал, учить выявлять главное и уметь анализировать.

1. Фронтальный опрос
Проверка знаний
по характерным признакам водорослей, их строению и многообразию, об отличиях высших растений от низших.

Принимают участие во фронтальной беседе, в ходе которой
формулируют вывод о том, что водоросли являются низшими растениями

Беседа по вопросам:
1. Какое царство живых организмов мы начали изучать?
2. Как называется наука о растениях?
3. Что изучает ботаника?
4. На какие группы делят растения?
5.Какие растения относятся к низшим?
6.Почему водоросли относят к низшим растениям?
7. Какие признаки характерны для высших растений?
8. Что такое ризоиды?
9.Что такое спора?

 

Имеют представления о царствах живых организмов.
Умеют сравнивать  и находить различия между  низшими и высшими растениями.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.        
 Личностные:
умение выражать информацию в виде краткого ответа. Самооценка результатов своей работы (по результатам беседы выставляет оценки в оценочный лист).

3.
Мотивация к учебной деятельности
(2 мин).
Цели:
формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности

Мы с Вами продолжаем путешествие в царство растений.  Из ответов кроссворда  попробуйте отгадать название растения, которое будем изучать.

Исходя из темы урока, предлагает учащимся сформулировать главную цель. Что сегодня предстоит выяснить на уроке? Какие действия нам необходимо для этого выполнить?

Формулируют тему и цели  урока.
Записывают число и тему урока.
Вспоминают из курса «Окружающий мир», какие растения произрастают на болоте.
(В классе обязательно найдутся учащийся, которые дадут ответ на этот вопрос).

 

 

Регулятивные:
самостоятельное формулирование целей и задач, планирование, прогнозирование.

4.
Изучение нового материала. (15 мин)
Цели: познакомить  с печеночными мхами

1. Рассказ учителя с элементами беседы  о мхах, среде их обитания  с демонстрацией по графической схеме «Виды мхов» и  с использованием слайдов виртуальной школы Кирилла и Мефодия.
2. Предлагает найти в учебнике картинки с изображением печеночных мхов. Дать их название.
3. По тексту изучаемого материала задаю вопросы.

Слушают и принимают участие в беседе.
Находят по учебнику ответы на поставленные вопросы (для ответа на вопросы опираются на уже известные знания).

 

Вопросы для самостоятельной работы:
1. Какие растения относят к печеночным мхам?
2. Почему их считают примитивными растениями?
3. Где обитают печеночные мхи?

Умение находить сходство между водорослями и мхами.
Знание о представителях печеночных мхов и почему их относят к примитивным видам мхов.

Личностные:
Умение ориентироваться в учебнике, правильно находить ответ на поставленные вопросы. 
Регулятивные:
 умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

5.
Динамическая пауза (физкультминутка) (2мин)
Цель: произвести релаксационную разгрузку учащихся, произвести смену видов деятельности.

Организует выполнение физкультминутки «Веселый человечек» и сам участвует в динамической паузе.

Выполняют движения по образцу

 

 

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке.
Коммуникативные: умение выполнять действия в коллективе.

6.
Изучение нового материала
(8 мин)
Цели: познакомить  с мхом «Кукушкин лен»

 

Предлагает по вопросам инструктивной карточки изучить «Мох. Кукушкин лен».
(Работа в паре)

 

 

Предлагает проверить ответы учащихся и сравнить с эталоном.

 

 

 

Предлагает выставить оценки за данную работу в оценочный лист.

 

Работают в парах, находят ответы в учебнике, работают с гербарием «Мох. Кукушкин лен».

 

 

 

Отвечают на вопросы по инструктивной карточке, сравнивают с эталоном.

 

 

 

Анализируют свои ответы, ставят оценки в оценочный лист в графу «Работа в паре».

Задания инструктивной карточки:
– На стр. 107 учебника в разделе листостебельные мхи, найдите ответы:
1. Где можно встретить растение кукушкин лен?
2. Какие органы появились у мха «Кукушкин лен»?
3. Какого цвета стебельки?
4. Какого цвета листочки:
– Рассмотреть строение мха в учебнике стр. 108 рис. 69 и на гербарии;
– Рассмотреть на стр. 108 учебника рис. 69 мужской и женский экземпляр кукушкина льна.
– Найдите в учебнике ответы на вопросы:
5.Что размещается на верхушках мужских растений?
6). Какие клетки развиваются в них?
7. Что расположено на верхушках женских растений?
8. Как называется женская половая клетка?
9. Что развивается на женском растении?
10.Что находится в коробочке?
11. Для чего нужны споры?
– Выполнить задание в рабочей тетради стр. 45 №68, №69.
12. Мох это высшее или низшее растение? Почему так решили.

1. Знают строение мха «Кукушкин лен».
2. Умеют сделать выводы, какие усложнения произошли у мхов по сравнению с водорослями.

Личностные:
умение работать в паре, помогать друг другу.
Регулятивные:
умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:
овладение умением работать с текстом учебника, рисунками.

7.
Изучение нового материала
(8 мин)
Цели: познакомить  с мхом «Сфагнум» и его значении в природе и жизни человека.

Просит заранее подготовленного ученика рассказать и показать эксперимент.

 

 

 

Проблемный вопрос. Как вы думаете почему капли воды начали стекать в другой стакан? С чем это связано?
Предлагает найти в учебнике ответ на вопрос: особенности строения мха «Сфагнум».
Учитель демонстрирует вату и йод.

Ученик рассказывает об эксперименте. Кустик мха поместил в стакан, наполненный водой, так чтобы верхушки его выступали из стакана. Рядом поставил другой стакан. Мы видим, что верхушки стеблей стали мягкими, наклонились под тяжестью воды, капли начали стекать в другой стакан.
Найдутся ученики, которые дадут ответ на данный вопрос (это связано со строением).

Находят ответ на вопрос.

Вопросы для фронтальной беседы:
1.Какие особенности строения имеет мох «Сфагнум»?
2.Какие функции выполняют клетки мха «Сфагнум»?
3.Где в жизни человека можно применить знания о строении мха «Сфагнум» (вата и йод)

Знают строение мха «Сфагнум» и так же где можно применить эти знания в жизни человека.

Личностные:
умение применять знания в жизни. 
Регулятивные:
умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные:
овладение умением работать с текстом учебника, рисунками.

8.
 Закрепление.
(2 мин)
Цель: закрепить полученные знания

Предлагает провести игру «Угадайка» на правильные и неправильные утверждения.
Отслеживает индивидуальное усвоение материала, корректирует ответы.

Если правильное утверждение, то поднимает руку.

Ответ: правильно – «Да», неправильно «Нет».
1. К печеночным мхам относится риччия и маршанция (+)
2.Печеночные мхи имеют органы (–)
3.К листостебельным мхам относится мох «Кукушкин лен», мох «Сфагнум». (+)
4.Мох «Кукушкин лен» это низшее растение (–)
5.Мужские половые клетки получили название яйцеклетки (–)
6.Женские половые клетки получили название яйцеклетки (–)
7.Мох «Сфагнум» состоит из живых и мертвых клеток (+)
8.Мхи любят расти в сухих местах (–)

Выявление существенных признаков строения одноклеточных грибов, обоснование значения и разнообразия одноклеточных грибов и их роли в природе и жизни человека

Личностные:
умение правильно построить ответ на поставленный вопрос.
Регулятивные:
умение делать выводы по результатам работы, коррекция знаний.
Познавательные: умение структурировать материал и выделять главное.

9.
Итог урока. Рефлексия.
(2 мин)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности  и всего класса

Организует рефлексию.
Анализирует ответы учащихся. Выставление отметок за урок. Работа с оценочными листами и карточками-«настроение»

 

Отвечают на вопросы. Обмениваются мнениями. Работают с карточками- «настроение»

Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Умение систематизировать и анализировать материал

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные: структурирование знаний.                 Личностные: понимание значения представителей Царства мхов  в жизни человека и в природе.

10. Домашнее задание. (1мин)
Цель: провести комментарий домашнего задания

Изучить параграф 20, ответить на вопросы в конце параграфа,  рабочая тетрадь стр. 46 №70.
Подготовить сообщение по теме: «Значение мхов в природе и жизни человека».

Записывают задание в дневники

Выполнить творческую работу.

 

Познавательные: поиск информации

Обобщающий урок по теме «Царство Растения»


Интерактивная

игра

Царство Растения.


Интерактивная игра

Водоросли

50

40

30

20

10

Мхи

10

50

40

20

30

Папоротники

20

50

30

40

10

Голосеменные

10

20

30

40

50

Покрытосеменные

50

40

30

20

10


Водоросли

10

Почему водоросли относят к низшим и почему растениям?

к низшим, потому что они не имеют тканей и органов, а к растениям, потому что они способны к фотосинтезу.


Водоросли

20

Какой цифрой обозначен хроматофор у хламидомонады

И какую роль он играет?

1

2

3

В хроматофоре содержаться хлоропласты.

Он обозначен цифрой 7

4

6

5

7


Водоросли

30

Какая часть бурой водоросли отмечена

на рисунке? Для чего она служит?

Ризоиды – корнеподобные разрастания.

Они служат для прикрепления к грунту


Водоросли

40

Какое отношение к водорослям

имеет этот салат?

Есть ли от него польза?

Это салат с бурой водорослью ламинарией.

Называется он салатом с морской капустой, он богат йодом.


Водоросли

50

Какое отношение эти вкусные продукты имеют к водорослям ?

Для изготовления этих продуктов используется агар-агар, который изготавливают из красных водорослей


Мхи

10

В переводе с греческого это слово значит «губка». Как называется этот мох и почему его так назвали?

Сфагнум. Впитывает большое количество воды.


Мхи

20

Мох – это высшее или низшее растение и почему?

Высшее, так как есть стебель и листья.


Мхи

30

Разгадайте ребус.

+

=

Кукушкин лен.


Мхи

40

Какой мох является хранителем лесных болот, ручьев и рек. А почему?

Сфагнум. Впитывает большое количество влаги.


Мхи

50

Лесник, поранив руку, обмотал ее сухим торфяным мхом. Не навредил ли он себе?

Нет, торфяной мох, или сфагнум обладает такими свойствами как обеззараживание и гигроскопичность.


Папоротники

10

Лист папоротника имеет необычное название. Какое?

Вайя.


Папоротники

20

В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти.

Нет. Цветка папоротника не существует.


Папоротники

30

Какое строение имеет папоротник?

Корневище, укороченный стебель, листья – вайи.


Папоротники

40

Почему все папоротникообразные обитают во влажных местах?

Для размножения им необходима вода.


Папоротники

50

В образовании какого вида полезных ископаемых участвовали древние папоротниковидные.

Каменного угля.


Голосеменные

10

С помощью чего происходит размножение у голосеменных где находятся семена?

С помощью семян, которые лежат открыто на чешуях шишек.


Голосеменные

20

Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нем как раз и нет

Лиственница


Голосеменные

30

Назовите самое музыкальное

хвойное дерево.

Ель.


Голосеменные

40

По-латыни это растение называется «пинус», что значит «скала». А как это растение называется по-русски?

Сосна


Голосеменные

50

Друиды считали, что это дерево, если его часто обнимать, позволит человеку полюбить себя так, что его полюбит судьба. Что это за дерево?

Сосна


Покрытосеменные

10

Почему их называют покрытосеменными?

Есть цветок – орган размножения. Семена развиваются внутри плода.


Покрытосеменные

20

Какая жизненная форма покрытосеменных представлена на рисунке. Дайте характеристику.

Дерево, 1 ствол, живут до 200 лет.


Покрытосеменные

30

Отгадайте загадку. К какой группе пот продолжительности жизни относится это растение.

На плечах Ивашки

Сорок три рубашки,

Все из ткани отбеленной,

А поверх – пиджак зеленый.

Капуста белокочанная.

Двулетнее растение.


Покрытосеменные

40

Банан – дерево или трава?

Трава


Покрытосеменные

50

Самое маленькое растение на планете.

Ряска


ИНТЕРНЕТ — РЕСУРСЫ

http://img-fotki.yandex.ru/get/9349/20573769.52/0_94204_946b02f5_L.png

цветок с божьей коровкой в левом углу

http://forchel.ru/uploads/posts/2011-08/1312737308_5.jpg

забор с подсолнухами

http://papus666. narod.ru/clipart/p/pods/pods04.png

подсолнухи (цветок для божьей коровки)

http://gifsgifsparavoce.files.wordpress.com/2012/02/abelhinha031.png?w=630 божья коровка

http://img-fotki.yandex.ru/get/6306/162549541.6/0_744cd_83128e8d_XL

цветок подсолнуха

http://s008.radikal.ru/i306/1011/71/1a06c40bc806.jpg

картинка для создания фона


АВТОР ШАБЛОНА:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Слайд не удалять!

МХИ

МХИ

| ЗаводФакты | Индекс сайта
|

МОХОВАЯ

Мохообразные или мхи, в отличие от печеночников,
присутствуют в большинстве наземных местообитаний (даже в пустынях) и могут
иногда быть доминирующим растительным миром.

Как и в случае с печеночниками, растение, которое мы обычно видим,
гаметофит. показывает начало дифференциации
стебля и листьев — но без корней. У мхов могут быть ризоиды.
и они могут быть многоклеточными, но они делают немногим больше, чем
удерживать растение.

Стебель показывает некоторую внутреннюю дифференциацию на
гидроиды и лептоиды, похожие на ксилему и флоэму
высшие растения, но очень просто организованные без связи
к листьям или ветвящимся стеблям.

Листья большей частью толщиной в одну клетку; иногда
средняя жилка имеет толщину в несколько клеток, но не содержит
проводящая ткань, поэтому она не эквивалентна вене
лист.

Мужские и женские гаметофиты выглядят одинаково, за исключением случаев, когда
они производят репродуктивные структуры.

Мужское растение образует гроздья антеридий, содержащих
тысячи реснитчатых сперматозоидов.

Самка производит архегонии, каждый из которых содержит один
яйцо.

Оплодотворение зависит от воды — сперма разбрызгивается
или плыть к архегониям. Зигота превращается в диплоидную
спорофит, который остается прикрепленным к женскому гаметофиту
Это безлистный стебель с щетинкой или ножкой на одном конце.
получение питательных веществ из гаметофита. На другом конце есть
капсула, в которой происходит мейоз
для образования спор.

Архегоний растет вокруг развивающегося спорофита
некоторое время отделяется от гаметофита и
поднимается вверх, образуя колпачок или калиптру над
спорангий. Любопытно, что спорангии некоторых мхов имеют
устьица очень похожи на те, что на
листья сосудистых растений.

Капсулы незрелого мха с калиптрой

Калиптра теряется, когда спорангий созреет, как и
operculum или крышка на конце капсулы.

Под жаберной крышкой часто имеются перистомные зубы.
которые открываются в сухих условиях и контролируют высвобождение спор A
спора прорастает, образуя нитевидную протонему, которая
рано или поздно появляются почки, из которых вырастают новые
гаметофиты.

Экология мхов
Мхи нуждаются в большом количестве воды для роста и
воспроизведение. Они могут переносить засушливые периоды, высыхая
или, в случае мхов, таких как Sphagnum , удерживая
огромное количество воды в мертвых клетках листьев.

Они выглядят довольно скромно и незначительно, но стали
доминирует в определенных местообитаниях и Сфагнум сам по себе
занимает 1% земной поверхности (половина площади
США). Благодаря своей способности впитывать кровь и
относительная свобода от бактериального загрязнения
Сфагнум использовался в повязках. Мох сам по себе
используется в некоторых садоводческих средах, и это важно
источник торфа.

Это знак, который я видел на остановке для отдыха на I-90 в г.
Висконсин.

Polytrichum commune один из самых крупных мхов с
зрелые спорофиты

Если вы пытались вырастить газон в затененном месте, вы
вероятно, были обеспокоены мхами как сорняками. Как и многие
низшие организмы очень чувствительны к солям меди и
можно контролировать таким образом. С другой стороны, мхи
зеленый и лучше приспособлен к тени, чем большинство трав, поэтому
возможно, мы должны принять их в этой ситуации.

ВИКТОРИНА 6

| ЗаводФакты | Индекс сайта
|

Copyright © Майкл Ни
Университет штата Огайо
Все права защищены.

Мох | Encyclopedia.com

Характеристики мохообразных

Характеристики мха

Жизненный цикл

Среда обитания и экология

Эволюция

Значение для человека

Ресурсы

Мхи являются крупнейшим из трех классов растительного типа Bryophyta. Их делят на три подкласса: настоящие мхи (Bryideae), торфяные мхи (Sphagnideae) и гранитные мхи (Andreaeideae). Знакомое маленькое, зеленое и «лиственное» моховое растение известно как гаметофит. Эта гаплоидная многоклеточная фаза является доминирующей в жизненном цикле мхов. Мхи являются наиболее широко распространенными из трех классов мохообразных (к которым также относятся печеночники и роголистники). В мире насчитывается более 15 000 видов мхов.

Мхи имеют много общего с двумя другими классами мохообразных. Они сложнее, чем водоросли, но проще, чем высшие сосудистые растения. Как и высшие растения, мохообразные используют в качестве фотосинтетических пигментов хлорофилл-а, хлорофилл-b и каротиноиды. Их пищевые запасы хранятся в виде крахмала. Целлюлоза находится в их клеточных стенках (продуцируемые клеткой жесткие структуры, которые находятся снаружи плазматической мембраны), и они образуют клеточные пластинки (структуры, состоящие из мембран, представляющих место вновь созданных клеток) во время клеточного деления. Их споры, способные к созреванию единицы, развиваются в виде тетрады (группы из четырех клеток) путем мейоза, деления клеточного ядра, вдвое уменьшающего число хромосом.

Мохообразные обитают во влажной среде, такой как болота и леса, по двум причинам. Во-первых, в отличие от сосудистых растений, у мохообразных отсутствует система ксилемы и флоэмы для эффективного транспорта воды и пищи. Во-вторых, мужские сперматозоиды мохообразных должны плыть по воде, чтобы добраться до женских яйцеклеток.

Мохообразные также отличаются от высших растений тем, что спорофит, образующая споры диплоидная ткань, зависит от питания доминирующего гаплоидного гаметофита. У высших растений гаметофит зависит от доминирующего спорофита.

Мхи обладают рядом характеристик, отличающих их от других мохообразных. Только у мхов есть многоклеточный ризоид, похожий на корень подземной ткани, который поглощает воду и питательные вещества из почвы. Печеночники и роголистники имеют одноклеточные ризоиды. Мхи имеют радиальную симметрию в том смысле, что срез длинной оси особи дает две одинаковые половины. Роголистники и мхи являются уникальными мохообразными, поскольку на их спорофитах есть устьица, клетки, специализированные для фотосинтетического газообмена. У спорофитов печеночника отсутствуют устьица. Кроме того, у мхов нет настоящих листьев и стеблей. Их листовидные структуры называются филлидами. Обычно они имеют толщину всего в одну клетку, хотя у некоторых видов филлиды имеют толщину в несколько клеток.

Гаплоидная спора мха прорастает и дает начало протонеме, зеленой многоклеточной ткани, которая внешне напоминает нитчатую зеленую водоросль. При соответствующих условиях другие клетки мха также могут быть индуцированы к образованию протонемы. Протонема обычно находится под землей и встречается редко.

На протонеме образуются почки, из которых образуется знакомый «листовой» мох. Мужские и женские репродуктивные органы обычно растут вблизи кончиков «листового» гаметофита. Их называют антеридиями и архегониями соответственно. Большинство видов однодомны, поскольку антеридии и архегонии принадлежат одному и тому же человеку. Другие виды двудомны в том смысле, что антеридии и архегонии находятся на разных особях.

Архегоний многоклеточный и производит одно неподвижное яйцо. Антеридии также многоклеточны, но образуют множество подвижных сперматозоидов, каждая из которых имеет два жгутика. Сперматозоид плывет по воде, чтобы достичь архегония. Затем он проходит по трубке в архегонии, чтобы оплодотворить яйцеклетку и сформировать диплоидную зиготу.

Зигота претерпевает повторяющиеся клеточные деления и удлиняется, становясь многоклеточным спорофитом, все еще прикрепленным к «листовому» гаметофиту. Тонкая ножка спорофита называется щетинкой, а расширенный кончик — капсулой. Спорофит мха в начале развития фотосинтезирует, но позже питание зависит от гаметофитов. На поздних стадиях развития спорофит засыхает и буреет. Затем с капсулы отрывается крышечка и гаплоидные споры выделяются в окружающую среду. Подкласс настоящих мхов (Bryideae) уникален тем, что внутри шляпки есть специальные зубцы перистома, которые регулируют распространение спор.

Мхи обычно встречаются во влажной среде, хотя большинство видов могут выдерживать длительные периоды высыхания. В наземных экосистемах мхи играют важную роль в предотвращении эрозии почвы. Многочисленные виды мхов встречаются в пресной воде, но в соленой воде их нет.

Мхи особенно распространены в тропиках, однако они имеют значительное присутствие в бореальных лесах, редколесьях умеренных зон и тундровых районах. В арктической тундре мхи могут составлять 50-90% биомассы экосистемы.

Самая ранняя известная окаменелость мха относится к раннему каменноугольному периоду, около 320 миллионов лет назад. Мхи плохо представлены в летописи окаменелостей, потому что их мягкие ткани плохо сохранились. Изучение существующих видов показывает, что мохообразные представляют собой полифилетическую группу. Похоже, что они произошли от более чем одной линии предков.

Большинство ботаников считают, что мхи произошли от водных предков, но об их эволюционном происхождении ведутся споры. Большинство ботаников считают, что мхи произошли от более простой нитчатой ​​зеленой водоросли. Хотя мохообразные кажутся промежуточными по сложности между водорослями и сосудистыми растениями, они вряд ли могут быть эволюционным «недостающим звеном» между этими двумя группами.

По сравнению с другими группами растений мхи не имеют большого экономического значения. Тем не менее, мох Sphagnum имеет долгую историю разнообразного использования и, безусловно, является мхом, имеющим наибольшее значение для человека. В естественной среде обитания сфагнум избирательно поглощает одни ионы и выделяет другие. Болота, в которых он растет, со временем становятся кислыми и анаэробными, а скорость разложения бактериями в этих болотах особенно низкая. Организмы, погребенные в сфагновых болотах, очень долго сохраняются в хорошей сохранности.

В настоящее время садоводы чаще всего используют Sphagnum . Они часто смешивают высушенный сфагнум (торфяной мох) с почвой, чтобы улучшить водоудерживающую способность почвы. Американский белый кедр растет на сфагновых болотах. Это дерево долгое время использовалось для изготовления черепицы для домов, потому что его древесина устойчива к гниению. В 1700-х годах большая часть белого кедра в Америке происходила из сфагновых болот в Сосновых степях Нью-Джерси. После того, как все стоячие деревья были вырублены, деревья, погребенные глубоко в болотах до 1000 лет, были выкопаны и использованы. Эти кедры были сохранены анаэробной и кислой средой, созданной мхом сфагнумом. Кедр добывали на сфагновых болотах Нью-Джерси до 1850-х годов.

Сфагнум обладает антисептическими свойствами и может удерживать в 20 раз больше своего веса в воде, что намного больше, чем хлопок. Сфагнум использовался в качестве бинта для солдат, раненых в русско-японской войне (1904-1905) и Первой мировой войне. Используя сфагнум для бинтов, можно было сэкономить хлопок для изготовления пороха.

Торф, полученный в основном из сфагнума, имеет важное значение в качестве ископаемого топлива, особенно в Шотландии и Ирландии. В Шотландии сфагнум также играет важную роль в производстве шотландского виски. Многие скотчи изготавливаются из зерен, замоченных в воде сфагнового болота в процессе соложения. Позже солодовые зерна варят на костре горящего сфагнового торфа. Такое использование сфагнового торфа придает шотландскому виски характерный вкус и аромат.

Многие защитники природы обеспокоены необратимой потерей ценных водно-болотных угодий из-за сбора торфа. Процесс добычи торфа включает осушение сфагнового болота, после чего специализированные машины очищают осушенное болото от крупной растительности. Далее выкапываются канавы, которые понижают уровень грунтовых вод, позволяя торфу высохнуть. Затем для удаления высушенного торфа используется мощное вакуумное оборудование. В последние годы объемы добычи торфа увеличились, поскольку были обнаружены новые способы его использования. Особенно важным является использование в качестве природного абсорбента нефти для очистки разливов нефти. Тем не менее, заботы экологов создали своды правил по сбору торфа, чтобы он оставался устойчивым ресурсом.

Подсчитано, что скорость преобразования торфа составляет примерно 0,1–0,7 дюйма (1–2 мм) в год. Поэтому считается, что вырубленные торфяники могут быть восстановлены до экологически сбалансированных систем в течение 20 лет после вырубки. Было предпринято много усилий, чтобы обеспечить выживание болот. В Канаде, например, миллионы акров болот были защищены путем создания природных парков, которые не вырубаются. Кроме того, новое понимание экологии водно-болотных угодий начало способствовать ускорению восстановления сфагновых болот после добычи торфа. Некоторые надеются ускорить этот процесс с 20 до пяти лет, пересаживая живой мох сфагнум обратно на заготовленные участки и распространяя споры сфагнума для стимулирования роста.

Есть также несколько народных названий растений, в которых слово мох используется неправильно. Испанский мох — цветущее растение, родственник ананаса. Олений мох – это лишайник. Розовый мох — садовый цветок из рода флоксов . Ирландский мох – красная водоросль. Клубненосный мох — простое сосудистое растение.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Биомасса —Общий вес, объем или энергетический эквивалент всех живых организмов на данной территории.

Цитокинез —Физическое деление цитоплазмы эукариотической клетки с образованием двух дочерних клеток, каждая из которых содержит вновь образованное ядро.