Многообразие жизненных форм растений таблица: Параграф 2. Многообразие жизненных форм растений.

Урок по теме «Многообразие жизненных форм растений». 6 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала, с использованием элементов игровой технологии.

Цель: изучить жизненные формы растений; показать взаимосвязь жизненных форм растений с особенностями среды их обитания и продолжительности жизни.

1. Расширить знания о многообразии растений, их жизненных формах, продолжительности жизни.

2.Изучить разнообразие жизненных форм растений в различных природных зонах России.

Оборудование: набор карточек с растениями; компьютер; три «цветочных коробочек»; шаблоны листьев клевера, клена, березы.

Предметные: знать – понятия «жизненная форма», «дерево», «кустарник», «кустарнички», «полукустарнички», «травы», их внешнее строение и примеры растений. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений.

Личностные: высказывать суждения; осознавать успешность своей деятельности на уроке; ориентация в межличностных отношениях, уметь выделять нравственный аспект поведения при работе в группе.

Метапредметные: связь с учебной дисциплиной география, соответствие между организмами и с климатическими условиями их среды обитания; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: познавательный интерес к биологии, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдать их.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение организовать выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы.

Коммуникативные УУД:  участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, сравнивать и анализировать

информацию, умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организа

ционный этап

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, создание позитивного настроя на урок.

Определение темы.

Обучающимся предлагается набор картинок растений:

земляника, василек, одуванчик, роза дикая (шиповник), крыжовник, смородина, береза, дуб, липа.

Разделите растения по внешнему виду (размерам) на три группы.

Обучающиеся предлагают различные варианты классификации.

Разделили растения на три группы: деревья, кустарники, травы – это жизненные формы растений (сообщение учителем).

Тема: «Жизненные формы растений».

Мотивация и целеполагание

Формулируется цель урока.

Цель: познакомиться с многообразием жизненных форм растений.

Проверка домашнего задания.

Таблица: «Вегетативные и генеративные органы низших растений, высших споровых и семенных растений».

Обучающиеся сдают тетради с домашнем заданием.

Изучение нового материала.

Первый

этап

Класс делится на 3 команды (1ряд, 2 ряд, 3 ряд).

Первому ряду выдаются листочки клена; второму – клевера; третьему – березы.

На листочках обучающиеся записывают фамилию и имя. Листочки сдают учителю. Каждая команда сдает листочки в свою «цветочную коробочку».

Второй

этап

Классификация жизненных форм по внешнему виду растения.

Мультимедийная презентация.

Слайд 1.

Определение жизненной формы растений.

Жизненные формы — это группы растений со сходным внеш­ним видом надземных и подземных частей и сходными сезонны­ми изменениями.

Слайд 2.

Классификация жизненных форм по внешнему виду растения.

Слайд 3.

Деревья – это многолетнее растение с хорошо выраженным одревесневающим главным стеблем – стволом и ветвями, образующими крону.

Слайд 4.

Кустарники – многолетние древесные растения, образующие многочисленные боковые побеги у самой поверхности почвы.

Слайд 5.

Кустарнички – это низкорослые (высотой 10-15 см) многолетние растения с одревесневающими, сильно ветвящимися побегами.

Слайд 6.

Полукустарнички – это многолетние растения, у которых нижняя часть побега одревесневает и сохраняется несколько лет, а верхняя часть побега остается травянистой и на зиму ежегодно отмирает.

Слайд 7.

Травы – это растения с относительно короткоживущими надземными побегами.

Обучающие во время презентации работают с рисунком «Жизненные формы растений» в учебнике (параграф №2).

Физкультминутка.

Говорит цветку цветок:

 «Подними-ка свой листок (поднимаем руки вверх-вниз). Выйди на дорожку, Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай. Утром солнышко встречай (вращаем головой). Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные  стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений). Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем  руками)

Третий этап

Взаимосвязь жизненной формы растения с их продолжительностью жизни.

По продолжительности жизни растения классифицируются однолетние, двулетние и многолетние.

Вопросы.

1.  Растение, жизненный цикл которого, включает созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период, называется?

2. Какой жизненной формой представлены однолетние растения?

3. Полный жизненный цикл растения составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья, стебли и корни, после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. На второй год появляются семена. Растения называются?

4. Какой жизненной формой представлены двулетние растения?

5. Обширная группа растений, продолжительность жизни которых исчисляется несколькими годами, называется?

Первый раунд. Продолжительность жизни многолетних растений.

Каждой команде предлагается слайд с изображением многолетних растений (3 растения).

Слайды 8 — 10.

Первая команда.

1. ландыш майский (трава).

2.калина обыкновенная (кустарник).

3. ель европейская (дерево).

Вторая команда.

1.крапива двудомная (трава).

2. ирга обыкновенная (кустарник).

3. клен (дерево).

Третья команда.

1.подорожник большой (трава).

2. дуб (дерево).

3. роза домашняя (кустарник)

Ответы обучающихся.

1. Однолетние.

2. Травы.

3.Двулетние.

4.Травы.

5. Многолетние.

Первый раунд.

10 баллов.

Инструкция №1.

Задача обучающихся: определить жизненную форму у многолетних растений.

Обучающиеся из «цветной коробочки» достают листочек с именем.

Чье имя написано на листочке — отвечает на вопрос. Первым выбирает растения из трех предложенных.

Если обучающийся отвечает правильно, он получает баллы в свою копилку.

Баллы записываются на листочек.

Листочек возвращается в «цветочную коробочку».

Команда также получает данные баллы.

Каждая команда отвечает три раза.

Четвертый этап.

Связь жизненной формы растения с их средой обитания.

Второй раунд. «Тайга».

Климат умеренно теплый. Средняя годовая температура +2-5 градусов.

Практически отсутствуют кустарники.

Слайды 11-13.

Первая команда.

1.пихта сибирская (дерево).

2.майник двулистный (трава)

3. вереск обыкновенный (кустарнички)

Вторая команда.

1.сосна кедровая (дерево).

2.седмичник (трава)

3. брусника (кустарнички)

Третья команда.

1. лиственница сибирская (дерево).

2. кислица обыкновенная (трава).

3. черника (кустарнички).

Третий раунд. «Зона смешанных лесов».

Климат более теплый и влажный, чем в зоне тайги. Лето долгое.

Слайды 14-16.

Первая команда.

1. ветреница дубравная (трава).

2. полынь (полукустарнички).

3. барбарис (кустарники).

Вторая команда.

1. купальница европейская (трава)

2. малина (полукустарнички).

3. дикая роза — шиповник (кустарник).

Третья команда.

1. медуница (трава).

2. тмин (полукустарнички).

3. сирень (кустарники).

Четвертый раунд. «Болото».

Болото — участок местности с характерным избытком влаги. Кроме низкого содержания кислорода, болотистая почва отличается пониженным уровнем питательных микроэлементов, необходимых для жизнедеятельности растений.

Слайды 17-19.

Первая команда.

1. багульник (кустарнички).

2. ольха черная (дерево).

3. осока (трава).

Вторая команда.

1. клюква (кустарнички).

2. ива (кустарник).

3. рогоз (трава).

Третья команда.

1. морошка (кустарнички).

2. спирея иволистая (кустарник).

3. калужница (трава).

Инструкция №1.

Второй раунд. «Тайга». 20 баллов.

Третий раунд. «Зона смешанных лесов».

30 баллов.

Четвертый раунд. «Болото».

40 баллов.

Пятый этап.

(дополнительный)

Жизненная форма культурных и дикорастущих растений.

Вспомнить определение.

Пятый раунд. Жизненная форма культурные растения.

Слайды 20-22.

Первая команда.

1. крыжовник (кустарник).

2. томат (трава).

3. яблоня (дерево).

Вторая команда.

1. смородина (кустарник).

2. огурец (трава).

3. груша (дерево).

Третья команда.

1. рожь (трава).

2. жимолость (кустарник).

3. слива (дерево).

Шестой раунд. Жизненная форма дикорастущих растений.

Слайды 23-25.

Первая команда.

1. карагана древовидная (кустарник)

2. клевер луговой (трава).

3. липа (дерево).

Вторая команда.

1. волчеягодник (кустарник).

2. одуванчик (трава).

3. осина (дерево).

Третья команда.

1. мятлик (трава).

2. береза (дерево).

3. калина лесная (кустарник)

Варианты ответов.

Дикорастущие – это растения, которые размножаются и расселяются без участия человека.

Культурные – это растения, которые специально выращивает человек.

Инструкция №1.

Пятый раунд. Жизненная форма культурные растения.

50 баллов.

Шестой раунд. Жизненная форма дикорастущих растений.

60 баллов.

Итог урока

Подведение итогов урока.

1. Номинация «Блестящий результат». Награждается команда победителей.

2. Номинация «Герой урока». Награждается, обучающийся, который набрал большее количество баллов.

Закрепление материала.

1. Какие жизненные формы преобладают в лесной зоне?

2. Какие жизненные формы преобладают в тундре?

3. Какие жизненные формы преобладают в степях?

4. Какие жизненные формы преобладают в пустыне?

1. Деревья.

2. Низкорослые кустарники и кустарнички.

3. Засухоустойчивые травы.

4. Полукустарнички.

Рефлексия.

-Сегодня меня порадовало…

-Сегодня меня огорчило…

Обучающие пишут на шаблонах своих листочков.

Домашнее задание.

Повторить параграф №1. Параграф 2.

Запись домашнего задания.

Жизненные формы растений | 6 класс

Содержание

    В этом уроке мы познакомимся с жизненными формами растений. Какие они бывают, чем отличаются и какие имеют особенности.

    Общее представление о жизненных формах

    Разные растения живут в разных условиях. Они могут обитать в темном лесу или на солнечной поляне, в богатой почве или в бедной, в дождливой местности или в засушливой.

    Чтобы выжить в разных средах, растениям нужны разные приспособления.

    Жизненные формы растений

    Кому-то выгоднее иметь высокий ствол, а кому-то миниатюрные размеры. В каких-то условиях широкие листья эффективнее справляются со своими задачами. А в других условиях лучше иметь очень узкие листья.

    И так далее.

    Из-за разнообразия сред на нашей планете и потребностей у разных видов растений они отличаются друг от друга по внешнему облику.

    Жизненная форма растения – это его внешний вид, который формировался на протяжении многих поколений в определенных условиях среды как приспособление к этим условиям.

    Например, в засушливых пустынях растения сформировали себе такие приспособления, которые позволяют им обходиться даже малым количеством воды.

    А растения Севера имеют приспособления, которые помогают им пережить очень холодную зиму.

    Существуют разные системы классификации и выделено большое количество жизненных форм. Но самые крупные категории – это деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы.

    Вот их краткая характеристика:

    Жизненная формаПримерыОсобенности внешнего строения растения
    ДеревоДуб, ясеньМноголетнее растение с одним одревесневшим стволом
    КустарникЖасмин, барбарисМноголетнее древесное растение без главного ствола, но с несколькими стволиками
    КустарничекВереск, водяникаНебольшое (до 50 см) древесное многолетнее растение без главного ствола с ветвящимися побегами
    ПолукустарникШалфей, лавандаМноголетнее растение с древесной нижней частью стеблей и травянистой верхней
    Травянистое растениеУкроп, бананОднолетнее, двулетнее или многолетнее растение, у которого надземная часть травянистая

    Таблица с примерами и особенностями жизненных форм растений

    А теперь перейдем к более подробным характеристикам этих жизненных форм.

    Деревья

    Деревья – это многолетние растения с одним прочным (одревесневшим) стволом. Такая жизненная форма обычно указывает на благоприятные условия обитания.

    Поэтому больше всего деревьев растет во влажных тропических лесах (там, где тепло и много воды). А высоко в горах их нет. Ведь на такой ствол нужны ресурсы, а на бедной почве и в суровых условиях его не вырастить.

    Ствол у дерева хоть и один, но он ветвится. Правда больше всего – у верхушки. Там листья образуют крону. Это позволяет деревьям получать максимально возможное количество солнечного света.

    Живут деревья столько же, сколько и их стволы – от нескольких десятков (например, слива) до нескольких тысяч лет (баобаб, тис, сосна остистая).

    Вы наверняка и сами можете привести множество примеров деревьев. Это ель, сосна, дуб, клен, береза, яблоня, груша, тополь, осина, пальма и многие другие.

    {"questions":[{"content":"Выберите все верные утверждения:[[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["Деревья – многолетние растения, которые предпочитают благоприятные условия обитания. ","У дерева один одревесневший ствол, который больше всего ветвится в верхней части.","У дерева несколько стволов, которые ветвятся у основания.","Деревья – многолетние растения, которые растут в любых условиях обитания."],"answer":[0,1]}}}]}

    Кустарники

    Кустарники – это тоже древесные растения. Но ветвление у них начинается от общего основания, расположенного под землей. Стволы кустарников иногда называют стволиками.

    Шиповник

    Один отдельный стволик живет не долго. Через 2–9 (иногда больше) лет он отмирает. Но так как периодически появляются новые стволики, сам кустарник может прожить намного дольше этого срока.

    Например, шиповник живет 100 и больше лет, но его стволики только 5–6 лет. У малины стволики живут только два года, а сам кустарник доживает до 50 и более лет.

    Аж до ста лет может дожить сирень! И ее стволики являются рекордсменами среди кустарников – они могут прожить 60 лет.

    Ветвление ствола дерева (слева) и стволиков кустарника (справа)

    Чем одревесневший стебель – ствол отличается от стволика?

    Ствол – это главный вегетативный надземный орган дерева. Он у дерева один. Стволик – так называют стволы кустарников, которых у одного растения образуется несколько.

    Кустарнички

    Кустарнички – это те же кустарники, которые так же ветвятся. Но в высоту эта жизненная форма не больше 50 см.

    Известные вам кустарнички – это черника, голубика, брусника, а также вереск, клюква, водяника и другие.

    Вереск

    Кустарничков много на болотах, в лесах (особенно хвойных). Они также распространены в тундре и высоко в горах.

    Полукустарники

    Полукустарники – это что-то среднее между древесными растениями и травами. Потому что нижняя часть стеблей у них одревесневает, а верхняя – остается травянистой (стебли с листьями и плодами).

    Лаванда

    Полукустарники – это тоже многолетние растения, но их травянистая часть отмирает на зиму. А на одревесневшей части находится много почек, из которых весной вырастают новые побеги.

    Эта жизненная форма встречается в полупустынных районах. К полукустарникам относятся полынь Гмелина, некоторые виды астрагалов, шалфея, лаванды, тимьяна.

    {"questions":[{"content":"Соедините пары (жизненные формы с их описанием) [[matcher-1]]","widgets":{"matcher-1":{"type":"matcher","labels":["Кустарник","Кустарничек","Полукустарник"],"items":["растение с несколькими одревесневшими стволиками, выше 50 см","растение с несколькими одревесневшими стволиками, до 50 см в высоту","растение с одревесневшими нижними частями стеблей и травянистыми верхними","растение с травянистыми стеблями, выше 50 см"]}}}]}

    Травы

    Травы – это растения, у которых надземная часть травянистая. По продолжительности жизни они делятся на однолетние, двулетние и многолетние.

    Полукустарник (слева) и травянистое растение (справа)

    У однолетних растений корень погибает вместе с надземной частью. А весь жизненный цикл (прорастание, созревание, размножение и отмирание) у них проходит в течение года.

    Примеры однолетних трав: василёк полевой, огурец, укроп, тыква, базилик, майоран, фиалка полевая.

    Василёк

    У многолетних трав – отмирает только надземная часть. А подземные органы несут зимующие почки, которые весной дают новые побеги.

    Примеры многолетних растений: мята, котовник, лютик, земляника, сныть.

    Земляника

    У двулетних растений сперва образуются корни, стебли и листья, то есть вегетативные органы. И только на следующий год – генеративные: цветки, плоды и семена.

    Примеры двулетних трав: тмин, петрушка, борщевик, капуста, морковь, репа.

    Петрушка

    Одуванчик – это многолетнее травянистое растение. В первый год у него образуется корень и листья, а на второй год появляются стебли и цветы.

    Одуванчик цветет в начале весны, а созревает (образует семена, которые разносятся ветром или детьми, любящими дуть на него) в конце весны – начале лета.

    Одуванчик

    {"questions":[{"content":"К какой группе жизненных форм растений вы отнесете одуванчик?[[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["Травянистое растение","Кустарничек","Полукустарник","Кустарник"],"answer":[0]}}}]}

    Жизненные формы

     
    Raunkiær (1934) классифицировал растения по месту расположения точки роста в менее благоприятные сезоны при условии, что растение сохраняет способность выживать в этих сложных условиях (см. список и рисунок ниже). В зависимости от места на земле этот неблагоприятный период может быть, например, в холодный зимний период или в засушливое летнее время. В наших регионах точка роста в неблагоприятный сезон приходится в основном на зимние почки. Можно выделить следующий порядок:

     

    • Эпифиты : растут на других живых растениях или прикрепляются к ним {Гр. эпи = выше; фитон =растение}
    • Phanerophytes : точка роста в неблагоприятный сезон не менее 50 см над уровнем земли, часто на стволах (например, деревьях, кустах, лианах) {Gr. фанеро = видимый}
    • Chamaephytes : точка роста в неблагоприятные сезоны на высоте примерно до 50 см над уровнем земли (например, многие многолетние травянистые растения) {Gr. chamai = близко к земле}
    • Hemicryptophytes : точка роста в неблагоприятный сезон над или непосредственно под землей {Gr. геми = половина; crypto = скрыто}
    • Therophytes : как семена (однолетние растения)
    • Cryptophytes или геофиты : точки роста в неблагоприятный сезон ниже уровня земли (например, Crocus) {Gr. гео = земля}
    • Helophytes : точки роста (зимние почки) под водой, цветущие части над водой (например, осока хохлатая) {Гр. helos = болото}
    • Гидрофиты : водные растения (bijv. Белая водяная лилия) {Gr. hydros = вода}

    Эти формы жизни неравномерно распределены по земле. Каждая климатическая зона имеет свой спектр жизненных форм. В тропиках встречается относительно много фанерофитов (деревьев), в засушливом климате (пустыне) встречается относительно много однолетних (терофитов), а в более умеренном поясе относительно много криптофитов и гемикриптофитов (розеточные растения, растения с ризоидами, луковицы, репы). обильный.

     

    Наиболее важные формы жизни по Раункиеру


     
    Определив, какой вклад различные формы жизни вносят во флору определенного региона, можно получить экологический спектр или спектр форм жизни, отражающий определенную связь с климатом области (см. таблицу ниже). . Заметен большой вклад деревьев и кустарников (фанерофитов) в тропиках. В холодном арктическом климате фанерофиты почти отсутствуют, а доля растений с бутонами непосредственно над землей, на поверхности или в почве велика (95 % Cham+Hemi+Geo). В условиях сухого субтропического климата (пустыни, засушливые районы) большое место в растительности занимают однолетники (терофиты).

     

    Спектр форм жизни по Раункиеру в различных климатических зонах

    Указан процент растений, принадлежащих к определенной жизненной форме. «Нормальный спектр» касается распределения всех высших растений вместе. Крупные фанерофиты: деревья; малые фанерофиты: кустарники и (карликовые) кустарники.



    Однако важно понимать, что многие из нынешних видов растительности не находятся на стадии кульминации. Человек оказал сильное влияние на состав многих биотопов. Тем не менее, система Раункиера предоставила инструмент для размышлений над важным, до сих пор нерешенным вопросом: как получается, что в очень разных регионах флоры встречаются растения с вполне предсказуемым спектром жизненных форм?

     
    Ссылка : Raunkiær (1934) Жизненные формы растений и статистическая география растений. Издательство Оксфордского университета.

    Форма жизни

    (загрузка 25 февраля 2015 г.) [ 日本語 | Английский ]

    Форма жизни (生活型)

    Гора Усу / торфяник Саробэцу после добычи
    Слева направо: Кратерная котловина в 1986 и 2006 гг. Пушица / Лилейник.

    ГЛАВНАЯ >
    Каталог лекций / Резюме исследования >
    Глоссарий >
    Форма жизни

    Правописание: форма жизни, форма жизни или форма жизни

    Определение
    Форма жизни Раункиера
    Спектр форм жизни Раункиера в мире
    Раункиер, Кристен Кристенсен
    Состояние покоя почек и жизненная форма
    Виды-индикаторы

    Образ жизни и признаки вида
    1. Описание:
      1. Базовый (Феопрат 300 г. до н.э.)
      2. Комплекс (фон Гумбольт 1986 и др.)
    2. Экологический:
      1. Пережить тяжелые времена (Раункиер 1905, 1907)
      2. Ростовая форма (du Rietz 1931 и др.)
        1. Форма Мигуле
        2. Корешковая форма (Numata & Asano 1969)

    1. Форма роста вида, например, хвойное дерево, широколиственное дерево, вечнозеленый кустарник, листопадный кустарник, папоротник, злак, разнотравье, паразит или сапрофит, карликовое древесное растение
    2. Избегайте периодов стресса (прохладная/жаркая температура или засуха) со стороны спящих органов
    Эволюция форм жизни посредством приобретения питательных веществ

    Максимизация хороших времен (良 好 タ イ ミ ン グ 最 大 化) (Бойзен-Йенсен, 1937, Монси, 1960, Вальтер, 1973, Шульце, 1982)

    Эффективность конкретного жизненного цикла измеряется предельной отдачей углерода на единицу вложенных ресурсов.
    (прирост углерода)/(использование углерода)↑
    (использование углерода)/(использование воды)↑
    (прирост углерода)/(использование питательных веществ)↑

    Адаптация формы растения для корректировки этого соотношения

    1. Продолжительность жизни растений (однолетники и многолетники)
    2. Распределение углерода (фотосинтез против нефотосинтеза)
    3. Продолжительность жизни листьев (вечнозеленые и листопадные)
    Некоторые факторы, благоприятствующие вечнозеленым лиственным

    1. высокий УФ
    2. сильная атмосферная засуха (низкая влажность, сильный ветер)
    3. Низкое содержание питательных веществ
    4. Периодические заморозки в начале сезона
    5. Короткий вегетационный период
    6. Сухое лето — влажное лето
    Водно-болотные растения

    Гидрофит (水生 植物 植物) = Водные растения
    Гигрофит (湿生 植物/水生 植物) = между гидорфитами и мезофитами, не развивающиеся специальные органы для условий воды
    Halophyte (塩生 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物 植物): (中生植物): большинство растений
    ксерофит (乾生植物): адаптированы к

    равномерная сухость
    периодическая сухость
    Бывший. мангровые заросли

    Жизненная форма Раункиера (спящая форма) (ラウンケアの生活型)


    Виды, разделенные на несколько жизненных форм в зависимости от расположения спящих органов в неблагоприятные сезоны, т. е. холодные и/или засушливые сезоны
    Таблица . Спектры формы жизни Раункиера или формы покоя (Raunkiaer 1934)

    • Жизненная форма [код] положение покоящейся почки (упрощенная категория), пример
    • Phanerophytes [P] (деревья, включая эпифиты и склерофиты)
      • Macrophanerophytes [MM] > 8 м высотой (высокое дерево), Larix kaempferi , Populus maximowiczii , Fagus crenata
      • Mesophanerophytes [M] = 2-8 м (низкое дерево или кустарник), Camellia japonica , Aucuba japonica
    • Nanophanerophytes [N] = 30 см — 2 м (кустарник), Salix reinii , Ledum palustre
    • Chamaephytes [Ch] < 30 см, Ardisia japonica , Trifolium repens
    • Hemicryptophytes [H] наземная поверхность (многолетнее травянистое растение), Polygonum sachalinense , Taraxacum officinale
    • Геофиты [G] подземные (многолетние травы), Petasites japonicus var. giganteus , Phyllostachys гетероцикла
    • Helophytes [HH] подводные (многолетние травы), Typha latifolia , Nymphaea tetragona , Ceratophyllum demersum , Hyderilla verticillata
    • Терофиты [Th], дающие семена (однолетнее растение), Polygonum longisetum

    Эпифит (着生植物): растение, не паразитирующее на другом растении (например, дереве) → тропические районы
    Склерофит (硬葉植物): вечнозеленое ксерофитное растение с толстыми твердыми листьями

    Рис. Жизненная форма Раункиера. Коричневым квадратом обозначено положение спящих почек. (а) фанерофиты, (б) нанофанерофиты-хамефиты, (в) гемикриптофиты, (г) геофиты, (д) ​​терофиты, (е) эпифиты

    Спектр формы жизни Раункиера

    Таблица 4 . Избранные спектры раункиерских форм жизни для некоторых основных климатических условий. n: количество исследованных видов. (Каин 1950)


    Тип растительности Климат и местность Жизненная форма
                                              n Ph Ch H G/HH Th
     

    Нормальный спектр (мировой стандарт) 1000 46 9 26 6 13
    Тропический лес, Квинсленд (2) 141 96 2 2
    Субтропическое вечнозеленое растение, Матеран, Индия 361 65 17 2 5 10
    Пустыня, Закаспийская низменность (3) 768 11 7 27 14 41
    Средиземноморский оливковый лес, Крит (4) 1571 915 27 10 38
    Степь, Акрон, Колорадо (5) 79 19 58 8 15
    Листопадный широколиственный умеренный климат 1453 15 2 49 22 12
        Форест, Коннектикут (6)
    Тундра, Шписберген (1) 110 1 22 60 15 2
     

    1. Раункиер К. 1934
    2. Кромер ДАН и Прайор Л.Д. 1942. Вклад в экологию тропических лесов. проц. Линн. соц. Новый Так. Уэльс 67: 249-268
    3. Полсен О. 1912. Вторая Датская Памирская экспедиция. Исследования растительности Закаспийской низменности. Арбейдер из бота. Have я Копенхавен 90:1-279
    4. Туррилл ВБ. 1929. Растительный мир Балканского полуострова. Фитографическое исследование. 1-490
    5. Полсен О. 1915. Несколько замечаний о пустынной растительности Америки. Мир растений 18: 155-161
    6. Эннис Б. 1928. Жизненные формы растений Коннектикута и их значение по отношению к климату. Conn. State Geol. Нац. История Surv., Bull. 43: 1-100

    Состояние покоя почек и жизненная форма


    . glehnii

    C C

    C C

    4

    4

    4

    S

    .0065

    Табл. Глубина покоя почек, структура спящих почек и жизненные формы трав в умеренном поясе. (После семинара Йоши)
    Вид Глубина покоя
    почек
    Тип
    покоя
    Тип
    спящая почка
    Форма жизни
    Раункиера
    Фенология
    побегов
    Октябрь Декабрь
    1. Эригерон однолетний 3 4 I A Hpr WG-SG
    2 Oenothera biennis 3 6 I A Hpr WG-SG
    3 Шиповник обыкновенный 6 7 I A Hpr EG
    4 Румекс ацетоселла 3 4 I A Hpr SG
    5 Виола сп. 6 7 I A Час SG
    6 Trifolium repens 5 5 I A H SG
    7 Подорожник ланцетный 6 6 I A Hr EG
    8 Подорожник азиатский 23 4 II B Час SG
    9 Лейбниця анандрия 54 11 II В ч сг
    10 Солидаго вирга-ауреа 39 12 II B protH SG
    11 Астра сп. 19 19 II B b protH SG
    12 Солидаго альтиссима 45 18 II B b protH SG
    13 Полынь японская 37 8 II B protH SG
    14 Полынь горная 54 10 II B protH SG
    15 Anaphalis margaritacea var. ангустиор 39 17 II B protH SG
    16 Sanguisorba tenuifolia var. узколистная f. белый 52 15 II B protH SG
    17 Tiarella polyphylla 19 10 II C Ch EG
    18 Пирола инкарната 59 16 II C c Ch EG
    19 Пахисандра терминальная 25 11 II C c Ch EG
    20 Агримония японская 23 7 II B b Grh SG
    21 Geranium thunbergii 17 13 II C Grh SG
    22 Filipendula camtschatica (300) 11 III B Grh SG
    23 Helianthus tuberosus 300 33 III B Gst SG
    24 Aster glehnii 300 240 III B Grh SG
    25 Adenocaulon himalaicum 300 60 III B Grh SG
    26 Cacalia hastata orientalis 300 24 III B Grh SG
    27 Polygonum filiforme 300 31 III B Grh SG
    28 Phrma leptostachya var. asiatica 300 23 III B-C Grh SG
    29 Cacalia delphiniifolia 300 19 III B-C Grh SG
    30 Cacalia auriculata var. камчатская 300 16 III B-C Grh SG
    31 Diphylleia grayi 300 43 III C Grh SG
    32 Petasites japonicus var. Giganteus (300) 8 III C GRH SG
    3311929
    300 53 III C Gbulb SG
    34 Trillium smallii 300 46 III C c Grh SG
    35 Trillium tschonskii 300 50 III C c Grh SG
    36 Trillium kamtschaticum 300 41 III C c Grh SG
    37 Paris tetraphylla 300 25 III C c Grh SG
    38 Chloranthus japonicus 300 33 III C c Grh SG
    39 Erythronium japonicum 300 60 III C c Gbulb SPG
    40 Gagea lutea 300 24 III C c Gbulb SPG
    41 Anemone raddeana вар. integra 300 31 III C Grh SPG
    42 Panax japonicus 300 28 III C Grh SG
    43 Maianthemum dilatatum (300) 10 III C C 44 40044 4 C C C C C C C C

    *: 300 и 240 — Отсутствие распускания почек в течение 300 дней и 240 дней соответственно.
    *: (300) — В течение 300 дней распускается несколько бутонов.
    B b : Некоторые бутоны набухли или слегка лопнули в конце октября.
    C c : Побеги, развивающиеся в последующий вегетативный период, формируются в спящей почке.
    *: Hpr — частично розеточные растения гемикриптофитов, Hr — розеточные растения гемикриптофитов, protoH — протогемикриптофиты, Ch — хамефиты, Grh — корневищные геофиты, Gst — стеблево-клубневые геофиты и Gbulb-луковичные геофиты.
    ++: WC — Wintergreen, SC — Summergreen, EG-Evergreen, SPC-Springgreen.


    Вид, указывающий на характеристики условий окружающей среды, например змеевик.

    Биоиндикатор

    ≈ биомонитор
    Растения, животные или химические вещества, используемые для мониторинга окружающей среды и/или экосистемы

    Биомониторинг

    измерение содержания в организме токсичных химических соединений, элементов или их метаболитов в биологических веществах

    Методы и процедуры определения видов-индикаторов

      функциональный подход: легко узнаваемые функциональные группы, представляющие адаптивные стратегии

      литература, спрашивая
      прямое рукоположение
      обратный анализ
      бинарный дискриминантный анализ: в основном χ²-тест
      Анализ грайм-стратегии: в основном форма жизни
      форма жизни или роста
      Клинка тип формы жизни → средневзвешенный
      может быть бесполезно, какая(ие) среда(и) указывается(ются) решается до создания видов-индикаторов

    1. образец растительности
    2. не указывать индифферентные виды (обычно обычные виды)
    3. подход к спектру
      Частота видов ( j ) в атрибутивной категории ( k ) (например, влажность 1 → 6)
      F = [сумма видов ( i ) j , k

    0 90 [всего] всего покрытия(Σ I σ J C I , J , K )] × 100, сумма видов I ) 9
    9. 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. 9. С Ийк
  • индекс индекса II … анализ весовых коэффициентов
    вес = Z j … различные методы взвешивания
    II k = Σ(вес каждого вида)/Σ(вес всех видов) × 10
  • Индикаторная установка


    Hypochaeris radicata

    Виды растений, используемые в качестве видов-индикаторов.
    Растения не могут сильно двигаться, за исключением случаев, когда они являются семенами (и пыльцой). Поэтому каждое растение приживается в соответствующем типе почвы, рельефе и климате и в целом указывает на среду лучше, чем животные.

    Phragmites australis — указывает на влажную среду обитания
    Drosera rotundifolia — указывает на бедную питательными веществами среду обитания
    экзотические виды — указывает на урбанизацию

    Подорожник ланцетовидный

    Факторы окружающей среды

    pH, питательные вещества, влажность, свет, температура, соленость и т. д.
    + нарушение (выпас скота, частота и интенсивность пожаров, наводнение)
    → предположение: прошлые условия окружающей среды можно оценить на основе установленных заводов
    + наследственный статус

    Потенциал площадки


    Ламия пурпурная

    Историческое состояние
    Жизненные формы и биотические индикаторы

    отдельные виды
    морфологические закономерности

    пластичность
    спектр форм жизни
    Бывший. WW (западный Вашингтон): несколько однолетников ↔ EW: много → связано с осадками, лесными пожарами и открытостью

    (Грайм 1973)

    • Код, научное название, общепринятое название и общее индикаторное значение важных видов в Вашингтоне
    Викторина
    1. Концепция видов-индикаторов может быть распространена на более высокие таксоны. Что вообще может обозначать каждый из этих таксонов в нашем регионе: Orchidaceae; сложноцветные; злаки; Карекс; Вакциниум, кустовая розоцветные; вересковые. Для каждой группы назовите вид, являющийся исключением из общего правила.
    2. Для каждого из перечисленных состояний перечислите несколько отличных индикаторов низкого, среднего и высокого уровня состояния: влажность почвы, pH почвы, засоление, выпас скота, вытаптывание, питательные вещества, свет, огонь и биоклиматическая зона. Перечислите другие условия, которые можно определить по видам, присутствующим на участке.

    (Бартельхаймер и Пошлод, 2016 г.)

    Значение индикатора Элленберга

    может использоваться в качестве числовой системы для классификации ниш местообитаний видов и их пикового распространения вдоль градиентов 90–103
    Возникающая картина такова, что для:
    N (азот/питательные вещества) можно выделить несколько детерминант.

    1 = растет только на самых бедных почвах → 9 = растет только на почвах, чрезмерно богатых азотом (питательными веществами)

    R (номера реакции почвы)

    1 = сильная кислотность (никогда не бывает умеренно кислой или щелочной) → 9 = щелочные и известковые условия, только известковые почвы

    M (числа влажности почвы): 1-12

    1 = вид только на сухих почвах → 9 = только на влажных или гипоксических почвах
    10–12 = водные виды

    L (светлые номера)

    1 = глубокая тень с доступным 1–30% полного света → 9 = растет только при полном освещении до минимум 50% полного света

    C (континентальность)

    расстояние до моря в Центральной Европе, где «эвконтинентальный» (C = 9) представляет пик распространения вида на большом расстоянии от моря, а «эвокеанский» (C = 1) указывает на непосредственную близость к морю.

    Дата последнего обновления страницы 2021