Лекарственные растения 4 класс рассказ: Разработка урока «Лекарственные растения» 4 класс

Содержание

Разработка урока «Лекарственные растения» 4 класс

Урок по предмету «Мир природы и человека» 4
класс

                                                                                  

Есть в травах и цветах целительная сила

                                                        
Для всех, умеющих их тайны разгадать
.

(Р. Рождественский)

 

Тема: «Лекарственные растения»

 

Цель: ознакомление
 учащихся с  лекарственными растениями и их применение.

 

Задачи:

образовательные:

познакомить учащихся с лекарственными
растениями, рассказать о ценности и  лечебных свойствах  лекарственных
растений, правилах их сбора и хранения;

коррекционно – развивающие: расширять познавательную активность, словарный запас, формировать
знания учащихся по  сбору лекарственных растений, развивать память, внимание,
наблюдательность,

образное мышление через коррекционные задания;

воспитательные: 

воспитывать  бережное  отношение к
природе родного края, экологическую культуру, бережное отношение к своему
здоровью.

здоровьесберегающая:

осуществлять профилактику нарушения осанки.

Оборудование и используемый материал: ноутбук, презентация урока «Лекарственные растения», энциклопедия
лекарственных растений, памятки,  карточки, анкеты.

 

 Методы и приемы обучения: рассказ,
беседа, самостоятельная работа, дифференцированная работа.

Формы организации познавательной
деятельности
: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Словарь: «зелёная аптека», зверобой,
календула, ромашка, подорожник,  рецепт.

Средства обучения:

— учебник «Мир природы и человека»  4 класс
Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, Москва «Просвещение» 2018
г.;

— презентация «Лекарственные растения»;

— памятки по сбору лекарственных растений;

— выставка «Лекарственные растения»;

Тип урока: Урок
изучения нового материала.

Форма урока: Урок-презентация.

Слайд 1

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют
гости. Поздоровайтесь с ними.

Садитесь.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

— Я желаю вам хорошего настроения и бережного
отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится.

 Сегодня на уроке мы совершим с вами
небольшое путешествие в мир природы,   откроем одну интересную, важную для
человека страницу. А сейчас послушайте стихотворение.

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Должен знать ты наперёд

От растений большой прок!

Все растения полезны,

Они —  лекарства для людей,

Помогают от болезней,

Только каждый от своей.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Зверобой и подорожник,

Ноготки, ромашка, мята.

Вот «зеленая аптека»

Помогает вам, ребята!

2 Беседа. Введение в тему урока.

— О чем это стихотворение? (отвечают)

— Чем вы лечитесь, когда болеете? (Лекарствами)

— А чем можно лечиться еще, кроме таблеток и
сиропов? (Лекарственными растениями).

Правильно. Какой будет тема  сегодняшнего
урока? (отвечают) «Лекарственные растения». Как вы думаете, а что мы узнаем об
этих растениях? ( названия, правила сбора, что ими можно лечить)

Слайд 2

3.Изложение нового материала.

Слайд 3

Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель,
коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных или же
используют для изготовления лекарств.         
         

  Лекарственные растения были
известны человеку с давних времён. Человек пытался с их помощью избавиться от
страданий, которые причиняли ему различные болезни. Важно очень хорошо знать
растения, какое лечебное действие они оказывают, уметь правильно их применять.

Слайд 4

  Полезную часть лекарственных растений люди
собирают, очищают, а затем высушивают. В наше время лекарственные растения не
являются редкостью, они продаются в аптеках. Такая аптека представлена на нашем
уроке, в дальнейшем мы с нею поработаем.

4. Работа с учебником с. 18

После прочтения учащимися текста учебника,
ответы на вопросы:

-Почему многие растения называются
лекарственными?

-В каких частях растений могут находится
полезные вещества?

-Почему перед применением лекарственных
растений нужно обязательно посоветоваться с врачом?

-Где можно купить лекарственные растения?

Слайд 5

Физкультминутка: Игра «Деревья, кустарники,
травы».

Правила: при
назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать,
какие деревья высокие, кустарник – руки разводят в стороны (кусты широкие),
травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий
(учитель) может вставлять названия животных, не предупреждая, тогда дети не
должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость
игры, от  медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с
детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, сирень, тополь, малина,
одуванчик, МЕДВЕДЬ, сосна, астра, липа, незабудка, крыжовник, земляника, дуб,
огурец, смородина, подснежник, КОШКА, берёза.

СЛАЙД 6

Продолжаем наш урок. Я
приглашаю Вас изучить   лекарственные свойства тех растений,
которые растут  повсеместно. Но мы успеем познакомиться лишь с небольшой
частью  лекарственных растений,  которые вы встречаете часто и может быть даже
не задумываетесь о том, какое влияние они оказывают на ваше здоровье.

            Начнём
с игры «Кто знает?» (По очереди называют лекарственные растения).

Молодцы, ребята! А сегодня вы узнаете о
растениях много нового и интересного.

— Ребята, как вы думаете, есть ли какие-нибудь
правила сбора лекарственных растений? (да)

 Слайд 7

Правильно, есть такие правила, давайте
познакомимся с ними. Уч-ся пользуются индивидуальными памятками.

Если лекарственное растение занесено в
Красную книгу, то рвать его нельзя.

  1. Нельзя рвать все растения, часть их нужно
    оставлять в природе, чтобы лекарственные растения полностью не исчезли в
    этом месте.
  2. Собирать их нужно так, чтобы не навредить
    другим растениям или животным.
  3. Нельзя собирать лекарственные растения
    вблизи автомобильных и железных дорог, в городах с загрязненным воздухом.
    Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными.
  4. Собирать нужно только те растения,
    которые ты хорошо знаешь, умеешь отличать от других, похожих видов.
  5. Сбор лекарственных растений необходимо
    проводить только в хорошую погоду.
  6. Нельзя складывать в одну корзину
    одновременно несколько растений разного вида.
  7. Большое количество лекарственных растений
    нельзя сушить на солнце, так как при этом разрушаются полезные для
    человека вещества.

(Учащиеся читают правила).

С правилами сбора лекарственных растений
познакомились, переходим непосредственно к самим растениям.

Слайд 8-9

Загадка

Растет  в лесу кудряшка,

Белая  рубашка, сердечко золотое,

Что   это
такое?  (Ромашка)

Ромашки — это маленькие солнышки. Растение
однолетнее. Поэтому, если на одном месте сорвать все ромашки до того, как
созревают семена, то на будущий год ромашек на этом месте может и не быть.
Ребята, а кому знакомо это растение? Какие полезные свойства у этого растения?
Отвар из цветков ромашки улучшает пищеварение, выводит из организма
болезнетворные микробы, ускоряет заживление ран, помогает при простудных
заболеваниях — настоем цветов ромашки полощут рот и горло при ангине, кашле.

Слайд 10-11

Загадка (Подорожник)

Вырастает

подорожник,
Лишь-приходит-срок,
На-земле-сухой-и-твердой
Около-дорог.
Говорят-о-нем-в-народе
Добрые-слова.
Всем-поможет-подорожник –
Скромная-трава-

Если-ты-порезал-руку
Или-ногу-сбил,
Он тебе залечит раны

И прибавит сил.

                          (Подорожник)

 

Подорожник — многолетнее растение,
неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и
получил свое название. Листья подорожника останавливают кровотечение, заживляют
раны, снимает воспаление глаз и

зубную боль.

Слайд 12-13

Загадка

У нас ни пальцев нет,

Ни рук –

Лишь только лепестки вокруг.

Мы необычно называемся,

Но в маникюре не нуждаемся

                                              
(Ноготки)

Сообщение подготовила Бажанкина А.

Из календулы готовят настойки и мази.
Применяют при полоскании полости рта и горла. При стоматите и ангине.

Слайд 14-15

Загадка

Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашёл:

Мелкий, жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок, вылечит недуг любой.

Что же это?

                    (Зверобой)

Сообщение подготовила Новик В.

В старину это растение считалось травой от
девяноста девяти болезней. Народная молва наделила траву «страшной
силой» —  косит всякое зверьё направо и налево. Отсюда и название
растения. Но зверобой не убивает съевших его животных. Это растение помогает
при заживлении ран, при недомоганиях, при кашле. Очень полезен чай из
цветков и листьев зверобоя.

 

Все эти растения растут и в нашем крае. А ещё
много полезных и красивых: шиповник, лопух, полынь, мать-и — мачеха, клевер,
крапива и много других растений.

Работа с учебником с.19

4. Первичное закрепление материала: 

Работа в парах

Лекарственное

растение

Какую часть
используют

Лечебное

свойство

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

 

Познакомьтесь с нашей выставкой – здесь — сушеные
плоды черемухи, шиповника, компоты из ягод, варенье из малины, смородины. Эти
продукты в течение всей зимы снабжают наш организм витаминами, а это помогает
справиться с  простудными заболеваниями.

 

Слайд 16

-Ролевая игра «Зеленая аптека»

( На витрине стоят коробочки с названиями
лекарственных растений: ягоды шиповника, корень одуванчика, цветки ромашки,
лист подорожника, березовые почки, масло облепиховое, кора дуба, трава
чистотела, плоды черники. Ученик в белом халате исполняет роль фармацевта, дети
выступают в роли покупателей. На учительском столе лежат листочки с названиями:
витаминное средство, средство для повышения аппетита, для полоскания горла, при
ссадинах, мелких порезах, для лечения ожогов, для укрепления десен, для
выведения бородавок, веснушек, для улучшения зрения.)

— Ситуации:

— Мальчик Ваня заболел ангиной, какое
лекарственное растение может ему помочь? (ромашка лекарственная)

— Маленькая девочка Таня играла на улице,
забегалась и упала, разбила колено, какое лекарственное растение сможет ей
помочь? (подорожник)

— Оля гуляла без шапки в холодную погоду и
простудилась, какое лекарственное растение может ей помочь? (ромашка)

5. Итог урока

СЛАЙД 17

Подходит к концу наш урок. Я хотела бы узнать,
что интересного и полезного вы узнали на уроке. Какую тему изучали на уроке?

Предложите фразы:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я удивился. ..

О чем расскажете дома родителям?  

Рефлексия

СЛАЙД 18

У вас на партах лежат листики. Если вам на
уроке было интересно, вы узнали новое, то покажите листочек зелёного цвета,
если что-то осталось непонятным — желтого цвета, ну а если урок совсем вам не
понравился — то  красного цвета.

(Дети выходят к доске с листочками).

Домашнее задание: 

-Бажанкина А., Кривоконева В., Новик В. —рассказать о лекарственных растениях, которые  используют в вашей
семье.

Козлов Д., Рашева П. читать и отвечать
на вопросы уч. с. 18-19

Тропина В. переск. уч. с 18-19

Желаю вам всем крепкого здоровья!

 

 

 

 

 

проект по окружающему миру»лекарственные растения нашего края» | Проект по окружающему миру (4 класс):

                       Проект

                                                                                                                                         

Тема «Лекарственные травы родного края»

Предмет: окружающий мир

                                                                                      Выполнил: обучающийся 4 класса

                                                                     МОУ Медянской СШ

                                                                         Лузин Николай

                                                                                                Учитель: Николаева Т. В.

Цели проекта: 

1.Создание условий для ознакомления с миром лекарственных растений  Нижегородской  области.

2. Сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

1.Уточнить и расширить знания  о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить с разнообразием целебных растений, с правилами их сбора и хранения.

3. Пополнить словарный запас, расширить знания о лекарственных растениях.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Проблемные вопросы:

  • Какую пользу приносят лекарственные растения?
  • Может ли измениться жизнь человека с исчезновением лекарственных растений?
  • Что необходимо предпринять, чтобы остановить процесс исчезновения растений?
  • Какую роль играют растения в природе и жизни людей?
  • Какую пользу приносят лекарственные растения?
  • Какими народными рецептами вы пользуетесь, когда болеете?

Прогнозируемый результат:

  1. Знать какие лекарственные растения растут в нашем крае.
  2. Где используются лекарственные растения.

Актуальность

Жизнь современного человека невозможно представить без лекарств. Обычно мы не задумываемся, откуда они берутся. Если кто-то заболел — идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют специальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты сложного химического состава. Но многие таблетки имеют серьезные побочные эффекты. Кроме того, лекарства стоят дорого.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов.

Сохранились исторические сведения о том, что лекарственные свойства растений использовались еще три тысячи лет назад в Китае и Египте.

В последнее время люди так увлеклись сбором таких растений, что они стали исчезать, некоторые занесены в Красную книгу. Лекарственные растения необходимо охранять!

Мир лекарственных растений Нижегородской области

— Наш край богат лекарственными растениями. Лекарственные растения содержат в себе действующие вещества, которые влияют на наш организм.

— С некоторыми из них мы вас сейчас познакомимся.

                      Ромашка лекарственная

Русское название ромашка появилось в 18 в.

В русской народной медицине настой цветочных корзинок используют в виде настоя при гастритах, при заболевании печени, почек, при простудных заболеваниях, нервной системы, при бессоннице.Ромашку лекарственную необходимо употреблять только по назначению врача.

                     Одуванчик

В пределах нашей страны описано 208 видов одуванчиков.

В русской народной медицине одуванчик считался «жизненным эликсиром» используется для улучшения пищеварения, успокаивающее средство, полезен при желтухе, бессоннице.

                                                 Подорожник

Давно было замечено: натрет ли человек неудобной обувью ногу, поранит ли руку, обожжется ли искрой костра, — стоит только к больному месту приложить чистый молодой листок подорожника, как боль затихает, ранка начинает быстро заживать. Именно поэтому на Руси подорожник называют «поранником», или «чирьевой травой».Растение постоянно сопутствует человеку. Индейцы Америки называли его «следом белого человека», так как прижатые к поверхности листья напоминают след ноги.Препараты из листьев применяют при гастритах, остро-кишечных заболеваниях.Сок свежесобранных листьев подорожника оказывает положительное влияние на заживление ран.

                                                                              Клевер
Клевер – это всем известное луговое растение.

О нем часто упоминают в сказках и байках.

Клевер красиво цветет — яркими, малиновыми шишечками. Но этот небольшой милый цветок обладает колоссальной силой и пользой. Об этом знали еще сотни лет тому назад, и по сей день клевер входит в состав многих лечебных травяных сборов. Клевер даже сравнивают с женьшенем, настолько хорошо он помогает.

Красный клевер — это древнейшее лекарство против онкологических заболеваний. Для лечения применяют стебли, листья, корни и цветки.  

                 Крапива двудомная

Крапива – древнейшее лекарственное растение. Используется при ревматизме и лихорадки, также крапива хорошо останавливает кровь.

Сок крапивы применяется при камнях в печени, почках, болезни легких. В этом растении содержатся витамины С, К, каротин.

В народной медицине настои из крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, используются как средство укрепления волос.

         Мать и мачеха

Ярко-жёлтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу – ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать.Целебные свойства

мать-и-мачехи ценились еще в народной медицине Древней Греции.

В переводе с латинского языка её родовое название читается как «прогоняющая кашель». И действительно, наибольшую популярность во все времена завоевали рецепты с применением растения для лечения всех видов кашля. Особенное распространение мать-и-мачеха нашла в грудных сборах.

         Чистотел

В народной медицине чистотел, как лекарственную траву применяют как внутренне, так и наружно. На основе чистотела готовят отвары, настои, мази, настойки.

Чистотел обладает противовоспалительным свойством.

Чистотел обладает мочегонными и желчегонными свойствами.

Обладает чистотел болеутоляющим лечебным свойством.

Трава чистотел излечивает чесотку, заживляет раны, ушибы, чистотел применяют для  удаления мозолей.

Чистотел обладает антибактериальными, противогрибковыми,  противовирусными свойствами.

                                        Тысячелистник
Растение хорошо известно народным целителям своими лекарственными свойствами. Тысячелистник – цветок неприхотливый, он является прародителем многих декоративных сортов для сада, отличающихся яркими красками и выносливостью.

Тысячелистник обладает антибактериальным и противовоспалительным свойствами. Растение оказывает положительное действие на внутренние органы человека.

Тысячелистник применяют в качестве ранозаживляющего, бактерицидного и антиаллергического средства.

Настой растения используют для повышения свертываемости крови и уменьшения риска образование тромбов. Также тысячелистник помогает при ожогах. Кроме того, растение способно сделать реже частоту сердечных сокращений.

                                            Полынь. 

Полынь – это уникальное лекарственное растение, которое с древних времен используется как в медицине, так и в кулинарии, в качестве приправы. Разновидностей сортов этого растения очень многочисленная, во всем мире их насчитывается более 500 видов. Произрастает полынь преимущественно на запущенных и неухоженных полях, огородах, около домов и по краям дорог.В народной медицине полынь употребляют при лихорадке, против глистов. Корни растения помогают при эпилепсии и колитах. При кожных заболеваниях принимают ванны с полынью.

                                           

                                                  Зверобой.

Зверобой – популярное лекарственное растение, на протяжении веков доказавшее свою действенность и заслужившее тем самым искреннюю любовь народа. В России зверобой именовали травой святого Иоанна или ивановской травой, поскольку его время цветения приходилось прямо на Иванов день. Кстати, полезные свойства зверобоя были известны не только русским людям, но и жителям Древней Греции и Рима.

  В отечественной  медицине применяют  отвар — при заболеваниях сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, болезнях печени. Листья — заживляют раны. Препараты зверобоя улучшают венозное кровообращение и кровоснабжение некоторых внутренних органов. Зверобой лечит гипертонию, простудные заболевания. 

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья

Те, что для людей полезны, —

И отступят все болезни!

Памятка по сбору лекарственных трав:

  1. Что собирать? Нужно точно знать растение, и какие части его собирать.
  2. Когда собирать? Лекарственные растения обладают лечебной силой в определенные месяцы.
  3. Как собирать? Заранее запастись всем необходимым.
  4. Где собирать? Нельзя собирать у дорог, городских свалок, в местах обработанных ядохимикатами и там, где растений мало.
  5. Собирая, сохраняйте. Берите ровно столько, сколько нужно и правильно сушите.

Правила правильного сбора лекарственных растений.

  • Нельзя срывать растения для букетов.
  • Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много.
  • Собирая лекарственные растения, нужно обязательно часть их оставлять в природе, чтобы они размножались.
  • Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя.
  • Нужно знать, какие части растений имеют лечебное значение.

Лечебные травы крайне важно не только правильно высушить, но и правильно хранить, соблюдая все условия и сроки.
Целебные свойства трав теряются со временем и при неправильном обращении.

                               Правила хранения лекарственных трав:

 Нельзя хранить разные травы вместе, каждому виду должно быть уделено отдельное место.

  • Отдельно необходимо хранить и отдельные части одного растения (листья, цветки, корни и т.п.), поскольку они имеют разные сроки хранения.
  • Самые идеальные для хранения трав считаются картонные коробки, деревянные ящики, корзинки, полотняные мешочки или бумажные пакетики, поскольку они пропускают воздух.
  • Периодически травы необходимо проверять, осматривать, перебирать. Если вы обнаружили плесень, то запасы надо выбросить, толку от них уже не будет.
  • Обязательно подписывайте растения. На любой таре необходимо указать название растения, а также дату сбора или покупки.

Травы сохраняют целебные свойства в среднем до 2 лет, плоды — до 3 лет, кора и корни — до 5 лет.

Вывод:

В ходе работы над проектом мы научились различать, узнавать растения по внешним признакам, познакомились с их лекарственным значением, правилами сбора и хранения, выявили меры по сохранению лекарственных растений в природе.

Работа помогла понять, что растения являются частью природы и люди должны бережно относиться к ней.

Берегите природу! Будьте здоровы!

8 лекарственных растений, которые могут вылечить вас и которые можно найти где угодно

Многие думают, что лекарственные растения трудно найти и их можно найти только в далеких лесах или горах, но это не так!

Веб-служба India Today

Нью-Дели, ОБНОВЛЕНО: 21 сентября 2018 г., 18:20 IST

Веб-служба India Today : В эпоху передовой медицинской науки и таблеток немногие люди доверяют им. Аюрведа. Древняя медицинская наука заботилась о человечестве на протяжении веков.

Значит, стоит попробовать.

Ренессанс фитотерапии
  • Многие думают, что лекарственные растения трудно найти и их можно найти только в далеких лесах или горах
  • С появлением химически синтезированных лекарств домашняя аптека со временем исчезла
  • Знание обычных средств от легких недомоганий также резко упало
  • Однако благодаря глобализации и помощи Интернета все больше и больше людей склоняются к аюрведе

реклама

Исследовательские центры по всему миру делают все возможное, чтобы проанализировать характеристики легкодоступных растений и найти лекарства от более серьезных заболеваний из их экстрактов.

  • Сейчас это называют ренессансом фитотерапии
  • Многое в этом обновлении зависит от самообразования каждого человека
Чтобы познакомить вас с некоторыми важными лекарственными растениями и их ценностью, вот восемь лекарственных растений, которые можно найти практически в любой точке Индии, и болезни, которые они лечат:

1. Bael:

Экстракт листьев этого очень знакомого дерева помогает вылечить диарею, дизентерию, запор.

2. Туласи:

Когда-то листья туласи или базилика, которые можно увидеть во дворе каждого индийского дома, могут вылечить кашель, простуду, бронхит и потерю аппетита.

Растение является наиболее широко используемым травяным отхаркивающим средством в мире.

3. Мята перечная или пудина:

  • Листья растения популярны в основном благодаря своему вкусу.
  • Однако нельзя упускать из виду его лечебные свойства, такие как лечение несварения желудка и заживление синяков

4.

Хна или мехенди:

  • Как вы думаете, почему индийские женщины всегда любили наносить мехенди на руки?
  • Ответ прост и очевиден – мехенди помогает вылечить ожоги

5. Ним:

  • Аюрведы считают это растение одним из самых ценных растений.
  • Экстракт его листьев оказывает успокаивающее и болеутоляющее действие при эпилепсии, гипертонии

6. Корица:

Еще одно популярное отхаркивающее средство, дальчини или корица, помогает вылечить легочные заболевания, такие как бронхит, астма и даже сердечные заболевания и лихорадку.

7. Лаванда:

  • Цветок широко ценится за его запах
  • Однако он также облегчает боль, а при нанесении на порезы и синяки действует как антисептик

8. Бархатцы:

  • Экстракт календулы, широко известный на хинди как гаенда, хорошо помогает при солнечных ожогах, прыщах и угревой сыпи
  • Это лекарственное растение успокаивает язвы и помогает при проблемах с пищеварением

Читайте также: Иностранные студенты в очереди на курсы аюрведы

Читайте также: Колледж Гарги Университета DU представляет шестимесячный курс аюрведы и йоги Нажмите здесь, чтобы оставаться в курсе и знать, что происходит во всем мире с нашими G. K. и раздел текущих событий.

Чтобы получать больше новостей о текущих событиях, отправьте запрос по почте [email protected]

Отредактировано:

Таня Сайгал

Опубликовано:

9 сентября 2015 г. Frlht-tdu История сохранения и рационального использования лекарственной флоры

Даршан Шанкар

1. ПЕРВИЧНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ФЛОРЫ В ЛЕСНЫХ СРЕДАХ

FRLHT-TDU Кампус с 1500 видами лекарственных растений

Малоизвестный факт, касающийся видового состава лесной флоры Индии, заключается в том, что 40-70% флоры экосистем и всех шести типов растительности, а именно тропических вечнозеленых влажных лесов, лиственных или муссонных лесов, основных сухих лиственных лесов и кустарники, полупустынная и пустынная растительность, приливные или мангровые леса и горные леса являются видами, имеющими лечебное значение 1 . Это делает лекарственные растения крупнейшим таксоном растений в лесной флоре. В некоторых экосистемах, легко доступных для человека, таких как лиственные леса, доля лекарственных таксонов в лесной флоре может достигать 70%. В вечнозеленых лесах из-за их труднодоступности она может быть ниже. Небольшое размышление над этой информацией может сменить удивление на понимание причины такой высокой доли и состава лекарственных растений во флористическом разнообразии различных местообитаний. Источником информации о лекарственных растениях являются местные сообщества людей. Потребность человека в растениях заключается в пище, топливе, жилье, ремеслах, одежде и лекарствах. Количество (а не количество) видов, необходимых для пищи, топлива, жилья и т. д., намного меньше, чем количество видов, необходимых и обнаруженных в связи с их лечебными свойствами для человека, животных и сельского хозяйства. Следовательно, не только в Индии, но и во всех обществах Азии, Африки, Латинской Америки и даже Европы сообщества используют наибольшее количество дикорастущих растений для здравоохранения. Известно, что первым ботаническим садом в Европе нового времени был физический (лечебный) сад, созданный в Пизанском университете Лукой Гини в 1543 г. 2 . В Индии и некоторых развивающихся странах использование растительной жизни для здравоохранения было практикой с 3000 г. до н.э. и оставалось живой традицией до сих пор, когда миллионы домов, общинные целители, народные ветеринары и фермеры продолжают использовать лекарственные растения, специфичные для экосистем.

1.1 Профиль лекарственной флоры Индии.

Недвусмысленное и смелое определение « лекарственное растение » представлено в системах традиционных знаний Индии.
Аюрведический текст VI века, Ashtanga Hrudayam дает чрезвычайно эмерджентное определение лекарственных растений, как показано ниже.

«Джагатьевам анаушадхам на кинчит видьяте дравьям васатнанартха йогайох4»

Виды лекарственных растений в биогеографических зонах Индии

Этот стих означает, что каждое растение обладает потенциальными лечебными свойствами. Однако на определенном этапе социальной истории растения объявляются лекарственными только тогда, когда их свойства или применение действительно были обнаружены какой-либо системой медицины или здравоохранения. Таким образом, «лекарственные растения» могут быть определены как те растения, которые перечислены и используются в Аюрведе, Сиддхе, Сова-Ригпа, Унани, гомеопатии, аллопатии, а также в народных системах медицины, характерных для экосистем и этнических сообществ 9.0137 4 .

Ошеломляющие 6581 5 видов лекарственных растений используются в более чем 250 000 (TKDL – CSIR)6 уникальных рецептур в этих системах здравоохранения. Эта степень использования разнообразных растительных средств, пожалуй, самая большая в мире. Лекарственные растения поступают из всех мест обитания и ландшафтов по всей стране, от Гималаев до прибрежных районов, от засушливых и пустынных мест обитания до мангровых зарослей и вечнозеленых лесов. В отношении ресурсов лекарственных растений существуют сложные системные знания в области биологии, фармакологии, диагностики, терапии и фармации, которые задокументированы примерно в 100 000 традиционных медицинских рукописей.

С появлением передовых исследований в области геномики, транскриптомики, протеомики, метаболомики, системной биологии, фармакогеномики и комбинаторной химии ученые начинают заново открывать для себя ценность системных знаний наряду с их обширным хранилищем природных ресурсов.

В таблице ниже (база данных TDU 2019 г.) указано количество видов, используемых в различных системах здравоохранения в Индии.

ТАБЛИЦА: База данных TDU 2019

Согласно опубликованному отчету NMPB (2017)7 из 6500 видов лекарственных растений, традиционно используемых индийскими общинами, только 1622 растительных препарата, соответствующих 1178 видам растений, встречаются во всей торговле Индии. Из них 42% травы, 27% деревья и 31% кустарники и вьющиеся растения. Только 242 вида ежегодно торгуют большими объемами (> 100 тонн). Основными ботаническими семействами, к которым принадлежат эти виды, являются Fabaceae, Asteraceae, Lamiaceae, Malvaceae, Euphorbiaceae, Acanthaceae, Apocyanaceae, Caesalpiniaceae, Solanaceae, Convolvulaceae, Mimosaceae, Phyllanthaceae и Rubiaceae. Лекарственным сырьем служат разнообразные части растений (листья, цветки, плоды, семена, кора, корень, смола, камедь). Почти 53 % видов лекарственных растений подвергаются деструктивным методам сбора урожая, поскольку
собираемые лекарственные части включают подземные части, древесину, кору и целые растения. Отмечено, что 85% продаваемых видов и 70% спроса удовлетворяются за счет диких источников.

Список лекарственных растений, продаваемых в больших объемах, подготовленный FRLHT

СМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ БОЛЬШИХ ОБЪЕМОВ ТОРГОВЛИ ЗДЕСЬ

2. Ключевая роль FRLHT – TDU в новейшей истории индийских инициатив по сохранению на месте лекарственной флоры

Первая комплексная программа для in-situ сохранения лекарственных растений в стране началось в 1993 в рамках программы двустороннего сотрудничества между МЭФ и DANIDA.

FRLHT (Фонд возрождения местных медицинских традиций, Бангалор), недавно преобразованный в «Междисциплинарный университет», был национальным техническим координатором программы сохранения лекарственных растений. Выполнение программы взяли на себя Государственные департаменты лесного хозяйства (SFD) Кералы, Карнатаки и Тамил Наду. В 1993-2004 гг. в различных типах лесов было создано 34 заказника лекарственных растений (ОЗЛР) для сохранения диких популяций лекарственных видов. Впоследствии было создано еще 74 МПКА в 9другие штаты (Махараштра, Андхра-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Орисса, Западная Бенгалия, Раджастхан, Аруначал-Прадеш, Уттаракханд и Чхаттисгарх) в рамках ПРООН поддержали CCF I (Страновой координационный фонд), CCF II и Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Всего в период с 1993 по 2014 год было создано 108 MPCA в 12 штатах. Кроме того, в течение 2008-2018 гг. Национальный совет по лекарственным растениям (NMPB) самостоятельно учредил 102 MPCA. Сегодня размер сети MPCA в Индии вырос до более чем 210 сайтов. Каждый MPCA имеет средний размер 200 га, и они распределены по 21 штату Индии. Это крупнейшая природоохранная сеть для сохранения диких генофондов лекарственных растений в тропическом мире. Однако защитникам природы, а иногда и политикам, вряд ли известно, что Индия является мировым лидером в области сохранения лекарственных растений in situ.

Оглядываясь назад, при обзоре программы MPCA в 2019 году, несмотря на ее размер, программа в Индии имеет серьезные ограничения, которые, если их исправить, могут привести в последующее десятилетие к созданию глобально значимых усилий по сохранению лекарственных растений, которые могут принести пользу не только Индии, но и стран по всему миру.

3. В 2019 году: TDU работает над планом развития инициатив по сохранению за последние два десятилетия

В Индии зарегистрирован 6581 вид лекарственных растений. На самом деле фактическое число может быть намного выше, порядка 10 000 видов, но из-за ограниченных этномедицинских исследований по всей Индии текущая документация соответствует порядку, как упоминалось выше. Очевидно, что необходимо определить приоритет видов для сохранения in-situ. Размышление над этим вопросом предполагает, что приоритет должен отдаваться видам, которые находятся в больших объемах торговли и фактического использования, наряду с ключевыми параметрами, такими как их эндемизм и текущий статус популяции. Также важно понимать, что практическое выполнение национальной программы сохранения in-situ диких генофондов лекарственных растений может осуществляться только на государственном уровне при активном участии государственных департаментов лесного хозяйства. Таким образом, научное выполнение современной программы сохранения лекарственных растений мирового класса требует четырех видов предварительной информации.

Во-первых, знание того, какие лекарственные виды широко используются во всей индийской торговле, а какие в основном происходят из мест обитания в диких лесах. Эта информация доступна сегодня в Трансдисциплинарном университете из работ последних двух десятилетий.

Во-вторых, необходимо проанализировать продаваемые виды, которые являются эндемиками или оцениваются как находящиеся под более высокой степенью угрозы согласно критериям МСОП. Эта информация частично доступна сегодня, и необходимо провести больше аналитической и полевой работы, чтобы внести в таблицу строго определенную информацию.

Третье требование – свободный доступ к базе данных о встречаемости лекарственной флоры во всех 29 штатах и ​​7 союзных территориях Индии. Эта информация частично доступна и нуждается в углублении.

В-четвертых, важно иметь достоверную информацию о естественном географическом распространении широко продаваемых эндемичных и находящихся под угрозой исчезновения видов. Эта информация в значительной степени доступна, но неполна в базах данных географического распределения, созданных за последние два десятилетия Трансдисциплинарным университетом. В идеале распределение лекарственных видов должно определяться не только на уровне штатов, но и на уровне талука для значимого применения знаний о лекарственных растениях, особенно в контексте безопасности здоровья и средств к существованию.

Основываясь на вышеупомянутых четырех видах информации на уровне штатов, управляющие лесным хозяйством и лица, определяющие политику, могут углубить усилия последних двух десятилетий, сосредоточив внимание на широко продаваемых, эндемичных и находящихся под угрозой исчезновения лекарственных таксонах, характерных для штата.

3.1 Необходимость пересмотра программы MPCA на период 1993-2015 гг.

Уже создано 210 MPCA в 1993-2015 гг. в 21 государстве. Сегодня их определенно нужно пересмотреть, чтобы проанализировать, сколько из них являются подходящими сайтами в свете информации, доступной в 2019 году.чего не было в 1993-2015 гг. В 1993 г. не существовало даже полного перечня лекарственных растений Индии и информации о 242 растениях, которые, как известно, сегодня находятся в больших объемах торговли, некоторые из которых являются эндемиками и находятся под угрозой исчезновения. Таким образом, ранние MPCA были установлены в типах растительности и на участках, выбранных только по критериям захвата видового разнообразия. Однако сегодня участки MPCA должны быть очень тщательно отобраны государственными лесными департаментами, чтобы захватить генофонды размножающихся популяций широко продаваемых эндемиков и находящихся под угрозой исчезновения лекарственных растений, которые встречаются в конкретном штате. В большинстве из 21 штата программа MPCA бездействует. Некоторые MPCA действительно могут содержать популяции и генофонды одного или нескольких из 242 приоритетных видов, в других могут быть просто популяции лекарственных видов, но они могут не быть значительными участками с точки зрения наличия жизнеспособных размножающихся популяций приоритетных видов в течение 9 лет.0145 in situ консервация.

Дальнейшее усовершенствование программы MPCA произойдет впоследствии, когда Департаменты лесного хозяйства штата поддержат генетические исследования для выбора конкретных участков MPCA, богатых генофондами широко продаваемых эндемиков и видов, находящихся под угрозой исчезновения, включая исследования по определению количества MPCA, необходимого для конкретного лекарственного вида для сохранить свои горячие точки внутривидового генетического разнообразия во всем своем географическом ареале. Например, в случае исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов, таких как Saraca ashoka , который распространяется из очагов в Керале, Теннесси, Карнатаке, Махараштре, Гоа, Ориссе, Мегхалае, Ассаме и Манипуре, генофонд не может быть захвачен в одном месте MPCA из-за его генетического разнообразия. Однако в случае эндемичных видов, таких как Pterocarpus santalinus , которые являются эндемичными для Тирупати, Неллор, Куддапа и Курнул в AP, одного участка MPCA может быть достаточно. Дальнейший квантовый скачок к программе произойдет, когда генетический материал терапевтической ценности из MPCA станет доступным для селекционеров в течение 9 лет.0145 ex-situ умножение. Также важно внедрить устойчивые программы совместного управления лесами (JFM) вокруг участков MPCA, чтобы обеспечить пользу для сообщества от программы сохранения.

Список лекарственных растений, занесенных в Красный список (находящийся под угрозой исчезновения и выше), подготовленный FRLHT
(На основе категорий и критериев Красного списка МСОП)

СМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ КРАСНОГО СПИСКА

с новой концепцией ONE HEALTH

По оценкам, насчитывается 100 000 медицинских рукописей, содержащих информацию об использовании лекарственных растений для человека (аюрведа), ветеринарии (пашу-аюрведа) и сельского хозяйства (врикш-аюрведа). TDU начал работу по каталогизации и оцифровке медицинских рукописей Индии и завершил каталогизацию 17 000 рукописей.

TDU считает, что объединение традиционных знаний о здравоохранении с передовыми научными исследованиями
будет способствовать удовлетворению двух новых глобальных потребностей, а именно: интегративным наукам о здоровье и ОДНОМУ ЗДОРОВЬЮ.

Это будущее видение TDU по сохранению и устойчивому использованию лекарственных растений, и мы будем рады сотрудничеству с действительно заинтересованными и компетентными международными организациями для реализации этого видения.

5. 10 инновационных целей, которые мы визуализируем в течение следующего десятилетия (2019 – 2029)

  1. Создание портала открытого доступа по местным лекарственным растениям с возможностью поиска на уровне талука, города, города, штата,
    и региона с пространственной информацией о встречаемости , популяции, торговля и статус угрозы, инициативы по сохранению на месте, местные питомники и травяные сады и надежные приложения
    знаний коренных народов для человека, ветеринарии и сельского хозяйства. Портал будет доступен для поиска на уровне талука, города, города, штата и региона.
  2. Продемонстрировать стратегию усиления управления заповедниками лекарственных растений (MPCA) государственными департаментами лесного хозяйства (SFD) и подготовки пятилетних планов штата по сохранению и устойчивому использованию лекарственных растений.
  3. Создание потенциала в научно-исследовательских институтах на государственном уровне для сотрудничества с SFD для долгосрочной оценки угроз и восстановления видов лекарственных растений.
  4. Продемонстрировать методологию проведения исследований генетической изменчивости и эндофитов растений на выбранных клинически важных видах, находящихся под угрозой исчезновения, в целях поддержки как
    программ сохранения in-situ, так и программ устойчивого использования для групп пользователей.
  5. Создание сети приусадебных и общественных садов и питомников в выбранных талуках.
  6. Демонстрация моделей программ обеспечения здоровья и средств к существованию, осуществляемых общественными организациями в партнерстве с профессиональными организациями.
  7. Укрепление национальных гербариев и репозиториев сырья лекарственных растений в ТДУ и региональных гербариев в отдельных научно-исследовательских институтах и ​​отделениях ботаники.
  8. Разработка инновационной библиотеки экстрактов лекарственных растений в ТДУ традиционно используемых фракций, а не только биоактивных веществ.
  9. Наращивание потенциала в государственных департаментах лесного хозяйства, научно-исследовательских институтах, региональных гербариях, народных целителях, группах граждан и общественных организациях путем разработки и реализации специализированных образовательных и учебных программ по сохранению на местах, оценке угроз, восстановлению видов, методам выращивания, гербарию и хранилищу лекарственных препаратов. управление, методы оцифровки, оценка генетической изменчивости и местные знания о растениях для человека, ветеринарии и сельского хозяйства.
  10. Seed International Сотрудничество с соответствующими зарубежными университетами и научно-исследовательскими организациями, занимающимися исследованиями и распространением информации о биоразнообразии

Аконит гетерофиллум

Commiphora wightii

Альбом Санталума – https://unitedplantsavers.