Культурные растения биология 6 класс: Культурные растения семейства крестоцветных — урок. Биология, 6 класс.

Урок биологии «Происхождение культурных растений», 6 класс


Урок биологии на тему «Многообразие и происхождение культурных растений»

Цель урока:

1) Образовательная: ознакомить учащихся с происхождением, историей культивирования и использованием некоторых культурных растений, расширить знания учащихся о представителях покрытосеменных растений.

2) Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса школьников, умения учащихся работать с дополнительной литературой, текстом.

3) Воспитательная: продолжить воспитание чувства коллективизма, ответственности каждого ученика за результат совместной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

  1. Организация учащихся на работу

II. Сообщение темы и цели занятия

Ребята, на адрес нашего класса из некоторого царства, некоторого государства пришло письмо. Письмо необычное, волшебное. Давайте прочитаем его:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам из некоторого царства, некоторого государства Василиса Прекрасная. Злая колдунья наслала на моего батюшку хворь. Вылечить его можно, надо только приготовить батюшке борщ, но не обычный, а волшебный. А для этого надо узнать историю происхождения культурных растений, необходимых для его приготовления, да решить несколько заданий колдуньи.

Знаю, что вы добрые, любознательные, умные ребята, и прошу вас о помощи!»

Итак, ребята, поможем Василисе Прекрасной? А значит, тема нашего урока – «Волшебный борщ, или многообразие и происхождение культурных растений».

III. Изучение нового материала

Свёкла. Свёкла — это самое известное растение из семейства маревых. Выращивать свёклу обыкновенную люди научились за много веков до новой эры. Предполагают, что произошло это на побережье Средиземного моря, где и поныне встречается её дикая «родственница» — свёкла приморская. Также дикая свёкла растёт и по берегам Атлантического океана, от Испании до Норвегии. Это однолетнее растение, с тонким жёстким корнем, содержащим всего 1% сахара.

Культурная свёкла (вероятно, гибрид нескольких видов) теперь распространился почти по всему миру. К славянам она попала из Византии вместе с искажённым греческим названием «сфекели». Как и многие другие двулетние растения, она даёт семена только на второй год жизни. В первый год образуется лишь розетка крупных листьев и сильно утолщённый стержневой корень, в котором накапливаются углеводы.

Первоначально свёкла заинтересовала человека своими сочными и питательными листьями. И сейчас существуют листовые сорта, называемые «мангольд». Но гораздо ценнее корневая столовая свёкла. Её округлые или продолговатые корнеплоды весом до 0,5 кг – результат длительной селекции. Едят свёклу обычно варёной. А летом из молодых корнеплодов и листьев варят свекольник.

В XVII столетии в Европе впервые попробовали кормить скот поздней осенью и зимой (когда нет свежей травы) овощами. Для этих целей лучше всего подошли корнеплоды свёклы, поскольку они долго не портились при хранении. Тогда селекционеры решили вывести особые кормовые сорта, для которых главное было – урожайность. И такие сорта свёклы появились. Их корнеплоды весят до 10-12 кг, а «рекордсмены» достигают и 20 кг.

В 1747 г. немецкий химик Андреас Сигизмунд Маргграф с помощью микроскопа установил, что в свёкле, как и в сахарном тростнике, содержатся кристаллы сахара. Довольно скоро нашли способ получать сахар из этого овоща. В 1801 г. в Германии построили первый сахарный завод для производства свекольного сахара. Однако он оказался более дорогим, чем тростниковый, привозимый из колоний.

В XVII-XIX столетиях сахар в Европу из своих тропических колоний поставляла Великобритания. В начале XIX столетия французский император Наполеон Бонапарт запретил ввозить во Францию английские товары. Однако жить без сахара французам оказалось не по душе. В 1811 г. последовал императорский указ, повелевавший разводить свёклу и построить десять заводов для варки сахара из свекольного сырья. Тогда же стали применять открытый в 1808 г. французом Бенджамином Делессером способ очистки свекольного сахара с помощью древесного угля. Вскоре в продаже появился сахар, по качеству не уступавший колониальному тростниковому. С тех пор среди западноевропейских стран только Франция обеспечивает себя свекольным сахаром и экспортирует его в другие страны.

На сахарных заводах корнеплоды свёклы моют и разрезают на куски. Специальные машины размалывают их в кашицеобразную массу, которую помещают в мешки из грубой шерсти и кладут под пресс. Выдавленный сок собирают в большие котлы и кипятят, выпаривая воду. При этом сок сгущается, и содержание сахарозы в нём достигает 85%. Этот концентрат рафинируют (очищают), после чего и получается обычный белый сахарный песок.

В России всегда не хватало сахара из заморского сахарного тростника. Он был весьма дорог и поставлялся лишь царскому двору и богатым вельможам. В начале XIX столетия в чернозёмных губерниях России и на Украине развернулось производство сахара из свёклы. В 1802 г. в селе Алябьеве Тульской губернии построили первый завод, помещался он в простом сарае. Спустя 50 лет Россия не только полностью удовлетворяла свои потребности в этом продукте, но и экспортировала его. В 1848 году свёклосахарных заводов было уже 340.

На основе обычной столовой свёклы, содержащей 8-12 % сахаров, были выведены специальные сорта. Яркая бордовая окраска корнеплодов, бесполезная для сахарного производства, исчезла, а количество сахарозы в них выросло до 29-22 %. Сегодня из сахарной свёклы производят около 40% всего сахара в мире.

Капуста. Капуста с давних пор возделывалась на Руси нашими предками славянами. Щи, пироги с капустой, квашеная капуста – излюбленные кушанья русских людей.

На побережье Средиземного моря встречается дикорастущая трава, мало похожая на кочанную капусту. Она имеет развитый стебель и крупные листья с изрезанными краями. Тем не менее, именно она стала родоначальницей многочисленных сортов популярной овощной культуры – капусты огородной. Окультуривание её началось в глубокой древности. Нужно было в течение многих веков возделывать такую капусту на хорошо удобренной, влажной почве в низинах у рек и озёр; нужно было часто поливать её, чтобы получить большие и нежные листья; нужно было отбирать растения с крупными завивающимися в кочан листьями, — в результате, в наше время мы имеем множество сортов капусты, различных по форме и цвету и созревающих в разное время. Уже в IV-III вв. до н.э. были известны три формы листовой капусты. Постепенно появились кочанные сорта, кольраби и др. Листовая капуста не забыта и в наши дни: её выращивают на корм скоту. А декоративные сорта с лиловатыми и синими листьями украшают цветники.

Кочанная капуста отличается от листовой тем, что её мясистые листья растут не свободно, а плотно прилегают друг к другу. Образуется гигантская почка – кочан, по форме напоминающий голову. От латинского слова caput – «голова» и произошло название растения. В круглых кочанах прячется толстый стебель – кочерыга.

Только наружные зелёные листья кочана способны фотосинтезировать. Внутренние листовые пластинки почти полностью лишены окраски, зато содержат много сахаров и гораздо вкуснее зелённых. Именно их едят в свежем, варёном, тушёном и квашеном виде. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук считал, что кислая капуста изгоняет болезни из тела и спасает жизнь морякам. Не случайно в старину ни один корабль не отправлялся в долгое плавание без запасов квашеной капусты. А современные медики выяснили, что капустный сок – эффективное средство для лечения некоторых заболеваний желудка.

Капусту разводят как двулетнее растение. В первый год жизни вырастают лишь стебель и листья (свободные или в виде кочана). Если кочерыгу сохранить зимой в прохладе (например, в подвале), а весной высадить в почву, то она укоренится, и из почек вырастут цветоносные побеги с небольшими листочками и кистями жёлтых цветков. Из опылённых цветков образуются плоды – стручки с круглыми мелкими семенами. Так получают семена листовой, кочанной и брюссельской капусты.

Учитель. А теперь, ребята, давайте найдем ответы:

1) Утолщённый главный корень свёклы, в котором накапливаются питательные вещества, называется:

а) корневище;
б) клубень;
в) корнеплод.

2) Дикая «родственница» свёклы встречается:

а) в Южной Америке;
б) на побережье Средиземного моря;
в) в пустынях Средней Азии.

3) Первый завод по производству сахара из свёклы в России (в селе Алябьеве Тульской губернии) построили:

а) в 1802 году;
б) в 1861 году;
в) в 1703 году.

4) Капуста огородная относится к семейству:

а) маревые;
б) сложноцветные;
в) крестоцветные.

5) Кочанная капуста –

а) однолетнее растение;
б) двулетнее растение;
в) многолетнее растение.

4 ученик. Картофель. Родина картофеля – берега Чили и горы Перу. На горных плоскогорьях перуанцы возделывали картофель, называемый там «папа». Картофель служил основной пищей горных индейцев. О том, что картофель был древней культурой, свидетельствуют найденные при раскопках сосуды, имеющие форму клубней картофеля.

В 1521 г. корабли испанского конкистадора Эрнана Кортеса с ацтекским золотом в трюмах направлялись к берегам Испании. Но везли они и диковинные плоды, и клубни мексиканских растений. Привычные для ацтеков перец, томаты, картофель табак вскоре не только покорили Европу, но и завоевали весь мир. Теперь остаётся только удивляться, как без них обходились раньше. Все эти растения относятся к семейству паслёновых.

В Европе экзотическое растение стало обитателем ботанических садов. Сначала картофель появился с Испании, затем в Италии, где получил название «тартуфоли», которое потом превратилось в «картуфоли» и «картофель». Во Францию картофель попал в конце XVIII века, получив название «помде терр», то есть яблоко земляное. Французский аптекарь Пармантье начал писать книги о картофеле, делал его посадки, устраивал обеды из блюд, приготовляемых из одного картофеля, везде говорил о нём и даже просил короля и королеву содействовать распространению замечательного растения. Результаты оказались неожиданными. Королева Мария Антуанетта приколола в причёску букетик цветов картофеля, после чего все придворные стали носить в петлицах камзолов цветы картофеля. По примеру французского короля во всех государствах Европы принялись возделывать в клумбах перед дворцами цветы картофеля.

 На столы к европейцам картофель попал позже. Вначале по незнанию вместо клубней для еды пытались использовать листья или плоды, содержащие соланин – яд, вызывающий тяжёлые отравления. Поэтому крестьяне относились к новому продукту с недоверием. И всё же «перуанский земляной орех», как тогда называли картофель, со временем вошёл в меню не только знати, но и простого люда.

В XVII в. картофель попал в Россию. Царь Пётр I – большой любитель нового и необычного – привёз из Голландии мешок клубней и повелел заняться выращиванием сей диковинки. Однако до 30-40-х гг. XIX в. русские крестьяне, отказываясь сажать картофель, восставали против помещиков. Эти «картофельные бунты» жестоко подавлялись войсками. Постепенно силой и уговорами крестьян приучили к новому овощу, хотя ещё долго в народе картофель называли чёртовым яблоком.

Многое изменилось с тех пор. Сейчас картофель, или паслён клубненосный, стал важнейшей сельскохозяйственной культурой. Разводят его клубнями – подземными видоизменёнными побегами. На их поверхности имеются углубления – глазки, в которых расположены почки. Из них вырастают два вида побегов: надземные. С листьями и цветками, и подземные, называемые столонами. На столонах образуются новые клубни с запасами питательных веществ. Это прежде всего крахмал и белки. Кроме того, в клубнях картофеля содержатся витамины А, В, С и очень важный минеральный элемент – калий. Кстати, больше всего витамина С и калия в клубнях, сваренных в кожуре. Впрочем, вкусен картофель в любом виде: варёный, жареный, пюре и как начинка для пирожков.

Томат (помидор). В выражении «покраснел, как помидор» кроется ошибка. Название этого овоща произошло от испанского слова pomod’oro – «золотое яблоко». Именно жёлтые плоды томатов впервые попали в Европу из Южной Америки. Томат культивируют как однолетнее растение. Семена его высаживают ранней весной в парники, а когда становится тепло, рассаду переносят в открытый грунт. Помидоры легко изменяют форму и окраску плодов: от светло-жёлтой до тёмно-красной и даже чёрной. Благодаря этому селекционеры вывели множество сортов, в числе которых «чёрный принц», «бычье сердце», «ракета», «золотой рог» и др.

Перец. Перец овощной называют также стручковым или красным. Уже несколько тысячелетий плоды этого растения служат пищевой приправой. В Европу его завезли в XVI в. из Америки. В России первое упоминание о перце встречается в рукописи «Благопрохладный цветок, или Травник», относящейся к 1616 г.

Плоды перца овощного напоминают стручки. Но ничего общего с истинными стручками (как, например, у крестоцветных) не имеют. Они довольно крупные, до 20 см в длину, но весят очень мало, поскольку внутри у них нет ничего, кроме множества мелких семечек. Пока плоды созревают, их цвет несколько раз меняется.

Все сорта стручкового перца делятся на две группы: овощные и пряные (острые). Овощной (или сладкий, болгарский) перец едят недозрелым. Он богат витаминами, особенно С и А. У растений пряных сортов мелкие красные плоды с горьким, жгучим вкусом, содержащие особое вещество – капсаицин, раздражающее и обжигающее рот. Не зря обещание «задать перцу» грозит неприятностями.

Учитель. В заданиях колдуньи есть несколько утверждений о картофеле, перце и томатах. Нам нужно определить, какие из них являются верными, а какие – нет.

1) Клубень картофеля – это подземный побег со стеблевым утолщением, развивающийся из верхушечной почки длинного столона.

2) В клубнях картофеля запасается большое количество жиров.

3) Родина картофеля – побережье Средиземного моря, при раскопках там находят сосуды в форме клубней этого растения.

4) В Россию картофель попал благодаря Петру I.

5) Название помидора произошло от испанского слова pomod’oro – «золотое яблоко».

6) В России начали выращивать перец только с начала XIX века.

7) Перец и томат – однолетние растения.

Морковь. В диком виде морковь встречается во многих районах Азии, Северной Африки и Европы, включая Россию. По внешнему виду дикорастущие растения похожи на культурные. Но их корни тоньше и менее мясистые. Считается, что морковь введена в культуру примерно 4 тыс. лет назад в Южной Европе. Вначале её разводили как лекарственное растение, а позже стали употреблять в пищу утолщённые стержневые корни (в обиходе их называют корнеплодами). Со временем корень и остальные части моркови настолько видоизменились, что теперь её считают самостоятельным видом – морковью посевной.

Корнеплоды моркови содержат много каротина, придающего им оранжевый цвет. В организме человека и животных каротин превращается в необходимый витамин А.

Морковь – двулетняя культура, её разводят семенами. В год посева вырастают розетка листьев и мясистый корень, урожай собирают осенью. Для получения семян весной следующего года корнеплоды высаживают в почву. Из них развивается надземный побег с соцветиями, которые к осени дают зрелые семена.

Петрушка. Петрушка родом из Средиземноморья. Это двулетняя культура. Корнеплоды петрушки белые и меньших размеров, чем у моркови. Они, как и листья, имеют приятный запах благодаря содержащимся в них эфирным маслам. Поэтому их используют в качестве ароматической приправы к пище.

Лук репчатый. Первые изображения лука относятся к II-I тысячелетиям до н.э. В Древней Греции выращивали несколько сортов лука, считая его не только вкусным, но и целебным. В мифе о рождении Аполлона и Артемиды упоминается, что с помощью этого растения удалось облегчить страдания их матери богини Латоны. По свидетельству знаменитого древнегреческого историка IV в. до н.э. Геродота, лук был любимой пищей персов. И в Древнем Риме все – от раба и солдата до сенатора и самого императора – ежедневно ели лук. Однако от чеснока знатные люди презрительно отворачивались, считая его пищей для простолюдинов, и награждали нелестными прозвищами. С тех пор прошло немало веков, а лук и чеснок и сегодня занимают почётное место в кулинарии многих народов.

Род луков из семейства луковых включает 750 видов. Наиболее известен лук репчатый, многочисленные сорта которого имеют луковицы разной формы. Луковица – это видоизменённый побег с коротким уплощённым стеблем (донцем) и отходящим от него пучком корней. Покрыта она множеством чешуй. Окраска луковичных чешуй обычно жёлтая, но бывает белой и фиолетовой. Вес луковиц колеблется от 10 до 300 г.

Листья у лука трубчатые, сочные, с восковым налётом. Длинный безлистный стебель-стрелка несёт шаровидное соцветие, в котором собрано примерно 400 зеленовато-белых цветков. Иногда в соцветии кроме цветков образуются мелкие луковички, с помощью которых происходит вегетативное размножение.

Сильный запах и острый вкус луку придают эфирные масла. Они же заставляют плакать тех, кто чистит и режет луковицу. Давление внутри клеток, несущих вакуоли с пахучим соком, превышает 24 атмосферы. Стоит разрушить ножом стенку клетки – и мельчайшие капельки едкого сока разлетаются во все стороны, попадая в глаза. Слёзы текут ручьём. Есть даже выражение «горе луковое».

Чеснок. Это растение, как и репчатый лук, известно людям с давних пор. В погребальной камере одной из пирамид в египетском городе Гиза (XXV в. до н.э.) археологи обнаружили перечень продуктов, необходимых умершему фараону в загробной жизни. Среди них назван и чеснок.

В наши дни чеснок, который ботаники называют лук посевной, дикорастущим не встречается нигде, зато культивируют его практически во всех уголках Земли. Луковица чеснока состоит из отдельных долек – «зубков», покрытых собственной чешуйчатой оболочкой. А вся луковица обтянута беловатой плёнкой. Узкие, с продольными желобками листья чеснока своим основаниями охватывают высокий стебель, заканчивающийся соцветием-зонтиком.

Чеснок благодаря содержащемуся в нём эфирному маслу тоже обладает острым вкусом и резким запахом. В средневековой Европе бытовало поверье, что этот запах отгоняет нечистую силу. Наделяли чеснок и другими магическими свойствами.

Великий древнегреческий врач IV в. до н.э. Гиппократ иногда прописывал больным есть только чеснок, увеличивая его количество каждый день, а от других овощей рекомендовал воздерживаться. Древние греки и славяне считали чеснок хорошим противоядием при змеиных укусах, даже называли его «змеиной травой». В Средние века во время эпидемий чумы жители городов натирались чесночным маслом, чтобы болезнь обошла их стороной.

Целебные свойства лука и чеснока доказаны современной наукой. Чесночное эфирное масло и особые летучие вещества – фитонциды (от греч. «фитон» — «растение» и лат. caedo – «убиваю»), содержащиеся в тканях этих растений, действительно способны убивать болезнетворных микробов.

IV. Закрепление изученного материала

Итак, мы узнали о происхождении и истории возделывания всех растений, необходимых для приготовления борща Василисы. Осталось только выполнить последние задания колдуньи!

Правильно соотнесите культурные растения и места их происхождения:

Картофель

Побережье Средиземного моря, а также берега Атлантического океана, от Испании до Норвегии.

Капуста

Многие районы Азии, Северной Африки и Европы, включая Россию.

Морковь

Побережье Средиземного моря.

Свёкла

Берега Чили и горы Перу.

Решите кроссворд:

По горизонтали: 4 – растение семейства зонтичных, используемое в качестве ароматической приправы к пище; 5 – чёртово яблоко или перуанский земляной орех; 7 – представитель семейства маревых, необходимый для приготовления борща и винегрета; 8 – имя царя, привёзшего впервые в Россию картофель; 9 – культурное растение семейства паслёновых, выращиваемое в России с начала XVII века.

По вертикали: 1 – древнегреческий врач, часто использовавший для лечения больных чеснок; 2 – растение, корнеплоды которого богаты каротином, «предшественником» витамина А; 3 – семейство, к которому относятся многие культурные растения, пришедшие к нам из Америки; 6 – подземный (иногда надземный) сильно укороченный побег с уплощённой стеблевой частью и чешуевидными сочными листьями.

V. Подведение итогов урока, задания на дом

Молодцы, ребята! Мы справились со всеми заданиями колдуньи, помогли Василисе, а заодно и сами узнали много нового и интересного о хорошо знакомых нам культурных растениях: об их происхождении, истории культивирования человеком, применении, некоторых биологических особенностях.

Домашнее задание: подготовить рассказ о культурном растении

Методическая разработка урока по биологии в свете ФГОС «Центры происхождения культурных растений.

Значение трудов Н.И.Вавилова» 6 класс

Чобанова Екатерина Олеговна,

учитель биологии МБОУ СОШ №28 п.Мостовской Краснодарского края

Урок по теме «Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова», биология, 6 класс.

Автор: Чобанова Е.О.

Предмет: биология

Класс: 6

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технология построения: развивающее обучение.

Тема урока: Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

Цель: познакомить учащихся с центрами происхождения культурных растений, открытых Н.И.Вавиловым.

Задачи:

Обучающие:

— расширить знания у учащихся о многообразии культурных растений;

— сформировать знания у учащихся о центрах происхождения культурных растений;

— познакомить с жизнью и деятельностью Н. И.Вавилова.

Развивающие:

— развивать умения быстро ориентироваться на уроке;

— формировать умения дискутировать;

— развивать память, мышление;

— развивать умения работать на интерактивной доске.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к живой природе, интерес к изучаемому материалу.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

— учащиеся должны иметь представление о многообразии культурных растений;

— учащиеся должны владеть информацией о центрах происхождения культурных растений;

— учащиеся должны быть знакомы с трудами Н.И. Вавилова и определять их значение.

Метапредметные:

— овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Личностные:

– формирование коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. 

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника и видеофрагмента;

  2. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  3. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  4. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

  1. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  2. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  3. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные УУД

    1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    2. преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    3. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные УУД

  1. формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, интерактивные, метод проблемного изложения, частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, гербарии различных культурных растений; лупы, портрет Н.И. Вавилова, книги об ученом.

Ход урока

1.Мотивация.

Одной  из  главных  физиологических  потребностей  человека  является  — потребность  в  еде.

Эта  потребность была  присуща  первобытному  человеку  и  человеку  современному. В   современном  мире  много  стран,   население  которых,  голодает  и  многие  семьи  не  знают,  что  будет,  есть  их   семья  на  обед.

Это  страны  Африки  и  Латинской  Америки.   Продовольственная  проблема  — глобальная  проблема  человечества.  Решить  эту  проблему  помогает  такая  наука,  как  селекция,  с  которой  мы  сегодня  и  познакомимся.

Также сегодня нам с вами на уроке предстоит познакомиться с центрами происхождения культурных растений, т.е. с местами на планете где были окультурены те или иные растения.

Итак,  тема  нашего  урока «Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова».

2.Актуализация пройденного материала.

А) Игра «Горячий стул».

На интерактивной доске ярким маркером перечислены семейства покрытосеменных растений и закрываю их «ширмой». К доске вызывается ученик, садится спиной к доске, я по очереди показываю учащимся, сидящим в классе название семейства. Они должны дать характеристику – подсказку, учащемуся, сидящему на «горячем стуле». Так как семейств много, вызываются к доске по очереди несколько учащихся.

Б) Индивидуальные тестовые задания.

3. Изучение нового материала.

3.1. Происхождение культурных растений.

Все растения можно поделить на две большие группы: культурные и дикорастущие.

Селекция — это наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.

Искусственный отбор – отбор, производимый людьми.

Выдающийся селекционер Николай Иванович Вавилов сказал, что: «Селекция – это эволюция, направляемая волей человека».

В чем заслуга этого выдающегося человека мы сейчас узнаем из рассказа.

3.2. Выступление ученика о жизни и деятельности Н.И. Вавилова.

3.3. Небольшой рассказ учителя о центрах происхождения культурных растений

Учение о центрах происхождения культурных растений сформировалось на основе идей Ч. Дарвина « происхождение видов путем естественного отбора» он писал о существовании географических центров происхождения биологических видов. Наиболее планомерно рассматривал эту проблему Николай Иванович Вавилов.

Яркая и прекрасная жизнь Николая Ивановича долго будет привлекать внимание исследователей. Наша молодёжь должна знать эту большую жизнь, которую можно назвать подвигом учёного, должна учиться на ней, как нужно самоотверженно работать и как любить свою родину,долгое времян Н.И. жил и работал в городе Саратове В честь него был назван Саратовский государственный Аграрный университет.

Самым главным открытием,итогом всех экспедиций Вавилова стало – установление основных географических центров происхождения культурных растений.
Н.И. Вавилов обследовал многие районы земного шара и выявил территории с наибольшим генетическим разнообразием культивируемых растений и их диких сородичей. В 1920–1930 гг. Н.И. Вавилов вместе с сотрудниками осуществил более 60 экспедиций в 54 страны мира по всем обитаемым континентам, кроме Австралии.

Участники этих экспедиций – ботаники, генетики, селекционеры – были настоящими охотниками за растениями. В результате огромной работы они установили важные закономерности, показав, что не во всех географических зонах культурные растения обладают одинаковым разнообразием. Для разных культур существуют свои центры многообразия, где сосредоточено наибольшее число сортов, разновидностей, разнообразных наследственных отклонений. Эти центры многообразия являются и районами возникновения культурных сортов. Таких центров многообразие культурных растений Н.И.Вавилв насчитал 8.

Индийский, или Индо-Малайский (Южноазиатский центр)

Индо-Малайский центр дополняет Индийский очаг происхождения культурных растений, включая весь Малайский архипелаг, Филиппины и Индокитай. Очень высокие влажность и температура, круглогодичная вегетация. Он является центром происхождения следующих растений- хлебное дерево, огурец, манго, черный перец, кокосовая пальма, банан, баклажан.

Китайский ( Восточно — азиатский) центр.

Китайский центр охватывает горные области центрального и западного Китая с прилегающими к ним низменными районами. Основа этого очага — области умеренного пояса по реке Хуанхэ. Характеризуется сравнительно высоким температурным режимом, очень большой степенью увлажнения, умеренным вегетационным периодом.Он является центром происхождения следующих растений просо, редька, вишня. Яблоко, гречиха, слива, соя, хурма.

Среднеазиатский центр.

Среднеазиатский центр включает северо-западную часть Индии (Пенджаб), северную часть Пакистана, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан и Западный Тянь-Шань. Очень низкое увлажнение (часто грунтовыми водами), достаточно высокие температуры с сильными суточными и сезонными колебаниями, умеренная продолжительность вегетации (сезон дождей). ОН является центром происхождения следующих растений нут, абрикос, горох, груша, чечевица, лен, чеснок, мягкая пшеница.

Переднеазиатский центр.

Переднеазиатский центр сосредоточен в Передней Азии, включая внутреннюю Малую Азию, все Закавказье, Иран и горную Туркмению. Очень низкое увлажнение, высокие температуры (в отличие от Среднеазиатского и средиземноморского центров редки отрицательные температуры), продолжительные засушливые периоды. ОН является центром происхождения следующих растений инжир, миндаль, виноград, гранат. Люцерна, рожь, дыня, роза, пшеница.

Средиземноморский центр.

Средиземноморский центр — Балканы, Греция, Италия и большая часть средиземноморского побережья. Характеризуется не очень продолжительным вегетационным периодом (в особенности северные его части), достаточным увлажнением и умеренными температурами. ОН является центром происхождения следующих растений спаржа, маслины, капуста. Лук, клевер, мак, свекла, морковь .

Центральноамериканский центр.

Центральноамериканский центр — южная Мексика, Центральная Америка, отчасти Антильские острова. Преимущественно умеренное увлажнение (увеличивается с северо-запада на юго-восток), достаточно высокие температуры, с сильными суточными и сезонными колебаниями, умеренная продолжительность вегетации (сезон дождей). ОН является центром происхождения следующих растений тыква, фасоль, какао, авокадо, кукуруза, батат, хлопчатник.

Южноамериканский центр.

Южноамериканский (Перуано-эквадоро-боливийский) центр охватывает горные области и плоскогорья Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии. Достаточно высокие температуры, недостаточное увлажнение.ОН является центром происхождения следующих растений табак, ананас, томат, картофель.
Абиссинский центр (Эфиопский).

Абиссинский центр — автономный мировой очаг культурных растений в окрестностях эфиопского нагорья: Эфиопия, юго-восточный Судан, Эритрея. Часто его расширяют на всю тропическую Африку. Характеризуется круглогодичной вегетацией, очень высокими температурами и недостаточным увлажнением (в том числе грунтовыми водами). Он является центром происхождения следующих растений банан, кофе, сорго, твердая пшеница.

3.3. Самостоятельная работа с учебником.

Задание: Сейчас  вам  предлагается  на  основе  текста  стр. 181  учебника  заполнить  таблицу:  (10 мин.)

Центры происхождения

3. 3. Сорные растения.

Со́рные расте́ния, или сорняки́ (от «сор») — дикорастущие растения, обитающие на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий. Вред, который наносят сорные растения, связан как со снижением урожайности, так и с ухудшением качества сельскохозяйственной продукции.

Засори́тели — растения одной культуры на поле другой.

По месту произрастания и специализации сорные растения разделяют на сегетальные (пашенные, сорнополевые), сорные растения естественных угодий, рудеральные растения (мусорные, пустырные, бурьянистые) и сорные растения специальных площадей.

Существуют различные меры борьбы с сорняками:

1. Физические меры

Сорные растения уничтожаются путём изменения физической среды. Сюда входит борьба выжиганием, токами высокой частоты и др.

2. Механические меры

Заключаются в механическом воздействии на сорняки или на почву (боронование перед появлением всходов, побуждение семян сорняков и засорителей к прорастанию и затем уничтожение всходов сорняков и др.).

3. Химические меры

Заключаются в применении химических веществ, действующих на растение, — гербицидов.

4. Фитоценотические меры

Создаются условия, при которых увеличивается конкурентоспособность культурных растений.

5. Экологические меры

Изменение почвенных условий, благоприятное для культурных растений и вредное для сорняков.

6. Организационные

  • Картирование — создание карт с нанесением на них сведений о количестве сорняков и их плотности с целью разработки мероприятий по борьбе с сорняками.

  • Очистка семенного материала — проводится отсев семян сорняков с целью недопущения их высева при посеве основной культуры.

  • Своевременная и правильная уборка урожая — при этом обеспечивается наименьшее попадание семян сорняков в ворох.

  • Подготовка кормов к скармливанию — в корме должно быть как можно меньше способных к прорастанию семян сорняков, которые могут впоследствии попасть в навоз.

  • Хранение и подготовка навоза к внесению — при этом должна быть обеспечена наибольшая гибель семян сорняков.

4.Закрепление изученного материала.

После  работы  с текстом,  ученикам  показываются  овощи  и  фрукты,  а ученики  показывают  этот  центр  на  карте.

Перец – Центральноамериканский

Банан – Абиссенский

Томат – Южноамериканский

Апельсин – Индийский

Роза – Переднеазиатский

Лимон — Индийский

5. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Всем: §47 стр.: 180-182, вопросы 1-4 на стр. 183

Задание повышенной сложности: подписать на контурной карте центры происхождения культурных растений.

Творческое задание: презентация о сорных растениях.

Использованная литература:

      1. Биология: 6 класс: методическое пособие/ И.Н.Пономарёва. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80с.

      2. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011 – 192 с.

Название растений

Индийский

Рис,  цитрусовые,  огурцы,  баклажаны

Китайский

Просо,  соя,  гречиха,  вишня, слива

Среднеазиатский

Пшеница, горох, бобы, лен, чеснок

Переднеазиатский

Рожь, ячмень, инжир, роза

Средиземноморский

Капуста,  маслины,  свекла,  клевер

Абиссинский

Сорго,  бананы

Центральноамериканский

Кукуруза,  тыква,  хлопчатник,  перец

Южноамериканский

Томаты,  картофель,  ананас,  фасоль

Почва: Фонд сельского хозяйства

Александратос, Северный Мир
продовольствие и сельское хозяйство: перспективы на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Материалы
Национальная академия наук США
Америки
96 , 5908-5914 (1999).

Бернхард А. Азот
Цикл: процессы, игроки и влияние человека. Природообразование Знание 2 ,
12 (2010).

Бонгаартс, Дж. Хьюман
рост населения и демографический переход. Философские труды
Королевского общества биологических наук
364 , 2985-2990, (2009) doi: 10.1098/rstb.2009.0137.

Брэди, Северная Каролина и Вейл,
RR Природа и свойства почвы, 13-е изд. Prentice Hall, 2002.

Брэди, Северная Каролина и Вейл,
RR Природа и свойства почвы, 14-е изд. Prentice Hall, 2008.

Brodt, S., et al. Устойчивое сельское хозяйство. Природа
Образование Знания
3 (2011).

Даймонд, Дж. Пистолеты,
Микробы и сталь: судьба человеческих обществ
. Norton, 1999.

Эпштейн, Э. Аномалия
кремния в биологии растений. Труды Национального
Академия наук Соединенных Штатов Америки

91 , 11-17 (1994).

Harlan, J. R. Культуры
и Человек.
утра.
соц. Агрон. и почвоведение. соц. Am., 1992.

Havlin, J.L. et al. Плодородие почвы и удобрения . 7-е изд., 2005.

Гилель, Д. Из
Земля: цивилизация и жизнь почвы
. Калифорнийский университет
Press, 1992.

Дженни Х. Факторы
Почвенная формация
. McGraw-Hill, 1941.

Йохансон, округ Колумбия, и Б. Эдгар. 2006. От Люси к языку: пересмотрено, обновлено и расширено. Саймон и Шустер, Нью-Йорк.

Лал Р. Эрозия почв от
тропические пахотные земли и борьба с ними. Достижения в области агрономии 37 ,
183–248 (1984).

Лутц В., Сандерсон В.
& Щербов, С. Конец роста населения мира. Природа 412 ,
543-545 (2001).

Монтгомери, Д. Р. Грязь:
Эрозия цивилизаций
. Univeristy of California Press, 2007.

Монтгомери, Д. Р. Эрозия почвы и
сельскохозяйственная устойчивость. Труды Национальной академии наук
Соединенных Штатов Америки
104 , 13268-13272 (2007) doi:10. 1073/pnas.0611508104.

Мосс, Б. Загрязнение воды
по сельскому хозяйству. Философские труды Королевского общества B-Biological
наук
363 , 659-666, doi:10.1098/rstb.2007.2176 (2008).

Пиментел, Д. и др.
Экологические и экономические издержки эрозии почвы и выгоды для сохранения. Наука
267 , 1117-1123 (1995).

Пиментел, Д. и др.
Мировое сельское хозяйство и эрозия почвы. Биологические науки 37 , 277-283
(1987).

Цена, т. д. и
Гебауэр, А. Б. Последние охотники, первые фермеры: новые взгляды на
Доисторический переход к сельскому хозяйству
. Школа американской исследовательской прессы (1995).

Пайн, С. Пожар: краткое изложение
История
. Университет
Вашингтон Пресс,
2001.

Шульце, Д. Г. в Минералы
в Soil Environments
, eds JB Dixon & S.B. Сорняк. Общество почвоведов
Америки, 1989.

Schwartz, G. M. &
Николс, Дж. Дж. После краха: возрождение сложных обществ . Университет
Arizona Press, 2006.

Шарпли, А. Н.,
Хейгарт, П. М. и Джарвис, С. К. Введение: Сельское хозяйство как потенциал
источник загрязнения воды. Сельское хозяйство, гидрология и качество воды , 4-5
(2002).

Сингер, М.Дж. и
Маннс, Д. Н. Почвы: введение , 6-е изд. Пирсон Эдьюкейшн Инк.,
2006.

Смит, Б. Д.
Возникновение сельского хозяйства
. Научная американская библиотека, 1995.

Спаркс, Д. Л. Окружающая среда
Химия почв
. Academic Press, Inc., 1995.

Спозито, Г.
Химия почв
, 2-е изд. Oxford University Press, 2008.

Суббарао, Г. В., Ито, О.,
Берри, В.Л.
& Wheeler, R.M. Натрий — функциональное питательное вещество для растений. критических отзыва
в науках о растениях
22 , 391-416, doi: 10.1080/073526803

495 (2003).

Тилман, Д. Глобал
воздействие расширения сельского хозяйства на окружающую среду: необходимость устойчивого и
эффективные практики. Труды Национальной академии
наук Соединенных Штатов Америки
96 , 5995-6000 (1999).

Тилман Д., Кассман К.
Г., Мэтсон, П.А., Нейлор, Р. и Поласки, С. Устойчивость сельского хозяйства и
интенсивная производственная практика. Природа 418 , 671-677,
doi: 10.1038/nature01014 (2002).

Триггер, B.G. Понимание
Ранние цивилизации: сравнительное исследование
. Кембриджский университет
Press, 2003.

Troeh, F. R. &
Томпсон, Л. М. Почвы и плодородие почв , 5-е изд. Оксфордский университет
Press, 1993.

Вакацуки, Т. и
Расыйдин А. Темпы выветривания и почвообразования. Геодерма 52 ,
251–263 (1992).

Рэнгем, Р. Ловля
Огонь: как кулинария сделала нас людьми
. Basic Books, 2009.

Что такое селекция? – Ваш геном

Что такое селекция?

  • Селекционное разведение включает в себя выбор родителей с определенными характеристиками для совместного размножения и получения потомства с более желательными характеристиками.
  • На протяжении тысячелетий люди селективно разводили растения и животных, в том числе:
    • высокоурожайные культурные растения
    • декоративные растения с цветами особой формы и окраски
    • сельскохозяйственных животных, которые производят больше мяса или шерсти лучшего качества
    • собак с особым телосложением и темпераментом, подходящих для таких работ, как пасти овец или собирать фазанов.
  • Селективное разведение направлено на адаптацию характеристик организма таким образом, чтобы это было желательно для людей, которые их разводят.

Люди селекционно разводили яблоки, чтобы создать множество различных сортов.
Изображение предоставлено Shutterstock

Как работает селекция?

  • Характеристики организма частично определяются комбинацией вариантов генов, которые передаются из поколения в поколение. Например, дети высоких родителей сами могут быть высокими, если они наследуют комбинацию «высоких» вариантов генов.
  • Мы можем воспользоваться этим, чтобы селективно разводить животных или растения, выбирая родителей с особыми характеристиками для получения потомства с такими характеристиками.
    • Например, если мы скрестим вместе высоких родителей и исключим более низких родителей, потомство должно унаследовать «высокие» варианты генов, которые делают их высокими.
    • Некоторые из потомков могут быть даже выше, чем оба их родителя, потому что они могут унаследовать комбинацию различных «высоких» вариантов генов от каждого родителя, и вместе они делают потомство выше.
    • При многократном селекционном размножении в течение нескольких поколений эта популяция будет становиться все выше и выше.

Диаграмма, показывающая влияние селективной селекции на высоту растений.
Изображение предоставлено: Genome Research Limited

Проблемы с селективным размножением

  • Селекционное разведение часто приводит к появлению популяции животных или растений с очень похожей генетикой.
  • Сходная генетика означает, что популяция будет иметь одинаковые сильные стороны, но также и одинаковые слабости.
  • Инфекционные заболевания с большей вероятностью распространяются среди генетически сходных групп населения, поскольку они уязвимы для одних и тех же болезней.
  • Селекционное разведение часто включает разведение близкородственных особей, известное как инбридинг.
    • Инбредные популяции чаще страдают от генетических состояний, вызванных рецессивными вариантами генов, поскольку они с большей вероятностью наследуют две копии рецессивных вариантов, по одной от каждого родителя.

Типы селекции

Инбридинг

  • Если мы хотим создать популяцию организмов с предсказуемыми характеристиками, мы склонны к «инбридингу».
  • Инбридинг — это когда скрещиваются животные, являющиеся очень близкими родственниками, например братьями и сестрами.
  • Продолжение инбридинга приводит к очень похожему потомству.
  • После многих поколений инбридинга потомство будет почти генетически идентичным и произведет идентичное потомство. Когда это происходит, организм описывается как инбредный или чистокровный.
  • Примерами чистокровных животных являются лабрадоры-ретриверы и сиамские кошки.

Чистокровные собаки, такие как лабрадор-ретривер, изначально были выведены в результате инбридинга многих поколений.
Изображение предоставлено: PetsNerd.com

Лайнбридинг

  • Лайнбридинг — это разновидность инбридинга.
  • Включает в себя скрещивание более дальних родственников, например, двоюродных братьев и сестер.
  • Это снижает скорость, с которой порода становится «чистокровной», снижая риск ухудшения здоровья, который иногда наблюдается у чистокровных особей.

Самоопыление

  • Большинство растений имеют как мужские, так и женские репродуктивные органы.
  • Некоторые виды естественным образом способны переносить мужские гаметы (сперматозоиды) в пыльце в женские части цветка, где находятся женские гаметы (яйцеклетки). Это называется самоопылением.
  • Потомство самоопыляющихся растений не идентично родительскому растению, потому что их гены перетасовываются во время размножения.
  • Селекционеры могут использовать самоопыление как тип инбридинга, создавая растения, которые генетически более идентичны и которые дают идентичные потомки через много поколений.

Скрещивание

  • Скрещивание предполагает скрещивание двух неродственных особей.
  • Это часто используется для получения потомства с желаемыми характеристиками от двух разных особей.
  • Скрещивание двух чистокровных организмов даст потомство, обладающее интересующими характеристиками.
  • Например, пуделей скрещивали с лабрадорами-ретриверами, чтобы сочетать мало линяющую шерсть пуделя со спокойным, поддающимся дрессировке темпераментом лабрадора. Получившийся «лабрадудель» — собака-поводырь, подходящая для людей, страдающих аллергией.
  • Скрещивание нечистокровных родителей будет иметь менее предсказуемые результаты.

Лабрадудель — это гибридная собака, полученная в результате скрещивания лабрадора с пуделем

Селективное разведение против естественного отбора

  • Хотя оба они приводят к генетическим изменениям в поколениях, селекционное разведение и естественный отбор различны.
  • Естественный отбор обусловлен факторами окружающей среды, которые ограничивают выживание и размножение, такими как суровые условия или конкуренция за партнеров.
  • Селекционное разведение также известно как искусственный отбор.