Конспект разнообразие растений 3 класс: Конспект урока по окружающему миру на тему «Разнообразие растений» (3класс)

Урок окружающего мира в 3 классе: «Разнообразие растений на Земле»

Ход урока окружающего  мира в 3 классе

Организация класса.

Проверка домашнего задания.

Тест (приложение №1).

Взаимопроверка.

Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадки:

Вырос в поле                                Из- под снега расцветает,

Злой и колкий,                              Раньше всех

Во все стороны иголки.                  Весну встречает.

(Репей).                                                  (Подснежник).

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель).

Что между ними общего? ( Относятся к царству растений).

Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.

4. Актуализация знаний.

Учитель.  Объясните, почему лес называют «лёгкими» Земли?

Чтобы общение с растениями вас не огорчало о чём необходимо помнить? (Среди растений встречаются ядовитые).

Назовите ядовитые растения (Вороний глаз, дурман обыкновенный, вех ядовитый, волчье лыко и т.д.).

Вы, наверное, слышали выражение «Растения – зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга. Мы видим их в парках, садах, поле, на улицах городов и сёл. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой.

На какие группы можно распределить эти растения?

(Деревья, кустарники, травы).

Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок).

А я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в мир растений.

5). Изучение нового материала.

Работа в  группах.

Вы будете работать в группах, используя материал в учебнике, дополнительный материал. По ходу изучения вы  и выполните работу по карточкам. Затем выбираете от группы экскурсовода, который будет знакомить детей с особенностями растений той или иной группы. А все остальные дети, изучая группы растений заполняют таблицу

(приложение №2).

Выступления учащихся.

(Выступления учащихся сопровождаются показом слайдов.)

а) Догадайтесь о какой группе растений идёт речь?

Учитель.  Эти растения  живут в воде. Могут быть как очень как очень крошечными — одноклеточными, так и многоклеточными, достигающими 30 метров в длину. Некоторые из них имеют необычное название. Догадались, что это за растения?  (Водоросли).

Слайд №1. Сообщение детей по карточкам. (Водоросль ламинария рассказывает второй ученик  см. приложение №2, №3).  Не забывайте заполнять таблицу.

Учитель.  Багряные и бурые – древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.

б) Учитель. Следующая группа растений, о которой мы будем говорить, интересна тем, что не имеет корней и растет обычно на болотах.

Вы догадались, что это за растения? (Мхи).

Слайд №2.

Сообщение детей (приложение №2, №3).

Учитель. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.

в) Учитель.  Группа растений, о которой мы сейчас будем говорить, удивительна тем, что растения этой группы никогда не цветут, но существует много легенд о людях, искавших цветы этих растений для счастья. (Папоротники).

Слайд № 3

Сообщение детей (приложение №2, №3).

Физминутка

Учитель. Перед нами папоротник страусово перо. Красиво!

Папоротники–лианы высоко поднимаются по стволам деревьев.

Олений рог – эпифит – гигант порой весит около 100 кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.

г) Учитель. Прежде чем перейти к следующей группе растений послушайте загадки, которые приготовили ваши одноклассники:

Её всегда в лесу найдёшь-      У меня длинней иголки, чем у ёлки

Пойдёшь гулять и встретишь:   Очень прямо я расту в высоту.

Стоит колючая, как ёж,           Если я не на опушке,

Зимою в платье летнем.           Ветви только на макушке.

(Ель).                                           (Сосна).

К каким растениям относятся ель и сосна? ( Хвойные).

Слайд № 4  Сообщение детей (см. приложение № 2, №3).

Учитель. Среди хвойных деревьев встречаются гиганты. Секвойя (мамонтово дерево), которая растёт в Америке, имеет высоту свыше 100 метров, а в поперечнике – 11 метров. Хвойные растения – долгожители.

Ель живёт до 500-600 лет, а секвойя – свыше 3000 лет.

д) Учитель. А теперь вспомним о самой многочисленной и интересной группе растений. Название, которой связано с тем, что представители этой группы хотя бы один раз в жизни, но цветут.

О каких растения  идёт речь? (Цветковые).

Слайд № 5. Сообщение детей (см. приложение № 2, №3)

Учитель. Цветки этого растения сравнивались с самыми красивыми животными. В одной стариной книге написано так: « Этот цветок не имеет запаха, как красивый павлин песен. Зато тюльпан прославился  красочными лепестками, а важный павлин необычным оперением».

Сейчас тюльпаны можно увидеть в любом парке весной, а примерно 500 лет назад всего за несколько луковиц нужно было отдать целое состояние. Девушка, которой давали в приданое луковицы этого прекрасного растения, считалась богатой невестой.

7). Повторение взаимосвязи растений и человека.

Растения – часть живой природы, также как и человек, и поэтому имеют тесную связь друг с другом.

Что произойдёт на Земле, если вдруг исчезнут растения?

Люди умеют говорить красивые слова, но в жизни гораздо ценнее поступки. Сейчас я предлагаю вам мысленно совершить небольшое путешествие на прекрасную цветочную поляну (звучит фонограмма П.И.Чайковского «Вальс цветов».

Букет из каких цветов вы собрали бы для своей мамы, бабушки?

А мне понравились цветы на ваших рисунках, пожалуй я сорву один из них (учитель «нечаянно» разрывает один рисунок).

— Ой, ребята, чей это рисунок?

— Вам не жаль его?

— А как же быть с теми цветами, которые вы сорвали?

— Разве их не жаль?

— Мне очень жаль рисунок Кати, поэтому я его специально заменила на копию, значит настоящий рисунок не пострадал. Рисунок остался цел.

— А в жизни вы смогли бы исправить эту ситуацию?

— Какой мы можем сделать вывод?

— Видите, как важно правильно применять знания в реальной жизни.

Послушайте, как в стихотворной форме нам советует поэт Р. Рождественский относиться ко всему живому, в исполнении ваших товарищей.

Лесная поляна.

1)   Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы…

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

8). Итог урока.

Слайд №  6.

— Как называется наука о растениях?

— Где растут водоросли?

— Где можно встретить мхи?

— Как узнать папоротники?

— Назовите представителей хвойных растений.

— Какая из групп наиболее разнообразна?

9). Домашнее задание.

Стр.    , подготовить сообщения о растениях разных групп.

10) Оценки за урок.

Сегодня на уроке вы успешно решили все поставленные перед вами задачи. Я желаю вам, чтобы вы так же успешно справлялись с любыми жизненными ситуациями, применяя полученные знания.

Успехов вам, дети!

Скачать презентацию к уроку окружающего  мира в 3 классе: «Разнообразие растений на Земле»

Скачать приложения к уроку

Конспекты по биологии

23 августа 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

TG 4ЕГЭ

Биология

Материалы для подготовки к ЕГЭ по биологии в максимально краткой, доступной и наглядной форме с привлечением методик мнемотехники для быстрого и качественного запоминания.

Раздел 1. Биология — наука о жизни

1.1. Биология как наука. Роль биологии

1.2. Признаки и свойства живого

1.3. Основные уровни организации живой природы

Раздел 2. Клетка как биологическая система

2. 1. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке

2.2. Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов

2.3. Химическая организация клетки

2.3.1. Неорганические вещества клетки

2.3.2. Органические вещества клетки: углеводы, липиды

2.3.3. Органические вещества клетки: белки

2.3.4. Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты

2.4. Строение про— и эукариотической клеток

2.5. Метаболизм

2.5.1. Энергетический и пластический обмен

2.5.2. Диссимиляция

2.5.3. Фотосинтез и хемосинтез

2.6. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код

2.7. Клетка — генетическая единица живого. Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

Раздел 3. Организм как биологическая система

3.1. Разнообразие организмов. Вирусы — неклеточные формы.

3.2. Воспроизведение организмов

3.3. Онтогенез

3. 4. Генетика. Основные генетические понятия

3.5. Закономерности наследственности

3.6. Изменчивость признаков у организмов

3.7. Вредное влияние мутагенов на генетический аппарат клетки. Наследствениые болезни человека

3.8. Селекция. Значение генетики для селекции.

3.8.1. Генетика и селекция

3.8.2. Методы работы И.В. Мичурина

3.8.3. Центры происхождения культурных растений

3.9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование

Раздел 4. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

4.1. Систематика. Основные систематические (таксономические) категории

4.2. Царство Бактерии.

4.3. Царство Грибы. Лишайники

4.4. Царство Растения.

4.4.1. Общая характеристика царства Растения

4.4.2. Ткани высших растений

4.4.3. Корень

4.4.4. Побег

4.4.5. Цветок и его функции. Соцветия

4.5. Многообразие растений.

4.5.1. Жизненные циклы отделов растений

4.5.2. Однодольные и двудольные растения

4. 5.3. Космическая роль растений

4.6. Царство Животные

4.6.1. Общая характеристика царства Животные

4.6.2. Одноклеточные или Простейшие

4.6.3. Тип Кишечнополостные

4.6.4. Тип плоские черви

4.6.5. Тип Первичнополостные или Круглые черви

4.6.6. Тип Кольчатые черви стр.1-5 стр. 6-11

4.6.7. Тип Моллюски

4.6.8. Тип Членистоногие стр.1-10 стр.11-25 стр. 26-35

4.7. Хордовые животные

4.7.1. Общая характеристика типа Хордовых

4.7.2. Надкласс Рыбы

4.7.3. Класс Земноводные

4.7.4. Класс Пресмыкающиеся

4.7.5. Класс Птицы

4.7.6.Класс Млекопитающие

Раздел 5. Человек и его здоровье

5.1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы стр.

5.1.1. Анатомия и физиология человека. Ткани стр.1-7 стр.8-20

5.1.2. Строение и функции пищеварительной системы

5.1.3. Строение и функции дыхательной системы

5. 1.4. Строение и функции выделительной системы

5.2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека

5.2.1. Строение и функции опорно-двигательной системы

5.2.2. Кожа, ее строение и функции

5.2.3. Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения

5.2.4. Размножение и развитие организма человека

5.3. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека

5.3.1. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет

5.3.2. Обмен веществ в организме человека

5.4. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

5.4.1. Нервная система. Общий план строения. Функции

5.4.2. Строение и функции центральной нервной системы

5.4.3. Строение и функции вегетативной нервной системы

5. 4.4. Эндокринная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

5.5. Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность

5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха

5.5.2. Высшая нервная деятельность

5.6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Приемы оказания первой помощи.

Раздел 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

6.1. Вид, его критерии и структура. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция

6.2. Развитие эволюционных идей. Движущие силы, элементарные факторы эволюции. Синтетическая теория эволюции

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции

6.2.2. Творческая роль естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

6.3. Результаты эволюции. Доказательства эволюции живой природы.

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека

Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности

7.1. Среды обитания организмов. Факторы среды. Законы оптимума и минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм

7.2. Экосистема, ее компоненты, структура. Цепи и сети питания, их звенья. Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций

7. 3. Разнообразие, саморазвитие, смена экосистем. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем

7.4. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ — основа устойчивого развития экосистем

7.5—7.6. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского

Разнообразие растений — дикая наука

Наземные растения удивительно разнообразны и легко приспосабливаются, но своим выпрыгиванием из пруда они обязаны наследственной помощи 400 миллионов лет назад от их ближайших ныне живущих родственников, зеленых водорослей. Подумайте на мгновение о переходе, который претерпели наземные растения, от предкового состояния роста, частично или полностью погруженного под воду, к росту на суше, окруженном не водой, а… воздухом! Это была авантюра, потому что там может быть суровый, сухой, иссушающий мир, но он окупился, и растения процветают в невероятно разнообразных средах по всей Земле.

Прежде чем мы углубимся в разнообразие растений, давайте сначала совершим небольшое путешествие по закоулкам памяти об эволюционном прошлом Земли. Чтобы понять эволюционные отношения группы организмов, биологи строят филогению. Это похоже на генеалогическое древо, за исключением того, что оно фокусируется не только на нескольких поколениях; он уменьшает масштаб и смотрит на отношения в течение эволюционного времени. Полезно знать, какие организмы появились раньше (предковые типы), а какие позже (потомки). Как только биологи выясняют отношения предков и потомков, они строят филогенетическое дерево, используя различные типы информации, такие как структура и форма растения (морфологические данные) и последовательности ДНК определенных генов (молекулярные данные). Растения организованы в филогенетическое дерево на основе сходств и различий в этих данных.

Наземные растения должны были претерпеть захватывающие структурные и репродуктивные изменения, чтобы адаптироваться от водного к наземному образу жизни. Учитывая их огромное разнообразие, все наземные растения имеют по крайней мере одну очень важную общую черту — они проходят уникальный жизненный цикл, называемый чередованием поколений. Это означает, что жизненный цикл любого наземного растения имеет две отдельные фазы. Количество времени, затрачиваемое на каждую фазу, варьируется в зависимости от группы, к которой относится растение.

Первая фаза называется зарождением гаметофитов (фит=растение, гамето=гамета). На этом этапе мы имеем в виду растение (многоклеточное, а не просто одноклеточное), имеющее один набор хромосом (гаплоидный), производящий гаметы (яйцеклетки и сперматозоиды), которые также являются гаплоидными. Вот действительно интересная часть, яйцеклетка и сперматозоиды производятся посредством митоза, клеточного деления, в результате которого образуются две клетки, идентичные исходной клетке.

Для тех из нас, кто больше знаком с нашим собственным жизненным циклом, чем с жизненным циклом растений, часть описания поколения гаметофита «яйцеклетки и сперматозоиды, образующиеся в результате митоза» должна звучать назойливо в вашем сознании как основное отличие от человеческого производят собственные яйцеклетки и сперматозоиды. Наши гаметы образуются в результате мейоза или деления одной клетки на четыре клетки, которые содержат половину генетической информации исходной клетки.

Вторая фаза называется генерацией спорофита (опять же фит=растение, споро=спора). На этом этапе мы имеем в виду растение (многоклеточное, а не просто одноклеточное), имеющее два набора хромосом (диплоидное), что является результатом слияния двух гамет (сперматозоида и яйцеклетки). В самом общем смысле мы говорим о растении, которое производит споры. Более конкретно, диплоидный спорофит производит гаплоидные споры. Как они это делают? Ну, есть только один тип клеточного деления, при котором общее число хромосом уменьшается во время деления, и это мейоз. Таким образом, спорофит подвергается мейозу с образованием гаплоидных спор.

Теперь, когда мы разобрались в основах чередования поколений, давайте начнем наше путешествие по разнообразию наземных растений и посмотрим, как этот жизненный цикл проявляется в каждой группе.

МОХОВЫЕ

Первой группой, возникшей после зеленых водорослей, были несосудистые растения или мохообразные. Помните, что сосудистая система — это «сантехника», по которой растения транспортируют воду, минералы и питательные вещества. Сосудистая ткань делится на два типа: ксилема переносит воду и минеральные вещества, а флоэма переносит питательные вещества. Поэтому несосудистые растения, такие как мхи, печеночники и роголистники, не имеют ксилемы или флоэмы, что также означает, что у них нет настоящих корней, стеблей или листьев. У некоторых есть ризоиды, которые могут выглядеть как маленькие корни, но они служат для закрепления растения. Ризоиды не всасывающие.

Без четко определенной системы транспортировки воды по всему телу, где бы вы догадались, что встречаются эти виды растений? А если бы вы никогда раньше не видели мохообразных, но знали, что у них нет сосудистой системы, вы бы заподозрили, что это растение высокое или низкорослое? Мохообразные и мхи встречаются во влажной среде и обычно низко над землей, поскольку у них нет стеблей или сосудистой системы для транспортировки воды.

Есть несколько ключевых нововведений, через которые пришлось пройти нашим друзьям мохообразным, чтобы совершить эволюционный скачок из водной среды в наземную. Два структурных изменения позволили этим растениям выжить в сухой земной атмосфере. Во-первых, у мохообразных развилась кутикула, отличная от слоя кожи у основания наших ногтей на руках и ногах. Кутикула растения представляет собой восковой слой, покрывающий растение, который удерживает воду и предохраняет растение от высыхания. Во-вторых, у мохообразных развились устьица, которые представляют собой поры в кутикуле, обеспечивающие газообмен. Конечно, растения выделяют кислород, но им также необходимо поглощать углекислый газ для дыхания, поэтому поры имеют решающее значение для газообмена.

Последней ключевой инновацией мохообразных является репродуктивная адаптация. Напомним, что у мохообразных преобладает поколение гаметофитов. Поскольку это растение производит гаметы, они делают это стильно. Мохообразные развили гаметангии или специализированные структуры, образующие гаметы. Существует два типа: мужская структура, производящая сперму (антеридий), и женская структура, производящая яйцеклетку (архегоний). Мохообразные, несмотря на все успехи, которые они предприняли, чтобы приспособиться к жизни на суше, унаследовали от своих водных предков — им по-прежнему нужна вода для размножения. Сперматозоиды, выпущенные из антеридия, поплывут к архегонию, чтобы оплодотворить яйцеклетку. Развивающаяся зигота фактически вырастает из гаметофита в поколение, производящее споры (спорофит). Это похоже на помаду, вытекающую из тюбика. Выживание диплоидного спорофита полностью зависит от гаметофита. Помада не может выжить без футляра.

БЕССЕМЯННЫЕ СОСУДИСТЫЕ

Ключевым нововведением для следующей группы и для всех растений, начиная с этого момента в нашем обзоре разнообразия растений, является сосудистая ткань: ксилема для транспортировки воды и минералов и флоэма для транспортировки сахара. Сосудистые растения имеют настоящие листья, стебли и корни. Сосудистые растения также содержат особое вещество, называемое лигнином, которое представляет собой соединение в клеточных стенках растений, придающее им дополнительную прочность и стабильность. Учитывая вертикальные и структурные преимущества сосудистых растений, неудивительно, что они в целом намного крупнее мохообразных.

Бессемянные сосудистые растения включают плауны, папоротники, хвощи и папоротники. Некоторым растениям этой группы по-прежнему нужна вода для оплодотворения. В отличие от мохообразных преобладает поколение спорофитов. Растение, производящее гаметы, или поколение гаметофитов, является свободноживущим, но очень маленьким.

СЕМЯННЫЕ РАСТЕНИЯ

Ключевым нововведением для остальных растений является развитие семян. Это может показаться простым, но развитие семян было главной адаптацией в эволюции растений. Семена крепкие, и самое главное, они могут переносить засушливые условия. Адаптация семени означала, что растения были свободны от зависимости от воды для размножения и, следовательно, могли колонизировать более сухую среду.

Немного информации о «семени». Это довольно замечательная адаптация, которая была бы невозможна без эволюции характеристики семенных растений, известной как гетероспория. В основном это означает производство двух различных типов структур, производящих спор, и, следовательно, двух различных типов спор: микроспор и мегаспор. Микроспоры развиваются в пыльцу или мужской гаметофит. Мегаспора развивается в яйцо или женский гаметофит. Яйцеклетка и сперматозоид сливаются, образуя зиготу, которая развивается в зародыш, защищенный несколькими слоями и завернутый в защитную оболочку. Весь пакет является семенем!

Мы разделяем семенные растения на две основные группы: голосеменные и покрытосеменные. Захватывающим аспектом этих двух групп является то, что спорофит является доминирующим, а гаметофит настолько редуцирован, что его выживание зависит от спорофита. Сперматозоид и яйцеклетка развиваются внутри спорофита, а женский гаметофит сохраняется в тканях спорофита. Есть три основных типа голосеменных растений: саговники, гинкго и хвойные. Все голосеменные для опыления полагаются на ветер. Ветер может быть привередливой вещью, и не всегда самой надежной, особенно когда на карту поставлено что-то столь же важное, как обеспечение жизнеспособного потомства (оплодотворение и производство семян)! Наша следующая группа действительно улучшила свою стратегию опыления парой замечательных нововведений.

ПОКРЫТОСЕМЯННЫЕ

Покрытосеменные – невероятно успешная группа, распространяющаяся по всему миру. Есть два секрета успеха покрытосеменных растений: цветы и плоды. Помимо привлечения людей (цветочная индустрия зарабатывает миллиарды долларов в год!) цветы также служат для привлечения опылителей. Это преимущество перед голосеменными растениями, которые полагаются на порывы ветра для переноса пыльцы!

Еще одно ключевое новшество покрытосеменных — плоды. Плоды сладкие, вкусные, а внутри них скрыт весь генетический материал для следующего поколения растений – семян! Это был очень умный маркетинговый ход — упаковать такой драгоценный груз во внешнее покрытие, которое было бы мягким, мясистым, сладким и почти неотразимым для животных.

Итак, как видите, растениям пришлось пройти ряд структурных и репродуктивных изменений, чтобы адаптироваться от водного к наземному образу жизни. Но имейте в виду всеобъемлющую тенденцию в разнообразии растений – переход от растений с преобладанием гаметофитов к биофитам, к эволюционному промежуточному этапу, где преобладает поколение с преобладанием спорофитов, а поколение гамеофита является независимым, к семенным растениям, где поколение гаметофитов настолько снижено. что его выживание зависит от спорофита.

Связанные темы

Выберите одну из следующих категорий, чтобы увидеть похожие страницы:

  • Растения

Поделитесь этой страницей

Твитнуть

Открытые учебники | Siyavula

Загрузите наши открытые учебники в разных форматах, чтобы использовать их так, как вам удобно. Нажмите на обложку каждой книги, чтобы увидеть доступные для загрузки файлы на английском и африкаанс. Лучше, чем просто бесплатные, эти книги также имеют открытую лицензию! См. различные открытые лицензии для каждой загрузки и пояснения к лицензиям в нижней части страницы.

Математика

    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • 7A PDF (CC-BY-ND)
          • 7B PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • 7A PDF (CC-BY-ND)
          • 7B PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • 8A PDF (CC-BY-ND)
          • 8B PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • 8A PDF (CC-BY-ND)
          • 8B PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • 9A PDF (CC-BY-ND)
          • 9B PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • 9A PDF (CC-BY-ND)
          • 9B PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителя

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителя

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителя

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителя

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)

Наука

    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Пособия для учителя

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителя

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителя

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY-ND)
          • ePUB (CC-BY)
    • Пособия для учителя

      • Английский

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителя

      • Английский

        • Класс 7А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 7Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 7А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 7Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителя

      • Английский

        • Класс 8А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 8Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 8А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 8Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителя

      • Английский

        • Класс 9А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 9Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 9А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 9Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителя

      • Английский

        • Класс 4А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 4Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 4А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 4Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителя

      • Английский

        • Класс 5А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 5Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 5А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 5Б

          • PDF (CC-BY-ND)
    • Читать онлайн
    • Учебники

    • Пособия для учителя

      • Английский

        • Класс 6А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Класс 6Б

          • PDF (CC-BY-ND)
      • Африкаанс

        • Граад 6А

          • PDF (CC-BY-ND)
        • Граад 6Б

          • PDF (CC-BY-ND)

Лицензирование наших книг

Лучше, чем просто бесплатные, эти книги также имеют открытую лицензию! Один и тот же контент, но разные версии (фирменные или нет) имеют разные лицензии, как объяснено:

CC-BY-ND (фирменные версии)

Вам разрешается и поощряется свободное копирование этих версий.