Как растения реагируют на тепло: Как растения реагируют на тепло, холод, свет.

«Реакция растений на тепло и свет»

  1. Орг. Момент.

  2. Приветствие.

  3. Позитивчик. «Посадка инопланетного корабля».

  4. Деление на группы по принципу «Кто с кем дружит»

  5. Дерево ожиданий.

  6. Определение направления путешествия. Загадка про растение.(Дышит, растёт, а ходить не может.)

  7. Выбор учащимися названий команд. Повторение правил работы в группе

  8. Получение пригласительного билета в царство растений. Как называется наука о растениях? (Ботаника) Назови основоположников этой науки.

  9. Презентация Теофрасте. Опережающее задание.

  1. Ботаника как наука сформировалась более 2000 лет назад. Основоположниками ее были деятели древнего мира Аристотель (384 – 32 гг. до н.э.) и Теофраст (371 – 286 гг. до н.э.).

Они обобщили накопленные сведения о разнообразии растений и их свойствах, приемах возделывания, размножения и использования, географическом распространении.

Теофрасту было известно около 600 видов полезных растений, в число которых входили не только европейские виды, но и завезенные из восточных стран. Его считают отцом ботаники.

  1. Проверка домашнего задания. Работа в группах.

А) Составить КЛАСТЕР «Многообразие растений». Охарактеризуй одно из растений.(Кедр, сфагнум, водоросли).

1 ученик

Водоросли – жители воды. Они могут иметь самую разнообразную окраску:  зелёную, бурую и даже красную. Водоросли имеют самое простое строение среди растений. Они не имеют корней, стеблей и листьев, цветков и плодов с семенами Огромное их количество живёт в морях и океанах. Это, например, морская капуста. Это крупная водоросль, которая может достигать в длину 20 метров. Она имеет коричневую окраску.

2 ученик

В сырых лесах, на заболоченных лугах и болотах растут мхи. Один из самых известных мхов — кукушкин лён, его часто можно встретить в заболоченных или просто влажных местах. Он вырастает до 20 сантиметров.

А вот во время Первой мировой и Великой отечественной войны мох сфагнум использовали как замечательный перевязочный материал.

У мхов нет корней, цветков и плодов с семенами. 

3 ученик

Сибирский кедр это большое благородное дерево с могущественной вечнозелёной кроной.

 Это удивительное дерево считается долгожителем, интересен тот факт, что до 80 лет сибирский кедр активно питается влагой из почвы, после 80 лет происходит обратный процесс, он её отдаёт. Высота сибирского кедра может достигать сорока пяти метров. Дерево может жить до восьми сотен лет.

Сибирский кедр знаменит своими «кедровыми орешками», которые используют в медицине и пищевой промышленности. А плодоносить дерево начинает только на шестидесятом году жизни. Я предлагаю вам отведать кедровых орешков далёкого гостя.

Б) Оформи корзину с цветами. Флипчарт.

В) Восстанови схему важных условий окружающей среды, необходимых для жизни растений. Флипчарт.

12.Загадка о воде.

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!

В) Игра «Найди лишнее».(Влаголюбивые, водные, засухоустойчивые растения). Почему лишнее?

( Ученик из группы рассказывает о своем растении по плану.)

1. Название растения.

2. Условия произрастания этого растения.

Влаголюбивые водные                          Засухоустойчивые

Клевер   лилия молочай

шалфей                   Кувшинка саксаул

иван-чай лотос Верблюжья колючка

молочай               верблюжья колючка     турча болотная 

1.Объяснение нового материала.

1 группа – теплолюбивые растения.

А) понятие о том, что такое теплолюбивые растения.

Б) Инсценировка «Сказка про то, как Огурец с Помидором спорили».

В) Салат из помидоров и огурцов

2 группа — холодостойкие растения.

А) Понятие о том, что такое холодостойкое растение.

Б) Презентация о пшенице, овсе, ячмене. Показ зерна. Гербарий.

1 ученик: Если бы можно было заглянуть в глубину веков, мы не увидели бы на полях ни кукурузы, ни картофеля, ни подсолнечника.

А пшеница уже сеялась – родилась, кормила людей.

Зерно пшеницы – это природная кладовая белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных солей, так необходимых организму человека.

Они строят клетки, заставляют сердце радоваться жизни, глаза – зорче глядеть, мозг – интенсивно работать.

Из пшеницы делают муку, которая идет на изготовление хлеба, макарон, кондитерских изделий, манной крупы.

2 ученик: С латинского названия овес переводится, быть здоровым. Овес это мощное профилактическое средство, которое укрепляет наш иммунитет.

Зерно овса обыкновенного используют для выработки крупы (каша «Геркулес»), муки, овсяного кофе.

Во многих странах овсяная каша остаётся традиционной утренней пищей, здоровой и полезной. В России из овса готовили кисель.

В овсе очень много полезных элементов, а в оболочке зерен есть вещество, снижающее сахар в крови.

Овес — это на редкость не требовательное растение. Для овса подходят практически любые почвы.

Переносимость холода — еще одно положительное качество этого злака. Благодаря ему овес можно выращивать в северных районах.

3 ученик. Ячмень – злаковая культура, устойчивая к заморозкам и высоким температурам. Его используют в пищу, применяют для лечения заболеваний ЖКТ, бронхов и легких, диабета и других болезней.

В) Презентация. Литмонтаж об устойчивых к холоду овощах: (чесноке, моркови, свекле, петрушке, редисе, горохе).

У морковки сладкий

Носик,

Сочный, вкусный, сладкий

Плод.

А зелёный пышный хвостик

Украшает огород.

Чеснока душистый зубчик

Мы с тобой положим в супчик.

Даст он супу аромат

Станет он вкусней во стократ.

Свёкла для борща годится

Покраснела, как девица,

Без неё и винегрет

Не получишь на обед.

Распустил усы горох,

Шел в стручке переполох:

Целый выводок горошин

Друг на друга все похожи.

Я, румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем.

Физминутка «Урожай собирай». Слова Т. Волгиной, музыка

А. Филлипенко

3 группа — светолюбивые растения.

А) понятие о том, какие растения называют светолюбивыми

Б) В мире интересного.

Фильм о хлопчатнике от профессора Почемушкина.

— А знаете ли вы?

Легенда о кукурузе.

Когда могущественные боги решили разделить все богатства земли между людьми разного цвета кожи, первыми на делёж пришли индейцы и выбрали самое ценное по их представлениям – ярко –желтый словно вылитый из золота початок кукурузы. Он давал пищу и человеку, и животному и птице.

Сообщение о ленточном сосновом боре на казахском языке.

Қарағайлы орман миллиондаған жылдар бұрын мұзды кезеңнен кейін пайда болған. Семей мен Ертістен басталып, Барнауылға дейін 5 қатарда тізбектеліп, атақты Оби өзенінде аяқталған өседі.

Дүние жүзі бойынша 2 қарағайлы орман. Біріншісі-Канада. Екіншісі-Россия мен Қазақстан жерінде. Үлкен бөлігі біздің Қазақстанда.

Қарағайдан турлі дәрілер жасалады. Бұл орманның ауасы таза сондықтан бұл жерде сауықтыру орталықтары орналасқан

Загадки на английском языке

There was a green house. Inside the green house there was a white house. Inside the white house there was a red house. Inside the red house there were lots of babies. What is it? В зеленом домике есть белый. Внутри него — есть красный дом. А в красном домике много ребятишек. Что же это? Watermelon. Арбуз.

It is round .Она круглая

It is yellow. Она жёлтая

It is delicious. Она вкусная

It is very sweet. Она очень сладкая

What is it? Что это? (melon). Дыня.

Г) работа с учебником с.117. Прочитать самостоятельно текст и ответить на вопрос о том, какие растения называются теневыносливыми. Назови их. (Кислица, чина, ландыш).

Д) Фильм про теневыносливые растения. Сюрприз от Инопика.

1.Ты мне я тебе.

1группа второй группе

Задание: разгадать ребусы. К какому виду относятся эти растения? (Теплолюбивые растения)

Р

2 группа 3 группе

Собери картинку из частей. Назвать, какая картинка лишняя и почему?

(Редис, лук, перец). К какому виду относятся эти растения? (Холодостойкие растения)

3 группа 1 группе

Отгадать загадки. К какому виду относятся эти растения? (Светолюбивые растения)

Сладкая, медовая,

Очень даже сочная,

Ложкой семечки смахнёшь,

Мякоть белую найдёшь!

Ответ: Дыня

Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.(арбуз)

Людей большой тут вложен труд,

Коробки на кустах растут.

А что в коробочках за вата?

Вы подскажите мне, ребята.
(хлопок)

На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица … . (Сосна)

Обобщение. Работа с высказыванием.

«Природа – это и есть сама жизнь во всем ее великолепии». Обращение к плакату «Берегите землю»!

Ученые объяснили «Газете.Ru» аномально резкое цветение крокусов и подснежников

Как растения чувствуют приход весны и почему в этом году в Крыму так рано зацвели тюльпаны, «Газете.Ru» рассказал профессор биологического факультета МГУ, куратор коллекций «Аптекарского огорода» Александр Зернов.

— Как растения узнают, что зима кончилась, началась весна и можно выпускать почки и зацветать? Это зависит от температуры?
— Весной растения реагируют на температуру, точнее, не просто на температуру, а на сумму положительных температур. Дело в том, что с осени в растениях накапливается гормон (абсцизовая кислота), который тормозит их развитие. Когда температура воздуха начинает принимать положительные значения, этот гормон начинает медленно разрушаться.

Язык цветов

Британские биологи выяснили, что некоторые цветочные растения умеют общаться с пчелами и другими опылителями…

06 марта 18:45

И как только накопится необходимая сумма положительных температур, достаточная для полного разрушения этого гормона, тормозящего рост, растение начинает расти.

Окончание роста у них лимитируется светом, а начало роста — температурой.

— А что раньше, что позже начинает распускаться?
— Есть специальные таблицы, в которых прописаны суммы необходимых температур для определенных растений, на которых это изучалось. У растений, которые зацветают самыми первыми, сумма положительных температур ниже. Например, в средней полосе России фенологическое начало весны, то есть когда живая природа начинает чувствовать весну, — это начало цветения орешника. Орешник (лещина) среди древесных растений наиболее рано реагирует на положительные температуры и первым в нашей полосе начинает пробуждаться. Если говорить о травянистых растениях, то наиболее рано начинают реагировать на положительные температуры так называемые эфемероиды, из дикорастущих это хохлатки, чистяк. Из того, что выращивают в городе, в некоторых парках, это подснежник (лат. Galánthus) — растение, которое зацветает самым первым, но оно не местное, а привезенное из Европы, с Кавказа.

Черные цветы под двумя солнцами

Растения на планетах в двойных звездных системах будут черными или серыми, только так они смогут эффективно…

03 мая 01:28

— А за орешником что начинает распускаться?
— За орешником дальше зацветает ива, а параллельно идет сокодвижение у березы. Хотя береза начинает свое видимое развитие несколько позже, сокодвижение, как предшествующий видимому росту этап, у березы начинается довольно рано.

— Что произойдет, если в разгар зимы принести ветку домой и поставить под лампу дневного света? Выпустит ли она почки, как быстро это произойдет?

— Если вы принесете ветку домой уже после наступивших морозов, то ее даже не обязательно под лампу помещать, а можно просто на подоконник поставить и даже в темноте: почки набухнут и начнут расти. Потому что это будет растение, которое промерзло на улице, и помещением его в теплые условия вы запускаете механизмы разрушения этого тормозящего развитие гормона, и начнется ее рост.

Собственно, на этом до революции был основан такой интересный прием, как выгонка сирени к Новому году.

close

100%

В горшки сажали кустики сирени с генеративными почками и до определенного времени их держали на морозе. Затем заносили в теплые условия — и сирень зацветала. Так же выгоняли например, ландыши. Если взять, к примеру, книжки по цветоводству середины XX века, сталинских времен, там есть рекомендации, как выгонять разные культуры к определенным датам. Это обязательно холодная зимовка, для разных культура разная, а дальше идет помещение в теплые условия — и растение начинает вегетацию.

— Какую минимальную температуру могут выдержать уже сформировавшиеся почки?
— Очень низких отрицательных температур почки, которые уже начали расти, не выдержат. Небольшие переходы через нуль они в начале вегетации выдерживают легко, но при температуре, скажем, –100С они погибнут. Дикорастущие растения в этом плане более устойчивы по сравнению с теми, что привезены из более южных регионов.

— Если через несколько дней вдруг ударит мороз –15, означает ли это, что некоторые растения померзнут?
— Все растения не померзнут, только почки, которые уже тронулись в рост: так, при –15 не целиком растения погибнут, а те части, которые начали активный рост. Из-за того что вода в их клетках замерзнет, клетки будут разорваны.

— Когда обычно в Москве появляется устойчивый травяной покров и листва на деревьях?
— Год на год обычно не приходится. Начало фенологической весны, то есть начало цветения орешника, для Подмосковья это вторая половина марта.

Смог накрыл частицами

В смоге и гари Пекина виноваты не трафик и заводы, а вторичное загрязнение взвешенными частицами. Подобная…

25 ноября 13:53

В этом году все сместилось назад на целый месяц. У нас в «Аптекарском огороде» уже 23 февраля цвели подснежники!

Такого никогда не было — они всегда зацветали в одно время с орешником, то есть в середине марта. И это не только в Подмосковье наблюдается: например, сейчас в Крыму вовсю цветут тюльпаны, которые вообще-то должны зацветать в конце апреля – начале мая.

Сейчас по всей Европе аномально ранняя весна, однако к выходным ожидают понижения температуры. Если в ближайшие дни будут держаться положительные с переходом на ноль температуры, то растения особо быстро развиваться не будут. Деревья пока себя разумно ведут, еще расти активно не начали. Из травянистых растений уже активно цветут почти все подснежники, зацвели крокусы, однако эти растения легко переносят отрицательные температуры — им свойственно вмерзать в снег, а потом оттаивать и нормально развиваться. Их и снегом засыплет — ничего не будет.

Как растения реагируют на тепловой стресс

Хотите БЕСПЛАТНУЮ версию этой новости в формате PDF?

Заполните форму ниже, и мы вышлем вам PDF-версию

«Как растения реагируют на тепловой стресс»

Время считывания:

 

Растения, как и другие организмы, могут серьезно пострадать от теплового стресса. Чтобы повысить свои шансы на выживание, они активируют реакцию теплового шока — молекулярный механизм, который также используется клетками человека и животных для защиты от стресса. Исследователи из Мюнхенского технического университета (TUM) обнаружили, что растительные стероидные гормоны могут стимулировать эту реакцию у растений.

Это может быть трудно вспомнить зимой, но июль 2021 года был самым жарким месяцем из когда-либо зарегистрированных. В США средняя температура была выше средней за июль на 2,6 градуса по Фаренгейту, а во многих южных европейских странах температура превышала 45 градусов по Цельсию, включая рекордно высокую температуру в 48,8 градусов по Цельсию, зарегистрированную на восточном побережье. Сицилии в Италии.

За последние несколько десятилетий во всем мире увеличилось количество волн тепла с рекордными максимумами, и это рассматривается как результат изменения климата. Волны тепла возникают чаще, становятся более жаркими и длятся дольше, что приводит к серьезным последствиям не только для людей и животных, но и для растений. «Тепловой стресс может негативно повлиять на растения в их естественной среде обитания и дестабилизировать экосистемы, а также резко сократить урожай сельскохозяйственных культур, тем самым угрожая нашей продовольственной безопасности», — говорит Брижит Поппенбергер, профессор биотехнологии садовых культур.

Чтобы пережить короткие периоды теплового стресса, растения активируют молекулярный механизм, называемый реакцией на тепловой шок. Эта реакция на тепловой шок (общая для всех организмов) защищает клетки от повреждений, вызванных протеотоксическим стрессом, который повреждает белки. Такой стресс вызывается не только жарой, но также может быть результатом воздействия определенных токсинов, ультрафиолетового излучения или засоленности почвы.

Реакция на тепловой шок защищает клетки различными способами, одним из которых является выработка так называемых белков теплового шока, которые служат молекулярными щитами, защищающими белки, предотвращая неправильное свертывание.

Растения реагируют на тепловой стресс, активируя факторы теплового шока, а также другие молекулярные факторы. В частности, задействованы гормоны как химические мессенджеры. Среди гормонов, которые вырабатывают растения, есть брассиностероиды, которые в первую очередь регулируют их рост и развитие. Но, в дополнение к стимулирующим рост свойствам, брассиностероиды обладают и другими интересными способностями, одной из которых является их способность повышать устойчивость растений к тепловому стрессу, и исследователи из ТУМ недавно обнаружили, что способствует этой защитной способности.

Используя модельное растение Arabidopsis thaliana , исследовательская группа под руководством профессора Бриджит Поппенбергер смогла выяснить, как брассиностероиды регулируют специфический фактор транскрипции — особый белок, ответственный за включение или выключение определенных участков ДНК. . Этот фактор транскрипции, называемый BES1, может взаимодействовать с факторами теплового шока, тем самым позволяя направлять генетическую информацию на усиление синтеза белков теплового шока.

При повышении активности BES1 растения становятся более устойчивыми к тепловому стрессу, при снижении — более чувствительными к нему. Кроме того, группа продемонстрировала, что BES1 активируется тепловым стрессом и что эта активация стимулируется брассиностероидами.

«Эти результаты представляют интерес не только для биологов, пытающихся расширить наше понимание реакции на тепловой шок, но также имеют потенциал для практического применения в сельском хозяйстве и садоводстве», — говорит профессор Поппенбергер.

Доступны биостимуляторы, содержащие брассиностероиды, и их можно проверить на способность повышать устойчивость растений к тепловому стрессу. Такие вещества являются натуральными продуктами, одобренными для органического земледелия, и поэтому могут использоваться без проблем. В качестве альтернативы, BES1 может быть интересной мишенью для методов селекции. Это можно использовать для создания сортов, более устойчивых к тепловому стрессу и, таким образом, обеспечивающих более стабильные урожаи в случае будущих волн тепла.

Ссылка:  Albertos P, et al. Фактор транскрипции BES1 взаимодействует с HSFA1, повышая устойчивость растений к тепловому стрессу.  EMBO J . 2022;н/д(н/д):e108664. doi: 10.15252/embj.2021108664

Данная статья переиздана из следующих материалов. Примечание: материал мог быть отредактирован по длине и содержанию. За дополнительной информацией обращайтесь к указанному источнику.

Реклама

Стероидные гормоны способствуют устойчивости растений к тепловому стрессу — ScienceDaily

Это может быть трудно вспомнить зимой, но июль 2021 года был самым жарким месяцем из когда-либо зарегистрированных. В США средняя температура была выше средней за июль на 2,6 градуса по Фаренгейту, а во многих южных европейских странах температура превышала 45 градусов по Цельсию, включая рекордно высокую температуру в 48,8 градусов по Цельсию, зарегистрированную на восточном побережье. Сицилии в Италии.

За последние несколько десятилетий во всем мире участились волны жары с рекордными максимумами, и это рассматривается как результат изменения климата. Волны тепла возникают чаще, становятся более жаркими и длятся дольше, что приводит к серьезным последствиям не только для людей и животных, но и для растений. «Тепловой стресс может негативно повлиять на растения в их естественной среде обитания и дестабилизировать экосистемы, а также резко сократить урожай сельскохозяйственных культур, тем самым угрожая нашей продовольственной безопасности», — говорит Бриджит Поппенбергер, профессор биотехнологии садовых культур.

Клетки активируют молекулярный механизм защиты от теплового стресса

Чтобы выжить в короткие периоды теплового стресса, растения активируют молекулярный механизм, называемый реакцией на тепловой шок. Эта реакция на тепловой шок (общая для всех организмов) защищает клетки от повреждений, вызванных протеотоксическим стрессом, который повреждает белки. Такой стресс вызывается не только жарой, но также может быть результатом воздействия определенных токсинов, ультрафиолетового излучения или засоленности почвы.

Реакция на тепловой шок защищает клетки различными способами, одним из которых является выработка так называемых белков теплового шока, которые служат молекулярными щитами, защищающими белки, предотвращая неправильное свертывание.

Брассиностероиды могут повышать устойчивость растений к тепловому стрессу

Растения реагируют на тепловой стресс, активируя факторы теплового шока, а также другие молекулярные факторы. В частности, задействованы гормоны как химические мессенджеры. Среди гормонов, которые вырабатывают растения, есть брассиностероиды, которые в первую очередь регулируют их рост и развитие. Но, в дополнение к стимулирующим рост свойствам, брассиностероиды обладают и другими интересными способностями, одной из которых является их способность повышать устойчивость растений к тепловому стрессу, и исследователи из ТУМ недавно обнаружили, что способствует этой защитной способности.

Используя модель растения Arabidopsis thaliana , исследовательская группа под руководством профессора Бриджит Поппенбергер смогла выяснить , как регулируется специфический фактор транскрипции — особый белок , ответственный за включение или выключение определенных участков ДНК . брассиностероидами. Этот фактор транскрипции, называемый BES1, может взаимодействовать с факторами теплового шока, тем самым позволяя направлять генетическую информацию на усиление синтеза белков теплового шока. При повышении активности BES1 растения становятся более устойчивыми к тепловому стрессу, при ее снижении – более чувствительными к нему. Кроме того, группа продемонстрировала, что BES1 активируется тепловым стрессом и что эта активация стимулируется брассиностероидами.

Потенциальное применение в сельском хозяйстве и садоводстве

«Эти результаты представляют интерес не только для биологов, пытающихся расширить наше понимание реакции на тепловой шок, но также имеют потенциал для практического применения в сельском хозяйстве и садоводстве», — говорит профессор Поппенбергер.