К живой природе относятся растения: Живая и неживая природа — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Цветок живое или неживое — Дачный Мир


На чтение 13 мин Просмотров 1.3к. Опубликовано

Содержание

  1. Растения
  2. Стебель
  3. Корень
  4. Листья
  5. Цветы
  6. Плоды и семена
  7. Задание
  8. 1. Природа украшает наш мир
  9. 2. Что относится к природе, а что не относится
  10. 3. Определение природы
  11. 4. Признаки предметов живой природы
  12. 5. Связь живой и неживой природы
  13. 6. Охрана природы

Здравствуй, мой маленький дружок!

Посмотри вокруг. Посмотри на окружающий мир вокруг тебя. Что-то, что ты видишь, например, дома, машины, книги – создал человек. Все остальное – то, что не создано руками людей – называется природой. Значит, природа – это солнце, воздух, вода, звезды, растения, животные и люди.

Природа бывает живой и неживой. Живая природа – это то, что рождается и умирает, то есть растения, животные и человек. А неживая природа – это воздух, вода и земля.

Растения

Как ни странно, растения – тоже живые существа. Они, как животные и люди, пьют воду, едят, дышат, болеют, растут и умирают.

Основные части растения – это корень, стебель, листья, цветы и плоды с семенами.

Стебель

Стебли бывают разные. У цветов стебли тонкие и ломкие, поэтому цветы легко сорвать. Зато у деревьев стебли – это их стволы. Попробуй-ка их сломать! Очень интересный стебель у кактуса: он весь усеян колючками. Наверное, кактус не любит, когда его трогают.

Корень

Корень нужен растению для того, чтобы забирать воду т питательные вещества из почвы. А еще он помогает растению прочно удерживаться в земле. Ты, наверное, знаешь, как раскачиваются деревья при сильном ветре. Если бы у них не было корней, то они бы все повалились на землю.

Но некоторые корни очень вкусные. Например, корень моркови – это та самая сладкая морковка, которую ты ешь каждый день. А из корня свеклы мама варит тебе красный суп под названием борщ. А какие вкусные корни ты еще знаешь или кушаешь?

Листья

Листья растений очень разнообразны. Они отличаются по форме, размеру и даже на ощупь.

У березы, дуба, клена, липы и тополя листья широкие и мягкие. Осенью листья этих деревьев окрашиваются в желтый или красный цвет, а затем опадают. Всю зиму деревья стоят голые, но весной, когда начинает пригревать солнышко, у них вновь вырастают листочки.

У сосны и ели листья – это хвоинки. Они очень острые. За это их еще называют иголками. Сосна и ель целый год остаются зелеными, потому что иголки не боятся морозов.

Цветы

Цветы – самая красивая часть растений. К тому же многие цветы издают приятный запах. Люди с давних времен восхищались цветами и дарили их друг другу в знак любви и уважения. Красота цветов всегда притягивала художников и поэтов. Им посвящено огромное количество стихов и картин.

Плоды и семена

Семена нужны растениям, чтобы создавать как можно больше таких же, как они, растений. Когда внутри плода созревают семена, их разносит ветер, вода или животные.

Ветер разносит плоды-парашютики одуванчика.

Плоды клена имеют крылышки и могут долго кружится в воздуху. Ветер подхватывает их и разносит на новые места.

Птицы клюют семена разных растений и перелетают с одного дерева на другое. Через птичий помет такие семена вновь попадают в почву.

Животные часто закапывают вкусные плоды, чтобы съесть их попозже, и забывают про них. Несъеденные семена могут прорасти.

У репейника на поверхности семян есть маленькие колючки. Они цепляются к шкуре проходящих мимо животных или к одежде людей и таким образом переносятся в другое место, гдe и могут прорасти.

Задание

Выйдите на прогулку и посмотрите и рассмотрите растения, которые растут около вашего дама, в парке или в лесу. Рассмотрите у растений стебель, листья, цветы и плоды с семенами. Сейчас осень. Можно набрать опавших листьев, последних цветов и составить из них букет или картину. Картину можно оформить рамкой под стеклом и она будет радовать вас много времени.

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Живая и неживая природа». Первоклассникам предстоит познакомиться с украшением нашего мира – природой, которая окружает человечество буквально повсюду. Также учитель даст определение живой и неживой природы.

Урок: Живая и неживая природа

1. Природа украшает наш мир

Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг природа.

2. Что относится к природе, а что не относится

К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.

Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.

Солнце, дерево и муравей – это природа.

Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.

3. Определение природы

Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.

Рассмотрим признаки живой и неживой природы.

На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.

Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.

Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.

Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.

Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

4. Признаки предметов живой природы

Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:

1. Продолжительность жизни – они растут;

2. питаются;

3. дышат;

4. дают потомство.

Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.

Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.

Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.

Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.

Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.

К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.

К неживой природе относятся горы, облака.

Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.

Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.

Лишняя – лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.

Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек — часть живой природы.

Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?

На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 – питание, на рисунке 27 – дыхание, на рисунке 28 – потомство.

5. Связь живой и неживой природы

Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.

1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.

2. Без воды все живое погибает.

3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.

Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

6. Охрана природы

Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».

Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбы – вода, птицы – воздух, звери – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину!

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы – растениями.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Областной центр информационных технологий (Источник).

2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Расскажите, чем отличается живая природа от неживой природы.

2. Приведите примеры живой и неживой природы по своим собственным наблюдениям.

3. А есть ли связь между живой природой и неживой?

4. * Нарисуй два рисунка. На одном рисунке изобрази только предметы живой природы, а на другом – неживой природы.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Раздел 3 . «РАСТЕНИЯ ВОКРУГ МЕНЯ»

Тема «Строение растений». Урок 1

Цель : Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи: познакомить детей со строением растений, выяснить значимость каждой части растения.

Отгадывание загадок (на доске появляются картинки — отгадки)

а) Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых ней

Май сережки дарит ей (берёза)

б) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

По каким признакам вы узнали, что это дуб?

Какие у него плоды?

Кто питается его плодами?

в) в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички (ромашка)

г) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня (крапива)

д) Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Осень любит бусы эти,

Дети, птицы и медведи (малина)

е) На сучках висят шары,

Посинели от жары (слива).

Назовите все эти предметы одним словом (растения).

Растения -это живая или неживая природа?

Докажите, что это живая природа (дышат, растут, размножаются, питаются, умирают).

Какие четыре царства живой природы вы знаете? (Растения, животные, грибы, бактерии)

Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы — растениях.

Дети читают наизусть стихотворение Б. Заходера.

Не спеша растут деревья,

Целый век стоят на месте,

Уходя корнями в землю,

Простирая руки к солнцу.

Ничего они не ищут,

Ни о чем они не просят —

Им ведь нужно так немного —

То, чего искать не надо,

То, что всем даётся даром.

А ещё деревьям нужно,

Чтоб земля была прекрасна,

И живут они, деревья,

Украшая нашу землю:

Красотою тонких веток,

Красотой стволов могучих,

Доброты своей извечной.

Что нужно растению для жизни? (свет, тепло, вода, почва, ветер)

Что дает свет и тепло? (Солнце)

Солнце — это живая или неживая природа?

Зачем растению свет и тепло?

Откуда растения берут воду? (Из почвы)

Значит, растения связаны с почвенной влагой.

А для чего растениям ветер?

Вода и ветер — это живая или неживая природа?

ВЫВОД : ЖИВАЯ ПРИРОДА СВЯЗАНА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.

Все растения можно распределить по нескольким большим группам. Три главные группы (три вида) — это травы, кусты и деревья. Приведем примеры.

а) травянистые, это травы .

б) кустарниковые, это кусты .

в) древесные, это деревья .

Из каких частей состоит растение

Давайте посмотрим, из каких частей состоит травянистое растение.

Назовите травянистые растения. У травянистого растения мягкий стебель, после выпадения семян многие растения погибают.

Следующий вид растений — кустарники. Назовите их.

Посмотрите на травянистое растение и кустарник: что в их строении общего? Чем они отличаются?

У кустарников те же части, что и у трав, но у них несколько стволов. Стволы намного твёрже, чем у трав.

Третий вид растений — деревья. Назовите деревья.

Сравниваем строение трав и кустарников со строением деревьев. В чём отличие в строении деревьев? (Один ствол, толстый и твёрдый).

Вывод: Все растения имеют одинаковое строение:

Давайте вместе подумаем, зачем растению корни?

Я сегодня пришёл к вам, чтобы вы, ребята, услышали рассказ дедушки-корня. В почве находится большое количество корней. Корни деревьев живут долго — от 50 до 500 лет, кустарников — от 10 до 20 лет, а трав от 1 года до 20 лет.

Корни растут в течение всей жизни растения. Они движутся всё время между частицами почвы в поисках воды и минеральных солей.

Своим корнем я закрепляю растение в почве, прочно удерживаю его. Чем больше растение, тем больше корень.

Корнем я достаю из различных уголков почвы для растения воду с растворёнными в ней минеральными солями, которые отправляю по стволу к веткам и листьям.

Составим цепочку, показывающую взаимосвязь всех частей растения:

Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

ВЫВОД: все части растения важны. Это единый организм.

Задание 1: Распределите растения по группам:

мак, тюльпан, василёк, сирень, шиповник, смородина, осина, тополь, ель.

— По каким признакам растения были распределены по группам?

Задание 2: Составить растения из отдельных частей.

Растения нужно беречь

Игра «Как бы вы поступили?»

1. Мальчик сделал острый меч

И давай кустарник сечь

«Я здесь храбрец!»

-Что, он вправду молодец?

-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?

-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров?

-Чем отличается куст от дерева?

2. Посмотрите на Захарку,

Он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только:

Ну, зачем цветов рвать столько?

Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?

3. Деревья садят дети,

А две подружки эти

Глядят со стороны.

Стоят, не помогают

И деток убеждают:

» Деревья не нужны».

-Нужны ли деревья людям?

-Какие виды деревьев вы знаете?

-В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений?

Живая природа. 1 класс. Окружающий мир. — Разнообразие растений

Комментарии преподавателя

Рас­те­ния от­но­сят­ся к живой при­ро­де. Как и все живое, рас­те­ния рас­тут, пи­та­ют­ся, дышат и раз­мно­жа­ют­ся. По­гло­щая вред­ные ве­ще­ства, рас­те­ния вы­де­ля­ют кис­ло­род, ко­то­рым мы дышим. Рас­те­ния – это зе­ле­ная одеж­да нашей пла­не­ты. Мир рас­те­ний богат и раз­но­об­ра­зен. А где же можно встре­тить рас­те­ния?

В лесу.

 

На лугу

.

В поле.

            

Вы­со­ко в горах

.

В реках и озе­рах.

И даже в пу­стыне.

           

 

ЧАСТИ РАСТЕНИЙ

 Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те ри­су­нок  и опре­де­ли­те, из каких ча­стей со­сто­ит рас­те­ние.       

Рас­смот­рим, для чего слу­жит каж­дая часть рас­те­ния.

Ко­рень по­мо­га­ет рас­те­нию за­кре­пить­ся в почве и вса­сы­ва­ет воду с пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми.

 

Сте­бель – часть рас­те­ния, по нему про­хо­дят пи­та­тель­ные ве­ще­ства.

Лист по­гло­ща­ет уг­ле­кис­лый газ и вы­де­ля­ет кис­ло­род. С по­мо­щью ли­стьев рас­те­ние пи­та­ет­ся и дышит.

   

 

Цве­ток – часть рас­те­ния, из ко­то­ро­го фор­ми­ру­ет­ся плод с се­ме­на­ми.

        

С по­мо­щью семян рас­те­ние раз­мно­жа­ет­ся.

         

Рис. 12. (Ис­точ­ник)

Вы уже зна­е­те, что в при­ро­де все вза­и­мо­свя­за­но.

Живая при­ро­да не может об­хо­дить­ся без нежи­вой при­ро­ды. Рас­те­ни­ям нужна вода с пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми, свет, вода, чи­стый воз­дух. Толь­ко тогда рас­те­ние чув­ству­ет себя хо­ро­шо: цве­тет, рас­тет и ра­ду­ет глаз че­ло­ве­ка.

Рас­те­ния длят­ся на де­ре­вья, ку­стар­ни­ки и травы.

ДЕРЕВЬЯ

Де­ре­вья имеют креп­кие корни, твер­дый ствол, по­кры­тый корой, ветви с ли­стья­ми на­зы­ва­ют кро­ной де­ре­ва.

    

От­га­дай­те за­гад­ку. О каком де­ре­ве идет речь?

Клей­кие почки,

Зе­ле­ные ли­сточ­ки.

С белой корой

Стоит под горой.

Это бе­ре­за.

              

Бе­ре­за верно слу­жит людям. Это един­ствен­ное де­ре­во с белой корой. Самые жар­кие бе­ре­зо­вые дрова, по­это­му рус­ские печи то­пи­ли имен­но ими. В бане па­рят­ся бе­ре­зо­вы­ми ве­ни­ка­ми. А из коры бе­ре­зы — бе­ре­сты — можно сде­лать много ин­те­рес­но­го. На­при­мер,  ту­е­сок – круг­лый короб для хра­не­ния меда или ягод.

 

На нашей пла­не­те рас­тет раз­лич­ное ко­ли­че­ство де­ре­вьев. Но есть среди них необыч­ные де­ре­вья, да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с неко­то­ры­ми из них.

Се­квойя. Одно из самых вы­со­ких де­ре­вьев в мире. Вы­со­та де­ре­ва может до­сти­гать вы­со­ты трид­ца­ти­этаж­но­го дома.

    

Бао­баб рас­тет в Аф­ри­ке. Кора этого де­ре­ва спо­соб­на на­кап­ли­вать про запас до 120 тысяч лит­ров.

      

Плоды хлеб­но­го де­ре­ва в жа­ре­ном виде по вкусу на­по­ми­на­ют све­жий хлеб.

       

Ба­ньян на­зы­ва­ют де­ре­во-лес за его необыч­ные ветви. В цен­тре на­хо­дит­ся глав­ный ствол, от него вы­рас­та­ют по­бе­ги, ко­то­рые тя­нут­ся к земле.

Кол­бас­ное де­ре­во по­лу­чи­ло свое на­зва­ние от формы пло­дов, ко­то­рые до­сти­га­ют длины до 5-10 сан­ти­мет­ров. К со­жа­ле­нию, они не съе­доб­ны.

        

КУСТАРНИКИ

Вто­рая груп­па рас­те­ний – это ку­стар­ни­ки. В от­ли­чие от де­ре­вьев у ку­стар­ни­ков не один ствол, а несколь­ко, но они на­мно­го тонь­ше. Как и у де­ре­вьев, ство­лы ку­стар­ни­ков по­кры­ты корой. Они проч­ные и твер­дые. Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с неко­то­ры­ми ви­да­ми этой груп­пы.

Си­рень бы­ва­ет двух цве­тов: си­ре­не­вая и белая. Цветы си­ре­ни об­ла­да­ют при­ят­ным за­па­хом. У си­ре­ни есть еще одно свой­ство – до пер­во­го снега ли­стья си­ре­ни оста­ют­ся зе­ле­ны­ми.

Ши­пов­ник – дикая роза. После цве­те­ния об­ра­зу­ют­ся плоды, в них со­дер­жит­ся много ви­та­ми­нов. Их со­би­ра­ют и сушат, де­ла­ют ви­та­мин­ный сироп.

 

Жел­тая ака­ция ис­поль­зу­ет­ся в ка­че­стве из­го­ро­ди в пар­ках и скве­рах. Осе­нью на месте цве­тов об­ра­зу­ет­ся стру­чок.

       

Смо­ро­ди­на бы­ва­ет чер­ной, крас­ной и белой. Ягоды об­ла­да­ют це­леб­ны­ми свой­ства­ми.

     

 

ТРАВЫ

Тре­тья груп­па рас­те­ний – травы. В от­ли­чие от де­ре­вьев и ку­стар­ни­ков, у трав нет ство­ла и веток, сте­бель мяг­кий и соч­ный.За­гад­ки по­мо­гут по­зна­ко­мить­ся нам с неко­то­ры­ми пред­ста­ви­те­ля­ми этой груп­пы.

Ты рас­те­ние это не тронь,

Жжет­ся боль­но, как огонь.

            

Кра­пи­ва 

Горел в траве ро­си­стой, затем по­мерк,

Потух и пре­вра­тил­ся в пух.

Оду­ван­чик 

Тон­кий сте­бель у до­рож­ки,

На конце его се­реж­ки.

На земле лежат лист­ки,

Ма­лень­кие ла­пуш­ки.

По­до­рож­ник

Стоят кру­гом сест­рич­ки

Жел­тые глаз­ки, белые рес­нич­ки.

   

Ро­маш­ки.

А зна­е­те ли вы, как цветы и травы по­лу­чи­ли свое на­зва­ние? По­до­рож­ник по­лу­чил свое на­зва­ние, по­то­му что рас­тет у до­ро­ги. У оду­ван­чи­ка после цве­те­ния се­ме­на легко сду­ва­ют­ся. А цве­ток ко­ло­коль­чи­ка на­по­ми­на­ет ко­ло­кол.

О мно­гих цве­тах и тра­вах на­пи­са­ны ле­ген­ды. Бо­ги­ня Флора раз­да­ва­ла имена рас­те­ни­ям. В траве она не за­ме­ти­ла ма­лень­кий го­лу­бой цве­ток. Уходя, она услы­ша­ла: «Не за­будь меня!». Бо­ги­ня Флора на­зва­ла этот цве­ток неза­буд­кой. Так неза­буд­ка по­лу­чи­ла свое на­зва­ние и стала сим­во­лом вос­по­ми­на­ний.

     

Неза­буд­ки

Да­вай­те по­зна­ко­мим­ся с необыч­ны­ми тра­вя­ни­сты­ми рас­те­ни­я­ми.

На пер­вый взгляд может по­ка­зать­ся, что банан – де­ре­во, од­на­ко у ба­на­на нет проч­но­го ство­ла, по­кры­то­го корой. После со­зре­ва­ния пло­дов банан по­ги­ба­ет. Вы­со­та стеб­ля до­сти­га­ет 7 мет­ров. Банан счи­та­ет­ся одной из самых вы­со­ких трав в мире.

Бам­бук — самая быст­ро­рас­ту­щая трава. За сутки может вы­рас­ти на один метр. А еще бам­бук – лю­би­мая пища панды.

          

Вы уже зна­е­те, сколь­ко бед в себе несет пожар в лесу или на лугу. После по­жа­ра, ка­жет­ся, уже ни­че­го не смо­жет вы­рас­ти. Но про­хо­дит время и на чер­ной обуг­лив­шей­ся земле по­яв­ля­ют­ся пер­вые ро­сточ­ки. Какое же рас­те­ние смог­ло вы­жить после по­жа­ра?

Зна­комь­тесь, это ки­прей. За­рос­ли этого рас­те­ния на­по­ми­на­ют ро­зо­вое поле. А еще это рас­те­ние об­ла­да­ет по­лез­ны­ми свой­ства­ми: его за­ва­ри­ва­ют и пьют как чай. Вто­рое на­зва­ние этого рас­те­ния иван-чай.

Рис. 41. (Ис­точ­ник)

Если я сорву цве­ток,

Если ты со­рвешь цве­ток…

Если все: и я и ты –

Если мы со­рвем цветы,

То ока­жут­ся пусты

И де­ре­вья, и кусты…

И не будет кра­со­ты.

И не будет доб­ро­ты

Если толь­ко я и ты –

Если мы со­рвем цветы.

Мы живем с вами на уди­ви­тель­ной зе­ле­ной пла­не­те, где рас­тет огром­ное ко­ли­че­ство де­ре­вьев, ку­стар­ни­ков и травы. Пом­ни­те, что каж­дый со­рван­ный цве­ток, сло­ман­ная ветка — это вред, ко­то­рый че­ло­век на­но­сит при­ро­де.

На сле­ду­ю­щем уроке мы рас­смот­рим тему «Ди­ко­рас­ту­щие и куль­тур­ные рас­те­ния». В ходе за­ня­тия по­зна­ко­мим­ся с двумя груп­па­ми рас­те­ний – ди­ки­ми и куль­тур­ны­ми.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/raznoobrazie-rasteniy?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=lmRiBysIyHI

ресурсов для преподавания естественных наук | Растения как живые существа

Введение

Ключевые концепции растений как живых существ

Занятия по этой теме предназначены для изучения следующих ключевых понятий:

Общие понятия живых существ

  • Не существует абсолютного определения того, что мы считаем как живой организм. Определение менялось с течением времени. Живой организм обычно имеет клеточную структуру, но вирусы в настоящее время причисляются к живым существам, а их нет.
  • Живые существа обладают множеством характеристик, которые будут проявляться в разной степени: они дышат, двигаются, реагируют на раздражители, размножаются и растут, а также адаптируются в комплексе живых существ в окружающей среде.
  • Когда растение сорвано или срезано, или животное умирает, некоторые основные жизненные процессы продолжают происходить. Не существует общепринятого ответа на вопрос «Жив ли он?».
  • Способы классификации живых существ со временем изменились. Животные и растения являются основными «царствами», но у грибов, мхов и вирусов есть свои отдельные царства.
  • Животные являются «потребителями» в том смысле, что они потребляют пищу, чтобы выжить. Пища обеспечивает энергию для жизненных процессов.
  • Растения являются «производителями» и растут в процессе фотосинтеза, при котором углекислый газ и вода используются для производства крахмала (из которого состоит растительный материал). Солнечный свет обеспечивает энергию для запуска этого процесса.
  • Животные и растения делятся далее. Основной категорией растений являются «цветковые растения» или покрытосеменные растения. Они отличаются, например, от хвойных и папоротников способом размножения. Животные включают в себя множество организмов, от микроскопических существ до насекомых, рептилий, млекопитающих и так далее. Все эти разные организмы связаны между собой эволюционной историей.

Структура, функция, адаптация живых существ

  • Живые существа имеют различные «структуры», которые позволяют им выживать: транспортные структуры в растениях, посредством которых перемещаются вода и микроэлементы; пищеварительные и дыхательные структуры у животных; и репродуктивных структур.
  • Структуры и поведение организмов следует рассматривать с точки зрения их целей выживания.
  • Каждый организм приспособлен к определенной экологической нише, предполагающей взаимозависимость с другими живыми организмами, а также зависимость от небиотических факторов.

Цветковые растения, семена

  • Большинство растений на земле являются цветковыми растениями (включая деревья, травы, кактусы и другие мелкие растения, а также более очевидные примеры).
  • Все цветковые растения имеют сходный репродуктивный цикл.
  • Репродуктивный цикл является важной адаптацией, и механизмы образования и распространения семян (содержащихся в плодах, стручках или орехах) разнообразны.
  • Плоды являются результатом оплодотворения цветка и содержат семена.
  • Хвойные деревья не имеют цветков, но дают семена в шишках.
  • Семена:
    • нужна вода для прорастания
    • нужна правильная температура для прорастания
    • различаются по скорости прорастания
    • составляют значительную часть мировых запасов продовольствия
    • живы.

Альтернативные представления учащихся о растениях как о живых существах

Исследование представлений учащихся по этой теме выявило следующие ненаучные представления:

  • Учащиеся связывают жизнь с движением или действием, поэтому велосипед может быть живым, когда на нем ездят.
  • Учащиеся связывают жизнь с силой или эффективностью, включая такие вещи, как солнце, огонь, молния и так далее.
  • Учащиеся думают, что цель цветов — радовать или поддерживать другие организмы, например, пчел или людей (чтобы они выглядели красиво).
  • Учащиеся не понимают различных репродуктивных (цветы, плоды, семена), дыхания (корни, листья, стебель) или других структур растений и могут думать о частях растения как о самом растении (например, морковь не рассматривается как корень растения моркови, которое может быть цветущим).
  • У учащихся ограничено представление о том, какие растения являются цветковыми.
  • Студенты считают, что растения получают пищу через свои корни.
  • У учащихся есть узкое представление о растениях как о вещах в горшках, которые могут не включать деревья или траву.

Растения живые? | Мнение

На вопрос, являются ли растения живыми существами, ответить легко: да! И хотя это особо не оспаривается, ясно сказать, что именно в растениях делает их живыми — и есть ли у всех живых существ одна объединяющая черта — далеко не тривиально.

Аристотель прекрасно выразил это: «Жизнь содержится в животных и растениях. Но у животных оно явное и явное, тогда как у растений скрытое и неясное. Чтобы установить его существование, требуются серьезные исследования. Вопрос в том, есть ли у растений душа и способность к желанию, боли, удовольствию и различению». 1

Из этой цитаты можно многое понять. Одна из них состоит в том, что философы с самого начала различали растения-как-живые-существа и животные-как-живые-существа. И Платон, и Аристотель считали, что растения живы в ином смысле, чем животные и люди. Платон делил жизнь на три категории: растительная жизнь, животная жизнь и разумная жизнь. Растительной жизнью обладали все живые существа, так как ей требовалась только способность размножаться и принимать пищу. Животная жизнь, которой обладают животные и люди, дополнительно требовала способности чувствовать и двигаться. Наконец, разумной жизнью могли обладать только люди, поскольку для этого существам требовалась разумная душа. (То, что он имел в виду под «разумной душой», следует оставить для другого случая!)0009

Как видно из этой схемы, растения считались живыми существами, но низшими по отношению к животным и людям, поскольку — по крайней мере, для Платона — они были созданы с определенной целью; воспитывать людей. Платон утверждает в Тимее , что у растений нет убеждений или разума, они не воспринимают и не размышляют о своем опыте. Тем не менее, по его словам, они чувствуют удовольствие и боль, имеют аппетит. 2

Для Аристотеля живое от неживого отличалось наличием души. Он тоже считал, что существует иерархия живых существ, которая возникает из-за того, что разные виды существ обладают разными душами. Однако, в отличие от Платона, его точка зрения заключалась в том, что растения живы в том смысле, что их цель — расти до совершенства (чего они опять-таки достигают за счет питания). Исходя из этого, он называл душу растений «питательной».

Указание необходимых и достаточных условий для того, чтобы что-то считалось живым, — сложная задача

Трудно утверждать, что эти древние теории выдерживают эмпирическую проверку в свете того, что мы знаем сегодня. Наше нынешнее биологическое понимание растений и сложности их поведения во многом противоречит тому, как Аристотель и Платон понимали растения как пассивные, неподвижные существа. На самом деле то, как растения развиваются и реагируют на окружающую среду, в последнее время рассматривается как свидетельство некоторой формы разума. 3  В одном исследовании даже утверждалось, что деревья общаются, запоминают, считают и образуют социальные группы. 4

Тем не менее, понимать жизнь сегодня легче не стало. Указание необходимых и достаточных условий для того, чтобы что-то считалось живым, — непростая задача. Это связано с тем, что кажущиеся разумными условия жизни могут либо исключать определенных живых существ, либо включать неживых. Как говорит современный философ Карлос Марискаль: «Жизнь организована, но таковы и геологические формации. Жизнь перерабатывает энергию, но то же самое делает и огонь. Жизнь развивается с использованием сложной биохимии, но и прионы тоже. Жизнь самоподдерживающаяся, а паразиты — нет. Жизнь находится в состоянии термодинамического неравновесия, как и многое другое».

Нам, возможно, придется признать, что определенное расположение атомов и молекул является живым

Возможно, тогда еще стоит задуматься над древними рассказами о растениях и жизни. Во-первых, они учат нас, что ни разум, ни передвижение, ни даже чувственное восприятие не являются достаточными качествами для того, чтобы что-то было живым. Кажется, что важно расти для достижения какой-то цели; позиция, которая подкрепляется изучением эволюции сегодня. Конечно, это не особенно удивительно, учитывая огромное влияние теории Дарвина на науку. На самом деле, эволюция может быть чертой, которая правильно отличает живое от неодушевленных вещей, хотя внимание эволюционной биологии к тому, как меняются последовательности ДНК, предполагает дополнительные проблемы. Если способность к эволюции действительно отличает живых существ от неживых, тогда нам, возможно, придется признать, что некоторые соединения атомов и молекул являются живыми, во многом так же, как львы, розы и рыбы.

Второй важный урок, который мы можем извлечь из древних, касается наших предубеждений против других форм жизни. Иерархический взгляд, развитый Платоном и Аристотелем, хотя и сформулирован в архаичных терминах, отражает устойчивый образ человека как превосходящего другие живые существа. Это привело к принятию моральных рамок, позволяющих не только использовать других существ для пропитания, но и эксплуатировать этих существ в целях, выходящих далеко за рамки нашего физического выживания. Оспаривание или, по крайней мере, осознание контекста, в котором мы позиционируем себя по отношению к этим существам, может фундаментально переосмыслить этические последствия того, как мы относимся к ним, и изменить то, что мы считаем допустимым поведением по отношению к природе.

В заключение, независимо от того, как мы классифицируем жизнь сегодня, по-прежнему неоспоримо, что растения являются живыми существами. И смысл, в котором что-то является живым, может быть во многом обусловлен абстрактными, творческими и образными идеями древних.