Из чего образуется плод растения: Плоды. Строение и образование плодов — урок. Биология, 6 класс.

Что такое плод и каковы особенности строения плода растения

Что такое плод и как он образуется?

Определение плода растений

Определение 1

Плод растений — разросшиеся и видоизменившиеся части цветка покрытосеменных растений, в которых формируется одно или несколько семян.

Основная функция плода — защита семени или семян от различных неблагоприятных внешних факторов. Кроме этого плод принимает участие в формировании и распространении семян. Развитие репродуктивности цветковых растений заканчивается с образованием плода.

Из чего образуется плод

Плод образуется из разных частей цветка в результате оплодотворения. Отдельные покрытосеменные образуют плод без оплодотворения: он называется партенокопическим и не имеет семени.

Пример 1

Партенокопические плоды — банан, мандарин, огурец, виноград.

Классификация плодов

Все плоды делятся по способу образования. Выделяют:

  • простые плоды;
  • сложные или сборные плоды;
  • дробные плоды;
  • членистые плоды.

Важно, из чего развивается плод.

Простые плоды формируются из одного пестика, который образован апокартным или ценокарпным гинецеем.

Пример 2

Простой плод у вишни, гороха, пшеницы, тюльпана, мака.

Сложный или сборный плод формируется из нескольких пестиков. В этом случае цветок отличается апокарпным многочленным гинецеем. Из каждого пестика формируется отдельный плод.

Пример 3

Сложные плоды — малина, ежевика.

Отдельные плоды образуют сборный плод. Сборные плоды еще называют многоорешками, многокостянками и многолистовками.

Дробные плоды образуются из многогнездой завязи ценокарпного гинецея: в этом случае каждое звено отвечает за формирование отдельного плода.

Определение 2

Схизокарпии — распадающиеся ценокарпии, отдельные доли которых называются мерикарпиями.

К примеру, плоды мальвовых распадаются на незамкнутые мерикарпии и называются калачиками. А вот плоды губоцветных и бурачниковых причисляются к ценобиям и характеризуются наличием четырех орешковидных долей.

Что касается членистого плода, то он представляет собой плод, который распадается на членики. При этом количество члеников не соответствует количеству гнезд.

Пример 4

Членистый плод у дикой редьки, сераделла, разноцветного вязеля.

Определение 3

Соплодие — плод, образованный из соцветия.

Особенности строения плодов

Все плоды имеют разные размеры, форму, окраску, способ раскрывания и консистенцию околоплодника — в соответствии с морфологическими признаками и функциями.

На строение плода влияет также количество пестиков и плодолистиков, а еще — число гнезд в завязи.

После процесса оплодотворения стенка завязи формирует околоплодник или перикарпий. По строению околоплодники могут различаться — отсюда и многообразие плодов. Основная функция околоплодника — накопление питательных веществ.

В перикарпии есть 3 слоя:

  1. Внешний. Его называют экзокарпий. Это производная эпидермиса. Он состоит из клеток, которые плотно сомкнуты и являются утолщенными. Экзокарпий бывает двух вариантов: тонкий и блестящий, а также толстый и железистый.
  2. Средний. Он получил название мезокарпий. Формируется средний слой из мезофилла плодолистика. Мезокарпий является съедобным: это мягкая сочная часть плода. Но у некоторых он бывает сухим и малоразвитым — стручок. Незрелые плоды зеленого цвета — все потому, что клетки мезокарпия фотосинтезируют.
  3. Внутренний. Это эндокарпий. Он образуется из внутренней эпидермы плодолистика. В зависимости от вида растения бывает однослойным и многослойным.

Косточковые образуют слой эндокарпия при помощи склерифицированной ткани. У цитрусовых эндокарпий — сочная основная часть плода.

У разных видов разное соотношение слоев околоплодника. Это напрямую связано со строением плода.

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Автор:
Станислав Янкевич

Преподаватель биологии и химии

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Отделы водорослей

Следующая статья

Признаки растений

  • Ботаника как наука
  • Вегетативное размножение в сельском хозяйстве
  • Вегетативные и генеративные органы растений
  • Видоизменение стеблей и функция стебля
  • Видоизменения корней
  • Все темы по биологии
  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Контрольные работы
  • Отчет по практике
  • Эссе

Узнать подробнее

  • задания прикреплены

    • Вид работы:

      Решение задач

    • Выполнена:

      15 апреля 2022 г.

    • Стоимость:

      900 руб

    Заказать такую же работу

  • Предмет Введение в проф деятельность для зооветеринарного специалиста

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      21 марта 2022 г.

    • Стоимость:

      1 100 руб

    Заказать такую же работу

  • Современные подходы к оценке инвалидности с использованием международной классификации функционирования ограничения жизнедеятельности и здоровья

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      20 февраля 2022 г.

    • Стоимость:

      1 000 руб

    Заказать такую же работу

  • Биологическая роль катионов и анионов и применение их соединений в медицине и фармации

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      15 декабря 2019 г.

    • Стоимость:

      500 руб

    Заказать такую же работу

  • Биологическая роль гидролиза

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      24 ноября 2018 г.

    • Стоимость:

      1 100 руб

    Заказать такую же работу

  • Питание современных подростков.

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      25 сентября 2018 г.

    • Стоимость:

      3 900 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по химии

    Урок биологии с технологией РКМЧП «Плод. Разнообразие и значение плодов». 6-й класс

    Цели урока: Познакомить учащихся со
    строением и значением плодов, и с их видами.

    Задачи:

    Образовательные:

    • сформировать представление о плоде как важном
      генеративном органе покрытосеменного растения;
    • познакомить обучающихся со строением плодов, их
      функциями и многообразием;

    Развивающие: (развитие основных
    мыслительных процессов
    ):

    • продолжить формирование информационных
      компетенций: анализировать, сравнивать, делать
      выводы при работе с текстом; 
    • развивать личностные качества: умение работать
      самостоятельно и в парах.


    Воспитывающая:

     воспитывать внутреннюю
    мотивацию к учению, через интересный,
    познавательный подбор содержания учебного
    материала, через использование различных
    приёмов технологии РКМЧП.

    Оборудование: презентация, текст
    “Зрелый цветок” (Приложение 2),
    таблица для ответов (Приложение 3).

    Тип урока: комбинированный с
    применением технологии РКМЧП.

    Ход урока

    Стадия I. Вызов

    (установление связи между изученным материалом
    и темой урока; выход на тему урока, мотивационный
    момент)



    1. Проверка знаний о строении цветка

    Напишите названия частей цветка, обозначенных
    на рисунке цифрами 1 – 9 (Слайд 2). Проводится
    взаимопроверка в парах (Слайд 3). Задание
    выполняется в таблице ответов (Приложение 2).

    Ответы:

    1. Цветоножка

    2. Цветоложе

    3. Чашелистик

    4. Лепесток

    5. Столбик

    6. Рыльце

    7. Пыльник

    8. Завязь

    9. Тычиночная нить



    2. Обсуждение картины

    Ученикам предлагается репродукция картины
    Хруцкого И.Ф. “Цветы и плоды” ,1839 (Слайд 4).

    • Какие органы растений изобразил художник?
      (Цветки и плоды)
    • Что связывает изображённые на картине органы
      растений? (Из цветка образуется плод)
    • Эта картина появилась у нас на уроке незря. Она
      подскажет вам, что вы будете изучать сегодня на
      уроке. Попробуйте сформулировать тему урока.
      (Плоды)

    Учитель уточняет тему урока: «Плод.
    Разнообразие и значение плодов»



    2. Игра “Верите ли вы, что…”

    Чтобы выяснить, что ученики знают о плодах,
    проводится игра “Верите ли вы, что. ..” (Слайд 5)

    Обучающиеся заполняют таблицу, в которой в
    первой строчке записаны номера вопросов, а
    вторая и третья даны для ответов (Приложение
    2).

    Правила игры:

    1. У вас на столах лежат листочки, на которых
    начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами
    указаны № вопросов.

    2. Вам зачитываются вопросы, которые начинаются
    со слов “Верите ли вы, что…”. Вы обсуждаете
    ответ в парах.

    3. Если вы верите, то во второй строке поставьте
    знак “+”, если нет – знак “–”.

    4. После знакомства с основной информацией вы
    вернётесь к данным вопросам и оцените
    достоверность ваших предыдущих ответов, записав
    новые ответы в третьей строке.

    Вопросы:

    1. Плод образуется из завязи пестика.
    2. Плоды могут образовываться и из других частей
      цветка.
    3. Наука, изучающая плоды, называется плодологией.
    4. Плод гороха называется стручок.
    5. В плодах находятся семена.
    6. Плод называется простым, если в нём содержится
      одно семя, сложным – если содержится много семян.
    7. Плоды бывают сочные и сухие.

    Стадия II. Осмысление

    Работа с текстом “Зрелый цветок” (Слайд 6),
    выполнение заданий, предложенных к тексту.
    Используется приём “чтение с остановками”.

    1 остановка (Слайд 7)

    Вопросы к тексту

    1. Что называется плодом у растений?

    2. Почему американский ботаник Артур Имс назвал
    плод “зрелым цветком”?

    3. Какие функции выполняет плод у растений?

    4. Как называется наука, изучающая плоды?

    Продолжение чтения текста.

    2 остановка (Слайд 8)

    Вопросы к тексту

    1. Из чего образуется плод у растений?

    2. Из каких частей состоит плод?

    3. Какие части цветка могут принимать участие в
    образовании плода?

    4. Что называется околоплодником?

    Гимнастика для глаз

    Для снятия напряжения с глаз ученикам
    предлагается гимнастика (Слайд 9)

    Продолжение чтения текста.

    3 остановка (Слайд 10)

    Вопросы и задания к тексту

    1. Чем отличаются простые плоды от сложных?

    2. Почему плод гороха относят к многосемянным?

    3. Какие плоды являются односемянными?

    4. В чём отличие сочных и сухих плодов?

    5. Заполните таблицу “Разнообразие плодов”

    Правильность выполнения задания 5 и коррекция
    знаний выполняются после заполнения таблицы
    (Слайд 11)

    Разнообразие плодов










    Название растенияОдносемянныеМногосемянныеНазвание плода
    сухиесочныесухиесочные
    Вишня +  Костянка
    Смородина   +Ягода
    Яблоня   +Яблоко
    Мак  + Коробочка
    Горох  + Боб
    Дуб+   Жёлудь

    Стадия 3. Рефлексия



    1. Работа с вопросами “Верите ли вы, что…”.
    Заполнение третьей строки в таблице ответов,
    оценка достоверности ответов (Слайд 12).

    1. Плод образуется из завязи пестика.
    2. Плоды могут образовываться и из других частей
      цветка.
    3. Наука, изучающая плоды, называется плодологией.
      (Карпология)
    4. Плод гороха называется стручок. (Боб)
    5. В плодах находятся семена.
    6. Плод называется простым, если в нём содержится
      одно семя, сложным – если содержится много семян.
      (Простой плод образуется из одного пестика,
      сложный из нескольких)
    7. Плоды бывают сочные и сухие.



    2. Составление кластера “Что мы узнали о
    плодах?”

    При выполнении данного задания можно
    использовать интерактивную доску. Примерный
    кластер предлагается в презентации (Слайд 13).

     

    Задание на дом

    • Изучить параграф 24, повторить параграф 10–22.
      Подготовиться к контрольной работе по теме
      “Органы цветкового растения” (Слайд 14).

    Источники информации

    1. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
    Биология: 6 класс: Учебник для учащихся
    общеобразовательных учреждений / Под ред. проф.
    И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.: ил.

    2. Лекция 8. Плоды, семена. http://kurs.znate.ru/docs/index-177254.html

    3. Технология развития критического мышления
    через чтение и письмо http://pedagogie.ru/stati/pedagogicheskie-tehnologi/.

    Что такое фрукт? — Архив научной дискуссии

    Архив научных бесед

    Изучение науки о растениях, от поля до лаборатории

    Опубликовано 6 августа 2014 г. в разделе «Интересные истории растений» без рубрики автором Lawrence Kelly

    Lawrence M. Kelly, Ph.D., является директором аспирантуры в Ботаническом саду Нью-Йорка. Его исследования сосредоточены на эволюции и классификации цветковых растений.


    Развивающийся плод (завязь) в центре Юкка цветок

    Несмотря на круглогодичную доступность большинства продуктов, мало что говорит о лете так, как сочный, созревший помидор из сада или прилавок с продуктами. Вы можете нарезать их ломтиками, нарезать кубиками и использовать в рагу, соусах и салатах. Это один из самых универсальных овощей. Или они?

    Является ли помидор овощем, как думает большинство людей, или это действительно фрукт? В общем, фрукты обычно сладкие, а овощи соленые. Фрукты обычно едят как десерт, а овощи как основное блюдо. Плоды часто бывают сочными и съедобными в сыром виде. В более технических словарных определениях плод признается съедобным репродуктивным телом растения. В отличие от этого, овощи обычно определяются гораздо более широко, например, как съедобная часть растения, или они определяются на примерах, например, в словаре Merriam-Webster, в котором упоминаются капуста, бобы и картофель.

    Сухой, растрескивающийся плод Stewartia

    Не меньше, чем Верховный суд Соединенных Штатов, принял участие в этом известном споре по делу Nix v. Hedden, , в котором было установлено, что помидор должен классифицироваться как овощ, а не как фрукт в соответствии с таможенной службой США. нормативные документы. Решение Суда 1893 года не должно было отражать техническое ботаническое значение слова «фрукты», а скорее соответствовать общепринятым различиям между фруктами и овощами для целей тарифа на импортную продукцию.

    Желудь Quercus (дуб) представляет собой плод, окруженный куполом, который не является тканью завязи.

    Несмотря на юридические определения и обычное использование, ботаническое определение «фрукта» очень специфично. Плод – это зрелая, созревшая завязь вместе с содержимым завязи. Завязь — это репродуктивная структура цветка растения, несущая семязачатки. Завязь служит для закрытия и защиты семязачатков с самых молодых стадий развития цветка до тех пор, пока семязачатки не оплодотворятся и не превратятся в семена. В конце концов, плод служит для распространения семян или привлечения рассеивателей. Есть много разных видов фруктов — от сухих до мясистых, от растрескивающихся (раскрывающихся) до нераскрывающихся, от односемянных до многосемянных.

    Авокадо — это ягода с одним семенем.
    Фотография Кевина С. Никсона, plantsystematics.org

    Согласно ботаническому определению фруктов, многие вещи, которые обычно называют овощами, на самом деле являются фруктами (например, баклажаны, стручковая фасоль, бамия и да, помидоры). Технически, фрукты также включают в себя многие вещи, которые мы обычно называем орехами (когда они заключены в скорлупу, например, грецкий орех, семена подсолнечника, арахис, каштан, желудь и даже кокос). Но это не включает бразильский орех, который является семенем.

    К фруктам также относятся некоторые специи (душистый перец, стручки ванили, перец чили, семена фенхеля, черный перец, кориандр), дыни и кабачки (в том числе огурцы, тыквы, арбузы), большинство ягод (черника, клюква, крыжовник) и зерновые ( кукуруза, пшеница, рис), которые в основном состоят из семян, но также состоят из ткани завязи.

    Красная мясистая часть клубники не является тканью завязи, что делает клубнику добавочным фруктом. На поверхности добавочной ткани располагаются многочисленные яичники (зеленые и коричневые). Технически каждая из этих завязей образует сухой односемянный плод (семянка).
    Фотография Кевина С. Никсона, plantsystematics.org

    Ботаники используют очень разнообразную и точную терминологию для множества различных видов фруктов — ягод, коробочек, пепо, семянок, гесперидиумов, — но строгого ботанического определения овоща не существует. Овощи представляют собой множество видов растительных продуктов, которые получают из различных частей растений, таких как черешок или стебель листа (сельдерей, ревень), лист (салат, капуста), вегетативные почки (брюссельская капуста), стебли (спаржа, побеги бамбука). ), корневища (имбирь), клубни (картофель, ока), целые саженцы растений (соя, маш, ростки люцерны), корни (морковь, свекла) или цветочные почки (брокколи, цветная капуста, каперсы).

    В следующий раз, когда ваш ребенок оставит зеленую фасоль на своей тарелке, он может быть мотивирован предложением съесть фрукты, если только он не знаком с законом Верховного суда. В этом случае разговор может осложниться.

    Британика

    • Развлечения и поп-культура
    • География и путешествия
    • Здоровье и медицина
    • Образ жизни и социальные вопросы
    • Литература
    • Философия и религия
    • Политика, право и правительство
    • Наука
    • Спорт и отдых
    • Технология
    • Изобразительное искусство
    • Всемирная история
    • В этот день в истории
    • Викторины
    • Подкасты
    • Словарь
    • Биографии
    • Резюме
    • Популярные вопросы
    • Обзор недели
    • Инфографика
    • Демистификация
    • Списки
    • #WTFact
    • Товарищи
    • Галереи изображений
    • Прожектор
    • Форум
    • Один хороший факт
    • Развлечения и поп-культура
    • География и путешествия
    • Здоровье и медицина
    • Образ жизни и социальные вопросы
    • Литература
    • Философия и религия
    • Политика, право и правительство
    • Наука
    • Спорт и отдых
    • Технология
    • Изобразительное искусство
    • Всемирная история
    • Britannica Classics
      Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
    • Demystified Videos
      В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
    • #WTFact Видео
      В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
    • На этот раз в истории
      В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
    • Britannica объясняет
      В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
    • Студенческий портал
      Britannica — это лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и многое другое.
    • Портал COVID-19
      Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
    • 100 женщин
      Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.