Использование растений человеком 6 класс: Составьте короткий рассказ на тему «Использование растений человеком»

Как люди используют растения | План-конспект урока по биологии (6 класс) на тему:

Урок: Как люди используют растения?

Предмет: биология, 6 класс

Тип урока: урок «открытия»  новых знаний.

Педагогическая технология: проектное обучение, тип творческий проект.

Форма урока: урок-выставка (творческий урок-проект).

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Предметные результаты: 

  • формировать умение объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УУД

1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Цель: Определить основные направления использования органов растений, причины их использования.

Оборудование: Образцы семян, древесины, волокон; изображения растений, презентация, ЦИОР.

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие, доброе пожелание.

Вспомним способы вегетативного размножения растений. Организует самопроверку диктанта по слайду .

Для чего людям нужно столько способов размножения растений? Для чего размножать растения?

Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой.

Осознанно входят в пространство учебной деятельности на уроке. Выполняют задания биологического диктанта, самопроверку.

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 Сделайте в тетради схему строения растения, укажите органы растения и их функции. Какие части растений и как использует человек? Отметьте это на схеме.( читает загадки о б органах растений)

 Какие органы растений наиболее важны для людей? Тема урока? Как вы думаете, давно ли человек использует растения? (работаем с ФЦИОР)

Отвечают на вопросы учителя, составляют схему строения растения

  1.  Постановка учебной задачи

Организует коммуникативную деятельность обучающихся по возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.

Ребята, я предлагаю вам создать «Музей растений». Нам необходимо для этого подготовить экспозиции. Фиксирует тему проекта, цель , актуальность, гипотезу, задачи, методы

Формирует группы для работы учащихся. Распределение творческих заданий по группам.

Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Формулируют цель и уточняют тему урока.

Образуют  группы для работы по созданию проекта

4.. Построение проекта выхода из затруднения (открытии е детьми нового знания

Предлагает дополнительные источники информации и консультирует учащихся, дает рекомендации по структурированию содержания презентации проекта.

Обсуждают задания.

Определяют оформление презентации (рисунок, плакат, коллаж, модель и др.)

Группа 1. Выполняет проект по теме «питательные вещества»

Группа 2. Выполняет проект по теме «растения и промышленность»

Группа 3. Выполняет проект по теме  «зеленая аптека».

Группа 4. Выполняет проект по теме  «красота спасет мир!»

Группа 5. « наши защитники»

Знакомятся с информацией и обсуждают основное   содержание  проекта, определяют учащихся для защиты проекта, готовят выступление с использованием наглядности.

Познавательные УУД

1.  Сформировать умение владеть смысловым чтением – самосто-ятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УУД

1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует афиширование групповых заданий

Организует конкурс и определение победителей по номинациям «Самый интересный», «Самый иллюстрированный», «Самый научный», «Самый оригинальный»

, «Самый креативный».

Правовое воспитание:

К этим экспозициям я бы добавила еще одну «Самые редкие». Человек, используя некоторые растения бесконтрольно,  привел к тому, что в природе стали редкими такие растения, как: …. Они теперь находятся под охраной государства, занесены в красную книгу

Выступают с защитой своих проектов; слушают одноклассников; оценивают выступления

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Существуют пять основных сфер, где человек прямо или косвенно использует растения:1 — в качестве продуктов питания; 2 — источник сырья для промышленности; 3 — как лекарственные средства; 4 — с декоративными целями;   5 — для сохранения и улучшения окружающей среды.

Организует работу с ФЦИОР, проверка заполнения таблицы в тетради

Самостоятельно выполняют задания, осуществляют самопроверку, сами оценивают ее

ТОУУ

Регулятивные УУД

2.  Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  1. рефлексия

Обращение учителя:

«Рассказ о мире цветковых растений можно продолжать очень долго. Мы получили удовольствие от знакомства с красавцами, хитрецами, архитекторами растительного царства. Захотелось ли вам продолжить знакомство с  растениями?»

Организует беседу: Чему научились? Что нового узнали? Каковы результаты класса? Ваши собственные? Кого можно похвалить?

Домашнее задание. § 14, сочинить свою сказку о значении (использовании) органов растения. Приготовить буклеты, кроссворды, рекламу растению.

Самооценка деятельности на уроке

Приложения.

Тексты для работы в группах

Растения пищевые и кормовые

Углеводы, белки и жиры — это три главнейшие группы веществ, которые нужны человеку для построения своего тела и обеспечения его жизнедеятельности. На протяжении жизни человек перерабатывает огромное количество веществ — более чем в 1000 раз превышающее массу его тела. Усваивая вещества, он перерабатывает их внутри своего организма, берёт у них энергию и затем частично выделяет их снова, но уже в изменённом виде.

Общая потребность в продуктах питания прямо или опосредованно обеспечивается растениями: прямо употреблением в пищу самих растений или растительных продуктов, а опосредованно — через животных, которые в итоге тоже питаются растениями. Соотношение растительной и животной пищи в питании человека бывает весьма различным и зависит как от его возможностей, так и от сложившихся традиций.

Впервые сознательное отношение человека к растениям появилось, без сомнения, в том, что он стал собирать их, чтобы есть. Плоды и семена, клубни и корни, молодые побеги и даже целые растения составляли существенную часть рациона первых людей. При этом надо было отличить съедобные растения от несъедобных и ядовитых. Так очень быстро установилась прямая и тесная связь людей с растениями, которая крепла по мере накопления знаний о разных видах растений, а также с изобретением способов получения огня и связанной с этим обработкой собранных растений и улучшением их пищевых качеств.

Когда и где человек пришёл к сознательному возделыванию растений, не выяснено, да и вряд ли когда-либо может быть выяснено. Твёрдо установлено лишь, что он уже очень давно целенаправленно возделывает растения. Самые древние следы этого насчитывают возраст 10 000 лет, то есть восходят к тем далёким временам, когда люди на некоторых территориях перешли к оседлому образу жизни.

Важнейшие современные культурные растения — крахмалоносные, и среди них прежде всего представители семейства злаков: пшеница, рис, кукуруза, ячмень, овёс и рожь. По использованию человеком на первом месте, несомненно, стоит пшеница. Немногим уступает пшенице рис.

Третья очень широко распространённая зерновая культура – кукуруза, которая в большей части идёт на корм скоту.

К крахмалоносным растениям, кроме злаков, относятся и представители других семейств, среди них в первую очередь относится картофель.

Следующее важное крахмалоносное растение — банан. Особенно богаты крахмалом плоды мучнистого банана. Их варят, жарят и запекают, из него получают коричневую муку, которая находит самое разнообразное применение.

Кроме крахмала, в качестве одного из важнейших углеводов человек использует сахар. Но число сахароносных растений в сравнении с крахмалоносными относительно невелико, и лишь два из них — сахарный тростник и сахарная свекла — имеют большое значение.

Белки в отличие от углеводов человек получает главным образом из животной пищи. Конечно, и многие пищевые растения содержат белки, но фактически в качестве источника используемых человеком растительных белков в настоящее время важны лишь семена бобовых растений.

По-иному обстоит дело с жирами, поскольку значительную их часть дают человеку растения. Это такие растения как рапс, сурепица, мак, подсолнечник и другие. У всех этих растений жиры содержатся в плодах или семенах.

Однако углеводы, белки и жиры чисто растительного происхождения — это лишь часть основного рациона человека. Другую, не менее важную часть человек получает от растений через животных.

Человек получает из растений не только богатые энергией вещества, но и витамины. К витаминоносным растениям мы можем отнести почти все фруктовые и овощные растения.

Существенную роль в нашем питании играют пряности и специи, все, за исключением поваренной соли, имеющие растительное происхождение. Основная часть вкусовых веществ пряных растений относится к большой группе эфирных масел, которые образуются растениями в особых клетках или выделяются в специальные вместилища, находящиеся внутри тканей, и позднее когда выходятся из тела растения через железистые волоски или железистые клетки. Речь идёт о легко испаряющихся, приятно пахнущих жидкостях, представляющих собой смесь алкоголей, угольных кислот, сложных эфиров и других веществ. Вкус также зависит от органических кислот, играющих важную роль в обмене веществ.

От вторичных растительных веществ зависят ценные свойства культурных растений другой группы – растений, содержащих тонизирующие вещества. Важнейшие из них — кофе, чай, какао.

Растения технические

Однако растения используются человеком не только как продукты питания и тонизирующие  средства; немаловажную роль растения и получаемые из них продукты играют и в других областях повседневной жизни человека. Растения часто используют как сырьё или исходный материал для его получения. Древесина, хлопок, джут и другие волокна, а также получаемые из растения целлюлоза, каучук, растительные жиры и масла, красители и дубильные вещества всё ещё необходимы для многих отраслей народного хозяйства. Древесину человек использует с давних пор; она была первым топливом, а в ряде областей и первым строительным материалом.

Лён — одно из наиболее известных культурных растений. По сие время он служит основным сырьём для выделки тканей, идущих, например, на постельное и столовое бельё.

Конопля – древнейшее волокнистое растение. Из её сравнительно толстых и ломких волокон в настоящее время изготавливают преимущественно канаты, парусины, толстые нити и т. п. ещё более грубое волокно даёт джут. Почти весь джут идёт на производство мешковины.

Однако самую важную роль в мировом хозяйстве играет хлопчатник — волокнистое растение.

Волокна растений состоят из почти чистой целлюлозы, а растительная целлюлоза представляет собой основное сырьё для изготовления очень многих продуктов, из которых достаточно назвать лишь бумагу, картон, искусственный шёлк, вискозу, искусственную шерсть, лаки. Исходным сырьём для получения целлюлозы служит преимущественно древесина, но иногда используются тростник и солома.

Ещё один важный для промышленности продукт растительного происхождения — натуральный каучук, хотя в наши дни он уже не имеет большого значения как раньше.

Дубильные вещества, входящие в состав некоторых растений, горьковаты на вкус и широко используются в пищевой промышленности, поскольку наряду с другими веществами определяют вкусовые качества многих плодов, возбуждающих средств и продуктов питания.

Дубильные вещества имеются в плодах брусники и черники; они придают им вяжущий вкус. Дубильные вещества содержатся в листьях чайного куста; богаты ими и семена кофейного дерева. Особенно много этих веществ в коре и ядровой древесине некоторых деревьев. Наличие дубильных кислот часто защищают эти ткани от повреждений микроорганизмами, делает их более стойкими.

Хозяйственное применение находят и многие другие растительные вещества. Правда, в результате развития химии значение некоторых из них снизились, а иные теперь вообще уже не применяются, как, например, многие красители растительного происхождения.

Лекарственные растения

Лека́рственные расте́ния— обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Наиболее широко лекарственные растения представлены в народной медицине.

В качестве лекарственных растений в начале XXI века широко используются аир, алоэ, брусника, девясил, зверобой, календула, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка, тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.

По состоянию на начало 2010 года по данным Международного союза охраны природы было описано около 320 тысяч видов растений, из них лишь небольшая часть (21 тысяча видов) активно используется в медицине.

Уже на самых ранних стадиях развития человечества растения были не только источником питания людей, они помогали человеку избавиться от болезней. Самый древний из дошедших до нас медицинских трактатов — это табличка, найденная при раскопках шумерского города (III тысячелетие до нашей эры). В 145 строках на шумерском языке даны прописи 15 рецептов. Из них следует, что врачи древнего Шумера использовали в основном такие растения, как горчица, пихта, сосна, чабрец, ива, плоды сливы, груши, фиги и др.

Литературные источники свидетельствуют об употреблении лекарственных растений также в Ассирии, Египте, Индии, Китае примерно за 3000 лет до н. э., а в начале н. э. — в Иране, Греции и Риме; в средние века — в арабских странах, Средней Азии, Азербайджане, Грузии, Армении, европейских странах.

Широко применялись растения в Китае, Индии, Тибете. Ещё в 3216 г. до н. э. китайский император Шэньнун написал работу по медицине «Бэнь-цао» («Травник»), где в основном описывались растительные средства. Китайская медицина использовала более 1500 растений. Наиболее часто применяли солодку, примулу, женьшень, лимонник китайский, шлемник, лук, чеснок, спаржу, астрагал, корицу, имбирь, кожуру мандарина, кизил.

Древнеиндийская медицина, изложенная в «Аюрведе» (I в. до н. э.), использовала около 800 растений, которые используются и в настоящее время. С III в. н. э. в Индии началось возделывание лекарственных растений.

Декоративные растения

В повседневной жизни людей цветы всегда играли и играют большую роль. Как знак внимания к другу и товарищу, как подарок любимой женщине, как последний поклон ушедшему из жизни — цветы никогда не бывают забыты. Они придают уют нашему жилищу и рабочему месту, они украшают парки и сады. Об их роли в нашей жизни свидетельствуют тысячи видов и сортов декоративных растений. Красивы не только декоративные растения. Даже микроскопически мелкие растения не могут не обратить на себя внимание своеобразной формой.

Использование декоративных растений человеком необычайно широко. Травянистые декоративные растения и невысокие кустарники используются при создании клумб, рабаток, газонов.

Особо следует сказать о так называемом вертикальном озеленении, когда используют растения-лианы, т. е. вьющиеся и лазающие, нуждающиеся в опоре. Чаще — это травянистые лианы, реже — древесные. Вертикальное озеленение особенно важно для городских условий, где бывает часто недостаток места для посадки обычных прямостоячих растений. Лианы увеличивают зеленый экран города и красиво драпируют стены зданий, беседки. Примером лиан у нас могут служить: девичий виноград, хмель, ипомеи, ломонос, плющ, переступен и ряд других.

 Декоративные растения широко используются и в комнатном цветоводстве, в том числе в школе. Здесь ассортимент декоративных растений может быть необычайно широк, так как в комнатных условиях могут культивироваться также тропические и субтропические растения.

Растения – защитники окружающей среды

Однако растения не только используются для питания, для хозяйственных и медицинских целей, они, кроме того, улучшают окружающую человека природную среду, будучи её постоянным компонентом.

Растительный мир, бесспорно, главный компонент биосферы, собственно, и возникшей-то только тогда, когда появились растительные организмы, способные преобразовывать солнечную энергию и осуществлять синтез биоорганического вещества на Земле. С тех пор общий баланс вещества и энергии находится в тесной зависимости от состояния растительного покрова отдельных областей и планеты в целом.

Особо следует сказать о декоративных деревьях и кустарниках, используемых для озеленения населенных пунктов, в особенности городов. Помимо их эстетического значения, они играют и другую роль в населенных пунктах. Деревья и кустарники — это продуценты кислорода, которые весьма значительны благодаря их большой листовой поверхности. В то же время они — поглотители вредных газов и пыли, что, правда, проявляется в неодинаковой степени у разных видов. Они и поглотители шума. Деревья и кустарники в городе — регуляторы теплового режима и режима влажности. Наконец некоторые деревья и кустарники выделяют фитонциды — бактерицидные летучие вещества, оздоровляющие атмосферу в городе. Объективным показателем озеленения является площадь зеленых насаждений, приходящаяся на одного жителя. Оптимальной нормой считается, когда на одного жителя города приходится 50 квадратных метров. Норма эта чаще всего не выдерживается, хотя есть у нас и очень зеленые города. Гораздо больше зеленых насаждений в городах тропических стран, например, поражает обилие деревьев и кустарников в городах Индии и Шри-Ланки, да и не только в городах.

Деревья и кустарники, используемые для озеленения городов и других населенных пунктов, должны отвечать определенным требованиям. Они должны быть достаточно красивы и удовлетворять эстетические потребности человека. В то же время они должны быть устойчивы к условиям города, особенно важно, чтобы они обладали газоустойчивостью. Бывают случаи массовой гибели деревьев в городах, если не была учтена их устойчивость к вредным газам. Желательно, чтобы они были хорошими уловителями пыли, таковыми обычно являются деревья и кустарники, у которых поверхность листьев волосистая, складчатая или липкая. Для самих деревьев пыль существенного вреда не приносит, так как она смывается во время дождей. Желательны для городских посадок фитонцидные деревья и кустарники. Ассортимент деревьев и кустарников очень велик и в различных регионах мира очень неодинаков.

Загадки об органах растений

1.Шарик бел – весь мир одел        (коробочка хлопчатника)

2. Сижу на дереве, кругла, как шар, красна как кровь, сладка, как мед      (вишня)

3. дом без окон и дверей, как зеленый сундучок, в нем шесть кругленьких детей, называется….  (стручок)

4.берега зеленые, вода красная, рыбки черные.     (арбуз)

5. У забора я гуляла босиком и ошпарилась зеленым кипятком (крапива)

6. Стоят в поле сестрички: Желтый глазок — белые реснички. (ромашки)

7. Посадили зернышко — вырастили солнышко.  (подсолнух)

8. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали –
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети?             (картофель)

Лекарственные растения — ФГБНУ ВИЛАР

Поиск новых лекарственных растений

Поиск новых перспективных лекарственных растений, с целью создания из них фитопрепаратов, процесс очень длительный и трудный. Так в мире, по разным оценкам, произрастает более 300 тысяч видов высших растений, а в России около 11 000 видов. Очевидно, что если изучать содержание биологически активных веществ и фармакологические свойства подряд каждого вида, то необходимо затрать большие количества финансов и трудовых ресурсов. Поэтому ученые, для оптимизации и большей эффективности поиска новых лекарственных растений используют ряд методов.
В первую очередь анализируются сведения о применении лекарственных растениях в эмпирической и традиционных медицинах, а также в научной медицине разных стран.
Эмпирическая медицина- это совокупность различных средств и методов лечения и профилактики заболеваний, основанных лишь на практическом опыте. Эта медицина не использует научный эксперимент, методов физиологии, фармакологии, терапии и т.п.
Она подразделяется на народную и знахарскую медицины. Народная медицина- комплекс сложившихся в определенном районе рецептов и приемов лечения, передаваемых устно из поколения в поколение. Итог опыта народа, полученный в результате случайного или сознательного выявления народом лекарственных свойств окружающих его растений.
Знахарская медицина отличается от народной тем, что рецепт каждого знахаря его семейная тайна не известная большинству врачевателей. К тому же для повышения своего авторитета знахари ( прежде всего колдуны, ведуны, шаманы и др.) сопровождали лечение рядом магических ритуалов, заговоров и заклинаний. Однако некоторые из них оказывали исцеляющее действие на психологически подготовленную для этого аудиторию. Данные об использовании лекарственных растений в этой медицине трудно выявить, т.к. рецепты умышленно сильно усложнены другими ингредиентами.
Когда знахарская и народная медицина начинают заимствовать знания из книг и научной медицины они превращаются в псевдонародную и псевдознахарскую медицины. Предлагаемые ими свои «лекарства» не проверены ни экспериментально, ни временем, ни опытом народа и поэтому иногда опасны.
Традиционная медицина имеет свои школы, письменные источники, включая рукописи и учебники: индийская, китайская, тибетская, арабская.
Имеются особенности народной и традиционной медицин различных народов. И поэтому, утверждения, что каждый народ имеет эффективные средства для лечения всех болезней, не соответствует действительности. Сравнительное изучение эмпирической медицины показывает, что ассортимент лекарственных растений различных народов весьма неодинаков. Он определяется состоянием их материальной и духовной культуры, особенностями быта и, прежде всего, способами получения основных средств существования. Последние определяют не только специфику и различный удельный вес каждого заболевания, но также наблюдательность народа, его фармацевтические, медицинские навыки, Нелогично, например, искать средства для лечения ревматизма у жителей Каракумов, а средства от солнечных ударов и укусов от скорпионов – у жителей тундр.
В русской народной медицине широко распространены лекарственные растения для лечения простудных заболеваний, ран, детского диатеза (золотухи), нарывов и фурункулов, заболеваний желудочно-кишечного тракта, внутренних кровотечений (особенно маточных), болеутоляющие средства при ревматизме и радикулите. Очень редко встречаются растения, рекомендуемые при нервно-психических и инфекционных заболеваниях.
В китайской медицине широко распространены лекарственные растения для лечения гипертонии, болезней печени, почек, анемии, сахарного диабета, гельминтозов, туберкулеза легких, гастрита, эпилепсии и других нервно-психических заболеваний, бронхиальной астмы, злокачественных опухолей, женского бесплодия и мужской импотенции.
Данные эмпирической медицины служат ориентирами для выбора перспективных направлений изучения лекарственных растений. Так в эмпирической медицине используется 20 000 видов высших растений, в том числе 1072 вида- в традиционной вьетнамской, около 2000 видов- в китайской и примерно столько же- в индийской медицине.
Очень ценны для поиска новых лекарственных растений косвенные данные о лечебной ценности растений. Особенно важные сведения о медико-биологической активности растений- сведения по народной ветеринарии. Иногда они ценнее, чем народно-медицинские сведения, т.к. в них нет элементов психотерапии (столь характерных для народной медицины), затрудняющих выявление фармакологической активности растения. Домашних животных в этом случае можно рассматривать как экспериментальных животных.
Очень важно исследовать случаи отравления ядовитыми растениями и сами ядовитые растения, т.к. они могут содержать ценные сердечные гликозиды, курареподобных алкалоидов и др. классов БАВ (отравление анабазисом овец в 1926 г).
Растения, из которых готовят одурманивающие напитки, перспективны для изучения в качестве наркотических, галлюциногенных и возбуждающих нервную систему средств.
При поиске новых лекарственных растений должно анализироваться под «медицинским углом зрения» все случаи использования человеком растений и растительных продуктов: в косметических целях, для «глушения» рыбы, отпугивания или привлечения животных (насекомых, мыш, крыс и др.). Например, применение растений в качестве моющих средств говорит о наличии в них большого количества тритерпеновых гликозидов (сапонинов), имеющих широкий спектр медико-биологической активности, в частности, как источник новых противосклеротических препаратов. Применение растений для приготовления красящих средств свидетельствует о наличии в нем различных пигментов, флавоноидов, хинонов и других веществ, обладающих медико-биологической активностью. Использование растение в качестве стрельных ядов, привело к созданию из них ряда сердечных средств, в том числе строфантина, аллапинина.
Очень перспективны поиски БАВ в растениях, употребляемых различными народами как приправы и пряности. Эти вещества обычно нетоксичны, легко усваиваются организмом человека, часто обладают биологической активностью. Поэтому можно задумываться не только о пищевом, но и медицинском или профилактическом их значении.
Другим методом облегчающим поиск новых видов является химический скрининг- предварительная оценка медицинской перспективности растений.
Еще в XVI веке было установлено, что лечебные свойства каждого растения определяются его химическим составом. Из 70 групп известных сейчас природных соединений исследователей интересуют лишь группы обладающие биологической активностью. Например, противовирусной активностью обладают лишь некоторые группы флавоноидов, ксантонов, алкалоидов, терпеноидов и спиртов; противоопухолевой-некоторые алкалоиды, цианиды, тритерпеновые кетоны, дитерпеноиды, полисахариды, фенольные соединения. Полифенолам свойственна гипотензивная, спазмолитическая, противоязвенная, желчегонная активность. Многие классы химических соединений и индивидуальные вещества имеют строго определенный и ограниченный спектр медико-биологической активности. Другие же, например алкалоиды, имеют очень широкий и разнонаправленный спектр действия.
Успехи аналитической химии позволили разработать несложные и быстрые методы (экспресс-анализы) выявления в растениях определенных классов (групп) химических соединений и индивидуальных веществ. В результате чего возник и широко внедрился в практику поисковых работ метод массовых химических анализов- химический скрининг.
Метод химического скрининга впервые провел Массагетов П.С. при изучении растений Средней Азии, в результате обследования 1400 видов растений было открыто 100 новых алкалоидов. Экспедиции ВИЛАР обследовав 1026 видов растений Дальнего Востока обнаружили в 417 из них алкалоиды.
Химический скрининг позволяет не только наметить новые перспективные для изучения объекты, но и выявить корреляции между систематическим положением растения, его химическим составом и медико-биологической активностью; выяснить географические и экологические факторы, способствующие или препятствующие накоплению в растениях тех или иных БАВ; выявить у растений химические расы, наследственно отличающихся друг от друга наличием тех или иных действующих веществ. Однако надо проводить химический анализ разных органов ( не менее 4-х – подземная часть, листья, цветы, плоды) алкалоид цитизин содержится лишь в семенах термопсиса ланцетовидного, отсутствуя в его надземной части; в разные фенологические фазы, т.к. разные вещества содержатся в разные фазы. Поэтому, например, для выявления полного списка алкалоидоносных видов растений флоры РФ, насчитывающей около 8000 видов, нужно сделать не менее 64 000 анализов (8000 видов х 4 органа х 2 фазы). Но есть ведь и другие группы химических веществ.. Кроме того, одинаковые органы в той же фазе развития растений в одном районе могут иметь нужные БАВ, а в другом- не иметь их. Помимо географических и экологических факторов, может оказывать влияние и наличие у растений особых химических рас.
Однако свой лечебный эффект растения могут проявлять от лекарственной формы и способа введения в организм. Кроме того важна и доза применения. Например ревень, в малых дозах- слабительное, больших- вяжущее.
Следующим способом, уменьшающим число изучаемых видов растений, является использование данных о систематическом родстве растений. Алкалоид атропин и гиосциамин обнаружены во многих видах семейства пасленовых, а в других семействах не найдены. Лактон сантонин отмечен лишь у полыней близких к полыни цитварной и нет его у подавляющего большинства видов рода. Иногда некоторые вещества содержатся в разных семействах алкалоид эфедрин найден в семействах: эфедровых, маковых, тисовых, маревых, мальвовых и др. В роде валериана всего один вид не содержит валериановой кислоты, а остальные содержат.
Наличие корреляций между химическими и морфологическими признаками разных таксонов составляют основу хемосистематических исследований и используется для ускорения поиска нужных химических соединений или их групп в таксонах различного ранга; уточнение естественной филогенетической системы растений, а также видовой (или внутривидовой) принадлежности некоторых трудноразличимых видов, форм; изучения родственных отношений гибридных растений, внутривидовой изменчивости, закономерностей географической локализации определенных химических соединений по земному шару; выяснение вопросов, связанных с растениями индикаторами.
Очень важно выявление хемосистематических корреляций при поиске новых источников БАВ. Практика показывает, что успешный поиск новых лекарств из растений невозможен без предварительных исследований перспективных таксонов как на подвидовом, так и на надвидовом уровне. Так имеются однородные семейства, например аралиевые, когда вместо женьшеня введены в медицину были элеутерококк, заманиха, аралии как тонизирующие средства. Другие семейства и даже рода «пестрые», т.е разные виды имеют разный химсостав, например аконит белоустый содержит лаппаконитиновые алкалоиды, которые используются для производства препарата «лаппаконитин», применяемого при лечении аритмии, а другие виды аконита-джунгарский, каракольский, эти алкалоиды не содержат.
Изучение родственных отношений растений и использование при поисках выявленных закономерностей не исключает поисковых работ вне родов и семейств, уже зарекомендовавших себя перспективными. Особенно это эффективно во флорах слабо изученных районов и среди плохо изученных семейств, порядков и классов растений, в частности, среди споровых. В список растений, подлежащих изучению, можно включить виды, стоящие особняком в филогенетической системе растительного мира, не имеющие близких связей с ныне живущими растениями, или же растения редкие и лишь поэтому, может быть не известные эмпирической медицине.
Таким образом, используя все указанные методы, ученые могут значительно сократить время и финансовые затраты на поиск новых перспективных видов лекарственных растений.

Использование растений — повседневная жизнь, медицинское применение, составные части и значение

Растения играют очень важную роль в жизни человека и помогают выжить всем живым организмам. Все живые существа на земле зависят от растений в качестве убежища, пищи, лекарств и других материалов повседневной жизни. Растения очищают загрязненный воздух и производят свежий кислород в окружающую среду. Без растений наше выживание на земле будет затруднено, так как это заставит человеческую расу страдать от различных болезней, и в конечном итоге раса угаснет. Дрова, древесина, волокна, лекарства, красители, пестициды, масла и каучук — вот некоторые виды использования растений в повседневной жизни.

Мы, люди, вырубаем растения и разрушаем нашу прекрасную окружающую среду, за что нам приходится дорого платить. В современном мире продукты на растительной основе очень дороги, и из-за неправильного использования мы потеряли зелень из нашего окружения. Мы обсудим лекарственное использование растений, поскольку они помогают нам вылечить многие болезни естественным путем без побочных эффектов. С возрастом растения действуют как лекарства от различных болезней и называются лекарствами Аюрведы.

Важное использование растений

Различные живые существа на земле используют растения в своей повседневной жизни. Некоторые важные области применения растений упомянуты ниже, поскольку без них Земля была бы безжизненной планетой.

  • Растения служат пищей и питательными веществами почти всем наземным организмам, включая человека. Мы питаемся растительной пищей или продуктами животного происхождения. Эти животные также выживают, питаясь растениями.

  • Растения помогают уменьшить загрязнение окружающей среды. Он поглощает углекислый газ и выделяет кислород в процессе фотосинтеза. Для клеточного дыхания всех аэробных организмов необходим кислород. Он защищает землю от вредных ультрафиолетовых лучей солнца и поддерживает озоновый слой. В результате сокращение выбросов углекислого газа в окружающую среду снижает парниковый эффект и глобальное потепление.

  • Благодаря биогеохимическим процессам растения перерабатывают материалы. Растения также помогают дождю в процессе транскрипции. Он вытягивает воду из почвы с помощью корней и позволяет ей испаряться с поверхности листьев и стебля. Некоторые азотфиксирующие растения представляют собой горох, в котором для этого процесса содержатся бактерии. Через растения запасы азота поступают к потребителям.

  • Для использования человеком растения поставляют многие продукты, такие как дрова, древесина, фрукты, овощи, лекарства, красители, пестициды и т. д.

  • Растения служат убежищем для многих живых организмов, таких как насекомые, черви, млекопитающие, птицы, рептилии. Каждое отдельно взятое дерево является причиной выживания всех живых организмов на земле.

Нижеприведенная таблица использования растений объясняет различные полезные преимущества, которые мы получаем от растений в нашей повседневной жизни.

Части растений

Применение

Фрукты и овощи

Овощи — это зеленые продукты, богатые витаминами и минералами. Фрукты содержат витамин С, который помогает повысить иммунитет.

Корнеплоды: редис, морковь, картофель, лук

Они богаты железом и являются хорошим источником калия, углеводов и обеспечивают наш организм энергией.

Семена: пшеница, рис, ячмень, льняное семя и т.д.

Это богатые источники углеводов, омега-3 жирных кислот, а также белков, которые укрепляют наши мышцы.

Специи 

Они важны, как и многие специи, такие как кардамон, гвоздика, используемые в лечебных целях. Другие придают вкус нашей еде и дают нам энергию.

Листья: ним, брахми, тулси

Используется в лечебных целях.

Стебель: Акация

Из него производят каучук для изготовления колес транспортных средств, а также для стирания карандашных пометок и т. д. 

Нож: дерево

Сандаловое дерево, красное дерево используются для изготовления мебели.

(Изображение скоро будет обновлено)

Заключение

Деревья оказывают огромное влияние на нашу жизнь, и без них невозможно выжить. Использование растений в повседневной жизни огромно, и мы не можем заменить их никакими другими продуктами, созданными человеком. Сегодняшний мир осознает важность использования растительных продуктов, поскольку они помогают уменьшить глобальное потепление и сбалансировать нашу экологию. Таблица использования растений также поможет нам узнать преимущества, которые дает растение.

Хотите читать в автономном режиме? скачать полный PDF здесь

скачать полный PDF

2.5 ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ | Научный городок

Что особенного в этом растении?

Посмотрите на этот завод. Можно сказать, что у него есть интересные плоды. Некоторые могут сказать, что фрукт даже не выглядит таким уж вкусным. Однако это дерево какао, и его семена являются источником шоколада. Итак, есть люди, которые утверждают, что это одно из самых важных растений во всем царстве растений.

Важность растений

Важность растений для человека и почти всей жизни на Земле ошеломляет. Жизнь, какой мы ее знаем, была бы невозможна без растений. Почему растения так важны?

  • Растения служат пищей почти всем наземным организмам, включая человека. Мы едим либо растения, либо другие организмы, которые едят растения.
  • Растения поддерживают атмосферу. Они производят кислород и поглощают углекислый газ во время фотосинтеза . Кислород необходим для клеточного дыхания всех аэробных организмов. Он также поддерживает озоновый слой, который помогает защитить жизнь на Земле от разрушительного ультрафиолетового излучения. Удаление углекислого газа из атмосферы уменьшает парниковый эффект и глобальное потепление.
  • Растения перерабатывают вещества в биогеохимических циклах. Например, посредством транспирации растения перемещают огромное количество воды из почвы в атмосферу. Такие растения, как горох, содержат бактерии, фиксирующие азот. Это делает азот доступным для всех растений, которые передают его потребителям.
  • Растения дают много продуктов для использования человеком, таких как дрова, древесина, волокна, лекарства, красители, пестициды, масла и каучук.
  • Растения создают среду обитания для многих организмов. Одно дерево может дать пищу и убежище многим видам насекомых, червей, мелких млекопитающих, птиц и рептилий (см.0139 рис. ниже).

Красноглазые квакши живут на банановых деревьях.

Мы, конечно, не можем жить без растений, но иногда они доставляют нам проблемы. Многие растения являются сорняками. Сорняки  – это растения, которые растут там, где люди не хотят их видеть, например, в садах и на газонах. Они занимают место и используют ресурсы, препятствуя росту более желательных растений. Люди часто вводят растения в новые места обитания, где им не хватает естественных хищников и паразитов. Интродуцированные растения могут быстро распространяться и вытеснять местные растения. Многие заводы производят пыльца , которая может вызывать аллергию. Растения также могут выделять токсины, наносящие вред здоровью человека (см. Рисунок  ниже).

Ядовитый плющ вызывает аллергические кожные высыпания. Растение легко узнать по расположению листьев группами по три. Таково происхождение старой поговорки: «Листья из трех, оставь это в покое».

Зачем изучать растения?

Представители царства растений играют множество решающих и иногда удивительных ролей в драме жизни на Земле. Вы, вероятно, знакомы с некоторыми причинами важности растений. Зачем нужно понимать, как живут растения? Потому что растения играют много ролей, включая, но не ограничиваясь:

  1. Снабжение продовольствием и энергией
  2. Поддержание атмосферы Земли
  3. Циркуляция воды и питание почвы
  4. Участие в азотных и других биогеохимических циклах
  5. Взаимозависимость с животными
  6. Взаимозависимость с грибами
  7. Взаимозависимость между растениями
  8. Ресурсы для людей
  9. Эстетика для человека
  10. Научное использование людьми
  11. Создание проблем

Резюме

  • Жизнь, какой мы ее знаем, была бы невозможна без растений.