Господствующая группа растений на земле: Господствующая группа растений в настоящее время

Разработка урока «Покрытосеменные растения – господствующая группа на Земле.»

Урок №

Покрытосеменные растения – господствующая группа на Земле.

Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений.

Цель урока: ознакомить учащихся с общей характеристикой покрытосеменных растений, сформировать знания об основных признаках покрытосеменных; рассмотреть общие признаки классов Однодольные и Двудольные; совершенствовать умения учащихся сравнивать и делать обобщающие выводы; развивать логическое мышление, память; формировать ценностные ориентации на сохранение природы и эстетические вкусы учеников.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны называть основные признаки покрытосеменных растений, общие признаки классов Однодольные и Двудольные; учащиеся должны сравнивать строение растений разных классов и определять их на живых объектах или на гербарных материалах.

Оборудование

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

  • Беседа

— Назовите растения, которые относятся к голосеменным.

— Назовите признаки, присущие голосеменным растениям.

— Какой вы еще знаете отдел семенных растений, кроме голосеменных?

3. Мотивация учебной деятельности

  • Слово учителя

От полюсов к экватору нет такого участка, где возможно растительная жизни, но не найдено покрытосеменных. Они часто встречаются в долинах рек и чистых озерах, в меньшем количестве — в соленых озерах и морях. Однако такие водные покрытосеменные не являются примитивными формами, они возникли путем приспособления наземного предка к водной среде. К широкой географической разнообразию прибавляется разнообразие форм. Обычная ряска, покрывающая поверхность пруда, является крошечным зеленым побегом с простым корешком, вертикально погруженным в воду, и с очень нечеткими листиками и частями стебля. Могучее лесное дерево столетия развивало свою сложную систему стволов и ветвей, покрытых многочисленными веточками и листочками, а под землей соответствующую площадь занимает мощная, хорошо развитая корневая система. Между этими двумя крайностями — бесконечные градации: водные и земные травы, кусты и деревья, гораздо большее разнообразие, чем среди остальных групп семенных растений, известных под общим названием покрытосеменные.

— Что способствует господству на Земле покрытосеменных растений?

На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.

Сообщение темы урока. Определение вместе с учащимися цели и задач урока.

4. Усвоение нового материала

1. Общая характеристика Покрытосеменных. (Беседа, поисковая работа, составление опорного конспекта.)

2. Характерные признаки классов покрытосеменных. (Беседа, самостоятельная работа с гербарним материалом, заполнение таблицы.)

5. Обобщение и закрепление знаний

5.1. Обсуждение проблемного вопроса, который был задан в начале урока.

— Что способствует господству Покрытосеменных на нашей планете?

6. Подведение итогов урока

  • Фронтальная беседа

1. На какие классы разделяют отдел Покрытосеменные?

2. По каким признакам осуществляют это разделение?

3. Какой тип жилкования листа чаще всего встречается у двудольных?

4. Какие типы жилкования листьев присущи представителям класса Однодольные?

5. Какой тип корневой системы преобладает у двудольных? Объясните почему.

6. Бывают ли у однодольных сложные листья? Ответ обоснуйте.

7. Домашнее задание

7.1. Задание для всего класса.

Учебник _____________________________________________

Тетрадь _________________________________________________

7.2. Индивидуальные и творческие задания.

Подготовить легенды и мифы о представителях семейств Розовые и Капустные.

Покрытосеменные растения — Биология — Открытые уроки — Ашық сабақтар

Цели:

1.     Образовательная

•        сформировать у учащихся понятие покрытосеменные растения

•        сформировать представление о строении  цветковых растений

•        изучить многообразие и значение покрытосеменных растений

     2.. Воспитательная

•        привить культуру труда

•        продолжить воспитание дисциплины во время самостоятельной работы

•        воспитание бережного отношения к живой природе

3.     Развивающая

•        развитие навыков самостоятельной работы с гербарным материалом

•        продолжить развитие умений анализировать, обобщать и делать выводы

•        развитие у учащихся памяти и внимания

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: словесно – наглядный с элементами беседы, изложение нового материала учителем с использованием презентации.

Оборудование: гербарий, компьютер и мультимедийное оборудование, презентация урока.

Ход урока

 

№ п/п Этап урока Содержание этапа Время

1 Организационный момент Приветствие класса, отметка отсутствующих, сообщение темы 2 мин.

2 Проверка домашнего задания Выполнение самостоятельной тестовой работы 10 мин.

3 Объяснение нового материала Изложение нового материала с использованием знаний учащихся. Выполнение лабораторной работы 20 мин.

4 Закрепление Проверить уровень усвоения нового материала 5 мин.

5 Сообщение домашнего задания Разъяснение домашнего задания 3 мин.

 

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Отметим отсутствующих.

Итак, тема нашего урока «Покрытосеменные» (слайд 1).  

 

На этом уроке вы узнаете: какие растения относятся к покрытосеменным; в чем особенности строения, произрастания и многообразия; значение покрытосеменных в природе и в жизни человека; какие виды, занесенные в Красную книгу, произрастают в Челябинской области (слайд 2)

 

 Но прежде чем приступить к изучению этих растений, давайте проверим домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания

 Проведение самостоятельной тестовой работы на листочках (слайды 3, 4, 5)

 

После выполнения проверочной работы учащиеся сдают ее на проверку учителю.

III. Объяснение нового материала

Итак, мы начинаем изучение нового материала. Откройте тетради и запишите число и тему урока. Слайд 6

 

Цветковые растения (покрытосеменные) — самый обширный отдел растительного мира, к которому относится больше половины всех видов растений на Земле. Цветковые насчитывают 533 семейства, примерно13.000 родов и не менее 350.000 видов. Это господствующая группа растений на Земле, несмотря на то, что она самая молодая в эволюционном плане. Как считают ученые эти растения произошли от древних голосеменных.

Посмотрите внимательно на все эти растения и скажите, что между ними общего и почему их относят к отделу цветковых растений?

Давайте попробуем в тетрадях составить общую характеристику покрытосеменных растений (слайды 7, 8, 9).Проводится в форме беседы

 

                    

Итак, давайте ещё раз уточним: какие растения называют цветковыми?

Правильный ответ записываем в тетрадь. Цветковые растения – это растения, у которых орган семенного размножения – цветок.

Как вы думаете, где произрастают цветковые растения?

Заслушиваем варианты и записываем наиболее полный и правильный. Произрастают везде: от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонии.

А почему цветковые растения называют ещё покрытосеменными? Ведь наша тема звучит именно таким образом. Выслушиваются предположения учащихся, затем с помощью учителя правильный ответ записываем в тетрадь. Семена развиваются внутри плода, т.е. они защищены или покрыты.

Теперь рассмотрим жизненные формы покрытосеменных.

Какие жизненные формы присущи данным растениям?

 

                     

После высказывания предположений, показываются иллюстрации и учащиеся записывают правильный ответ, который дополняется примерами.

                       

Как вы считаете, а сколько могут прожить растения?

Продолжительность жизни у разных представителей покрытосеменных своя. Она может длится всего несколько месяцев(пример, мокрица), а может целые сотни лет (могучие дубы, баобабы).

В зависимости от продолжительности жизни растения делят на однолетние (растения, которые после первого года жизни отмирают и оставляют после себя семена), двулетние (оставляют семена на второй год и отмирают) и  многолетние (живут много лет и способны переживать неблагоприятные условия, оставляя также каждый год семена). Примеры на презентации. 

И последний вопрос: От чего зависит такое разнообразие и приспособленность цветковых растений к среде обитания?

Покрытосеменные характеризуются рядом чётких признаков, отличающих только эту группу растений. Среди покрытосеменных встречаются не только деревья, но и травы, кустарники. Цветковые растения обладают более совершенной проводящей системой, что обеспечивает лучшее водоснабжение растения. У них появляется новый орган – цветок. Семена заключены в плод. Появилось двойное оплодотворение, что резко отличает их от всех остальных групп растительного мира. Изменения появились в особенностях жилкования листьев. Важнейшие преобразования произошли в проводящей системе — появление сосудов, что ускоряет движение восходящего тока, ситовидных трубочек. У покрытосеменных имеется вегетативное тело, разделённое на две основные части: корень и побег, которые помогают растению осваивать две разные среды для пищи — воздушную и почвенную.(слайд 10) 

                       

Таким образом, покрытосеменные получили дополнительные возможности в конкурентной борьбе и в конечном итоге стали «победителями» в борьбе за существование.

Изучив общую характеристику цветковых, давайте познакомимся с некоторыми из них, выполнив лабораторную работу «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (слайд  11)

                        

Название, цель, оборудование учащиеся записывают в тетрадь. Согласно инструкции приступают к работе с гербарием. Делают необходимые записи, зарисовывают части цветковых растений и делают выводы. Данная лабораторная работа оценочная, поэтому в конце урока сдается учащимися на проверку.

Теперь переходим к вопросу значения покрытосеменных в природе и жизни человека (слайд 12).

                          

Сначала учащимся предлагается самим высказаться по этому вопросу, а затем уже учитель системно объясняет значение.

Важнейшая роль растений – обогащение окружающей среды кислородом.

Из покрытосеменных многие вошли в число культурных растений.

Культурными называются растения, специально выращенные и выведенные человеком для удовлетворения своих потребностей (овощные, плодово-ягодные, масличные, декоративные, кормовые).

Лекарственные растения- растения, которые обладают лечебным воздействием (брусника, ромашка,  зверобой, пустырник, валериана и др.).

Некоторые растения служат сырьем для промышленности (хлопчатник, лен и т.д.).

Какие же растения произрастают в нашем крае? (слайды 13 – 17)

Этих растений очень большое количество, начиная с деревьев и заканчивая мелкой травой. Поэтому рассмотрим с вами некоторых представителей, которые занесены в Красную книгу.

 

 

IV. Закрепление

Работа по вопросам и в рабочей тетради (слайд 18)

 

V. Домашнее задание

Слайд 19

 

Литература:

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб.для ОУ / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2008

2.     Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс» / В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. – М.: Дрофа, 2010

3.     Биология: 6-й Кл.: Тематическое и поурочное планирование: к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2002: Метод.пособие. / Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004

4.     Поурочное планирование учебного материала: «Растения». «Бактерии. Грибы. Лишайники» / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, Л.М. Аверина. – М.: Школьная пресса, 2004

5.     .Биология. 6-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / Г.П. Игошин. – Ярославль: Академия развития, 2010

6.     Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» / Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005

ЦОРы:

1. CD: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. – «Вентана-Граф», 2006

 2. CD: МОиН РФ. Виртуальный живой уголок 6-11 классы. – М.: ООО «Физикон», 2008

Соңғы жарияланған материалдар тізімі

Как цветковые растения эволюционировали, чтобы доминировать на Земле? — ScienceDaily

Новости науки

от исследовательских организаций


Дата:
1 декабря 2009 г.
Источник:
Уайли-Блэквелл
Резюме:
Ученые открыли этап эволюции, позволивший цветковым растениям стать самой многочисленной и экологически успешной группой растений на Земле.
Поделиться:

ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ


Для Чарльза Дарвина это было «отвратительной тайной», и это вопрос, который продолжает беспокоить эволюционистов по сей день: когда появились цветковые растения и как они пришли к тому, чтобы доминировать в растительной жизни на Земле? Новое исследование в Ecology Letters раскрывает эволюционный триггер, который привел к тому, что раннецветущие растения получили серьезное конкурентное преимущество над конкурирующими видами, что привело к их последующему буму и изобилию.

реклама


Исследование, проведенное докторами Тимом Бродриббом и доктором Тейлором Филдом из Университета Тасмании и Университета Теннесси, использовало физиологию растений, чтобы показать, как цветковые растения, в том числе сельскохозяйственные, смогли доминировать на земле за счет развития более эффективной гидравлики, или «листовой водопровод», чтобы увеличить скорость фотосинтеза.

«Цветковые растения — самая многочисленная и экологически успешная группа растений на земле», — сказал Бродрибб. «Одной из причин такого доминирования является относительно высокая фотосинтетическая способность их листьев, но когда и как развилась эта повышенная фотосинтетическая способность, остается загадкой».

Используя измерения плотности жилок листа и связанную модель гидравлического фотосинтеза, Бродрибб и Филд реконструировали эволюцию гидравлической способности листа у семенных растений. Их результаты показали, что эволюционная трансформация в строении листьев покрытосеменных подняла способность к фотосинтезу на новый уровень.

Причина успеха этого эволюционного шага заключается в том, что при относительно низких атмосферных условиях C0 2 , подобных тем, которые существуют в настоящее время, эффективность переноса воды и эффективность фотосинтеза тесно связаны. Следовательно, приспособления, увеличивающие перенос воды, будут усиливать максимальный фотосинтез, оказывая существенное эволюционное влияние на конкурирующие виды.

Эволюция густого жилкования листьев у цветковых растений около 140-100 миллионов лет назад была событием, имевшим огромное значение для дальнейшей эволюции цветковых растений. Этот шаг обеспечил «пакет стимулов продуктивности мелового периода», который отразился на всей биосфере и привел к тому, что эти растения сыграли фундаментальную роль в биологических и атмосферных функциях Земли.

«Без этой гидравлической системы, по нашим прогнозам, фотосинтез листьев был бы в два раза ниже, чем сейчас», — заключает Бродрибб. «Поэтому важно отметить, что без этого эволюционного шага наземные растения не обладали бы физической способностью обеспечивать высокую продуктивность, лежащую в основе современной земной биологии и человеческой цивилизации».

изменить ситуацию: спонсируемая возможность


Источник истории:

Материалы предоставлены Wiley-Blackwell . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.


Процитировать эту страницу :

  • MLA
  • АПА
  • Чикаго

Уайли-Блэквелл. «Как цветковые растения эволюционировали, чтобы доминировать на Земле?». ScienceDaily. ScienceDaily, 1 декабря 2009 г.. .

Уайли-Блэквелл. (2009, 1 декабря). Как цветковые растения эволюционировали, чтобы доминировать на Земле? ScienceDaily . Получено 15 ноября 2022 г. с сайта www.sciencedaily.com/releases/2009/12/091201100221.htm

Wiley-Blackwell. «Как цветковые растения эволюционировали, чтобы доминировать на Земле?». ScienceDaily. www.sciencedaily. com/releases/2009/12/091201100221.htm (по состоянию на 15 ноября 2022 г.).

реклама


Как цветковые растения завоевали мир

  • Опубликовано

Хелен Бриггс

BBC News

Ученые думают, что у них есть ответ на загадку, которая поставила в тупик даже Чарльза Дарвина: как цветы эволюционировали и распространились, чтобы стать доминирующими растениями на Земле.

Цветковые растения, или покрытосеменные, составляют около 90% всех видов живых растений, включая большинство пищевых культур.

В далеком прошлом они опережали растения, такие как хвойные деревья и папоротники, которые предшествовали им, но как они это сделали, было загадкой.

Новые исследования показывают, что все дело в размере генома, а чем меньше, тем лучше.

«На самом деле все сводится к вопросу о размере клетки и о том, как построить маленькую клетку и при этом сохранить все атрибуты, необходимые для жизни», — говорит Кевин Симонин из Университета штата Сан-Франциско в Калифорнии, США.

«Отвратительная тайна»

Сотни миллионов лет назад на Земле преобладали папоротники и хвойные деревья. Затем, около 150 миллионов лет назад, на сцене появились первые цветковые растения.

Они быстро распространились по всему миру, меняя ландшафт от приглушенно-зеленого до буйства ярких цветов.

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Покрытосеменные — самая разнообразная группа наземных растений, насчитывающая сотни тысяч известных видов

Причины невероятного успеха и разнообразия цветковых растений обсуждались веками.

Сам Чарльз Дарвин назвал это «отвратительной тайной», опасаясь, что этот очевидный внезапный скачок может бросить вызов его теории эволюции.

Симонин и его соавтор Адам Родди из Йельского университета задались вопросом, может ли быть важен размер генетического материала растения, или генома.

Биологи проанализировали данные, хранящиеся в Королевских ботанических садах Кью, о размере генома сотен растений, включая цветковые, голосеменные (группа растений, в которую входят хвойные деревья и гинкго) и папоротники.

«Убедительные доказательства»

Затем они сравнили размер генома с анатомическими особенностями, такими как обилие пор на листьях.

Это дает «убедительные доказательства», говорят они, что успех и быстрое распространение цветковых растений по всему миру сводится к «сокращению генома».

Уменьшая размер генома, содержащегося в ядре клетки, растения могут строить клетки меньшего размера.

В свою очередь, это позволяет увеличить поглощение углекислого газа и увеличение количества углерода в результате фотосинтеза — процесса, при котором растения используют световую энергию для превращения углекислого газа и воды в глюкозу и кислород.