Содержание
Голосеменные растения. Общая характеристика и значение в природе
Цели:
об историческом усложнении растений на основе
изучения особенностей размножения голосеменных,
их строения, разнообразия.
примере сосны, ели и других ценных хвойных
растений.
натуральными объектами, навык выполнения
биологического рисунка.
Оборудование: таблицы, рисунки, слайды о
разнообразии и размножении хвойных
голосеменных, гербарные экземпляры побегов и
шишек сосны, ели; оборудование для лабораторных
работ.
I. Домашнее задание. П. 42, завершить
лабораторную работу.
П. Актуальность
- Органы растения.
- Отделы растений.
- Характерные черты водорослей.
Представители. - Характерные черты мхов. Представители.
- Характерные черты папоротникообразных.
Представители.
Ш. Изучение нового матеериала
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы
растений – отдел голосеменные. Принципиальное
отличие растений этой группы от растений,
изученных нами ранее, состоит в способе
размножения.
Как происходит размножение папоротников,
мхов?
Посредством чего размножаются голосеменные?
(Семенами).
Возникновение семян – очень важный этап в
эволюции растений.
Слайды “Разнообразие голосеменных”.
Голосеменные появились на Земле примерно 370 млн
лет назад. Они оказались гораздо лучше
приспособлены к засушливым условиям, чем
папоротники. Для оплодотворения им не нужна вода.
Отдел голосеменных насчитывает около 700 видов.
Все современные голосеменные – это деревья и
кустарники, редко – лианы. Многие из них образуют
обширные леса и распространены почти на всех
материках. Травянистых форм среди голосеменных
нет.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Пользуясь текстом учебника (п.42), выпишите
основные признаки голосеменных.
Признаки растений отдела голосеменных.
- Размножение посредством семян.
- Не образуют плодов.
- Древесные растения или кустарники, иногда
стелющиеся формы. - Листья чаще игольчатые, слегка уплощенные или
чешуевидные. - Чаще всего вечнозеленые растения.
- Настоящие сосуды отсутствуют.
- Разнополые растения.
- Оплодотворение происходит без участия воды.
- Мужские гаметы – неподвижные спермии.
Свое название голосеменные получили благодаря
семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в
отличие от семян покрытосеменных растений не
защищены стенками плода.
Наличие семян является большим эволюционным
шагом, дающим этим растениям огромное преимущество
перед споровыми.
В чем заключается это преимущество?
(В отличие от спор в семенах имеется запас
питательных веществ, необходимых зародышу в
первое время его развития, пока у молодого
растения не сформируется корневая система. Кроме
того, внутри семени зародыш будущего растения
надежно защищен от неблагоприятных воздействий
окружающей среды. Все это значительно
увеличивает шансы молодого растения на
выживание).
Преимущество семян.
- В семенах имеется запас питательных веществ для
зародыша. - Внутри семени зародыш защищен.
Среди растений отдела голосенных много
древних видов и уже вымерших, но много и
современных. Наиболее знакомые и важные
представители этого отдела – класс хвойные.
Назовите хвойные растения.
Закрепление знаний и умений.
1. Какие растения называют голосеменными?
2. В чем состоит главное отличие голосеменных
растений от споровых?
3. Основные признаки голосеменных растений.
Лабораторная работа
Тема. “Изучение внешнего вида хвойных
растений”.
Цель: изучение внешнего вида побегов, шишек и
семян хвойных.
Оборудование: лупа ручная, побеги сосны и ели,
шишки сосны и ели, семена сосны и ели.
Ход работы
1. Рассмотрите внешний вид небольших веточек
(побегов) сосны и ели. Укажите их основные
отличия.
2. Изучите, как расположены хвоинки у этих
растений. Найдите укороченные боковые побеги
сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько их
на этих побегах?
3. Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, размер.
Зарисуйте хвоинки в их натуральную величину.
Отметьте особенности хвоинок.
4. Рассмотрите шишки сосны и ели. Укажите их
различия.
5. Найдите на чешуйках следы, оставшиеся от
семян.
8. Рассмотрите семена хвойных. Проверьте их
летучесть. Проследите, как падает вниз крылатое
семя.
1 вариант описывает сосну.
2 вариант — ель.
Сравнительная характеристика сосны и ели.
Основные признаки | Сосна обыкновенная | Ель обыкновенная |
Характер хвои | Хвоинки длинные, 3-5см в длину
расположены попарно на сильно укороченных побегах. | Хвоинки короткие (1,5-2 см),
расположены поодиночке, густо покрывают побеги. |
Шишки | Относительно округлые. | Более вытянутые. |
Закрепление.
Где образуются семена у голосеменных растений?
Почему отдел получил название “голосеменные”?
Плодоносить сосны начинают на 15-30 году жизни. На
верхушках молодых побегов сосны в конце весны –
начале лета можно увидеть небольшие красноватые
шишечки. Это молодые женские шишки. Шишки
представляют собой видоизменнный побег. У
шишки можно выделить стержень (или ось), на
которой расположены чешуи – видоизменные
листья. На верхней стороне каждой чешуи
расположено по два семязачатка, в каждом из
них образуется яйцеклетка.
Мужские шишки более мелкие, всего 1-2 см в
длину, желтоватые, собраны в небольшие тесные группы.
Мужские шишки расположены ниже женских на
тех же или на других ветках. На нижней стороне
чешуек шишки расположено по 2 пыльцевых мешочка,
в которых созревает пыльца, из которой
образуются спермии. Спермии у сосны –
неподвижные клетки, без жгутиков. Каждая пылинка
сосны имеет по два небольших пузырька,
наполненных воздухом. Благодаря наличию этих
пузырьков пыльца очень легкая и легко
переносится ветром.
В чем биологический смысл расположения мужских
шишек ниже, чем женских? (Приспособление к
перекрестному опылению).
Пыльца разносится ветром и попадает на
семязачатки, голо лежащие на чешуйках женских
шишек. После опыления чешуйки смыкаются и
склеиваются смолой: начинается подготовка к
оплодотворению. Лишь через 13 месяцев после
опыления происходит оплодотворение. Шишки и
семена сосны созревают на второй год после
опыления.
Слайд цикл развития сосны (Приложение)
После оплодотворения из зиготы развивается
зародыш и формируются семена сосны. Через 1,5 года
шишка сосны высыхает, трескается и семена
высыпаются.
Семена голосеменных растений распространяются
животными или ветром. Семена
многих имеют особое пленчатое крылышко,
способствующее перемещению их при помощи ветра.
При попадании семян в благоприятные условия
они прорастают и дают начало новому организму.
Закрепление знаний и умений.
- В чем заключается отличие семян голосеменных
растений от семян покрытосеменных? - Каково строение женской и мужской шишек сосны?
- Чем отличается строение женской шишки от
мужской? - Какую особенность строения имеет пылинка сосны?
- Как происходит опыление и оплодотворение у
сосны? - Какими способами распространяются семена
сосны? - В чем состоит эволюционное преимущество
семенных растений перед споровыми?
Значение голосеменных растений
- Использование древесины в строительстве и как
поделочный материал. - Получение бумаги (древесина ели).
- Сырье для промышленности (получение спирта,
пластмасс, лаков). - Производство искусственных тканей
(искусственный шелк из древесины сосны). - Получение витаминов (витамин С, каротин).
- Получение пищевого масла из семян кедровой
сосны и использование ее семян в пищу. - Изготовление мебели, музыкальных инструментов.
- Получение смолы и ее производных: скипидара,
канифоли. - Использование для закрепления почв и
прекращения эрозии (сосна). - Озеленение дворов и улиц.
- Декоративное значение.
Знакомство с некоторыми представителями
хвойных.
(Это интересно – сообщения учащихся)
IV. Выводы
- Голосеменные – в основном древесные растения,
реже кустарники. - Размножаются с помощью семян, которые
развиваются в семязачатках, лежащих открыто на
чешуях женских шишек. - Оплодотворение происходит без помощи воды.
- Мужские гаметы – неподвижные спермии.
Открытый урок-путешествие по теме «Голосеменные растения»
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по
станциям:
- Станция: Историческая
- Станция: Географическая
- Станция: Исследовательская
- Станция: Промышленная
- Станция: Экологическая
Цель: познакомиться с местообитанием,
строением, размножением, значением голосеменных
растений.
Ход урока
Всем известна детская загадка:
Зимой и летом одним цветом? (ель),(можно назвать
и сосну, и кедр..)
Что летом и зимой в рубашке одной? (ель, сосна)
Эти растения относятся к отделу голосеменных
растений, характеризуются тем, что образуют
семена, как и покрытосеменные растения.
Голосеменными эти растения называют потому,
что их семена развиваются не в плодах как у
покрытосеменных растений, а лежат открыто (голо)
на поверхностях чешуй шишек. Наиболее знакомые,
важные и многочисленные голосеменные– это
хвойные растения.
1. Станция: Историческая
Сообщение: Когда появились на Земле хвойные
растения.
2. Станция: Географическая
(Где можно встретить хвойные растения сейчас)
Сообщение:
Хвойные леса называют Тайгой, которые
распространены к югу от тундры. Эти леса идут
непрерывной и широкой полосой от западных границ
России до Восточной Сибири, занимая большую
часть лесной зоны. Тайга протянулась с запада на
восток более чем на 7000км.
Почвы под таежными лесами относительно бедны
питательными веществами, чем почвы под
широколиственными лесами, тем более степями.
В разных районах страны внешний облик тайги не
одинаков, различны и образующие ее деревья.
Многим жителям европейской части России знаком
тенистый еловый лес, в котором всегда царит
полумрак. Это пример темнохвойной тайги.
Тот кто живет в восточной Сибири, хорошо знает
лиственничный лес – светлый, полный солнца. Это-
светлохвойная тайга. В европейской части страны
тайга образована по большей части елью и сосной,
хотя на крайнем северо-востоке можно встретить и
некоторые другие хвойные деревья. Сибирская
тайга преимущественно лиственничная, однако
известную роль здесь играют и такие хвойные
деревья, как сибирская сосна (кедр), сибирская
пихта, обыкновенная сосна, сибирская ель.
Учитель: Какие хвойные деревья растут в
Сибири? Какое дерево самое распространенное в
России?
Сообщение: Лиственница
Сообщение: Сибирская сосна, сосна обыкновенная
Сообщение: Ель, пихта
Учитель: Теперь вы имеете представление о
некоторых голосеменных растениях. А сейчас мы
отправимся на следующую станцию и проведем
исследование сосны обыкновенной и ели сибирской.
3. Станция: Исследовательская
Лабораторная работа
Тема: Строение голосеменных растений сосны и
ели.
Цель: изучить внешний вид побегов и шишек сосны
и ели..
Ход работы
- Рассмотрите внешнее строение побега сосны.
Определите размер хвоинок, как они располагаются
на побеге. - Рассмотрите внешнее строение шишки сосны. Какую
форму она имеет? - Зарисуйте внешнее строение побега и шишки
сосны. - Рассмотрите внешнее строение побега ели.
Определить размер хвоинок, как они располагаются
на побеге - Рассмотрите внешнее строение шишки ели. Какую
форму она имеет. - Зарисуйте внешнее строение побега и шишки ели.
- Сделайте вывод о чертах сходства и различия
сосны и ели.
(сходство: хвоинки, семена лежат открыто;
различие: длина хвоинок, размер и плотность
шишек)
Учитель: Еще вы увидели, как лежат семена на
чешуйках шишек. А как же семена образуются?
( работа с таблицей)
Учитель: В чем преимущество семенных
растений перед споровыми? (не нужна вода для
оплодотворения, оплодотворение внутри
семязачатка, где развивается зародыш, семя имеет
запас питательных веществ, емя более надежный
орган размножения и расселения.)
Следующая станция Промышленная
4. Станция: Промышленная
Игра- викторина “Хвойные растения”
Я читаю описание хвойных растений, их
применение. Попробуйте выяснить, какому растению
соответствует данное описание.
- Это растение растет на разнообразных почвах, но
предпочитает пески. На укороченных побегах по 2
хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивое
растение. Дает хорошую строевую и поделочную
древесину; из смолы получают скипидар, канифоль
(сосна обыкновенная) - Самое высокое дерево из распространенных в
России хвойных растений – достигает 70 м.
Укороченных побегов нет. Хвоя одиночная плоская.
Образуют темнохвойные леса на обширной
территории Сибири. Древесина используется в
производстве бумаги, из коры добывают ценный
бальзам. (пихта сибирская) - Крупное дерево высотой до 50 м с пирамидальной
кроной. Укороченных побегов нет. Одиночные
побеги обычно четырехгранные. Дерево
теневыносливо. Дает ценную строевую древесину.
(ель обыкновенная) - Светолюбивое дерево, образующее светлые леса.
Древесина твердая, смолистая долговечная,
используется в строительстве. На укороченных
побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму
сбрасываемой. (лиственница сибирская) - Высокое дерево, образующее леса на обширной
территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.
На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Дает
ценную древесину и крупные съедобные семена,
называемые орешками, из которых добывают ценное
масло.
Учитель: Где используются хвойные растения?
(В строительстве, как поделочный материл,
получают бумагу (ель), искусственный шелк из
древесины сосны, изготовляют мебель, музыкальные
инструменты, защитные лесополосы, озеленение
дворов и улиц.
5. Станция: Экологическая
(Какую же экологическую роль играют хвойные
растения на Земле?)
Голосеменные растения, как и все зеленые
растения Земли, участвую в процессе фотосинтеза,
поглощают углекислый газ и обогащают воздух
кислородом. Кроме того , хвойные леса сохраняют
влагу, препятствуют разрушению почв. Хвойные
растения выделяют в воздух фитонциды – особые
биологически активные вещества, уничтожающие
или препятствующие размножению микробов.
Учитель: подводится итог урока. На этом наше
путешествие закончено.
Голосеменных характеризуются ______________.А. Крылатые семена Б. Голые семена C. Множественные сперматозоиды D. Зрелые сперматозоиды
Ответить
Проверено
168,9 тыс.+ просмотров
Подсказка: Голосеменные растения также известны как Acro Gymnospermae. Это группа семенных растений. Характеристики голосеменных, которые также известны благодаря своему названию, возникают из-за незакрытых условий их семян.
Готово Пошаговое решение:
Вариант A Крылатые семена : Крылатые семена — это семена с подобными отростками, окружающими семя. Все они отходят от одного конца семени, облегчая рассеивание ветром. Для голосеменных не характерны крылатые семена.
Следовательно, вариант А неверен
Вариант Б Семена голые : Голосеменные характеризуются голыми семенами. Acronis — типичные семена голосеменных, характеризующиеся твердой оболочкой. Голосеменные также относятся к
Следовательно, вариант Б верен
Вариант C Несколько сперматозоидов : Яйцеклетка, оплодотворенная более чем одним сперматозоидом, известна как полиспермия. Множественные сперматозоиды содержат более одного спермия. Это может произойти из-за того, что они слишком эффективно достигают яиц и оплодотворяют их. Для голосеменных не характерно наличие нескольких сперматозоидов.
Следовательно, вариант C неверен.
Вариант D Зрелые сперматозоиды : Созревание сперматозоидов в яичках, особенно в семявыносящих канальцах. Зрелый сперматозоид имеет головку, содержащую генетический материал. Зрелая сперматозоид называется сперматозоидом. Чтобы незрелая сперма стала зрелой, требуется \[74\]дня. Для голосеменных не характерны зрелые сперматозоиды.
Следовательно, вариант D неверен.
Таким образом, правильный ответ — «Вариант Б с голыми семенами».
Примечание: Голосеменные характеризуются голыми семенами. Голосеменные – семенные растения. Это отсутствие сочетания специализированных характеристик цветковых растений. Слово голосеменные означает голые семена. Голосеменные – все бесплодные семенные растения. Они состоят из разнородных групп. Для растений характерно образование голых семян. Голосеменные – древнейшие эволюционировавшие формы растительной жизни. Существует около \[200\]видов растений, идентифицированных как голосеменные.
Недавно обновленные страницы
Большинство эубактериальных антибиотиков получены из биологии ризобия класса 12 NEET_UG
Биоинсектициды саламин были извлечены из класса 12 Biology NEET_UG
Какое из следующих утверждений, касающихся Baculovirusses, NEET_UG
. Какое из следующих утверждений, касающихся Baculoviruses, NEET_UG
. муниципальные канализационные трубы не должны быть непосредственно 12 класса биологии NEET_UG
Очистка сточных вод выполняется микробами A B Удобрения 12 класса биологии NEET_UG
Иммобилизация фермента – это конверсия активного фермента класса 12 биологии NEET_UG
Большинство эубактериальных антибиотиков получают из биологического класса Rhizobium 12 NEET_UG
Саламиновые биоинсектициды были извлечены из биологического класса А 12 NEET_UG
12 класс биологии NEET_UG
Канализационные или городские канализационные трубы не должны быть напрямую 12 класс биологии NEET_UG
Очистка сточных вод выполняется микробами A B Удобрения 12 класс биологии NEET_UG
Иммобилизация фермента — это преобразование активного фермента класса 12 в биологии NEET_UG
Тенденции сомнения
Анатомия всего растения
Анатомия всего растения
Сосудистый Морфология растений | |
Введение: Голосеменные: Покрытосеменные: Назад | Введение : Голосеменные : покрытосеменные : |
Двудольные: Двудольные могут быть травянистыми или древесными растениями. Сосудистые пучки в их ножках располагаются кольцом вокруг небольшая сердцевина. Сосудистый камбий образует вторичную ксилему по направлению к внутренней части стебля и вторичной флоэме снаружи корень. Листья двудольных имеют сетчатое сетчатое жилкование, которое могут быть как пальчатыми, так и перистыми. |