Есть ли у растений душа: «У растений есть душа?» — Яндекс Кью

Есть ли у дерева душа?

Подобрка материалов из Сети, показывающих, что растительный мир не менее живой и одушевлённый, чем животный. Они любят, чувствуют, боятся, помнят, понимают… В каждом из них живет душа (сущность), ну или они хотя бы мыслят.

Дело происходило в окрестностях Нижнего Тагила в начале 90-х. Рубили просеку. В бригаде лесорубов оказался один некурящий субъект, да еще и с пытливым умом. Во время перекуров он, чтобы скоротать время, придумал себе «забаву» – считать годовые кольца на спиленных деревьях.

Считал и дивился – этому дереву аж 80 лет, этому – и того больше. Потом обратил внимание, что у всех деревьев периодически обнаруживаются какие-то ущербные кольца. И цвет у них нездоровый, и они не такие широкие и ровные. Но у всех есть явно выраженная «болезнь» – это 5-6 таких колец, идущих одно за другим. Лесоруб озадачился и решил высчитать, в какие года «болело» дерево. Результат его ошеломил!

Оказалось, что на всех деревьях время «болезни» приходится на 1941-1945 годы.

Получается, что деревья чувствовали, что творится что-то ужасное, вместе с народом страдали от тягот войны.

На соломоновых островах, когда местные жители хотят очистить участок леса под свои поля, они не вырубают деревья, они просто собираются там всем племенем и ругаются на них.

Через несколько дней деревья начинают увядать. Медленно, но верно. И в конечном итоге… умирают.

 

Эксперименты, проведенные биологами, дают удивительный результат: растения способны видеть, ощущать вкус, обонять, осязать и слышать. Более того, они могут общаться, страдать, воспринимать ненависть и любовь, помнить и думать. Одним словом, они имеют сознание и чувства. Подробно о тайной жизни растений я уже писал.

Содержание

  1. Они не равнодушны
  2. Им страшно
  3. Они понимают
  4. Они помнят
  5. Они соображают
  6. Они передают сигналы
  7. Они любят
  8. В каждом из них живет душа (сущность)

Они не равнодушны

В разных странах полиция уже не один десяток лет использует детектор лжи. И однажды американскому специалисту в этой области Клайву Бакстеру пришла в голову безумная мысль присоединить его датчики к листьям растения — оконного цветка в лаборатории, чтобы проверить кое-что.

Самописец долго был неподвижен, цветок молчал. Так продолжалось, пока однажды рядом с этим цветком, филодендроном, кто-то не разбил яйцо. В то же мгновенье самописец дернулся и вычертил пик. Растение реагировало на гибель живого: когда сотрудники лаборатории стали готовить обед и опустили в кипящую воду креветок, самописец снова отреагировал самым активным образом. Чтобы проверить, не случайность ли это, креветок стали опускать в кипяток через паузы. И всякий раз самописец выводил резкий пик.

Так же безошибочно и мгновенно растение реагирует, если что-то случается с человеком. Особенно, если человек этот «небезразличен» ему — ухаживает за растением, поливает его. Когда тот же Бакстер порезался и прижег рану йодом, самописец тут же дернулся и пришел в движение.

Им страшно

В ходе эксперимента английского биолога Л. Уотсона один из сотрудников лаборатории ежедневно поливал цветок герани, взрыхлял землю, протирал листочки. Другой же, наоборот, с угрюмым видом причинял цветку всяческий вред: ломал ветки, колол иголкой листья, жег их огнем. Присутствие «благодетеля» самописец отмечал всегда ровной прямой линией. Но стоило в комнату войти «злодею», как герань тут же опознавала его: самописец тотчас начинал вычерчивать резкие пики. Если же в комнату в этот момент входил «благодетель», пики сразу сменялись прямой линией, тревога уходила: ведь он мог защитить от «злодея»!

 

Они понимают

Многократно доказано, что растения способны воспринимать обращенные к ним слова. Еще в прошлом веке известный американский ботаник Л. Бурбанк, создавая новый сорт, просто подолгу беседовал с растением. Например, чтобы создать сорт неколючего кактуса, он много раз повторял побегам: «Колючки вам не нужны, бояться вам нечего. Я защищу вас.» Это было единственным его методом.

Можно не верить этому, считать это чудом, но сорт, известный до того своими шипами, стал расти без шипов и передал это свойство потомству. Тем же методом Бурбанк вывел новый сорт картофеля, скороспелые сливы, разные виды цветов, плодовых деревьев, многие из которых носят его имя и по сей день… И всего этого он добивался, просто разговаривая с побегами, запросто общаясь с ними как с существами сознательными и разумными. Факт этот кто-то может считать фантастичным, но от этого он не перестает быть Фактом.

 

Они помнят

В том, что растения обладают памятью, убедились биологи университета в Клермонте (Франция), проведя опыт, который при желании может повторить каждый. Когда из земли появился росток с первыми двумя листочками, расположенными симметрично, один листок несколько раз надкололи иголкой. Растению как бы давали понять — в той стороне, откуда пришли уколы, есть для него нечто плохое, таится опасность. Сразу после этого (через несколько минут) оба листка удаляли. Теперь у растения не оставалось травмированной ткани, которая напоминала бы ему, с какой стороны совершено нападение-вмешательство. Побег продолжал расти, пускал новые листья, ветки, бутоны. Но при этом соблюдалась странная ассиметрия: сам его ствол и вся листва были устремлены прочь от той стороны, откуда когда-то были нанесены уколы. Даже цветы распускались на другой, «безопасной» стороне. Спустя многие месяцы цветок явно помнил, что произошло, и с какой стороны пришло то зло…

 

Они соображают

Еще в 1959 г. в «Докладах Академии Наук СССР» была опубликована статья В.Карманова с прозаическим названием «Использование автоматики и кибернетики в сельском хозяйстве». В статье рассказывалось об опытах в лаборатории биокибернетики Института Агрофизики АН СССР. В институтской теплице были установлены чувствительные приборы, которые отмечали при пересыхании почвы, что побеги фасоли, что там росли, начинали издавать импульсы в диапазоне низких частот.

Эту связь исследователи попытались закрепить. Как только приборы воспринимали такой сигнал, специальное устройство тут же включало полив. Судя по результатам, благодаря этому у растений выработался своего рода условный рефлекс. Как только им требовался полив, они немедленно подавали сигнал. Мало того, растения вскоре без участия человека разработали для себя режим полива. Вместо обильного разового полива они выбрали самый оптимальный для себя вариант и включали воду каждый час минуты на две.

Помните об экспериментах с условными рефлексами, которые проводил академик Павлов? Биологи Алма-Атинского университета провели аналогичный эксперимент с растением. Через стебель филодендрона они пропускали электрический ток. Датчики показывали, что он реагировал на это весьма активно. Можно предположить, что это ему не нравилось. При этом, включая ток, рядом с цветком на одно и то же место всякий раз клали камень. Один и тот же. Это было повторено многократно. На какой-то раз оказалось достаточно просто положить камень — и филодендрон реагировал на это так же, как если бы ему был дан очередной электрический шок. У растения выработалась устойчивая ассоциация: камень, положенный рядом, и удар тока, иными словами: «условный рефлекс»! Между прочим, Павлов считал условный рефлекс исключительно функцией высшей нервной деятельности…

Учеными был проведен следующий эксперимент: большое ореховое дерево нещадно лупили по ветвям палкой, и после лабораторных анализов выяснилось, что в листве орешника во время «экзекуции» буквально в считанные минуты резко возрос процент танина — вещества, которое губительно действует на вредителей. К тому же его листья становятся несъедобными и для животных! И при этом (фантастика, да и только!) стоявший неподалеку дуб, который никто не трогал, как бы приняв сигналы от побитого дерева, также резко увеличил содержание танина в своей листве!

Многочисленные эксперименты английских биологов также доказали, что деревья каким-то непостижимым образом умеют подавать друг другу сигналы и принимать их! Например, в саванне растительность расположена негусто, на значительном расстоянии друг от друга. И когда антилопы подходят к какому-нибудь дереву или кустарнику, чтобы полакомиться его листвой, соседние растения тут же получают сигнал о «нападении». Их листья, выделив особые вещества, становятся несъедобными, и такого рода сигнал об опасности распространяется молниеносно на довольно большой радиус. Если антилопам не удается выйти из этой «зоны», случается, что среди зеленеющих деревьев и кустарников целые стада животных умирают от голода…

Ученые были поражены, когда исследования подтвердили факт передачи деревьями друг другу сигнала тревоги на огромное расстояние. И коль скоро они действительно могут оповещать друг друга об опасности и реагировать на такого рода сигнал, то тогда они биологически мало чем отличаются от представителей животного мира. Единственное «но», которое мешает исследователям признать зеленый мир планеты разумным существом, это то, что деревья не могут передвигаться.

Они любят

А еще рассказывают, что в одной лаборатории, изучающей свойства растений, ухаживала за ними красавица-лаборантка. И вскоре сотрудники лаборатории поняли, что один из испытуемых — великолепный фикус — «влюбился» в девушку. Стоило ей войти в комнату, как цветок переживал всплеск эмоций — на мониторах это выглядело как динамичная синусоида ярко-красного цвета.

Когда же лаборантка поливала цветок или протирала его листья от пыли, синусоида трепетала от счастья. Однажды девушка позволила себе безответственно пофлиртовать с коллегой, и фикус начал… ревновать. Да с такой силой, что приборы зашкаливали. И сплошная черная полоса на мониторе указывала, в какую черную яму отчаяния погрузилось влюбленное растение.

В каждом из них живет душа (сущность)

Еще в древности люди заметили, что каждое растение имеет сознание и душу, так же, как человек и животные. Об этом есть записи в многочисленных старинных хрониках. При этом древние авторы ссылаются на еще более древние свидетельства и тексты. О том, что у растений есть душа, можно прочесть и в апокрифической «Книге тайн Еноха».

Многие народы в древности также верили, что в деревьях может жить и человеческая душа: до его воплощения или после смерти.

Считается, что душа Будды до того, как воплотиться в нем, провела в разных деревьях 23 жизни!

После всего вышеперечисленного, кто еще может усомниться в правоте древних, считавших, что все сущее на Земле — живое?

И травы, и деревья, и насекомые, и животные — все это единый, большой и взаимозависимый организм. Когда вонзается топор в дерево — больно всем. Возможно, сигналы других деревьев помогают пострадавшей белой березе залечить одну рану. Но когда ран много, а иммунитет ослаблен, и врагов вокруг не счесть? Не отравят ли насмерть забывшего про гуманизм и сострадание человека те, чьими соками он так привык поддерживать свою жизнь?

Так что, поджигая траву, вымораживая цветок в горшке, ломая стебли или обрывая листья, знайте, что растения все это чувствуют и запоминают!

 

***

Растения очень сильно отличаются от животных организмов, но это не означает, что они не в состоянии иметь сознание. Просто их «нервная система» совершенно не такая, как у животных организмов. Но, тем не менее, они имеют свои «нервы» и реагируют, посредством их, на происходящее вокруг них и с ними. Растения боятся смерти так же, как и любое другое живое существо. Они чувствуют всё: когда их срубают, обрезают или ломают ветки, когда даже рвут или едят их листья, цветы и т. д.

Ещё в начале своего изучения природы я произвёл один эксперимент, результаты которого меня просто потрясли. Я взял спичку и слегка прижёг один лист дерева и каково было моё удивление, когда на это, казалось бы, столь незначительное действие всё дерево отреагировало болью! Дерево чувствовало то, что я прижигал один листик и ему это явно не нравилось. На это моё, казалось бы, столь «невинное» действие, дерево мобилизовало свои силы, ожидая от меня других, не столь приятных, сюрпризов и подготовилось встречать всё, что уготовила ему судьба во всеоружии.

Оно быстро изменило своё пси-поле, готовясь нанести своему врагу ответный удар сгустком своего поля. Это – единственное оружие (не считая выделения растительных ядов, шипов и иголок) которым располагают растения.

Нанесение деревом или любым другим растением, ответного полевого удара, может быть, и не проявляется сразу же, но, тем не менее, приводит в повреждениям на уровне сущности нападающего, что позже проявится в ослаблении организма и даже болезнях. Каждый защищается, как может, никто (в том числе и растения) не хочет стать чьим-то завтраком, обедом или ужином… После такой необычной реакции дерева на прижигание одного листика, я удалился от пострадавшего дерева, и оно, практически мгновенно, вернулось к обычному состоянию.

Я попросил других приблизиться к этому же дереву, не делая ему ничего плохого. Дерево не изменило своего состояния, но, стоило только мне приблизиться к этому дереву уже без всяких спичек, как оно немедленно среагировало на моё приближение, заранее готовясь к возможным «пакостям» с моей стороны. Дерево запомнило, что именно я причинил ему вред и, на всякий случай, приготовилось к другим возможным проблемам с моей стороны.

Не правда ли, любопытно, растение – дерево в состоянии отличать пси-поля отдельных людей и запоминать тех, кто причинил вред. Растения не имеют глаз, ушей и других, привычных для нас органов чувств, но они имеют свои собственные органы чувств на уровне полей. Они «видят», «слышат» и «общаются» на полевом уровне, общаются между собой телепатически и имеют своё, пусть и сильно отличающееся от привычного нам, сознание!!! Они чувствуют боль и не хотят умирать так же, как и любое другое живое существо, но не могут кричать от боли в привычном для нас понимании, как это делают животные. У них просто нет лёгких, чтобы создать привычные для нас звуки, но, означает ли, что они не испытывают чувств и эмоций – конечно же нет. Просто их эмоции, чувства, мысли выражаются по-другому, нежели у животных, включая и человека.

Как-то сложилось весьма ущербное и в корне неправильное мнение, что, к примеру, мясо животных, рыбу и т.д., потреблять в пищу плохо из-за того, что необходимо убивать животных. А вот, растительная пища – «создана Богом» и она – «невинна». Якобы, растения созданы для того, чтобы насыщать всех! Поедание растений ничем не отличается от поедания животных. И в одном, и в другом случае – берётся чья-то жизнь, чтобы продлить жизнь другого.

Плоды и овощи также не «созданы» для того, чтобы насыщать чьи-то желудки, за исключением тех случаев, когда семена новой жизни растений – их дети – спрятаны в жёстких чешуйках, которые спасают от их переваривания. Да и в этих случаях, сочная плоть плодов и овощей вокруг семян предназначена природой, как питательная среда, для будущих ростков. Но, тем не менее, твёрдые оболочки семян покрытосеменных растений спасают их от переваривания в желудках и, после «освобождения из плена», сопутствующие этому «освобождению» органические и неорганические вещества, всё-таки позволяют и семенам дать начало новой жизни.

Всё дело в том, что к каждому семечку «прикреплена» сущность взрослого растения данного вида и после того, как это семечко прорастает, растущий растительный организм просто «заполняет» собой эту форму-сущность. Просто «заполняет» собой форму-сущность данного растения при своём росте. Сущность растения является той матрицей, которая определяет размеры взрослого растения. Исследования электрических потенциалов вокруг семян растений дали феноменальные результаты. После обработки данных, учёные с удивлением обнаружили, что в трёхмерной проекции, данные замеров вокруг семечка лютика образуют собой форму взрослого растения лютика. Семечко ещё не легло в благодатную почву, ещё даже не «проклюнулось», а форма взрослого растения уже тут, как тут. И вновь, мы сталкиваемся с Его Величеством Случаем. Если бы на месте семечка лютика оказался бы кедровый орешек или семечко яблони, наврядли учёным удалось бы «увидеть» сущность этих растений и не потому, что их там нет, а по одной простой причине – размеры взрослых растения и кедра, и яблони настолько велики, что никто бы просто не сообразил произвести замеры электрических потенциалов на таких расстояниях от семян, особенно – на такой высоте.+

Благодаря случаю, под рукой у исследователя оказалось семечко лютика, взрослое растение которого – маленькое. И только благодаря этому, удалось увидеть чудо – сущность взрослого растения прикреплённую к семечку… Таким образом, сущность взрослого растения прикреплена к каждой семечке, каждому зёрнышку или орешку. Поэтому, когда эти семена прорастают, молодые побеги начинают расти, формируясь по образу и подобию сущности, постепенно заполняя её. К моменту формирования взрослого растения, размеры молодого растения и размеры сущности совпадают или близки друг к другу.

(via)

При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.


Если вам понравился статья и блог, подписывайтесь в социальных сетях на новые статьи:

Поддержите проект, сделай репост записи!

есть ли у животных душа? — блог издательства ✍ «Никея»

Есть ли у них душа и куда они попадают после смерти? Что говорит об этом Библия и святые отцы? Кто из животных равен человеку? И почему нужно любить «братьев наших меньших»? Разбираемся вместе с диаконом Ильей Кокиным в его новой книге «Страх возводит стены, любовь строит мосты».

#BOOK_WITH_PHOTO#


По мысли святого Максима Исповедника, человек должен был превратить весь мир в один большой райский сад. Вот еще одно важное противопоставление — человек и мир природы. 


Кто мы друг другу? Стоит ли человек особняком по отношению к другим обитателям земли, или между нами и животными гораздо больше общего, чем мы привыкли думать? Вы спросите, как это связано с темой любви? Все просто: если животные, растения и все прочее на земле — это лишь вещи, умеющие ходить, мурлыкать, распускаться красивыми цветами, но все же вещи, то тогда их не нужно любить, ими можно пользоваться. 


В таком случае мы не «твари дрожащие, мы право имеем». Но если у всего этого есть душа и чувства, тогда окружающий мир достоин нашей любви.


Конечно, поначалу люди не считали себя какими-то особенными, наоборот, человек ощущал свою глубокую родственную связь с окружающим миром, отдельные животные и растения почитались как тотемические предки человека. Более того, на раннем этапе истории наблюдается религиозное поклонение животным, их буквально нечеловеческой силе.


Но вот наступает так называемое «осевое время» (VIII–II вв. до Р. Х.), на земле нарождается философия. Физическая сила, в которой человек явно уступает многим животным, перестает почитаться, в цене резко поднимается разум. Все, что ассоциируется с животным миром, начинает восприниматься как нечто грубое и низменное. Потом еще проходят века, и среди ученых все больше становится тех, кто верит, что человек не какое-то «особое творение Божие», а всего лишь потомок обезьян.


Впрочем, любая гипотеза должна подкрепляться экспериментально. И вот в начале ХХ века возникла идея научить обезьян человеческой речи. С точки зрения эволюционистов, затея вполне разумная — немного подтянуть предпоследнюю ступень эволюции к последней. Однако эти попытки потерпели неудачу, речевой аппарат обезьян оказался не приспособленным к членораздельной речи. Но ученые не сдавались, и в 60-е американским антропологам Аллену и Беатрис Гарднер пришла в голову потрясающая мысль — научить обезьян языку жестов (в дальнейшем подобные эксперименты проходили в разных странах мира). И вот здесь ученых ждал настоящий успех — обезьяны осваивали человеческую речь


Первой такой обезьяной стала шимпанзе Уошо, за свою жизнь она усвоила около 350 слов, а с таким словарным запасом вполне уже можно общаться, что, собственно, и наблюдалось. В тех случаях, когда в эксперименте участвовала группа обезьян, ученые с удивлением наблюдали, что они общаются между собой на языке жестов и сами обучают этому языку своих детей.




Шимпанзе Уошо и Беатрис Гарднер


Но и это еще не все. Некоторые обезьяны показывали результаты, которых ученые от них никак не ожидали, — они придумывали новые слова, то есть обнаружили способность к творчеству. Например, та же Уошо сама придумала жест, обозначающий слово «прятать», а шимпанзе Люси придумала несколько слов, комбинируя уже известные ей слова. Так, для обозначения арбуза она соединила вместе два слова: «пить» и «фрукт» (получилось «пить-фрукт»), а цитрусовые она стала называть «запах-фрукт».


Самым же удивительным было то, что в некоторых случаях обезьяны демонстрировали способность к абстрактному мышлению, а эта способность появляется у человека лишь к подростковому возрасту.


Все та же Уошо однажды обиделась на смотрителя, она просила у него воды, но смотритель не стал исполнять просьбу обезьяны (ох уж этот человеческий снобизм!). Тогда Уошо назвала его «Грязный Джек». Что тут удивительного? А то, что прежде обезьяна знала лишь буквальное значение этого слова — «испачканный», но она каким-то образом поняла (?!), что этим словом можно обидеть человека. Что она и сделала.


Еще более впечатляющих результатов достигла американская горилла по кличке Коко. Ученые утверждают, что она знала более 1000 слов и понимает около 2000. Эта обезьяна удивила ученых своим чувством юмора. Однажды Коко заявила, что она «хорошая птичка» и умеет летать, а потом призналась, что это была шутка. Горилла оказалась более изобретательной и в обзывательствах. Когда горилла Майкл оторвал ногу у ее тряпичной куклы, он тут же узнал о себе от Коко, что он «грязный плохой туалет».




Горилла Коко и ее котенок


Конечно же, все эти примеры не лишают человека звания «Самого умного», ведь обезьяны никогда не напишут стихов и не изобретут новый вид транспорта. Да, мы по-прежнему самые умные, но все-таки не единственные разумные существа на земле. Граница между нами и животными оказалась намного тоньше, чем мы думали.


А что обо всем этом говорит Библия? Справедливости ради скажем, что человек в Библии превознесен над прочими созданиями. Единственный, о ком Писание говорит как об образе Божием, — это человек. Да, Адам не нашел среди животных никого равного себе, хотя бы просто кого-нибудь, с кем можно было бы поговорить (Адам не догадался поговорить с обезьянами на языке жестов). Нередко христианские авторы, вслед за античными философами, отказывали животным не только в разуме, но и вообще в наличии души. Отсюда установка подавлять и даже «умерщвлять» в себе все животное, неразумное.




Фреска: Адам дает имена животным


Наша цель не убить в себе животное, а приручить его, раскрыть его потенциал. Если покопаться в христианской литературе, можно найти одно стройное объяснение природы наших взаимоотношений с окружающим миром. Честно говоря, святых не очень интересовал этот вопрос. Они много рассуждали о Боге, еще больше — о человеке, но не так уж много о мире, который сотворил Бог и в котором обитает человек. Так вот одним из таких немногих исключений является рассуждение святого Феофана Затворника — примечательно, что пишет он об этом не в одной из своих книг, а в частном письме.


Святитель предлагает своему собеседнику учение о мировой душе. Весь мир одушевлен, утверждает святой. Душа есть у человека и у животных (животная душа), душа есть у растений (растительная душа), даже у камней есть душа (химическая душа). Ведь кажется, что камень — это кусок мертвой материи, но это вовсе не так, если проникнуть в его природу, выяснится, что в нем осуществляются миллионы, миллиарды атомных взаимодействий — там жизни больше, чем в метро в час пик!


Так вот, возьмем, к примеру, какую-нибудь гориллу. По рассуждению святителя Феофана, души всех горилл восходят к общей душе (и после смерти возвращаются туда), а родовые души горилл, макак, шимпанзе и прочих восходят к общей обезьяньей душе и так все выше и выше, а венец всей этой конструкции, собственно, мировая душа. Это значит, что нас соединяют с окружающим миром миллионы невидимых нитей, мы не можем противопоставлять себя миру животных, растений и даже камней, потому что мы — одно целое.


Человек должен относиться к миру не как к чему-то внешнему, чужеродному, а как рыба относится к воде или водорослям в своем аквариуме — это среда нашего обитания, она неотрывна от нас, она пронизывает нас насквозь, входит в нашу кровь и плоть, она — наше продолжение, а мы — ее продолжение. Мир живой, он одушевлен, но мы относимся к миру утилитарно, как к бездушной вещи, от которой нужно взять по максимуму, а если мир чего-то не желает отдать по-хорошему, можно взять и по-плохому. Как говорил Иван Мичурин, «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».


Однажды мой сын серьезно поссорился с матерью. Я попытался их помирить и в какой-то момент сказал ему вот что: пойми, ты состоишь из двух половинок, в тебе одна половинка от меня, а другая половинка от мамы. Если ты злишься и рвешь отношения с одним из нас, ты отрицаешь, перестаешь понимать одну из половин собственной души, ты как бы обесточиваешь эту часть, лишаешь ее внутренней силы.



Из книги диакона Ильи Кокина «Страх возводит стены, любовь строит мосты».

Есть ли у растений душа? (Нейробиология растений) « Проект Августин

Есть ли у растений душа?

 

За последние два месяца я посетил две конференции в Нью-Йоркском университете; один на «Измерение пограничных состояний сознания» и совсем недавно «Одиннадцатая ежегодная конференция по проблемам современной философии: животные» и был представлен миру нейробиологии растений .

 

Это очень новая область науки, и сначала я подумал, что это просто еще одна форма лженауки, которой занимались чокнутые ученые с кучей свободного времени, но это серьезная работа, которой занимаются ученые в настоящее время. .

 

Когда мы смотрим на растение, мы знаем, что это живое существо, поскольку оно растет, поглощает воду и солнечный свет, проходит через процессы фотосинтеза для создания энергии, выделяет кислород, а затем умирает. И, конечно же, есть такие плотоядные растения, как Венерина мухоловка, которая питается насекомыми.

 

Мы почти никогда не думаем о растениях, обладающих сознанием или интенциональностью.

 

На философской конференции Нью-Йоркского университета профессор Кристин Эндрюс из Йоркского университета выступила с докладом на тему «Многоклеточность и психизм» и показала замечательный видеоклип о растениях в движении и «искании» объектов или целей.

 

 

(Клип связан со статьей The New Yorker , опубликованной в прошлом году.)

 

Весьма примечательно, должен сказать.

 

В новом выпуске New Scientist за декабрь 2014 года будет целый выпуск, посвященный нейробиологии растений и тому, как растения могут думать, чувствовать и учиться.

 

Интересно отметить, что Чарльз Дарвин заметил эту черту и у растений. В своей книге Сила движения у растений (1880) он писал:

 

Вряд ли будет преувеличением сказать, что кончик корешка [корня] таким образом наделен и обладает способностью направлять движения из прилегающих частей действует как мозг одного из низших животных; мозг находится в переднем конце тела , получает впечатления от органов чувств и управляет несколькими движениями.

 

Кроме того, Пако Кальво, один из исследователей «Лаборатории минимального интеллекта (MINT Lab)» в Университете Мурсии, изучающий интеллект растений, написал в статье под названием «Манифест философии нейробиологии растений» и в нем он написал:

 

Список компетенций завода в последние годы рос значительными темпами. Растения могут не только учиться и запоминать, но также принимать решения и решать сложные задачи. Они могут собирать и интегрировать в режиме реального времени множество различных биотических и абиотических параметров, таких как влажность, свет, гравитация, температура, питательные вещества и микроорганизмы в почве и многие другие, благодаря очень сложной сенсомоторной системе (Ходж, 2009; Trewavas, 2009; Baluška and Mancuso, 2013), которая включает проприоцепцию (Bastien et al., 2013; Dumais, 2013), при этом сенсорная информация передается с помощью ряда модальностей. Также вводятся более отдаленные аспекты их окрестностей. Растения могут предвидеть конкуренцию за ресурсы, развиваясь по-разному в зависимости от будущего приобретения минералов и воды (Новопланский, 2015). Они проявляют самоузнавание и территориальность (Schenk et al., 1999), способны отличать своих от чужих, направляя свои движения к интересующим их объектам (Gruntman & Novoplansky, 2004) . Растения могут общаться по воздуху (посредством выделяемых летучих органических соединений — ЛОС — Dicke et al., 2003; Baldwin et al., 2006) с представителями своего вида и с представителями других видов. Они даже могут общаться биоакутически, издавая и воспринимая «щелкающие» звуки (Gagliano et al., 2012). Некоторые растения могут отличать вибрации, вызванные хищниками, кроме безобидных (ветер или чириканье насекомых), выборочно вызывая химическую защиту (Appel and Cocroft, 2014). В некотором смысле растения могут видеть, обонять, слышать и чувствовать (Chamovitz, 2012) .

 

В 2010 году другой исследователь в этой области, Стефано Манкузо, выступил на TED с докладом об интеллекте растений:

 

 

Судя по его исследованиям, растения действительно реагируют на боль и посылают электрохимические вещества для обнаружения изменений в окружающей среде и осознания своего состояния. Профессор Эндрюс также упомянул, что растения выделяют нейротрансмиттеры, такие как дофамин, для получения ответов.

 

(Поэтому в следующий раз, когда вы откусите салат или похрустите морковью или сельдереем, это может быть безмолвный крик.) мы определяем это. Философы, ученые и нейробиологи с трудом описывают, что такое сознание, и я уверен, что это исследование доставит им больше головной боли и данных для пережевывания. Есть также вопросы, которые необходимо поднять, если мозг (как у большинства позвоночных) вообще необходим, чтобы учиться, думать, чувствовать и запоминать. И я уверен, что ярым вегетарианцам и даже веганам будет очень тяжело с этим, если дальнейшие исследования подтвердят, что растения действительно регистрируют и чувствуют боль.

 

Итак, все это связано с вопросом, поставленным в начале этого эссе: есть ли у растений душа?

 

Продвиньте это еще немного к более теологическому вопросу: могут ли растения вообще общаться с Богом?

 

Поначалу звучит безумно, но не исключено, что у Бога будет способность и возможность общаться с ними так, как они могут только понять.

 

Мы также должны учитывать эволюционное древо жизни со всем этим, поскольку кажется, что растения и животные (включая нас, людей, конечно) когда-то имели общего предка около 1,6 миллиарда лет назад, который был одноклеточным организмом, который, скорее всего, не был ни растением, ни животным. Это общее происхождение объясняет, почему растения и животные имеют общий генетический код до такой степени, что гены животных могут быть сплайсированы в растения и будут продолжать транскрибироваться в белки так же, как когда они были в первоначальном хозяине.

 

Другими словами, в биологической жизни мы все связаны между собой.

 

Мы должны помнить, что растения (включая деревья, растительность и т. д.) являются интимными и неотъемлемыми частями творения. В Бытии 1:11–12 говорится:

 

И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень: семенные растения и деревья на земле, которые приносят плод с семенем в нем, по разным родам их». И это было так. Земля произвела растительность: растения, приносящие семя по роду их, и деревья, приносящие плод, в котором семя, по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

 

И чтобы мы не забыли, Эдемский сад был полон растительности и давал приют двум самым известным деревьям в книге Бытия:

 

Господь Бог насадил сад на востоке Эдем: и там он поместил человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякие деревья, деревья, приятные на вид и хорошие для пищи. Посреди сада росли дерево жизни и дерево познания добра и зла.

 

Возможно, слово «душа» здесь не подходит. Но многие философы и теологи отходят от картезианского понятия разделения между разумом (душой) и телом и вместо этого выбирают воплощенные души. Ум и тело не должны быть дихотомическими, а вместо этого должны рассматриваться как единое целое.

 

Во всем этом также возникают вопросы о возможности посмертного сознания (т.

 

Единственными известными мне понятиями о теологии и растениях могут быть расплывчатые ссылки то тут, то там в экологическом богословии, но я сомневаюсь, что в богословии растений проводились специальные исследования. Если кто-нибудь знаком с богословом или мыслителем-теистом, пишущим на подобные темы, пожалуйста, дайте мне знать, потому что я считаю, что это увлекательная тема и поле для дальнейшего изучения.

 

Это только подчёркивает, насколько важно понимать науки по отношению к теологии и Богу. Новые научные исследования могут заставить нас подвергнуть сомнению наши старые представления о Боге и Библии и заставить нас переосмыслить то, как Бог относится к нам и своему творению новыми и новыми способами. Также возникают вопросы о пантеизме и панентеизме.

 

Будет интересно посмотреть, какие результаты будут получены в результате нейробиологических исследований растений. Будут ли они способствовать улучшению методов ведения сельского хозяйства? помочь сохранить тропические леса и окружающую среду? новое лекарство? новое понимание сознания в (человеческой) нейробиологии?

 

В философии, особенно в области этики, предстоит многое обсудить: если растения обладают сознанием и могут чувствовать боль, то о каких этических последствиях идет речь?

 

Время покажет, повлияет ли нейробиология растений на христианское понимание жизни, творения, Бога и даже того, что значит быть сотворенным по образу Божьему (Imago Dei).

 

Конечно, это все предварительные мысли, которые у меня есть на данный момент.

 

 

 

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Есть ли у растений и животных душа?

Животные имеют смертную душу; когда животное умирает, его душа перестает существовать. Бытие, глава 1, учит, что у животных есть душа.

{1:20} И тогда Бог сказал: «Да произведут воды животных с душою живою и летающих над землей, под твердью небесной».
{1:21} И сотворил Бог великих морских существ и всех, имеющих душу живую и способную двигаться, что произвели воды, по роду их, и всех летающих существ, по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
{1:22} И благословил их, сказав: «Размножайтесь и размножайтесь, и наполняйте воды морские. И да размножаются птицы над землей».
{1:23} И был вечер и утро, день пятый.
{1:24} Бог также сказал: «Да произведет земля души живые по роду их: скоты, и звери, и звери земные, по роду их». Так и стало.

У растений нет души. Этот вывод вытекает из той же главы Бытия, в которой говорится о растительной жизни без всякого упоминания о душе. Однако, по-видимому, не существует магистерского учения о растительной жизни и душах.

{1:11} И сказал: «Да произрастит земля зелень, сеющую семя, и деревья плодовитые, приносящие по роду своему плод, в котором семя его, по всей земле». Так и стало.
{1:12} И произвела земля зеленые растения, как сеющие семена, по роду их, так и деревья, приносящие плод, и у каждого свой способ сеяния, по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

Человеческие личности обладают бессмертной душой; человеческая душа продолжает существовать после смерти. Различие между смертными душами и бессмертными душами заключается в дарах свободы воли и разума. Эти дары делают сотворенных людей, включая людей и ангелов, более похожими на Бога, чем на любой другой тип сотворенных вещей, одушевленных или неодушевленных. Бог дает бессмертие сотворенным людям, потому что они созданы по образу Божию, а Бог вечен.

У ангелов нет души как таковой, но они состоят из духа. Отличие ангельского духа от души человеческой в ​​том, что душа создана для тесного соединения с телом, как одно лицо. С другой стороны, ангельский дух создан для того, чтобы действовать самостоятельно; она не может быть соединена с телом, как душа.

Души животных, души человеческие и дух ангельский состоят из духовной субстанции; природа каждого духовна, а не материальна.