Содержание
Дыхание растений | Презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме:
Шишкина Ольга Александровна
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Шишкина Ольга Александровна
учитель биологии
Дыхание растений
Открытый урок в 6 классе
Г. Южноуральск
Урок «Дыхание растений»
Тема урока | Дыхание растений |
Планируемые результаты | Учащиеся расширяют и углубляют знания о дыхании у растений, выясняют, в чём отличие дыхания от питания, узнают о значении дыхания. |
Дидактическая цель | Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления. |
Цели по содержанию Образовательная: Развивающая: Воспитательная: | Организовать обучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания. Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу, узнал» и чтение с остановками. Создать условия для увлечённого чтения; воспитывать чувства гордости за совместный результат познавательной деятельности. |
Тип урока | Комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление). |
Метод обучения | Частично – поисковый, репродуктивный, проблемный. С элементами исследования. ТРКМЧП. |
Форма организации учебной деятельности | Работа в группах, индивидуальная, фронтальная. |
Личная значимость изучаемого для школьника | Растение дышит, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений. |
Приёмы деятельности учителя | Организация беседы, постановка проблемы, подведение к выводу, обобщение изученного материала. . |
Организация деятельности учащихся | Обсуждают результаты опытов, делают выводы, сравнивают, оформляют записи в тетради, работают с текстом. |
Развитие умений учащихся | Внимательно слушать, использовать полученную информацию в новой ситуации, работать с рисунками и текстом, сравнивать демонстрировать опыты и самостоятельно делать по ним выводы, работать в заданном темпе, составлять таблицу. аккуратно вести тетрадь. |
Основные понятия и термины урока | Дыхание, устьице, чечевички, воздушное дыхание, клеточное дыхание |
Средства обучения | Пономарёва И.Н. Биология, 6 класс, М- «Вентана – Граф»- 2006. Семенцова В.Н.технологические карты уроков, 6 класс, С –П « Паритет» 2001 |
Ход урока
Учитель | Добрый день дорогие ребята. Я получила пакет с темой нашего урока, но ни чего не могу понять. Давай те вместе попробуем её сформулировать: История: дыхание древности – глядя на памятники природы. Литература: дыхание эпохи – когда описывается какое либо время. Обществознание: дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты. География: дыхание ветра – тихо подул ветер; дыхание вулкана — вулкан начал «оживать» ; Ледяное дыхание зимы. Математика: амплитуда дыхания–графическое изображение. Значит, какую тему нам необходимо изучить на уроке? |
Ученик | «Дыхание растений» |
Учитель | Какую цель мы должны перед собой поставить? |
Ученик | Мы должны изучить процессы дыхания у растений |
Учитель | Чтобы достичь поставленной цели, мы с вами обратимся за помощью к нашим учёным. А в этом мне поможет научный сотрудник Олеся. Каждой группе дано задание и они помогут нам ответить на наш главный вопрос «Как дышат растения?». |
Ведущая | — Слово предоставляется группе «Знатоков» (см. рабочий лист №1). — Вы ответили на часть вопросов, у наших учёных есть дополнения, слово предоставляется группе (см. рабочий лист №2). — Теоретические вопросы мы разобрали, а как эти процессы протекают на практике. Группа исследователей «юные химики» внесут ясность (см. рабочий лист №3) — и так мы познакомились со свойствами кислорода, углекислого газа и с процессами протекающими в пробирке, а как эти процессы протекают в живых организмах? О своей экспериментальной работе расскажут «юные биологи» (см. рабочий лист №4) — группа теоретиков изучила газообмен у растений, и пришли к выводу, давайте послушаем их (см. рабочий лист №5) — И всё же куда же кислород и органические вещества исчезают? Этой проблемой занимались учёные из группы «энергетики», и пришли к выводу: (см. рабочий лист №6) |
Учитель | Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» |
Ведущая | Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели, чтобы новые леса поднимались в небеса Мы должны их охранять всегда. Нам жить в одной семье, Лететь в одном полёте… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке, И клюкву на болоте. |
Учитель | Сейчас вам предстоит выполнить тест: 1 –вариант, соотнесите какие процессы характерны для
2 – вариант соотнесите какие процессы характерны для 1. Дыхания 2. Фотосинтеза (см. приложение №1) |
Учитель | Прочитать содержание учебника. Пар. 30, стр. 109 -112, проработать записи в тетради. Творческие задания:
|
Приложение №1
1 — вариант
- Поглощается углекислый газ; А) фотосинтез;
- Поглощается кислород; Б) дыхание;
- Выделяется вода;
- Поглощается вода;
- Происходит только на свету;
- Протекает в хлоропластах;
- Протекает на свету и в темноте;
- Расщепление органических веществ;
- Выделяется кислород;
- Происходит во всех клетках растений.
Правильные ответы:
А) 1, 4, 5, 6,9,
Б) 2, 3, 7,8,10.
Приложение №1
2 – вариант
- Происходит во всех клетках растений. А) Дыхание;
- Выделяется кислород; Б) Фотосинтез;
- Расщепление органических веществ;
- Протекает на свету и в темноте;
- Протекает в хлоропластах;
- Происходит только на свету;
- Поглощается вода;
- Выделяется вода;
9. Поглощается кислород;
10.Поглощается углекислый газ;
Правильные ответы:
А)1, 3,4,8,9,
Б) 2, 5,6,7,10.
Рабочий лист №1 «Знатоки»
Ответьте на вопросы:
- Что изучает наука ботаника?
- Назовите признаки живого?
- Какие способы питания у растений?
- Заполните таблицу:
питание | Почвенное (корневое) |
Органы | |
Вещества | |
Где происходит | |
Вид питания |
Вывод:
Ф.И. уч-ся | Вопрос№1 | Вопрос №2 | Вопрос№3 | Вопрос №4 | итог |
Рабочий лист №2 «биоэнергетики»
Особенности воздушного питания.
- Что называется фотосинтезом?
- Какие вещества образуются в результате фотосинтеза?
- Почему растения называют «зелёными лёгкими планеты?»
- Заполните таблицу:
признаки | фотосинтез |
В какое время суток происходит? | |
Какой газ выделяется? | |
Какой газ поглощается? | |
Выделяется или поглощается энергия? | |
В каких клетках происходит? | |
Вода поглощается или выделяется? |
Вывод:
Ф.И. уч-ся | Вопрос№1 | Вопрос №2 | Вопрос№3 | Вопрос №4 | итог |
Группа «Исследовательская»
Рабочий лист №3 «Юные химики»
- Где в природе встречается кислород и углекислый газ?
- Какие свойства кислорода и углекислого газа вы знаете?
- Объяснить опыт:
- Заполни таблицу:
Признаки | Кислород | Углекислый газ |
Где в природе встречается | ||
Какими свойствами обладает |
Вывод:
Ф. И. уч-ся | Вопрос№1 | Вопрос №2 | Вопрос№3 | Вопрос №4 | итог |
Группа «Экспериментальная»
Рабочий лист №4 «Юные биологи»
- Докажите что при дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ?
- Заполни схему: соедините стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах.
Кислород
Фотосинтез углекислый газ дыхание
органические вещества
Вывод:
Ф.И. уч-ся | Вопрос№1 | Вопрос №2 | Вопрос№3 | Вопрос №4 | итог |
Группа «Теоретики»
Рабочий лист №5
Ответить на вопросы
- Что называется газообменом?
- Есть ли у растений приспособления для газообмена?
- Заполни таблицу и объясни рисунок:
лист | стебель | Корень | |
органы |
Вывод:
Ф. И. уч-ся | Вопрос№1 | Вопрос №2 | Вопрос№3 | Вопрос №4 | итог |
Группа «Энергетики»
Рабочий лист №6
Ответьте на вопросы:
- Куда кислород исчезает?
- Куда исчезают органические вещества, образовавщиеся в процессе фотосинтеза?
- Составьте схему дыхания у растений (кислород, углекислый газ, вода, энергия, сложное органическое вещество)
Вывод:
Ф.И. уч-ся | Вопрос№1 | Вопрос №2 | Вопрос№3 | Вопрос №4 | итог |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
Актуализация, целеполагание, мотивация (вызов) | ||
Изучение нового материала и его закрепление (осмысление) | ||
Подведение итогов урока (рефлексия) | Формируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графа «узнал») Зачитывают, корректируют свои записи. | |
Домашнее задание | Прочитать содержание учебника, пар. 30, стр. 109 -112, проработать записи в тетради, творческие задания
| Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают информацию учителя. |
Дыхание
История:
Дыхание древности – глядя на памятники прошлого.
Литература:
Дыхание эпохи – когда описывается какое либо время.
Обществознание:
дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты
География:
дыхание ветра – тихо подул ветер
дыхание вулкана – вулкан начал «оживать»
ледяное дыхание зимы.
Математика:
Амплитуда дыхания – графическое изображение.
Самоанализ
- 6 «в» класс. В классе 29 человек, успевают все, качества %, уровень обученности средний.
- Биология изучается по программе И.Н. Пономарёвой
- Тема урока: «Дыхание растений», по сложности содержание урока соответствует типу класса.
- Этот урок входит в раздел «Основные процессы жизнедеятельности» и рассчитан на 7 часов. Этот урок №3 является продолжением раздела. Цель урока — изучение процесса дыхания у растений.
- Задачи урока – выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; установить как происходит газообмен в растениях; доказать, что дыхание и фотосинтез – два противоположных процесса; воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям.
- называть органы дыхания растений; Характеризовать сущность процесса дыхания; обосновывать взаимосвязь приспособлений к дыханию у растений и средой их обитания; распознавать чечевички и устьица; сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза.
- Личная значимость для учащихся — растение дышит, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений.
- При подготовке к уроку были учтены требования образовательных стандартов, обязательный минимум (дыхание, устьице, чечевички, растение, газообмен, кислород, углекислый газ, воздушное дыхание, нрк — растения «зелёные лёгкие планеты»).
- Уникальность урока в том, что каждый ученик по – новому посмотрит на то — что происходит вокруг нас.
- Урок комбинированный. Задания развивающего характера. На уроке использована технология развития критического мышления. Использование рабочих листов, даёт возможность каждому ученику получать знания на уроке. Каждый ученик получит оценку за тест, и за работу на уроке.
- На уроке использованы методы: наглядно – иллюстративный, демонстрационный, частично – поисковый, проблемный исследовательский.
- Приёмы: беседа, работа с рабочими листами, Составление таблиц. Работа с дополнительной литературой. Творческое задание: написать мини сочинение.
- Каждый этап отслеживался, проверка заданий сразу же, после их выполнения, корректировка.
- В конце урока мини тест. Взаимопроверка и оценивание. Темп урока средний, что соответствует уровню подготовки данного класса, их эмоциональному настрою, с учётом индивидуальных особенностей. Группы сформированы с разной подготовкой учащихся. Активность учащихся на уроке была высокой, т.к. отвечать товарищам психологически намного легче, чем у доски и даже с места, для всего класса.
Дыхание растений. 6 класс — презентация онлайн
Похожие презентации:
Эндокринная система
Анатомо — физиологические особенности сердечно — сосудистой системы детей
Хронический панкреатит
Топографическая анатомия верхних конечностей
Анатомия и физиология сердца
Мышцы головы и шеи
Эхинококкоз человека
Черепно-мозговые нервы
Анатомия и физиология печени
Топографическая анатомия и оперативная хирургия таза и промежности
Урок биологии по ФГОС в 6 классе на тему:
«Дыхание растений»
Харькова Галина Михайловна
учитель биологии 1 категории
МАОУ СОШ № 5 г. Усть- Катава
Челябинской области.
•Что такое дыхание?
•Как дышат насекомые?
•У кого клеточное дыхание?
•Как называется дыхание при помощи жабр?
•Кто дышит жабрами?
•Наземные позвоночные животные дышат…
•Земноводные дышат…
•Как называется такое дыхание?
ТЕМА:
Дыхание растений.
«Я дышу, а значит, я живу!»
В.С. Высоцкий
Знаю
Хочу знать
Дыханиесвойство
всех живых
организмов
Как дышат
растения
При дыхании
поглощается
кислород и
выделяется
углекислый газ
Зачем
нужен
кислород
Узнал
Опыт Дж. Пристли
Джозеф Пристли
( 1733-1804).
6. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
Что нам нужно сделать,
чтобы решить эту
проблему?
— узнать, что такое дыхание
— что нужно для дыхания
— что образуется в
процессе дыхания
— что вызвало гибель
мышонка.
Опыт Дж. Пристли
Джозеф Пристли
( 1733-1804).
Черты процесса
Фотосинтез
В каких клетках
происходит?
В клетках с
хлоропластами
Дыхание
Во всех живых
клетках
Какой газ
поглощается?
Углекислый
газ
Кислород
Какой газ
выделяется?
Кислород
Углекислый
газ
В какое время
суток
происходит?
Что происходит с
органическими
веществами?
Что происходит с
энергией?
Днём
Образуются
Накапливается
Круглосуточно
Распадаются
Выделяется
9.
Есть ли у растений специальные органы для дыхания?
Работа с учебником:
стр.108 пункт
«Дыхание растений»
1 абзац и рис 59.
10. Как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса
Мы должны их охранять всегда.
Нам жить в одной семье,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.
Знаю
Дыханиесвойство
всех живых
организмов
При дыхании
поглощается
кислород и
выделяется
углекислый газ
Хочу знать
Узнал
Как дышат
растения
Растение
дышит через
чечевички ,
устьица и
корневые волоски
Зачем
нужен
кислород
Для окисления
органических
веществ,
для жизни
12. Домашнее задание
1. Изучить § 29, раздел
«Дыхание растений»,
ответить на вопрос 3
после параграфа.
2. Написать минисочинение от имени
молекулы кислорода
«Мое путешествие по
растению»
Рефлексия
Используемые сайты картинок:
Опыт Дж. Пристли http://ppt4web.ru/biologija/fotosintez9.html
Проблема http://tipslife.ru/41074-dlya-chego-nuzhnyproblemy.html
English
Русский
Правила
дыханий — Дети | Britannica Kids
7-дневная бесплатная пробная версия
Поиск
Посмотреть статью для:
Дети
- Студенты
Ученые
3:45
Связанные статьи
Мы были заняты, усердно работая над тем, чтобы предоставить вам новые функции и обновленный дизайн. Мы надеемся, что вам и вашей семье понравится NEW Britannica Kids. Уделите минутку, чтобы проверить все улучшения!
- Один и тот же безопасный и надежный контент для исследователей всех возрастов.
- Доступно на всех современных устройствах: телефонах, планшетах и настольных компьютерах.
- Улучшенные ресурсы для домашних заданий, предназначенные для поддержки различных предметов и стандартов учебной программы.
- Новый, третий уровень контента, разработанный специально для удовлетворения продвинутых потребностей искушенного ученого.
- И многое другое!
Хотите увидеть в действии?
Ознакомиться
Начать бесплатную пробную версию
Подпишитесь прямо сейчас!
Перевести эту страницу
Выберите язык в меню выше, чтобы просмотреть версию этой страницы с компьютерным переводом. Обратите внимание: текст на изображениях не переводится, некоторые функции после перевода могут работать некорректно, а перевод может неточно передавать предполагаемое значение. Britannica не просматривает преобразованный текст.
После перевода статьи все инструменты, кроме увеличения/уменьшения шрифта, будут отключены. Чтобы повторно включить инструменты или преобразовать обратно в английский язык, нажмите «Просмотреть оригинал» на панели инструментов Google Translate.
Этот веб-сайт использует куки-файлы, чтобы помочь предоставлять и улучшать наши услуги и предоставлять вам гораздо больше возможностей во время вашего посещения. Чтобы узнать больше о файлах cookie и ваших возможностях выбора файлов cookie, нажмите здесь.
×
Легкие и дыхательная система (для детей)
Ваши легкие работают с дыхательной системой, позволяя вам вдыхать свежий воздух, избавляться от спертого воздуха и даже разговаривать. Давайте совершим экскурсию по легким!
Найдите эти легкие
Ваши легкие находятся в груди и настолько велики, что занимают там большую часть места. У вас есть два легких, но они не такого размера, как ваши глаза или ноздри. Вместо этого легкое на левой стороне вашего тела немного меньше, чем легкое справа. Это дополнительное место слева оставляет место для вашего сердца.
Ваши легкие защищены грудной клеткой, состоящей из 12 пар ребер. Эти ребра соединены с позвоночником в спине и огибают легкие, чтобы обеспечить их безопасность. Под легкими находится диафрагма (скажем: DY-uh-fram), куполообразная мышца, которая работает с вашими легкими, позволяя вам вдыхать (вдыхать) и выдыхать (выдыхать) воздух.
Вы не можете видеть свои легкие, но их легко почувствовать в действии: положите руки на грудь и очень глубоко вдохните. Вы почувствуете, как ваша грудь становится немного больше. Теперь выдохните воздух и почувствуйте, как ваша грудь возвращается к своему обычному размеру. Вы только что почувствовали силу своих легких!
Взгляд внутрь легких
Снаружи легкие розовые и немного мягкие, как губка. Но внутри содержится настоящая подноготная легких! На дне трахеи (скажем: TRAY-kee-uh), или трахеи, есть две большие трубки. Эти трубки называются главным стволом бронхов (скажем: БРОНГ-ке), и одна направляется налево в левое легкое, а другая направляется прямо в правое легкое.
Каждый главный стволовой бронх (скажем: BRONG-kuss) — название только одного из бронхов — затем разветвляется на трубки или бронхи, которые становятся все меньше и меньше, как ветви на большом дереве. Самые маленькие трубки называются бронхиол (скажем: БРОНГ-ки-олес), а в каждом легком их около 30000. Каждая бронхиола примерно такой же толщины, как волос.
В конце каждой бронхиолы находится особая область, которая ведет к скоплениям крошечных воздушных мешочков, называемых альвеолами (скажем: аль-ВЭЭ-о-ли). В ваших легких около 600 миллионов альвеол, и если их растянуть, они покроют весь теннисный корт. Вот это куча альвеол! Каждая альвеола (скажем: al-VEE-oh-luss) — то, что мы называем просто одной из альвеол — имеет сетчатое покрытие из очень маленьких кровеносных сосудов, называемых капилляров (скажем: КАП-ил-эр-ис). Эти капилляры настолько крошечные, что клеткам вашей крови нужно выстроиться в один ряд, чтобы пройти через них.
Каждый раз, когда вы вдыхаете воздух, десятки частей тела работают вместе, помогая вдыхать этот воздух, даже не задумываясь об этом.
Когда вы вдыхаете, ваша диафрагма сокращается и уплощается. Это позволяет ему двигаться вниз, поэтому ваши легкие имеют больше места для увеличения по мере заполнения воздухом. И диафрагма — не единственная часть, которая дает вашим легким необходимое пространство. Ваши реберные мышцы также поднимают ребра вверх и наружу, чтобы дать легким больше места.
В то же время вы вдыхаете воздух через рот и нос, и воздух направляется в трахею или дыхательное горло. На пути вниз по дыхательному горлу крошечные волоски, называемые ресничками (скажем: SILL-ee-uh), мягко двигаются, чтобы не допустить попадания слизи и грязи в легкие. Затем воздух проходит через серию ветвей в ваших легких, через бронхи и бронхиолы.
Спасибо, Альвеоли!
Воздух наконец попадает в 600 миллионов альвеол. Когда эти миллионы альвеол наполняются воздухом, легкие становятся больше.
Это альвеолы, через которые кислород из воздуха попадает в кровь. Все клетки в организме нуждаются в кислороде каждую минуту дня. Кислород проходит через стенки каждой альвеолы в окружающие ее крошечные капилляры. Кислород поступает в кровь через крошечные капилляры, цепляясь за эритроциты и путешествуя по слоям кровеносных сосудов к сердцу. Затем сердце посылает обогащенную кислородом (наполненную кислородом) кровь ко всем клеткам тела.
Ожидание выдоха
Когда приходит время выдохнуть (выдохнуть), все происходит в обратном порядке: теперь очередь диафрагмы сказать: «Двигай!» Диафрагма расслабляется и движется вверх, выталкивая воздух из легких. Ваши реберные мышцы расслабляются, и ребра снова смещаются, создавая меньше места в груди.
К настоящему времени ваши клетки уже использовали необходимый им кислород, а ваша кровь переносит углекислый газ и другие отходы, которые должны покинуть ваше тело. Кровь возвращается обратно по капиллярам, а отходы попадают в альвеолы. Затем вы выдыхаете их в обратном порядке: воздух проходит через бронхиолы, выходит из бронхов, выходит из трахеи и, наконец, выходит через рот и нос.
Воздух, который вы выдыхаете, содержит не только отходы и углекислый газ, но и тепло! Когда воздух проходит через ваше тело, он набирает тепло по пути. Вы можете почувствовать это тепло, поднеся руку ко рту или носу во время выдоха. Какова температура воздуха, выходящего изо рта или носа?
Со всеми этими движениями вы можете задаться вопросом, почему вещи не застревают, когда легкие наполняются и опорожняются! К счастью, ваши легкие покрыты двумя действительно гладкими специальными слоями, называемыми 9.0028 плевральная (скажем: PLOO-ral) перепонки . Эти мембраны разделены жидкостью, которая позволяет им легко скользить во время вдоха и выдоха.
Время поговорить
Ваши легкие важны для дыхания. . . а также для разговоров! Над трахеей (дыхательным горлом) находится гортань (говорят: ЛАИР-чернила), которую иногда называют голосовым ящиком. Через голосовой ящик проходят два крошечных выступа, называемых голосовыми связками, которые открываются и закрываются, чтобы издавать звуки. Когда вы выдыхаете воздух из легких, он проходит через трахею и гортань и достигает голосовых связок. Если голосовые связки замкнуты и между ними проходит воздух, голосовые связки вибрируют и возникает звук.
Количество воздуха, которое вы выдыхаете из легких, определяет, насколько громким будет звук и как долго вы сможете его издавать. Попробуйте очень глубоко вдохнуть и назвать имена всех детей в вашем классе — как далеко вы сможете продвинуться, не делая следующего вдоха? В следующий раз, когда вы окажетесь на улице, попробуйте покричать и посмотреть, что произойдет — для крика требуется много воздуха, поэтому вам придется вдыхать чаще, чем если бы вы только произносили слова.
Поэкспериментируйте с различными звуками и воздухом, который требуется для их произнесения — когда вы хихикаете, вы выдыхаете короткими глотками, а когда отрыгиваете, вы выпускаете проглоченный воздух в животе одним длинным глотком! Когда вы икаете, это происходит потому, что диафрагма движется забавным образом, что заставляет вас внезапно вдыхать воздух, и этот воздух попадает на ваши голосовые связки, когда вы не готовы.