Царство растения биология 5 класс: Изучаем царство Растения. Биология, 5 класс: уроки, тесты, задания.

Урок по теме «Царство растения»

Урок по теме

«Царство Растения»

5 класс, УМК И.Н. Пономаревой

 

Тип урока: исследование, комбинированный, открытие новых знаний.

Методы: исследовательский, практический, наглядный, словесный.

Цель: изучить отличительные особенности и многообразие представителей царства Растения.

Задачи: 

— сформировать представление о многообразии растений и основным признакам каждого из отделов;

— охарактеризовать особенности различных систематических групп растений;

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, раздаточный материал.

Тип урока: исследование, комбинированный, открытие новых знаний.

Методы: исследовательский, практический, наглядный, словесный.

 

Планируемые результаты:

научиться устанавливать отличительные особенности растений;

знать и уметь определять жизненные формы растений;

знать основные группы растений, их отличительные признаки;

 

Задачи:

Воспитывающие: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Развивающие: развивать произвольное внимание, познавательные интересы.

Обучающие: раскрыть общие особенности организации растения ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы (бактерий).

Формирование УУД:

1) Предметные: комментировать содержание рисунков, гербариев и натуральных объектов, использовать имеющиеся знания в новой ситуации о строении клетки.

2) Метапредметные:

а) Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности(формулировать тему)

б) Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем, способов взаимодействия при обсуждении задач поставленных в самостоятельной работе, умение организовать выполнение заданий, развитие навыков самооценки.

в) познавательные УУД: поиск и выделение информации о признаках царства растений и отделов; выбор критериев для сравнения, классификации растений, построение логической цепи рассуждений (об усложнении строения растений, доказательства сложности строения растений).

3) Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.

Презентация:
Презентация — Растения
PPTX / 15.2 Мб

Раздаточный материал для творческой работы в группах:
Раздаточный материал
DOCX / 6.16 Мб

План-конспект урока

I.Организационный момент.

— Приветствие обучающихся.

— Настрой на работу (Давайте закроем с вами глаза и произнесем про себя: у меня все хорошо, у меня все обязательно получится, я со всем справлюсь!).

II. Повторение пройденного материала (работа с карточками «Верно-неверно» + взаимопроверка).

карточки:

Верно-неверно
DOCX / 13.41 Кб

III. Изучение нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд 2. Давайте посмотрим с вами на картину Клода Виньона. Что мы видим?

Как вы думаете почему картина называется «Флора»? Что такое флора?

Давайте определим тему нашего урока?

Ответы учащихся.

Слайд 3. Записываем тему урока.

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Давайте вспомним, по каким признакам живые организмы распределяются на царства?

Работа с интерактивной доской на платформе LearningApps.ru

— По строению клетки.

 

подписывают строение клетки – один ученик работает на интерактивной доске, другие ученики сканируют QR- код и выполняют работу на своем телефоне.

Слайд 4. Давайте определим, по каким признакам, кроме клеточного строения, отличаются представители царства растения.

Ответы учащихся. Запись в тетрадь.

Слайд 5. Давайте обратим внимание на слайд и определим какие органы цветкового растения обозначены цифрами.

Ответы обучающихся:

1 – цветок

2 – стебель

3 – лист

4 – корень

5 – плод

Слайд 6. Для каждого растения характерна жизненная форма. Какие они бывают?

Учащиеся записывают определения.

Оформляют схему

 

 

 

 

 

 

Слайды 7- 8. Физкультминутка.

Дерево – тянемся вверх

Кустарник – хлопаем в ладоши

Трава — приседаем

 

Определение жизненной формы и выполнение задания физкультминутки (приседания, хлопки в ладоши, потянуться вверх).

Слайд 9. Поговорим о многообразие растений.

В какой среде впервые появились растительные организмы? Какая группа растения это была?

Ответы учащихся (водная среда, водоросли).

Слайд 10. Записываем систематику растений.

Проговариваем особенности низших и высших растений и основы систематики растений.

Запись в тетрадь. Обсуждения.

Слайд 11. Творческая работа в группах – создание книги «Многообразие растений».

 

Групповая работа по характеристики отделов водорослей.

Учащиеся разделены на 5 групп (водоросли, мхи, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные). Для каждой группы определяется отдел растений (жеребьевкой).

У каждой группы есть конверт с пустым листом, клеем, цветными картинками и фотографиями представителей выпавшего отдела.

Задача учащихся оформить по определенной схеме характеристику отделов.

 

Давайте попросим одного из участников группы представить выпавший вам отдел растений.

 

 

 

Учащиеся рассказывают об отделах растений: Водорослях, мхах, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растениях.

Прослушивание проектов и оформление «Многообразие растений»

После рассказа учащихся, сдаются заполненные листы и оформляется книга.

 

 

Давайте подумаем, а для чего нам может пригодиться эта книга? Мы можем ей поделиться с другими классами в параллели?

 

 

Ответы учащихся.

Слайд 12. Давайте подведем итоги нашего урока. Предлагаю ответить вам на несколько вопросов.

Запишем домашнее задание:

 

Спасибо за урок и хорошего вам дня!

 

Ответы учащихся.

 

Запись домашнего задания.

Получение Филворда по теме «Растения»

 

Филворд:
Филворд «Растения»
DOCX / 16.82 Кб

Готовый проект учащихся:

Книга

Тест: Царство Растения — Биология 5 класс



Вопрос №
1

Строение и разнообразие растений изучает наука

зоология
ботаника
цитология
микология


Вопрос №
2

Флора — это

совокупность растений, растительный покров
совокупность животных на планете


Вопрос №
3

Царство растений делят на две группы —

Покрытосеменные и голосеменные
низшие и высшие
одноклеточные и многоклеточные


Вопрос №
4

Высшая группа растений подразделяется

на споровые и голосеменные
на водоросли и семенные
на споровые и семенные


Вопрос №
5

Низшие растения в отличие от высших

не имеют цветков и плодов
имеют только побеги и корни
— не имеют органов и тканей
— имеют только стебли и листья


Вопрос №
6

Водоросли относятся к

низшей группе
высшей группе


Вопрос №
7

К водорослям относят

сфагнум
ламинарию
хвощ
плаун


Вопрос №
8

Тело водорослей называется . .., или …

таллома или слоевище
одноклеточные и многоклеточные
нитевидные образования


Вопрос №
9

Отдел покрытосеменные растения делят на два класса

крестоцветные и розоцветные
однодольные и двудольные
цветковые и бесцветковые
семенные и споровые


Вопрос №
10

Растения, в отличие от животных

имеют клеточное строение
дышат, питаются, размножаются
образуют органические вещества из неорганических с использованием энергия света
питаются готовыми органическими веществами


Вопрос №
11

Процесс образования органических соединений из неорганических, происходящий за счет энергии света, называется

хлорофилл
фотосинтез
таллом
хромосома


Вопрос №
12

Стебель, листья, почки входят в состав

Корня
Побега


Вопрос №
13

Ель, сосну, кедр относят к

Цветковым
Безцветковым
Голосеменным


Вопрос №
14

Какие виды размножения присущи растениям

бесполое
половое
бесполое и половое


Вопрос №
15

В отличие от животной клетки, в растительной есть

клеточная стенка
нет клеточной стенки


Вопрос №
16

В отличии от животных, растения являются

Гетеротрофы
Автотрофы


Вопрос №
17

Один из главных признаков, который присущ растениям в отличии от животных

ограниченный рост
неогранный рост


Вопрос №
18

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

споровые
семенные


Вопрос №
19

У мхов имеются органы

цветки
корни
стебли и листья
семена


Вопрос №
20

Залежи каменного угля образовались из древних

водорослей и грибов
мхов и лишайников
хвощей, плаунов и папоротников
водорослей и мхов


Вопрос №
21

В отличие от мхов у папоротников, хвощей и плаунов есть

корни
ризоиды
стебли и листья
хророфилл


Вопрос №
22

Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются

семенами
цветками и плодами
спорами и вегетативно
шишками с семенами


Вопрос №
23

Папоротники

цветут ежегодно, но только ночью
цветут один раз в жизни
цветут иногда
не цветут никогда


Вопрос №
24

Ризоид мхов обеспечивает процесс

фотосинтеза
запасания воды
прикрепления к почве
размножения


Вопрос №
25

Для мхов характерно наличие

цветков и плодов
стеблей и листьев
корней
проводящих тканей


Вопрос №
26

Функцию корней у мхов выполняют:

ризоиды
корневища
корневые волоски
совокупность придаточных корней.


Вопрос №
27

У голосеменных растений, в отличие от папоротников, имеются

корни
ризоиды
цветки
семена


Вопрос №
28

Голосеменные растения, как и мхи, не имеют

стеблей
листьев
плодов
семян


Вопрос №
29

На чешуях шишек у голосеменных открыто (голо) лежат

плоды
хвоинки
ягоды
семена


Вопрос №
30

Голосеменные растения, как и мхи, хвощи, плауны и папоротники, не имеют

стеблей
цветков
листьев
корней


Вопрос №
31

Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют

корни
стебли и листья
цветки
семена


Вопрос №
32

Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют

ризоиды
стебли и листья
плоды
корни


Вопрос №
33

Семена цветковых растений располагаются

на чешуйках шишек
внутри плода
в спороносных колосках
в спороносных коробочках


Вопрос №
34

Растения способны к

фотосинтезу
активному передвижению
питанию неорганическими веществами
накапливанию крахмала



Kingdom Definition and Examples — Biology Online Dictionary

Dictionary > Kingdom

Определение
существительное во множественном числе: Kingdoms
).
Supplement
Исторически царство является высшим таксономическим рангом или наиболее общим таксоном, используемым при классификации организмов. Однако в новой трехдоменной системе, введенной Карлом Вёзе в 1990, домен — это самый общий таксон, а царство — только следующее.
Таксономическая классификация мировой биоты с пятью царствами, состоящая из царств Animalia, Plantae, Fungi, Protista и Monera, предложенная Робертом Уиттекером в 1969 году, стала популярным стандартом классификации организмов. Он стал основой для более новых систем с несколькими царствами, таких как система с шестью царствами Карла Вёзе и его коллег в 1977 году.0006: самое примитивное из пяти царств, включающее все бактерии, также называемые monerans, которые являются одноклеточными прокариотическими организмами. (В системе с шестью царствами Королевство Монера разделено на два царства: (1) эубактерий , которые являются бактериями, кроме архебактерий, и (2) архебактерий , которые представляют собой одноклеточные организмы, живущие под экстремальные условия окружающей среды и имеют отличительные биохимические особенности)
Королевство Protista : состоит из одноклеточных и многоклеточных эукариот без высокоспециализированных тканей. К простейшим относятся простейшие и некоторые виды водорослей
Царство грибов : включает многоклеточные, нефотосинтезирующие, сапротрофные организмы, такие как слизевики, грибы, головня, ржавчина, плесень, плесень, вонючий щитовник, дождевик, трюфели и дрожжи, которые поглощают пищу в растворе непосредственно через клеточные стенки и размножаются спорами
Царство Plantae : члены этого царства являются многоклеточными, (в основном) автотрофными эукариотами, которые (обычно) проводят фотосинтез
Kingdom Animalia : члены этого царства — многоклеточные гетеротрофные эукариоты, которые переваривают пищу вне своих клеток, а затем поглощают переваренные питательные вещества см. король + -дом .
См. также: таксономия.

Последнее обновление 24 июля 2022 г.


Вам также понравится…

Рыба

Море кишело жизнью. В конце концов, в результате размножения и постоянного изменения появились рыбы. Есть более..

Восприятие человека – неврология

В этом учебном пособии исследуется восприятие, поскольку два человека могут по-разному интерпретировать одно и то же. Узнайте больше о пер..

Клеточная биология

Клетка определяется как основная функциональная единица жизни. Некоторые организмы состоят только из одной клетки, тогда как о..

Мейоз и чередование поколений

Для растений характерно чередование поколений в жизненном цикле. Этот урок представляет собой обзор завода м..

Биологическая клеточная защита

Организмы используют различные стратегии для повышения своей защиты от антигенов. У людей есть иммунная система для борьбы с вредителями..

Архивы Plantae — Неукротимая наука

Растения — это живые организмы, принадлежащие к царству Plantae. Они включают знакомые организмы, такие как деревья, травы, кусты, злаки, виноградные лозы, папоротники, мхи и зеленые водоросли. Научное исследование растений, известное как ботаника, выявило около 350 000 существующих видов растений, определяемых как семенные растения, мохообразные, папоротники и их союзники. По состоянию на 2004 г. было идентифицировано около 287 655 видов, из которых 258 650 цветковых и 18 000 мохообразных (см. таблицу ниже). Зеленые растения, иногда называемые Viridiplantae, получают большую часть своей энергии от солнечного света посредством процесса, называемого фотосинтезом.

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ – УДИВИТЕЛЬНЫЙ АССОРТИМЕНТ

Наземные растения удивительно разнообразны и легко приспосабливаются, но своим выпрыгиванием из пруда они обязаны некой наследственной помощи, наступившей в 400 млн лет назад от их ближайших ныне живущих родственников, зеленых водорослей. Подумайте на мгновение о переходе, который претерпели наземные растения, от предкового состояния роста, частично или полностью погруженного под воду, к росту на суше, окруженном не водой, а… воздухом! Это была авантюра, потому что там может быть суровый, сухой, иссушающий мир, но он окупился, и растения процветают в невероятно разнообразных средах по всей Земле.

Прежде чем мы погрузимся в разнообразие растений, давайте сначала совершим небольшое путешествие по закоулкам памяти об эволюционном прошлом Земли. Чтобы понять эволюционные отношения группы организмов, биологи строят филогению. Это похоже на генеалогическое древо, за исключением того, что оно фокусируется не только на нескольких поколениях; он уменьшает масштаб и смотрит на отношения в течение эволюционного времени. Полезно знать, какие организмы появились раньше (предковые типы), а какие позже (потомки). Как только биологи выясняют отношения предков и потомков, они строят филогенетическое дерево, используя различные типы информации, такие как структура и форма растения (морфологические данные) и последовательности ДНК определенных генов (молекулярные данные). Растения организованы в филогенетическое дерево на основе сходств и различий в этих данных.

Наземные растения должны были претерпеть захватывающие структурные и репродуктивные изменения, чтобы адаптироваться от водного к наземному образу жизни. Учитывая их огромное разнообразие, все наземные растения имеют по крайней мере одну очень важную общую черту — они проходят уникальный жизненный цикл, называемый чередованием поколений. Это означает, что жизненный цикл любого наземного растения имеет две отдельные фазы. Количество времени, затрачиваемое на каждую фазу, варьируется в зависимости от группы, к которой относится растение.

Первая фаза называется зарождением гаметофитов (фит=растение, гамето=гамета). На этом этапе мы имеем в виду растение (многоклеточное, а не просто одноклеточное), имеющее один набор хромосом (гаплоидный), производящий гаметы (яйцеклетки и сперматозоиды), которые также являются гаплоидными. Вот действительно интересная часть, яйцеклетка и сперматозоиды производятся посредством митоза, клеточного деления, в результате которого образуются две клетки, идентичные исходной клетке.

Для тех из нас, кто больше знаком с нашим собственным жизненным циклом, чем с жизненным циклом растений, часть описания поколения гаметофита «яйцеклетки и сперматозоиды, образующиеся в результате митоза» должна звучать назойливо в вашем сознании как основное отличие от человеческого производят собственные яйцеклетки и сперматозоиды. Наши гаметы образуются в результате мейоза или деления одной клетки на четыре клетки, которые содержат половину генетической информации исходной клетки.

Вторая фаза называется генерацией спорофита (опять же фит=растение, споро=спора). На этом этапе мы имеем в виду растение (многоклеточное, а не просто одноклеточное), имеющее два набора хромосом (диплоидное), что является результатом слияния двух гамет (сперматозоида и яйцеклетки). В самом общем смысле мы говорим о растении, которое производит споры. Более конкретно, диплоидный спорофит производит гаплоидные споры. Как они это делают? Ну, есть только один тип клеточного деления, при котором общее число хромосом уменьшается во время деления, и это мейоз. Таким образом, спорофит подвергается мейозу с образованием гаплоидных спор.

Теперь, когда мы разобрались в основах чередования поколений, давайте начнем наше путешествие по разнообразию наземных растений и посмотрим, как этот жизненный цикл проявляется в каждой группе.

МОХОВЫЕ

Первой группой, возникшей после зеленых водорослей, были несосудистые растения или мохообразные. Помните, что сосудистая система — это «сантехника», по которой растения транспортируют воду, минералы и питательные вещества. Сосудистая ткань делится на два типа: ксилема переносит воду и минеральные вещества, а флоэма переносит питательные вещества. Поэтому несосудистые растения, такие как мхи, печеночники и роголистники, не имеют ксилемы или флоэмы, что также означает, что у них нет настоящих корней, стеблей или листьев. У некоторых есть ризоиды, которые могут выглядеть как маленькие корни, но они служат для закрепления растения. Ризоиды не всасывающие.

Без четко определенной системы транспортировки воды по всему телу, где бы вы догадались, что встречаются эти виды растений? А если бы вы никогда раньше не видели мохообразных, но знали, что у них нет сосудистой системы, вы бы заподозрили, что это растение высокое или низкорослое? Мохообразные и мхи встречаются во влажной среде и обычно низко над землей, поскольку у них нет стеблей или сосудистой системы для транспортировки воды.

Есть несколько ключевых нововведений, через которые пришлось пройти нашим друзьям мохообразным, чтобы совершить эволюционный скачок из водной среды в наземную. Два структурных изменения позволили этим растениям выжить в сухой земной атмосфере. Во-первых, у мохообразных развилась кутикула, отличная от слоя кожи у основания наших ногтей на руках и ногах. Кутикула растения представляет собой восковой слой, покрывающий растение, который удерживает воду и предохраняет растение от высыхания. Во-вторых, у мохообразных развились устьица, которые представляют собой поры в кутикуле, обеспечивающие газообмен. Конечно, растения выделяют кислород, но им также необходимо поглощать углекислый газ для дыхания, поэтому поры имеют решающее значение для газообмена.

Последней ключевой инновацией мохообразных является репродуктивная адаптация. Напомним, что у мохообразных преобладает поколение гаметофитов. Поскольку это растение производит гаметы, они делают это стильно. Мохообразные развили гаметангии или специализированные структуры, образующие гаметы. Существует два типа: мужская структура, производящая сперму (антеридий), и женская структура, производящая яйцеклетку (архегоний). Мохообразные, несмотря на все успехи, которые они предприняли, чтобы приспособиться к жизни на суше, унаследовали от своих водных предков — им по-прежнему нужна вода для размножения. Сперматозоиды, выпущенные из антеридия, поплывут к архегонию, чтобы оплодотворить яйцеклетку. Развивающаяся зигота фактически вырастает из гаметофита в поколение, производящее споры (спорофит). Это похоже на помаду, вытекающую из тюбика. Выживание диплоидного спорофита полностью зависит от гаметофита. Помада не может выжить без футляра.

БЕССЕМЯННЫЕ СОСУДИСТЫЕ

Ключевым нововведением для следующей группы и для всех растений, начиная с этого момента в нашем обзоре разнообразия растений, является сосудистая ткань: ксилема для транспортировки воды и минералов и флоэма для транспортировки сахара. Сосудистые растения имеют настоящие листья, стебли и корни. Сосудистые растения также содержат особое вещество, называемое лигнином, которое представляет собой соединение в клеточных стенках растений, придающее им дополнительную прочность и стабильность. Учитывая вертикальные и структурные преимущества сосудистых растений, неудивительно, что они в целом намного крупнее мохообразных.

Бессемянные сосудистые растения включают плауны, папоротники, хвощи и папоротники. Некоторым растениям этой группы по-прежнему нужна вода для оплодотворения. В отличие от мохообразных преобладает поколение спорофитов. Растение, производящее гаметы, или поколение гаметофитов, является свободноживущим, но очень маленьким.

СЕМЯННЫЕ РАСТЕНИЯ

Ключевым нововведением для остальных растений является развитие семян. Это может показаться простым, но развитие семян было главной адаптацией в эволюции растений. Семена крепкие, и самое главное, они могут переносить засушливые условия. Адаптация семени означала, что растения были свободны от зависимости от воды для размножения и, следовательно, могли колонизировать более сухую среду.

Немного информации о «семени». Это довольно замечательная адаптация, которая была бы невозможна без эволюции характеристики семенных растений, известной как гетероспория. В основном это означает производство двух различных типов структур, производящих спор, и, следовательно, двух различных типов спор: микроспор и мегаспор. Микроспоры развиваются в пыльцу или мужской гаметофит. Мегаспора развивается в яйцо или женский гаметофит. Яйцеклетка и сперматозоид сливаются, образуя зиготу, которая развивается в зародыш, защищенный несколькими слоями и завернутый в защитную оболочку. Весь пакет является семенем!

Мы разделяем семенные растения на две основные группы: голосеменные и покрытосеменные. Захватывающим аспектом этих двух групп является то, что спорофит является доминирующим, а гаметофит настолько редуцирован, что его выживание зависит от спорофита. Сперматозоид и яйцеклетка развиваются внутри спорофита, а женский гаметофит сохраняется в тканях спорофита. Есть три основных типа голосеменных растений: саговники, гинкго и хвойные. Все голосеменные для опыления полагаются на ветер. Ветер может быть привередливой вещью, и не всегда самой надежной, особенно когда на карту поставлено что-то столь же важное, как обеспечение жизнеспособного потомства (оплодотворение и производство семян)! Наша следующая группа действительно улучшила свою стратегию опыления парой замечательных нововведений.

ПОКРЫТОСЕМЯННЫЕ

Покрытосеменные — невероятно успешная группа, распространяющаяся по всему земному шару. Есть два секрета успеха покрытосеменных растений: цветы и плоды. Помимо привлечения людей (цветочная индустрия зарабатывает миллиарды долларов в год!) цветы также служат для привлечения опылителей. Это преимущество перед голосеменными растениями, которые полагаются на порывы ветра для переноса пыльцы!

Еще одно ключевое новшество покрытосеменных — плоды. Плоды сладкие, вкусные, а внутри них скрыт весь генетический материал для следующего поколения растений – семян! Это был очень умный маркетинговый ход — упаковать такой драгоценный груз во внешнее покрытие, которое было бы мягким, мясистым, сладким и почти неотразимым для животных.

Итак, как вы видите, растениям пришлось пройти ряд структурных и репродуктивных изменений, чтобы адаптироваться от водного к наземному образу жизни. Но имейте в виду всеобъемлющую тенденцию в разнообразии растений – переход от растений с преобладанием гаметофитов к биофитам, к промежуточной эволюционной ступени, где преобладает поколение с преобладанием спорофитов, а поколение гамеофита является независимым, к семенным растениям, где поколение гаметофитов настолько снижено.