Четыре вида растений на суккот: Четыре главных растения праздника Суккот — WZO

Арба миним — 4 вида растений

Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!

Авторизуйтесь или просто введите имейл:

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Фейсбук

 

ВКонтакте

 

Одноклассники

 

Вотсап 

Оглавление


Суть заповеди ↓

Кошерные «четыре вида» растений на Суккот ↓

1. Этрог ↓

2. Лулав ↓

3. Мирт — Адас ↓

4. Арава — Ива ↓

Как связать? ↓




Суть заповеди

[↑]

Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Четыре вида растений — этрог, лулав, адас, арава, — над которыми мы произносим особое благословение в дни этого праздника, символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга.

В чем состоит заповедь «арбаа миним»?

Сказано в Торе: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра, 23).

Итак, Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему. Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым воцаряем Его над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землей. Вс-вышний находится в каждой точке сотворенного Им мира и властвует над ним: «Его царская власть — надо всем».

Почему из всего растительного мира избраны именно эти четыре вида?

Потому что каждый из них не похож на все остальные: «плод великолепного дерева», то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут; «ветвь дерева густолиственного», адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», арава — несъедобна и не имеет запаха.

Выполнение заповеди о 4-х видах растений — «Арба миним»

Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа: есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами — и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу, есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей — они подобны лулаву, другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей — их символизирует адас; и, наконец, есть евреи, уподобленные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют… Но что делает Вс-вышний? «Нельзя же их отринуть! Пусть будут они связаны в единую связку и дополнят друг друга, искупив свои грехи». Вот поэтому-то мы должны связать эти четыре вида различных во всем растений вместе, чтобы тем самым продемонстрировать мировоззрение иудаизма: стремление воспитать все эти четыре типа евреев на основе Торы и заповедей и подарить им ощущение единства и взаимности в отношениях личности с обществом. И так мы молимся в «Грозные дни»: «…и станут единой связкой, чтобы исполнять Твою волю от всего сердца». А в Талмуде, в трактате Сангедрин сказано: «Все евреи ответственны друг за друга».

«Арбаа миним» должны быть полной собственностью их хозяина. Это следует из сказанного в Торе: «И возьмите себе» — то есть приобретите в свою собственность. Если у кого-нибудь нет возможности купить все четыре вида — ему можно помочь исполнить эту заповедь, предоставляя «арбаа миним» «в подарок при условии возвращения».

По букве закона Торы эта заповедь исполняется всюду, где живут евреи, только в первый день праздника — в Торе сказано: «…в первый день праздника». Лишь в Храме ее исполняли все семь дней, как сказано:

«пред Г-сподом, Б-гом вашим [т. е. в Храме], — семь дней». Но с тех пор, как разрушен Храм, по постановлению мудрецов заповедь «арбаа миним» мы исполняем все семь дней Суккот — для того, чтобы не забылись времена Храма.

Кошерные «четыре вида» растений на Суккот

[↑]

Заметим, в первый день Суккота заповедь «взять четыре вида» («И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» Ваикра 23, 40) — из Торы, в остальные дни это заповедь мудрецов, постановление в память о Храме, где «брать четыре вида» предписывалось Торой все семь дней.

В каком случае упомянутые растения непригодны для исполнения заповеди (псулим, псуль)? «Изъяны», делающие растение непригодным, бывают трёх видов:

1. Растение — не то, которое предписано Торой (например, не этрог, а апельсин, или лимон, или яблоко).

2. Растение некрасиво, сухое, не того цвета.

3. Растение не цельное, поврежденное, то есть сломано, надкушено, с трещиной.

1. Этрог

[↑]

Самое важное — четко знать, что этрог не скрещен с лимоном, а является чистым этрогом. Здесь в Израиле принято покупать плоды из садов, о происхождении которых существует точная информация. Например, во дворе дома рава Михаэля-Йеуды Лефкововича зацал было дерево, выращенное из этрога, который Хазон Иш признал кошерным. Саженцы этого дерева распространялись среди торговцев этрогами, была создана группа, которая продает этроги под названием «Сорт Хазон Иша». Есть также сады от иерусалимского раввинского суда БАДАЦ и т.д. Некоторые покупают этроги из Марокко и Йемена, в этом случае вероятность скрещивания крайне низка.

Второе по важности — чистота, отсутствие пятен.

Когда Вы берете в руки этрог, посмотрите, нет ли пятен и точек на его верхней трети, это самое важное. Даже одна черная или белая точка на верхней трети этрога делает его непригодным (но некоторые черные точки продавцы могут снять).

Если на нижней части этрога есть минимум две или три точки, которые заметны, с какой бы стороны мы ни смотрели на этрог (т.е. как бы мы ни крутили плод — они все равно видны), этрог также непригоден. Если точки коричневые, следует показать этрог раву. Белые и черные пятна хуже всего, всегда делают этрог посуль (непригодным). Если там чисто, рассматриваем этрог дальше.

Для выполнения заповеди «арба миним» принято покупать плоды этрога из садов,
о происхождении которых есть точная информация

Изменения в цвете: этрог, покрытый пятнами нетипичного для этрогов цвета (не воскового желтого), например, красного, коричневого, светло-зеленого, — кошер. Но настоятельно рекомендуется найти лучший вариант. Бежевые следы от лежавших на этроге листьев не делают его непригодным, но уменьшают его красоту и стоимость.

Этрог рассматривают на расстоянии вытянутой руки, не нужно смотреть на него в лупу.

В первый день важно, чтобы плод был целым, без отломанных кусочков, порезов, уколов и т.д. Те, кто рассматривает этрог с лупой, проверяют «целостность» или цвет точек.

Форма этрога: шар — посуль, все остальное — кошер, но для красоты и цены имеют значение классическая «этроговая» форма и цвет. Чуть расширенная нижняя часть, вытянутая верхняя и «розочка» на верхушке. Кстати, последнее — не обязательно, но нужно знать: если плодоножка отпала при цветении, следует проверить, не «захватила» ли она с собой кусочек плода. Поэтому некоторые хотят приобрести этрог именно с питэм — розочкой наверху. Кстати, химикаты, делающие её более устойчивой, были найдены во время Вьетнамской войны. После химической атаки все апельсиновые деревья сохранили такие розочки от цветов, это заметили евреи из Армии США и взяли на вооружение.

Размер — минимум с яйцо, лучше в два раза больше. Большинство этрогов имеет необходимый размер.

2. Лулав

[↑]

Это молодая ветвь финиковой пальмы. Главная проблема — самый верхний средний лист, который называется тийомет. Самый лучший вариант — если он полностью закрыт, то есть два листа (а таково строение молодых листьев финиковой пальмы — каждый лист как будто сложен вдвое) заканчиваются на одном уровне, и они не сломанные и не сухие. Для сфарадим это не актуально, так как по мнению рава Йосефа Каро, автора Шулхан Аруха, лулав непригоден, только если большинство листьев на ветви сухие или с трещинами.

Но для ашкеназим это важно, поэтому, если тийомет с трещиной, см. ниже:

а) Если трещина по «спинке» длиннее половины длины листа, лулав не кошер.

б) Если короче, лулав кошер. Это в первый день.

Во второй и далее: частично, даже если трещина длиннее половины листа, кошер, но желательно иметь экземпляр получше.

Очень хорошо во все дни использовать лулав с полностью закрытым верхним листом. По мнению рава Давида Леви (ТАЗ — автор комментария Турэй Заав на Шулхан Арух, великий галахист) — лулав считается «проблемным», если он раскрыт на 10 см.; по мнению рава Авраама Данцига, автора книги Хаей Адам, — даже если раскрыт самую малость. Рав Ойербах считал, что если трещина на листке короче половины листа в длину, то можно его подклеить — и лулав становится вполне пригодным, даже превосходным для выполнения заповеди.

Лулав — молодая, нераскрытая ветвь финиковой пальмы, нужная для выполнения заповеди «арба миним»

Если тийомет выглядит как вилы — верхний лист закачивается раздвоением, так, что два листа выглядят двумя, явно отстоят друг от друга и формой напоминают вилку-двузубец — лулав не годен в первый день. В другие дни он кошер, но стоит иметь лучший.

Если лулав высох настолько, что весь побелел, — посуль всегда, лучше всего искать зеленый и свежий. Все остальное внутри этих границ — вопрос цены и красоты.

Длина лулава — минимум 32, лучше постараться купить лулав длиной 40 см. Измеряется только «позвоночник», верхние листья «не считаются».

Если от верхнего листа — тийомет — отвалилась игла — кошер. Но если сломался сам лист, то лулав посуль, если это видно сразу невооруженным глазом.

Лулав, искривленный в форме серпа, — посуль (встречается редко). Но чуть-чуть искривленный — кошер, однако лучше поискать другой.

Иногда бывает, что лулав заканчивается двумя листами тийомет, растущими на одном уровне, и тогда все законы тийомет относятся к ним обоим.

3. Мирт — Адас

[↑]

В Торе сказано, что его листья закрывают ветки, прилегая к ним. В реальности требуется, чтобы листья росли на одном уровне — все три листа каждой «ступени». Существует два мнения, как это следует проверять:

а) Визуально: три листка растут на одном уровне.

б) Ниточкой, обмотанной вокруг ствола.

Выбор Адасы — ветвей мирта, одного из 4-х видов растений (арбаа миним),
которые заповедано брать во время праздника Суккот

Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см. ) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.

Если адас сухой: листья побелели — посуль, зеленые — кошер.

Сломалась верхушка веточки — лучше «устрожить» соблюдение закона и взять другую, упал только верхний листок — кошер.

4. Арава — Ива

[↑]

Лучше всего — та, которая растет на реках, с красными веточками, продолговатыми листьями гладкой формы. Круглые и пильчатые листья — посуль.

Продолговатые и пильчатые — следует спросить раввина.

Тора повелевает взять четыре вида растений,
один из них — ветка ивы, на иврите — арава

Если облетела бОльшая часть листьев — посуль, меньшая — кошер.

Длина: 30 см. — лучше, 24 см. — минимум.

Сухая полностью — посуль, чуть-чуть — кошер.

Подвяла — кошер, но изначально нужно брать каждый день свежую (Рамо). Если арава хорошо сохранилась, нет обязанности её менять.

Сломалась ветка — посуль, верхний листик — кошер. Если у аравы есть листик наверху (называется лавлув), это красиво и означает, что сверху она точно не ломалась.

Как связать?

[↑]

Лулав — в середине, арава — слева, адас — справа от него. Смотрим со стороны прямого «позвоночника» ветки лулава. Есть койшеклах (плетеные футлярчики для трёх из «четырёх видов») из лулавных веток. Принято у ашкеназим.

На лулав надевают три кольца из листьев лулава же (попросите у продавца посульный лулав для этих целей).

Осторожно с адасом и аравой при связывании, у них могут оторваться листья.

Лулав должен быть на десять сантиметров выше адаса и аравы (минимум). Есть обычай привязывать адас выше, чем араву.

Стоит потратить деньги на покупку предметов для выполнения заповеди, это способствует победе над силами зла (Сефер Харедим).

Арба миним — 4 вида растений

Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!

Авторизуйтесь или просто введите имейл:

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Фейсбук

 

ВКонтакте

 

Одноклассники

 

Вотсап 

Оглавление


Суть заповеди ↓

Кошерные «четыре вида» растений на Суккот ↓

1. Этрог ↓

2. Лулав ↓

3. Мирт — Адас ↓

4. Арава — Ива ↓

Как связать? ↓




Суть заповеди

[↑]

Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Четыре вида растений — этрог, лулав, адас, арава, — над которыми мы произносим особое благословение в дни этого праздника, символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга.

В чем состоит заповедь «арбаа миним»?

Сказано в Торе: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра, 23).

Итак, Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему. Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым воцаряем Его над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землей. Вс-вышний находится в каждой точке сотворенного Им мира и властвует над ним: «Его царская власть — надо всем».

Почему из всего растительного мира избраны именно эти четыре вида?

Потому что каждый из них не похож на все остальные: «плод великолепного дерева», то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут; «ветвь дерева густолиственного», адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», арава — несъедобна и не имеет запаха.

Выполнение заповеди о 4-х видах растений — «Арба миним»

Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа: есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами — и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу, есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей — они подобны лулаву, другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей — их символизирует адас; и, наконец, есть евреи, уподобленные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют… Но что делает Вс-вышний? «Нельзя же их отринуть! Пусть будут они связаны в единую связку и дополнят друг друга, искупив свои грехи». Вот поэтому-то мы должны связать эти четыре вида различных во всем растений вместе, чтобы тем самым продемонстрировать мировоззрение иудаизма: стремление воспитать все эти четыре типа евреев на основе Торы и заповедей и подарить им ощущение единства и взаимности в отношениях личности с обществом. И так мы молимся в «Грозные дни»: «…и станут единой связкой, чтобы исполнять Твою волю от всего сердца». А в Талмуде, в трактате Сангедрин сказано: «Все евреи ответственны друг за друга».

«Арбаа миним» должны быть полной собственностью их хозяина. Это следует из сказанного в Торе: «И возьмите себе» — то есть приобретите в свою собственность. Если у кого-нибудь нет возможности купить все четыре вида — ему можно помочь исполнить эту заповедь, предоставляя «арбаа миним» «в подарок при условии возвращения».

По букве закона Торы эта заповедь исполняется всюду, где живут евреи, только в первый день праздника — в Торе сказано: «…в первый день праздника». Лишь в Храме ее исполняли все семь дней, как сказано:

«пред Г-сподом, Б-гом вашим [т. е. в Храме], — семь дней». Но с тех пор, как разрушен Храм, по постановлению мудрецов заповедь «арбаа миним» мы исполняем все семь дней Суккот — для того, чтобы не забылись времена Храма.

Кошерные «четыре вида» растений на Суккот

[↑]

Заметим, в первый день Суккота заповедь «взять четыре вида» («И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» Ваикра 23, 40) — из Торы, в остальные дни это заповедь мудрецов, постановление в память о Храме, где «брать четыре вида» предписывалось Торой все семь дней.

В каком случае упомянутые растения непригодны для исполнения заповеди (псулим, псуль)? «Изъяны», делающие растение непригодным, бывают трёх видов:

1. Растение — не то, которое предписано Торой (например, не этрог, а апельсин, или лимон, или яблоко).

2. Растение некрасиво, сухое, не того цвета.

3. Растение не цельное, поврежденное, то есть сломано, надкушено, с трещиной.

1. Этрог

[↑]

Самое важное — четко знать, что этрог не скрещен с лимоном, а является чистым этрогом. Здесь в Израиле принято покупать плоды из садов, о происхождении которых существует точная информация. Например, во дворе дома рава Михаэля-Йеуды Лефкововича зацал было дерево, выращенное из этрога, который Хазон Иш признал кошерным. Саженцы этого дерева распространялись среди торговцев этрогами, была создана группа, которая продает этроги под названием «Сорт Хазон Иша». Есть также сады от иерусалимского раввинского суда БАДАЦ и т.д. Некоторые покупают этроги из Марокко и Йемена, в этом случае вероятность скрещивания крайне низка.

Второе по важности — чистота, отсутствие пятен.

Когда Вы берете в руки этрог, посмотрите, нет ли пятен и точек на его верхней трети, это самое важное. Даже одна черная или белая точка на верхней трети этрога делает его непригодным (но некоторые черные точки продавцы могут снять).

Если на нижней части этрога есть минимум две или три точки, которые заметны, с какой бы стороны мы ни смотрели на этрог (т.е. как бы мы ни крутили плод — они все равно видны), этрог также непригоден. Если точки коричневые, следует показать этрог раву. Белые и черные пятна хуже всего, всегда делают этрог посуль (непригодным). Если там чисто, рассматриваем этрог дальше.

Для выполнения заповеди «арба миним» принято покупать плоды этрога из садов,
о происхождении которых есть точная информация

Изменения в цвете: этрог, покрытый пятнами нетипичного для этрогов цвета (не воскового желтого), например, красного, коричневого, светло-зеленого, — кошер. Но настоятельно рекомендуется найти лучший вариант. Бежевые следы от лежавших на этроге листьев не делают его непригодным, но уменьшают его красоту и стоимость.

Этрог рассматривают на расстоянии вытянутой руки, не нужно смотреть на него в лупу.

В первый день важно, чтобы плод был целым, без отломанных кусочков, порезов, уколов и т.д. Те, кто рассматривает этрог с лупой, проверяют «целостность» или цвет точек.

Форма этрога: шар — посуль, все остальное — кошер, но для красоты и цены имеют значение классическая «этроговая» форма и цвет. Чуть расширенная нижняя часть, вытянутая верхняя и «розочка» на верхушке. Кстати, последнее — не обязательно, но нужно знать: если плодоножка отпала при цветении, следует проверить, не «захватила» ли она с собой кусочек плода. Поэтому некоторые хотят приобрести этрог именно с питэм — розочкой наверху. Кстати, химикаты, делающие её более устойчивой, были найдены во время Вьетнамской войны. После химической атаки все апельсиновые деревья сохранили такие розочки от цветов, это заметили евреи из Армии США и взяли на вооружение.

Размер — минимум с яйцо, лучше в два раза больше. Большинство этрогов имеет необходимый размер.

2. Лулав

[↑]

Это молодая ветвь финиковой пальмы. Главная проблема — самый верхний средний лист, который называется тийомет. Самый лучший вариант — если он полностью закрыт, то есть два листа (а таково строение молодых листьев финиковой пальмы — каждый лист как будто сложен вдвое) заканчиваются на одном уровне, и они не сломанные и не сухие. Для сфарадим это не актуально, так как по мнению рава Йосефа Каро, автора Шулхан Аруха, лулав непригоден, только если большинство листьев на ветви сухие или с трещинами.

Но для ашкеназим это важно, поэтому, если тийомет с трещиной, см. ниже:

а) Если трещина по «спинке» длиннее половины длины листа, лулав не кошер.

б) Если короче, лулав кошер. Это в первый день.

Во второй и далее: частично, даже если трещина длиннее половины листа, кошер, но желательно иметь экземпляр получше.

Очень хорошо во все дни использовать лулав с полностью закрытым верхним листом. По мнению рава Давида Леви (ТАЗ — автор комментария Турэй Заав на Шулхан Арух, великий галахист) — лулав считается «проблемным», если он раскрыт на 10 см.; по мнению рава Авраама Данцига, автора книги Хаей Адам, — даже если раскрыт самую малость. Рав Ойербах считал, что если трещина на листке короче половины листа в длину, то можно его подклеить — и лулав становится вполне пригодным, даже превосходным для выполнения заповеди.

Лулав — молодая, нераскрытая ветвь финиковой пальмы, нужная для выполнения заповеди «арба миним»

Если тийомет выглядит как вилы — верхний лист закачивается раздвоением, так, что два листа выглядят двумя, явно отстоят друг от друга и формой напоминают вилку-двузубец — лулав не годен в первый день. В другие дни он кошер, но стоит иметь лучший.

Если лулав высох настолько, что весь побелел, — посуль всегда, лучше всего искать зеленый и свежий. Все остальное внутри этих границ — вопрос цены и красоты.

Длина лулава — минимум 32, лучше постараться купить лулав длиной 40 см. Измеряется только «позвоночник», верхние листья «не считаются».

Если от верхнего листа — тийомет — отвалилась игла — кошер. Но если сломался сам лист, то лулав посуль, если это видно сразу невооруженным глазом.

Лулав, искривленный в форме серпа, — посуль (встречается редко). Но чуть-чуть искривленный — кошер, однако лучше поискать другой.

Иногда бывает, что лулав заканчивается двумя листами тийомет, растущими на одном уровне, и тогда все законы тийомет относятся к ним обоим.

3. Мирт — Адас

[↑]

В Торе сказано, что его листья закрывают ветки, прилегая к ним. В реальности требуется, чтобы листья росли на одном уровне — все три листа каждой «ступени». Существует два мнения, как это следует проверять:

а) Визуально: три листка растут на одном уровне.

б) Ниточкой, обмотанной вокруг ствола.

Выбор Адасы — ветвей мирта, одного из 4-х видов растений (арбаа миним),
которые заповедано брать во время праздника Суккот

Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см. ) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.

Если адас сухой: листья побелели — посуль, зеленые — кошер.

Сломалась верхушка веточки — лучше «устрожить» соблюдение закона и взять другую, упал только верхний листок — кошер.

4. Арава — Ива

[↑]

Лучше всего — та, которая растет на реках, с красными веточками, продолговатыми листьями гладкой формы. Круглые и пильчатые листья — посуль.

Продолговатые и пильчатые — следует спросить раввина.

Тора повелевает взять четыре вида растений,
один из них — ветка ивы, на иврите — арава

Если облетела бОльшая часть листьев — посуль, меньшая — кошер.

Длина: 30 см. — лучше, 24 см. — минимум.

Сухая полностью — посуль, чуть-чуть — кошер.

Подвяла — кошер, но изначально нужно брать каждый день свежую (Рамо). Если арава хорошо сохранилась, нет обязанности её менять.

Сломалась ветка — посуль, верхний листик — кошер. Если у аравы есть листик наверху (называется лавлув), это красиво и означает, что сверху она точно не ломалась.

Как связать?

[↑]

Лулав — в середине, арава — слева, адас — справа от него. Смотрим со стороны прямого «позвоночника» ветки лулава. Есть койшеклах (плетеные футлярчики для трёх из «четырёх видов») из лулавных веток. Принято у ашкеназим.

На лулав надевают три кольца из листьев лулава же (попросите у продавца посульный лулав для этих целей).

Осторожно с адасом и аравой при связывании, у них могут оторваться листья.

Лулав должен быть на десять сантиметров выше адаса и аравы (минимум). Есть обычай привязывать адас выше, чем араву.

Стоит потратить деньги на покупку предметов для выполнения заповеди, это способствует победе над силами зла (Сефер Харедим).

Четыре вида Суккота говорят о еврейском разнообразии и единстве

Четыре вида Суккота говорят о еврейском разнообразии и единстве
| Еврейская федерация в сердце Нью-Джерси

В ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ: ВСЕ ЗА ОДНОГО; ОДИН ЗА ВСЕХ, раввин Ошер Хаим Левен, говорит, …избранный народ может функционировать только там, где в его рядах есть единство. Только «собирая» все части народа в радостное гармоничное единство, «воссоединение семьи», еврейский народ может выполнить свою национальную роль и достичь окончательного уровня единства: стать единым с Б-гом. Оба символизируются собранием Четырех Видов.

Следующая статья, написанная Мириам Перл и опубликованная канадским изданием TorahHigh, исследует связь между четырьмя видами и еврейским единством.

Что говорят наши мудрецы о важности объединения евреев под одним знаменем, как единого народа? На самом деле совсем немного. Учитывая, что мы живем в разгар еврейского праздника Суккот, для нас самое подходящее время посмотреть, что, в частности, этот праздник говорит о еврейском единстве.

В то время, когда еврейский народ становится все более поляризованным и раздробленным по политическим или религиозным мотивам, утешительно вспомнить основную идею четырех видов: лулав (ветвь финиковой пальмы), этрог (цитрусовый плод), хадасим (ветвь мирта) и аровот (ветвь ивы) – которыми мы машем в нашей Сукке во время Суккота.

Четыре вида, безусловно, являются самыми выдающимися предметами в сукке. Тора повелевает нам в Книге Левит, глава 23, стих 40: «И возьмете себе в первый день плоды хороших деревьев, пальмовые ветви, ветви толстых деревьев и верб ручьевых, и возрадуйтесь перед Господа Бога твоего на семь дней».

ЧЕТЫРЕ ТИПА ЕВРЕЕВ
В Мидраше четыре вида символизируют четыре типа евреев с разным уровнем знания и соблюдения Торы. Их объединение представляет собой наше единство как нации, несмотря на наши внешние различия. Этрог представляет человека, который изучает Тору и выполняет заповеди, лулав представляет того, кто изучает Тору, но не выполняет заповеди, мирт представляет того, кто выполняет заповеди, но не изучает Тору, а ива представляет собой еврея, который не изучает Тору и не соблюдает заповеди.

Интересно, что этрог, который символизирует как человека, изучающего Тору, так и исполняющего мицвот, не стоит особняком в выполнении этой мицвы. Этрог должен быть соединен с другими видами. Это, безусловно, мощный символ: каждый еврей, независимо от его уровня знания или практики Торы, должен видеть своего собрата-еврея образующим единство, каждый из нас принадлежит к коллективу, который разделяет Божественная искра — все мы создан по Его образу.

СОЛОВЕЙЧИК:
МЫ ЛИЧНОСТИ И МЫ КОЛЛЕКТИВ
Слишком легко провести несколько минут, размахивая лулавом и этрогом в шести направлениях, не сосредотачиваясь на том, что это значит. Слишком часто еврейская жизнь может вращаться вокруг выполнения мицвот, которые могут отделиться от лежащего в их основе смысла. Однако Тора неоднократно напоминает нам, что это не то, чего хочет от нас Бог. Наши мудрецы тоже учат нас, как это далеко от идеала. Рав Дов Галеви Соловейчик (1903-1993), один из самых выдающихся ученых современности, рассуждает о том, что выполнение определенных мицвот может происходить только в два этапа. Сначала внешнее действие, за которым следует интериоризация смысла.

Как можно усвоить мицву Лулава и Этрога? Усвоив послание о единстве и важности принадлежности к сообществу. Вернемся еще раз к Раву, который говорит, что создание общины с собратьями-евреями является внутренней потребностью его личности. Человек одновременно одинок и существует в сообществе. Оба являются существенными аспектами экзистенциального человечества.

«В уединении или в единении — где человек находит свое истинное я?» Ответ на вопрос скорее диалектический, а именно, человек есть и то, и другое. .. На самом деле величие человека проявляется в его внутреннем противоречии , в его диалектической природе, в том, что он одинок и ни с кем не связан, а также в том, что он связан с тобой и принадлежит к структуре сообщества».

Как существам, содержащим искру Божественного, нам предписано соединяться с нашей Божественной сущностью, моделируя действия Бога. Точно так же, как Он постоянно заботится о нас — независимо от того, как мы выглядим и что делаем, — коллективное еврейство должно взять на себя ответственность друг за друга.

В этот Суккот давайте объединим наши семьи и общины в единстве и ахаве (любви), помня, что все мы являемся единым телом, образующим единое целое кнессет Исраэль.

Чаг Самеах!  

Подписаться
к сообщениям

4 вида — BJE

ВСЕ О ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ

Набор из 4 видов, в том числе особенно зеленый этрог (плод, напоминающий бугристый лимон)

Арбах Миним («Четыре вида») — это 4 вида растений, которые ритуально используются в рамках соблюдения праздника Суккот. Три вида (пальма, ива и мирт) помещены в специальный плетеный держатель и вместе известны как «лулав»; четвертый из четырех видов, плод цитрусового дерева, известного на иврите как этрог, держится вместе с лулавом.

  1. Это предписано в Левите 23:40: «В первый день (Суккота) вы должны взять плоды  хадар  (хороших) деревьев, пальмовые ветви, ветви лиственных деревьев и вербы ручейные. и веселись пред Господом, Богом твоим, семь дней».
  2. Три из четырех связанных вместе видов — пальма, ива и мирт — вместе называются лулав («пальма»), поскольку это самый крупный из видов.
  3. «Плоды хороших деревьев» были истолкованы как означающие этрог  (цитрон*). «Ветви пальм» — это лулав; «ветви лиственных деревьев» относятся к мирту; а «вербы ручьи» — это аравот или хошанот .
  4. Четыре вида намекают на четырехбуквенное имя Бога. Четыре соединены вместе, чтобы обозначить Единство Бога.
  5. Согласно мидрашу в Leviticus Rabbah, 83, каждый вид имеет определенное отношение к Богу: этрог является символом Псалма 104:1: «Ты облечен в славу и величие»; ладонь используется, потому что сказано Псалтирь 92:13: «Праведник цветет, как финиковая пальма»; мирт означает Захария 1:8: «И стал он среди миртовых деревьев»; верба значима, потому что в Псалмах 68:5 написано: «Восхваляй Сидящего на облаках (аравот), имя Ему Господь».
  6. Лулав подразумевает символику вкуса и запаха. В то время как у этрога есть вкус и запах, у лулава есть вкус, но нет запаха. У мирта есть запах, но нет вкуса, а у ивы нет ни того, ни другого. Поэтому лулав — это изображение всех типов людей: каждый из них отличается, как сообщество, которое они составляют вместе.
  7. Каждый из четырех видов обозначает часть тела: этрог относится к сердцу; лулав — прямой позвоночник; мирт символизирует глаза, а ива – губы. Каждая из конечностей есть средство, посредством которого человек служит Богу.
  8. Существует также мужско-женская тема, присущая четырем видам. Лулав олицетворяет мужественность, в то время как этрог по своей форме считается женственностью. Как символы божественности они должны быть совершенны во всех отношениях; поэтому ветки выбираются с осторожностью.
  9. Гроздь держится на специальном держателе из листьев лулава. Две ветки ивы кладутся слева от лулава, три ветки мирта — справа. Этрог остается отдельным.
  10. Четыре вида прославляют разнообразие человека и множество различных форм присутствия Бога.

Покупатели рассматривают этрогим и лулавим в израильском уличном киоске перед покупкой.

Законы и обычаи вейвинга четырех видов

Это мицва (заповедь) трясти или взмахивать четырьмя видами в каждый из семи дней Суккот, обычно до или во время утренней службы (Шахарит). Это встряхивание или размахивание символизирует завершение годового цикла или свободы, а также мира и гармонии. Мы встряхиваем лулав во всех направлениях, чтобы указать на присутствие Бога во всем мире, обращаясь лицом к Иерусалиму.

  1. Перед чтением благословения на лулав читается медитация. Затем этрог (цитрон) держат в левой руке стеблем вниз. После благословения его переворачивают, лицом вверх.
  2. Связка лулав, которую держат в правой руке, встряхивают.
  3. При встряхивании лулава следует смотреть на восток. Лулав протягивают вперед на восток и трижды встряхивают. Каждый раз, когда лулав встряхивают, его следует выполнять движением, которое сначала направлено наружу, а затем втягивается внутрь.
  4. То же движение повторяется всего пять раз: вправо (юг), за правым плечом и через него (запад), влево, вверх и вниз. Каждое должно быть сделано с намерением, медленно и обдуманно.
  5. Лулавом также размахивают во время чтения Халлеля, хвалебного гимна.
  6. Движения, связанные с размахиванием лулавом, очень символичны. На простом уровне они демонстрируют радость и удовлетворение от того, что Бог обеспечивает последний урожай.
  7. Размахивание лулавом также олицетворяет плодородие земли и желание дождя обеспечить следующий урожай. Это также указывает на господство Бога над природой.
  8. Движение лулава символизирует наше погружение в праздник Суккот, который полностью окружает человека. Размахивание четырьмя видами подчеркивает присутствие Бога, которое втягивается внутрь, тем самым приближая человека к Богу.
  9. Лулав не раскачивается в Шаббат.
  10. Важно, чтобы у каждого был свой лулав. Лулав нельзя одолжить, но можно подарить. Все четыре вида должны быть свежими и в идеальном состоянии.

Как купить и ухаживать за четырьмя видами

 

Этрог с защитным футляром для транспортировки и хранения.
Защитные чехлы для этрогов доступны в различных исполнениях и из различных материалов.

Принцип покупки Четырех Видов называется хиддур-мицва , что переводится как заповедь красоты, обеспечивающая абсолютное совершенство в каждой.

  1. Лулав и этрог обычно можно купить в еврейском книжном магазине или магазине иудаики. Возможно, их нужно будет предварительно заказать.
  2. Альтернативой является покупка комплекта в местной синагоге. В Сиднее молодежное движение Бней Акива также продает наборы.
  3. Этрог труднее всего добыть из четырех видов. Подразумевается, что этрог должен быть красивым, «из хороших деревьев» (Левит 23:40). Этрог должен иметь питтам (стебель). Если стебель отваливается, этрог больше нельзя использовать, так как он уже не совершенен. Однако приемлема разновидность этрога, изначально без стеблей.

  4. Этрог должен быть желтым, без изменения цвета. Форма листьев должна быть продолговатой. Кожа должна быть максимально ровной. Найти самый красивый этрог — это личная задача.
  5. При поиске лулава он должен быть свежим и иметь длину не менее 14 дюймов (36 см). Его листья должны простираться снизу справа вверх. Чтобы листья не расползались и не ломались, лулав следует связать в трех точках лентами, сделанными из его собственных листьев. Эти три полосы означают Авраама, Исаака и Иосифа. Самое главное, лулав должен доставлять удовольствие покупателю.
  6. Арба Миним должен включать в себя три ветки мирта, каждая длиной не менее десяти дюймов. Его листья должны быть группами по три, отходящими от каждого стебля. Если это невозможно, должно быть не менее трех групп по три кластера, желательно ближе к вершине.