Содержание
Ботаника — наука о растениях (5 класс, ФГОС) | Презентация к уроку по биологии по теме:
Слайд 1
Урок по теме: Ботаника – наука о растениях. Выполнила: учитель биологии Кисловской средней школы Карагулина Е.В .
Слайд 2
Проверка знаний Выполните тест по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы» в тетрадях для самостоятельных работ. Время выполнения: 15 минут.
Слайд 3
Актуализация знаний Ребята, вы знаете, что все живые организмы образуют органический мир нашей планеты. Жизнь на Земле представлена в огромном разнообразии. В се живые организмы, имеющие клеточное строение, делятся на 4 основные царства. Какие царства вы уже изучили? Царство Бактерии, царство Грибы.
Слайд 4
Актуализация знаний Что мы изучали о бактериях и грибах? ( Строение, многообразие , способы питания, способы размножения, значение в природе и жизни человека)
Слайд 5
Актуализация знаний Отгадайте загадки и попробуйте определить тему сегодняшнего урока: На Новый год ей каждый рад, хотя колюч её наряд (ель)
Слайд 6
Актуализация знаний 2. На верхушке стебелька солнышко и облака (ромашка) 3 . Обжигает, как огонь! Ты смотри, её не тронь! Расплелась под старой сливой Очень жгучая… (крапива)
Слайд 7
Актуализация знаний 4. Весной появляется, А зимой скрывается. Что это? (трава) 5. Не пьёт, не ест, а растёт (дерево)
Слайд 8
Актуализация знаний Сегодня мы приступаем к изучению еще одного царства живой природы, как вы думаете какого? ( растения) Какая наука изучает растения ? (ботаника)
Слайд 9
Актуализация знаний Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, который является первым в большом разделе «Царство Растения». Тема сегодняшнего урока: «Ботаника – наука о растениях».
Слайд 10
Актуализация знаний Давайте попробуем определить цели нашего сегодняшнего занятия: Узнать, почему растения выделяют в отдельное царство . Узнать, на какие группы можно разделить растения. Узнать, что изучает наука «ботаника». Узнать, какое значение имеют растения в природе. Узнать, какое значение имеют растения в жизни человека.
Слайд 11
Изучение нового материала 1. Ботаника – наука о растениях. Сейчас я предлагаю вам узнать новое о науке ботанике, и о том, как ботаника классифицирует растения. Ведь на следующих уроках нам предстоит познакомиться с различными группами растений . Для этого выполните задание №1. Прочитать текст «Что изучает ботаника» и поставить пометки на полях (индивидуально).
Слайд 12
Изучение нового материала 1. Ботаника – наука о растениях. Пометки: « V»- это я знаю «+» — это новая для меня информация «-» — я думал иначе «?» — хочу знать больше, есть вопросы «!» — это интересно
Слайд 13
Изучение нового материала 1. Ботаника – наука о растениях. Обсудим: 1. Что вы узнали о ботанике? 2. На какие две группы делят растения в зависимости от строения? 3. Как называют тело многоклеточных низших растений? 4. Имеют ли органы низшие растения? 5. На какие органы расчленено тело высших растений?
Слайд 14
Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
Слайд 15
Изучение нового материала 2. Значение растений в природе и жизни человека. Ребята, а теперь давайте выясним значение растений в природе и жизни человека. Для этого выполните задание №2. Прочитать текст параграфа 17 (с. 88-90) и обсудить (в парах) проблемный вопрос «Что будет, если все растения исчезнут?»
Слайд 16
Изучение нового материала 2. Значение растений в природе и жизни человека. Сделаем вывод о значении в природе: в ыделяют кислород, поглощают углекислый газ, к орм для травоядных, м естообитание для животных (лес, луг и т.д.)
Слайд 17
Изучение нового материала 2. Значение растений в природе и жизни человека. Сделаем вывод о значении в жизни человека: пища, строительный материал, производство лекарств, красителей, топливо, украшение нашей жизни.
Слайд 18
Закрепление изученного материала Обратимся к электронному приложению учебного пособия параграфа 17 и ответим на вопросы теста.
Слайд 19
Рефлексия Достигли ли вы поставленной цели? Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Что нового узнали на уроке? Изменилось ли ваше отношение к растениям? Как? Понравился ли вам урок?
Слайд 20
Рефлексия. Работа с сигнальными карточками. Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Желтая карточка. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно.
Слайд 21
Задание на дом Всем: изучить параграф 17, ответить на вопросы (с. 92) На выбор: 1) подготовить сообщение или презентацию по теме «Растения опасные для человека »; 2) п одготовить текст о ботанике с ошибками (4-5 предложений ).
Урок по теме «Ботаника – наука о растениях» | Методическая разработка по биологии (5 класс) на тему:
Конспект урока по биологии
«Ботаника – наука о растениях»
5 класс.
Разработал учитель химии и биологии
Шпынова Алина Ананьевна
Цель урока: сформировать понятие о ботанике – как науке о растениях; познакомить учащихся с разнообразием и значением растений.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование представления о науке ботанике; ознакомление с разнообразием и значением растений.
- Развивающие: формирование умений делать выводы; развитие умений работать с текстом и учебником, развитие умения сравнивать и обобщать получаемые знания.
- Воспитательные: формирование осознанного экологического мышления на примере важности растений в природе и жизни человека; воспитание бережного отношения к природе.
Планируемые результаты: Учащиеся углубляют и систематизируют знания об основных царствах живых организмов; могут давать определение термину «ботаника»; могут объяснять роль растений в природе и жизни человека.
Использованная литература:
Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник / В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Пасечник, В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.
Ход урока
1. Организационный момент.
Организация класса. Приветствие учащихся.
2. Актуализация знаний.
Ребята, прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, я хочу, чтобы вы помогли мне заполнить данную табличку:
Группа живых объектов | «Чужак» | Царство «чужака» |
Береза, рыба, клюква. |
|
|
Ворона, подберезовик, ласточка |
|
|
Груздь, опенок, бацилла. |
|
|
Заяц, дуб, гусеница. |
|
|
Посмотрите на группы слов в первом столбике, постарайтесь определить, кто из них третий лишний? Запишите «чужака» во втором столбике.
Группа живых объектов | «Чужак» | Царство «чужака» |
Береза, рыба, клюква. | рыба | |
Ворона, подберезовик, ласточка | подберезовик | |
Груздь, опенок, бацилла. | бацилла | |
Заяц, дуб, гусеница. | дуб |
А теперь определим, из какого царства был «чужак»:
Группа живых объектов | «Чужак» | Царство «чужака» |
Береза, рыба, клюква. | рыба | Животные |
Ворона, подберезовик, ласточка | подберезовик | Грибы |
Груздь, опенок, бацилла. | бацилла | Бактерии |
Заяц, дуб, гусеница. | дуб | Растения |
Какие из приведенных царств мы с вами уже изучили?
Грибы, бактерии
Как вы думаете, к какому следующему царству живой природы мы переходим?
Растения.
А как называется наука, изучающая царство растения?
Ботаника
3. Целеполагание
Давайте поставим цель нашего сегодняшнего урока
Выдвижение целей
Как вы думаете, мы сможем достигнуть все поставленные цели только за один урок?
Нет
Правильно, Царство растение очень разнообразно, и мы должны его рассмотреть с разных сторон. Как вы думаете, с чего мы начнём и какова же будет главная цель у нас сегодня?
Познакомиться со значением растений в природе и в жизни человека.
4. Изучение нового материала
Человек давно начал использовать растения в своей жизни, с тех незапамятных времен многие растения стали иметь большое практическое значение для человека. Предлагаю вам поиграть в игру «Значение растений в жизни человека» вам дается 3 минуты на работу, а затем мы начнем составлять совместный список. Правило одно, значение засчитывается только тогда, когда оно будет подкреплено примером растений.
Игра «Значение растений в жизни человека»
- Использование в пищу
- Лекарственные растения
- Изготовление одежды и обуви (хлопок, лен)
- Изготовление жилищ и построек
- Изготовление посуды (ложки, бочки, туески)
- Отопление жилища (дрова)
- Получение каучука (гевея, фикус ластичный)
- Изготовление музыкальных инструментов
- Изготовление орудий труда (грабли и вилы)
- Декоративность
- Красители (морковь, свекла, апельсин)
- Яды (волчье лыко, оканит).
Физкультминутка.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
Когда вы составляли список, то первое, что пришло вам на ум, было пищевое значение растений. Но уже давно, люди поняли, что мир растений — это не только пища, он интересен и многообразен. Мы находим растения разных видов практически повсюду – на суше, в море, от засушливых пустынь до лесов, где льют бесконечные тропические дожди.
Растения играют не только большое значение в жизни человека, но и природы. Мы продолжаем нашу игру, но теперь вам нужно записать:
Значение растений в природе
1. Поглощают углекислый газ, выделяют кислород
2. Растения — источник пищи для животных
3. Растения очищают воздух от пыли
4. Насекомые опыляют растения
Помните, в начале урока я говорила, что Царство растений мы будем рассматривать с разных сторон, мы рассмотрели только одну. Это значение. Как вы думаете, что мы будем рассматривать дальше? Давайте посмотрим учебник. В целом обширное и пестрое царство растений насчитывает более 500 000 видов, и если бы я начала называть каждое, то на это ушло бы 150 часов, поэтому мы с вами со следующего урока систематизировать и обобщать все растения в отдельные группы, такие как, Водоросли, Мхи, Лишайники и т.д. Мы рассмотрим их строение, используя различные методы: от описания иллюстраций до наблюдений под микроскопом.
Всё это потребует от вас больших усилий и внимательности, чтобы полностью изучить всё разнообразие этого великого Царства, поэтому на сегодня мы заканчиваем обсуждение и давайте закрепим то, что мы сегодня узнали.
5. Закрепление изученного материала.
Прочитайте текст, в нём содержатся ошибки. Найдите их и исправьте.
1. Ботаника – это наука о строении растений. 2. Слово «ботаника» происходит от греческого «ботанэ», что значит «жизнь». 3. Без растений не могут существовать ни животные, ни человек. 4. Во-первых, зеленые растения выделяют углекислый газ, необходимый для образования органических веществ из неорганических. 5. Во-вторых, растения служат пищей всему живому на Земле.
6. Подведение итогов урока и домашнее задание.
- Мы достигли поставленной цели?
- Что было новым для вас на уроке?
- Что вам было интересно?
- Какие у вас остались или возникли вопросы?
- Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
Спасибо, сегодня вы хорошо поработали на уроке. Запишите домашнее задание.
Прочитать материал учебника: § 17
Выполнить №58-59, стр. 40.
Новости биологии растений | Департамент ботаники и растениеводства
Калифорнийский университет в Риверсайде
Последние новости
Ученые впервые классифицируют экосистемы всей планеты
Глобальная междисциплинарная группа ученых разработала первую комплексную классификацию мировых экосистем на суше, реках, водно-болотных угодьях и морях. Типология экосистем позволит обеспечить более скоординированное и эффективное сохранение биоразнообразия, что имеет решающее значение для благополучия человека. Заслуженный профессор…
Подробнее »
Безтехнологический способ сохранить траву штата Калифорния
Хотя официальная трава штата Калифорния исчезает, она может жить 100 и более лет. Новое исследование показывает, что овцы и крупный рогатый скот могут помочь ему достичь такого долголетия. Фиолетовый ковыль когда-то доминировал на пастбищах штата, служил…
Подробнее »
Колонка: Исследователь Калифорнийского университета в Риверсайде создал Святой Грааль засухоустойчивых газонов?
У ворот экспериментальной сельскохозяйственной станции Калифорнийского университета в Риверсайде меня встретила чирлидер организации «Враг общества № 1» с улыбкой и несколькими словами. «Каждый раз, когда случается серьезная засуха, я попадаю в L.A. Times», — сказал Джим Бэрд, только…
Подробнее »
Горцы наставляют подростков, стремящихся к карьере STEM
Приблизительно 70 старшеклассников, которые думают о карьере в STEM, или науке, технологиях, инженерии и математике, провели три дня в кампусе Калифорнийского университета в Риверсайде, общаясь с отраслевыми экспертами и другими подростками из окрестностей Риверсайда и округа Сан-Бернардино.
Подробнее »
Стресс растений превращается в экспресс-тесты на опасные химические вещества
Ученые модифицировали белки, участвующие в естественной реакции растений на стресс, что сделало их основой инновационных тестов для множества химических веществ, включая запрещенные пестициды и смертоносные синтетические каннабиноиды. Во время засухи растения вырабатывают АБК, гормон, который помогает им держаться…
Подробнее »
Новые стратегии по сохранению самого необходимого в мире зерна
Растения — такие же, как мы, с уникальными методами борьбы со стрессом. Чтобы спасти одну из самых важных сельскохозяйственных культур на Земле от экстремальных климатических колебаний, ученые разрабатывают собственные стратегии растений по борьбе со стрессом. Команда под руководством Калифорнийского университета в Риверсайде научилась…
Подробнее »
Экологи УЦР работают над послепожарным возрождением здоровых ландшафтов
Согласно прогнозам, сильнейшие пожары в этом году поразят высокогорные леса Северной Калифорнии и покрытые чапаралем горные земли Национального леса Южной Калифорнии. Чтобы помочь восстановлению, экологи Калифорнийского университета в Риверсайде сотрудничают с Лесной службой США, чтобы нацелиться на эти места…
Подробнее »
Новая технология дает шанс бороться с убийцей виноградной лозы
Ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде пытаются устранить смертельную угрозу для виноградников, которую представляет стекловидный снайпер, поскольку его устойчивость к инсектицидам растет. Когда летающее насекомое длиной в полдюйма питается виноградной лозой, оно передает бактерии, которые…
Подробнее »
Фруктовый гриб за победу в Grad Slam
Клэр Уитакер любит свежие фрукты. Вот почему докторант по ботанике и растениеводству провел последние три года, исследуя, как предотвратить поедание серыми пушистыми грибами таких фруктов, как клубника. Эта же страсть привлекла ее…
Подробнее »
Исследования показывают, что древние майя научились выживать в условиях засухи
Новое исследование ставит под сомнение засуху как причину краха древней цивилизации майя. Нет никаких сомнений в том, что серия засух произошла на полуострове Юкатан на юго-востоке Мексики и в северной части Центральной Америки в конце…
Подробнее »
Позвольте нам помочь вам в поиске
Области специализации в ботанике
- Специальности в области биологии растений
- Прикладные науки о растениях
- Другие специальности
- Органические специальности
БИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ | |||
---|---|---|---|
АНАТОМИЯ — микроскопическое строение растений (клетки и ткани). | БИОХИМИЯ — химические аспекты процессов жизнедеятельности растений. Включает химические продукты растений ( ФИТОХИМИЯ ). | БИОФИЗИКА — применение физики к процессам жизнедеятельности растений. | ЦИТОЛОГИЯ — строение, функции и жизненный цикл растительных клеток. |
ЭКОЛОГИЯ — отношения между растениями и миром, в котором они живут, как индивидуально, так и в сообществах. | ГЕНЕТИКА — Наследственность и изменчивость растений. Генетики растений изучают гены и функции генов в растениях. | МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ — строение и функции биологических макромолекул, включая биохимические и молекулярные аспекты генетики. | МОРФОЛОГИЯ — макроскопическая форма растения. Морфологи также изучают эволюцию и развитие листьев, корней и стеблей. |
ПАЛЕОБОТАНИКА — биология и эволюция ископаемых растений. | ФИЗИОЛОГИЯ — функции и процессы жизнедеятельности растений. Фотосинтез и минеральное питание — вот два примера предметов, изучаемых физиологами растений. | СИСТЕМАТИКА — история эволюции и взаимоотношения между растениями. | ЭКОЛОГИЯ СИСТЕМ использует математические модели для демонстрации таких концепций, как круговорот питательных веществ. |
ТАКСОНОМИЯ — это субдисциплина идентификации, наименования и классификации растений. |
Вернуться к началу
ПРИКЛАДНЫЕ РАСТЕНИЕВОДСТВА | |||
---|---|---|---|
АГРОНОМИЯ — растениеводство и почвоведение. Агрономы применяют на практике знания о растениях и почвах для повышения урожайности полевых культур. | БИОТЕХНОЛОГИИ — использование биологических организмов для получения полезных продуктов. Большинство людей сегодня имеют более узкое представление о биотехнологии как о генетической модификации живых организмов для производства полезных продуктов. Биотехнология растений включает в себя вставку желаемых генов в растения и экспрессию этих генов. | СЕЛЕКЦИЯ -выведение лучших видов растений. Селекция включает в себя отбор и скрещивание растений с желательными признаками, такими как устойчивость к болезням. | |
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ БОТАНИКА — растения, имеющие коммерческое значение. Экономическая ботаника включает изучение ботаники вредных и полезных растений и продуктов растительного происхождения. | ПИЩЕВАЯ НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ — разработка пищевых продуктов из различных растительных продуктов. | ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО — управление лесным хозяйством для производства древесины и сохранения. | САДОВОДСТВО — выращивание декоративных растений и плодово-овощных культур. Ландшафтный дизайн также является важной дисциплиной в садоводстве. |
УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ — ответственное использование и защита наших природных ресурсов на благо общества. | ПАТОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ — болезни растений. Патологи растений занимаются как биологическими аспектами болезни, так и управлением болезнью или контролем. |
Вернуться к началу
ДРУГИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ | |||
---|---|---|---|
ОБРАЗОВАНИЕ — предоставление знаний и информации о растениях, биологии растений и решающей экологической роли растений. Включает преподавание в школах, музеях и ботанических садах, разработку учебных материалов и научное письмо. | РАЗВЕДКА — поиск новых, неизведанных растений. | ИСТОРИЯ — развитие ботаники как научной дисциплины. |
Вернуться к началу
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ | |||
---|---|---|---|
БРИОЛОГИЯ — изучение мхов и подобных растений. Бриологи изучают все аспекты этих растений, включая их идентификацию, классификацию и экологию. | ЛИХЕНОЛОГИЯ — биология лишайников, двойных организмов, состоящих как из гриба, так и из водоросли. | МИКОЛОГИЯ — биология грибов. Грибы оказывают огромное влияние на наш мир. Они имеют решающее значение в биосфере, потому что помогают перерабатывать мертвый органический материал. Некоторые грибы являются важными производителями биологических продуктов, таких как витамины и антибиотики. |