2 класс доклад о растении: Лопух. Доклад о растении по Окружающему миру (2 класс)

Юбилей Политехнического музея

150 лет музей был одной из главных площадок, где люди, независимо от возраста, достатка и уровня образования, узнавали о новинках науки и технологий. Политехническому удалось стать домом не только для физиков, но и для лириков.

Зарождение идеи

Вопрос повышения общего уровня образования граждан в Российской империи к 1861 году — времени отмены крепостного права — был очень актуален. В 1835 году 85% населения страны составляли крестьяне, при этом только 9,5% из них умели читать.

Российское образование в 1835 году

42 гимназии, 1100 уездных и приходских училищ

5 учащихся на 1000 человек

1 из 20 детей школьного возраста учится

14% всех учащихся — девочки и женщины

14 октября 1863 года при Императорском московском университете было организовано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Президентом был избран профессор Московского университета Григорий Щуровский, а идейным руководителем и основателем общества всегда оставался учёный-зоолог и антрополог Анатолий Богданов. Обществу удалось сделать невероятно много для становления и развития науки в России. Именно оно положило начало богатой библиотеке, которую не одно поколение читателей знает как Политехническую.

Анатолий Богданов призывал открыть в Москве доступный просветительский музей, который мог бы «служить для народа наглядною техническою школой по всем отраслям промышленности и по приложению к ним науки».

Но прежде чем открыть новый музей, необходимо было изучить передовой опыт других стран. К этому времени в Европе на фоне Промышленной революции начали появляться технические музеи. Первым, еще в XVIII веке, стала Conservatoire national des arts et métiers — Национальная Консерватория искусств и ремёсел в Париже. Затем в Лондоне на основе I Всемирной выставки 1851 года был создан Южно-Кенсингтонский музей, позже разделённый на Музей Виктории и Альберта, где собрано декоративно-прикладное искусство, и Музей науки.

Члены Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии посетили несколько европейских музеев, чтобы перенять передовые практики музейного дела. И по их опыту решили в качестве первого шага на пути к созданию музея организовать политехническую выставку.

Политехническая выставка — 11 июня 1872 года

Политехническая выставка 1872 года была не первой в Российской империи. Подобные мероприятия-смотры государство проводило уже 14 раз. Но эта выставка стала действительно особенной. Инициатива её создания исходила «снизу», от заинтересованных профессионалов, а не от государственных чиновников. Идею провести выставку в Москве горячо поддержало правительство и императорская семья. Масштабную Политехническую выставку приурочили к 200-летию со дня рождения Петра I, великого реформатора — это создавало перекличку с Великими реформами Александра II.

Выставка отличалась от своих профильных предшественниц также тем, что имела общеобразовательные и просветительские цели. Организаторы делали упор не просто на презентацию наук и достижений, но и на их практическое применение.

«Все выставляемые научные коллекции естественных предметов, промышленные продукты и учебные пособия должны располагаться в таком порядке, чтобы изучение их было наглядным для публики. Машины и аппараты должны быть по возможности в полном действии или же действие их должно быть подробно объясняемо желающим»

Из правил выставки

Открытие состоялось 30 мая — в день празднования юбилея Петра Великого. К торжеству композитор Пётр Чайковский написал кантату.

Это было по-настоящему грандиозное событие: выставка располагалась на площади 20 гектаров и занимала Манеж, Александровский сад и набережную Москвы-реки вдоль Кремлевской стены до Москворецкого моста.

24 отдела

более 80 павильонов

10 000 отечественных и 2000 зарубежных экспонентов — участников выставки

12 зарубежных уполномоченных представителей комитета выставки

К выставке в Москве был запущена «конка» — рельсовый общественный транспорт, своеобразный «трамвай» на конной тяге. Линия открылась 7 июля 1872 года и связывала центр города — нынешнюю площадь Революции — с площадью Брестского вокзала, который сейчас называется Белорусским. Маршрут проходил через Трубную и Страстную площади.

Фотография конки из Медиабанка РИА Новости

Выставка работала три месяца. За это время её посетили 750 тысяч человек — на 130 тысяч больше, чем жителей Москвы в то время. Из них около 100 тысяч рабочих и учащихся посетили выставку бесплатно. 25 железных дорог России и 9 пароходств ввели скидки на провоз экспонатов и билеты для командированных из разных регионов депутатов. На базе фондов Политехнической выставки образовалось целых три музея: Политехнический, Исторический и Центральный музей связи в Санкт-Петербурге.

Цитата: «Всякаго рода издѢлiя и продукты, добываемые на выставкѢ при помощи выставленныхъ машинъ, аппаратовъ, инструментовъ или орудiй, изъ матерiаловъ привозныхъ, но очищенныхъ пошлиной, или же изъ нашихъ отечественныхъ, дозволяется экспонентамъ, по усмотрѢнiю предсѢдателей отдѢлов выставки, свободно продавать публикѢ, безъ взноса за это какихъ бы то ни было въ пользу казны или города пошлинъ и безъ прiобрѢтенiя временнаго торговаго свидѢтельства».

Путеводитель по Москве и ее окрестностям, 1872

Галерея

Техническая мысль: мир меняется, технологии проникают в самые привычные сферы жизни, выставка собирает «срез» технических достиже

Музей прикладных знаний (1872–1919)

Политехническая выставка 1872 года планировалась как первый шаг на пути создания музея, её избранные экспонаты составили основу экспозиции. Это позволило открыть двери Московского музея прикладных знаний — такое название он получил почти сразу после завершения выставки. Сначала музей разместился во временном помещении, в частном доме на Пречистенке.

Музейная коллекция состояла из девяти отделов: технического, сельскохозяйственного, архитектурного, учебного, туркестанского (промышленной этнографии), прикладной физики, прикладной зоологии, торгового мореходства, почтовой техники.

В 1877 году фонды переехали в собственное здание музея на Лубянской площади, построенное по проекту академика Ипполита Монигетти. Планы и виды внутренних помещений здания проектировал архитектор Николай Шохин.

2300 м2 — площади под коллекции музея в новом здании

Музей уже работал, но здание продолжало достраиваться. В 1896 году площадь музейной экспозиции существенно расширилась за счёт пристройки правого крыла.

Левое же крыло открылось для публики в 1907 году — там разместилась Большая аудитория, крупнейшая на то время в Москве. Здесь проходили демонстрации опытов публике, диспуты, конференции и литературные вечера. Тут выступали Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Иван Бунин, дискутировали символисты, имажинисты и футуристы.

В новом здании, почти сразу после переезда, начались воскресные «объяснения коллекций» для посетителей. Это был своеобразный народный университет, придуманный одним из создателей музея Анатолием Богдановым. Учёные приносили музейные экспонаты в аудиторию — рассказывали о них и демонстрировали принцип действия. Занятия были бесплатными, проходили дважды в день и были настолько популярными, что самая большая аудитория музея на 450-500 мест с трудом вмещала всех желающих. Тексты этих «объяснений» публиковались отдельными изданиями.

Много лекций читал инженер и один из первых хранителей музея Пётр Петров. Он проводил объяснения более чем по 20 темам. Петров открыл в музее несколько новых отделов — например, отдел по оборудованию учебных заведений. В 1919 году он стал руководителем музея.

В 1906 году на крыше здания появилась физиологическая теплица — она относилась к сельскохозяйственному отделу музея. В ней сотрудники отдела изучали законы роста, развития и питания растений.

Во время Первой мировой войны, в 1914 году, в здании музея открылся лазарет на 60 коек. За пострадавшими ухаживали женщины — члены семей сотрудников музея. Здесь работал рентгеновский кабинет, обслуживающий пациентов не только из «музейного» лазарета, но и из других госпиталей.

Техническая мысль: внимание учёных обращено к масштабным амбициозным идеям — электрическому освещению, полётам, беспроводным средствам связи

Музей-школа (1920-е — 1934)

После революции музей несколько раз менял название. В 1919 году он стал называться Центральным институтом политехнических знаний. А уже через три года, к пятидесятилетию, попал в ведение Главнауки под именем Российский государственный политехнический музей.

В новую эпоху музей оставался научно-исследовательским и просветительским учреждением, но обрел новые направления: в те годы он должен был ориентироваться на ход развития хозяйства и производственные планы соответствующих наркоматов — народных комиссариатов, управляющих различными отраслями хозяйства в стране.

В 1923 году, в соответствии с новым уставом, закрылись несколько отделов, например учебный — за дореволюционные практики дошкольной и школьной работы. Зато при музее появились научно-вспомогательные учреждения и испытательные лаборатории. Действовавшая к этому времени химическая лаборатория была модернизирована. Отныне она использовалась не только для демонстрации опытов, но и для научных исследований по заданиям органов государственного управления и хозяйственных организаций. В основном — относящихся к топливной, текстильной и пищевой промышленности. Также музей предоставлял места в лаборатории сотрудникам заинтересованных учреждений.

В 1925 году в здании Политехнического музея открылась I Всесоюзная радиовыставка. Она была посвящена 30-летию изобретения радио и демонстрировала последние достижения советской радиотехники, а также продукцию нескольких европейских и американских фирм. Например, приёмник Сергея Шапошникова, стокиловаттную лампу Михаила Бонч-Бруевича и другие новинки техники.

50 тыс. человек посетили радиовыставку за 165 дней работы

С начала 1930-х годов Политехнический музей стал рупором производственно-технической пропаганды. Его основная задача — содействовать техническому просвещению масс. Экспонаты делились на три сектора: общий, фабрично-заводской и сельскохозяйственный. Лаборатории музея больше не занимались научными исследованиями и стали центрами по повышению квалификации рабочих.

Техническая мысль: технический прогресс набирает обороты, мир ускоряется благодаря двигателям внутреннего сгорания, кино становится цветным, развиваются междисциплинарные практики

Музей индустриализации (1934–1947)

В 1932–1933 годах по инициативе учёного секретаря и члена Правления музея Владимира Вильямса в подвалах южного крыла здания появилась показательная каменноугольная шахта. Она знакомила посетителей с условиями труда горняков. Здесь можно было посмотреть на манекены в форме забойщиков, на механизированную лаву, понаблюдать за доставкой угля санками, действием отбойных молотков и аппаратуры, приводимой в движение как сжатым воздухом, так и электричеством. Посетители воочию видели разницу между ручной и механизированной работой горняков.

В 1934 году в Политехническом музее открылась всесоюзная выставка «Наши достижения», приуроченная к началу работы XVII съезда ВКП(б). Она была призвана продемонстрировать достижений советской индустриализации. Экспонаты выставки положили начало новым постоянным отделам музея, их состав отражал представление о том, какие отрасли экономики страны наиболее важны.

20 000 м2

5000 экспонатов отдела тяжёлой промышленности

по 1000 экспонатов в отделах чёрной металлургии и точной индустрии

В том же году прошла I Всесоюзная выставка контрольно-измерительных приборов и лабораторного оборудования. 23 мая её посетил лауреат Нобелевской премии датский физик Нильс Бор — и вечером того же дня выступил в Большой аудитории с публичной лекцией о новейших достижениях в современной физике.

В 1941 году после воздушной бомбардировки здание музея серьезно пострадало. Часть экспонатов была уничтожена или серьёзно повреждена. Но уже в сентябре 1943 года восстановленный музей вновь открылся для посетителей. Работали основные отделы, кроме строительного — из-за требований секретности, так как основу экспозиции составляли материалы по строительству метро и Дворца Советов.

Техническая мысль: в кино и на телевидении появляется звук, развиваются исследования в области атомной физики, на заводах запускаются автоматические линии

Музей академиков (1947–1980-е)

В 1947 году музей вошёл во Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, которое позже преобразовалось во Всесоюзное общество «Знание». Политехнический остался рупором научно-технической пропаганды, а членами правления стали академики Сергей Вавилов, Иван Артоболевский, Пётр Ребиндер.

В 1951 году в музее прошли две выставки: «Промышленность средств связи СССР» и «Электропромышленность СССР». На их основе в Политехническом открылись новые постоянные отделы. В 1958 году появился зал атомной энергетики и большой раздел химии полимеров, в 1960-х годах — отделы автоматики, телемеханики и вычислительной техники, в 1970-х — отдел космонавтики. Сменные выставки по актуальным направлениям проходили 10-12 раз в год. Политехнический расширял связи с зарубежными музеями и представлял посетителям передовые достижения мировой науки и техники.

Техническая мысль: новый вектор технической мысли — кибернетика: умные машины, изобретение интегральных схем и микропроцессоров; человек покоряет космос; появление атомной промышленности позволяет СССР укрепить энергосистему страны

Музей настоящего (1980-е — 2000-е)

В 1988 году Политехнический музей стал головным музеем истории науки и техники СССР. С этого момента он начал координировать работу музеев научно-технического профиля, помогая им находить, сохранять и изучать памятники науки и техники. Оценка исторической ценности экспонатов из российских музеев в 1992 году была выделена в отдельную программу «Памятники науки и техники», которая продолжается и по сей день.

~1500 предметов из 120 музеев в 47 российских городах получили сертификаты историко-культурной значимости

Спустя три года Политехнический музей получил статус особо ценного объекта национального наследия и достояния народов России. Его «коллегами» оказались Кремль, Эрмитаж, Большой театр и другие крупнейшие культурные институции.

Многие выставки Политехнического в это время раскрывали историю российского инженерного и научного творчества, рассказывали об изобретателях и ученых. А некоторые исследовали отношения искусства и технологий, их взаимное обогащение. Всего за этот период в Политехническом музее было организовано около 330 выставок. Посетители познакомились с технологией изобразительной голографии, цветной фотографии, увидели легендарные игровые автоматы, макет первой атомной бомбы и многое другое.

В Большой аудитории продолжались творческие вечера. А в 1995 году директор Политехнического музея Гурген Григорян предложил Евгению Евтушенко «договор»: в течение последующих 25 лет поэт мог проводить ежегодные чтения в честь своего дня рождения. Всего состоялось 18 чтений — последнее прошло в 2012 году, потом здание музея закрылось на реконструкцию.

Техническая мысль: появляются персональные ЭВМ, техника становится компактной и умной

Музей любопытства (2010-е — настоящее время)

Музей остаётся ведущей площадкой популяризации науки и технологий в России.

Историческое здание пока закрыто для посещения, но музей работает — и работает активно. На разных площадках столицы и других городов России Политехнический проводит выставки, встречи, лекции, дискуссии и множество других мероприятий. Только в 2022 году прошло 11 выставок в Москве, Красноярске, Выксе, Серпухове, Салехарде и Ноябрьске. А мультимедийную экспозицию «Жизнь с вирусами» показали в 20 регионах страны.

В 2023 основным пространством музея станет павильон «Зерно» на ВДНХ. Там будут проводиться мультимедийные, иммерсивные выставки, а также познавательные программы для всей семьи.

Научные дискуссии, лекции, кинопоказы, мастер-классы в различных форматах для взрослых и детей — это публичная программа Политехнического музея. Она интересна всем, кто увлекается наукой и технологиями. Например, флагманские проекты «Бранч с учёным» и «Интеллектуальная среда», где в неформальной обстановке посетители общаются с экспертами из разных областей науки, регулярно собирают полные залы в уютных кафе и ресторанах Москвы. А студентами «Университета детей» за девять лет работы проекта уже стали более 7 тысяч юных исследователей.

Увлекательная наука от Политехнического доступна каждому в любом уголке мира, благодаря онлайн-проектам. Подкаст «Большая аудитория» об истории музея, радиосериал для детей «Тася ищет ответы» о замечательных изобретениях человечества, оцифрованная коллекция экспонатов и цифровая библиотека, видеоверсии просветительских мероприятий, образовательные ролики для школьников — всё это можно найти 24/7 на сайте и страницах музея в соцсетях.

«Мы выстраиваем доверительные отношения с аудиторией, не учим, а увлекаем, и вместе с посетителями ищем ответ на вопрос «Каким мир станет завтра?». И предлагаем всем, кого интересует прошлое, настоящее и будущее науки, присоединиться к этим поискам»

Елена Проничева, генеральный директор Политехнического музея

Источники

Изображения: пресс-служба Политехнического музея, медиабанк РИА Новости, Википедия

Проект РИА Новости при участии Политехнического музея, 2022 год

Алфавит: история Луи Брайля — Милосердие.ru

В три года он потерял зрение по недосмотру, по нелепой случайности, в двадцать шесть заболел туберкулезом; умер, измученный болезнью, в сорок три, не дожив одного года до официального признания своего алфавита, дела всей своей жизни. И в то же время это история о человеке, прошедшем свой путь с максимальным достоинством и максимальной пользой, не растративши впустую ни капли Божьего дара, и с честью принявшем свой жребий.

Пользуясь современной риторикой, привычной нашей повседневности лексикой борьбы и победы, какую мы используем, когда говорим о болезни или несчастье, мы должны были бы (или могли бы) написать, что Луи Брайль бросил болезни и судьбе вызов, боролся с недугом, жил полно, так, как если бы его недостатка и не было вовсе. Но что-то мне подсказывает, что человек, каждое письмо к друзьям заканчивающий фразой: «Жизнь моя в Господних ладонях», не оперировал такого рода категориями.

Брайль дитя своего века, он ведь не знал, что человек обязательно должен быть счастлив. Ему об этом с детства не рассказали. Хотя, нужно заметить, что «честно бороться с судьбой» и «с честью принять свой жребий» – вещи не столь противоположные друг другу, как может показаться с первого взгляда.

Все это слова, уже совершенно запутавшие нас. Это ведь мы, считающие, что любое испытание – только помеха на пути к обязательному благополучию; воспитанные своей эпохой «облегченной жизни» (которая, к слову сказать, на наших глазах сейчас проваливается в темноту), привыкли прикрываться «хорошими», правильными словами.

Вот, скажем, знаете, как назывался один из самых крепких и полезных журналов для незрячих, издававшийся в России с 1886-ого года по декабрь 1917-го? «Русский слепец». На современный слух название оглушительно нетактичное. В нем слова как будто еще до политкорректного грехопадения, еще не научились стыдиться себя. Они обозначают только то, что обозначают, без дополнительных смыслов.

А нынче конкурс для слабовидящих и незрячих детей скорее будет назван, скажем, «Яркий мир». Или «Радуга». В этих названиях и корректность, и привычный для современного облегченца «хорошенький» смысл несмотря на болезнь, мир детей яркий, потому что они живут полной жизнью, болезнь преодолевают, учатся жить «мимо нее» – разве нет?

Между «Русским слепцом» и «Ярким миром» лежит целая эпоха заигрывания со словом и с роком. Но путь преодоления все равно один, какими словами его ни определяй. Жить, отгоняя от себя смертную тоску, не растрачивать силы души на уныние, жалеть других больше, чем жалеешь себя. Ничего другого и придумать-то не получается. И история Луи Брайля может быть очень даже полезной – как пример. Потому что он именно так и жил.

Дар

Дом-музей Луи Брайля, г. Кувр, Франция. Фото с сайта wikimedia.org

Тут нужно сказать, что Луи Брайль никогда не был одинок. Внутри себя он постоянно чувствовал «чудо Божьего присутствия» так он определял свой дар; что же касается его внешнего окружения, то начнем вот с чего: у него были очень хорошие родители.

Если бы не потеря зрения, Брайль, возможно, стал бы выдающимся математиком – так принято считать, это обычная версия, принимаемая его биографами – потому что его алфавит задуман и исполнен с точностью и изяществом великолепной математической задачи.

Что же касается его родителей – они нашли в себе достаточный запас души, чтобы любить его деятельной любовью. Родился Луи в 1809-ом году, недалеко от Парижа, но в маленьком городке. Уездном, ежели по-российски. Отец его, Симон Брайль, был ремесленником, шорником, изготавливал конскую упряжь.

Семья не была богатой, но считалась достаточной, ведущей «достойную жизнь». Много силы, нужно сказать, в этом определении «достойной жизни», из которой, в общем, и рос всякий европейский средний класс; В.В. Розанов, который много труда положил на размышления, откуда берется достоинство «простого человека», считал, что прежде всего оно начинается с чистой воскресной рубашки.

Так или иначе, к тому времени, когда родился Луи, семья располагала большим количеством примет «достойной жизни», чем воскресные рубашки, был и благополучный дом, и благотворительность, и досуг. Три составные части достоинства: порядок, излишек, досуг. Но, разумеется, был и ежедневный труд – отец брал мальчика с собой в мастерскую, и именно там, во вполне младенческих летах, в три года, Луи выколол себе глаз шорным шилом. На второй глаз перекинулось воспаление, вызванное раной, и мальчик ослеп.

Маленький Луи был желанным и жданным ребенком – первый мальчик после трех дочерей, и отец очень любил его. И после того, как Луи поправился и окреп после болезни, Симон Брайль начал учить сына (сначала по наитию) всему тому, что может потребоваться в жизни.

Он боялся, что мальчика может постигнуть судьба попрошайки, папертного сидельца, или слепого музыканта на ярмарке – обыкновенная судьба незрячего человека в то время. Симон взялся укреплять мальчика физически – водил на многочасовые прогулки. Учил его в лесу и в поле на ощупь и по запаху определять растения и различать птиц по голосам. Много читал ему вслух. Наконец, обойными гвоздями выбил на деревянной доске выпуклые буквы – весь алфавит – и принялся учить читать.

Возможно, с этой обойной доски и начался брайлевский алфавит. Как тень идеи. Гвоздь с выпуклой шляпкой, вбиваемый в доску. Рельеф, отверстие и выпуклость. Впрочем, в то время уже существовал рельефно-линейный алфавит Гаюи для слепых – построенный именно что на идее упростить начертание обыкновенной латинской буквы и сделать ее выпуклой. Не уверена, впрочем, что Симон Брайль знал о разработках Гаюи. А писать Луи учился, складывая буквы из палочек.

Одновременно Луи приучали к ручной работе – к тому, что может прокормить его в будущем. Приспособили плести бахрому для упряжи и шить домашние туфли. Пригласили учителя музыки, и тот выучил мальчика основам игры на скрипке. Местный священник, настоятель церкви Святого Пьера аббат Палу обучил Луи началам богословия.

Что, казалось бы, еще? Но тут выяснилось вот какое обстоятельство: мальчик оказывался во всяком деле слишком способным учеником. И когда отец отвел его в обыкновенную школу (событие беспрецедентное для того времени), Луи стал в школе для «обычных» детей первым учеником. Уж очень память оказалась хорошая. И быстрота соображения тоже.

И тогда родители, заручившись рекомендациями аббата Палу, отвезли Луи в Парижский институт для слепых. Луи Брайль был зачислен институтским адептом в январе 1819-го года, в возрасте десяти лет, и с тех пор вся жизнь Брайля была связана с институтом. Он его закончил, в нем преподавал, в его стенах создал свой алфавит.

Институт

Валентин Гаюи. С сайта wikimedia.org

Если в какой либо стране и суждено было появиться идеальному алфавиту для слепых, то этой страной не могла не стать Франция, которая к началу девятнадцатого века была наиболее «продвинутой» в деле призрения незрячих.

Отчего так получилось? Трудно сказать: возможно, оттого, что деятельность даже одного энтузиаста может значительно изменить нравственный ланшафт общества.

И во Франции такой энтузиаст нашелся – Валентин Гаюи, основатель Парижского института для слепых. Но некоторые исследователи считают, что причина особого отношения к слепоте была заложена раньше, когда один из самых удивительных королей всех времен и народов, Людовик IX Святой, который приглашал нищих и калек за стол во время королевских трапез, и следил, что бы им подавали те же блюда, что и ему самому; тот самый Людовик IX, который сам возглавил седьмой крестовый поход и чудом вырвался из плена – вот именно он, когда вернулся из Сирии, основал приют для слепых воинов крестоносцев.

То было в 1260-ом году, приют этот оказался одним из самых первых в мире, и в нем жили триста рыцарей, ослепленных неверными. Возможно, вот этот ореол рыцарственной, героической причины слепоты, который долго витал над приютом даже после того, как он с годами превратился просто в место призрения незрячих, помог делу.

Но этот ореол совершенно не влиял на общую печальную судьбу слепого человека в конце, скажем, века восемнадцатого. Если семья отказывалась поддержать незрячего, он неизбежно оказывался на паперти или на ярмарке.

В бедных семьях даже и наличие родных не спасало слепца от общей участи – напротив того, он становился заложником родственной жадности. Валентин Гаюи, который в 1774-ом году решил доказать, что незрячие дети поддаются обучению и нуждаются в нем, нашел на паперти своего первого ученика, подростка Франсуа Лезюера, и был вынужден выплачивать его родителям сумму, равную той, какую ребенок ежедневно выручал попрошайничеством.

Без даже беглого рассказа о Гаюи не составишь правильного впечатления о судьбе Луи Брайля и, главное, судьбе брайлевского алфавита. Валентин Гаюи был необыкновенно талантливым организатором. И человеком жалостливым, с горячим сочувственным характером, не переносящим чужого унижения. Все вместе привело к исключительным результатам.

Считается, что жизнь Гаюи (и жизнь многих и многих французских незрячих) изменила парижская пасхальная ярмарка 1771-ого года. Гаюи, на тот момент парижский студент, склонный к филантропии, волонтерствующий время от времени в школе для глухонемых, основанной аббатом Де Лепе, зашел в один из ярмарочных павильонов, и был пронзен бесстыдным зрелищем.

В павильоне «издевались над людьми и над музыкой»: ради создания комического эффекта на слепых напяливали огромные картонные очки, а играть они должны были на сломанных или специально расстроенных инструментах, извлекая из них чудовищные звуки («свинский рев»). Публика смеялась.

Валентин Гаюи взялся за дело. Уже в 1774-ом году у него появился первый ученик, тот самый Франсуа Лезюер, и Гаюи учил его читать, используя свой рельефно-линейный алфавит обыкновенные, если вы помните, буквы, упрощенно написанные и выпукло выбитые на картоне.

Одновременно он пытался получить от благотворителей деньги на школу для слепых детей, но до поры тщетно. И тогда Гаюи понял, что должен возвратиться «со своим слепым на ярмарку», но ярмарку высокого тона – он принялся демонстрировать успехи своего ученика (Франсуа научился читать, что для того времени оказалось чуть ли не аттракционом) в светских гостиных.

Дамский щебет о «необыкновенных успехах нашего маленького слепого» дошел (таков и был план) до Версаля. Гаюи пригласили ко дворцу продемонстрировать успехи подопечного; Людовик XVI и Мария Антуанетта были восхищены, энтузиасту назначили пенсию.

В 1784-ом он открыл первое учебное заведение для незрячих, «Ателье трудящихся слепых», и сформулировал первый принцип своей школы: «Необходимо дать возможность всем слепым учиться, избавив их от тяжкого и опасного бремени праздности, способствующей усвоению худых привычек и даже пороков». В конце 1786 года высочайшим указом ателье получило статус Королевского института для слепых, со ста двадцатью стипендиями для учащихся.

В институте детей учили читать посредством гаюевского алфавита, на слух давали академические дисциплины, обучали ремеслам и музыке. Даже в тяжелый послереволюционный период институт устоял. Только стал называться Первым национальным, или просто Парижским институтом для слепых. И вот в это заведение, основанное великолепным энтузиастом, привезли в 1819-ом году Луи Брайля.

Шесть точек

Шрифт Брайля. Фото: dnepr.com

Брайль стал в институте «самым успевающим студентом со дня его основания». И своего рода любимцем учителей – что не помещало преподавателям института противиться впоследствии внедрению и распространению его алфавита. Но то позже. А пока Брайль был гордостью. Выучил на слух латинский, древнегреческий, итальянский, испанский и английский языки. В четырнадцать лет был назначен руководителем институтских мастерских. Научился играть на пианино и органе, и в шестнадцать получил оплачиваемое место органиста в церкви Сен-Николя де Шан. В девятнадцать был принят на должность учителя-репетитора; преподавал географию, алгебру и музыку. Был признанным музыкантом, давал концерты.

В пятнадцать придумал свой алфавит, а в 1829-ом издал брошюру «Способ написания слов, музыки и песнопения с помощью точек», в которой были зафиксированы главные принципы рельефно-точечной письменности. В дальнейшем он совершенствовал систему, но не затрагивал основных принципов.

Что подтолкнуло к изобретению? Все имеющиеся способы чтения для слепых были основаны на рельефном начертании латинского алфавита; наиболее из них используемый, метод Гаюи, был бы всем хорош, если бы не оказался столь медленным и трудоемким: «Слепому ребенку столько времени нужно было потратить, чтобы прочесть предложение, что, дойдя до конца, он нередко забывал, о чем говорилось в начале». Кроме того, чрезвычайно дорогостоящим делом было печатание такого рода книг – в Парижском институте, который сам занимался изданием книг по методу Гаюи, было всего четырнадцать драгоценных фолиантов с выпуклыми буквами.

Луи Брайль хотел добиться быстрочтения, но даже у него мало что получалось.

В 1821-ом году, когда ему было двенадцать, он познакомился с 12-точечным методом капитана Барбье (и, собственно говоря, с самим капитаном Барбье), который для военных нужд (шпионских и солдатских) придумал «письмо в темноте». А именно способ шифровки секретных военных донесений, каковые, как предполагалось, можно было написать и прочесть в полной тьме, в окопе, в засаде – не выдавая огнем своего присутствия.

«Ночное письмо» основывалось на точках, проколах (что Брайлю показалось удачной находкой), но сама по себе система не была продумана. Код из двенадцати точек (два ряда по шесть) не был удобен для осязания, и делал запись неоправданно длинной: так можно было передать координаты противника, но масштабный текст не запишешь. Кроме того, метод Барбье был фонетическим, основанным на таблице из 36 звуков и звукосочетаний французского языка, что исключало саму идею правописания.

В общем, Брайль создал свой алфавит, и удобства его изобретения зиждились, как считается, на математическом расчете и знании большого количество языков.

Его шеститочечная система проста, как просто все, что нельзя изменить, потому что не имеет смысла менять, как своего рода «идеальная вещь»: «Простейшая комбинация, составленная всего лишь из трех пар легко осязаемых точек, расположенных вытянутым четырехугольником, позволяет создавать при перемещении точек 63 знака, и изобразить все буквы алфавита, знаки препинания, цифры, математические символы и нотные знаки».

Шесть точек легко покрываются подушечкой одного пальца, и узнаются, угадываются мгновенно – при одном касании. Это дает возможность беглого чтения (при известном опыте, конечно) – ведь и зрячий человек начинает бегло читать только тогда, когда как бы на лету угадывает читаемое слово.

Голубиная простота алфавита Брайля сразу понравилась ученикам и тем преподавателям института, которые сами были незрячи. Они обеспечили изобретению горячую и многолетнюю фанатскую поддержку.

А весь основной преподавательский корпус, все зрячие педагоги оказались против. Для них естественна была мысль, что все, что «хорошо видящему, хорошо и для не видящего» – слепому надо просто как следует постараться. Для того, что бы признать удобство алфавита Брайля, тифлопедагоги должны были сами сначала выучить новый алфавит, то есть для них рушилось все умственное устройство, весь мессианский пафос их труда: не слепые должны были учиться у зрячего, а зрячие у слепого. Непорядок.

Дальнейшая жизнь Луи Брайля – это работа в институте (до конца, до самой смерти), любовь и признание учеников, болезнь, совершенствование своего алфавита, и борьба за то, что он (алфавит) был признан.

Официально во Франции «система рельефно-точечной письменности для слепых по методу Брайля» была признана в 1853-ем году, через год после смерти Луи Брайля от туберкулеза.

В 1870-ом году, на Парижском международном конгрессе слепых система Брайля была принята как основа обучения и книгопечатания для слепых во всех странах мира.

Вечная надежда

Придуманный Луи Брайлем шрифт облегчил жизнь многим миллионам людей. Слева – бюст Брайлю в родном городе Кувре, справа – бюст в Буэнос-Айресе. Фото с сайта wikipedia. org

Собственно, это вся история Луи Брайля. Остается только добавить, что Брайль был по-настоящему добрым человеком и жалел своих учеников безусловно больше, чем самого себя. Хотя в письмах к друзьям горько жаловался на безнадежность своей болезни. «Надежда» было часто употребляемым им словом.

У него было большое знакомство и обширная переписка; зрячим друзьям от писал письма обыкновенным способом, разборчиво и ясно, используя только линейку для выравнивая строк.

Финансово поддерживал недостаточных студентов, и откладывал из своего жалованья деньги на помощь нуждающимся. После его смерти друзья нашли в его вещах коробку с надписью: «Сжечь, не открывая». Естественно, тотчас открыли. В коробке лежали сотни долговых расписок – от всех тех, кому Брайль одалживал деньги. Там были и расписки любознательных душеприказчиков. Молча сожгли бумаги.

А в одном из последних своих писем Луи Брайль написал: «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды».

Письменный семинар для учащихся 2–3 классов ОТЧЕТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ растений

Этот ресурс включает в себя шесть редактируемых презентаций в формате PowerPoint (PPT), посвященных написанию эссе в жанре исследовательского отчета. В течение шести дней студенты проведут мозговой штурм, составят, отредактируют, отредактируют и опубликуют свой исследовательский отчет об интересующем их растении.

Каждый PPT можно использовать в течение одного дня письменного семинара. Уроки организованы следующим образом:

День 1 — Что такое исследовательский отчет? Каковы особенности этого жанра? Каковы этапы написания исследовательского отчета? Где мы можем найти информацию? Представьте тему — РАСТЕНИЯ и три большие идеи, которые мы хотим исследовать. Обдумайте идеи для своего исследовательского отчета, используя прилагаемый графический органайзер.

День 2 — Учащиеся систематизируют информацию, которую они собрали в День 1. Они напишут первый вариант отчета об исследовании. Это будет состоять из пяти предложений, использующих очень поддерживаемый графический органайзер/шаблон.

  • Вводное предложение, рассказывающее основную идею…
  • Первая большая идея — Как выглядит растение?
  • Вторая большая идея — Где она растет?
  • Третья большая идея — Расскажите своему читателю один интересный факт об этом растении.
  • Заключительное предложение, в котором повторяется основная идея…

День 3 — Учащиеся будут развивать и расширять три основные идеи в своем первом черновике. Каждая большая идея станет отдельным абзацем. Учащиеся возвращаются к исследовательскому процессу.

День 4 — Глядя на наш пересмотренный отчет, учащиеся расширят введение. Рассмотрены особенности хорошего вступления (зацепка, введение в тему, основная мысль). Учащиеся используют предоставленный графический органайзер для разработки вступительного абзаца. Для тех, у кого есть дополнительное время, предоставляется шаблон для переделки отчета.

День 5 — Что включает в себя эффективное заключение? Используйте графический органайзер, чтобы пересмотреть свой вывод. Шаблон предоставляется для переделки их доклада с пересмотренным введением и заключением.

День 6 — Экспертная оценка: работайте вместе со своими одноклассниками. Используйте предоставленный контрольный список, чтобы улучшить свое письмо. Наконец опубликуйте свою работу!

Этот ресурс включает в себя 7 графических органайзеров в формате PDF.

Мозговой штурм исследовательского отчета День 1

Сопровождение. Переработка с исправленным введением День 4

Создание эффективного заключения День 5

Шаблон для повторного наброска с исправленным введением и заключением День 5

Контрольный список коллег

Для учащихся более высокого уровня 4-й и 5-й дни могут быть объединены в один урок.

Текст в PPT доступен для редактирования. Однако изображения защищены для защиты авторских прав художников. По той же причине графические органайзеры и шаблоны являются защищенными PDF-файлами.

ШРИФТЫ И КЛИПАРТЫ

  • В этом ресурсе используются шрифты  Я Люблю Лит .
    Вы можете посетить ее отличный блог здесь.
  • Включает шрифты Линдси Петлак и Zook’s Nook.
  • Включает картинки от Whimsy Clips и Mellonheadz.
    Блог Mellonheadz можно найти здесь.
  • Включает в себя бордюры из Creative Clips Кристы Уолден.
  • Другие отличные Клипарты от Artifex и Rivulet.
  • Миниатюра макета продукта. Сабрина Диас.

СЛЕДУЙТЕ ЗА МНОЙ НА TpT, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ БОЛЬШЕ ОТЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ БЕСПЛАТНЫХ!

Текст в PPT доступен для редактирования, хотя изображения защищены. PPT являются защищенными документами (для защиты авторских прав художников).

Условия использования

Покупка этого продукта позволяет покупателю использовать ресурс для своих занятий как в печатном, так и в цифровом формате. Покупатель может повторно использовать этот ресурс для столько классов, сколько преподает покупатель . Ресурс доступен для редактирования, и покупатель имеет право адаптировать ресурс по своему усмотрению, чтобы наилучшим образом обучать своих студентов.

Покупатель НЕ МОЖЕТ :

  • Перепродавать этот ресурс или любую его часть.
  • Адаптируйте и перепрофилируйте этот ресурс для любого коммерческого использования без разрешения продавца.
  • Поделитесь этим ресурсом с другим учителем, не покупая несколько лицензий.

Adopt-a-Plant — отчет об адаптации растения — КЛАСС 2 — ПРОЕКТ CAPTAIN PLANET’S LEARNING GARDEN0003

Уровень 2

Стандарты

GPS. S2L1.B, C

NGS.3.LS1.B

ВРЕМЯ

(4) 30-45 минут, по одному

Сезон

.

• Садовый журнал или наблюдения

Таблицы (по одному экземпляру на учащегося

на каждое наблюдение) и блокнот

• Ламинированные таблички, идентифицирующие

классное дерево и классный овощ

• Блокноты

• Книга о сезонных изменениях,

, например, «Дерево на все времена»

Робина Бернарда

 Уличный термометр или мобильный телефон

Телефон с приложением погоды

Garden Connection

Учащиеся будут участвовать в уроке

в школьном дворе и в саду

. Требуются:

• Дерево, легкодоступное

классная комната

• Овощное растение, выращенное из

семян, легко доступное

классной комнате

Обзор

Учащиеся связывают сезонные изменения и циклы, наблюдая

за деревом и садовым растением в течение учебного года.

Наводящий вопрос

Как времена года влияют на жизненные циклы живых существ?

Чем отличается жизненный цикл дерева от жизненного цикла овоща?

Вовлечение учащихся

Прочтите классу книгу о растениях и их сезонных изменениях, например, «Дерево

на все времена года» Робина Бернарда. Выйдите с классом на улицу и выберите дерево

принять за год. Также посадите семя овоща и используйте его в течение года.

Исследование

Вовлеките учащихся в обсуждение того, что они будут искать при посещении

своего приемного дерева и овощного растения. Ежемесячно

учащиеся будут выходить на улицу, посещать деревья и овощные растения, делать наблюдения, собирать образцы,

документировать изменения и записывать свои размышления.

Объяснение

Учащиеся смогут определять изменения во внешнем виде дерева и овоща

растение, связанное с сезонными изменениями. Учащиеся также смогут описать

основных этапа жизненного цикла растения.

Охрана окружающей среды

Учащиеся будут способствовать здоровью усыновленного дерева или растения,

поливая его во время засухи; предоставление мульчи, компоста или органических удобрений по мере необходимости; пересадка рассады в более солнечные места; или другое защитное действие.