Знание центров происхождения культурных растений используется. Тема: Селекция Задание 1. «Центры многообразия и происхождения культурных растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§ 29. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Знание центров происхождения культурных растений используется


Селекция Задание 1. «Центры многообразия и происхождения культурных растений»

8

  1. Как называются центры, указанные на рисунке?

  2. Укажите центры происхождения капусты, риса, картофеля, кукурузы, сахарного тростника, кофе, табака, какао.

  3. Какое значение для селекции имеют знания о центрах происхождения культурных растений.

Задание 2. «Методы селекции растений»

Заполните таблицу:

Метод

Характеристика

Массовый отбор

Индивидуальный отбор

Получение эффекта гетерозиса

Перекрестное опыление самоопылителей

Полиплоидия

Отдаленная гибридизация

Использование соматических мутаций

Экспериментальный мутагенез

Клеточная инженерия

Хромосомная инженерия

Генная инженерия

Задание 3. «Гетерозисный гибрид кукурузы»

  1. Как получить различные линии кукурузы?

  2. Как получить максимальный эффект гетерозиса?

  3. Почему эффект гетерозиса затухает начиная со второго поколения?

  4. Какие основные гипотезы объясняют эффект гетерозиса?

Задание 4. «Нормальная и полиплоидная гречиха»

  1. Какие организмы называют полиплоидными?

  2. Что характерно для полиплоидных растений?

  3. Как получить полиплоидные растения?

  4. Приведите примеры полиплоидных растений.

Задание 5. «Капустно-редечный гибрид»

  1. Кем и когда был получен капустно-редечный гибрид?

  2. Сколько хромосом в диплоидном наборе редьки? Капусты?

  3. Почему он был бесплоден?

  4. Как была восстановлена плодовитость у капустно-редечного гибрида?

Задание 6. «Методы селекции растений»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Тест 1. При селекции пшеницы эффективен отбор:

  1. Индивидуальный.

  2. Массовый.

  3. Отбор при селекции пшеницы не применятся.

Тест 2. При селекции ржи эффективен отбор:

  1. Индивидуальный.

  2. Массовый.

  3. Отбор при селекции ржи не применятся.

Тест 3.Самоопыление перекрестноопыляющихся растений:

  1. Полиплоидия.

  2. Аутбридинг.

  3. Инбридинг.

  4. Отдаленная гибридизация.

Тест 4."Чистая линия":

  1. Потомство от самоопыляющегося растения.

  2. Потомство от перекрестноопыляющегося растения.

  3. Потомство, полученное от самоопыления перекрестноопыляемого растения.

  4. Сорт культурных растений.

Тест 5.Гетерозис:

  1. Кратное геному увеличение хромосомного набора.

  2. Отдаленная гибридизация.

  3. Депрессия, которая происходит при самоопылении перекрестноопыляемых растений.

  4. Повышенная урожайность и жизнестойкость гибридов между разными чистыми линиями.

Тест 6.Перекрестное опыление сортов самоопыляемых растений применяют:

  1. Для создания нового вида растений.

  2. Для получения чистых линий.

  3. Для получения отдаленных гибридов.

  4. Для сочетания свойств различных сортов.

Тест 7.Самоопыление перекрестноопыляемых растений проводят:

  1. Для получения гомозиготных линий.

  2. Для получения эффекта гетерозиса.

  3. Для получения отдаленных гибридов.

  4. Для сочетания свойств различных сортов.

Тест 8.Преодолеть бесплодие отдаленных гибридов можно:

  1. На сегодняшний день преодолеть бесплодие отдаленных гибридов нельзя.

  2. С помощью полиплоидии.

  3. С помощью самоопыления.

  4. С помощью индивидуального отбора.

**Тест 9.К самоопылителям относятся:

  1. Горох.

  2. Рожь.

  1. Пшеница.

  2. Подсолнечник.

Тест 10.Создал плодовитый капустно-редечный гибрид:

  1. Н.И.Вавилов.

  2. Б.Л.Астауров.

  3. И.В.Мичурин.

  4. Г.Д.Карпеченко.

studfiles.net

Ответ § 29. Центры многообразия и происхождения культурных растений

Для успешной и плодотворной селекционной работы с растениями большое значение имело выявление центров многообразия культурных растений. Эти исслидования были проведены выдающимся русским ученым Н.И. Вавиловым.

 

1) Почему разнообразные исходные селекционные материалы способствуют успешному созданию новых сортов?

 

  • Ответ: Чем разнообразнее исходный материал для селекции, тем больше возможностей он предоставляет для гибридизации и отбора.

 

2) Какие ботанико-георграфические исследования, осуществленные экспедициями, были организованы Н.И. Вавиловым?

 

  • Ответ: Размеры и продуктивности культурных растений выше, чем родственных растений других видов, но их генофонд менее разнообразен.

 

3) Почему селекционеру необходимы знания о центрах многообразия и происхождения культурных растений? Их каких стран вы будете запрашивать исходный материал для селекции проса, пшеницы, сахарной свеклы, капусты, картофеля и ячменя?

 

  • Ответ: В центрах сформировались фенотип и генотип растений. Просо - Восточноазиатский. Пшеница - Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Эфиопский. Сахарная свекла - Средиземноморский. Капуста - Средиземноморский. Картофель - Центральноазиатский.

 

4) Рассмотрите карту на рисунке 43 учебника. Назовите центры, в которых возникло наибольшее количество видов. Объясните этот факт с биологической точки зрения.

 

  • Ответ: Юго-Западноазиатский, Средиземноморский, Индийский, Центры формообразования растительных культур связаны с очагами человеч. культуры и с центрами разнообразия домашних животных.

 

5) Попытайтесь доказать, что уже в древних очагах земледелия проводилась селекционная работа с растениями.

 

tetrab.ru

Палитра знаний: Центры происхождения культурных растений

Учёные полагают, что растениеводство возникло в тропических районах Старого и Нового света за 7 — 8 тыс. лет до н. э., откуда растения постепенно расселялись в другие районы.

Так, Северная Америка до XVI века не имела культуры пшеницы, ячменя, ржи, овса, риса, капусты и других растений, широко известных в Старом свете. В XIV в. из Америки в Европу были завезены картофель, подсолнечник, кукуруза, табак и другие растения.

Наи­бо­лее пол­ную и це­лост­ную тео­рию цен­тров про­ис­хож­де­ния видов куль­тур­ных рас­те­ний сфор­му­ли­ро­вал Ни­ко­лай Ива­но­вич Ва­ви­лов  в ходе ис­сле­до­ва­ний в 20-30-е годы про­шло­го века.

Н.И. Вавилов
Вторым важным вкладом Н. И. Вавилова в учение об исходном материале для селекции являются сформулированные им представления о центрах происхождения культурных растений. Ценное природное разнообразие исходных форм использовалось человеком еще много столетий назад, когда работа по одомашниванию и использованию дикорастущих форм велась стихийно, подчиняясь лишь опыту и интуиции исследователя. Между тем правильный выбор исходного материала часто является определяющим фактором успеха селекционной работы. Чем богаче выбор исходного материала, тем легче селекционер может отобрать ценные формы, нужные для создания нового сорта.

Изучение ботаническими и генетическими экспедициями, возглавляемыми Н. И. Вавиловым, разнообразия мировых растительных ресурсов в разных районах пяти континентов земного шара позволило Н. И. Вавилову сформулировать учение о центрах происхождения культурных растений. В основе его лежат данные о том, что наибольшее разнообразие форм того или иного вида сосредоточено в районах его исторического происхождения. Применяя ботанико-географический метод исследования мировых растительных ресурсов, Н. И. Вавилов установил первичные центры происхождения культурных растений, связанные с древними очагами цивилизации и местом первичного возделывания растений, а также вторичные центры, связанные с последующими периодами культуры земледелия. Было обнаружено, что популяции растений имеют наибольшую генетическую изменчивость в центрах происхождения. Именно эти районы стали впоследствии источником ценного исходного материала для селекции новых сортов растений. Перечислим лишь наиболее важные виды растений, возникшие в каждом из 8 открытых Н. И. Вавиловым центров происхождения культурных растений.

dya4ckova.blogspot.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта