Значения растений в жизни животных. Конспект по познанию мира на тему: "Значение растений в жизни животных."

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Вопрос: Значение растений в жизни животных?? 10 ответов !!!!!! Значения растений в жизни животных


Роль растений в жизни животных.

Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

Лобановская средняя школа

Гапонович И.И.

учитель начальных классов

Познание мира 1 класс

Тема: Роль растений в жизни животных.

Цели: обобщить знания детей о растениях и животных.

Задачи: создать на уроке условия для определения учащимися связей между растительным и животным миром, формировать представления об экологических связях; способствовать укреплению знаний о природе ; пополнять активный словарь учащихся;

развивать мыслительные операции анализа, обобщения; развивать связную речь учащихся;

воспитывать экологическую культуру.

Оборудование:  иллюстрации.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: рассказ, беседа, демонстрация, игры.

Ход урока:

1) Психологический настрой.

- Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.

2) Мотивация к учебной деятельности.

В школу мы пришли учиться.

В жизни это пригодиться.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать.

Учитель: Выделите в стихотворении ключевую фразу. Объясните, почему вы так считаете

Сегодня на уроке все мы разделимся на 3 группы : «Ботаники», «Зоологи», «Экологи»

3) Актуализация опорных знаний.

Задание: Отгадайте загадки, которые для вас подготовили ребята из группы « Ботаники». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите их.

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Держит девочка в руке

облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

и не будет ничего. (Одуванчик)

У меня длинней иголки,

чем у елки.

Очень прямо я расту

в высоту (Сосна)

Была зеленой, маленькой.

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я

И вот теперь я спелая. (Смородина)

Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (ромашки)

Как одним словом называются деревья, кустарники и травы? (Растения)

Кто из вас догадался, что изучает наука ботаника? Почему эта группа называлась

« Ботаники»?»( Ботаники изучают растения. )

Задание: Внимательно послушайте, что для вас подготовили ребята из группы «Зоологи». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите их.

1 ученик:

Отгадайте:

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

2 ученик:

Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.

3 ученик:

Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.

4 ученик:

Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).

Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста.

3 ученик:

А теперь отгадайте животное по описанию.

Это лесная кошка. Хвост у неё короткий, на ушах кисточки. Она очень ловкая: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает прыжки до 4 метров , хорошо плавает. Любимая её добыча – зайцы, тетерева и куропатки. Она – хороший охотник.

Кто это?

Легко лазает по деревьям и скалам, рысь выбирает удобное место, с которого молниеносно бросается на жертву. Зубы и когти у рыси огромные и очень острые.

Учитель: О ком нам рассказали ребята-зоологи. Как одним словом назвать зайца, ежа, рысь? (Животные)

А какие бывают животные? (Дикие и домашние)

Чем отличаются дикие животные от домашних?

Какое из этих животных лишнее? Почему? (Заяц – травоядное животное)

Учитель:

-Как вы думаете , о чем пойдет речь на уроке? (о растениях и животных)

- Верно, сегодня мы поговорим о растениях и животных.

- Как можно одним словом назвать растения и животных? (природа)

- Уточните, к какой природе относятся животные и растения? ( к живой)

- По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (это все что дышит, питается, размножается, растет)

-О ком рассказывала группа «Зоологи»? ( о животных)

Кто из вас понял, что изучает наука Зоология.

(Зоологи изучают животных. )

Физминутка

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром , туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг …….(природа).

А теперь слово предоставляется группе «Экологи»

Экологи напоминают правила поведения в природе.

1. Не рви цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.

2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.

3. Не разоряй муравейники.

4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им природной среды.

5. Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо.

6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать миллион спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев.

4) Введение в тему.

Учитель: Так кто же такие Экологи?

Воздух, вода и вся другая неживая природа, в которой обитают сообщества растений и животных, называется окружающей средой. В лесу своя окружающая среда, в пустыне — своя, в озере и море — тоже своя. Растения и животные на протяжении тысячелетий привыкли жить именно в своей окружающей среде. Это их дом. У зайца свой дом — лиственный или смешанный лес, у обезьяны — тропический лес, у белого медведя — тундра или полярная пустыня, а у льва и жирафа — саванна. Привыкли они к врагам и соседям: зайцы к волкам, антилопы ко львам и гепардам.

Сообщества растений и животных вместе с окружающей их средой называют экологической системой.Экологические системы везде свои - в лесу своя, в озере своя, в океане тоже своя. А наука, которая изучает, как сообщества растений и животных взаимодействуют между собой и окружающей средой, называется _______экологией (хором)

Экология — наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Кто готов повторить определение экологии?(Учитель спрашивает 3-х учеников).

Само же слово “экология” образовалось из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”, что значит “наука”. Экология — наука о природном доме.

5) Работа по теме урока:

Посмотрите на доску. Как красива наша живая природа!

- Есть на нашей планете 4 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царства животных, царства растений, царства грибов, царства бактерий.

-как вы думаете , о каких царствах мы будем говорить сегодня? ( О царстве растений и царстве животных)

РАБОТА В ГРУППАХ.

Каждая группа получила полоски со словами. Задание: Прочитайте слова, подумайте, как они связаны между собой. Расположите полоски в логической последовательности. Объясните, почему так расположили полоски?

Задание: для 1 группы.

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

растение - кислород – животное

Итак, какой 1 вывод мы сделаем. Какую роль играют растения в жизни животных?

(Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.)

Задание: для 2 группы.

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

1 минигруппа: птицы – гусеницы – листья;

2 минигруппа: сова – зерно – мышь;

3 минигруппа: бабочка-нектар- синица.

Итак, какой 2-ой вывод мы сделаем: Как еще связаны растения и животные?( растения являются пищей для животных)

Почему я составила этот ряд картинок?

осина – заяц – волк

дуб – кабан – рысь

трава – лось Подумайте, полный ли третий ряд картинок? Кого не хватает?

(3 группа – не хватает звена, нет хищника.)

(Волк.)

А если я составлю такую цепочку: трава – волк. Будет ли она верной?

- Могут ли хищники прожить без растений?

(Да. Нет.)

- Почему? Что произойдёт?

(Если не будет растений, травоядным нечем будет питаться. Хищники погибнут.)

Вывод: Растения являются пищей для животных.

Учитель: (Иллюстрация)

Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.

Вот это и есть экологическая цепочка или экологическая система, в которой каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.

Задание для 3 группы.

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

1 минигруппа: гнездо – птица- сухая трава

2 минигруппа: сухие листья – дупло - белка

3 минигруппа: кора деревьев – насекомые- дупло дятела

3-ий вывод: из растений животные строят свой дом (гнездо птиц), утепляют свои жилища в холода, в растениях животные прячутся от врагов.

Учитель:

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

6) Первичное закрепление изученного. Работа по учебнику (с. 63)

1) Чтение «цепочкой»

2) Ответы на вопросы учебника: перекрестный опрос между группами

3) Работа по «Дневнику наблюдений» (с 46)

7) Итог урока

Как связаны в природе царство растений и животных?

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

8) Рефлексия

А теперь оцените свою работу на уроке:

Если вам урок понравился, вы хорошо работали и узнали много нового, закрасьте серединку ромашки желтым цветом.

Если работали не в полную силу – закрасьте зеленым цветом.

А если чувствовали себя на уроке не комфортно – пусть ромашка останется серенькой.

multiurok.ru

Роль растений в жизни животных.

Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

Лобановская средняя школа

Гапонович И.И.

учитель начальных классов

Познание мира 1 класс

Тема: Роль растений в жизни животных.

Цели: обобщить знания детей о растениях и животных.

Задачи: создать на уроке условия для определения учащимися связей между растительным и животным миром, формировать представления об экологических связях; способствовать укреплению знаний о природе ; пополнять активный словарь учащихся;

развивать мыслительные операции анализа, обобщения; развивать связную речь учащихся;

воспитывать экологическую культуру.

Оборудование:  иллюстрации.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: рассказ, беседа, демонстрация, игры.

Ход урока:

1) Психологический настрой.

- Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.

2) Мотивация к учебной деятельности.

В школу мы пришли учиться.

В жизни это пригодиться.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать.

Учитель: Выделите в стихотворении ключевую фразу. Объясните, почему вы так считаете

Сегодня на уроке все мы разделимся на 3 группы : «Ботаники», «Зоологи», «Экологи»

3) Актуализация опорных знаний.

Задание: Отгадайте загадки, которые для вас подготовили ребята из группы « Ботаники». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите их.

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Держит девочка в руке

облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

и не будет ничего. (Одуванчик)

У меня длинней иголки,

чем у елки.

Очень прямо я расту

в высоту (Сосна)

Была зеленой, маленькой.

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я

И вот теперь я спелая. (Смородина)

Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (ромашки)

Как одним словом называются деревья, кустарники и травы? (Растения)

Кто из вас догадался, что изучает наука ботаника? Почему эта группа называлась

« Ботаники»?»( Ботаники изучают растения. )

Задание: Внимательно послушайте, что для вас подготовили ребята из группы «Зоологи». Разделите отгадки на 3 группы. Назовите их.

1 ученик:

Отгадайте:

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

2 ученик:

Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.

3 ученик:

Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.

4 ученик:

Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).

Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста.

3 ученик:

А теперь отгадайте животное по описанию.

Это лесная кошка. Хвост у неё короткий, на ушах кисточки. Она очень ловкая: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает прыжки до 4 метров , хорошо плавает. Любимая её добыча – зайцы, тетерева и куропатки. Она – хороший охотник.

Кто это?

Легко лазает по деревьям и скалам, рысь выбирает удобное место, с которого молниеносно бросается на жертву. Зубы и когти у рыси огромные и очень острые.

Учитель: О ком нам рассказали ребята-зоологи. Как одним словом назвать зайца, ежа, рысь? (Животные)

А какие бывают животные? (Дикие и домашние)

Чем отличаются дикие животные от домашних?

Какое из этих животных лишнее? Почему? (Заяц – травоядное животное)

Учитель:

-Как вы думаете , о чем пойдет речь на уроке? (о растениях и животных)

- Верно, сегодня мы поговорим о растениях и животных.

- Как можно одним словом назвать растения и животных? (природа)

- Уточните, к какой природе относятся животные и растения? ( к живой)

- По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (это все что дышит, питается, размножается, растет)

-О ком рассказывала группа «Зоологи»? ( о животных)

Кто из вас понял, что изучает наука Зоология.

(Зоологи изучают животных. )

Физминутка

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром , туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг …….(природа).

А теперь слово предоставляется группе «Экологи»

Экологи напоминают правила поведения в природе.

1. Не рви цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.

2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.

3. Не разоряй муравейники.

4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им природной среды.

5. Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо.

6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать миллион спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев.

4) Введение в тему.

Учитель: Так кто же такие Экологи?

Воздух, вода и вся другая неживая природа, в которой обитают сообщества растений и животных, называется окружающей средой. В лесу своя окружающая среда, в пустыне — своя, в озере и море — тоже своя. Растения и животные на протяжении тысячелетий привыкли жить именно в своей окружающей среде. Это их дом. У зайца свой дом — лиственный или смешанный лес, у обезьяны — тропический лес, у белого медведя — тундра или полярная пустыня, а у льва и жирафа — саванна. Привыкли они к врагам и соседям: зайцы к волкам, антилопы ко львам и гепардам.

Сообщества растений и животных вместе с окружающей их средой называют экологической системой.Экологические системы везде свои - в лесу своя, в озере своя, в океане тоже своя. А наука, которая изучает, как сообщества растений и животных взаимодействуют между собой и окружающей средой, называется _______экологией (хором)

Экология — наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Кто готов повторить определение экологии?(Учитель спрашивает 3-х учеников).

Само же слово “экология” образовалось из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”, что значит “наука”. Экология — наука о природном доме.

5) Работа по теме урока:

Посмотрите на доску. Как красива наша живая природа!

- Есть на нашей планете 4 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царства животных, царства растений, царства грибов, царства бактерий.

-как вы думаете , о каких царствах мы будем говорить сегодня? ( О царстве растений и царстве животных)

РАБОТА В ГРУППАХ.

Каждая группа получила полоски со словами. Задание: Прочитайте слова, подумайте, как они связаны между собой. Расположите полоски в логической последовательности. Объясните, почему так расположили полоски?

Задание: для 1 группы.

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

растение - кислород – животное

Итак, какой 1 вывод мы сделаем. Какую роль играют растения в жизни животных?

(Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.)

Задание: для 2 группы.

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

1 минигруппа: птицы – гусеницы – листья;

2 минигруппа: сова – зерно – мышь;

3 минигруппа: бабочка-нектар- синица.

Итак, какой 2-ой вывод мы сделаем: Как еще связаны растения и животные?( растения являются пищей для животных)

Почему я составила этот ряд картинок?

осина – заяц – волк

дуб – кабан – рысь

трава – лось Подумайте, полный ли третий ряд картинок? Кого не хватает?

(3 группа – не хватает звена, нет хищника.)

(Волк.)

А если я составлю такую цепочку: трава – волк. Будет ли она верной?

- Могут ли хищники прожить без растений?

(Да. Нет.)

- Почему? Что произойдёт?

(Если не будет растений, травоядным нечем будет питаться. Хищники погибнут.)

Вывод: Растения являются пищей для животных.

Учитель: (Иллюстрация)

Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.

Вот это и есть экологическая цепочка или экологическая система, в которой каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.

Задание для 3 группы.

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

1 минигруппа: гнездо – птица- сухая трава

2 минигруппа: сухие листья – дупло - белка

3 минигруппа: кора деревьев – насекомые- дупло дятела

3-ий вывод: из растений животные строят свой дом (гнездо птиц), утепляют свои жилища в холода, в растениях животные прячутся от врагов.

Учитель:

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

6) Первичное закрепление изученного. Работа по учебнику (с. 63)

1) Чтение «цепочкой»

2) Ответы на вопросы учебника: перекрестный опрос между группами

3) Работа по «Дневнику наблюдений» (с 46)

7) Итог урока

Как связаны в природе царство растений и животных?

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

8) Рефлексия

А теперь оцените свою работу на уроке:

Если вам урок понравился, вы хорошо работали и узнали много нового, закрасьте серединку ромашки желтым цветом.

Если работали не в полную силу – закрасьте зеленым цветом.

А если чувствовали себя на уроке не комфортно – пусть ромашка останется серенькой.

multiurok.ru

"Значение растений в жизни животных."

Дата:

Тема: Значение растений в жизни животных.

Цели: обобщить знания детей о растениях и животных ;  создать на уроке  условия  для определения  учащимися связей  между растительным и животным миром,  формировать представления об экологических связях;  способствовать укреплению знаний о природе ; пополнять активный словарь учащихся;

развивать мыслительные операции анализа, обобщения;  развивать связную речь учащихся;

 - воспитывать экологическую культуру.

Ход урока:

1) Психологический настрой.

- Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.

2) Мотивация к учебной деятельности.

В школу мы пришли учиться.

В жизни это пригодиться.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать.

Учитель: Выделите в стихотворении ключевую фразу. Объясните, почему вы так считаете

 3) Актуализация опорных знаний.

Задание:  Отгадайте загадки Разделите отгадки на 3 группы. Назовите  их.

 

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (береза)

 

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

 

Держит девочка в руке

облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

и не будет ничего. (Одуванчик)

 

У меня длинней иголки,

чем у елки.

Очень прямо я расту

в высоту (Сосна)

 

Была зеленой, маленькой.

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я

И вот теперь я спелая. (Смородина)

 

Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (ромашки)

 

Как одним словом называются деревья, кустарники и травы?  (Растения)

  Что за зверь лесной,                                                                                                          

 Встал, как столбик под сосной.                                                                                              

 И стоит среди травы -                                                                                                         

 Уши больше головы.

    Заяц – одно из кротких животных на свете. Зайцы передними лапками роют в земле норки. Днем он спит, ночью выходит на кормежку. Зимой он питается только корой деревьев. Чаще всего грызет он молодые осинки, березки, ивы. К зиме зайцы линяют – меняют свой наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая.

    Все называют зайца трусишкой. В действительности зайцы вовсе не трусливы. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложиться на спину и отбивается сильными ударами лап. Но бывает и так, что орлу или лисице удается схватить зайца за шерсть со спины или зада. Тогда кусок кожи, схваченный за шерсть, легко отрывается и остается в зубах хищника, а сам заяц благополучно убегает. Обнаженная часть тела быстро заживает, покрываясь новой шерстью.

  Вспомните сказку «Теремок». С кем жил в теремке еж? ( с мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой).

    Такое бывает только в сказке. Но на самом деле им втроем никогда не ужиться: съел-бы еж своих соседок – мышь и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листьев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал еж, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопырит иголки – попробуй тронь. Еж питается насекомыми, мышами, лягушками, фруктами. Зимой спит, зарывшись в листья, в сено или забравшись под кучу хвороста.           

 А теперь отгадайте животное по описанию.

Это лесная  кошка. Хвост у неё короткий, на ушах кисточки. Она очень ловкая: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает прыжки до 4 метров ,  хорошо плавает. Любимая  её добыча  – зайцы, тетерева и куропатки. Она  – хороший  охотник.

 Кто это?                        

Легко лазает по деревьям и скалам, рысь  выбирает удобное место, с которого  молниеносно бросается на жертву. Зубы и когти у рыси огромные и очень острые.

 

 Учитель:   Как одним словом назвать зайца, ежа, рысь? (Животные)

А какие бывают животные? (Дикие и домашние)

Чем отличаются дикие животные от домашних?

Какое из этих животных лишнее? Почему? (Заяц – травоядное животное)

Учитель:

-Как вы думаете , о чем пойдет  речь на уроке?

- Верно, сегодня мы поговорим о растениях и животных.

- Как можно одним словом назвать растения и животных? (природа)

- Уточните, к какой природе относятся животные и растения? ( к живой)

- По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (это все что дышит, питается, размножается, растет)

Физминутка

  Посмотри, мой милый друг,

 Что находится вокруг?

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром , туманы и роса.

 Человек и время года-

 Это все вокруг …….(природа).

 Экологи напоминают правила поведения в природе.

 1.   Не рви  цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.                               

 2. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе.        

 3. Не разоряй муравейники.                                                                                               

 4. Не лови диких животных и не уноси домой. Условия неволи не заменят им    природной среды.                                                                                                                   

 5.  Не ломай ветви деревьев. Растение – живое существо.                                                  

 6. Будь осторожен с огнем. Помни, что из 1 дерева можно сделать  миллион спичек, а 1 спичкой сжечь миллион деревьев.

 4) Введение в тему.

Учитель: Так кто же такие Экологи?

  Воздух, вода и вся другая неживая природа, в которой обитают сообщества растений и животных, называется окружающей средой. В лесу своя окружающая среда, в пустыне — своя, в озере и море — тоже своя. Растения и животные на протяжении тысячелетий привыкли жить именно в своей окружающей среде. Это их дом. У зайца свой дом — лиственный или смешанный лес, у обезьяны — тропический лес, у белого медведя — тундра или полярная пустыня, а у льва и жирафа — саванна. Привыкли они к врагам и соседям: зайцы к волкам, антилопы ко львам и гепардам.

Сообщества растений и животных вместе с окружающей их средой называют экологической системой. Экологические системы везде свои - в лесу своя, в озере своя, в океане тоже своя. А наука, которая изучает, как сообщества растений и животных взаимодействуют между собой и окружающей средой, называется _______экологией (хором)

Экология — наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.

Кто готов повторить определение экологии?(Учитель спрашивает 3-х учеников).

Само же слово “экология” образовалось из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”, что значит “наука”. Экология — наука о природном доме.

 

5) Работа по теме урока:

Посмотрите на доску. Как красива наша живая природа!

- Есть на нашей планете 4 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки,  моря. Это царства животных, царства растений, царства грибов, царства бактерий.

-как вы думаете , о каких царствах мы будем говорить сегодня? ( О царстве растений и царстве животных)

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

1 минигруппа:   птицы – гусеницы – листья;

 2 минигруппа:  сова – зерно – мышь;

3 минигруппа:  бабочка-нектар- синица.

Итак, какой 2-ой вывод мы сделаем: Как еще связаны  растения и животные?( растения являются пищей для животных)

Почему я составила этот ряд картинок?

осина – заяц – волк

дуб – кабан – рысь

 трава – лось       Подумайте, полный ли третий ряд картинок? Кого не хватает?

 (3 группа – не хватает звена, нет хищника.)

(Волк.)

А если я составлю такую цепочку: трава – волк. Будет ли она верной?

- Могут ли хищники прожить без растений?

(Да. Нет.)

- Почему? Что произойдёт?

(Если не будет растений, травоядным нечем будет питаться. Хищники погибнут.)

Вывод: Растения являются пищей для животных.

Учитель:  (Иллюстрация)

Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ строят на свету свои листья. Тут как тут любители зеленых листочков — травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники — волки, лисы и рыси. Но ведь и волк, и лиса, и рысь тоже не бессмертны. Проживут свое и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.

 Вот это и есть экологическая цепочка или экологическая система, в которой каждое растение или животное как бы дополняет всех остальных и не сможет без всех остальных прожить.

- Объясните, как связаны между собой эти слова? Расставьте их в логической последовательности.

1 минигруппа: гнездо – птица- сухая трава

2 минигруппа: сухие листья – дупло - белка

3 минигруппа: кора деревьев – насекомые- дупло дятела

 

   3-ий вывод: из растений животные строят свой дом (гнездо птиц), утепляют свои жилища в холода,  в растениях животные прячутся от врагов.

Учитель:

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

 

7) Итог урока

Как связаны в природе царство растений и животных?

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

8) Рефлексия

А теперь оцените свою работу на уроке:

Если вам урок понравился, вы хорошо работали и узнали много нового, закрасьте серединку ромашки желтым цветом.

Если работали не в полную силу – закрасьте зеленым цветом.

А если чувствовали себя на уроке не комфортно – пусть ромашка останется серенькой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

infourok.ru

Значение растений в жизни животных?? 10 ответов !!!!!!

Животные населяют весь земной шар: сушу, пресноводные водоемы, моря и океаны. Все, что окружает животных в том месте, где они живут, называют средой обитания. Различают три основные среды обитания: водную, наземно-воздушную и почвенную. Соответственно и условия существования в них различаются. Те условия, которые оказывают влияние на животных, называют факторами среды. Различают факторы неживой и живой природы, а также те, которые возникают в результате деятельности человека. Факторы неживой природы - это температура, влажность, ветер и др. Например, свет и температура определяют распространение многих животных. А такие факторы, как рельеф и влажность, влияют на образование сообществ растений и на животных, населяющих их. Факторы живой природы - это разнообразные отношения между различными живыми организмами. Так, между кошкой и домовой мышью установились отношения, характерные для хищника и жертвы: кошка - хищник, а мышь - ее жертва. Это пример пищевых связей, которые составляют основную форму связей всех организмов. Факторы, возникающие в результате деятельности человека, тоже разнообразны. Это и непосредственное воздействие человека на животных, например охота или рыбная ловля, и косвенное воздействие на них. Так, при рубке леса человек не уничтожает животных, но создаются такие условия, что обитание животных на вырубленных участках леса становится невозможным. Одни животные живут скрытно или имеют очень малые размеры, поэтому мы их не замечаем. Другие, напротив, часто встречаются нам, например насекомые, птицы, звери. Значение животных в природе столь же велико, как и значение растений. Животные опыляют растения и играют большую роль в распространении семян некоторых из них. Наряду с бактериями животные принимают самое активное участие в образовании почвы. Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчают их и тем самым способствуют созданию перегноя. Через норки и ходы роющих животных легче проникают к корням необходимые для жизни растений вода и воздух. В свою очередь, зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех животных. Растения служат пищей растительноядным животным, а те, в свою очередь, - хищным. Так возникает цепь питания: растения - растительноядные животные - хищники. Животные не могут существовать без растений. Но и жизнь растений зависит от жизнедеятельности животных. Очень велико санитарное значение животных - использование ими трупов других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы. Многие водные животные очищают воду, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха.

shpora.org

Значение растений в жизни животных?? 10 ответов !!!!!!

Значение растений в жизни животных?? 10 ответов !!!!!!

Ответы:

Животные населяют весь земной шар: сушу, пресноводные водоемы, моря и океаны. Все, что окружает животных в том месте, где они живут, называют средой обитания. Различают три основные среды обитания: водную, наземно-воздушную и почвенную. Соответственно и условия существования в них различаются. Те условия, которые оказывают влияние на животных, называют факторами среды. Различают факторы неживой и живой природы, а также те, которые возникают в результате деятельности человека. Факторы неживой природы - это температура, влажность, ветер и др. Например, свет и температура определяют распространение многих животных. А такие факторы, как рельеф и влажность, влияют на образование сообществ растений и на животных, населяющих их. Факторы живой природы - это разнообразные отношения между различными живыми организмами. Так, между кошкой и домовой мышью установились отношения, характерные для хищника и жертвы: кошка - хищник, а мышь - ее жертва. Это пример пищевых связей, которые составляют основную форму связей всех организмов. Факторы, возникающие в результате деятельности человека, тоже разнообразны. Это и непосредственное воздействие человека на животных, например охота или рыбная ловля, и косвенное воздействие на них. Так, при рубке леса человек не уничтожает животных, но создаются такие условия, что обитание животных на вырубленных участках леса становится невозможным. Одни животные живут скрытно или имеют очень малые размеры, поэтому мы их не замечаем. Другие, напротив, часто встречаются нам, например насекомые, птицы, звери. Значение животных в природе столь же велико, как и значение растений. Животные опыляют растения и играют большую роль в распространении семян некоторых из них. Наряду с бактериями животные принимают самое активное участие в образовании почвы. Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчают их и тем самым способствуют созданию перегноя. Через норки и ходы роющих животных легче проникают к корням необходимые для жизни растений вода и воздух. В свою очередь, зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех животных. Растения служат пищей растительноядным животным, а те, в свою очередь, - хищным. Так возникает цепь питания: растения - растительноядные животные - хищники. Животные не могут существовать без растений. Но и жизнь растений зависит от жизнедеятельности животных. Очень велико санитарное значение животных - использование ими трупов других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы. Многие водные животные очищают воду, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха.

cwetochki.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта