Значение воды в жизни животных растений и человека. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПОЗНАНИЮ МИРА "ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ, ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Значение воды в жизни планеты и человека. Охрана воды. Значение воды в жизни животных растений и человека


Значение воды в жизни планеты и человека. Охрана воды

Ежедневно сотни миллионов людей встречаются с этим веществом, совсем не задумываясь об этом. Гениальный Леонардо да Винчи назвал ее соком жизни на Земле, и следует признать, что он был прав. Вода – и это знает каждый – необходима для существования животных и растений, для нашей собственной жизни.

Любое животное состоит в значительной степени из воды: она составляет не менее девяти десятых общей массы их тела. Много воды и в теле человека. Для того чтобы подсчитать количество воды в своем организме нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2. В организме человека идет «круговорот воды» - за сутки сердце прогоняет жидкости в 150 раз больше массы человека, а почки 1000 л.

Вода является источником энергии. Она выступает своеобразным генератором энергии в каждой клетке организма. Проходя через клеточные мембраны, она приводит в действие катионные насосы, генерирующие напряжение. В результате этого и вырабатывается гидроэлектрическая энергия. Все растения и животные, включая человека, выживают благодаря энергии, которую производит вода. Вода также участвует в процессе терморегуляции, в процессе дыхания, в процессе обмена веществ. Обезвоживание организма опасно для жизни человека (и других живых существ), может привести к его гибели.

Жизнь на нашей планете зародилась в воде и развивается благодаря ей, точнее – благодаря содержащимся в водных растворах питательным элементам. Но и образование этих элементов, и перенос их к поверхности Земли, и накопление в нужных количествах происходит с участием водных ресурсов.

Вода не только способствовала зарождению жизни на Земле. Она активно воздействовала на формы поверхности нашей планеты: быстро текущие потоки промывали рытвины и целые ущелья, как в мягких, так и в твердых породах; в обширных относительно спокойных водоемах отлагались песчинки и глинистые частицы.За многие миллионы лет подобные слои осадков могли достигнуть 1000-метровой толщины. Процессы изменения земной поверхности с участием воды происходят и сейчас: морской прибой, например, разрушает побережья; бурные горные реки обрушивают крутые берега; атмосферные осадки постепенно разрушают самые стойкие скальные породы; на отмелых участках рек и озер под влиянием течений появляются песчаные косы и намывные острова.

Современная наука признает великую роль воды на Земле. Одна из оболочек нашей планеты так и называется гидросферой, или водной оболочкой. Условно эту оболочку подразделяют на Мировой океан и воды суши. Океан представляет собой гигантский резервуар влаги, заполняющий систему крупных понижений земной поверхности. Воды суши – это составная часть гидросферы, разделенная на множество отдельных бассейнов, либо связанных с океаном, либо нет. К водам суши относятся и подземные воды. Между океаносферой и водами суши имеется постоянная взаимосвязь: реки, впадающие в моря, сбрасывают в океан континентальные воды, небольшая часть которых может непосредственно вернуться на сушу через подземные трещины в прибрежной зоне. Однако основная масса речного стока возвращается на континент другим путем: после испарения с поверхности океана, влага попадает в атмосферу, где собирается в облака; ветер гонит эти облака в сторону суши, где они, проливаясь дождями, снова попадают в ручьи и реки. Таким путем совершается вечный круговорот воды в природе. В настоящее время гидросфера охвачена невиданными по скорости и масштабам преобразованиями, связанными с технической деятельностью человечества. Ежегодно используется около 5 тысяч кубических километров воды, при этом загрязняется примерно в 10 раз больше. Многие страны начали испытывать нехватку пресной воды. Но это еще не значит, что ее на Земле мало, беда в том, что мы не научились рационально ее использовать.

Вода на нашей планете встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.Причем в природе в трех состояниях она может встретиться одновременно. Например, летом она на вершинах гор в твердом состоянии – в виде снега и льда, в водопаде она жидкая, а в воздухе, где всегда есть водяные пары – газообразная. Наиболее привычно для нас ее жидкое состояние. Но на поверхности Земли вода находится и в твердом состоянии – в виде льдов и многолетних снегов. Ледники и вечные снега занимают около десятой части общей поверхности суши. Площадь, занимаемая ледниками, может то увеличиваться, то уменьшаться. Эти изменения определяются колебаниями климата: в более холодные периоды наступают ледниковые эпохи. В противоположном случае на Земле происходит потепление. Именно в такую эпоху потепления мы и живем сейчас. Общее оледенение поверхности планеты влияет на уровень мирового океана. Таяние многолетних льдов приводит к повышению его уровня и к наступлению моря на низменные участки суши, а, следовательно, воздействует на живые организмы, в том числе и на человека.

На территории России всего 10-12 тысяч лет назад у края огромного ледникового покрова существовали огромные пресноводные бассейны. Из этих водоемов реки текли на юг, поскольку путь на север преграждал ледник. Вода через Тургайскую долину попадала в Аральское море, а оттуда по реке Узбой, пересохшее русло которой видно на аэрофотоснимках, в Хвалынский бассейн, который находился на месте нынешнего Каспия. Уровень воды в бассейне был на 50 м выше современного. Из него через Манычскую впадину вода поступала в Черное море.

На потепление климата влияет и хозяйственная деятельность человека. За короткий период времени люди значительно уменьшили водорегулирующие возможности поверхности суши. Человек бездумно вырубал леса, распахивал степь, осушал болота, строил города, дороги. Как оказалось, испарение воды с поверхности суши контролируется экосистемами. В различных экосистемах оно протекает неодинаково. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают естественные леса, затем – степные экосистемы и агроэкосистемы. На полях, где возделываются сельскохозяйственные культуры, нарушается ход течения естественных процессов. В летний период, в ходе сенокосов и уборки сельскохозяйственных культур растительные сообщества уничтожаются на огромных территориях. Водообмен здесь меняется коренным образом. После уборки урожая поля распахиваются, и происходит новое изменение водорегулирующих свойств поверхности на сотнях миллионов гектаров, так как пашня резко снижает интенсивность испарения. Такие скачкообразные изменения в экосистемах не безразличны для природы. Они расшатывают естественные процессы регуляции климата, сложившиеся в биосфере за многие миллионы лет развития.

Все живые организмы, и человек тоже, для поддержания жизни нуждается в воде. Ежедневно каждый человек потребляет и выделяет воду, как и любой организм. Но кроме удовлетворения физиологических потребностей вода необходима человеку для поддержания личной гигиены, приготовления пищи, уборки помещения Гораздо больше воды требуется для хозяйственной деятельности человека: орошения полей, промышленности, энергетики. Реки, озера и моря используются как транспортные пути. Рост населения на планете, необходимость увеличения производственных мощностей – все это ведет к исчерпанию и загрязнению водных ресурсов.

Загрязнение причиняет ущерб растениям и животным, угрожает здоровью человека, делает воду непригодной для использования и, конечно, губит красоту ландшафтов.

Загрязнение может быть естественным, механическим, тепловым, энергетическим, химическим.

Естественные загрязнения - это загрязнения, связанные с естественными причинами, например с процессами разложения растений и животных населяющих водоемы, извержения вулканов, пыльными бурямиТакие загрязнения не опасны для природы в целом.

С механическим загрязнением знаком всякий, хоть однажды побывавший на берегу. Волны выносят на берег самые разнообразные предметы. Иногда выброшенный мусор окаймляет берег многометровыми валами. (Как показали специальные исследования, результаты которых были опубликованы в британской прессе еще в середине 80-х годов прошлого века, за семидневный рейс судна с командой в 45 человек за борт в среднем попадает 70 пивных банок, 320 картонных и бумажных пакетов, 165 целлофановых пакетов, 19 245 стеклянных бутылок, 29 ламп, 2 газовых баллона и около 5200 консервных банок)

При тепловом загрязнении значительно повышается естественный уровень температуры воды. Вызывается оно сбросом нагретых сточных вод в районах крупных городов, стоками атомных электростанций. При этом естественное равновесие в загрязненном районе нарушается, гибнут холодолюбивые организмы, их место занимает флора и фауна, чуждая данной акватории.

Энергетическое загрязнение происходит при проведении некоторых видов геофизических работ, во время которых создаются искусственные электрические или магнитные поля и энергия выбрасывается в окружающую среду. Например, когда ведут электроразведку на шельфе, может произойти поражение рыб электрическим током.

Наиболее опасное – химическое загрязнение. Ежегодно в атмосферу поступает до 25 млрд. т углекислого газа, 190 млн. т угарного газа и т. д. Значительная часть этой массы выпадает с атмосферными осадками на поверхность вод планеты. Слайды Опасными загрязнителями являются соли тяжелых металлов – свинца, ртути, железа, меди. Ионы тяжелых металлов вначале поглощают водные растения. Далее по цепочкам питания они поступают к растительноядным животным, затем к хищным. Одним из наиболее опасных загрязнителей является нефть. Один грамм разлившейся нефти может затянуть пленкой 10 м 2 водной поверхности. Пленка препятствует газообмену, что влечет обеднению воды кислородом, а также экранирует солнечные лучи, лишая водные организмы солнечной энергии. Она препятствует испарению и поглощению углекислого газа. Нефть является ядом для жителей водоемов, особенно для икры и молоди. Анализ космических снимков показывает, что нефтяная пленка покрывает 10% поверхности мирового океана. Не миновала эта беда и российские акватории. Поверхностное нефтяное загрязнение прослеживается в Балтийском и Азовском морях, в восточной части Черного моря, в Татарском проливе, на севере Японского моря, в районе Курил и тихоокеанского побережья Камчатки, в южных районах арктических морей. Производные нефтепродуктов, например, моющие средства так же опасны для природы, как и сама нефть. Широкое применение синтетических моющих средств в быту и в промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. При высокой концентрации погибают мелкие планктонные организмы, такие, как водоросли, дафнии, коловратки. А если концентрация достигнет 5 мг/л, гибнет рыба. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они попадают в водоемы и нарушают жизнедеятельность водных экосистем.

Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием естественных факторов: солнечного света, атмосферных газов, жизнедеятельности организмов – бактерий, грибов, зеленых водорослей, животных. При сильном загрязнении самоочищения не происходит из-за гибели организмов и нарушения естественных биологических процессов.

Мы люди неправильно живем на Земле. Для нас золото, нефть, деньги – это богатство и ценность, его мы охраняем, а бесценное - озера, родники, воздух, природу – нет. Защита Земли не стала у нас государственной идеей, смыслом существования, нашей главной национальной гордостью. Конечно, какие–то меры по охране воды применяются. Водное законодательство регулирует водопотребление, очистку сточных вод, существует система мер, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнений. Но эти меры эффективны в недостаточной степени. Чистой воды на планете становится все меньше и меньше. Это грозит экологической катастрофой. Но все еще можно изменить. Я предлагаю начать каждому человеку с себя. Изменить свое отношение к окружающему миру, изменить свое поведение в природе. Как именно? Я предлагаю так:

1. Что могу сделать я?

Я могу экономить воду; умываться не под сильной струей воды; закрывать вовремя водопроводный кран. (Подсчитано, что из оставленного открытым крана выливается за час 1000 литров воды. ) Охлаждать, например бутылку с лимонадом, не под струей холодной воды, а в холодильнике, тогда воды утечет меньше.

Я могу соблюдать правило поведения на водоеме:

- не бросать в водоемы и на берегу мусор, бутылки; напоминать всем окружающим людям об этом простом правиле.

В будущем, когда я стану взрослым, я смогу придумать что-то еще, что поможет защитить воду на нашей планете.

2. Что могут сделать взрослые люди?

Так же, как и я, взрослые должны экономить воду и соблюдать правило поведения на водоеме.

Но самое главное:

- взрослые могут и должны еще лучше очищать сточные воды;

- строить современные очистные сооружения;

- создавать водоохранные зоны;

- пользоваться моющими средствами, изготовленными только из натуральных материалов;

- строить заводы с замкнутым циклом производства, чтобы отходов не было вообще;

- не допускать транспортного загрязнения водоемов, утечек, потерь при погрузочных операциях, и чрезвычайных аварий; а если авария все же произошла, использовать все возможные средства для ее быстрейшего устранения;

- развивать науку, чтобы исчезло тепловое, энергетическое и химическое загрязнение, чтобы человек нашел другие более рациональные способы использования воды, которые не будут наносить вред природе.

Каждый должен понимать, что обыкновенная чистая вода – это богатство, которое ничем не заменишь!

Я хочу закончить свою работу словами Тура Хейердала:

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли человек?

Может быть, этот вопрос заставит взрослых задуматься, и защита Земли станет нашей национальной идеей.

www.hintfox.com

Что такое вода, значение воды в жизни человека

Самое привычное и самое невероятное вещество на Земле – вода. Значение воды невозможно переоценить в жизни всего живого на планете, она присутствует в каждом мгновении нашего существования. Являясь преобладающим элементом в составе любого организма, вода руководит и его жизнедеятельностью.

Вода в природе

Человечество на протяжении всего существования пытается разгадать тайну этой удивительной и противоречивой стихии. Как она возникла, как попала на нашу планету? Наверное, никто так и не сможет ответить на этот вопрос, зато каждый знает, что значение воды в природе и жизни человека невообразимо велико. Одно абсолютно верно - сегодня запасов воды на Земле столько же, сколько было при рождении мироздания.

Уникальные свойства воды сжиматься при нагреве и расширяться при замерзании – еще один повод удивиться. Ни одно другое вещество не обладает подобными свойствами. А ее способность переходить из одного состояния в другое, столь привычная и вместе с тем, удивительная, играющая исключительную роль, дает возможность всем живым организмам существовать на Земле. Высшим Разумом воде отведена основная партия в поддержании жизни и участии в постоянно происходящих природных процессах.

Круговорот воды

Этот процесс называется гидрологическим циклом, представляющим собой непрерывную циркуляцию воды, попадающей из гидросферы и поверхности земли в атмосферу, а потом обратно. В цикле участвуют четыре процесса:

  • испарение;
  • конденсация;
  • выпадение осадков;
  • сток вод.

Попав на землю, часть осадков, испаряясь, конденсируется, другая часть благодаря стоку наполняет водоемы, третья обращается в грунтовые воды, уходя под землю. Так, постоянно передвигаясь, питая водные артерии, растения и животных и сохраняя собственные запасы, кочует, оберегая Землю, вода. Значение воды очевидно и бесспорно.

Механизм круговорота и его виды

В природе существует большой круговорот (так называемый мировой), а также два малых – континентальный и океанический. Собирающиеся над океанами осадки переносятся ветрами и выпадают на континенты, а затем опять возвращаются в океан со стоком. Процесс, когда океаническая вода непрерывно испаряется, конденсируясь и снова выпадая в океан в виде осадков, называют малым океаническим круговоротом. А все аналогичные процессы, происходящие над сушей, объединяются в малый континентальный круговорот, главным действующим лицом в котором является вода. Ее значение в природных процессах непрерывной циркуляции, поддерживающей водный баланс Земли и обеспечивающей существование живых организмов, бесспорно.

Вода и человек

Не имеющая питательной ценности в обычном понятии, вода – основная составляющая любого живого организма, в том числе и человека. Никто не сможет существовать без воды. Две трети в составе любого организма занимает вода. Значение воды исключительно важно для правильного функционирования всех систем и органов.

На протяжении жизни человек ежедневно соприкасается с водой, используя ее для питья и пищи, гигиенических процедур, отдыха и отопления. На Земле не найдется более ценного природного материала, столь жизненно необходимого и незаменимого, как вода. Обходясь без еды достаточно большие периоды времени, человек не проживет без воды и 8 дней, так как при обезвоживании организма в пределах 8% от массы тела у человека начинаются обмороки, 10% вызывают галлюцинации, а 20% неизбежно вызывают летальный исход.

Почему же так велико значение воды для человека? Оказывается, вода регулирует все основные жизненные процессы:

  • нормализует влажность кислорода, увеличивая его всасываемость;
  • осуществляет терморегуляцию тела;
  • растворяет питательные вещества, помогая организму в их усвоении;
  • увлажняет и создает защиту жизненно важным органам;
  • образует защитную смазку для суставов;
  • улучшает обменные процессы в деятельности систем организма;
  • способствует эвакуации отходов из организма.

Как поддерживать водный баланс

В среднем человек теряет в день 2-3 литра воды. В более экстремальных условиях, например, в жару, при высокой влажности и физических нагрузках потери воды возрастают. Чтобы сохранить нормальный физиологический водный баланс организма, следует уравновесить поступление воды с ее выведением путем грамотного питьевого режима.

Произведем некоторые подсчеты. Учитывая, что суточная потребность человека в воде – 30-40 граммов на 1 кг веса тела и около 40% общей потребности поступает с пищей, остальное количество следует принимать в виде напитков. Летом ежедневное потребление воды соответствует 2-2,5 литра. Жаркие регионы планеты диктуют свои требования - 3,5-5,0 литра, а в экстремально жарких условиях до 6,0-6,5 литра воды. Нельзя допускать обезвоживания организма. Тревожными симптомами этой беды являются сухая кожа, сопровождаемая зудом, усталость, резкое снижение концентрации внимания, артериального давления, головные боли и общее недомогание.

Полезный эффект

Интересно то, что, принимая непосредственное участие в обменных процессах, вода способствует снижению веса. Бытующее заблуждение, что желающим похудеть людям нужно меньше пить воды, так как организм удерживает воду, наносит ощутимый вред. Нельзя вгонять собственный организм в еще больший стресс, выбивая его из привычного водообмена. К тому же влага, являясь естественным мочегонным средством, тонизирует работу почек, провоцируя потерю веса.

Получая оптимальное количество воды, человек прибавляет сил, энергии и выносливости. Ему проще контролировать вес, поскольку даже психологические неудобства от вынужденных перемен при уменьшении привычного рациона переносятся легче. Научными исследованиями доказано, что ежедневное употребление достаточного количества чистой воды помогает бороться с тяжелыми недугами – способствует ослаблению болей в спине, проявлений мигрени, снижению уровня сахара и холестерина в крови и артериального давления. Кроме того, тонизируя работу почек, вода тормозит процессы образования камней. Доказано, что люди с творческим началом склонны много пить, а великих художников подталкивала к созданию шедевров морская вода. Значение воды, выходит, немаловажно и в исскустве.

Водный обмен растений

Так же как и человеку, вода необходима любому растению. У разных растений она составляет от 70 до 95% массы, контролируя все происходящие процессы. Обмен веществ в растении возможен только при большом количестве влаги, поэтому значение воды для растений бесспорно велико. Растворяя в почве минеральные вещества, вода доставляет их в растение, обеспечивая их непрерывный приток. Без воды не прорастут семена, не будет происходить в зеленых листьях процесс фотосинтеза. Вода, наполняющая клетки растения, обеспечивает ему жизнеспособность и сохранение определенной формы.

Важнейшим условием жизнеобеспечения растительного организма является способность поглощать воду извне. Растение, получая воду, в основном из почвы с помощью корней, поставляет ее в наземные части растения, где листья ее испаряют. Такой водный обмен существует в каждой органической системе – вода, попадая в нее, отдает питательные вещества, испаряется или выделяется, а затем снова, обогатившись полезными субстанциями, попадает в организм.

Еще один удивительный способ проникновения воды в живые клетки - ее осмотическое поглощение, т. е. способность воды аккумулироваться извне в клеточные растворы, увеличивая объем жидкости в клетке.

Искусство потребления воды

Постоянное употребление чистой воды заметно улучшает мыслительную деятельность мозга и координацию движения, а следовательно, значение воды для жизнедеятельности клеток мозга особенно ценно. Поэтому здоровый человек не должен ограничивать себя в питье, но соблюдать некоторые правила следует:

  • пить понемногу, но часто;
  • не стоит выпивать много воды сразу, так как переизбыток жидкости в крови доставит сердцу и почкам ненужную нагрузку.

Итак, значение воды для живых организмов огромно. Поэтому создание условий для сохранения собственного водного баланса необходимо каждому человеку.

fb.ru

Значение воды в жизни животных

Значение воды в жизни животных - страница №1/1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1

г. Апшеронск

Открытое занятие на тему:

« Значение воды в жизни животных »

Научное экологическое общество

«Галантус».

Для учащихся 7 класса.

Руководитель:

учитель биологии МАОУЛ №1

Васильева Н.В.

2013 год

План занятия:

1.Цель занятия:

  • Образовательная - расширить знания о воде; оценить силу воздействия воды на живые существа.
  • Развивающая – повысить интерес к изучаемой теме; умение сравнивать факты и результаты научных исследований.
  • Воспитательная – воспитание экологической культуры; осознания бережного отношения к воде, как источнику жизни.
2. Представление работы НЭО « Галантус».
  • Цели и задачи НЭО.
  • Направления работы.
  • Результаты работы.
  • Представление помощников галантовцев:
Джиналиев Юрий – победитель муниципального этапа краевого конкурса экологического плаката « Сохраним планету»;

Малярова Ирина – призер муниципального этапа краевого конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно – практической конференции « Эврика» малой академии наук учащихся Кубани.

Тутов Дима – призер муниципального этапа краевого конкурса научно – исследовательских и прикладных проектов учащихся по теме охраны и восстановления водных ресурсов.

Тахмазян Артем – победитель районной олимпиады по математике и информатике, участник краевого уровня олимпиад.

3. Демонстрация видеороликов: « Многообразие животных».

? Ребята, что, по вашему мнению, объединяет всех этих животных.

Верно, все животные в той или иной мере связанны с водой!!!

В чем заключается великая тайна воды?

4. Вступление - «Что нам известно о воде?».

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете...»

Сент-Экзюпери

Всем нужна….

  • Не умыться, не напиться
  • Без воды.
  • Листику не распуститься
  • Без воды.
  • Без воды прожить не могут
  • Птица, зверь и человек
И поэтому всегда – всем, везде нужна вода!
  • Вода занимает 2/3 поверхности земного шара.
  • Человек и животные почти на 2/3 состоят из воды.
  • Самое распространенное вещество на Земле
  • Находится сразу в трех состояниях (жидком, твердом, газообразном)
  • Прозрачна
  • И при нагревании, и при охлаждении способна расширяться
  • Великолепный растворитель
  • Химическая формула Н2О
  • Среда зарождения и источник жизни!
Воде свойственно очищаться: это происходит в моменты фазового перехода воды, когда:

- вода испаряется, а затем конденсируется и проливается дождем;

- вода замерзает, а потом тает.

Таким образом, встряхивая информационную грязь и

вода сохраняет

базовую структуру, то есть программу жизни.

Вода в жизни животных:

Ребята для чего животному нужна вода?

Вода в теле животного — основная среда, в которой протекают жизненные процессы, и совершается обмен веществ.

Содержание воды

В телах насекомых колеблется от 46 до 92%, в теле ланцетника вода составляет 87%, у речного рака — 77% , у головастиков лягушек — до 93%. Вода входит в состав крови и лимфы, с водой транспортируются по телу питательные вещества и продукты выделения, через водяную пленку в органах дыхания поглощается кислород и выделяется углекислота. У наземных теплокровных животных вода, испаряясь, участвует в освобождении организма от излишнего тепла.

Потеря воды

Приводит к плохому самочувствию и даже к смерти. Для разных животных предельный уровень потери воды разный. Например, серые жабы, живущие в земляных норах и имеющие толстую кожу, погибают при потере телом 60% воды, а для живущих в воде пределом становится потеря уже 38 — 40% воды. Домовая мышь теряет подвижность при потере воды менее 20% от массы тела. Человек, потерявший 10% воды, испытывает сильное недомогание, при потере 20% воды может наступить смерть.

Отсутствие воды для животного тяжелее голодания:

животное становится малоактивным, впадает в состояние оцепенения и в спячку. В тропических странах, где чередуются влажный и сухой сезоны, амфибии при наступлении засухи вовсе исчезают с поверхности земли. Они закапываются в ил, прячутся под камни, в норы, под корни деревьев. Летняя спячка у амфибий в ряде географических районов длится пять месяцев; с началом дождей животные опять оживают.

Тритон

Как поступает вода в тело животного:

Наземные амфибии, моллюски, черви получают воду из воздуха или из влажного субстрата. Лягушка может «напиться», распластав тело по поверхности влажной почвы. Вода может попасть в тело с пищей. Сочные плоды, листья могут содержать количество воды, составляющее более 90% их массы. Даже сухие семена содержат около 15% воды.

Наземные животные, как правило, воду пьют.

Например, насекомые используют капли росы, капли дождя. Многие копытные, хищные млекопитающие в степных и пустынных районах приходят к местам водопоя, чтобы напиться впрок. Сложные отношения складываются между разными животными вблизи мест водопоев.

Животные, живущие в воде, тоже пьют воду, причем не только через рот, но и сквозь проницаемые покровы тела. Таким способом поступает вода в тело кишечнополостных, червей, рыб, амфибий. В этих случаях важно, чтобы количество поступившей внутрь тела воды не превысило возможностей насыщения ею клеток и органов тела.

Немало животных запасают воду впрок, накапливая внутри тела жир.

При неблагоприятных условиях животное использует жировые запасы для поддержания своей жизнедеятельности, а влага, которая входит в состав жировой ткани, обеспечивает потребности животного в воде. Таковы мелкие грызуны и насекомые, медведи, верблюды и многие другие животные.

Как еще тело животного может накопить воду и уберечь ее от излишних потерь?

У ящериц потери воды значительно сокращены благодаря плотным ороговевшим покровам. Насекомые защищены от потери влаги хитиновым покровом и добавочным слоем веществ на поверхности тела, который защищает насекомое от чрезмерного испарения влаги. Степные и пустынные жуки (например, скарабей) накапливают воду из воздуха под надкрыльями. Необходимость экономить воду в сухом тропическом климате выражается в таком приспособительном поведении животных, как летняя спячка.

Пути потери воды.

Вода выводится из тела через выделительную систему — почки и мочевой пузырь. У лягушек, например, очень объемистый мочевой пузырь — они много пьют воды и много ее выделяют. И у млекопитающих большое количество воды выводится через почки и мочевой пузырь. Наземные животные, кроме того, имеют возможность воду испарять. Например, млекопитающие испаряют ее с поверхности тела через потовые железы. У птиц, не имеющих потовых желез, усилен механизм испарения через дыхательную систему: в жару птица открывает рот и учащенно дышит. Со слизистой поверхности кожи амфибий вода испаряется очень активно, поэтому они держатся вблизи водоемов, укрываются в растительности, предпочитают жить во влажном климате.

Вода удаляется также с непереваренной пищей.

Со слезами. Знаете ли вы, почему крокодилы плачут? Таким способом из тела крупного пресмыкающегося выводится избыток минеральных солей — они удаляются с водой через слезные железы. Кстати, это свойственно не только крокодилам: плачут морские черепахи, морские игуаны. У чаек на голове тоже есть аналогичные железы. У морских змей слезы стекают не наружу, а внутрь рта.

Соленость воды.

Жизнь в пресной воде реки и в соленой воде моря или океана оказывает разное влияние на состояние покровов тела живущих там животных. Соленость, благоприятная для одних, делает невозможной жизнь для других. В соленой воде или на засоленной почве не могут жить земноводные. Установлено, что содержание поваренной соли в воде уже около 1% губительно для них и их потомства. Поэтому морские проливы и океанические пространства представляют непреодолимые преграды для расселения земноводных. Это является причиной отсутствия их на океанических островах с вполне благоприятным для них климатом, даже в тропиках. А на пресмыкающихся соленость не действует: ящерицы живут на соленых почвах, а змеи, черепахи, игуаны многочисленны в соленой воде океанов.

5. Проектная деятельность учащихся:

Тема исследования:

«Какое значение имеет вода в жизни животных?»

Цель: Выявить роль воды в жизни животных.

Этапы исследовательски - проектной работы:

1. Работа со справочными и энциклопедическими материалами.

2. Анализ найденной информации.

3.Составление схем, диаграмм.

4. Создание визуализированного мини проекта « Вода и жизнь».

Защита проекта группы.

6. Итог занятия:

Благодарю за сотрудничество!

davaiknam.ru

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПОЗНАНИЮ МИРА "ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ, ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Значение воды в жизни человека, растений и животных.

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

infourok.ru

Значение воды в жизни человека и растений

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Выполнил: Воспитатель Шепелева Марина Алексеевна

2 слайд Описание слайда:

Задачи: Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке. Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и наблюдать. Воспитательные: воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами; воспитывать бережное отношение к воде.

3 слайд Описание слайда:

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели, Чтобы не было беды — жить нельзя нам без…

4 слайд Описание слайда:

Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега? Быть может, из льда? А может, с подземных ключей она бьет И всем она жизнь и цветенье дает. Чтоб нам о воде все-при все разузнать, Немало учебников нужно читать. А так же различных журналов и книг, Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

5 слайд Описание слайда:

Вода нужна Всем!

6 слайд Описание слайда:

Дождик песенку поет: Кап, кап... Только кто ее поймет - Кап, кап? Не поймем ни я, ни ты, Да зато поймут цветы, И весенняя листва, И зеленая трава... Лучше всех поймет зерно: Прорастать начнет оно! Автор: Б.В. Заходер

7 слайд Описание слайда:

Без воды и цветы сохнут. Так просто увядает красота!

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

Не загрязняйте воду!

10 слайд Описание слайда:

Вода – это жизнь!

11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

Берегите воду Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она. Где водится грязь, там лягушки живут. Для них лишь в болоте покой и уют. Для нас же вода должна чистою быть, Что б мы не боялись и мыться, и пить. Не менее, впрочем, полезна вода Которая в виде замерзшего льда. Она охлаждает, морозит, бодрит. И в зной нам прохладу и радость дарит. Давайте же воду все будем беречь. От трат неразумных ее все стеречь. Иначе закончится может вода, И жизнь на планете затихнет тогда.

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалиф

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта