Значение воды для растений животных человека. Вода и ее значение для растений, животных и человека. Бережное отношение к воде : Начальная школа

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Й вопрос Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека. Значение воды для растений животных человека


Значение воды для живых организмов и человека

Без воды никуда!

Воду по праву можно назвать источником всего живого на земле. Растения, животные, рыбы и птицы, и конечно, царь природы – человек – никто не в состоянии прожить без воды. Каким-то обитателям планеты Земля требуется ее совсем чуть-чуть, другие просто не смогут без нее прожить и часа. Человек не относится к водным обитателям, и лишь потребляет воду внутрь для обеспечения нормальной жизнедеятельности и использует ее для гигиены и удовольствия. Но и он самым прямым образом связан с водной стихией. На 60 % организм человека это вода. Так, жировая ткань берет 20% от массы воды, костям необходимо 25%, на печень уходит еще 70, скелетные мышцы требуют для себя 75%, крови нужно 80% воды, мозгу требуется 85 её процентов.

Живые организмы обитают в условиях постоянно меняющейся среды, а для нормальной их работы важная составляющая – это постоянство внутренней среды самого организма. Эта среда поддерживается плазмой крови, тканевой жидкостью, лимфой. А большая часть их состоит из воды, белков и минеральных солей. Несмотря на то, что вода и минеральные соли не являются питательными веществами и энергетическими источниками, в отсутствие воды невозможны обменные процессы. Вода является прекрасным растворителем. Окислительно-восстановительные процессы и прочие реакции обмена происходят в жидкой среде. Вода транспортирует некоторые газы, перемещая их как в растворенном состоянии, таки в форме солей. Являясь содержимым пищеварительных соков, вода способствует удалению из организма обменных продуктов, среди которых присутствуют токсические вещества. Вода участвует в терморегуляции.

Важность воды для человека

Сколько человек способен прожить, не употребляя воду? Специалисты утверждают, что не более 7-10 дней. Этот срок гораздо меньше, чем отводят те же специалисты человеку, оставшемуся без еды. Значит, вода важнее!

Вода покидает организм человека через почки вместе с мочой. Таким образом теряется около 1700 мл. Через кожу человек теряет около 500мл. Выдыхая через легкие, человек лишается еще 300 мл воды.

Водный баланс

Соотношение между принятой внутрь водой и ее выводом из организма есть водный баланс. Водный баланс очень важен для нормального функционирования всех систем организма. В случаях, когда количество выпитой воды меньше, чем человек выделяет, есть риск развития разных расстройств. Ведь вода входит в состав тканей, как солевой раствор присутствует в теле, является его структурным компонентом и обеспечивает связь водного обмена с минеральными веществами.

Значение минеральных веществ для организма человека

Минеральные вещества являются неотъемлемой частью скелета. Они содержатся в структуре белков, гормонов и ферментов. Общая цифра всех минеральных веществ в человеческом теле около 4-5% массы. Большая часть минеральных веществ поступает в организм с едой и водой. Однако, содержание минеральных веществ в продуктах питания и в воде не всегда достаточно для нормальной жизнедеятельности организма. Практически все люди приправляют пищу поваренной солью, которой требуется примерно 10-12 грамм в день. Ели в организме наблюдается хронический недостаток минеральных веществ, то человек может серьезно заболеть.

Правильное функционирование центральной нервной системы, сердца и других внутренних органов происходит только в случае определенного содержания ионов минеральных веществ. Благодаря им сохраняется постоянство осмотического давления, реакция крови и тканевой жидкости. Ионы минеральных веществ принимают участие в процессах секреции, всасывании, выделения и других процессах.

Дополнительно по теме: www.ref.by

Полезный совет?

Расскажите друзьям

www.domotvetov.ru

Й вопрос Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Степанщинская СОШ»

Урок

На тему: «О чём шепчет ручеёк?»

(в рамках всероссийской акции:«Вода и здоровье»)

Выполнила:

Ученица 9 класса

Кислякова Ирина.

Воскресенск 2018г.

Тема: «О чём шепчет ручеёк?».

Цель:

Закрепить знания учащихся о свойствах воды, выявить причины загрязнения воды, расширить представления об охране воды человеком;

Задачи урока:

Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно – смысловых фрагментов о воде.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор , презентации, плакаты на тему « Берегите воду», заготовки для коллективной работы учащихся, стаканы с водой для детей, картинки с обитателями водной среды.

Ход урока

Орг момент

Вы пришли сюда ….. (учиться)

Не лениться , а …..( трудиться)

Работать как?( старательно)

А слушать как? ( внимательно)

Если хочешь отвечать …( руку не забудь поднять)

Если спросят …. ( надо встать, громко, четко отвечать)

 

II.Мотивация деятельности.

– Тему нашего занятия вы определите сами, отгадав загадку:

 

На свете нет ее сильнее, На свете нет ее буйнее.В руках ее не удержать, И на коне не обогнать.

О себе она сказала бы так:Меня льют, меня пьют, всем нужна. Кто такая?

Д: Это вода.

 

Э: Сегодня мы будем говорить про воду. А что вы знаете о воде? ( На доске карточки со словами Вода – это)

Д: - Вода – это жидкость.

- Вода бывает горячая и холодная.

- В воде можно купаться.

Э: Как много вы знаете. Молодцы! А хотите узнать еще больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду называют природным богатством, познакомимся с некоторыми её свойствами, поговорим, о том, как правильно охранять воду, и чем вы можете помочь воде.

III. Работа по теме урока.

Э: Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть повсюду только в разных количествах и состояниях. Без воды нам не прожить.

Знакомство с понятием «исследователь»

Э: Перед нами сегодня откроется еще одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает , кого называют исследователями?

 

Д: Исследователи – это люди, которые хотят быть умными.

Исследователи следят за чем- то непонятным и новым.

Э: Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.

Э: Итак ребята наша научная аудитория превращается в исследовательскую лабораторию.

(Звучит музыка, дети одевают атрибуты исследователя).

Э: А как вы думаете, что будет предметом исследования?

Д: Вода

 

Э: И так ребята поделитесь на две исследовательские лаборатории, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.

Сегодня мы будем изучать вопросы о свойствах воды, наблюдать за распространением воды в природе, узнаем о значении воды для растений, животных, человека, и попробуем решить проблему загрязнения и охраны воды.

План работы нашего исследования ( на доске)

Изучение вопроса о свойствах воды и её превращениях.

Наблюдение за распространением воды в природе.

Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.

Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

 

Практическая работа.

Опыт №1

1 –я исследовательская группа ответьте на первый вопрос.

Э: Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?

Д: Вода. Воду можно перелить в банку и обратно.( Дети демонстрируют)

Э: Почему?

Д: Она текуча.

Э: Какой сделаем вывод?

Д: Вода – жидкость.

Опыт №2

Э: Всегда ли она жидкая?

Если нальем в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдёт?

 ( Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда)

Э: Какой сделаем вывод?

Д: Вода, если её заморозить, превращается в лёд.

Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

Опыт№3

Д: Внимание, мы пришли к лаборатории № 3. Давайте пройдём дальше. Здравствуйте. Познакомтесь,   это старший работник научной лаборатории Кислякова Ира. Она проведет практическую работу. Давайте понаблюдаем. (Нагревание в форфоровой чашке воды)

 

Что произошло с водой?

Э: Куда делась вода?

Д: Вода превратилась в пар.

 Э: Какой сделаем вывод?

Д: Вода – это пар, газ.

Э: Молодцы! Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Д: Вода в природе может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. (Слайд на доске)

Э: Хорошо. Молодцы. Вы показали свои практические умения. А теперь давайте вернёмся в нашу научно- исследовательскую аудиторию, где продолжим наши работы. ( Звучит музыка, ребята садятся на свои места)

Э: Внимание на доске второй вопрос.

2) Распространение воды в природе

Э: Вода в природе в жидком состоянии – это море, река….. Продолжите.

Д: Океан, лужа, ручей, родник, дождь.

 Э: Вода в природе в твёрдом состоянии – это …

Д: Ледники, снег, лёд, град.

Э: Вода в природе в газообразном состоянии – это …

Д: Облака, туман, тучи.

(Слайд круговорот воды природы)

 

Э: давайте перейдем к третьему вопросу.

й вопрос Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека

 (Слайд земля)

Э: Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется Земля?

Д: Голубой

Э: А почему?

Д: Потому что это вода.

Э: Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это моря и океаны. Но кроме этого на земле есть много голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. И это все водные запасы земли.

 

Но в морях и океанах вода какая?

Д: Соленая

Э: А человеку нужна пресная вода, то есть которая бежит в речках и озерах. А ее не так и много. Поэтому сбережение пресной воды – главная задача человека.

Значение воды для растений

(стакан с водой, кусок сахара, трубочка, ложечка)

Опыт 4.

– А растениям нужна вода? Они пьют? (Конечно пьют).– У воды очень важная роль в питании растения. Откуда берут пищу растения? (Из воздуха – СО2).– Корни пронизывают почву и берут из нее минеральные вещества. – У вас  на тарелочке кусочек сахара (представьте, что это питательное вещество в почве) и трубочка для коктейля (это ваш корешок). Тяните корешком в себя сахар. Получается? Что надо сделать, чтобы растение получило нужное ему вещество? (Растворить в воде).

Бросьте сахар в стакан с водой. Теперь вы сможете корешком вытянуть сахар «из почвы»?

 

Итог опыта: Растения не могут взять сухие минеральные вещества, которые им нужны. Сначала необходимо растворить эти вещества в воде.

Вывод: Вода имеет огромное значение в питании растений.

Э: А где мы используем воду?

studopedia.net

Значение воды в жизни организмов

Организмы — бактерии, грибы, растения, животные, человек — не могут жить без воды. Это вещество составляет большую часть массы их тел. Например, медуза на 99% состоит из воды, огурец — на 95%.Медузы

Вода необходима организмам как растворитель органических и минеральных веществ, как жидкость, при помощи которой происходит перенос веществ из одних частей тела в другие, регулируется температура тела. Корни растений, например, могут снабжать все растение необходимыми ему минеральными веществами только в том случае, если они растворены в воде. Семени гороха вода необходима для набухания, иначе не произойдет разрыв его кожуры, и для растворения питательных веществ, необходимых для питания зародыша.

Для многих организмов вода — среда жизни. В океанах, морях, озерах, реках и других водоемах, даже в лужах, живут разнообразные животные и растения. В океанах и морях, например, живут киты, дельфины, акулы, скаты, сельди, треска, камбала, крабы, осьминоги, кальмары, устрицы; растут разные виды зеленых, бурых и красных водорослей, среди которых многим известная бурая водоросль ламинария, или морская капуста.

Водная среда жизни отличается от других сред, например наземно-воздушной, многими присущими ей особенностями. Так, вода менее прозрачна, чем воздух, поэтому освещенность в водоемах на различной глубине неодинакова. Наиболее разнообразен мир растений и животных в тех местах водоемов, где достаточно много света. Там, где освещенность слабая, меньше растений и меньше животных, питающихся ими.

Вода обладает большим давлением, которое возрастает с глубиной. В связи с этим у живых организмов развились различные приспособления, способствующие выживанию в таких условиях. Например, у рыб, живущих в верхних слоях воды, тело сжатое с боков (сельди, лещи), а у рыб — обитателей дна морей — тело распластано сверху вниз (скаты) или повернуто на один из боков, а голова обращена глазами вверх (камбала).

Обитатели морских глубин

Вода в водоемах различается по количеству растворенных в ней минеральных и органических веществ, атмосферного кислорода и других газов. Различна и температура воды: в верхних слоях она нагрета сильнее, чем на глубине.

Водная среда более плотная, чем воздушная, и передвигаться в ней гораздо труднее, чем в воздухе. Передвижению животных в воде способствуют обтекаемая форма тела, выделяемая на поверхность тела слизь, разнообразные органы движения. Крупные растения, растущие в морях и океанах, озерах и реках, не имеют достаточной собственной опоры и находятся в воде как бы в подвешенном состоянии.

Вода обладает высокой теплоемкостью, вследствие чего в водоемах отсутствуют резкие изменения температуры.

blgy.ru

Вода и ее значение для растений, животных и человека. Бережное отношение к воде : Начальная школа

  1. Начальная школа

Тема урока: «Вода и её значение для растений, животных и человека. Бережное отношение к воде».

Цели урока: 

  • Познакомить с богатством природы – водой, со значением чистой воды для жизни всего живого на Земле.
  • Рассмотреть причины загрязнения водоёмов.
  • Учить бережно относиться к воде и экономить её.

Оборудование: глобус, ПК для просмотра презентации, изображение капельки, плакаты.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Звучит песня Ю. Антонова «Море»).

(Выходят дети, читают стихи).

– Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда. Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить.

II. Знакомство с темой.

– О чём мы сегодня будем говорить?

Отгадайте, кто пришёл к нам в гости:

В морях и реках обитает И часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Капелька)

К нам пришла капелька Капитошка. Она хочет нам много рассказать об уникальном веществе – о воде. Нам тоже предлагает превратиться в капелек.

Капитошка предлагает отгадать как называют воду.

Как вы думаете почему её так называют?

(Царь – государь, властитель. Так говорят о том, кто является первым, лучшим).

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о воде, о её значении, о бережном отношении.

– Давайте посмотрим одну историю, которая произошла из-за одного мальчика. Посмотрите и скажите кому нужна вода!

– Старший брат открыл тетрадь: «Как мне лучше написать, Для чего нужна вола?» Младший молвил: «Ерунда! Ведь её не вкусно пить, Без воды легко прожить». Вот встаёт наш Саша рано, Не течёт вода из крана. Саше глазки не умыть, Что же делать, как же быть? Мама в кухне громко плачет: «Невозможная задача – Без воды сварить компот». Недоволен серый кот: «Не напиться молоком». И ушёл, вильнув хвостом. Без воды нельзя стирать, И детей нельзя купать. Как порядок наводить, Даже пол нельзя помыть! Загрустили в речке рыбы: «Без воды вы плыть смогли бы?» На поля не льётся дождь – Засыхает в поле рожь. Все деревья и цветы погибают без воды. Без воды не будет снега, Как же нам по снегу бегать? И конькам нужна вода – Без воды не будет льда. Людям всем  вода нужна, Потому она важна – Есть и пить, расти, друзья, Без неё никак нельзя! Саша наш сказал тогда: «Ой, прости меня, вода! Знаю я теперь ответ – Без воды нам жизни нет!»

– Кому нужна вода?

Вода – это важнейшее условие существования  жизни растений, животных и человека.

Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот.

Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.

– Как вы думаете много или мало воды на Земле?

Воды на Земле одновременно и много и мало.

Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого. А вы знаете, насколько глубоки моря и океаны?

Если бы на дно можно было спуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов, а с 10-этажного дома – всего за 1 минуту!  (диаграмма)

Но оказывается, морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства.

А пресной воды существует мало. (диаграмма)

Многие государства мира  испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего лишь один литр пресной.

– Капелька  хочет нам ещё рассказать о своих проблемах. 

2 проблема. Загрязнения воды.

В водоёмы сливают отработанную и загрязнённую воду фабрики и заводы. Дожди смывают удобрения с полей. Попадают в них бытовые отходы. Иногда даже случается так, что обитатели водоёмов погибают.  

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

Однажды ученые исследовали участок речного дна длиной 5 км и обнаружили:

  • 14 крупных железобетонных плит,
  • 16 больших труб,
  • 34 куска рельсов,
  • 9 мотков колючей проволоки,
  • 27 изогнутых железных листов,
  • 43 огнетушителя,
  • 18 пил,
  • 31 топор,
  • 112 санок,
  • 36 сковородок,
  • 108 котелков, чайников и кастрюль,
  • 27 утюгов,
  • 2486 разбитых бутылок,
  • 814 разбитых стеклянных банок,
  • 2214 консервных банок и много другого мусора.

Неслучайно с началом купального сезона в больницы обращается много людей с травмами, полученными при купании.

Выводы из этого сделайте самостоятельно!

Капитошка предлагает нам отдохнуть.

III. Физминутка. (Танец под песенку «Виноватая тучка»)

IV. Продолжение темы.

3 проблема. Мы порой тратим воду напрасно.

Послушайте стихотворение Б. Заходера. О чём оно?

Течёт река издалека… Течёт река… Течёт река… Как хорошо, когда река И широка, и глубока! Над ней – пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройней и выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей! Течёт река… Течёт река… Поит поля и города, Несёт и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне… Ты хороша, река, весной, И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Кому, попробуй, передать! Приятней плыть в живой волне Ребятам или ребятне? Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул! Нет, нет, никто не утонул, Нет, нет, как раз наоборот, На мель садится пароход Средь бела дня, какой скандал! Наверно, лоцман маху дал! Да нет, далеко до буйка, Тут глубока была река. Была. Вот именно – была. Была, да видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаём… Река становится ручьём! Уже и лодки на мели… Пловцы вдруг посуху пошли. А рыбы? В горе и тоске Бедняжки бьются на песке. Так что же с ней стряслось, с рекой? Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван Забыл закрыть на кухне кран. Вы скажете: какой пустяк. Пустяк. Добро б ручей иссяк, А то вон из-за пустяка Пропала целая река!

О чём это стихотворение?

Представьте себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Они, наверное, даже не поместились бы в этом классе. Вот столько воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку.

– У нас в гостях ещё Мойдодыр. Как вы думаете, о чём он нас предупреждает? 

V. Домашнее задание.

Нарисуйте плакат-памятку об охране воды.

VI. Закрепление пройденного на уроке.

Капитошка хочет проверить как поняли то, о чём она хотела вам рассказать.

Работа по карточкам. (Дополнительное задание – кроссворд по теме «Вода»).

Вставь пропущенные слова.

Всему живому ______________________________ вода.

Пресной воды на Земле _________________________________.

Необходимо ___________________________ расходовать воду.

Краны в доме должны быть ________________________________.

Нельзя _________________________ водоёмы.

Капельке понравились учащиеся, которые готовились к уроку, отметки после того, как проверим карточки.

VII. Подведение итогов.

– Мы сегодня говорили о том, что вода – это важнейшее условие существования  жизни растений, животных и человека. А ещё вода – это красота!

Чистая вода – это богатство, которое ничем не заменишь. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звёзд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в журчании ручья, в мерных всплесках моря, в штормовом гуле океана и в шуме дождя чудится музыка планеты.

Словно крыша над землёю, Голубые небеса. А под крышей голубою – Реки, горы и леса. Вместе мы с тобой в ответе За чудесное жильё. Потому, что на планете Всё твоё и всё моё. И пушистые снежинки, И река, и облака, И тропинки, и травинки, И вода из родника.

Закончим урок песней «Живи, родник!».

poznanie21.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта