Значение растений в жизни человека 5 класс биология. Технологическая карта к уроку по теме Значение растений в природе и жизни человека. для 5 класса по предмету биология ФГОС

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Значение растений в природе и жизни человека". Значение растений в жизни человека 5 класс биология


"Значение растений в природе и жизни человека".

Комитет администрации Романовского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гилево-Логовская средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока биологии

для 5 класса по теме:

«Значение растений в природе и жизни человека».

По учебнику Н. И. Сонин, А. А. Плешаков Биология. Введение в общую биологию.

УМК «Сфера жизни», изд-во Дрофа.

Разработала:

Учитель биологии 1 категории

Шиповалова Виктория Николаевна

2017 год

Технологическая карта урока 5 класса

Автор составитель: Шиповалова Виктория Николаевна, учитель биологии МБОУ «Гилево-Логовская СОШ»

Тема: Значение растений в природе и жизни человека. (Курс «Биология. Введение в биологию»; Авторы: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков; 5 класс; концентрический курс; учебник УМК «Сфера жизни», изд-во «Дрофа»)

Цель урока- раскрыть значение растений в природе и в жизни человека

Задачи:

Образовательные – познакомить с многообразием и значением растений; изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе.

Развивающие – продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в группах.

Воспитательные – формирование экологического мышления и экологической культуры.

Тип урока: изучение нового материала и обобщения.

Базовые технологии: технология проблемного обучения, метод проектов и исследовательской деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал (схема фотосинтеза, картинки различных растений и животных).

Результаты:

Ценностное отношение к умению работать в коллективе и находить согласованные решения.

Понимание значимости собственных умений в совместной познавательной деятельности.

Познавательные и регулятивные универсальные учебные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; определение основной и второстепенной информации;

• моделирование, выделение существенных характеристик объекта;

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• установление причинно - следственных связей;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• умение управлять поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Базовый уровень - по стандарту и программе:

  • ученик должен знать существевенные признаки строения и жизнедеятельности растений, признаки представителей, различать изученные объекты на таблицах, рисунках, объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Повышенный уровень:

  • ученик получит возможность научиться использовать дополнительные источники информации (энциклопедию, справочную литературу, готовить сообщения)

обучающихся

Комментарий

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

(1 минута)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Самооценка готовности к уроку. (Р)

Формирование у обучающихся

ответственного отношения к уроку. (П)

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок биологии у вас проведу я. Меня зовут Виктория Николаевна. У нас на уроке сегодня присутствуют гости, но вы не волнуйтесь. Я уверена у нас всё получится!

Все готовы к уроку?

Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетрадь, дневник, пишущие принадлежности, линейка), правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.

2.Мотивационно-целевой этап. (5 минут)

Цель: организация восприятия задания обучающимися.

Самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности. (Р)

Приучение обучающихся слушать, воспринимать задание, видеть проблему и планировать ее решение.

(П)

1. Создает для учеников проблемную ситуацию.

- Сегодня мне пришло необычное письмо. Я вам его сейчас зачитаю. (Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной! Мы – космические путешественники, много лет назад покинули нашу прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыхаются жители, которая из зеленой превратилась в серую. Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый пятиклассник. С вашей помощью мы хотим понять, что произошло с нашей планетой?

Ждем информации о том, как нам восстановить свою планету? Что вы нам посоветуете?)

Ребята, как вы думаете, что произошло с планетой Гриннетой? ()

Правильно. А можно ли жить без растений?

Как же помочь инопланетянам восстановить планету?

Ответить на этот вопрос мы сможем, если будем знать какое значение играют растения в природе и жизни человека.

Слушают учителя

Исчезли растения.

Высказывают свои предположения.

3. Организационно-деятельностный этап. (6 минут)

Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.), правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи.

Выполнение задания. (Р)

Давайте составим план нашей работы на сегодняшнем уроке. Что нам необходимо изучить?

  1. Роль растений в природе.

  2. Значение растений для животных.

  3. Значение растений для человека.

  4. Какие есть группы растений?

Ребят, у каждого из вас на столе есть рабочая карта. Подпишите её и напишите тему урока. Со своими ролями в группе все определились? Молодцы.

Под №1 в карте отметьте свою роль в группе.

Замечательно!

У каждой группы на столах лежат часть схемы, которую вам необходимо заполнить, вставляя пропущенные слова и дополняя схему картинками. По окончании работы каждая группа представит свой проект.

Задание для 1 группы:

  1. Роль растений в природе и для животных.

Задание для 2 группы.

1.Группа пищевых растений.

Задание для 3 группы:

1. Группа кормовых растений.

Задание для 4 группы:

1.Группа технических растений.

Задание для 5 группы:

  1. Группы декоративных и лекарственных растений.

Осмысливают задание. Работаю с текстом, находят нужную для решения информацию, преобразуют информацию в свое решение, записывают решение и подготавливают устный ответ, выполняют схематические рисунки, учатся структурировать материал.

4. Воспроизведение нового знания. (10минут)

Цель: организация совместной деятельности по составлению общей схемы значения растений в природе и жизни человека

Выполнение и представление задания. (Р)

Ребята, сейчас каждая группа представит проект, который у вас получился. От каждой группы выходит один представитель. Он показывает схему и отвечает на вопрос: Посоветуете ли вы инопланетянам посадить пищ., техн., корм., лек., декорат. Растения?

Ребята, все остальные внимательно слушают, а потом мы проверим, внимательно ли вы слушали.

  1. Прикрепляют созданные продукты, презентуют, разъясняют непонятное.

5.Закрепление.

(5 минут)

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи.

Приобретенные знания и умения, необходимые для решения обозначенного ситуативного задания. (Р)

Ребята, давайте посмотрим выполнили ли мы наш план. Пункт 1. Да. Пункт 2. Да. И т. д.

Можем ли мы ответить на вопрос инопланетян. Как им восстановить свою планету? Как? (Посадить растения, появится кислород, животным будет где жить и что кушать, Какие группы растений мы можем посоветовать посадить: техн., декорат., пищ., лек., корм.)

А сейчас давайте проверим как вы поняли тему. Ответьте на 5 вопросов в ваших рабочих листах. Отвечайте да/нет.

Давайте проверим себя (слайд).

Оцените себя. Если без ошибок - 2 балла.

Если есть ошибки – 1 балл.

Посчитайте общий балл.

3 – 4 балла – Я – МОЛОДЕЦ.

1 – 2 балла – Я ЕЩЁ ПОЧИТАЮ ДОМА.

Проверяют себя, сверяясь с правильными ответами на экране. Вступают в активное обсуждение, отстаивают свою точку зрения, слушают аргументы, обобщают, делают вывод по проблеме.

7. Домашнее задание

(1 минута)

Давайте запишем домашнее задание: Прочитать в учебнике стр.88-90, ответить на вопросы. Подготовить творческое задание: напишите ответное письмо инопланетянам с советами как им восстановить их планету.

Прочитать стр.88-90, ответить на вопросы. Подготовить творческое задание: напишите ответное письмо инопланетянам с советами как им восстановить их планету.

6. Рефлексия деятельности на уроке (2 минуты)

Цель: научить соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности.

Умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. (Р)

В конце урока мне бы хотелось, чтобы вы рассказали, что вам понравилось или не понравилось сегодня на уроке и т. Д.? (слайд).

Большое спасибо вам за работу! Мне было очень приятно с вами работать! Урок окончен.

Ребята заканчивают предложение в по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. Или заканчивают предложение на своей рабочей карте.

infourok.ru

Урок биологии по ФГОС в 5 классе по теме «Значение растений в природе и жизни человека»

Урок биологии в 5 классе

«Значение растений в природе и жизни человека»

(программа Н.И.Сонина, ФГОС второго поколения)

Цели урока

Образовательные - изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, об основных отделах растений и их отличительных признаках.

Развивающие – продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах.

Воспитательные – формирование экологического мышления и экологической культуры.

Оборудование: гербарии, коллекции плодов и семян, образцы ваты и хлопчатобумажной ткани, презентация, распечатанные заготовки таблицы «Сравнительная характеристика отделов растений».

Ход урока

Титульный слайд ученикам не показывают, тема урока будет выведена позже

  1. Организационный момент

(Приветствие, настрой на работу).

Ребята, сегодня мы с вами побудем учеными-ботаниками, прибывшими на международный симпозиум по растениям. Что изучает наука ботаника?

Мы работаем в парах (пусть это будут представители разных государств) и индивидуально. Я – председатель симпозиума. По ходу работы заполняем листы самооценки. За каждое верно выполненное задание или правильный устный ответ на уроке ставим себе «+», за неверно выполненные - «-». В конце оценим свою работу и работу соседа.

  1. Проверка знаний по теме «Покрытосеменные растения»

Мы с вами знаем уже многое о растениях. Какой отдел растений вы изучали на прошлом заседании? (Покрытосеменные растения)

Почему их так называют? (Семена покрыты плодом)

  1. Слайд 2. Назовите органы покрытосеменного растения (1 ученик называет органы, затем проверяем сразу все названия по щелчку)

  2. Предположите, какую роль в растении выполняет корень, стебель, лист, цветок, плод и семя?

  3. Слайд 3. Какие жизненные формы растений изображены на слайде? Что такое дерево, кустарник и трава? Какие из этих растений имеют не отмирающие зимой побеги?

  4. Слайд 4. Какие плоды – сочные или сухие - любят клевать птицы? Какую роль это играет для растения?

Какими еще путями могут распространяться плоды и семена? (обсуждение по картинке на слайде)

  1. Изучение нового материала

  1. Определение темы и постановка целей урока

Ребята, как вы думаете, если сегодняшний симпозиум у нас последний по растениям, то чему будет он посвящен?

Слайд 5 (тема урока откроется после обсуждения по щелчку)

Какие цели мы бы поставили для нашей темы? (слайд 5, после обсуждения открываем цели по щелчку)

  1. Роль растений в поддержании состава атмосферы

Слайд 6. Ответьте на вопросы слайда: (вопросы открываются по щелчку)

- Какой процесс изображен на картинке?(Фотосинтез)

- Что обозначено стрелками разного цвета? (Черные - углекислый газ, голубые – вода, синие – кислород, желтые – солнечный свет)

- Какое значение имеет процесс фотосинтеза для атмосферы? (Обогащение воздуха кислородом и поглощение углекислого газа)

- Как называются вещества, которые образуются и откладываются в растении при фотосинтезе? (Органические вещества: углеводы)

  1. Роль растений в жизни животных

Слайд 7. Что изображено на первой картинке слайда? (Пищевые цепи) Кто кем питается? Что является началом любой пищевой цепи? (Обсуждения)

Что изображено на второй картинке? (Гнездо птицы в ветвях) Что хотел автор презентации сказать этой картинкой? (Растения – это убежище для многих животных) Сделайте вывод о роли растений в жизни животных.

  1. Группы растений

Слайд 8. А теперь посмотрим, так ли необходимы растения человеку, как животным.

Во-первых, все растения можно поделить на дикорастущие и культурные. Что такое культурные растения? (Выращиваемые человеком многие тысячелетия и поэтому видоизмененные по сравнению с дикими сородичами). Распределите предложенные на слайде растения по группам. (Один ученик отвечает) Слайд 9. Проверим ответ.

  1. Группы культурных растений

Для чего человек выращивает культурные растения?

(После ответа открываем слайд 10) Найдите в учебнике, как называют эти группы культурных растений (названия открываются поочередно по щелчку)

- Для питания (пищевые)

- Для получения ценных продуктов - растительных масел, сахара, волокон, -после переработки на заводах (технические)

- Для корма домашним животным (кормовые)

- Для красоты (декоративные)

Рассматриваем кластер на стр.89. Перечисляем пищевые, кормовые, декоративные растения.

Слайд 11. Как называется эта группа растений? (Технические) Что получают из этих культур? (Масло, сахар, волокно). Рассмотрите коллекцию хлопчатника. Как получают вату? Хлопчатобумажные нитки? Ткани из хлопка? (обсуждаем версии учеников, учитель дополняет)

  1. Использование дикорастущих растений человеком

Слайд 12. Как используют люди дикорастущие растения? Какие подписи вы бы поставили под картинками? (Проверка после обсуждения в парах и озвучивания классу – по щелчку) Верно, это и лекарства, и бумага, и стройматериалы, и топливо, и корм скоту, и пища человеку, и натуральный каучук и самая тонкая и эластичная резина из него. А что не поместилось на слайде? Ваши предложения. (Обязательно надо сказать о роли полезащитных лесополос, парков и скверов в городах)

  1. Закрепление знаний по теме «Растения»

  1. Работа в парах с гербарными экземплярами

Рассмотрите гербарные экземпляры (водоросль, мох, папоротник, голосеменное, покрытосеменное растения). К каким отделам относятся эти растения? Расположите их в порядке усложнения строения и большей приспособленности к выживанию в любых условиях. Проверьте свое решение (слайд 13). (Названия открываются по щелчку). Обсуждаем ответ на вопрос слайда – почему именно в виде лестницы на слайде расположены эти отделы? (Это отображает последовательность их появления на Земле и усложнение строения).

  1. Работа в парах по заполнению таблицы

Сравните водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения в виде таблицы (слайд 14). Предложите, какие черты сравнения надо занести в таблицу. (Черты сравнения открываются по щелчку)

Черты сравнения

Водоросли

Мхи

Папоротники

Голосе-менные

Покрыто-семенные

Органы

Слоевище или одноклеточные формы

Стебель, листья, ризоиды, коробочка со спорами

Корневище, корни, листья, споры на нижней стороне листа

Корень, стебель, лист (хвоя), шишки с семенами

Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами

Места обитания

Вода

Влажные места

Влажные места

Различные места на суше, в основном леса

Все области суши, даже пустыни, и вода

Слайд 15 – проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу.

  1. Назовите виды растений, изображенных на слайде 16. К каким отделам они относятся? (Названия открываются поочередно по щелчку)

  2. Ответим на вопрос: «Так ли нужны растения людям, как животным?» (Безусловно, жизнь человека тоже зависит от растений)

  3. Составим «Свод законов», как нужно себя вести человеку, чтобы не навредить растениям. Какие будут у вас предложения? (Пары поочередно высказываются, не повторяясь, а дополняя друг друга)

  1. Рефлексия. Ребята, давайте сделаем общий вывод по сегодняшней теме. Достигнуты ли поставленные цели? (Слайд 17) Оцените свою работу на симпозиуме (если есть время, можно обсудить оценки свои и товарищей). Сдайте листы самооценки.

  1. Домашнее задание: слайд 18

§18 учить (учебник биологии Плешакова, Сонина, 5 класс)

Ответить на вопросы в конце параграфа

Приготовить сообщение о каком-либо культурном растении и его истории

Сделать презентацию об этом растении на 3-4 слайда

  1. Слайд 19. Спасибо за сотрудничество!

kopilkaurokov.ru

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Значение растений в природе и жизни человека"

Технологическая карта урока

Дата: 17.02.2016

Предмет: Биология

Класс: 5

Тема урока: Значение растений в природе и жизни человека

Образовательные

Изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, об основных отделах растений и их отличительных признаках.

Развивающие

Продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах.

Воспитательные

Формирование экологического мышления и экологической культуры.

Тип урока:

Урок-исследование, комбинированный

Форма урока:

Фронтальная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.

Оборудование:

Гербарии, коллекции плодов и семян, образцы ваты и хлопчатобумажной ткани, презентация, распечатанные заготовки таблицы, лист самооценки.

Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация и пробное учебное действие

Мы с вами знаем уже многое о растениях.

Какой отдел растений вы изучали на прошлом уроке. Почему их так назвали?

Проверка домашних заданий.

Беседа с учителем.

Дополняют ответы одноклассников.

Сдают домашние работы учителю.

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ

Назовите органы покрытосеменного растения. (слайд)

Проверка. (слайд )

1 ученик называет органы.

Проверка

Индивидуальная

Какие жизненные формы растений изображены на слайде? (слайд)

Ответ следующего ученика

Индивидуальная

Какие плоды сочные и сухие – любят клевать птицы? Как могут распространяться плоды и семена?

Оцените свою работу. посоветуйтесь, если есть необходимость, с товарищем.

Обсуждение и беседа с учителем.

Самооценка

фронтальная

парная

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли

Определение темы и постановка целей урока

Ребята, как вы думаете, если сегодняшний симпозиум у нас последний по растениям, то чему будет он посвящен? (слайд)

Какие цели мы бы поставили для нашей темы?

Согласовывают тему урока, строят план для достижения цели .

Фронтальная

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ.

Открытие нового знания

Роль растений в поддержании состава атмосферы. Какой процесс изображен на картинке? (Слайд)

Что обозначено стрелками разного цвета? Значение фотосинтеза?

Дополняют ответы одноклассников.

индивидуальная

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Роль растений в жизни животных (слайд )

Делают вывод о роли растений в жизни животных

Фронтальная

Познавательные: умение осознанно и произвольно воспринимать полученную информацию; выделение главного

Группы растений (слайд)

Делают вывод о значении растений в жизни человека.

Фронтальная

Группы культурных растений. Для чего выращивают культурные растения? Как называют эти группы

Техническая группа растений. Показывает коллекцию хлопчатника(нитка, материал, вата)

Самостоятельная работа в парах с учебником.

Устное представление результатов совместной работы.

Парная

Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Использование дикорастущих растений человеком (слайд).

Как используют люди дикорастущие растения?

Ответы учащихся

Фронтальная

Закрепление знаний по теме «Растения»

Рассмотрите гербарные экземпляры. К каким отделам относятся эти растения? (слайд)

Расположите их в порядке усложнения сроения.

Сравнение растений по отделам.

Работа в парах с гербарным экземпляром.

Заполняют таблицу

Парная

Индивидуальная

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска: смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Информация о домашнем задании

П. 18, ответит ь на вопросы (слайд)

Рефлексия

Общий вывод. Достигнуты ли поставленные цели?

Продолжите любое высказывание:

Я узнал(а)…….

Меня удивило ………

Работая в группе, я …….

Мне трудно представить, что……

Анализируют выполнение цели урока

Лист самооценки

фронтальная

Познаваетльные: умение структуировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка- выделение и осознание учащимися того, что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

infourok.ru

Ответ Значение растений в природе и жизни человека

122) Дайте определения.

 

Дикорастущие растения – это растительный покров. Они растут и размножаются без участия человека.Примеры: береза, дуб, ромашка.Культурные растения – специально введенные человеком.Они не могут расти без человека.Примеры: роза, тюльпан, мак

 

123) Ответьте на вопрос.Какова роль зеленых растений на Земле?

 

Я думаю, что в зеленых растениях больше витаминов

 

124) Какое из изображенных растений является техническим? Обведите его.

 

 

125) Заполните таблицу «Культурные растения».

 

Группа культурных растений Примеры растений Как используется человеком
Декоративное растение Роза, тюльпан, лилия Декоративное растение
Кормовые растения Помидоры, огурцы Питание
Лекарственные растения Мать-и-мачеха, шалфей, шиповник Лечение

 

126) Используя материал учебника и дополнительные источники информации, заполните таблицу «Лекарственные растения моей местности».

 

Название растения Какие части используют в медицине При каких заболеваниях применяют
Шалфей Листья При кашле
Ромашка Листья При заболевании горла
Мать-и-мачеха листья При заболевании мышц или спины

 

127) Дополните схему «Значение растений в жизни человека».

 

 

128) Укажите стрелками, к каким группам относятся изображенные растения.

 

 

129) Вместе с одноклассниками обсудите, как нужно вести себя на природе. Составьте свод правил "Как нужно вести себя в лесу". Продумайте специальные знаки, которые отражали бы содержание этих правил.

 

 

130) Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о растениях из Красной книги, которые обитают в вашей местности. Запишите их названия. Укажите источник использованной информации.

 

 

131) Вставьте пропущенные буквы.

 

Дикорастущие растения, кормовые, зверобой

 

* Составьте 2-3 предложения с этими словами

 

Есть дикорастущие растения, кормовые. А зверобой лекарственное растение

bio-gdz.ru

Значение растений в природе и жизни человека | Учеба-Легко.РФ

Континенты нашей планеты, составляющие 150 млн. км2, в основном покрыты растительностью. Только ледяные пространства полюсов и высочайшие вершины гор не имеют растительности. Площади, занятые морями и океанами (акватории), составляют около 360 млн. км2. Здесь широко представлены водные растения.

Подавляющее число растений имеет зеленый цвет, обусловленный зеленым пигментом хлорофиллом, сосредоточенным в особых органеллах растительных клеток — хлоропластах. Уникальное свойство хлорофилла - участие в сложнейшем процессе трансформации электромагнитной энергии солнечного луча в химическую энергию органических веществ (фотосинтез). Процесс фотосинтеза разворачивается в поистине колоссальных масштабах. По определению К. А. Тимирязева, хлорофилловое зерно - тот фокус, та точка в мировом пространстве, где солнечный луч, превращаясь в химическую энергию, становится источником всей жизни на Земле. Точно определить объем работы, выполняемой растениями, трудно и даже невозможно. По весьма приблизительным подсчетам, растения в процессе фотосинтеза ежегодно образуют около 400 млрд. т органических веществ, при этом они связывают около 175 млрд. т углерода, но, возможно, гораздо больше.

Итак, в ходе эволюции жизни на Земле, зародившейся миллиарды лет назад, растения обособились как носители хлорофилла, как единственные организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических.

 

 

В ходе фотосинтеза параллельно с образованием органического вещества происходит выделение в атмосферу кислорода. До появления зеленых растений газовая оболочка Земли имела очень мало свободного кислорода. Практически можно считать, что весь кислород атмосферы возник благодаря фотосинтезу. Накопление свободного кислорода привело к появлению кислородного дыхания растений и животных. Возросли энергия жизненных процессов и скорость накопления массы органических веществ. Наличие свободного кислорода усилило также процессы химического выветривания горных пород и накопление в верхних слоях земной коры минеральных соединений, необходимых для питания растений.

Растительный покров играет первостепенную регулирующую роль в общем газообмене и в водном балансе Земли, защищает от разрушения почву, обогащает ее элементами питания, создает пищевую и энергетическую базу для всего животного мира.

Жизнь человека немыслима без использования растений. Это - пища, строительный материал, сырье для различных отраслей промышленности.

Библиография:

Конспект лекций кандидата биологических наук Суркова Виктора Александровича.

uclg.ru

Технологическая карта к уроку по теме Значение растений в природе и жизни человека. для 5 класса по предмету биология ФГОС

Технологическая карта урока. 5 класс.

Урок «Значение растений в природе и жизни человека»

Раскрыть значение растений в природе и жизни человека.

Задачи урока

Образовательная: познакомить с многообразием растений; значением растений в природе и жизни человека.

Развивающая: продолжить развивать умения выделять главное, работать с источником информации, делать выводы; развивать творческие способности.

Воспитательная: формировать экологическое мышление.

Тип, вид урока

Урок формирования новых знаний; комбинированный.

Планируемые результаты

Учащийся научится различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснить роль представителей царств живой природы в жизни человека; приводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной работы; будет знать значение и роль растений в жизни человека.

Личностные результаты

Будут сформированы: навыки обучения, нравственно-эстетического оценивания усваиваемо содержания; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; уважительное отношение к товарищам.

Универсальные учебные действия

Регулятивные-научиться: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, получит возможность научиться: ставить учебную задачу в соответствии того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

Познавательные-научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, поменять приемы работы с информацией.

Коммуникативные-научиться: принимать участие в работе группами, использовать при общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания , адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словестные, наглядные, практические, дедуктивные.

Понятия и термины

Культурные растения, дикорастущие растения, пищевые растения, кормовые растения, технические растения, декоративные растения, лекарственные растения.

Образовательные ресурсы

Учебник, презентация, проектор,гербарий

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Актуализация опорных знаний урока.Проверка опорных знаний учащихся.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Изучение нового материала.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление учащимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоят.выводу способа действий с информацией.

IV. Закрепление изученного материала

V. Рефлексия учебной деятельности

VI. Подведение итогов

Фронтальная беседа

Вводная беседа

Работа с текстом учебника и раздаточным материалом.

Обобщение изученного.

Работа с листами самооценки

Домашнее задание

Активизирует знания учащихся в ходе фронтальной беседы, необходимый для изучения нового материала.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановки познавательной цели на уроке. Уточняет понимание учащимися поставленных целей на уроке:

-«Мы изучили многообразие растительного мира, но о чем нам еще осталось поговорить об этом увлекательном царстве живой природы?(О значении растений) Правильно, тема сегодняшнего урока «Значение растений в природе и в жизни человека»

- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке?

-Основные вопросы

1)Какую роль выполняют растения в природе и в жизни человека?

2) На какие группы делятся растения в зависимости от хоз.деятельности человека?

3)Какие представители относятся к этим группам?

Организует работу учащихся по исследованию вопросов. Работа в группах.

Обсуждение полученной информации выносится на кластер.

- Роль растений в поддержании состава атмосферы. (Образование кислорода, необходимый для дыхания, поддержание кислородного баланса)

- Роль растений в жизни животных (Растения –это место обитания многих животных, других растений; служат пищей для животных, укрытие от хищников.

- Роль растений в жизни человека. На какие группы делят все растения( Культурные и дикорастущие)Чем они отличаются? На какие группы делят растений в зависимости от пользы. для человека? (Пищевые, кормовые, технические, декоративные.лекарственные).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На зрение

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности учащихся на уроке. Подводит к выводу о роли и значении растений в природе и в жизни человека, необходимости охраны исчезающих видов.

- «Мы определили какое значение имеют растения в природе и в жизни человека. А как вы считаете можно выделить самую главную роль?

(Образование кислорода) Растения улавливают солнечные лучи. Создают питательные вещества, которые являются источником энергии для животных и при этом вырабатывается кислород. Таким образом, можно сказать, что растения-первичные аккумуляторы солнечной энергии на планете. В этом и заключается их космическая роль.

Чистый воздух –это большое благо для всех живых существ. Вы как ученики, что можете сделать для этого?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было самым важным на уроке?

- Пригодятся ли вам ваши знания в жизни?

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки.

Дает комментарий к домашнему заданию. П.18, ответить на вопросы. Приготовить сообщение о каком-либо культурном растении.

Задания на слайдах презентации

П. 18, вопрос на стр.90 (письменно в тетради)

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников

Формулируют выводы на основе наблюдений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Участвуют в коллективной беседе.

Работают с учебником. Фиксирует в тетрадях новые термины и понятия.

Проговаривают значение растений. Говорят о космической роли растений.

Высказывают мнения.

Осуществляют самоанализ деятельности.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы. Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают.

Наблюдают. Осуществляют анализ. Устанавливают причинно-следственные связи. Находят дополнительную информацию.

Устанавливают причинно-следственные связи. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизируют информацию

Отвечают на проблемный вопрос. Закрепляют материал.

Воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками

Формулируют выводы. Высказывают мнение

Вопросы учителя.

Индивидуальный опрос.

Вопросы учителя и устные ответы.

Фронтальное обсуждение.

Вопросы учителя.

Устные ответы

Устные ответы.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта