Животные и растения пустыни доклад 4 класс. Пустыня - доклад сообщение (4 класс окружающий мир, 7 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Познание мира 4 класс. Пустыни. Растения и животные. Животные и растения пустыни доклад 4 класс


доклад сообщение (4 класс окружающий мир, 7 класс)

На Земле много климатических зон, где отличается весь климат: температура, частота выпадения осадков и их количество, направление и виды ветров. Одной из самых опасных зон является пустыня.

Пустынями являются районы, где выпадает менее 25 сантиметров осадков в год. Пустыни занимают примерно 1/7 всей площади суши на планете и встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды.

Пустыни бывают разными: жаркими, как африканская Сахара, и холодными, как пустыня Гоби в Азии. Кроме того, пустыни бывают песчаными или покрытые камнями. Самой большой по площади пустыней в мире считается Сахара, она занимает около 8 миллионов квадратных километров. Это почти 1/3 территории Африки. По площади Сахара примерно равна территории США.

Песчаные и каменистые пустыни.

Представителей первого вида, конечно, больше. Но почему в пустынях так много песка? Все дело в резких перепадах температуры. К вечеру, когда жара спадает, сконденсировавшаяся воздушная влага проникает в трещинки камней. Вода замерзает, возрастает в объеме и увеличивает трещины. Со временем камни распадаются на кусочки. Затем ветер разносит осколки, сталкивает и обкатывает их, превращая в песок. Таким образом, постепенно возникает пустыня. Но есть и второй вид. А как появились они? А причина в том, что некоторые горные породы оказываются слишком прочными и процесс превращения в песок на них не срабатывает.

Миражи.

Одна из главных проблем пустынь, если туда когда – нибудь попасть, - это мираж. Мираж – это иллюзия, созданная преломленными на границе разных слоев воздуха солнечными лучами. Если объяснять подробней, то... На уровне земли воздух так раскаляется, что, как зеркало, отражает предметы. Иногда образуется несколько слоев горячего воздуха, и они действуют как система зеркал, перенося отражения на огромные расстояния.

Интересные факты про пустыни.

1) Самая большая температура в пустыне равнялась + 58 градусам по Цельсию, при этом, песок был раскален до + 80 градусов по Цельсию.

2) Дюны способны двигаться! Ветер постепенно сдувает все песчинки, и дюна совершает своеобразный шаг.

3) Дюны еще и умеют петь! Но как это происходит – неизвестно.

Вариант 2

Одними из самых загадочных и непредсказуемых мест на планете, являются пустыни. Они могут быть каменистыми и песчаными, глинистыми и солончаковыми, и даже Арктические ледяные пустыни. В общем понятии этого слова, пустыня – это в основном равнинная местность, почти полностью лишенная растительности и населенная животными, приспособившимися за долгие годы эволюции к жизни в этих трудных условиях. Все вместе взятые пустынные области занимают более 11% площади суши планеты.

Пустыня Сахара, расположенная на севере Африканского континента, является самой уникальной и большой среди всех подобных систем земного шара.

Пустыни расположены на всех континентах, в Средней Азии и Казахстане, Центральной Азии и на Ближнем Востоке, в Северной и Южной Африке, в Северной и Южной Америке, в Австралии и даже в Антарктиде и Арктике.

Климат всех этих мест, за исключением Арктических, засушливый и теплый. Низкая влажность воздуха, температура за 50 градусов С днем и резкое похолодание в ночные часы, постоянно дующие сильные ветра, часто перерастающие в песчаные и пыльные бури – вот характерные особенности погоды почти всех пустынь. Из-за особенностей климата рельеф местности в этих местах приобретает характерный и неповторимый вид. Это разнообразные песчаные дюны, достигающие в высоту 200 метров; барханы, имеющие серповидную форму; причудливые элементы в виде арок и башен, шпилей и скал.

Некоторые места пустынь полностью лишены растительности, на поверхностях некоторых, при благоприятных погодных условиях, вырастают безлистные кустарники и полукустарники ( саксаул, полынь и им подобные), травы и растения, имеющие специальные ткани для запаса воды, например, кактусы. И только оазисы, расположенные в крупных речных долинах, поражают буйством красок и разнообразием видов флоры и фауны. В остальных местах пустыни могут существовать только животные и насекомые, умеющие быстро передвигаться и прятаться от врагов. Это ящерицы и змеи, различные грызуны и насекомые. Конечно, стоить отметить такого уникального жителя песчаных мест, как верблюд, носящего гордое имя корабля пустынь.

В связи с особенностью климата и удаленностью от промышленных районов планеты, в этих суровых местах почти полностью сохранились уникальные экологические системы. Хотя хозяйственная деятельность человека, вырубка лесов и осушение рек, может нанести непоправимый ущерб природному балансу экосистемы и даже способствовать увеличению площадей пустынных зон.

Пустыня

Интересные ответы

  • История Феди в рассказе Бежин Луг Тургенева

    Так он показывал свое воспитание (Он считал, так должны вести себя дети из богатых семей)

  • Полтавская битва 1709 кратко самое главное 7 класс

    В конце осени 1708 года после изнурительного перехода, который длился более трёх месяцев, шведские войска нуждались в серьёзном отдыхе. Карл XII принимает решение двигаться к Полтаве

  • Молодежная субкультура - сообщение доклад

    Субкультура — частица культуры общества, которая отличается от преобладающей в обществе культуры. Отличия проявляются в поведении, одежде языке, системе ценностей, манере, культурных вкусах представителей.

  • Животные Арктики - сообщение доклад (4 класс. Окружающий мир)

    Арктика – это заснеженная, холодная территория вечной мерзлоты. Ее берега омывают морозные воды Северного Ледовитого океана. Климат здесь невероятно суров – ледяные ветры и нескончаемые снегопады

  • Василий Жуковский - сообщение доклад

    Василий Андреевич Жуковский, один из известных поэтов 18 века в направлениях сентиментализма и романтизма, достаточно популярных в те времена.

sochinite.ru

«Животные пустыни» доклад 4 класс

«Животные тропических пустынь» доклад расскажет какие животные и как живут в таких непростых условиях.

Животные пустыни доклад 4 класс

Природные и климатические условия пустынь ученые называют экстремальными. Единственное, чего так остро не хватает в пустынным территориям, так это влаги. Довольно много зато здесь солнца и тепла. Днем температура поднимается до 45—50°, а в отдельных областях — до 58°, а поверхность земного шара раскаляется при этом до 80—90°. Обитатели пустыни все же приспособились к такому неласковому климату.

Самые распространенные животные пустыни:

  • Ящерица Молох

Кожа молоха способна впитывать воду, и под воздействием капиллярных сил направляет ее в пасть ящерицы. Контактируя с водой, молох изменяет окрас — он становится намного темнее и и увеличивается в массе тела до 30%.

  • Африканская роющая лягушка

Когда сезон дождей в пустыне заканчивается — лягушка вырывает нору на глубине от 15 до 20 см. Потом она выделяет слизь, которая высохнув, превращается в кокон и до нового сезона дождей впадает в спячку.

  •  Карликовая африканская гадюка

Обитает в пустынях Намиб, Мохаве и на северо-западе Мексики. Перемещается в пространстве посредством бокового хода.

Является обитателем Северной Африки. Ее отличительная черта — большие уши, у которых 2 цели: улавливают звуки, исходящие от потенциальной добычи, и рассеивают по телу избыточное тепло. Они прекрасно охлаждают фенька в особо жаркие дни, а вот толстая шуба является отличной теплоизоляцией во время холодных ночей в пустыне.

  • Капская земляная белка

Этот грызун защищается от солнечных лучей пустыни, поднимая хвост вверх как солнцезащитный зонт.

Список животных пустынь сложно представить без верблюда. Жир, хранившиеся в горбах животного используется как пища, выступает в качестве теплоизоляции тела. В ушах расположены толстые шерстинки, которые защищают их от засорений песком.

  •  Рясковые птици

Данное семейство птиц, обитает в пустынях Северной Африки и Азии. Птицы имеют густое оперение, которое защищает тело от переохлаждения или перегрева. Также, перья рябчиковых впитывают воду, правда, в небольших количествах.

Газели, которые обитают в пустынях способны долгое время обходится той водой, которая содержится в потребляемой пище.

  •  Иглистые мыши

Иглистые мыши имеют возможность заживлять свои раны благодаря специальному процессу кожных сокращений. Кожа у мышек очень тонкая, поэтому она так быстро восстанавливается, сводя потери крови к минимуму.

У скорпионов особый метаболизм, поэтому они могут обходиться без потребления пищи до года. Даже находясь в состоянии анабиоза, они молниеносно реагируют на хищников или любую другую угрозу для них.

Дабы пережить знойное австралийское лето в пустыне, кенгуру особым приемом остужает тело — облизывает передние лапы. В них размещаются специальные кровеносные сосуды, которые отвечают за снижение температуры тела путем испарения слюны. Стоит отметить, что у животного потовых желез мало.

Вокруг глаз у сурикатов имеются черные круги, которые поглощают солнечные лучи и предотвращают отражение их в глаза.

В пустынных областях планеты обитает более 100 видов стрекоз. Каждый из них имеет уникальный окрас и индивидуальные, физические особенности, которые помогают переживать сложные климатические условия в пустыне.

  • Красные муравьи

Красные муравьи считаются самыми жаростойкими животными на планете. Они могут переносить температуры вплоть до 70 С0.

Надеемся, изложенная информация о животных пустыни помогла Вам. А свой рассказ о животных пустыни Вы можете оставлять через форму комментариев.

kratkoe.com

Доклад-сообщение Зона пустынь 4 класс

Любая точка земного шара расположена в каком-то климатическом поясе и природной зоне. Самая суровая и трудная зона – это пустыня. Она отличается сравнительно ровной поверхностью, на которой наблюдается малое количество растительности, или совсем ее отсутствие. Что касается животного мира, он хоть и есть, но в малом количестве. Некоторых видов очень мало, а многие вообще находятся на гране исчезновения. Пустыни наблюдаются почти на любом континенте, нет их только в Европе. Самые большие пустыни, которые есть на планете – это Наска, Гоби, Сахара и Виктория. Пустыни могут быть абсолютно разными. Они  встречаются глиняные, каменистые, песчаные, солончаковые и даже снежные. В песках всегда мало зелени, но если она и есть, то ее корни расположились глубоко под землей. Благодаря этому растения могут выживать в жаркий период. 

Пустыня характеризуется достаточно жарким и засушливым климатом. Каждый день жаркое палящее солнце выжигает своими лучами все живое, что есть в пустыни. Многие растения, чтобы выжить обрастают колючками, как кактусы. Именно колючки собирают влагу и переправляют ее по всему растению. Другие растения имеют достаточно твердые листья, или же вообще их не имеют. Благодаря сильной корневой системе, растение не только закрепляется в песке, спасаясь от ветра, оно еще питается подземной влагой. В пустынях, где основной частью является песок, растения не образуют сплошного покрова, чаще всего они растут поодиночке, или небольшими группами.

Труднее всего приходится животным они, спасаясь от палящей жары, вынуждены проводить весь день в норках. Только ночь идеальное время для охоты и прогулки, ведь именно ночью солнца нет, и жара спадает. Каждое животное переносит жару по-своему. Кто-то полностью прячется в песок, кто-то имеет длинные ноги, и передвигается без проблем по горячему песку. Есть животные, которые могут вообще все лето спать в норках. Это могут быть небольшие лягушки, тушканчики и черепахи. Из-за того, что климат достаточно непростой, зима здесь очень короткая, а лето длинное. Температура воздуха может достигать до 50 градусов тепла. Это очень сказывается на жизни пустынных обитателей. Люди же приспособились использовать пустыни. Они создали специальные оросительные системы, занимаются разведением скота и выращиванием экзотических фруктов. Но бурная человеческая деятельность приводит к засолению почвы и исчезновению многих животных.

Сообщение Зона пустынь доклад

Онаходится также пустыня, но в ней уже намного теплее и комфортнее находиться, чем в предыдущей. Сначала образуется степь, которая через несколько лет превращается в пустыню. А поскольку каждая из пустынь находится в умеренном поясе, именно поэтому там постоянно душно и жарко. Площадь у этой зоны очень маленькая.

Летнее время здесь длиться всего пять месяцев. В это время там нет ни одного облачка и постоянно над головой находится жаркое и яркое солнце, от которого никуда нельзя деться. Воздух очень быстро нагревается, а вот ночью очень быстро остывает.Если в песок поместить обычное яйцо от курицы, то оно может просто испечься. И прогревается только верхний слой песка. А вот если копнуть немного дальше, то там земля уже будет намного холоднее.

Кроме этого летом здесь практически никогда нет дождя. А все, потому что капли очень быстро испаряются и даже не успевают падать на землю.

Также здесь воздух постоянно сухой. Именно поэтому здесь постоянная засуха. И если даже здесь имеются маленькие речки, то через несколько дней они высыхают.

А вот зимнее время длиться всего два месяца. Обычно здесь преобладают морозы до тридцати градусов и даже выше.Здесь частенько можно встретить различные холмы. Высота одного такого холма составляет всего три метра, а есть даже и такие, которые составляют шесть метров.

4 класс, окружающий мир

Зона пустынь

Популярные доклады

  • Доклад Древний Китай 4, 5 класс

    3000 лет до н.э. на текущей с гор реке Хуанхэ был построен Древний Китай. Сначала его называли Чжаньго. На территории развалившегося государства Чжоу велись битвы между народами, князьями. В итоге самые сильные стали править новой страной.

  • Доклад-сообщение Материк Австралия описание, рельеф, климат, флора и фауна

    Австралия – это самый маленький материк на нашей планете, омывающийся Индийским и Тихим океанами. Ее территория занимает всего лишь небольшое количество суши. Это единственное государство, которое занимает целый континент, и называется полностью

  • Доклад на тему Слух 3, 4 класс

    Уши являются органом слуха, который имеется не только у человека, но еще и у любого животного. При помощи уха можно слышать различные звуки или слова. Они направляются к барабанной перепонке. Каждый человек можно различить примерно

more-dokladov.ru

Сообщение о пустыне | Kratkoe.com

Доклад «Пустыни» для детей по предмету окружающий мир поможет подготовиться к уроку.

Сообщение на тему «Пустыня»

Пустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной.Чаще всего в пустынях годовая сумма осадков меньше 200 мм, в экстраардинарных районах — менее 50 мм, а в некоторых пустынях осадков нет десятки лет.

Пустыни можно встретить на всех континентах, исключая лишь Европу. Они простираются по умеренному поясу Северного полушария и по субтропикам и тропикам обоих полушарий.

Самые большие пустыни — это Сахара, Виктория, Каракумы, Атакама, Наска, и пустыня Гоби.

Пустыни обычно бывают пяти видов:

  • песчаные ( растительность встречается очень редко, в основном это колючие кустарники, с корнями, уходящими глубоко в землю, это нужно для питания водой)
  • глиняные,
  • солончаковые,
  • каменистые,
  • снежные пустыни (находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду).

Тип климата в пустынях обычно жаркий и засушливый.  В этой природной зоне дневная температура может подниматься до +50°С, ночью же — опускаться до 0°С. В северных районах столбик термометра может опускаться до минус 40 °С. По эти причинам климат пустынь считается континентальным.

Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек.

Растительный мир пустынь

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. У растений мелкие жесткие листья либо вместо листьев — колючки. Корни проникают глубоко в землю. Растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они одиночные, нередко растут небольшими группами среди песков или растрескавшейся глины.

Стволы деревьев чаще всего сильно искривлены. Самое распространенное растение пустынь — кусты саксаула. Они растут группами, образуя небольшие рощи. Вместо листвы их ветки покрыты небольшими чешуйками.Как же выживает этот кустарник в столь засушливых почвах? Природа снабдила их могучими корнями, уходящими в землю на глубину до 15 метров.

А другое растение пустынь — верблюжья колючка своими корнями может достать влагу с глубины до 30 метров. Колючки или очень маленькие листики растений пустыни позволяют им очень экономно расходовать влагу при испарении.Среди разнообразных кактусов, произрастающих в пустыне, встречается Эхинокактус Грузони. Сок этого полутораметрового растения прекрасно утоляет жажду.

В южноафриканской пустыне встречается очень удивительный цветок — фенестрария. На поверхности земли видны лишь несколько его листиков, зато его корни подобны крохотной лаборатории. В ней и происходит выработка питательных веществ, благодаря которым это растение даже цветет под землей.Можно только удивляться приспособляемости растений к экстремальным условиям пустыни.

Животные пустынь

В дневную жару пустыня кажется необитаемой. Лишь изредка встречаются ящерица или какой-нибудь жучок. Но с наступлением ночи пустыня оживает. Животные выползают из своих укрытий, чтобы пополнить запасы пищи.

Как животные спасаются от жары? Некоторые зарываются в песок. Уже на глубине 30 см температура на 40°С ниже, чем на земле. Кенгуровый прыгун, может не вылезать из своего подземного укрытия несколько дней. В его норках есть запасы зёрен, которые вбирают влагу из воздуха. Они — то и утоляют его голод и жажду.

Шакалов и койотов от жары спасает частое дыхание и высунутый язык.

Африканские лисицы, зайцы, ежи излишки тепла излучают большими ушами.

Длинные ноги страусов и верблюдов помогают спасаться от горячего песка.А верблюд больше других приспособлен к жизни в пустыне. Благодаря широким, мозолистым ступням, он может ходить по раскаленному песку. Его густая и плотная шерсть препятствует испарению влаги. Жир, накопленный в горбах, при необходимости перерабатывается в воду. Хотя без воды он вполне может прожить более двух недель.Пустынные насекомые «додумались» отражать палящие солнечные лучи поверхностью своего тела.Некоторые животные (черепахи, тушканчики, жабы, лягушки) могут все жаркое лето провести в спячке.Летом, чтобы не обжечься пустынные змеи ползают по песку боком, а ящерицы бегают так быстро, что их лапки не успевают нагреться.Чтобы найти еду в пустыне, животные должны быстро передвигаться, иметь хороший слух и зрение, а также уметь маскироваться.Пустынные змеи, подкарауливают свою добычу, полностью зарывшись в песок, наружу выглядывает только их голова с близко расположенными ушами и глазами.

Доклад о пустынях Вы можете написать используя эту информацию.

kratkoe.com

Познание мира 4 класс. Пустыни. Растения и животные.

Конспект открытого урока

«Познание мира» учитель Аюченко С.Я. ОПШМТ №11 г. Павлодар дата

Тема: Пустыни. Растения и животные пустынь.

Цели: Способствовать формированию у учащихся представление о природной зоне пустынь

Содействовать развитию умения работать с дополнительной литературой; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы ;

Содействовать воспитанию бережного отношения к природе, учить понимать и ощущать ее красоту; коммуникативных навыков.

Цель для ученика

К концу урока:

1.Я могу назвать растения и животные, которые произрастают и обитают в пустыне.

2.Я могу рассказать об отличительных признаках пустыни.

3.Я сумею объяснить как растения, и животные приспосабливаются к данным условиям.

Организационно-мотивационный

Операционный этап

Рефлексия

Итог

Установить психологический настрой на работу

1. Распределение по группам.

Организация рабочего места.

Повторение правил работы в группе.

Проверка домашнего задания:

Прием «Кубик»

4 группы

Прием «Инсерт».

Задания в группы:

  1. Прочитай текст на стр.80-83,используя стратегию «Инсерт». Отметь на полях:

+- новое,V- знал,

?-не понятно

  1. Запиши новые слова в «Маршрутный лист» (см.приложение)

  2. Обсуди отмеченные отрывки в паре с соседом.

  3. Обсуди отмеченные отрывки в группе. Заполни таблицу.

  4. Выступает 1 человек от группы.

Просмотр электронного учебника

Задание №2. Работа в группах.

Группа №1.Заполни таблицу, опираясь на текст учебника на стр.80-83

Группа №2

Сделай модель текста на стр. 80-83 по теме: Растения и животные пустынь.

Группа №3.

Сделай модель текста учебника на стр.80, используя дополнительную информацию.

Группа №4

Отбор информации.

«Верно-неверно»

Распредели правильно информацию.(см. приложение)

Пустыня-это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность скудная.

Растения пустынь приспособились к недостатку влаги.

Животным пустынь угрожает перегрев.

Растения пустынь сдерживают движение песка.

Пустыни бывают солончаковые, песчаные, каменистые.

Пустыня-это ровное безлесное пространство, покрыто растительностью

Самые многочисленные представители пустынь : жуки, мухи, насекомые, осы, бабочки.

Растения пустыни: мятлик, незабудки, гусиный лук.

Выступление групп, защита своих работ.

Оценивание работ групп, вопросы группам.

Подведение итогов работы.

Самопроверка по «ключу»

Стикерами оценивают свое настроение на уроке. объясняют свой выбор.

Домашнее задание:

Стр.80-83 повторить. стр.83-86 изучить, отвечать на вопросы.

*сообщение по данной теме.

( интересные факты о пустынях, о их обитателях и др.)

Организация групп по принципу 1-2-3-4. Выбор командира (подвязывание галстука)

Инструктаж

Каждой группе бросается кубик, члены группы отвечают на вопрос , ( на грани кубика)

Опиши- ключевое слово «степь»

Сравни- сравни с другими природными зонами( с лугами)

Ассоциируй- какие слова назвать по данной тема, слово-ассоциация.

Проанализируй- для чего нужна степь

Предложи- как можно использовать земли степи, или как они уже используются

Аргументируй- какую пользу или вред приносит степь

-Что вы знаете о пустыне?

Чем она отличается от других природных зон?

Какие растения и животные обитают в пустыне? Как приспосабливаются к данным условиям?

Ответы на все наши вопросы мы получим сегодня на уроке.

Тема урока: Пустыни, растения и животные пустынью

-какие новые слова вы записали в «маршрутный лист»?

Выступление от групп.

Промежуточный опрос:

  1. Что называют пустыней?

  2. Какие бывают пустыни?

  3. Что такое солончак?

  4. Как приспосабливаются растения к условиям произрастания в пустыне?

  5. Как приспосабливаются животные к условиям проживания в пустыне?

Использование электронного учебника. Тема : пустыни.

Тест «да-нет»

В маршрутном листе.

1.Пустыня-это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность редкая и скудная. (+)

2. За год облик пустыни обновляется больше 10 раз.(-)

3.Жизнь большинства растений пустыни заканчивается через месяц.(+)

4.Днем животные спасаются от жары в норах, прячутся среди камней. (+)

5.Такыры- это когда ровная глиняная поверхность после испарения воды, покрывается паутиной трещин. (+)

-Тема урока?

-Что узнали нового на уроке?

-Как приспосабливаются растения и животные к условиям обитания?

ФО: жест пальца

Фо

ФО: жест пальца

ФО: «2 звезды и одно пожелание»

Самооценивание по «ключу»

Все правильно-«5»

1ошибка-«4»

2 ошибки-«3»

более 2 ошибок-«2»

ФО: «Мое настроение»

Объяснить свой выбор

Учебник, электронный учебник, «маршрутный лист», постеры, стикеры, маркеры, кубик, карточки, таблица

Приложение.

Маршрутный лист.

Ф.И.__________________________________

Дата__________________________________

Тема урока_______________________________

  1. Задание «Инсерт» .

Отметь на полях:

+- новое,V- знал,

?-не понятно

Новые понятия______________________________________________

Тест.

1.

2.

3.

4.

5.

Правильных ответов_________ оценка___

Ключ.

1.+

2.-

3.+

4.+

5.+

Дополнительная информация.

Существует 4 вида пустынь.

Первый вид- это ПЕСЧАННАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ. Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая, другая- крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев.

Второй вид- это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд.

Третий вид- это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни солончаки. В этих местах не глубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли соль. Но сквозь белую корку соли кое-где пробиваются живущие пустынные растения- солянки.

И ещё об одном виде пустынь- это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся скалы. Но и в такой пустыне растут растения.

Пустынная зона занимает 44% территории республики. В этой зоне в основном широко распространены песчаные и глинистые пустыни. Каменистые (щебнистые) пустыни не типичны для Казахстана, и встречаются лишь на небольших участках.

Климат пустынь очень сухой. Летом дожди бывают очень редко. Наибольшее количество осадков выпадает весной. Зима холодная. Морозы доходят до -40°С. Лето очень жаркое, душное и сухое. Средняя температура июля на севере +24+26°С, на юге +28+30°С. Летом поверхность песка на­гревается до +70°С. Всё это приводит к большой испаряемости.

Задание №2 «ВЕРНО-НЕВЕРНО»

Пустыня-это ровное безлесное пространство, покрыто растительностью.

Пустыня-это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность скудная.

Растения пустынь приспособились к недостатку влаги.

Самые многочисленные представители пустынь : жуки, мухи, насекомые, осы, бабочки.

Животным пустынь угрожает перегрев.

Растения пустынь сдерживают движение песка.

Растения пустыни: мятлик, незабудки, гусиный лук.

Пустыни бывают солончаковые, песчаные, каменистые.

infourok.ru

4 класс. Окружающий мир. Пустыни. - Пустыни.

Комментарии преподавателя

Зона пу­сты­ни за­ни­ма­ет неболь­шую пло­щадь на тер­ри­то­рии Рос­сии: по бе­ре­гам Кас­пий­ско­го моря до ни­зо­вья Волги (рис. 1).

Рис. 1. Карта при­род­ных зон Рос­сии (Ис­точ­ник)

Для пу­сты­ни ха­рак­тер­но дол­гое и очень жар­кое лето (рис. 2).

Рис. 2. Лето в пу­стыне (Ис­точ­ник)

Пе­ре­пад днев­ной и ноч­ной тем­пе­ра­тур очень велик (до 60⁰), ведь даже в тени тем­пе­ра­ту­ра днем под­ни­ма­ет­ся до 40⁰. Это чрез­вы­чай­но за­суш­ли­вые тер­ри­то­рии (в те­че­ние лета может не быть ни од­но­го дождя). Пе­ре­ход вре­мен года также очень рез­кий: после жар­ко­го лета до­ста­точ­но быст­ро на­сту­па­ет су­ро­вая зима с силь­ны­ми вет­ра­ми (рис. 3).

Рис. 3. Зима в пу­стыне (Ис­точ­ник)

Весна ко­рот­кая, но цве­ту­щая (рис. 4).

Рис. 4. Весна в пу­стыне (Ис­точ­ник)

Таким об­ра­зом, можно ска­зать, что для зоны пу­стынь ха­рак­тер­но толь­ко два вре­ме­ни года: лето и зима.

Пу­сты­ни раз­де­ля­ют на 2 ос­нов­ных вида: гли­ни­стые (почва часто по­трес­ка­на) и пес­ча­ные (пес­ча­ные на­но­сы, бар­ха­ны) (рис. 5, 6).

В пу­сты­нях про­из­рас­та­ет необыч­ное де­ре­во сак­са­ул, его лист­ву за­ме­ня­ют зе­ле­ные ве­точ­ки (рис. 7).

Рис. 7. Сак­са­ул (Ис­точ­ник)

Вер­блю­жья ко­люч­ка про­рас­та­ет кор­ня­ми на глу­би­ну до 20 м, питая себя под­зем­ны­ми во­да­ми, по­это­му даже в самое за­суш­ли­вое время и силь­ный зной она зе­ле­ная (рис. 8).

Рис. 8. Вер­блю­жья ко­люч­ка (Ис­точ­ник)

Рас­те­ния с та­ки­ми кор­ня­ми на­зы­ва­ют на­со­са­ми.

Джуз­гун – еще одно необыч­ное рас­те­ние зоны пу­стынь, рас­ки­ды­ва­ет корни в сто­ро­ны до 20 м, за­креп­ляя песок и не давая ему сдви­гать­ся (рис. 9).

Рис. 9. Джуз­гун (Ис­точ­ник)

Джуз­гун – ку­стар­ник, ко­то­рый на­кап­ли­ва­ет воду в стеб­лях.

Корни злака селина за­хва­ты­ва­ют тер­ри­то­рию до 100 м² (рис. 10).

Рис. 10. Селин (Ис­точ­ник)

Это рас­те­ние очень хо­ро­шо при­спо­со­би­лось к вы­жи­ва­нию в усло­ви­ях пу­сты­ни: если ветер вы­ду­ет из-под него песок, его корни будут за­щи­щать спе­ци­аль­ные че­холь­чи­ки, и, даже если песок пол­но­стью за­сып­лет селин, его по­бе­ги за­но­во про­рас­тут. По­это­му люди вы­са­жи­ва­ют селин, чтобы укре­пить дви­жу­щи­е­ся пески.

Пес­ко­укре­пи­те­ля­ми яв­ля­ют­ся и дру­гие рас­те­ния, на­при­мер джун­гар­ская по­лынь (рис. 11).

Рис. 11. Джун­гар­ская по­лынь (Ис­точ­ник)

Пу­сты­ни – крайне за­суш­ли­вые тер­ри­то­рии, по­это­му рас­те­ния вы­нуж­де­ны мак­си­маль­но со­хра­нять влагу. Чтобы умень­шить ис­па­ре­ния, ли­стья этих рас­те­ний транс­фор­ми­ро­ва­лись в ко­люч­ки, игол­ки и че­шуй­ки.

В пу­стыне оби­та­ет вер­блюд – уни­каль­ное жи­вот­ное, ко­то­рое может не пить до 45 дней под­ряд и пи­та­ет­ся ко­люч­ка­ми (рис. 12).

Рис. 12. Вер­блюд (Ис­точ­ник)

В день вер­блюд может прой­ти до 40 км, неся на спине груз, рав­ный по­ло­вине соб­ствен­но­го веса (рис. 13).

Рис. 13. Ка­ра­ван на­вью­чен­ных вер­блю­дов (Ис­точ­ник)

Уче­ные вы­яс­ни­ли при­чи­ны таких уни­каль­ных уме­ний вер­блю­да: он от­лич­но при­спо­со­бил­ся к жизни в пу­стыне, ведь его небо и ро­то­вая по­лость не чув­стви­тель­ны к уко­лам ко­лю­чек, может по­дол­гу об­хо­дить­ся без воды и пищи, по­то­му что в его гор­бах есть на­коп­лен­ный жир, ко­то­рый рас­хо­ду­ет­ся по мере на­доб­но­сти, а гу­стая шерсть и тол­стые мо­зо­ли на ногах предо­хра­ня­ют жи­вот­ное от пе­ре­гре­ва и ожо­гов (рис. 14).

Рис. 14. Вер­блюд (Ис­точ­ник)

Смог­ли при­спо­со­бить­ся к усло­ви­ям жизни в пу­стыне и дру­гие жи­вот­ные: днем они пря­чут­ся в норы или за­ры­ва­ют­ся в песок, а ночью вы­хо­дят на по­ис­ки пищи. В пу­сты­нях и по­лу­пу­сты­нях живут раз­ные виды яще­риц (варан – самая круп­ная яще­ри­ца Рос­сии) и змей (сред­не­ази­ат­ская кобра), туш­кан­чик, ли­си­ца кор­сак, уша­стый еж, жук-ска­ра­бей, гиена, джей­ран, кулан (рис. 15–23).

Туш­кан­чик имеет очень необыч­ную внеш­ность: ноги, как у кен­гу­ру, тело, как у мыши, уши, как у зайца, а хвост, как у льва (рис. 24).

Рис. 24. Туш­кан­чик (Ис­точ­ник)

Это жи­вот­ное пе­ре­ме­ща­ет­ся прыж­ка­ми (до 3 мет­ров в длину), удер­жи­вая рав­но­ве­сие при по­мо­щи длин­но­го хво­ста.

С дав­них пор че­ло­век осва­и­ва­ет про­стран­ства пу­стынь: стро­ит го­ро­да и оро­си­тель­ные ка­на­лы, вы­са­жи­ва­ет сады, вы­па­са­ет скот. Но пу­сты­ня тре­бу­ет очень бе­реж­но­го от­но­ше­ния (рис. 25).

Р

www.kursoteka.ru

4 класс. Окружающий мир. Пустыни. - Пустыни.

Комментарии преподавателя

Зона пу­сты­ни за­ни­ма­ет неболь­шую пло­щадь на тер­ри­то­рии Рос­сии: по бе­ре­гам Кас­пий­ско­го моря до ни­зо­вья Волги (рис. 1).

Рис. 1. Карта при­род­ных зон Рос­сии (Ис­точ­ник)

Для пу­сты­ни ха­рак­тер­но дол­гое и очень жар­кое лето (рис. 2).

Рис. 2. Лето в пу­стыне (Ис­точ­ник)

Пе­ре­пад днев­ной и ноч­ной тем­пе­ра­тур очень велик (до 60⁰), ведь даже в тени тем­пе­ра­ту­ра днем под­ни­ма­ет­ся до 40⁰. Это чрез­вы­чай­но за­суш­ли­вые тер­ри­то­рии (в те­че­ние лета может не быть ни од­но­го дождя). Пе­ре­ход вре­мен года также очень рез­кий: после жар­ко­го лета до­ста­точ­но быст­ро на­сту­па­ет су­ро­вая зима с силь­ны­ми вет­ра­ми (рис. 3).

Рис. 3. Зима в пу­стыне (Ис­точ­ник)

Весна ко­рот­кая, но цве­ту­щая (рис. 4).

Рис. 4. Весна в пу­стыне (Ис­точ­ник)

Таким об­ра­зом, можно ска­зать, что для зоны пу­стынь ха­рак­тер­но толь­ко два вре­ме­ни года: лето и зима.

Пу­сты­ни раз­де­ля­ют на 2 ос­нов­ных вида: гли­ни­стые (почва часто по­трес­ка­на) и пес­ча­ные (пес­ча­ные на­но­сы, бар­ха­ны) (рис. 5, 6).

В пу­сты­нях про­из­рас­та­ет необыч­ное де­ре­во сак­са­ул, его лист­ву за­ме­ня­ют зе­ле­ные ве­точ­ки (рис. 7).

Рис. 7. Сак­са­ул (Ис­точ­ник)

Вер­блю­жья ко­люч­ка про­рас­та­ет кор­ня­ми на глу­би­ну до 20 м, питая себя под­зем­ны­ми во­да­ми, по­это­му даже в самое за­суш­ли­вое время и силь­ный зной она зе­ле­ная (рис. 8).

Рис. 8. Вер­блю­жья ко­люч­ка (Ис­точ­ник)

Рас­те­ния с та­ки­ми кор­ня­ми на­зы­ва­ют на­со­са­ми.

Джуз­гун – еще одно необыч­ное рас­те­ние зоны пу­стынь, рас­ки­ды­ва­ет корни в сто­ро­ны до 20 м, за­креп­ляя песок и не давая ему сдви­гать­ся (рис. 9).

Рис. 9. Джуз­гун (Ис­точ­ник)

Джуз­гун – ку­стар­ник, ко­то­рый на­кап­ли­ва­ет воду в стеб­лях.

Корни злака селина за­хва­ты­ва­ют тер­ри­то­рию до 100 м² (рис. 10).

Рис. 10. Селин (Ис­точ­ник)

Это рас­те­ние очень хо­ро­шо при­спо­со­би­лось к вы­жи­ва­нию в усло­ви­ях пу­сты­ни: если ветер вы­ду­ет из-под него песок, его корни будут за­щи­щать спе­ци­аль­ные че­холь­чи­ки, и, даже если песок пол­но­стью за­сып­лет селин, его по­бе­ги за­но­во про­рас­тут. По­это­му люди вы­са­жи­ва­ют селин, чтобы укре­пить дви­жу­щи­е­ся пески.

Пес­ко­укре­пи­те­ля­ми яв­ля­ют­ся и дру­гие рас­те­ния, на­при­мер джун­гар­ская по­лынь (рис. 11).

Рис. 11. Джун­гар­ская по­лынь (Ис­точ­ник)

Пу­сты­ни – крайне за­суш­ли­вые тер­ри­то­рии, по­это­му рас­те­ния вы­нуж­де­ны мак­си­маль­но со­хра­нять влагу. Чтобы умень­шить ис­па­ре­ния, ли­стья этих рас­те­ний транс­фор­ми­ро­ва­лись в ко­люч­ки, игол­ки и че­шуй­ки.

В пу­стыне оби­та­ет вер­блюд – уни­каль­ное жи­вот­ное, ко­то­рое может не пить до 45 дней под­ряд и пи­та­ет­ся ко­люч­ка­ми (рис. 12).

Рис. 12. Вер­блюд (Ис­точ­ник)

В день вер­блюд может прой­ти до 40 км, неся на спине груз, рав­ный по­ло­вине соб­ствен­но­го веса (рис. 13).

Рис. 13. Ка­ра­ван на­вью­чен­ных вер­блю­дов (Ис­точ­ник)

Уче­ные вы­яс­ни­ли при­чи­ны таких уни­каль­ных уме­ний вер­блю­да: он от­лич­но при­спо­со­бил­ся к жизни в пу­стыне, ведь его небо и ро­то­вая по­лость не чув­стви­тель­ны к уко­лам ко­лю­чек, может по­дол­гу об­хо­дить­ся без воды и пищи, по­то­му что в его гор­бах есть на­коп­лен­ный жир, ко­то­рый рас­хо­ду­ет­ся по мере на­доб­но­сти, а гу­стая шерсть и тол­стые мо­зо­ли на ногах предо­хра­ня­ют жи­вот­ное от пе­ре­гре­ва и ожо­гов (рис. 14).

Рис. 14. Вер­блюд (Ис­точ­ник)

Смог­ли при­спо­со­бить­ся к усло­ви­ям жизни в пу­стыне и дру­гие жи­вот­ные: днем они пря­чут­ся в норы или за­ры­ва­ют­ся в песок, а ночью вы­хо­дят на по­ис­ки пищи. В пу­сты­нях и по­лу­пу­сты­нях живут раз­ные виды яще­риц (варан – самая круп­ная яще­ри­ца Рос­сии) и змей (сред­не­ази­ат­ская кобра), туш­кан­чик, ли­си­ца кор­сак, уша­стый еж, жук-ска­ра­бей, гиена, джей­ран, кулан (рис. 15–23).

Туш­кан­чик имеет очень необыч­ную внеш­ность: ноги, как у кен­гу­ру, тело, как у мыши, уши, как у зайца, а хвост, как у льва (рис. 24).

Рис. 24. Туш­кан­чик (Ис­точ­ник)

Это жи­вот­ное пе­ре­ме­ща­ет­ся прыж­ка­ми (до 3 мет­ров в длину), удер­жи­вая рав­но­ве­сие при по­мо­щи длин­но­го хво­ста.

С дав­них пор че­ло­век осва­и­ва­ет про­стран­ства пу­стынь: стро­ит го­ро­да и оро­си­тель­ные ка­на­лы, вы­са­жи­ва­ет сады, вы­па­са­ет скот. Но пу­сты­ня тре­бу­ет очень бе­реж­но­го от­но­ше­ния (рис. 25).

Рис. 25. Осво­е­ние пу­сты­ни (Ис­точ­ник)

 

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/pustyni?seconds=0&chapter_id=852

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=GzpKauys_oA

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=TfE261soiWM

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=uH5UX8exLnI

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=dczbLbh6-Y0

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=TPqCeBlI8SE

источник презентации - http://prezentacii.com/geografiya/7863-rasteniya-pustyni.html

источник презентации - http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/11353-pustyni-4-klass.html

www.kursoteka.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта