Задания по теме растения егэ биология. Споровые растения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Ботаника. Задания по теме растения егэ биология


Сайт по ботанике - ЕГЭ и ОГЭ

Подготовка к ОГЭ

Задания части А

1)Какая наука изучает процессы жизнедеятельности организма, его органов и тканей?

  1. Анатомия
  2. Цитология
  3. Физиология                                                    
  4. Гигиена

 2)Какой метод позволяет изучать число и структуру хромосом?

  1. Генеалогический
  2. Гибридологический
  3. Биохимический
  4. Цитогенетический

3)Кто первый обнаружил клетки в срезе пробки и впервые применил термин «клетка»?

  1. Роберт Гук
  2. Антони ван Левенгук
  3. Маттиас Шлейдон и Томас Шванн
  4. Рудольф Вирхов

4)Какие органоиды клетки участвуют в синтезе белков?

  1. Хлоропласты
  2. Вакуоли
  3. Лизосомы
  4. Рибосомы

5) Какая из клеточных структур есть у всех живых организмов, кроме вирусов?

  1. Клеточная мембрана
  2. Вакуоль
  3. Хлоропласт
  4. Ядро

6) Какие органоиды клетки участвуют в создании тургорного давления?

  1. Хлоропласты
  2. Вакуоли
  3. Лизосомы
  4. Рибосомы

7)Кто открыл одноклеточные организмы?

  1. Роберт Гук
  2. Антони ван Левенгук
  3. Маттиас Шлейдон и Томас Шванн
  4. Рудольф Вирхов

8) Какие органоиды клетки участвуют в фотосинтезе?

  1. Хлоропласты
  2. Вакуоли
  3. Лизосомы
  4. Рибосомы

9) Аналогом какой из клеточных структур можно считать гидроэлектростанцию?

  1. Лизосому
  2. Хромопласт
  3. Рибосому
  4. Митохондрию

10) Какой органоид клетки обеспечивает хранение и передачу наследственной информации?

  1. Ядро
  2. Вакуоль
  3. Аппарат Гольджи
  4. Ядрышко

11) Какой органоид клетки обеспечивает транспортную функцию?

  1. Митохондрия
  2. Вакуоль
  3. ЭПС
  4. Рибосома

12) Аналогом какой из клеточных структур можно считать почтовое отделение?

  1. Митохондрия
  2. Ядра
  3. Аппарат Гольджи
  4. Рибосомы

13) Какая наука изучает грибы?

  1. Вирусология
  2. Микология
  3. Зоология
  4. Ботаника

14) Какой из грибов является многоклеточным?

  1. Пеницилл
  2. Белая плесень
  3. Дрожжи
  4. Мукор

15) К какой группе грибов относится мухомор?

  1. Шляпочные грибы
  2. Плесневые грибы
  3. Дрожжи
  4. Грибы-паразиты

 

16) Какой из грибов является паразитом?

  1. Трутовик
  2. Мукор
  3. Бледная поганка
  4. Пеницилл

17) Почему лишайники называют индикатором чистоты воздуха?

  1. Хорошо поглощают и накапливают вредные вещества из воздуха
  2. Выделяют вредные вещества в воздух
  3. Растут только в условиях чистого воздуха
  4. Используют для жизнедеятельности вредные вещества из воздуха

18) Какие бактерии способны вступать в симбиотические отношения с растениями из семейства Мотыльковые(Бобовые)?

  1. Молочнокислые
  2. Серобактерии
  3. Клубеньковые
  4. Железобактерии

19)Лишайник представляет собой симбиоз..

  1. Гриба и бактерий
  2. Гриба и водоросли
  3. Бобовых растений и бактерий
  4. Гриба и высших растений

20) Какая систематическая категория не используется в классификации растений?

  1. Порядок
  2. Класс
  3. Тип
  4. Семейство

21) Что представляет собой корневище пырея?

  1. Корень
  2. Корнеплод
  3. Видоизменённый корень
  4. Видоизменённый побег

22) Какую функцию выполняют воздушные корни у орхидей, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропический лесов?

  1. Поглощают кислород
  2. Поглощают дождевую воду
  3. Поглощают питательные вещества
  4. Служат подпорками

23) Какое растение образует корнеплод?

  1. Георгин                                             3.Репа
  2. Картофель                                       4.Орхидея

 

24)Какую функцию не выполняют пластиды?

  1. Фотосинтез
  2. Участие в водном обмене
  3. Накопление крахмала
  4. Обеспечение окраски плодов, цветков и осенних листьев

 

 

Задания части 2 (В)

Царство Растения.

1) Какие органы растений относятся к вегетативным? Выберите три верных ответа из шести.

  1. Цветок
  2. Лист
  3. Стебель
  4. Корень
  5. Семя
  6. Плод

2) Какие организмы относятся к царству Растения? Выберите три верны ответа из шести.

  1. Хламидомонада
  2. Стрептококк
  3. Росянка
  4. Балантидий
  5. Мукор
  6. Сфагнум

3) Какие из перечисленных таксонов использует в систематике и растений, и животных? выберите три верных ответа из шести.

  1. Род
  2. Семейство
  3. Отряд
  4. Класс
  5. Отдел
  6. Тип

4)Какие черты характерны для растений? Выберите три верных ответа из шести.

  1. Автотрофный тип питания
  2. Отсутствие клеточной стенки
  3. Наличие иммунной системы
  4. Наличие нервной ткани
  5. Наличие крупных вакуолей
  6. Рост в течение всей жизни

5) Какие растения образуют сочные односемянные плоды? Выберите три верных ответа из шести.

  1. Вишня
  2. Дуб
  3. Смородина
  4. Дыня
  5. Слива
  6. Абрикос

6) По каким признакам горчицу, сурепку и редьку объединяют в одно семейство? Выберите 3 из 6

  1. Плод-костянка
  2. Соцветие-кисть
  3. Плод-стручок
  4. Соцветие-корзинка
  5. Цветок пятичленного типа с двойным околоцветником
  6. Цветок четырёхчленного типа с двойным околоцветником.

7) Какие растения относят к классу Двудольные? Выберите 3 из 6

  1. Акация белая
  2. Тюльпан Шренка
  3. Рябчик русский
  4. Бодяк полевой
  5. Рожь посевная
  6. Пижма обыкновенная

8) Какие функции листа играют важную роль в жизни растения? Выберите 3 из 6

  1. Осуществляет поглощение воды и минеральных веществ
  2. Происходит фотосинтез
  3. Выполняет опорную функцию
  4. Участвует в транспирации
  5. Используется животными для питания
  6. Может выполнять функцию вегетативного размножения

9)По каким признакам фасоль, горох и акацию объединяют в одно семейство? Выберете три верны ответа из шести.

  1. Плод-боб
  2. Плод-стручок
  3. Соцветие-кисть
  4. Соцветие-головка
  5. Цветок пятичленного типа с двойным околоцветником
  6. Цветок пятичленного типа с простым околоцветником

10) Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

  1. Класс Двудольные
  2. Порядок Бобовые
  3. Вид Клевер красный
  4. Семейство Бобовые
  5. Царство Растения
  6. Отдел Покрытосеменные.

11) Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей растений, начиная с наибольшей. В Ответе запишите соответствующую последовательность букв.

  1. Царство Растения
  2. Отдел Покрытосемянные
  3. Вид Пшеница твердая
  4. Род Пшеница
  5. Класс однодольные           
  6. Семейство Злаковые

 

 

 

12) Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

  1. Класс Двудольные
  2. Род Одуванчик
  3. Отдел Цветковые
  4. Семейство Сложноцветные
  5. Царство растения
  6. Вид Одуванчик полевой

13) Установите последовательность поступления воды в клетки основной ткани листа. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

  1. Сосуды корня
  2. Жилки листа
  3. Клетки основной ткани листа
  4. Сосуды стебля
  5. Корневые волоски
  6. Клетки основной ткани корня

14) Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей покрытосеменных растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

  1. Покрытосеменные
  2. Белена черная
  3. Двудольные
  4. Белена
  5. Растения
  6. Пасленовые

15) Установите последовательность расположения зон корня у растений. В Ответе запишите соответствующую последовательность букв.

  1. Зона проведения
  2. Корневой чехлик
  3. Зона роста
  4. Зона деления
  5. Зона всасывания

16 )Установите между растительным организмом и экологической группой по отношению к воде. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Растительный организм                                                                                         Экологическая группа

  1. Лотос                                                                                                                 1)гидрофит
  2. Агава                                                                                                                 2)ксерофит
  3. Тростник
  4. Кактус
  5. Ковыль
  6. Стрелолист

A

B

C

D

E

F

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к тестам

Часть А.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

3

4

1

4

1

2

2

1

4

2

1

2

3

3

1

2

2

1

4

3

1

3

2

2

 

Часть B 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

234

136

124

156

156

236

146

246

135

cdbafe

abefdc

fbdace

efadbc

 

 

 

bdfcae

bdcea

16

 

121221

 

 

Задания для подготовки к ЕГЭ

 

Задания части А.А1) У большинства двудольных растений1) листья с параллельным жилкованием2) стрежневая корневая система3) цветок трехчленного типа4) мочковатая корневая система

А2) Соцветие «сложный колос» характерно для большинства растений семейства1) пасленовых2) бобовых3) злаковых4) лилейных

А3) Ткани и органы отсутствуют у растений отдела1) папоротниковидных2) моховидных3) голосеменные4) водорослей

А4) Благодаря делению клеток какой ткани происходит рост растений?1) покровной2) механической3) образовательный4) фотосинтезирующей

А5) Пример идиоадаптации у растений – это возникновение в процессе их эволюции1) органов и тканей у моховидных2) нектарников у цветковых3) семя у голосеменных4) плодов у покрытосеменных

А6) Проводящая ткань, в отличие от покровной,1) защищает внутренние части растений от повреждений2) служит местом отложения питательных веществ3) способствует росту и развитию растений4) обеспечивает передвижение веществ у растений

А7) Мхи отличают от других высших растений по наличию1) тканей2) органов3) корней4) ризоидов

А8) приспособление растений к уменьшению испарения воды – наличие1) устьиц на верхней стороне листа2) большого числа листовых пластинок3) широких листовых пластинок4) воскового налета на листьях

 

 

А9) Покрытосеменные – более высокоорганизованные растения, чем голосеменные, так как образуют1) плоды с семенами2) семена из семязачатков3) зиготу при слиянии гамет4) зародыш, защищенный семенной кожурой

Задания части ВВ1) установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ                                                                                                          ГРУППЫ РАСТЕНИЙ1) первые, наиболее древние растения            2) господствующая группа растений на Земле3) не имеют органов и тканей                                                                                          А) водоросли                                                                4) имеют вегетативные и генеративные органы                                                         Б) покрытосеменные5) имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян6) тело состоит из одной или множества сходных клеток

В2) Установите последовательность систематических категорий с учетом их иерархической соподчиненности, начиная с наиболее крупной.А) двудольныеБ) покрытосеменныеВ) крестоцветныеГ) сурепкаД) сурепка обыкновенная 

В3) какие функции в растительном организме выполняет лист?А) поглощения воды и минеральных веществБ) синтеза органических веществ из минеральныхВ) газообмена с окружающей средойГ) роста растения в длину и толщинуД) формирования тканей и органовЕ) транспирацияОтвет:___________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)

Задания части СС1) Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений.С2) Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой – у смородины, выросшей из стеблевого черенка. 

 

 

Ответы к заданиям части А. 

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

2

3

3

4

2

 

 

 

 

Ответы к заданиям части В.

В1

В2

В3

А,Б,А,Б,Б,А

Б,А,В,Г,Д

 

 

Ответы к заданиям части С.С1.

Элементы содержания верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающего его смысла)

Баллы

Элементы ответа:1) Для растений: благодаря насекомым увеличивается вероятность опыления, увеличивается возможность приобретения потомством новых признаков (изменчивость и лучшая приспособленность).

2) Для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца и нектар), убежищем.

 

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 из названных выше элементов ответа, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ неполный, включает в себя 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 1-2 из названных выше элементов ответа, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                                                                        Максимальны балл

3

С2.

Элементы содержания верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающего его смысла)

Баллы

Элементы ответа:1) Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой2) При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления и роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней).

 

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

2

Ответ правильный, но неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа

1

Ответ неправильный

0

                                                                                                                                Максимальны балл

2

 

botanikagsk.ucoz.ru

Споровые растения - материалы для подготовки к ЕГЭ по Биологии

Автор статьи - Л.В. Окольнова.

Это растения, которые первыми освоили сушу. Их относят в высшим, т.к. по сравнению с водорослями, у них уже появились ткани и органы - приспособления для жизни в наземной среде.

Водоросли тоже размножаются спорами, но это водные организмы, самые простые по организации.

Основная особенность споровых - размножение специальными клетками - спорами.

Прежде, чем мы разберем, что из себя представляют споры, давайте вспомним, какие бывают клетки.

Клетки:

    соматические (или вегетативные) - клетки тела организма. У них двойной (диплоидный) набор хромосом, обозначается как 2n
    половые ( или генеративные, или гаметы) - это “половинчатые” клетки - их набор хромосом в 2 раза меньше, чем у соматических - 1n

Получается, что споры - это такие половые клетки ( или группы клеток) у растений. Растение, которое их образует - спорофит - оно диплоидное (2n)

НО:

У животных гаметы образуются путем мейоза, у растений - путем митоза.

У животных гаметы тут же сливаются, происходит оплодотворение, новый организм получает двойной - диплоидный (2n) набор хромосом.

У споровых растений клетка споры прорастает в целый самостоятельный организм - гаметофит, который может опять производить половые клетки - гаметы.

Гаметы сливаются и образуют опять спорофит.

Получается, что жизнь споровых растений - своеобразный цикл - чередование спорофита и гаметофита.

У растений может преобладать какая-то фаза:

водоросли

мхи

хвощи и плауны

папоротники

преобладает спорофит

преобладает гаметофит

преобладает спорофит

преобладает спорофит

В целом, у всех споровых растений жизненный цикл выглядит следующим образом:

Зачем споровым растениям понадобились такие сложности, такая многостадийность в жизненном цикле?

Это были первые растения, освоившие молодую, далеко не комфортную сушу (мхи появились примерно 350 млн лет назад!)

Условия жизни были довольно сложными, поэтому каждая стадия старалась закрепиться, накопить побольше питательных веществ и уже потом развиваться дальше

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru

Разбор задания ЕГЭ по биологии. Низшие растения

Особенности строения

Особенности жизненного цикла

Представители и их значение

Одноклеточные, колониальные и многоклеточные слоевищные растения, встречающиеся в пресных и соленых водоемах, на сырой почве и коре деревьев в симбиозе с грибами (лишайники). Питаются автотрофно за счет фотосинтеза в хроматофорах, содержащих зеленый пигмент – хлорофилл. В результате фотосинтеза образуют крахмал

Размножаются бесполым путем при помощи спор и вегетативно – кусочками слоевища. Половое размножение связано с образованием и последующим слиянием гамет. Зимуют на стадии зиготы (2n) на дне водоемов. В цикле преобладает вегетативное гаплоидное поколение (n)

Одноклеточные: хламидомонада, хлорелла – составляют фитопланктон водоемов, служащий пищей водным рачкам и рыбам; многоклеточные: улотрикс, спирогира, кладофора – обогащают воду кислородом и образуют основную массу органических веществ водоема

Отдел Зеленые водоросли, 20 тыс. видов Чередование поколений - закономерная смена у организмов поколений, различающихся способом размножения. Организмы многих видов могут размножаться как бесполым, так и половым путем. В связи с этим говорят о бесполом и половом поколениях данного вида.

Чередование этих поколений у растений и животных имеет много общих черт. Граница, разделяющая половое и бесполое поколения в цикле развития, - процесс оплодотворения. При этом в результате слияния гаплоидных (т. е. содержащих одинарный набор хромосом) гамет появляется диплоидная (т. е. содержащая двойной набор хромосом) зигота, и половое поколение переходит в бесполое.

И бесполое, и половое поколения могут иметь как одинарный, так и двойной набор хромосом: в зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла происходит мейоз. При мейозе число хромосом уменьшается вдвое, и диплоидный их набор переходит в гаплоидный. Мейоз и оплодотворение - это две вехи, разделяющие гаплоидную и диплоидную фазы в цикле развития.

В процессе эволюции в цикле развития закономерно уменьшается роль (продолжительность существования и размеры) гаплоидной фазы и увеличивается роль диплоидной фазы.

У многих зеленых водорослей (хламидомонада, улотрикс, спирогира и др.) диплоидны только зиготы, при прорастании которых происходит мейоз. А у сифоновых, диатомовых и некоторых бурых водорослей, как и у огромного большинства животных, гаплоидны только гаметы, возникающие в результате мейоза. Поэтому у этих растений фактически чередования поколений нет, хотя смена ядерных фаз происходит.

Источник: Энциклопедический словарь юного биолога. Составитель Аспиз М. Е. Издательство "Педагогика", Москва, 1985

Хламидомонада - это одноклеточная водоросль.Спорофитное поколение от гаметофита отличается размножением.Спорофит (бесполое поколение) - при размножении образуются  зооспоры со жгутиками (2n), которые при размножении их теряют, потом делятся митозом и образуются 4 дочерние клетки.Гаметофит (половое  поколение), образует гаметы (n)- количество гамет может быть 8-32 равных гамет (такой тип наз. ИЗОГАМИЯ), они сливаются попарно, образуют зиготу, зигота  превращается ЗИГОСПОРУ, и впадает в спячку. Весной из нее появятся новые 4 хламидомонады.

dya4ckova.blogspot.com

БИОЛОГИЯ НЕ ДЛЯ БОТАНОВ - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ "РАСТЕНИЯ"

      1.  Три вида однолетних трав Г, Д и Е имеют семена одинаковой пищевой ценности, и на каждом растении вызре­вает одинаковое количество семян одного веса. Период ве­гетации (время от прорастай ия до плодоношения) вида Г - 90 дней. Всходы появляются равномерно в течение 14 дней. У вида Д от прорастания до плодоношения проходит 100 дней. Семена всходят дружно (все за три дня), и им хватает почвенной влаги. У вида Е период вегетации - 90 дней. Се­мена всходят дружно на четвертый день после дождя. Какой из видов легче возделывать?

2. Возьмите 16 фасолин. У четырех замажьте пласти­лином микропиле (ямку - след входа в завязь), у четырех - рубчик, у четырех - всю кожуру, оставив открытыми рубчик и микропиле, а четыре не трогайте. Проращивайте их две не­дели в 4 стаканах на мокрых лоскутах. Расскажите о резуль­татах.

3. Известно, что семена многих растений прорастают только после того, как несколько месяцев полежат на холоде. Относится ли этот факт к тропическим растениям?

4. Чтобы повысить устойчивость растений к холоду, огородники закаливают их семена. Так, например, набухшие семена огурцов перед посевом хранят 6 часов при 20°С, по­том 18 часов при 0-2°С, потом опять 6 часов при 20°С, и так 5-7 раз. Позже огородники закаливают и рассаду, охлаждая ее по ночам. Спланируйте эксперимент для проверки эффек­тивности этого метода.

5. Проведите такой опыт Посейте на одной делян­ке крупные семена яровой пшеницы, на другой - мелкие и сравните, как различаются развивающиеся из них растения и главное - одинаковый ли дают они урожай. Как вы думае­те, что покажет опыт?

6. Семена большинства растений содержат очень мало воды. Вода - необходимое условие для прорастания семян. Каким образом вода проникает внутрь семени и какова при этом ее роль?

7. Огородники рекомендуют сеять семена репы на глу­бину 1-2 см, семена редиса - на глубину 2-4 см, а семена го­роха - на глубину 4-5 см. Какую гипотезу о размерах этих се­мян можно предложить, основываясь на этих данных?

8. В семядолях находится запас питательных органи­ческих веществ. У двудольных растений две семядоли, а у од­нодольных - одна. Означает ли это, что проросток однодоль­ного растения должен развиваться в два раза медленнее, чем проросток двудольного. Почему?

9. Многие семена после посева прорастают плохо. Се­мена моркови, петрушки, сельдерея можно хранить в течение года, но их всхожесть при этом заметно снижается. Семена томатов и капусты не теряют всхожести до 3-5 лет, а семе­на тыквы, кабачков, огурцов - до 5-8 лет; очень долго - от 15 до 30 лет - могут сохраняться семена мокрицы, лебеды, мари и других. Как можно объяснить подобную разницу в сроках сохранения всхожести после хранения?

10. У насекомых воздух, насыщенный кислородом, по­ступает по системе трахей (трубочек) ко всем органам и тка­ням. Как вы думаете, может ли такая система дыхания быть у крупных животных? Геологи используют определенные растения для обнаружения месторождений металлов, а ме­таллурги даже научились получать редкие элементы из рас­тений. Благодаря какому процессу, протекающему в растени­ях, это стало возможным?

11. Голландец Ян Баптист Ван - Гельмонт (1759-1644) решил узнать, благодаря чему растет растение. Для этого он посадил ивовый побег массой 2,25 килограмма в кадку с зем­лей. В течение пяти лет он каждый день поливал растение чистой дождевой водой. Затем Ван - Гельмонт извлек дерев­це из почвы, очистил его корни и взвесил содержимое кадки и растение. Масса почвы уменьшилась всего на 57 граммов, а масса ивы возросла почти на 75 килограммов. Как, вы ду­маете, исследователь объяснил результаты опыта? Он решил, что все дело в поглощенной растением воде. Так возникла во­дная теория питания растений. Объясните, чего не учел гол­ландец?

12. Известно, что фотосинтез протекает успешно при условии хорошего освещения и при этом образуется крах­мал. Известно также, что клубни картофеля находятся в зем­ле, т. е. в полной темноте. Однако в них - огромное количе­ство крахмала. Откуда же он там берется? Можно ли увели­чить скорость процесса фотосинтеза, если не удается усилить освещение? Если да, то что для этого необходимо сделать?

13. В аквариуме, где очень много водных растений, но­чью могут погибнуть все рыбы. Этого не произойдет, если в сосуде с таким же количеством рыб находится меньшее ко­личество растений. В аквариуме же без растений может на­блюдаться гибель рыб, как и в первом случае. Объясните эти странные факты, основываясь на своих знаниях о фотосинте­зе и дыхании растений

14. Однажды на уроке в ответе одного из учащихся про­звучала следующая фраза: «Фотосинтез у растений проис­ходит на свету, а дыхание - в темноте. В этом заключается основное отличие названных процессов друг от друга». Со­гласны ли вы с прозвучавшим утверждением? Почему? Дай­те полный и правильный ответ об отличиях между дыханием и фотосинтезом.

15. Прокомментируйте следующее высказывание одно­го из учащихся: «Фотосинтез осуществляется в клетках, име­ющих хлоропласты, а дыхание - в остальных клетках». С чем можно, а с чем нельзя согласиться в этом высказывании и по­чему?

16. Известно, что растенгге поглощает воду из почвы, а затем испаряет ее через устьица листьев. Получается, что растение поглощает большое количество воды, чтобы потом бесполезно ее потерять, испарив во внешнюю среду. Какой же смысл в описанных выше процессах?

17. Два растения испарили разное количество воды за 1 ч. Как можно объяснить эти различия? Приведите наиболь­шее количество предположений

18. Какие преимущества листопадные растения имеют перед вечнозелеными? Какие преимущества вечнозеленые растения имеют перед листопадными? Почему все растения не стали либо вечнозелеными, либо листопадными?

19. Ученые утверждают, что скорость испарения воды листьями зависит от условий, в которых существует расте­ние, а также от имеющихся у него приспособлений к регу­ляции процесса испарения. Согласны ли вы с этим утвержде­нием? Почему? Приведите примеры.

20. Углекислый газ, проходя через известковую воду, вызовет ее помутнение вследствие образования нераство­римых солей кальция. Предложите опыт, доказывающий ды­хание корней, листьев и семян растений, основанный на об­наружении углекислого газа известковой водой. Какой фак­тор необходимо учесть при проведении опыта с листьями? Оборудование для опыта: колба с широким горлышком, про­бирка с прозрачной известковой водой, стакан с водой, проб­ка с двумя отверстиями, газоотводная трубка, воронка.

21. Мимоза стыдливая моментально складывает свои листочки даже от легкого прикосновения. Чрезвычайно чув­ствительное растение перестает реагировать на раздражения, если его поместить в бескислородную среду. Объясните, в чем причина.

22. Чем объяснить необходимость возникновения специальных транспортных систем в организме, гарантирую­щих быстрое перемещение нужных веществ? Какая сила за­ставляет перемещаться вещества в нужном направлении на необходимое расстояние? Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в организме?

23. Почему сосудисто-волокнистые пучки растений иногда называют «внутренними органами» растения? Прове­дите сравнение СВП растений с сосудами животных.

24. При размножении черенками побег не получает от материнского растения питательных веществ. Садоводы тщательно оберегают черенки при укоренении. Какие пра­вила необходимо соблюдать садоводам, чтобы в максималь­но короткие сроки и с небольшими потерями провести уко­ренение?

25. Объясните, почему большинство видов цветковых растений размножаются как семенным, так и вегетативным способом, а не каким-либо одним. Дайте обоснованный ответ.

26. Какой экологический фактор является главным, т. е. больше всего влияет на формирование среды обитания орга­низмов? Можно ли выделить один главный фактор для всех сред жизни или необходимо рассматривать каждый в отдель­ности?

27. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в природе? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ.

28. На месте вырубленного леса часто начинается забо­лачивание почвы. Чем это можно объяснить? Ведь эти участ­ки гораздо сильнее освещаются и обогреваются.

29. Среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Как вы думаете, почему?

30. Ученик, отвечая на вопрос учителя, сказал: «Харак­терными представителями широколиственного леса являют­ся такие растения, как медуница, брусника, мать-и-мачеха». Согласны ли вы с этим утверждением?

31. Рассмотрите цветковые растения в кабинете биоло­гии. Найдите растения с листьями-иголками и растения, име­ющие листья с широкими листовыми пластинками. Попро­буйте по строению листьев определить родину этих комнат­ных растений или условия их жизни в природе.

32. Среди травянистых растений дубравы особый ин­терес представляют так называемые эфемероиды: хохлатка, гусиный лук, ветреница лютиковая. Они очень быстро растут ранней весной. А в самом начале лета, когда, казалось бы, условия для жизни лесных растений самые благоприятные, желтеют и засыхают. С чем это связано? Какие условия необ­ходимы для развития растений-эфемероидов?

33. В широколиственных дубовых, кленовых и липовых лесах на почве никогда не образуется сплошной моховый по­кров, как в сосняках и ельниках. Примечательно, что в дубра­ве распространены особые виды мхов - совсем не те, что обра­зуют сплошной зеленый ковер в хвойных лесах. С чем связа­но отсутствие мохового покрова в широколиственных лесах?

34. На пойменных заливных лугах характер расти­тельности отличается от лугов суходольных, развивающихся на внепойменных территориях. На заливных лугах господ­ствуют растения, особенно требовательные к почвенному пи­танию, на суходольных лугах этих растений не встретишь. С чем связаны различия этих двух близких по внешнему виду природных территорий?

35. На суходольном лугу почти все травянистые рас­тения нормально цветут и плодоносят Однако мелких про­ростков и всходов этих растений на лугу очень мало. С чем это связано?

36. Флора пресных водоемов в районах с засушли­вым мало отличается от флоры пресных водоемов в райо­нах с влажным климатом. Многие водные растения —  валлиснерия, элодея - имеют очень широкое распростране­ние: от самых северных районов страны до крайнего юга, и не связаны с природными зонами. Чем это объясняется?

37. Многие люди думают, что если срывать цветки у дикорастущих растений достаточно аккуратно, не повреж­дая при этом само растение, то вреда ему не будет. Однако это неверно. Даже самый аккуратный сбор цветков имеет пагуб­ные последствия. Какие?

38. В лесном массиве произрастало много папоротни­ков, но после вырубки леса через некоторое время исчезли и папоротники. Как это можно объяснить?

39. Некоторые древесные растения нашей средней по­лосы достигают значительных размеров: встречаются дере­вья высотой 30^40 м и выше. А на торфяных болотах виды этик же растений очень низкорослые и практически не ра­стут. Объясните, почему.

40. Лесоводы хорошо знают, что чем старее лес, тем меньше в нем остается деревьев. Например, сосна высевает примерно 25 млн. семян на 1 га, через 20 лет вырастает око­ло 5000 деревьев, а через 150 лет их остается около 500. Как можно объяснить такую закономерность и с чем она связана?

41. Хорошо известно, что в березовой роще часто меж­ду лиственными деревьями можно встретить одиночные мо­лодые ели. Пройдет несколько десятков лет, и их станет боль­ше, в конце концов они полностью вытеснят березу. Почему это происходит?

42. Из корневища какого растения, распространенного по берегам водоемов, можно приготовить муку? Какие веще­ства содержатся в таком корневище?

43. Ученые в ходе исследований обратили внимание на такую закономерность. В воздухе хвойного леса в 2 раза меньше бактерий, чем в лиственном, а в эвкалиптовом лесу их меньше, чем в хвойном. Как можно объяснить разное со­держание бактерий в разных растительных сообществах?

44. Экологи заметили, что растения южных широт стре­мятся расширить свой ареал, продвигаясь на север. Часто для этого они используют железнодорожные откосы и насыпи. Многие виды, такие как коровяк пунцовый, полынь австрий­ская, горошек мохнатый, появились даже на Кольском полустрове. Объясните причины их распространения на север.

45. Если посмотреть на тропический лес сверху, с са­молета, то он предстанет удивительной палитрой цветов - все тона зеленого, оливкового, желтого с вкраплениями красных и белых пятен цветущих крон. Тогда как при взгляде на наши леса сверху они кажутся однотонно зелеными. И только с при­ходом осени лес наряжается в яркие и пестрые цвета. Как можно объяснить столь разную окраску лесов разных широт?

46.  Разрешите спор двух товарищей: один утверждает, что у капусты плод - кочан, а у картофеля - клубень. Другой с ним не согласен. Кто из них прав и почему?

47.  Плоды-костянки сейшельской пальмы - самые круп­ные семена растений, похожие на огромный орех. Созревают в течение 6 лет, достигая длины 50 см и массы 25 кг. Сколько плодов грецких орехов надо положить на весы, чтобы урав­новесить плод сейшельской пальмы, при условии что масса 100 штук грецких орехов составляет 1 кг?

48.   Осенью наряду с молодыми растениями пастушьей сумки в лесу можно встретить цветущие растения, у которых уже образовались плоды. Как можно это объяснить?

49.  В тропических лесах большую роль в распростране­нии сочных плодов играют млекопитающие: обезьяны, ли­сицы, летучие мыши и т.п., хотя все эти животные съедают больше, чем птицы (с полным перевариванием семян). Какие отличия должны быть у плодов растений, распространяемых млекопитающими, по сравнению с плодами, которые распро­страняются птицами?

50.  В посевах пшеницы растет сорная трава. Какой фор­мы должны быть ее плоды, чтобы человек, не желая того, сам сеял ее вместе с пшеницей.

51.  Для сбора меда пчела опыляет огромное число цвет­ков, так как в период цветения 1 соцветие клевера дает только около 8 мг нектара. Сколько соцветий должна опылить пчела, чтобы собрать 1 г меда? 1 кг меда?

52.  Семена ржи, клевера, льна при прорастании выде­ляют значительно больше тепла, чем семена огурца, кабачка, тыквы. Почему?

53.   Самый крупный в мире цветок - у раффлезии Ар­нольда, паразитного растения тропических лесов запада острова Суматра, описанного в 1821 году. В настоящее вре­мя его максимальные размеры оцениваются в 45 см в диаме­тре при массе 7 кг Однако семена этого растения чрезвычай­но мелкие. Объясните подобное несоответствие. Почему се­мена раффлезии такие мелкие?

54.  Предположим, что любители букетов постоянно сры­вают все появляющиеся цветки у растений на лугу. Правиль­ным ли будет вывод о том, что растения на этом лугу вообще не будут размножаться? Является ли постоянное уничтоже­ние цветков безразличным для растений?

55.  Что произойдет, если внутри пыльцевого зерна цвет­кового растения образуются не два, а один спермий? Нару­шится ли при этом процесс семенного размножения? Ответ поясните.

56.  В степи посадили дерево. На 100 км в каждую сторо­ну нет ни одного дерева. Деревья этой породы начинают пло­доносить в возрасте 10 лет, и ветер относит их семена не да­лее чем на 50 метров в сторону. Через какой самый короткий промежуток времени потомки этого дерева могут поселиться в 40 километрах от него?

57.  На вершине горы растут три дерева: у первого - пло­ды сладкие и мясистые, у второго - сухие с крылышками, у третьего - тяжелые, горькие и округлые. Семена какого из деревьев могут оказаться дальше всего от него? Почему?

58.  Один клен растет в густом лесу, а другой - посре­ди обширного луга. Что может помешать семенам каждого из них прорасти и дожить до тридцати лет.

59.  Селекционеры выводят новые сорта растений и по­роды животных. Селекционеры растений получают потом­ство от подобранных ими родительских экземпляров с цен­ными для человека признаками. Для этого они:

a)  удаляют из обоеполых цветков тычинки еще до распу­скания бутонов;

b)  закрывают бутоны еще до распускания колпачками, чтобы насекомые или ветер не занесли на них пыльцу;

c)   мягкой кисточкой переносят пыльцу с выбранных рас­тений на рыльца нужных цветков. После переноса пыльцы цветки закрывают колпачками.

С какими цветками селекционеру работать проще - с од­нополыми или обоеполыми?

60.  Пыльники некоторых ветроопыляемых растений вскрываются в определенное время суток - рано утром, в пол­день или ближе к вечеру. Дает ли это какое-то преимущество?

61.  На некоторых крупных цветках образуются «поса­дочные площадки» для насекомых и даже с «дорожными ука­зателями», заметными издалека! Животное, получая доступ к нектару, по ходу дела совершает опыление. В крайне спе­циализированном цветке растений семейства Орхидные «по­садочная площадка» сконструирована из верхних по морфо­логическому положению лепестков (ближних к верхушке по­бега). Как вы думаете, почему. Ведь насекомому неудобно си­деть «вниз головой».

xn----btbgtbailwebq2b.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта