Внешнее строение растений 7 класс. Календарно-тематическое планирование курса «Биология», 7 класс (Общие черты строения и жизнедеятельности цветкового растения. Живой организм и окружающая среда)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии на тему: "Отдел Голосеменные растения. Лабораторная работа №20 «Внешнее строение голосеменных растений» 7 класс. Внешнее строение растений 7 класс


Урок биологии на тему "Внешнее строение голосеменных растений" 7 класс

Лабораторная работа №20

Цель: изучить внешнее строение сосны и ели, выяснить их строения.

Оборудование: гербарий голосеменных растений ель, сосна обыкновенная, лиственница, можжевельник, флипчарт, учебник стр.67-71 , лабораторная тетрадь.

Задание 1:Изучение внешнего строения побега сосны.

А) Рассмотрите побег, как располагаются листья –хвоинки?

Б) Каков внешний вид хвоинки?

В) Измерь длину одной хвоинки

Задание 1.(правильный ответ)

А)Располагаются на ветвях хвоинки попарно.

Б)Серо- либо сизовато-зелёные, как правило, слегка изогнутые, края мелкозубчатые.

В)У молодых деревьев хвоинки длиннее (5—9 см) , у старых короче (2,5—5).

Задание 2:Изучение внешнего строения побега ели.

Рассмотри хвою, определи ее расположение на побеге, длину хвоинки.

Задание 2:правильный ответ

Хвоинки у ели значительно короче, чем у сосны. Хвоя ели обыкновенной темно-зеленая, четырехгранная, остроконечная, блестящая. Листья одиночные, жесткие, игольчатые, длиной

до 2-2,5 см и толщиной 1-1,5 мм.

Задание 3:Сколько лет живет хвоя?

у ели……………..

у сосны………….

у лиственницы…

Ель Сосна Лиственница

Задание 3:правильный ответ

ели…5-7 лет

у сосны…2-3 года

у лиственницы… Кроны лиственниц осенью желтеют, а затем вся хвоя опадает

Задание 4: Определи растения по описанию хвои и шишек.

А) Хвоя мягкая, расположена пучками в виде светло-зеленых кисточек, на зиму опадает. Шишки округлые………….

Б) Хвоя расположена на ветвях одиночно, плоская , до 3 см длины, тупая , имеет с нижней стороны две продольные светлые полоски. Не опадает на зиму. Шишка стоит вертикально и не опадает целиком, а постепенно рассыпается на чешуйки………………..

В) Хвоя игловидная, колючая, расположена одиночно . Шишка в виде мягких шаровидных синих ягод, покрытых восковым налетом ………..

Задание 4: правильный ответ

А) Лиственница Б) Ель В) Можжевельник

Вывод:

1.Какие вегетативные органы имеются у хвойных растений?

2.В чем состоят особенности голосеменных от других высших растений

Вывод:

  1. Корень, стебель, лист- хвоинки.

  2. Листья голосеменных значительно отличаются от других групп растений по форме и размерам :листья – хвоинки.Размножение семенами является их основным отличием от споровых.

kopilkaurokov.ru

Урок биологии на тему: "Отдел Голосеменные растения. Лабораторная работа №20 «Внешнее строение голосеменных растений» 7 класс

Лабораторная работа №20

Цель: изучить внешнее строение сосны и ели, выяснить их строения.

Оборудование: гербарий голосеменных растений ель, сосна обыкновенная, лиственница, можжевельник, флипчарт, учебник стр.67-71 , лабораторная тетрадь.

Задание 1:Изучение внешнего строения побега сосны.

А) Рассмотрите побег, как располагаются листья –хвоинки?

Б) Каков внешний вид хвоинки?

В) Измерь длину одной хвоинки

Задание 1.(правильный ответ)

А)Располагаются на ветвях хвоинки попарно.

Б)Серо- либо сизовато-зелёные, как правило, слегка изогнутые, края мелкозубчатые.

В)У молодых деревьев хвоинки длиннее (5—9 см) , у старых короче (2,5—5).

Задание 2:Изучение внешнего строения побега ели.

Рассмотри хвою, определи ее расположение на побеге, длину хвоинки.

Задание 2:правильный ответ

Хвоинки у ели значительно короче, чем у сосны. Хвоя ели обыкновенной темно-зеленая, четырехгранная, остроконечная, блестящая. Листья одиночные, жесткие, игольчатые, длиной

до 2-2,5 см и толщиной 1-1,5 мм.

Задание 3:Сколько лет живет хвоя?

у ели……………..

у сосны………….

у лиственницы…

Ель Сосна Лиственница

Задание 3:правильный ответ

ели…5-7 лет

у сосны…2-3 года

у лиственницы… Кроны лиственниц осенью желтеют, а затем вся хвоя опадает

Задание 4: Определи растения по описанию хвои и шишек.

А) Хвоя мягкая, расположена пучками в виде светло-зеленых кисточек, на зиму опадает. Шишки округлые………….

Б) Хвоя расположена на ветвях одиночно, плоская , до 3 см длины, тупая , имеет с нижней стороны две продольные светлые полоски. Не опадает на зиму. Шишка стоит вертикально и не опадает целиком, а постепенно рассыпается на чешуйки………………..

В) Хвоя игловидная, колючая, расположена одиночно . Шишка в виде мягких шаровидных синих ягод, покрытых восковым налетом ………..

Задание 4: правильный ответ

А) Лиственница Б) Ель В) Можжевельник

Вывод:

1.Какие вегетативные органы имеются у хвойных растений?

2.В чем состоят особенности голосеменных от других высших растений

Вывод:

  1. Корень, стебель, лист- хвоинки.

  2. Листья голосеменных значительно отличаются от других групп растений по форме и размерам :листья – хвоинки.Размножение семенами является их основным отличием от споровых.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока биологии для 7 класса "Внешнее строение листа. Листья простые и сложные"

Тема урока: Внешнее строение листа. Листья простые и сложные.

Цель урока:

Учащиеся узнают строение листа.

Научатся различать простые и сложные листья. Узнавать растения по листьям.

 Задачи урока.

- изучить строение листа,

- научиться распознавать листья простые и сложные.

- развивать логическое мышление через умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

- воспитание положительной мотивации к предмету.

Оборудование

- натуральные объекты - комнатные растения с простыми и сложными листьями,

- гербарный материал,

- таблицы «Строение листьев», «Листья простые и сложные»,

- инструктивные карточки, карточки с заданиями,

- презентация.

Тип урока: комбинированный.

- практический,

- частично – поисковый,

- объяснительно – иллюстративный.

 

- листовая пластинка,

- черешок,

- простой лист и сложный,

- жилкование

( сетчатое, дуговое, параллельное).

Планируемый результат

- части листа

- определять части листа

  • различать простые и сложные листья

  • - сравнивать строение листьев на натуральных объектах.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

 

2. Актуализация знаний

( Подготовка к активному и сознательному восприятию материала)

Фронтальный опрос.

- Назвать органы растения.

- Какие органы растения мы уже изучили?

- Какой орган растения самый заметный?

  Проблемный вопрос.

  - Возможно ли получить урожай яблок, если на яблоне не будет листьев? бывает , что на яблоню напали гусеницы и съели листья.

- Все вы знаете вкус арбуза. Кокой он?

- А как вы думаете, откуда берётся сахар в арбузе? (Один из вариантов ответа – из земли, из почвы.)

 

- А есть ли в почве сахар? (Нет)

- Ребята, сахар образуется в зеленом листе растения, а оттекает и накапливается в плодах ( яблоко), у моркови ( в корнях).

Значить если не будет листьев на яблоне, то и не будет яблочек

Чтобы узнать, где в листочке спрятался сахар, мы с вами изучим как устроен лист, а на следующих уроках узнаем, как в листьях образуются питательные вещества и кислород.

 

3. Новый материал

  Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемом органе растения.

  - Сегодня на уроке мы рассмотрим строение листа.

- Записываем тему в тетрадь тему урока «Внешнее строение листа. Простые и сложные листья»

Коллективная постановка учебных задач урока ( при участии учителя)

Слайд 1

1. Из каких частей состоит лист? 2. Какие бывают листья?

Слайд 2

Задание 1.

Рассмотри комнатные растения в кабинете.

- Где располагаются листья?

- Чем отличаются листья разных растений?

(Формой, размером, цветом)

(Зелёный, но разных оттенков)

(Листья в виде иголочек. Называются хвоя. А растения называются хвойные).

Слайд 3

Задание 2

- Найди среди гербарного материала лист клёна.

- Рассмотри его. Сколько частей можно выделить в листе?

( Формируются понятия: листовая пластинка (широкая часть листа) и черешок ножка), которым лист прикрепляется к стеблю.

- Края листовой пластинки могут быть цельными и резными.

Какой край у клёна, фикуса?

 

Слайд 4

Задание 3.

- Рассмотри лист фиалки и алоэ.- Найди отличие (у фиалки есть черешок, а у алоэ нет). - Найди в кабинете растение с сидячим листом.(Формируются понятия: черешковый лист, сидячий лист).  

Слайд 5

Физминутка

Мы листики осенние,На ветках мы сидим.Дунул ветер - полетели,Мы летели, мы летелиИ на землю тихо сели.Ветер снова набежалИ листочки все поднял.Закружились, полетелиИ на землю тихо сели.

Слайд 6

Задание 4.

- Рассмотри лист с обратной стороны. Видите рисунок.

- Чем пронизана листовая пластинка? (Жилками- сосудами)

- По жилкам поднимается вода с минеральными солями и оттекают органические вещества.

-- На доске нарисовать листья.

1. ученику - лист лилии амазонской

2. ученику – лист фикуса

3. ученику – лист хлорофитума.

-- Показать, как идут жилки.

Работа с учебником страница 69, рис 51.

Определить какое жилкование у лилии амазонской, фикуса, хлорофитума(Формируемые понятия: дуговое жилкование, сетчатое, параллельное).

Параллельное и дуговое жилкование у однодольных растений, сетчатое - у двудольных растений

Слайд 7

 

Слайд 8

Задание 5.

- Рассмотреть лист клевера и сирени- Это листья сидячие или черешковые?- Какое жилкование?- Чем они отличаются?

(У клевера к общему черешку прикрепляется 3 листовых пластинки, а у сирени одна.

Формируемые понятия: простой лист и сложный

- Найдите в классе растения со сложными листьями. После объяснения проговорить все новые слова

Слайд 9

4. Закрепление.

- Ученикам предлагаются на карточках разного цвета задания на выбор.

Жёлтый цвет – повышенный уровень сложности,

зелёный цвет – невысокий уровень сложности

красный цвет – индивидуальная работа (по желанию ученика)

  Задание 1.

Подписать на рисунке части листа.

Задание 2.

Подписать на рисунке сидячий лист и черешковый. Указать их - отличительный признак

Задание 3. Описать растение по плану (подчеркнуть правильный ответ) - Название растения ------------------

- форма листовой пластинки: овальная, округлая, вытянутая, стреловидная.

- лист черешковый, сидячий,

-лист простой, сложный,

-жилкование: дуговое, сетчатое, параллельное.

  Фронтальная работа Дидактическая игра «Чей я? »

На доску прикрепляются листья. Ученики отвечают: листья берёзы, клубники, одуванчика, подорожника, рябины, клевера, ландыша, шиповника, дуба. . - Выбрать сложные листья.

- Выбрать листья с дуговым жилкованием.

5. Вывод.

 

Все растения имеют листья. Листья имеют листовую пластинку, черешок. Основанием листа они прикрепляются к стеблю. листья бывают черешковые и сидячие. Листья пронизаны жилками. Жилки – это сосуды. жилкование бывает сетчатое. параллельное, дуговое. Листья бывают простые и сложные

 

6. Рефлексия.

Вернуться к теме урока и цели урока.

Сегодня на уроке вы узнали, из каких частей состоит лист и какие бывают листья. А на следующих уроках мы узнаем какие процессы протекают в листе, т.е как образуются питательные вещества, в том числе сахар.

А теперь оцените свою работу на уроке

Раздать карточки разного цвета.

Зелёный цвет будет означать – вам было хорошо на уроке. комфортное, гармоничное состояние

Жёлтый цвет – спокойное, ровное состояние.

Красный цвет – тревожное состояние.

Вы поднимите карточку того цвета, какого захотите, оценивая свою работу на уроке.

 

7. Домашнее задание Учебник страница 69-70, рис. 48 с. 69

 

Разноуровневое задание

1 уровень. Нарисовать простой и сложный лист знакомых вам растений.

2 уровень. Описать по плану (подчеркнуть правильный ответ) листья двух комнатных растений - Название растения ------------------

- форма листовой пластинки: овальная, округлая, вытянутая, стреловидная.

- лист черешковый, сидячий,

-лист простой, сложный,

-жилкование: дуговое, сетчатое, параллельное

 

8. Выставление отметок

doc4web.ru

Урок по биологии 7 класс на тему: " Лист: внешнее строение и функции"

Урок 30 Тема: Лист: внешнее строение и функции.

Лабораторная работа № 13 «Строение кожицы листа»

Цели: продолжить углубление понятия о побеге на основе изучения внешнего строения, функций листа и многообразия листьев, различающихся формой, жилкованием и пр.; продолжить развитие интереса к изучению флоры.

Опорные точки содержания; Вегетативный орган высших растений, занимающих боковое положение на стебле – лист, его строение. Важнейшие функции листа. Разнообразие листьев: простых и сложных, с разным жилкованием, с различной формой листовой пластинки и другими признаками. Особенность листовой пластинки, обеспечивающей наилучшее соприкосновение с воздухом и лучами солнца.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Беседа по вопросам Д/З

  3. Изучение нового материала.

1. Рассказ о листе как важнейшем органе растения, обеспечивающим образование органических веществ, испарение воды, газообмен между растением и атмосферой.

2. Беседа о строении листа с лабораторной работой по инструкции на с. 226.

3. Рассказ учителя или выступления школьников с заранее приготовленными сообщениями о разнообразии листьев с использованием значительного демонстрационного материала.

4. Обобщающая беседа о листе как важнейшем органе высшего растения – органе питания, дыхания, испарения и размножения.

4. Вопросы и задание для закрепления знаний и умений

1. Какое значение для жизнедеятельности растений имеет то, что их листовые пластинки, как правило, очень тонкие и плоские?

2. Перечислите разнообразие листовых пластинок, имеющих самую разную форму.

3. Охарактеризуйте признаки, по которым различают листья: простые и сложные.

4. Какое значение имеет знание о видах жилкования для изучения растений?

5. Каким образом прикрепляются листья к стеблям? Назовите растения, имеющие сидячие листья?

6. Из какой части побега развиваются листья

Задание. Выполните задание на с. 226, № 13. Домашнее задание. Выучить содержание параграфа 27; сделать рисунок на тему «Разнообразие листьев»

infourok.ru

Календарно-тематическое планирование курса «Биология», 7 класс (Общие черты строения и жизнедеятельности цветкового растения. Живой организм и окружающая среда)

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС , 2007/2008 учебный год

№ урока

Тема урока

Содержание урока

§ учебника

Дата

I. Общие черты строения и жизнедеятельности цветкового растения (1 + 8)

Знать: общие признаки живых организмов; составные части клетки; отличительные черты прокариот и эукариот; строение тканей растений; основные органы цветкового растения;

Уметь: распознавать клетки растений; работать с увеличительными приборами; готовить временные препараты. распознавать различные виды тканей на препаратах

1.

Биология – наука о живой природе

Признаки живых существ, царства живой природы, значение биологических знаний, разнообразие растений, значение растений, систематические группы растений.

ПУ

§ 1

2.

Клеточное строение растений (Увеличительные приборы, история открытия клетки).

Особенности строения растительных клеток в связи с типом питания, изучение микроскопа

ПУ

§ 2, с.11 - 13

3.

Разнообразие растительных клеток. Дем «Приготовление временного препарата кожицы сочной чешуи луковицы лука»;  «Рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, мякоти плода рябины».

Протопласт, ядро, вакуоли, пластиды

ПУ

§ 2, с. 13 - 15

4.

Жизнедеятельность растительной клетки. Обобщение подтемы «Клеточное строение растительного организма» ТК

Питание, дыхание, движение цитоплазмы, рост и деление клетки

ПУ

§ 3

5/6.

Растительные ткани

Разнообразие клеток в организме цветкового растения, ткани растений. Образовательная, покровные. Механическая, проводящая, основная.      

ПУ

§ 4, с. 19 – 20

§ 4, с. 20 - 21

7.

Общий план строения и жизнедеятельность цветкового растения

Понятие об органах растений. Органы: репродуктивные и вегетативные. Питание, дыхание цветкового растения, его рост и развитие, взаимоотношение с окружающей средой.

ПУ

§ 5

8.

Экскурсия № 1. Цветковые растения разных мест обитания. Осенние явления в жизни растений.

9.

ПК «Общие черты строения и жизнедеятельность цветкового растения. Клеточное строение растений»

II. Минеральное питание и водообеспечение растений (5)

Знать: строение корня, стержневые и мочковатые корневые системы; называть зоны корня,

10.

Корень – вегетативный орган высших растений. Дем. «Изучение стержневых и мочковатых корневых систем»

Поглощение корнем воды, минеральное питание растений, дыхание корней.

ПУ

§ 6

11.

Рост корня. Внутреннее строение корня. Дем. «Рассматривание корневых окончаний с помощью лупы»

Зоны корня, строение корня в зоне поглощения.

ПУ

§ 7

12.

Разнообразие корней. Видоизменённые корни.

Корнеплоды.

ПУ

§ 8

13.

Почва и удобрения.

Минеральные и органические удобрения, обработка почвы, значение перегноя.

ПУ

§ 9

14.

Обобщение темы «Минеральное питание и водообеспечивание растений», ТК

ТК

III. Воздушное питание растений, транспорт веществ (9)

15.

Воздушное питание растений. Побег и его функции.

Фотосинтез и транспирация. Органы побега: стебель и лист.

ПУ

§ 10

16.

Почка – зачаточный побег. Лабораторная работа № 3. Строение почек и расположение их нас стебле.

Типы почек по расположению: верхушечные и пазушные. Развитие побега из почки.

ПУ

§ 11

17.

Лист – боковой орган побега. Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 4. «Определение типов листорасположения, распознавание простых и сложных листьев»

Разнообразие внешнего строения листа. Жилкование листа. Листья простые и сложные. Листопад.

ПУ

§ 12, с. 44 - 46

18.

Внутреннее строение листа. Л.р. № 1. «Изучение строения кожицы листа под микроскопом»

ПУ

§ 12, с. 46 - 48

19.

Стебель – осевой орган растения (разнообразие, внутреннее строение)

Функции стебля, разнообразие стеблей, рост стебля в длину.

ПУ

§ 13, с. 49 - 50

20.

Передвижение по стеблю минеральных и органических веществ. Дем.  «Рассматривание внутреннего строения стебля на спиле древесного растения»

Рост стебля в толщину. Образование годичных колец.

ПУ

§ 13, с. 50 – 52.

21.

Видоизменённые побеги. Л.р. № 2 «Изучение клубня картофеля (внешнее и внутреннее строение)»

Корневище, клубень, луковица. Их строение и биологическое значение. Биологическая роль усов, колючек.

ПУ

§ 14

22.

Урок- обобщение (КВН)

ПУ

§§ 10 - 14

23.

ТК «Воздушное питание растений, транспорт веществ»

ТК

IV. Размножение и распространение цветковых растений (9)

24.

Размножение растений. Вегетативное размножение.

Размножение видоизменёнными побегами. Черенками, отводками, делением куста, прививкой. Биологическое значение вегетативного размножения.

ПУ

§ 15

25.

Цветок. Л.р. № 5 «Изучение строения цветка»

Строение цветка. Околоцветник, тычинки, пестик и их функции. Цветоножка.

ПУ

§ 16

26.

Соцветия Л.р. №6 «Ознакомление с различными видами соцветий»

Биологическое значение соцветий.

ПУ

§ 17

28.

Опыление у цветковых

Перекрёстное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление.

ПУ

§ 18

29.

Оплодотворение у цветковых

Образование плодов и семян.

ПУ

§ 19

30.

Плод. Дем. «Изучение разнообразия плодов»

Биологическое значение и разнообразие плодов.

ПУ

§ 20

31.

Семя цветковых. Л.р. № 7 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»

Строение и состав семян.

ПУ

§ 21

32.

Проросток цветковых

Условия прорастания семян. Питание и рост проростка. Агротехника посева семян.

ПУ

§ 22

33.

Контрольная работа №1 «Распространение цветковых растений»

V. Водоросли (6)

34.

Водоросли. Общая характеристика, разнообразие, способы размножения

ПУ

§ 25

35/36.

Низшие растения. Водоросли. Отдел Зелёные водоросли. Дем. «Строение зелёных водорослей»

Сходство зелёных водорослей с высшими растениями.

ПУ

§ 23

37.

Отделы Диатомовые, Бурые и Красные водоросли.

Распространение, образ жизни. Особенности строения и размножения. Значение водорослей.

ПУ

§ 24

38.

Обобщение темы «Низшие растения»

39.

ТК «Низшие растения»

ТК

VI. Высшие споровые растения (4)

40.

Отдел Моховидные. Зелёные мхи.

Строение моховидных. Цикл развития. Значение и их охрана.

ПУ

§ 26

41.

Сфагновые мхи. Значение мхов. Л.р. № 8. «Изучение строения мха»

ПУ

§ 27

42.

Отделы Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные.

Строении и размножение папоротников.

ПУ

§ 28

43.

Обобщение темы «Высшие споровые растения» ТК

ТК

VII. Семенные растения (11)

44.

Семенные растения. Отдел Голосеменные

Общая характеристика. Преимущества семени перед спорами.

ПУ

§ 29, с. 107 – 111.

45.

Размножение хвойных. Значение голосеменных

ПУ

§ 29, с. 111 – 113.

46.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Общая характеристика классов Двудольные и Однодольные.

Цветок – отличие покрытосеменных от голосеменных. Происхождение покрытосеменных. Различие однодольных и двудольных растений.

ПУ

§ 30

47

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

Разнообразие и признаки семейств. Значение.

ПУ

§ 31

48.

Класс Двудольные. Семейство Розоцветные

Разнообразие и признаки семейств. Значение

ПУ

§ 32

49.

Класс Двудольные. Семейство Бобовые

Разнообразие и признаки семейств. Значение

ПУ

§ 33

50.

Класс Двудольные. Семейство Паслёновые

Разнообразие и признаки семейств. Значение

ПУ

§ 34

51.

Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные

Разнообразие и признаки семейств. Значение

ПУ

§ 35

52.

Класс Однодольные. Семейство Лилейные.

Разнообразие и признаки семейств. Значение

ПУ

§ 36

53.

Класс Однодольные. Семейство Злаки.

ПУ

§ 37

54.

Высшие растения. Их разнообразие и значение. Охрана Высших растений.

ПУ

§ 38

55.

Обобщение темы «Семенные растения» ТК

ТК

VIII. Бактерии (3)

56.

Отдел Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.

Распространение, строение и жизнедеятельность. Болезнетворные.

ПУ

§ 39, с. 151 - 153

57.

Распространение бактерий в природе. Практическое использование бактерий

Роль в круговороте. Практическое использование.

ПУ

§ 39, с. 153 - 156

58.

Отдел Цианобактерии.

ПУ

§ 40

IX. Грибы (4)

59.

Грибы. Низшие грибы. Дем. Строение мукора и дрожжей

Строение тела, фитофтора. Мукор, строение грибницы. Размножение.

ПУ

§ 41

60.

Высшие грибы. Грибы-паразиты.

Отличие высших от низших. Сапротрофы и паразиты. Шляпочные. Значение.

ПУ

§ 42

61.

Шляпочные грибы. Значение грибов

ПУ

§ 43

62.

Отдел Лишайники

Строение тела, образ жизни, размножение. Значение и охрана.

ПУ

§ 44

63.

ТК «Бактерии, лишайники, грибы»

ТК

64.

Контрольная работа №2  «Размножение и распространение цветковых растений», «Разнообразие растений классов Двудольные и Однодольные

X. Живой организм и окружающая среда (3)

65.

Сообщество растений как составная часть природного сообщества.

Состав и структура сообщества. Факторы, влияющие на растительное сообщество.

ПУ

§ 45

66.

Экскурсия № 2. «Растительные сообщества».

§ 45, рефераты

67.

Воздействие человека на сообщество растений (конференция)

ПУ

68.

Обобщение темы «Живой организм и окружающая среда».

vunivere.ru

Урок биологии 7 класс «Внешнее строение листа»

Урок биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Класс:7 класс.

Тема: Внешнее строение листа.

Цель: Создание условий для формирования представлений о внешнем строении листа.

Оборудование: Дидактический материал по теме, рисунки “Краски осени», презентация «Строение листа», гербарий.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

2. Психологический настрой

Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте! Рада встречи с Вами! Сели ровно, не шумите, друг другу улыбнитесь. Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас будет взаимопонимание и дружеское общение.

Какие заповеди мы должны помнить сегодня на уроке?

- слушай и работай

- помоги другу

- не обижай ближнего

- люби и прощай

- не обманывай

- учеба и труд

Учащиеся читают, каждый выбирает ту, которую считает наиболее важной для себя, произносят вслух 3-4 человека.

Посмотрите в окно и скажите, почему это время года называют золотой осенью?

Слайд №2

Листья на деревьях меняют свою окраску в разные цвета: береза- в желтый, осина- в красный, тополь от желтого до коричневого, но больше всего цвета желтого-золотого.

Об этом времени года Бунин писал:

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой...

Поэт сравнивал природу осенью с теремом расписным, покрытым золотом - листьями и они сверкали на солнце. В природе осенью кругом золото: русские березы, как купола стоят и радуют глаз своим очарованием, дарят тепло и душевный покой всем, кто бывает в осеннем лесу.

 

Слайд №3

 

 

Слайд №4

Учащиеся рассматривают листок календаря “Осень”.

3. Сообщение темы и постановка познавательной задачи

Вот в это сказочное время года в 7 классе на уроке биологии мы будем изучать тему: Внешнее строение листа.

Вы должны сегодня на уроке узнать, что такое лист, где он располагается, его внешнее строение и значение.

Учащиеся читают тему

 

Слайд №5

Из каких органов состоит растение?

Растение состоит из корня, стебля, листа и цветка. Из цветка образуются плоды и семена.

4. Повторение пройденного материала

Какой орган мы изучили на прошлом уроке?

Мы изучили на прошлом уроке корень растения.

Работа по проверке знаний по теме “Корень растения”.

Дифференцированные задания по карточкам

В каком из изученных органов зарождаются листочки?

 

Где зарождается жизнь будущего растения?

Рассматривают(на парте у каждого) проросшее семя фасоли. Листочки боба будущего растения находятся в зародыше семени.

Жизнь зарождается в семени.

Посмотрите на комнатные растения: все они радуют нас красотой своих листьев. Назовите эти растения.

Слайд №6

Учащиеся называют комнатные растения.

5. Усвоение новых знаний

Объяснение учителя:

1. Лист - надземный орган.

Где он располагается?

Лист состоит из широкой части, которую называют листовой пластинкой и узкой части – черенка.

Покажите черенок.

Как вы думаете, что значит листья черенковые и сидячие?

Объясняю понятие:

Листья, имеющие черешок – черешковые; не имеющие черешка и прикрепляющиеся к стеблю листовой пластинкой – сидячие.

Найти в классе, назвать и показать растения.

 

 

Располагается лист на стебле.

 

Учащиеся показывают листовую пластинку на любом листе у себя на парте, показывают черешок.

 

 

Слайд №7

2. Размеры листьев.

Листья по размеру бывают разные.

Называют растения с черешковыми и сидячими листьями.

Рассматривают размеры листьев у комнатных растений.

3. Жилкование.

Посмотрите на обратную сторону листа, что вы там видите?

- Параллельное

- Дугообразное

- Сетчатое

Закрепляем понятия на комнатных цветах.

 

Учащиеся сами отвечают: “ это жилки”. Показывают листочки с разным жилкованием.

Слайд №8

4.Листорасположение.

Показ гербария из веток березы, сирени, олеандра:

- очередное

- супротивное

- мутовчатое

 

 

Слайд №9

6. Физминутка

Отгадайте что у меня в мешке?

Сама осень к нам пришла на урок. Сейчас мы с ней пообщаемся, попрощаемся с листочками, так как они сделали свое доброе дело и облетели с деревьев, потому что накопили много вредных веществ, очистили воздух и растение и теперь превратятся в удобрение, когда сопреют в лесу или в поле и опять принесут пользу новым растениям и их листочкам.

Работа в тетрадях по вариантам:

1 группа - задание №1

2 группа - задание №2

Выборочное чтение по учебнику.

 

 

Догадались – это осенние листья.

Выходят к доске: прошуршали, услышали шепот листьев.

Учащиеся с удовольствием, с улыбкой и смехом общаются друг с другом.

Прочитать вывод по теме урока на странице 43 учебника.

Игра “Узнай лист”?

Взаимопроверка

Слайд № 10

Страница 67, №17 читать, отвечать на вопросы.

Дети читают

7. Закрепление изученного материала

Работа с гербариями.

А сейчас удобно сядьте, расслабьтесь, осенний лес пришел в гости.

Определяют листья.

8. Итог. Домашнее задание

 

9. Выставление оценок

Дети любите и берегите природу родного края! Ведь она самая красивая в мире!

Презентация «Краски осени»

infourok.ru

Внешнее строение листа - ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ - Учебник БИОЛОГИЯ 7 класс - Лисов Н. Д.

ГЛАВА 8 ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

§ 30. Внешнее строение листа

Функции листа. Лист — боковой плоский орган растения, который выполняет функции фотосинтеза, транспирации и газообмена. В клетках листа находятся хлоропласты с хлорофиллом, в которых, как вы знаете, на свету из воды и углекислого газа осуществляется «производство» органических веществ — фотосинтез.

Вода для фотосинтеза поступает в листья из корней. Часть воды листьями испаряется, что предотвращает перегрев растений солнечными лучами, так как при испарении расходуется излишек тепла. Вспомните, в прошлом учебном году вы проводили опыт по изучению испарения воды растениями. Испарение воды листьями называется транспирацией.

Из воздуха листья поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, образующийся при фотосинтезе. Ночью, когда темно и фотосинтез не идет, листья поглощают кислород, а выделяют углекислый газ, образующийся при дыхании. Процесс обмена газами между растением и окружающей средой называется газообменом.

Внешнее строение листа. Листья разных растений различаются по внешнему виду. В то же время между ними много общего. У большинства растений листья зеленые. (Подумайте почему.) Они состоят из листовой пластинки и черешка (рис. 123).

Рис. 123. Листья: черешковый у липы и сидячий у медуницы

Листовая пластинка выполняет основные функции листа. Внизу она переходит в черешок — суженную стеблевидную часть листа. При помощи черешка лист прикрепляется к стеблю. Такие листья называют черешковыми. Черешковые листья имеют липа, береза, вишня, клен, яблоня.

У некоторых растений у основания черешков находятся прилистники, имеющие вид пленок, чешуек, маленьких листочков (рис. 124).

Рис. 124. Прилистники

Основная функция прилистников — защита молодых развивающихся листьев. У гороха, чины весенней и многих других растений прилистники сохраняются в течение всей жизни листа и выполняют функцию фотосинтеза. У липы, березы, дуба пленчатые прилистники опадают в стадии молодого листа. У некоторых растений, например у акации белой (робинии лжеакации), прилистники видоизменены в колючки и выполняют защитную функцию, охраняя растения от повреждений животными.

У алоэ, гвоздики, льна, традесканции, медуницы листья не имеют черешков. Такие листья называются сидячими (см. рис. 123). Они прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки.

У некоторых растений (рожь, пшеница и др.) основание листа разрастается и охватывает стебель (рис. 125). Такое разросшееся основание придает стеблю большую прочность.

Рис. 125. Лист пшеницы

► Листья большинства растений имеют размеры от 3 до 15 см. Длина листьев некоторых пальм достигает 10 м и более. Плавучие округлые с загнутыми вверх краями листовые пластинки виктории регии, которая обитает в водах реки Амазонки, достигают в поперечнике 2 м. Такой лист легко удерживает на своей поверхности 3-летнего ребенка.

А у вереска обыкновенного, растущего у нас в Беларуси, длина листочка измеряется всего несколькими миллиметрами.

Простые и сложные листья. У липы, осины, сирени, пшеницы листья имеют только одну листовую пластинку. Такие листья называются простыми.

Форма листовых пластинок разнообразна: у осины она округлая, у сирени и липы — сердцевидная, у пшеницы, ячменя — линейная и т. д. (рис. 126). Листовые пластинки дуба и клена разделены вырезами на лопасти и называются лопастными (рис. 127).

Рис. 126. Формы листовых пластинок

Рис. 127. Простые листья

Листья одуванчика — раздельные, их вырезы более глубокие. Вырезы рассеченных листьев тысячелистника и полыни доходят почти до середины листа.

У рябины, каштана, акации, земляники, клевера, люпина листья сложные (рис. 128). Они имеют несколько листовых пластинок, которые прикреплены к одному главному черешку маленькими черешками. Во время листопада сложные листья опадают не целиком: сначала осыпаются листочки, затем — черешки.

Рис. 128. Сложные листья

Жилкование листа. На нижней стороне листовых пластинок хорошо заметны жилки. Это проводящие пучки листьев (рис. 129).

Рис. 129. Проводящие пучки листьев

Они состоят из проводящих и механических тканей. Расположение в листьях проводящих пучков называется жилкованием (рис. 130).

Рис. 130. Жилкование листьев

У ириса, кукурузы, пшеницы жилки располагаются параллельно одна другой. Это параллельное, или линейное, жилкование. У купены, ландыша, подорожника жилкование дуговое — жилки по листу идут дугами. У березы, дуба, тополя жилки на листьях образуют сеть. При этом от крупной центральной жилки отходят боковые, которые также ветвятся. Такое жилкование называется сетчатым. Сетчатое жилкование может быть пальчатым и перистым. При пальчатом жилковании несколько крупных жилок отходят радиально от основания пластинки, как растопыренные пальцы рук (клен и др.). При перистом жилковании выделяется одна главная жилка, от которой отходят ветвящиеся боковые (береза, черемуха, дуб, тополь и др.).

Листорасположение. Листья на стебле располагаются таким образом, чтобы избежать затенения одного другим. Чаще всего наблюдается очередное листорасположение — листья на стебле размещаются один за другим (ива, дуб, береза, злаки, голубика, колокольчик, яблоня, тополь). При супротивном листорасположении листья располагаются попарно, друг против друга (клен, сирень, молочай, жимолость, шалфей, мята). Если листья располагаются по три и более в узле — это мутовчатое листорасположение (вербейник обыкновенный, подмаренник, вороний глаз, олеандр, элодея) (рис. 131).

Рис. 131. Листорасположение

Выводы.

Лист — боковой плоский вегетативный орган растения, который выполняет функции фотосинтеза, транспирации и газообмена.

Различают черешковые и сидячие листья.

У некоторых растений есть прилистники.

Различают простые (с одной пластинкой) и сложные (с несколькими пластинками) листья.

Для листьев разных растений характерно определенное жилкование: параллельное (линейное), дуговое и сетчатое (пальчатое и перистое) и листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое).

1. Из каких частей состоит лист? Какие функции выполняет каждая из частей? 2. Как располагаются листья на стеблях? 3. Что представляют собой жилки листьев? Какую функцию они выполняют? 4. Почему листья большинства растений имеют уплощенную форму? Как вы считаете, связано ли внешнее строение листа с выполняемыми им функциями?

www.compendium.su


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта